ПРОБЛЕМА ЗАПИСИ СПЕКТАКЛЯ

Г. гоян
Керченский городской драматический театр. «Мастера времени» И. Кочерги. Постановка
Я. А. Жданова. I акт.
Давно исчезли, безвозвратно погибнув, целые цивилизации, а произведения искус
ства, созданные ими 5—6 тысяч лет тому назад, и сейчас живут в бесчисленных залах музеев. Любой из нас может увидеть в Эрмитаже статуи Ассирии, образцы замечательной архитектуры Вавилона, скульптуру и живопись древнего Египта.
Если мы возьмем вместо пространственных искусств литературу, поэзию, то и здесь достаточно протянуть руку к книжной полке, чтобы ощутить неувядаемую красоту об
разов «Илиады» и «Одиссеи» легендарного Гомера.
Вы можете пройти сквозь века и познакомиться с искусством архитекторов, скульп
торов, живописцев и поэтов. Но этого вы не сможете сделать по отношению к искусству театра.
Часто историю драматургии пытаются выедать за историю театра. Верно, что драматургия — родная дочь театра, родившаяся в его недрах. Но без искусства актера нет театра. Драматургия, если не брать ее как самостоятельную ветвь литературы, — толь
ко часть театрального искусства. Именно поэтому она не может заменить целого. В целом театр живет лишь в те минуты, когда
идет представление. Отзвучали слова, ушли актеры — и остались воспоминания о спектакле. Остались отдельные аксес
суары, бутафория и текст ролей. Но это уже не театр.
Насчитывающая более двух с половиной тысяч лет история театра целиком строится на рассказе о нем, а не на показе его. Ясно, как мало говорят самые подробные описания по сравнению с непосредственным восприятием. Но, к слову сказать, даже этих рассказов дошло до нас не так уж много.
Зритель любуется статуей, творец которой умер 6 тысяч лет тому назад. Когда же уми
рает актер — умирает и спектакль. Актер — не только материал, но и творец произведения театрального искусства, лепящий сценический образ из материала своего «я» пси
хического и физического. Актер выступает перед зрителем непосредственно. В этой непосредственности общения заключается особая могучая сила воздействия театра.
Нужно ли доказывать, как много выиграли бы мы, если бы театр, вопреки собственной природе, оставлял после себя памятники сценического мастерства, если бы произведения театрального искусства накаплива
лись бы как книги в библиотеках, как картины в музеях. Если бы в наших театральных училищах слушали не анекдоты о Гарри
ке или Сальвини, а имели бы возможность воочию увидеть игру Ермоловой или Сарры Бернар, так же как студенты ИЗОшколы
ходят смотреть картины Рембрандта или Ван-Дейка.
Пройдет несколько десятков лет, и имена наших современников будут звучать легендарно. Сойдет со сцены старая гвардия Ма
лого театра, МХАТа, и будут о них судить по мемуарам и воспоминаниям.
Эти документы, конечно, интересны, но сейчас речь идет не об этом. Мы подошли вплотную к чрезвычайно важной проблеме записи спектакля. Речь идет о сохра
нении навеки лучших достижений советского театра. Решение этой задачи откроет новую эпоху в истории мирового театра.
Многое непонятное в технологии театрального искусства стало бы ясным, если бы с живым спектаклем можно было поступать так, как поступает с романом или _повестью литературовед: перечитывает непонятные
страницы, перелистывает книгу назад, чтобы сравнить интересующее его место с началом, выписывает нужную цитату ,и т. д. Не слу
чайно театроведение еще. в младенческом
возрасте, в то время как литературоведение и литературная критика имеет Белинского. Театроведение станет на твердую почву только со дня разрешения проблемы записи спектакля.
Передовая мысль работников театра уже с конца XIX века бьется над проблемой записи спектакля. Степанов в 1896 г. изобрел систему фиксации спектакля, подражающую нотной записи на девяти линейках. На верх
них двух он обозначал движения головы. На следующих трех — движения рук, и осталь
ные четыре линейки он отводил ногам, Иванов предложил запись на пяти линейках со сложной системой крючков и значков. В московском Художественном театре записы
вали движения актеров сочетанием римских и арабских цифр, наносимых на план сцены. Стрелкой указывали направление движения. Пытались найти решение задачи, подражая записи шахматной игры, т. е. разделив сцену на квадраты.
В наши дни в государственном театре им. Мейерхольда группа театроведов во главе с
тов. В а р п а к о в с к и м разработала свою систему записи, положив в основу печатную строчку текста роли каждого действующего лица и установив для длительности строчки определенную единицу времени (4 секунды). Ныне эта группа ведет записи с помощью аппаратуры.
Всероссийское театральное общество организовало с апреля текущего года специаль
ный научно-исследовательский кабинет по
записи произведений театрального искусства. Цель кабинета — изучать и систематизировать- все ранее делавшиеся и ныне делающи
еся попытки в этом направлении, а главное— самостоятельно разрабатывать методы запи
си спектакля, опираясь на все достижения современной науки и техники.
Это вовсе не исключает графическую запись. Наоборот, научный сотрудник ленинградского отделения Всероссийского театрального общества тов. Шульгин ус
пешно ведет графическую запись постановок ленинградского Малого оперного театра. Ко
гда недавно в Америке ставили «Катерину Измайлову» Шостаковича, то графическая запись ленинградской постановки этой опе
ры, сделанная тов. Шульгиным, широко и с успехом была использована. Разработка гра
фических систем записи .важна еще и потому, что она доступна каждому театру.
Но необходимо найти более совершенные методы и средства записи. Одним из тако
вых, очевидно, явится звуковое кино. Близко то время, когда звуковое кино окончательно завоюет цвет. Не за горами и рель
ефное, стереоскопическое проектирование на экране. Все это даст невиданные возможности записи и сохранения спектаклей.
Конечно, заснятый спектакль не будет кинокартиной. У кино свои законы отбора и композиции материала. С другой стороны, никогда самая совершенная звуко-цветная И рельефная кинозапись не заменит театр. Не
посредственное живое общение художника-актера со зрителем, творческое взаимодействие между зрительным залом и сце
ной — это неизменные и решающие особенности театра.
Но тем не менее благодаря кино мы сможем очень близко подойти к идеальной фиксации спектакля.
Излишне доказывать, какую огромную культурную роль сыграет показ в отдель
ных краях нашей необъятной социалистичес
кой родины лучших достижений Москвы — мировой столицы театрального искусства.
Недавно кабинет ВТО по записи произведений театрального искусства совместно с фабрикой звукозаписи Всесоюзного радио
комитета организовал в Радиотеатре показ работ фабрики.
Звук — один из важнейших элементов театрального искусства. Научиться как следует записывать звук — большой шаг в деле раз
решения интересующей нас проблемы записи спектакля. Прекрасные тонфильмы Радиокомитета убедительно говорят, что этим слагаемым наша советская техника прочно овладела. Когда слышишь полную яркой вы
разительности речь Василия Ивановича Качалова, невольно устремляешь свой взгляд на репродуктор, желая дополнить яркое слу
ховое впечатление зрительным восприятием жеста, мимики актера. А это может дать кино. Исключительные успехи нашей кине
матографии позволяют считать, что и этой стороной дела советская техника овладела так же прочно, как и записью звука.
Не случайно комитет, подготавливающий советский театральный отдел парижской Международной выставки 1937 г., на первое место вслед за показом ,непосредственно самих спектаклей наших театров поставил вопрос о кинокартинах, демонстрирующих советский театр в действии.
Разрешение этих задач записи спектакля
требует объединенных усилий всех организа- , ций и всех работников советского театра.