‚ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 1 октября.
(Воен. корр. «Правды»). Осколок бомбы
расщепил старую -пальму надвое, и скло-
нались к желтому песку ee прекрасные
листья. На пляж рухнул «Юнкерс», его
остатки лежат у самой воды. По торным
дорогам плетутся беженцы, усталые коня
ет телеги, груженные домашним скар-
м.

Враг замыслил завладеть кавказским по-
бережьем Черного моря. Он рвется к на-
шим морским базам. Моряки поклялись:
любой ценой отстоим  кавказокое п0обэ-
режье, спасем родной Черноморский флот!
Моряки покидают любимые корабли; схо-
IAT на землю а плечом к плечу с пехо-
тинцами сражаются с врагами. Моряки
видят развалины Новороссийска,  побитые

м сожженные курорты и селения, тде еще

’ краснофлотцев.

так недавно бурляла жизнь. Огненная не-
нависть охватывает черноморцев, и они со
страстью и силой, присущими людям моря,
тромат врага.

Морские пехотинцы там, rye жарче
всего. Вот только один день их борьбы.
На одном участке большая группа немец-
ких автоматчиков просочилась в район
нашей части и пыталась с тыла захватить
артиллерийскую батарею. Завязалея руко-
пашный бой, Батарейцы гранатами рвали
наседавших (hammeron, но немцев было
больше, и, казалось, вот-вот они прорвутся
х орудиям. И в самую тяжелую минуту
неожиданно показался грузовик, на нем
стояли военком Родин и пять краснофлот-

‚ цев о автоматами. Грузовик на всем ходу

ворвался в пущу немцев. Родин и ero 00е-
вые друзья расстрелавали фашистов из
автоматов. Они своим подвигом воодушеви-
ли батарейцев, силы которых уже иссяка-
ли. Дружной атакой бойцы смяли врага и
обратили его в бегство. Батарея была спа;
сена.

По соседству дрались морскае пехотин-
пы, которыми командовал политрук’ К. Пе-
mepos. Фангисты непрерывно атаковывали
То они предпринимали
поихическую атаку — шли во весь рост,
то пытались прорваться перебежками. Без-
результатно. Морские пехотинцы отбили
шесть атак и уложили около своих окопов
роту немецких автоматчиков.

Гремят над горами залпы морских ар-
тиллеристов. На земле они. сражаются так
же упорно, стреляют так же метко, как и
на море. Вот один день боевой работы ба-
тареи, где команлиром Зубков. Орудия вели
огонь по скоплению автомашин противна-

ВОЗДУШНЫЕ
НА ПОДСТУПАХ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 1 октября.
(Воен. корр. «Правды»). Поддерживая б0е-
вые действия пехотных подразделений, лет-
чики Ленинградского фронта и Ераснозна-
менного Балтийского флота нанэели не-
сколько успешных ударов по вражеским
уэлам сопротивления и отневым позициям.

Во время этих операций летчики про-
явили большую стойкость и высокую от-
вагу. Сержант Кривощапов, возвращаяеь
после выполнения задания, обнаружил вра-’
жескую артиллерийскую батарею. Ее огонь
затруднял продвижение наших подразделе-
ний. Летчик подавил батарею.

Самолет младшего лейтенанта коммуни-
ста Яковлева был серъезно поврежден. На-
прягая все силы, летчик продолекал шиур-
мовку вражеских позиций и выполнял 00е-
вое задание.

Истребители прикрытия весь день вели
ожесточенные воздушные бои, парализуя
действия вражеской авиации, срывая все
попытки бомбить наши пехотные подразде-
ления. За день летчики сбили 19 самоле-
тов противника. Кроме того, 17 вражеских
машин уничтожено меткими зазлиали зевия“-
чиков.

Особенно отличились в воздушных боях
летчики  Красноэнаменного Балтийского
флота. Лейтенант Еремянц был ранен в
Руку и ногу, но не вышел из боя. Продол-
жая сражаться, он сбил «Meccepmarnrr-
109». На майора Теплинокого натали 4
вражеских истребителя. Отважный летчик

ВРАГ РВЕТСЯ НА КАВКАЗ. РОДИНА ТРЕБУЕ
HA КАВКАЗСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ

ка, потом перенесли прицел на зенитную
бзтарею: несколько залпов —— и вражеские
зенитки взлетели в воздух. Через некото-
рое время полбили два танка, потом уна-
чтожили два орудия.

Тяжелое испытание выпало на долю ба-
тареи, которой. командует Калмыков. Ha
батарею одновременно налетело 27 пиби-
рующих бомбарлировщиков. Весь холмик,
на котором стояли орудия, был изрыт бом-
бами. Командира батарея сбило с ног, ко-
миссара батареи Дьяченко засыпало  зем-
лей. Несколько человек было убито и ра-
нено. Но все же батарея ни на минуту не
прекращала огня. Фашисты оставили. во-
круг нее четыре самолета.

Над морем и над берегом идут ожесто-
ченные воздушные бои. Весь флот знает о

подвиге летчика коммуниста Борисова. На-

кануне он узнал 0 TOM, 4TO немцы зверска
расправились с его семьей. Он поклялся
отомстить врагам. В полете Борасов вотре-
тился с пятью  бомбардировщиками.  Or-
важный легчик ринулея на врага. Camo-
лет Борисова был подожжен. Своим горя-
щим самолетом Борисов протаранил фадтиет-
скую машину, которая разлетелась на кус-
ки. Падая, самолег Борисова отбил хвоет
второму вражескому самолету. Летчик Бо-
рисов пюгию, как герой.

Высокое мастерство — отличительная
особенность летчиков-черноморцев... Герой
Советского Союза Токарев в этот день вто-
рично шел на бомбежку вражеских 0б’ек-
тов. Наши бомбардировщики были атакова-
ны немецкими истребителями. В машине
Токарева пробит бензобак. Загорелась пло-
скость, но Токарев не ушел от цели до
тех пор, пока не были сброшены все бом-
бы. Над аэродромом он обнаружил, что у
самолета повреждена система выпуска
шасси; тем не менее он посадил машину
мастерски. Самолет был спасен и сейчас
уже вернулся в строй.

Летчики части, где командиром тов.

Дзюба, за 20 дней истребали 88 вражесвих
самолетов. Особенно отлачилось в воздуш-
ных боях подразделение Te военкомом
тов. Собкин. Летчики подразделения сби-
ли 35 немецких самолетов, а сама потерь
не имели. Летчики другой части за этот
же срок уничтожали 48 вражеских само-
летов.

В горах и в воздухе, на воде и в мор-
ских глубинах —— везде черноморцы OT-
важно и упорно сражаются с врагом.

д. РУДНЕВ.

СРАЖЕНИЯ _
К ЛЕНИНГРАДУ

сбил  «Мессершмитт-109» и, несмотря на
ранение, продолжал сражаться до тех пор,
пока не кончилиеь боеприпакы. Смело дей-
ствовал подполковник Слепенков. RK ero
боевому счету прибавилея еще один сбатый
«Мессертимитт». Младший лейтенант Лома-
вин и сержант Емельяненко в неравном
бою сбили пю одному вражескому истреби-

Вчера в энской эскалрилье отмечен
боевой юбилей: несколько дней назал лет-
чики, входящие в ее состав, довели счет
уничпоженных ими вражеских самолетов
до 100. Кроме том, ими сожжено 10 вра-
жеских танков, свыше 100 автомалин с
войсками и грузами, до сотни повозок, око-
ло 6.000 солдат и офицеров, 10 катеров и
других мелких судов, много орудий и пу-
леметов,

Эта эскадрилья провела на подступах к
Ленинграду свыше 500 воздушных боев.
Герой Советекото Союза гвардии ‘капитан
Ефимов лично сбил 17 вражеских самоле-
тов и столько же ебил совместно © TO-
варищами. На счету гвардии капитана Ко-
стылева 16 сбитых самолетов, у твардии
капитанов Львова и Сухова — по 13, У
твардии капитана Каберова — 11.

Котда летчики отмечали уничтожение
сотой вражеской машены, был уже начат
счет гибели второй сотни фашистоких стер-
ВЯТНИБОВ.

Н. ВОРОНОВ.

ЛАТВИИСКИЕ СТР

Бобвая история латвийской дивизии на-
чалась в тяжелые дни обороны Москвы.
Латыши ь под Наро-Фоминском и Бо-
ревоком. Славой мужества, стойкости, ге-.
роизха покрыли они знамена своих пол-
ков. И когда миновала угроза столице, ко-
тда враг был, разпромлен под Москвой и
отаропен, латвийская дивизия ушла ва
другой участок фронта.

...В первую атаку ефрейтор Виллис Ла-
пиный, шел командиром пулеметного взво-
па. Бой был жестокий. Один зз другим
выходили из строя бойцы и командиры.
Ранен команлир роты. И Лапиный, не ко-
леблясь, берет команлование ротой па себя.

Мужество и инициативу проявил Виллис
Латиныхй и в одном из последних. боев,
Подразделения дивизии вели наступлению
на высоту «Палец», Лапиныш, теперь уже
млаликий  лейтенаят, Во время боя пал
комаадир одного из взводов. Лапиныш бы-
стро заменил его и повел ввод в атаку.
Во главе бойцов он ворвалея в немецкие
трантиеи, огнем своэго автомата прокла-
хывая путь вперед. Немецкого ефрейтора,
пытавлтегося остаться незамеченным, Ла-
пиньш собственноручно выволоЕ из лужи
грязи, куда тот забралея, ища спасения,
и взял в плен. Взвод занял неприятельские
трантиеи, два дзота и прочно закрепился
на отвоеванном рубеже.

Алексанир Пурвин сжачала был. <вяз-.
ным, Потом стал минометчиком. В ми-
нуты. затиютья по своей инициативе изу-
чал телефонную связь. Вю время боев вы-
бирался з& передний край и корректировал
оттула. отонь минометов.

В буднях войны Пурвин как-то неза-
метно для кебя прошел путь до младиего
дейтенанта —— командира минометного

(От военного корреспондента «Правды»)

——<—

взвода. Он не совемтил ничего тероиче-
ского. Пурвин упорно совершенствовался,
овлалевал сзоим оружием, учился техни“
ке меткой стрельбы. И этому же учил сво-:
их подчиненных, За три месяца из бойцов
молодого пополнения он подготовил 28 на-
водчиков.

В олном us does Пурвин был ранен и
ковтужен, но отневых позиций не поки-
нул, продолжал руководить расчетами, &
потом заменил выюъывшето из строя коман-
дира своей роты. Сейчас Александр Пур-
ВИН — старший лейтенант, командир ми-
нометной роты. В недавнем бою его рота
равбила один вражеский блиндаж, пять ми-
нометов противника, два стааковых пуде-
мета и уничтожила больше 350 гитлеров-
цев.

Большим уважением пользуется в диви-
зии батальонный комиссар Альберт При-
верт. Это солдат старой боевой закалки.
Он дрался с немцами еще в 1915 году по
Ритой, в TOI тражданской войнър — под
Киевом и Митавой. Коммунист с двадиа-
типятилетним партийным стажем, кобис-
сар полка Альберт Приверг в тяжелые мо-
менты ожесточенных боев не раз водил ба-
тальоны в атаку.

Все бойцы знают © замечательных де-
Jax своих снайперов — последователей
прекрасного сына датытаокого нарола Ге-
роя Советского Союз» Ячиса Вилхелмеа—
любимца и гордости дивизии. Снайперсков
движение развернулось в соединении не-
давно, но Уже вылвинуло плелху масте-
рев меткого въыютрала: Клявиныша, Рай-
байса, Априке» и других. Только за де-
слть последних дней семь снайперов одно-

БОИ МЕСТНОГО
ЗНАЧЕНИЯ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 октября.
(Вовн. норр. «Прэвды»), Южнее Воронежа,
на запалном берегу Дона, nami части вз-
дут бой местното значения. Энское подраз-
деление атаковало позиции противнака, рас-
положенные ва высоте; Подходы к ней
венгры  сальню укрепили проволочными
заграждениями и минными полями. Пре-
ололевая упорное огневов сопротивление
врага, советские бойцы продвинулись впе-
ред и, обтекая высоту, вымети Ha протаво-.
положные скаты. Дело доходило до руко-
пашных схваток. Противник потерял в
этом 6010 до Тоты пехоты. Захвачены

Олно наше подразделение ночью пере-
правиловь на замадный берег Дона и crpe-
мительным ударом атаковало противника.
При этом было истребаево 100 гит-
леровцев, разрушено четыре дзота, уни-
чтожен  шестиствольный миномёт и 12
нулеметов. Захвачено в плен 25 солдат
36-го пехотного полка. Все пленные по
национальности мадьяры и румыны.

На других участках активно действова-
ли напги мелкие прупиы..
Одна группа ночью ‘незаметно  первправи-
лась чёрез реку и вступила в бой © про-
тивником в районе высоты Н. В жаркой
схватке красноармейцы истребили 40 тит-
леровцев, разрушили блиндаж, захватили
пленного, Вымольив ©8010 задачу, груюла

В районе Моздока. Автоматчики под

Воронежа наши мелкие группы а
вели упорный бой за овладение овраинами   Hae провожают покрытые вочНым льдом
одного населенного пункта. Их действия   РеФшины Кавказского хребта; кажется, что
поддерживались артиллерийским огнем, В
результате боя ‘уничтожено два дзота и
выше 150 солдат и офицеров противника.

Наци летчики днем и ночью штурмуют
боевые порядки врага и его тыл. За день
ими подавлена одна артиллерийская и одна
иинометная te уничтожено 7 автома-
шин < пехотой, 14 повозок ¢ грузами, один
железнодорожный эшелон и 15 ваговов, 70
солдал и офитеров.

Вчера ночью немцы пытались  форси-
ровать в одном месте водную преграду. Во-

велед за нами к Северному Кавказу. Мы
уже значительно удалились от Дарьяль-
ского ущелья и мчимся теперь по необ’ят-
ным полям, но горы все следуют за нами,
не теряясь из вида; они как бы 000-
пряют нае издали, словно посылают нам
вдогонку песню победы, могучий гимн
Лилео.

Ведь эти торы — стутники наших пред-
ков; эти вершины, закованные во льды,
были их надежной опорой в горе и ра-
дости, сохранив до сегодняшнего дня 606-
Bol клич грузинского народа. Неусыпным
стражем Грузии стояли эти горы на про-
тяжении веков, оберегая ее от вражеского
патествия. В этих горах и ущельях гибли

НИМ УНИЗОсвалоптий отонъ.
У. ЖУКОВИН.

торы двинуликь с места и устремились.

НО

МЕТКИЙ ОГОНЬ АРТИЛЛЕРИСТОВ

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 октября. (По
телеграфу). Немецкие тяжелые Минометы
открыли огонь по нашим позициям. Точ-

ное расположение вражеской батареи уста-
новить было трудно: она находилась в

тлубоком овраде.

Командир нашей батарен старший лей-

тенант Харабаров принял смелое решение;

Ночью он ‘устроил свой наблюдательный
пункт впереди Haile пехоты, на высоткзэ,
откуда хорошо просматривалея овраг. Ha
раесвете вражеские  минометы открыли
стрельбу. Тов. Харабаров засек их место-
нахождение и по телефону передал upunas

открыть ответный огонь. Меткими выстре-

лами вражеские минометы были уничто-
жены.

Немецкие волдаты начали перебегать из
оврага в соседнюю балку. Но их настига-
ли снаряды нашей батареи. Свыше 100
гитлеровцев  полегло в овраге и 0к0л0
него. Батарея перенесла огонь по балке.
Через несколько минут там раздался
взрыв огромной силы. Это взлетел на в0з-
тух немецкий склад боеприпасов.

Внимание Харабарова привлек один
куст, находящийся ва переднем крае не-
мецкой обороны. Там была установлена
противотанковая пушка. Одним снарядом
ее уничтожили.

На следующий день батарея пох коман-
jon Харабаровах разрушила три вражеских
дзота и истребила хо взвода пехоты; Ha
третий день унизчтожала вражеский танк.

‘кантовни, патроны и много другого воен-

от сабельных уларов полчища вторсавитих-
ся врагов.

Русекие, украинцы, грузины, армяне,
азербайджанцы, сыны всех народов,

спаянных сталинской дружбой, беззаветные

герои, веращенные в горах и на равнине,
с отинажовой любовью затлищалот подетупы

к горам. Не объвернить фалистоким вар-
своими сапогами чистоты горных

варам

ришин! Гордость и мужество, свято сохра-
ие в сердцах на протяжении веков,
сопровождают совотеких воинов, идущих на
бей. : НА
° Мы мчимся по необозримой равнин.
Шелестят темнозеленые кукурузные поля,
мерно покачивалются пюдеолнухи Ha стеб-

дях. Горы далеко, но речки, несущиеся с

тор, сохраняют силу своей стремительно-
сти и с шумом бегут пою полям, Несколько
лней назад немцы хозяйничали В этих
местах. Их танками раетоптаны поля, из-
рыты дворы, разрушены дома. Мошнымх
ударом наптих бойцов немцы оторошены на

другой бэрег реки, и несколько деревень

освобождено от коричневой заразы. Дерев-
ни олили; у ворот стали раздаваться г010са
стариков и детей; зажглась огни, и дым

сдивающео очага заклубился ная вровлями

домов.

Ро дворе школы собраны трофеи, оста-
вленные немцами ва поле боя: пулеметы,

ного снаряжения. В этих местах вели на-
ступление наши бойцы. Грузины  дра-
лись упорно и б6естрашно. Они дрались за
отечество, за Оталина. Они знали, что за
горами находятся их матери и сестры.
Мужественно ринулись они на врага. Дрог-
нули немецкие насильники и показали
епину. Наши артиллеристы метким огнем
подожгли пегаб немецкой танковой дивизии.
Генерал, командующий дивизией, распро-
CTHICH с жизнью.

Наши бойцы дрались ‘© ожесточением.

‘шегося спастись бегством, настигла в pe-
‘ке пуля другого нашего бойца. Немцы от-

залакъь в нескольких мостах  прострелена

Мы подошли к передовой линии. Сего-

бронемашин, не ожидал такого натиска.
Артиллерасты

Так кажлый день быют врага наши слав-
ные артиллерасты,
Батальонный комиссар
А. КОНОПЛЕВ.

(ни видели поля,  затоптанные немцами,
видели опустотенные и разоренные семей-
‘ства: перед их глазами вставал любимый
родной очаг, и, вооруженные чувством ме-
сти, они беспощадно косили врага.

Йм приходилось вести борьбу с армией
зесьма коварного и опытного генерала, но
любовь к родине, жажда победы и умелое
‘овладение военным искусством дали в03-
можноеть грузинам 0 славой увенчаль
этот трудный Gol.

Мы подошаи к окрамие станицы; здесь
ваходятся могилы грузинских бойцов, по-
гибтих в 6010. Могилы окружены вир-
пичной оградой; чуветвуется заботливая,
родная рука, украсявшая эти могилы цве-
тами. Кажется, что жизнь еще не замерла
в том месте, где покоятся останки героев.
Завсь похоронены герои отечественной
войны: капитан Бухаидзе и политрук Шу-
битидзе Эти могилы вырыты руками их
боевых товарищей. Братокая любовь и чув-.
ство дружбы иветут на могилах отважных
Soliton.

Вот камитан Бухаидзе — непоколебимый
воин, всегда готовый жертвовать собой.
On mea бесстрацно и уверенно во главе
своих бойцов. Дважды раненный, он He по-
кинул боя: жажда победы влекла его вие-
ед. Боль от ран затлушалась жаждой
битвы: он увлекал за собою бойцов, пока
неприятельская мина He оборвала ero
жизнь. Срели бойцов осталась живая па-
мать о нем. Мы были свидетелями того,
с каким горячим чувством вспоминали
наши бойпы капитана Бухаидзе, напевая
на роднох языке песню © его героиче-
свом подвиге.

Грузия — страна героев и песни.

Рялом с Бухаилэе покоится похитрук
Пубитялзе — бесстрашный и самоотвер-
женный патриот. ,

Враг обрушил свой огонь на одну нашу
часть, пытаясь разгромить ее. Шубитидзе
был уже ранен, но он принял непоколеби-
#06 решение сломить сопротивление не-
приятеля. Невзирая на рану, он муже-
ственно крикнул своим бойцам: «Вперед,
за родину!» Воодушевленные призывом по-
литрука, красноармейцы бросились на
врага. Фрицы дрогнули и бежали с поля

ЕЛКИ

го полка истребили 186 гитлеровцев. Co-
рок одного из BEX уничтожил бывший
лалтальский пофер Рейнлольд Райбайс.

Десятки бойцов, командиров, политработ-
ников дивизии боевыми подвигами, отвагой
и стойкостью прославили Chon имена. Рас-
сказы © храбрости, дерзости и паходчиво-
CTH полкового комиссара Аптерсена звучат,
как героические леменлы. Сколько раз`ой
в небольшимя грутпами бойцов совершал
смелые рейды по тылам трата, сколько
раз водил латышей в атаку на противника
и малыми силами наносил ему жестокче
узарьи В лихих схватках Аняереон лично
уничтожил 105 фашистских соллат. ;

С любовью говорят воиныслатытии о раз-
ведчике Элуерде Цырулисе, санинструкторе
Зенте Озоле, командире самерного взвода
Юлиане Кочкере и многих, многих других.

Недавно латвийская дивизия отмечала
годовщину со дня своего формирования. В
полках прошли митинги, посвященные
славному юбилею. Бойцы заелуасти докла-
ды своих комиссаров о боевом пути соеди-
нения, 5 чем говорить латвийским
стрелкам, есть что воломинать. За период
боевых действий дивизия освободила, от фа-
шиетоких оккупантов 27 васеленных пуп
тов, истребила ло 15 тысяч гитлеровцев,
захватила у врать 6 танков, 49 орудий,
свыше 30 тыкяч снарядов, ото с ляшних
хинометов, 200 пулеметов, 500 автоматов,
247 автомашин и другие трофеи,

Отмечая заслуги дивизии перед совет
ской родиной. доблесть и мужество ее бой-
цов, Военный фронта наградил к
юбилею 150 лучших сынов латышекого
народа орденами и мехалями Союза.

С. БЕССУДНОВ.
Действующая армия.

шисты ищут меня»,— говорит майор. On

действительно ‹тараются пазшупать места
расположения Hamel артилалерти.
зажигательный снаряд падает около 0к0-
па, где лежат наши снаряды. Одна ces-
кунда— М весь участок взлетит на в03-
дух. Враснозрмеец Николай Нацация не
теряется: с быстротою молнии он хватает

AO далеко отшвыривает
рвалась, но были спасены боевые снаряды
и бойцы

сточением. В бою ранен капитан Яшвили;
OH сам перевязал себе рану и остался в
строю; < криком «Ваша!» он ведет вперед.
бойшов и овладевает тактически важные
ALY HRT OM.

войска и танки. Несмотря на большие по-
тери, фашисты перешли в наступление и
при поддержще танков потеснили наших.
Обохлренные
полученными подкреплениями и тааками,
фашиетьр добиваются преимущества. Но не
дрогнули наши отважные бойцы, `Герой-
CRH дерутся капитан Яшвили и политрук
Банкава,
верных сынов отечества. Bee ближе и
ближе раздается согласованный говор пу-
леметов и автоматов. Вюздух насышен ды-
MOM и становится звучным,

двух бойцов приближаетоя в комиссару,

и нашей части, — гоборит он. Это _ по-
хобранные ребята, я не в силах их улер-

живать. Они жаждут боя, хотят испытать
ChOH силы.

жается в молчание. Он заботливыми гла-

и как старший брат, окидывает бой-

миссар Русадзе.

о ОКТЯБРЯ 1942 г, № 275 (9045)
sore у . 2 КТО РАНЕ er ИЗО

прикрытием пулеметного огня врываются на окраину населенного пункта.

Фото ©; Короткова, ›

СЫНЫ ГРУЗИНСКОГО НАРОДА НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЯ

направляются к своей части. Через не-
околько минут они перехойят реку и при-.
сбединяются к бойцами. Соединенными си-’
; 18M они выравнивают линию Фронта.
Опасность окружения, упожавшая нашим
чаетям, устранена. — у

Темная ночь назисла над необогримыми
болотами. Вой стих. ПКоманлир накинул
На плечи бурюу, сел на коня и скрыйся
во мраке ночи.

Мы сидим в маленькой комнате; мерает
свеча; в комнату входят вернувшиеся ©
поля битву командиры, Они всодят <=
койнычи шагами, усталые, но © мужест-
военным лицами, как бы опаленные ог-
нем. Кажется, что это древние трузины
возвращалотся в поля брани в походный
шатер своего полководца. Они доллонье с0-
вещаться, чтобы < утра ваювь итти в на-
ступление. Они входяг безмолвно и вапят-
ся вокруг &. Свеча горит, озафряя мер-
цалощим светом суровые и напряженные
лица командиров, . в

Прошлое Грузии как бы вошло волей
3& ними В 97у комнату и отеческим оком
взирает на них.

— He смущу их, оталачу немцам! —
говорит © чувотвож мести майор Кацитаияе.

На рассвете вновь завязался упорный
бой. Грохот минометов пн орудий сотрясает
опреестность; дружный боевой клич разго-
‘ряченных бойцов сливается в. бщий гул.
Бойцы под  водительством - Русадае; муже-.
ственно вотречалт врата. Политрук Кан-
Kapa бесстралено ходиг среди бойцов, обот-
ряя их: .

— Полдержите
‚молодцами!

Вскоре показалась первая линия ма-
пин, открывшая по налгим частям же-
стогий огонь. Но Канкава не растерялся
перед ‘лицом непосредственно  прозящей
ему опасности. «Семь вражеских танков
врезалось в расположение части. Врасно-
армеец с противотанковьм ружьем ранен
B еосбеднем окопе. Он бессильно роняет
ружье. Одним прыжком Казкава персска-
кивает в окоп, хватает противотанеовое
ружье раненого красноармейца и стреля-
ет, неприятельский тан загорелся; еше
один выстрел-=и вражеское чудовище не-
подвижно застыло на, месте.

— Смелее, ребята! -— кричит Вэнкава,
задерживая  отаем наступающего врата.

— Смелее, ребята! — раздается \ годе
Русадае. Ето бойпы ручными транатами
встречают надвигающуюся волну фашист-
ких танков и стараютоя обнаружить ику-
iy 3a ния: вражеакую пехоту.

Летят траваты, таздаютея выстрелы
прогивотанковых ружей, сокрушая броню
фапгиетоких танков. Шесть танков разби-
то; уничюжено двести пятьдесят тилте-
ревцев. Рубалзе и ег товарищи, nam pas’-
Яренные львы, бъютея с некавиетвым вра-
rom. Огонь немцев ©лабеет; уцелевиие
фрицы мачивнают отходить.

На поле битвы лежит политрук Банка-
ва. сраженный сражеской пулей. Это был
‚ воистину мужественный боец, отдавитий
свою жизнь 35 свободу любимой родины.
Ем не страшило численное прероскодотво
врага, огненный шивал фашистских тан-
ков не смог поколебать его. Он вывел из
строя несколько немецких танков и уни-
чтожил не один десяток фашистоких го-
ловорезов. Свою отвагу и мужество он 34-
вещал своим товарищам. И вот енова рож-
дается песня на поле брави, песня 0 79-
хине, о самоотвержениом грузине -— wodel-
ная песня храбрых...

Симон ЧИКОВАНИ
Oo

битвы. В этой схватке Шубитилзе получил
вторую, смертельную рану; он пал, начер-
тав своей кровью ‘у порога братских нафо-
дов Северного Вавказа следующие слова:
«Самопожертвование за отечество—первое
чувство грузина», :

Вечная память вам, славные сыны
нашей родины! В стужу и холод вас будет
согревать солнце родной Грузии, высоко
поднявшееся над снежными вершинами
Кавказа, & в поллневный жар величавый
Казбек осенит вас прохладной тенью;

Бессмертна память о вас и достойна
подражания валиа самоотверженность.

Вог. лейтетант Цоцория.^ Мы позкахоми-
лись с ним на фронте, но вскоре сблизи-
лись и встречаемся, как друзья. Он опыт-
ный боец; был ранен еще на Дальнем Во-
стоке. Несколько дней назад был снова
ранен в плечо, но, перевазав рану, продол-
жал выполнять возложенные на Hero
боевые задания.

Вчера © лов. Цоцория произотнел хафале-
терный случай: с двумя товарищами он
оУторожно проюдвигалея пою территории, ‘За-
нятой неприятелем; неожиданно от CTOIK:
нулся с шнеприятельскими разведуивавеи,
засевитими ‘в канаве. Бражоские развед:
чики произнесли несколько трузиноких,
слов, жеаая обмануть наших бойцов. По:
цория мгновенно’ раюпоэнал хитрюсть вра-
га. Метнув ручную гранату, он выбил из
канавы трех немцев. Четвертого, пБитав-

честь грузин, буцщьте

крумли огонь по нашим фаоводчикам, но
Цоцория и его товарищи юлатополучно пе-
решали речву; только шапка Цоцория ока-

яня на грузинских бойцов возложена но-
вая задача. Вместе с рубскиии и
украйацами грузинские бойцы вчера пе-
лый день лихорадочно готовились. Полков-
ник и комиссар наставляяи и оболряли
бойцов.

— Ну, ребята, не теряйтесь, He ocpa-
мите Грузии, прославые родину Сталина,
будьте зорки.

На рассвете они перешли вброд через
реку и неожиданно нагрянули нё& врага.
Наяци бойцы перенесли на ту сторону ре-
КИ ©80е мужество и жажду победы. Улар
был стремителен и несокруиим. Гитлеров-
цы попытались задержать напор, #0 вы-
нуждены были отступить.

Враг, закованный в броню танков и

огнем  расчищали ПУТЬ
бойцам, переправивиимея через реку. Не-
мецкие минометчики осыпали градом мин
паши части н часто меняли прицел. «Фа-

усиливает огонь орудий.
Немецкие. артиллеристы и минометчики

Ogun

вражескую бомбу и с титаничевкой си-
ве, Боуба взо-

За рекой идет бой с возрастающим оже-

на значительное расетояние от линий 0г-
ня, но гул орудий Bee же долетал ло
слуха. Эльбрусе и Казбек горделиво взды-
мались № небу, Неожиданно ведалеко от
нае раздалась грузинская Mensa; пели ти-
хими, четкими толосами древнейльую тру-
SHHCRYIO песню, будя засыпающую при-
роду бодрым придевом:

Царя Вахланга бог любил,
Он, с пеба слышал хор.
Ногой ma Эльбрус наютупил,
Прогнул он спины тор.

Некогда, чтобы  воовеличить тероиче-
скую мощь грузин, вдохновение ‘народа
изобразило паря Вахтанга Горгасала `на-
ступающим одной вотой на вершину Эль-
бруса: Мечта народа воэнесла до высоты
Эльбруса  самюотверженного TpyemHeroro
героя, чтобы Co BCeX концов можно было
видеть беззаветную доблесть и отвагт
грузина-воина.

Слова песаи, разливаясь широкие. по-
TOROM B тишине ночной, звучат как бы
призывом, обращенным к налгим бойцам.
Тени героических предков  ветают над
сверкающими вершинами Кавказа, и низ-
вергающиеся сего склонов потоки рек 16-
Фут их призыв к сердцам Haan бесстраш-
и:

‚ И. A $

Под вечер к фашистам подопыли свежие

чиеленнымх превосходством,

воодушевляя своим примером

Ran металл,
Лейтенант  Русадзе в сопровождении

— Товарищ комиссар, пора наступать

Комиссар на несколько секунд погру-

— Hy, ребята, иците,— говорит ко

Товарищи срываются ¢ места 2 бетом

Мы возврашались вечером. Уже отошли.

—

№...

#

~~ yea