Вовк, как и других мастеров и инструкторов, отдающих свои силы украинскому народному искусству, звания заслуженного мастера народного искусства Украины.
Другой заслуженный мастер народного искусства УССР — талантливая колхозная художница Параска Власенко — до последнего времени работала звеньевой свекловодческой бригады колхоза им. Горького, Барышевского района, Киевской области. Параска была младшей дочерью в огромной бедняцкой семье. Детство ее прошло в суровой нужде, и всегдашняя мечта — научиться грамоте — была несбыточной.
„В нашем селе, — рассказывает Параска Власенко, — нас больше знают не под фамилией Власенко, а зовут нас „Вольные“. Это потому, что мой прадед, искус
ный художник, еще до отмены крепостного права был освобожден за то, что обучил рисованию панского сынка. Но, несмотря на эту барскую милость, он оста
вил в наследство нашей семье только нищету — да новое прозвище — „Вольные“. Рисовать полюбила я еще в детстве. Бывало, запотеет окно в хате — я на нем пальцем и рисую. Много лет с тех пор прошло, а я и до сих пор люблю разглядывать морозные узоры на окнах и срисовывать их. У нас и вышивка такая на Украине
есть — „мороз“ называется. Раньше, до революции, кто бы внимание обратил на мою работу? Сказали бы — пустяками занимаешься. А теперь на Советской Украине и в самом деле стали мы все вольные: живем хорошо, работаем радостно и весело...“
За последние годы Параска Власенко получила широкую известность как талантливая создательница нового украинского декоративного орнамента.
В области украинской народной художественной керамики одной из колоритнейших творческих фигур является Иван Гончар, заслуженный мастер народ
ного искусства УССР. Иван Гончар виртуозно владеет всеми формами фигурной и декоративной керамики. В своих художественных скульптурах он проявляет большое знание жизни, тонкую наблюдательность, сатирическую иронию. О себе Гончар говорит:
„Мне пятидесятый год идет. Родился я в селе Кришенцы, Винницкой области. Места у нас были бедные, село — безземельное, крестьяне — безлошадные. Одним только богаты — глинами. Глины лежат кругом, конца-краю не видно. И белая есть, — она на глиняную массу идет, и цветные глины, что идут на рас
краску посуды. Вот и стали еще исстари наши мужики гончарить. Отец мой знаменитый гончар был. Он 110 лет прожил, десятилетним хлопцем за гончарский