И на «Моей родине» и на «Окраине» ясно сказался недостаток большой советской культуры у наших режиссеров и сценари
стов. Известное «настроенчество», склонное безотносительно идеалистически развивать несомненно нужные для картины моменты фольклора, «атмосферы» (провинция в «Ок
раине», публичный дом в «Моей родине»), превратило многих героев «Окраины» в пер
сонажей американской картины, а «Мою ро
дину» привело к дискредитации Красной армии.
Общий вывод из анализа последней продукции. При наличии высокого мастерства в овладении специфи
кой киноискусства назрела необходимость большей советской культуры киноработни
ков. По яркости, блеску специфического приема мы можем равняться на наших лучших мастеров, но по глубине и мировоз
зренческой целостности содержания мы пока должны равняться по литературе. «Подня
той целины» у нас, в кинематографии, еще кет.
Создание большой культуры кино — основная задача РоссАРРК.
Реорганизация АРРК, перенеся основную работу на производство, преследовала цель повседневной тесной увязки работы АРРК с практикой производства.
Основная задача как взаимной товарищеской помощи в работе, так и помощи мо
лодняку могла быть полностью разрешена лишь на производстве. Каждая работа (заявка, сценарий, картина) должна быть разо
брана и обсуждена, но не каждая должна быть вынесена на общеаррковское обсуждение.
Большие творческие проблемы могут быть подняты в общеаррковском масштабе, но они должны быть освоены и проработаны в ячейках на производстве.
Дискуссионный просмотр работ, имеющих особо важное значение, должен быть подготовлен — это работа ячейки на производстве.
Необходимое нам создание крепкой увязки между творческими работниками и ру
ководством фабрики, а также партийной ее частью является важнейшей задачей ячейки на производстве.
Как развертывалась работа РоссАРРК за истекший год? Об этом информируют дальнейшие материалы.
Среди них работа Ленинграда заслуживает особого внимания.
Создание клуба и налаживание его бесперебойной работы показывают как большую активность работников, так и назрев
шую конкретную необходимость в создании материальной базы для общения творческих работников.
В Ленинграде создана крепкая товарищеская атмосфера, допускающая резкую, но объективную критику и непосредственную помощь в текущей работе. Результат этого — растущая консолидация творческих сил.
Работу Ленбюро мы не можем отделить от идейно-художественного роста работни
ков фабрик. («Встречный, «Первый взвод», сценарные заявки Эрмлера и Фексов, ре
зультаты дискуссий о «Славе мира» и «Жить», дискуссии по «Ивану», «КШЭ» и «Дезертиру». Ленбюро сделаны первые шаги по поднятию общих теоретических вопро
сов. (доклады Иезуитова и Бартенева). Сколоченность актива позволила создать ряд бригад (режиссерская коллегия, редакционная коллегия и др.).
Начата коллективная работа над сводными критическими статьями, подводящими итоги дискуссиям. Есть конкретные резуль
таты воздействия работы АРРК на практику производства. Снятие ряда картин с темплана. Поворот к колхозной тематике (Ри
дер), ответ на проработку вопроса о немой фильме (И. Трауберг). Очень важна постановка вопроса о национальной кинематогра
фии и связанный с ней выезд работников в Минск. Развивается работа по связи с литераторами.
Общий вывод:
Крепкий актив и в основном правильно взятое направление работы.
Недостатки. Отсутствие постановки основных ведущих на данный момент вопросов нашей кинематографии: о массовом зрителе, о сценарии, о связанных с ним вопросах социалистического реализма, о творче
ском преломлении вопросов организации труда. Недостаточное развертывание вопро
сов об оборонной и колхозной фильме. Остатки групповых установок в критике при правильном наличии борьбы с ними.
Отсутствие развертывания плановой работы с молодежью, хотя наличие прекрасной материальной базы позволяет это. Поверхностная связь с литераторами. Надо прив
лечь их к совместной разработке общих теоретических вопросов. Плохая втянутость в работу операторов и работников хроники. Недостаточно полное отражение в прессе.