вариант II близок по организации квартир к варианту I; терраса шестигранная, полезная площадь 56 м2.
Вариант III — прямоугольный план. Использовано подкровельное пространство как крытая терраса. На I этаже кры
тая терраса, на II этаже — балкон. Окраска главного фасада — белая; боковых фасадов — оранжевая. На боковых фасадах — винтовые лестницы, окна ступенчатые; полезная площадь
63 м2.
Вариант IV (опытный). Восьмиугольный план. По штукатурке окраска в оранжевый цвет или светло-синий (кобальт). При обшивке досками без покраски можно применять раз
личную систему обшивки (см. варианты обшивки фасада). Пространство под односкатной крышей используется как крытая терраса. На II этаже окна круглые; полезная площадь — 64 м2.
Вариант V (опытный). Форма — конус. Восьмиметровые бревна на деревянных стульях, схваченные вверху на обвязку (обход дымовой трубы), образуют основной каркас.
Утепление фибролитом, обработка исключительно деревом. Кровля — драночная. Печная труба архитектурно увязывается (печка в центре). Запроектирован крытый утепленный балкон, как часть II этажа; полезная площадь — 78 м2.
Средняя кубатура каждого павильона 280 м3. Средняя стоимость — 5000 руб.
В результате проработки изложенных проектных материалов
можно наметить основные архитектурные установки по дачному строительству.
В части планировки дачных поселков помимо общих вопросов увязки с местностью, парковой организации зеленых на
саждений и архитектурной композиции имеет громадное значение применение разнообразных архитектурно-планировоч
ных форм кварталов. Помимо прямоугольных должны быть
проработаны круглые, шестигранные, трехугольные кварталы, наравне с принципами «пейзажной» свободной застройки. В типах дачных поселков основными архитектурными прин
ципами являются: 1) геометрическая выразительность общей формы, т. е. неусложненная форма плана и объема, что выгодно и в строительном отношении; 2) цветовое оформление зданий; 3) фактурная обработка стен и деталей.
В дачных павильонах, как сооружениях, предназначенных для отдыха, необходимо смело применять различные архитектурные формы комнат и объемов зданий — цилиндры, шестигранники, восьмигранники, конусы, конечно в соответ
ствующей обработке. Распространенный в данный момент тип дачных домов добросовестно повторяет формы русской избы. Это можно объяснить только архитектурным консер
ватизмом. Достаточно вспомнить древнерусское деревянное зодчество, чтобы убедиться в том, какое богатство форм до
пускает дерево как строительный материал при творческом отношении к вопросам архитектуры.
Соцгородок отдыха «Дубровицы» начат постройкой в Подольском районе вблизи г. Подольска, вверх по течению р. Пахры по обеим сторонам ее. На территории строительства в цен
тральной части в р. Пахру впадает р. Десна, по берегам которой и располагается основная территория соцгородка. Место слияния рек — одно из лучших в пейзажном отноше
нии, — оно является естественным композиционным центром планировочного комплекса.
Территория, отведенная под строительство городка, представляет собой пологую террасу со склонами к реке, причем у берегов рек рельеф сильно понижается, в некоторых частях образуя довольно крутые склоны. Большая часть тер
ритории покрыта лесом, частью хвойным, частью лиственным и смешанным.
Постройка городка разделяется на две очереди. Для строительства первой очереди отводится территория в 175 га. Строительство второй очереди располагается на правом берегу реки, на территории, занимаемой совхозом «Дубровицы».
Согласно задания на всей территории должен быть запроектирован комплекс домов: кратковременного отдыха на 3000 чел.; для длительного отдыха на 1600 чел. и детского отдыха на 400 детей. Кроме того в планировке должен быть учтен дачный поселок в 400 дач, как самостоятельная часть комплекса.
В проекте предусмотрены все обслуживающие помещения, как-то: столовые, физкультурные площадки, солярии и аэ
рарии, парки и пр. В первую очередь будут построены дома однодневного отдыха на 1000 чел., парк и обслуживающие сооружения дома однодневного отдыха для семейных на 500 чел. Во вторую очередь —все остальное.
Планировка городка отдыха удачно увязывается с проектом
перепланировки города Подольска как в отношении транспортной связи, так и в отношении районирования города.
По проекту перепланировки Подольска к территории городка отдыха «Дубровицы» непосредственно примыкает парк куль
Генплан. — Plan d’ensemble. — General plan — Generalplan
в. калмыков и в. попов

ГОРОДОК ОТДЫХА „ДУБРОВИЦЫ“