М. Король

Сценарий «Первый взвод» был задуман, как «Октябрьская революция в Белорус
сии», в процессе работы он превратился в «Западный фронт» с тем, чтобы пережить еще одно превращение, на этот раз последнее—-в «Первый взвод».
В авторском письме к сценарию «Западный фронт» т. Бродянокий указал:
«Историю Октябрьской пролетарской революции в БССР не исчерпать и десятку больших полотен. В данном сценарии сделана попытка развернуть перед аудиторией только один боевой эпизод революции. В основу сце
нария положен точный фактический материал. Сырой фактический мате
риал не переносился непосредственно на экран. Стремясь переплавить ма
териал и образы автор, не допуская произвола творческой фантазии и вы
мысла в его чистом виде, опирался на факты».
Мало утешительного в рассуждениях автора относительно фактического материа
ла. С одной стороны, переплавка материала и образов, а с другой, умышленное ограничение авторской фантазии. Как же с переплавкой? Увидим ниже, что это преду
преждение автора основано действительно на фактическом материале.
Тов. Бродянский вводит читателя в свою творческую лабораторию. Он не секретни
чает. Эпиграфом он выбрал выдержку из Энгельса о реализме.
«Под реализмом мы подразумеваем кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Повидимому, этот эпиграф должен служить удостоверением автору в реалистичности стиля его работы.
Тов. Бродянский пишет:
«Идейное задание обусловило реалистическую манеру авторского письма и форму сценария, то есть не
сколько приближающийся к роману (!) показ общего в конкретно чувственной форме опосредствованного.

„первый взвод“

единичного (!) — обычный путь художественного произведения, специфи
чески вскрывающего действительность через движение образов».
Роман на экране — это еще одно предупреждение автора на тот случай, если по
требуются доказательства в «исканиях» новой формы «эксперимента». Что касается «опосредствования» и всей туманной словесности — это ничего общего ни со сце
нарием, ни с темой не имеет. Это блеск цитатной мудрости, рассчитанной на то, чтобы ошарашить неискушенного читателя.
Дальше автор сообщает, что следует искать в кадрах его сценария. Оказывает
ся, что уже не Октябрьскую революцию надо искать, а выход из империалистической войны.
«Не претендуя на полное и исчерпывающее раскрытие проблемы в це
лом, автор пытался наметить образы, показывающие революционный выход из империалистической войны. Выход же этот теснейшим образам связан с переходом войны империалистической в войну гражданскую».
Не будем придираться к формулировке, хотя от т. Бродянского можно было бы по
требовать более ясного изложения выхода из империалистической войны. По Бродинскому, выход из империалистической вой
ны теснейшим образом связан с переходом империалистической войны в гражданскую, а на самом деле — единственный выход из империалистической войны, это превращение ее в войну гражданскую. Следовательно, не «теснейшая связь», а единственный выход. Всякий иной «выход» из империалистической вой
ны, как, например, Версальский мир, никак не является выходом из империалисти
ческой войны, а только переходом к подготовке новой грабительской войны.
В начале своего короткого письма автор не без кокетливости сообщает о себе:
«За плечами у автора длинный список кинематографических работ, ни отказываться, ни зачеркивать этот описок у автора нет основания...»