В. Нильсен, Э. Тиссэ

К итогам московской и ленинградской конференций операторов.
В апреле 1933 года по инициативе группы московских кинооператоров и областного комитета союза Рабис в Москве была созвана первая операторская конференция. Эта конференция, проходившая в исключительно деловой обстановке, не была от

мечена ни участием Кинорежиссеров, получивших приглашение совместно обсудить

ряд проблем творческого порядка, ни вни

манием руководства АРРК, из поля зрения которого систематически выпадают вопро
сы операторского творчества. А между тем на этой конференции впервые в истории советской кинематографии наряду с важнейшими докладами о технической базе и освоении отечественной пленки был поставлен кардинальный вопрос высокого прин
ципиального значения—-вопрос о роли кинооператора в творческом процессе создания художественного произведения. Впервые за пятнадцать лет существования советской
кинематографии ведущая группа советских операторов с необычайной активностью и в полном единении выступила с декларацией ряда принципиальных установок, нашед
ших свое выражение в докладе А. В. Головни и выступлениях делегатов конференции.
Исключительное принципиальное и производственное значение поднятого вопроса характеризуется также и той дискус

сией, которая была проведана в начале июня на производственном совещании ленинградских операторов, резолюции кото

рого полностью подтвердили основные установки московской конференции.

Такое единство в установках отнюдь не должно рассматриваться как явление случайного порядка. Творческий рост опера
торских кадров достиг такого уровня, при котором существующее положение оператора на производстве уже не может удовлетворить предъявляемым к нему художественно-идеологическим требованиям, дале
ко выходящим за рамки узко понимаемых профессионально-технических функций «че

ловека-камеры». Производственное положение советского кинооператора в новых ус

ловиях требует коренного пересмотра, и в этом смысле следует раз навсегда отрешиться от некритически воспринятых установок буржуазного кино, сводящего творческие тенденции кинооператора к техническому процессу фотографирования фильм.
Вопрос о роли кинооператора в творческом процессе создания фильмы, неоднократно служивший предметом ожесточен
ных дискуссий, имеет достаточно большую историю не только у нас, но и в буржуаз
ной кинематографии. Для того чтобы с полной отчетливостью выявить сущность разногласий между пониманием роли оператора советской и буржуазной кинематографии, мы постараемся определить те организационные формы в развития буржуазно
го кино, которые создали законченный тип кинооператора-техника, стоящего вне рамок творческой работы кинематографиста.

1 Что мы понимаем под термином «опера

торское искусство»? При всей молодости художественной кинематографии как спе
цифического вида искусства такой вопрос на первый взгляд может вызвать вполне понятное недоумение. Профессиональные функции отдельных участников производства кинофильм, казалось бы, настолько общеизвестны, что вряд ли нуждаются в осо

бом определении. В широком смысле работу кинооператора обычно принято понимать как технический процесс экраниза

ции заданной инсценировки средствами фотографии и кинотехники. Такое понимание, свойственное производственно-творче
ской структуре буржуазного кино, возникает тогда, когда творческий момент реализации задания фильмы усматривается только в системе режиссерского построения карти
ны, вне связи с функциями оператора, осу
ществляющего изобразительную трактовку данного произведения. В таком случае на долю оператора действительно выпадает

кинооператора

о творчестве