В. Нильсен

Комбинированная съемка является одной из интереснейших проблем современной кинотехники, значительной не только как средство расширения творческих возможностей кино, но и как фактор рационализации и удешев
ления процесса производства кинофильм. Однако специфические условия
буржуазного патентного права привели к засекречиванию многочисленных способов комбинированной съемки, превращенной в зарубежной кинематографии в профессиональную «тайну» отдельных операторов.
Настоящая статья, тан же нан и статья о транспарантной съемке, помещенная в предыдущем номере журнала «Советское кино», построена в основном на материалах книги В. С. Нильсена, выпускаемой в текущем году Государственным издательством легкой промышленности, под общим названием «техника комбинированной киносъемки».
Книга В. Нильсена представляет собой первый опыт систематизированного изложения методов комбинированной съемки с их детальным техническим обоснованием. Учитывая большой интерес подобной работы для советских режиссеров и операторов, редакция помещает здесь предисловие С. М. Эй
зенштейна к книге В. Нильсена, которое имеет самостоятельное значение как опыт методологического обоснования принципа комбинированной съемки.
Фотографическая репродукционная техниния владела могущественным техническим ка почти с первых дней своего существоване находило себе применения в кинематографической практике. Возможность ре
средством, которое до последнего времени продуцирования фотоснимка средствами проекционной печати позволила не только устранить ряд дефектов негатива помощью промежуточной оптической ре
туши, но и совмещать в одном отпечатке отдельные части нескольких негативов, вводя изолирующие маски в процессе печати.
Эти средства, так же как и увеличение кинонегатива, до 1931 г. в кинематографи
ческой технике не применились. Вместе с развитием различных видов комбинирован
ной съемки, в последние годы усилившим интерес к полузабытым способам двойной и многократной печати, вновь был поднят вопрос о лабораторных средствах комбинирования кадра, и в результате мы имеем
сегодня копировальный аппарат для проекционной печати, безу
словно являющийся одним из крупнейших достижений современной кинотехники.
Многочисленные типы копировальных аппаратов для проекционной печати, выпущенные за период 1931—1933 гг. различными европейскими и американскими фирмами, с точки зрения общей схемы конструк
ции в основном построены по однородному принципу. В каждом копировальном аппа
рате этого вида мы различаем семь отдельных групп приборов, имеющих самостоя
теЛьное предназначение.
Эти труппы распределены следующим образом:
1. Источник света, освещающий поверхность копируемого негатива и выполняющий те же функции, что и лампа проекционного аппарата.
2. Проектор, транспортирующий копируемый негатив.
3. Оптическая система, отображающая негативное изображение на плоскость позитивной пленки.
4. Аппарат пересъемки, фиксирующий негативное изображение на последовательно сменяющихся кадрах позитива.
5. Передаточная система, состоящая из жесткого вала и комбинированного по принципу коробки скоростей набора зубчатых передач.
6. Приводной механизм.
7. Станина, на которой монтирована вся установка.
Между оптической системой, т. е. объективом, и аппаратом пересъемки помеща
ются различные маски и приспособления, позволяющие переснимать лишь отдельные части негативного изображения и таким путем комбинировать сложный кадр на позитиве.
Такое распределение приборов за не

брльшим исключением встречается во всех

проекционная

кинопечать