изо ДЕ

Рота против 60 танков

{От военного корреспондента «Правды»)

С: наблюдательного пункта сообщили,
что на позиции, занимаемые гвардейской
стрелковой ротой под командованием лей-
тенанта Кудрявцева, движутся фашиот-
ские танки,

— Околько? — спросил команщир 6a-
тальона гвардии майор Носиков,

Получив ответ, он вызвал к телефону
командира роты противотанковых ружей
лейтенанта Мегиса и приказал ему вы-
явинуть аесколько расчетов на поддерж-
ку пехотинцев.

— И хамому быть там,— добавил Но-
CHROB.

Туда же отиравилея и сам командир
батальона месте co своим комиссаром
твардии старпим политруком Зеленовым.
Они решили руководить боем на месте.

Ровное степное поле, покрытое бурья-
ном. Немецкие танки двигались клиньями,
энтеюнированными в глубину. Гваряей-
цы знают их тактику: первую малнины
стремятся подавить наши отневые сред-
ства и уничтожить живую силу, следую-
щие везут автоматчиков, которые долж-
ны проникауть в тлубину обороны.

Вотла по паших окопов осталось около
трехсот метров, фашисты бросили на по-
Je термитные шашки. Сухой бурьян не-
медленно вспыхнул. Поле окуталось ry-
стой чалной пеленой, за которой ползли
танки.

Ветер гонит дым на наши окопы, лым
застилает глазз бойпам. А тазки идут и
идут.

Первым принимает на себя улар рас-
чет противотанкового ружья  наволчика
Жутина. На него движутся четыре танка.
Гремят выстрелы. Bor останавливается
отин подбитый ‘танк, второй, третий. Ho
четвертый продолжает ползти. Он уже
совсем близко. Прежле чем Жутин успе-
вает перезарядить ружье, фашистский
танк лнаползает ва нет. Бесстрашный
гварлвец гибнет пох гусевицами.

— Не уйдешь, гад! — кричит из ¢0-
селаего окопа краснозрмеец ФКуркин и
бросает транату. Взрывом срывает ryce-
НиПу; танк останавливается.

В это время ранило команлира взвола
противотанковых ружей млалшего лейте-
нанта Голубева. Лейтенант Мегие пред-
латает ему уйти на перевязку.

— Гварлейцы поля боя не покилают!—
отвечает Голубев.

Не прошло и нескольких минут, как
Мегиса, camoro ранило. «Гвардейцы поля
doa fe покидают!» — повторяет он вслух
слова’ Голубева и продолжает руководить

его окопу подхолят два танка: один —
справа, другой — слева. нескольких
метрах от опопа танки останавливаются.
Открываются люки. Два фашиста вый-
вываютея по пояс и кричат:

— Рус, сдавайся!

— Держи карман шире! — отвечает
Мегие и выстрелами из пистолета укла-
дывает 0боих фашистов. Люки закрыва-
ются, танки дают задний ход. Мегис
удивляется, что схватка так быстро кон-
чилась, и ползет в соседний овоп на по-
мощь товарищам,

Бой илет по всей линии.  Команлир
стрелковой роты лейтенант Кудрявцев
отбивается от наседающих танков. Вот
он мотнул транату, и Фашистокай танк
остановияея. Лейтенант бросил вторую,
поднял руку, чтобы кинуть третью. Ho
в этот момент возле него разорвалея она-
рял, и Кудрявцев, сраженный насмерть,
падает на землю.

На левом фаанте бойцов воолушевляет  .

комиссар Зеленов. Олин за другим оста-
навливаются фашистские танки, подби-
THe нашими бронебойщиками и гранато-
метчиками. Но фашисты продолжают на-
вирать.

‚ Олин танк идет прямо на ono Зеле-
нова. С гранатой в руках он подбегает
в танку. Раздается взрыв: Танк останав-
ливается, но терой-комиссар падает мерт-
BEIM.

Красноармеец пулеметчик Н-ской части
Мурза Хабибулин

Во время боя М. Хабибулин ocraaca

Так же торячо и нь правом фланте,   один у станкового пулемета. Немцы васе-

TiO находипюя командир батальсаз майор
Носиков, И на его окоп движется танк.
Верный бросок транаты— я танк при-
твожден к месту.

Выбрав Улобную позицию, пулеметчик
сержант Худяков ведет стрельбу по фа-
шистеким автоматчикам. Прицельным от-
нем он заставляет их лечь на землю, а
когда 20 фапистов поднимаются в ата-
ку. он убивает их всех до одного.

Бой ллится’ третий час. 60  фатист-
ских танков — и советская гвардейская
стрелковая рота, подкрепленная несколь-
кими расчетами противотанковых ружей.

Тяжелый, неравный doit.

Редеют ряды бесстрашных гвардейцев.
Но остзлощиеся в живых дерутся © уде-
сятеренной отвагой, На поле боя пылают
четыре фашистских танка. Еще 32 стоят
недвижимо.

Наконеп, фашисты не выдерживают
напряжения бя и прекращают атаку.
Стойкость и мужество советских гварлей-
цев оказались тверже немецкой стали.

А. КОЗЛОВ.

боем. СОкрываясь за дымовой завесой, к’ Предгорья Кавказа.

‘22 ЧЕЛОВЕКА СОЖЖЕНЫ ЖИВЫМИ

A т

б-автуста 1942 года во время отступле-
ния фалиетоких войск из деревни Логвино,
Зубцовского района, в погребе в доме
Нечаева Алексея Тамофеевича спрятатись
от обстрела 22 чел. При бегстве *фапист-
ские изверги заперли потреб, а дом зажгли!
ге и погибли нижепоименованные гражла-
не деревни Jorsano:

Нечаев Алексей Тимофеевия 57 лет, Не-
чаева Варвара Филипповна 48 лет. Нечаев
Виктор Алексеевич лет, Нечаева Та-
мара Алексеевна 14 лет. Нечаева Антони-
на Алексеевна 10 лет, Чугунова Ефро-
синья Сергеевна 28 лет, Чупувов Алек-

- сандро Ильич 36 лет, Чугунова Тамара
Алексанлровна лет, Гусева Анастасия
Йвановна-32 лет, Гусева Вера Филипповна
62 лет, Гусева Анастаспя Филипповна
54 лет. Волосатова Екатерана Ильинична
32 лет, Гусева Мария Дмитраевна 65 лет,
Волосатов Шетр Сергеевич 12 лет, Воло-

Михаил Козаков

ЕК ЩЕКИ М

„

салов Алексанар Сергеевич 6 лет, Волоса-
това Нина Сертеевна 3 лет. Чугунова Ан-
на Васильевна 43 лет, Чугунов Петр Ива-
нович 17 лет, Чугунова Елавдия Ивановна
12 лет; Moros Константин  Сертеевич
16 лет, Калалонова Антонина. Ивановна
28 лет, Калалонова Тамара Михайловна
24 лет.

В перевне ОЛогвино фашисты сожтля
24 дома из имевшихся 25, 20 холодных
построек, в том числе колхозную конюшню
и скотный двор.

Председатель колхоза «Логвинский
‹ трудовик» А. И. Замилацков, колхоз-
ники А. А. Волосатов, М. И. Воло-
сатова, военфельдшер М-ской части
Ф. П. Смоляков, ст. сержант Г. Г.
Кожевников, представитель Зубцов-
ского исполкома райсовета А. И, Савин,

Дер. Логвино, Зубцовского района,

Калининской области.

ыы

Рассказ

РУССКАЯ ЖЕНЩИНА

(Соседке по двору она сказала: «Умру я>.
Соседка поняла ‘так: велико rope Meme-
рякотой. очень велико: такого хорошего,
самого любимого сына потерять на вой-
He,—Q kak TYT, действительно, не умереть
от сердечной боли?

Я, врач, мог по-иному толковать этя
скуные и горестные слова старухи: она
узназа нелавно. что больна неумолимой,
безжалостной болезнью, неё оставляющей
надежд на жизнь,—может быть еше три—
четыре месяца пребывания па земле, ере-
ди живых, а затем — неизбежное. Стару-
ха понимала 970, олнако о болезни своей
никому не говорила. Ни обоим сыновьям
своим, ни обеим дочерям, жившим B TOM
хе городе, rie и она. Мне она сказала:
«Доктор, у меня это — болезнь печали».

Когда на фронте убивают одного. это
значит. что позади фронта ранят очень
многих. Так и получаетея: воюют все. С
этим засыпают, с этим и просыпаются.

Однажды я забежал из госпиталя на ча-
сок ломой—к Мэщеряковой, у которой посе-
лилея, и увидел еще одну подстреленную,
раненную врагом русскую жизнь. Старуха
ситела в кресле у стола. подперев рукой.
склоненную набок седую голову, зажмурив
глаза. Другая рука медленно поглаживала
какой-то серый конверт, лежавший на
столе. рялом с плетеной корзиночкой, в
которой обычно находились клубки ниток
для вязанья.— Вот.— кратко сказала Ме-
щерякова и протявула мне конверт, на
котором я успел уже заметить воинскую
печать.

Обычно извещение «пал смертью храб-
рых» ‘было ‘дополнено припаской: «о-
вершив геройский поступок».

— Мой Анлрюша,— так же скупо ска-
зала старуха.— Не будет его. Голоса не
услышу. Голоса.

Й заплакала. Не сдерживая себя, но
тихо, без слов.

— Василиса Корниловна...-— только и
сказал я сочувственно. Да и что было
говорить? Горе утешеньем не задушишь.

Где’ ‘бы она HH силела, медленно по-
глаживала мягкой. восковой рукой лежав-
ший перед ней серый, возвестивший сы-
новью смерть конверт. Так продолжалось
несколько дней.

— Доктор! — однажды обратилась она
ко мне.— Прочтите это. Правильно я на-
писала или нет?

Она писала в ту воинскую часть, от-
кула пришло траурное извещение Ona
просила подробно и точно ответить ей,
матери, в чем состоял геройский поступок
сына. Она знает. конечно, что в этой
войне с поработителями много героев —
русских людей. но, может быть, ев Анлрю-
Ша — только честный соллат, не трус,
верный сын своей страны. каких тоже
очень. очень много; и героизм ли это в
таком случае? Нельзя же, в самом леле,
думать. что в Y нас в стране люди
исключительные, герои,—говорила мне ста-
руха. Это не так. Не каждый при жизни
иуеет право Ha легенду о себе, — сурово
й требовательно сулила о люлях школьная
учительница истории Василиса Корнилов-
на. Герой — это слово должно быть пе ча-
стым в обихолном словаре жизни. Может
быть, польстили, от чистой щедрости сер-
Ina, ве Андрюше? Нет, как пи ллюбит оза
своего сына, во этого она не хотела бы.

Она отправила свое письмо и стала
ждать ответа. Я видел. как мучительно
было это ожилание для Мещеряковой, как
с каждым лнем слабели ее силы и шла
в концу неумолимая «болезнь печали».
Прилет ли ответ и, если прилет, застанет
ли он в живых старуху? -—— тревожно ду-
мал я кажлый раз. возвращаясь домой.

Почти всема я видел ее в одной ип той
же позе: в кресле у стола. занятой вя-
заньем. В синем выцветшем фланелевом
платье -с белым нашитым  воротничком.
За последнее время Мещерякова заметно
похудела. воротник опал, обнажив лряблую
кожу старческой men,

В открытое окно ласково вползала без-
ветренная теплота летнего предвечернего
часа, позолоченного неторопливым  солн-
цем. Оно пряталось за куполом молчали-
вой старинной церкви, взобравшейся по
плитам ступенек три века назад из широ-
вую горку, откуда лалеко виден был про-
стэр многсволной приуральской реки. Вре-
ия узнавали раньше, много лет назад, по
неспешажщеху, размеренному звону церков-
вого колекола, н колокольмый благовест

дали. Славный воин не растерялся. Он
продолжал отражать атаку врага. Меняя
гпозицаю, М. Хабибулин снял тело пулеме-
та 00 станка, занял тругой рубеж и стре-
лял по гитдеровцам, держа пулемет на ко-

°

ленях. В этом бою М; Хабибулин уничто-
жил 19 гитлеровцев и заставил против-
ника отступить. Через два дня отважный
пулеметчик в ожесточенном бою в районе
Воронежа истребил еще 25 фашистов,

На снимке: Мурза Хабибулин.
Фото С. Струнникова,

КАЙСЫМ КУЛИЕВ

ВСЕГДА ГОРДИЛСЯ ТЕМ, ЧТО ГОРЕЦ Я!

Как старый горец любит свой Казбек,
Так я люблю все земли и края. —

Но к родине привязанный навек,
Всегда гордился тем, что горец я!

Мне довелось из Волги пить не’ раз,
Ее красой душа была горда.

Но свой далекий, свой родной Кавказ
Я вспоминал позсюду м всегда.

Чуваш, дружа со мною от души,
Мне с табаком протягивал кисет.
Мне русые знакомы латыши:

Я, раненый, оставил крови след

На их земле, а друг мой умер там,

Склонясь к земле простреленным челом.
Жестокой битвы дым — по волосам
Полз у меня в окопе под Орлом.

Я по дорогам Севера бродил,
Любил простор и ширь его степей,
Хпеб дружбы ел и воду дружбы пил,
М все-таки всегда в душе моей

Блестел далекого Эльбруса снег,
Вздымались острые вершины скал,

Атаки немцев отбиваются

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 10 октября.
(Воен. корр. «Празлы»). В районе Синяви-

`во продолжаются упорные бои. Немцы не

жалеют ни людей, ни снарядов. Поля сра-
жений усеяны трупами немцев, подбитыми
п сожженными танками.

0 потерях противника дают представае-
ние итоги последнего дня, когда в боях на
узком участке фронта фашисты оставили
убитыми и ранеными более 900 солдат и
офицеров. В этот день было подбито и
сожжено 12 вражеских танков, уничтожено
7 минометов, 7 станковых пулеметов и по-

Ea

He мог переплыть в воздухе к другому
берегу: так безбрежно просторна элесь эта
холодная приуральская река, обнесенная
горами и лесами. Теперь точный вечерний
час знали все по раскатистым, пугающим
всякого приезжего звукам пушки с поли-
гона. куда выкатывал ее, одну за другой.
до самого рассвета, лепингралекий прише-
лец — завод, азартный и щедрый в своем
военном ожесточении,

Василиса Корниловна вязала теплые
носки внукам ‘и. под крышей своего
деревянного маленького дома считала ка-
Hip вечер голоса наших метитетьных
пушек. «Сегодня их было больше. чем
вчера,— удовлетворенно рассказывала оиа
мне.—А в то воскресенье — и совсем не
поспевала считать».

— Еще больше их смертей надо де-
лать,— все о том же сказала старуха Me-
щерякова накануне знаменательного JHA,
korla я впервые увидел ‘ве такой торже-
ственной ‘и преображенной. Она встретила
меня у’ порога домика, и я нз сразу узнал
Василиеу Корниловну. Неужели только это
черное шелковое платье старомолного по-
кроя делало ее более рослой и разогнуло,
выпрямило ве узенькие плечи? Ожившие
серые глаза — волянистые обычно, лашен-
ные своего природного цвета — изменили
теперь и все лицо, дав ему энергичную
мысль, которой, очевидно, только и жила
сзйчае Мещерякова.

— Hy,— сказала опа горделиво, —
не стылною мне за Анлрея Мещерякова. —
Hl, войдя в дом, вручала — широким же-
стом руки — письмо из вомнекой части.

«Дорогая мамаша Анарюши, Василиса
Корниловна,— писали .ей чернильным ка-
рандатом на листках из арифметической
школьной тетради.— Ваше письмо патри-
отки очень нас разволновало. Не тумайте,
что мы вас не знаем, уы вас очень х0р9-
шо знаем. Мы хоть и не видели. конечно,
глазами ни вас, ни многих других люби-
мых людей всех наших товарищей, но мы
знаем и помним, у кого какая невеста,
жена. сынок или мать. Очёнь много мы
друг другу рассказываем — оттого это.
Так что вы, дорогая мамаша, у нас тоже

‘Ha памяти есть, потому что Андрей Me-

щеряков душевно очень вопоминал свою
мать».

Старуха уже знала, очевидно, всё пись-
‘мо наизусть, где и какая в, нем фраза,
потому что, когда я дошел глазами до

Поднявший голову, седой Казбек
Везде мне чудился, всегда сверкал,

Мие лапы сосен по душе пришлись,
Их смутный шум и свежая хвоя.

Я их пюблю, но все-таки всю жизнь
Гордился тем, что вольный горец я!

Я видел пляски северных степей

И среди них прекрасные встречал,
Но твой, лезгинка, бешеный напев
Сильнее всех в моей душе звучал.

Как я люблю косматой бурки взлет

И белый трехугольник башлыка,

И стук копыт в горах, когда вперед
Уносит конь лихого седока! ¢

Как горд я вами, милые края!..
Коварный враг! Оставь свом мечты,
Что эту гордость потеряю я.

Нет! Жизнь скорее потеряешь ты]

Перевел с балкарского Дм. КЕДРИН.

давлен огонь двух минометных и артилле-
рийсоких батарей, взорван склад с боеприпа-
сами. Наши зенитчикя сбили один самолет
«Юнкерс-87».

‚ Яростные атаки фашистов умело и стой-
во отражаются нашими частями. После
артиллерийской подготовки рота гитлеров-
цев под прикрытием 6 танков попьта в на-
ступление на пункт № Она была накрыта
и полностью уничтожена нашим орудий-
ным а мивометным отнем. Один немецкий
танк подожжен, остальные скрылись.

о АА ЕВ

этого места и перевернул страничку, Ме-
щерякова задушевно повторила:

— Вспоминал свою мать... вспоминал
меня.

«Немцы подбили его пулемет, а самото
ранили в левую руку. пониже плеча—
читал я о подробностях боя.— Андрей стал
отползать. Думали мы,—назал, руку пере-
вязывать. Думать долго некогда — бить
нало немпа, мы про Андрея и забыли. A
он, поняли потом, свое задумал.
бугорка сбоку немеп-гад минометным нас
брал: хочешь вперед — и только споты-
каенься, не двинуться никула. А приказ
такой: уничтожить начисто его командный
пункт. что пол накатом был. Что тут де-
лать? Сами поймите, лорогая наша Васи-
лисз Корниловна. Й вдруг — что за чудо?
Минометный из-за бугорочка на минуту
прекратился. а потом. как заплюет самого
же фапгиста, собак. ’которые напротив,
106 sp л10б, против нае залегли! Предетав-
ляете? Ошалели мы от радости. рванулись
мы внерел, а боеп Костя Бабурин стрелой
& бугорку: что 3a перемена там приклю-
чилась? А там нали Андрей: оказывается,
снял он намертво обоих минометчиков и
повернул огонь, Й бьет, бьет, а сам, доро-
гой, слабый уже достаточно: рана вто-
рая в правом плече. и белро задето.
«Стой.— говорит Костя Бабурин, — дай я
поливать буду. а ты ползи прочь, хватит
т6бе». Ничего не’ сказал Аналрей и уполз.
А мы тоже к командному пункту перебеж-
ками да с пулеметами, Но только вилим,
кто-то оперелил нас. Олин за всех. Вее
потом поняли. Сколько было сил, опоясал
себя гранатами, за пазуху к самому сер-
хпу положил одну.-— раненый боец Каюи-
мов нам про это рассказывал, -— и пополз
Андрей в тыл немецкой цепочки. А лополз
Тула — свое святое дело сделал. Конечно,
свой азарт у человека был, зло не терпел
он мразь эту! Ваорвалея на гранатах на
виду у офицерья. чтобы немчуру во эту
тоже в клочья. А вель какой сам слабый
был по случаю таких ранений... Мы на
той сельской просеке бывшего населенного
пункта 0. дощечку на березе прибили:
улица бойца Андрея Мещерягова...»

— Все узнала, все. только никогда не
узнать мне этого села, rie бы жить мне
и жить пот этой обгорелой березой,—со-
крушенно сказала Василиса Корниловна.

‚.В воскресный день я стал свидетелем
такой картины. В домике Мещеряковой со-

. Торопитесь!»

Из-за.

КОМАНДИРЫ КРАСНОЙ АРМИИ! СОВЕРШЕНСТВУИТЕ СВОЕ’ ВОИНСКОЕ УМЕНИЕ
1Я В ДЕНЬ, УЧИТЕСЬ ПОБЕЖДАТЬ ВРАГА:

БАТАРЕЕЙ КОМАНДУЕТ
‚ПЕТР ЗАРИНЬШ

Hater ордиия самую тущу врага.
Смертоносная прапнель, как косилка, под-
резала фяды гитлеровцев. После каждом
выстрела ва земле оставалось 10—15
трупов солдат ‘и офицеров. Пемцы спачала
залегли, а. потом отполэли На Исходный
рубеж. Но минут через десять они снова
двинулись в. атаку.

ливал позиции’ батареи.
этот натиск.

Петр Зариным уже неМолод; eary copoly
три года, Почти всю свою сознательнуто
жизнь он служил бухгалтером, некоторое
время находилея в рядах латвийской ар-
мии в чине лейтенанта, по в 1923 году
его уволили из ариин как «неблагонадеж-
ного» и содержали пот. надзором тюлиции.

С прихолом немцев Зариныш бежал из
Латвии, оставив там жену и мать-старуху.
я’ поселился в одном из сибирских кол-
хозов, стал кузнецом, а потом, когда фор-
мпровалась латвийская дивизия, доороволь-
цех пошел на фронт. Ero назначали
командиром. таубичней батараи, Первыми
снарядами из своих орудий ему , удалось
разбить тогда. we  мишометных батареи.
противника, & когда немпы стали раз-
бегаться, он выкатил лва орудия. на откры-
тую позицию и расстреливал фашистов
прямой наводкой. Больше 150 солдат и
офицеров ‘налили там себе могилу.

Однажды немцы позели наступление на
херевню, которую занимало олно из по-
разделений дивизии. Вперели своей пехоты
гитлеровцы пустили два танка. Зариньш
приказал расчету одного орудия бить по
НИМ прямой наводкой, Танки но. вылер-
жали и повернула обратно. Но пехота —
se было. две роты,—чупрямо лезла к де-
ревне. Тогда Зариный из всех. орудий от-
крыл по ней отонь картечью. Потеряв
больше сотни солдат и офицеров, немцы
простились с мыслью овлалеть деревней и
убраликь во-свояст.

В друтой раз батарея занимала позиций
Ha самом переднем крае, прямой наводкой
расстреливая вражеские  блиндажи и
дзоты. Огонь батареи крепко досаждал
гитлеровцам, наносил им серьезный ущерб,
и немцы решили уничтожить ее. В в03-
духе появились десять фашистских Gox-
бардировщиков. Два дня они бомбили пе-
редний край обороны дивизии и позиции
батареи. Но зарывшимся в землю артилле-
ристам и пехотинцам бомбы почти не при-
чанили вреда. А немцы, полагая, что от
русских после бомбежки ничего не оста-
ось, нахально, BO весь рост пошаи
в атаку. Они двигались тустыми колонна-
ми; их было не менее тысячи. oe

Подпустив противника на 500 метров,
Зариньш дал команду открыть огонь.
Мгновенно припыи в  лвижение готовые
5 бою расчеты. Проворно работали опыт-
ные руки заряжающих, замковьх, поднос-
чиков снарядов. Мастера артиллерийско-
то отня-наводчики Калниный и Силиньш

Бреславле под вывеской «Восточно-европей-
ский институт» ‘Излало для немецких COd~
дат альбомчик с картинками, :Изображены,
в примеру, бутылка с молоком, кусок ‹мас-
ла, сыр, колбаса, банка варенья, ножяк,
вилка. А подпись на. русском языке Taa-
ит:

«Принесите свежее молоко, сливки! При-
несите масло, сыр, яйца, булки, сахар!
Принесите колбасу, вилку, ножик и ложку!
Принесите сладкое варенье!»

Другая немецкая кзртанка изображает
шкаф в комнате. Подпись:

«Отоприте эту комнату! Этот шкаф! По-
кажите добровольно все ваше имущество!

Издан этот альбомчик, как сказано в нем,
ля «взаимного понимания» без знания
языков. Гитлеровцы лумали; что достаточ-
но будет показать русекому человеку мо-
око на картинке, и он сейчас же все
поймет, побежат и принесет немцу с ус-
лужливым повлоном. 3
знают русский

бралась вся ее родня: от старшего сына

иколая, начальника одного из цехов тан-
кового завода, 10 маленькой внучки Алоч-
БИ.

— Садитесь, Веё садитесь, — усажива-
ла, размещала; свою семью старуха. В уди-
влению своему. пришедшие убедились, что
всем им хватает места в этой небольшой,
не обремененной мебелью комнатке: стару-
ха до их прихода приспособила для cH
денья каждый уголок. своем скромного
жилья. Самз заняла место в кресле у сто-
ла и. усевшись, оглядела, всех по-хозяй-
ски: не помешает ли что-нибуль начать
такой важный разговор. Должна быть ти-
шина. когла булет говорить она, Василиса
Корниловна. Никогда больше она не уви-
дит их всех BMeCTe.— это должно быть
им понятно. Она просит тяшины, как про-
щальной, пронивновенной близости с ниии
со всеми: вот что говорил ге взгляд. ко-
ротко, поочередно останавливавшийся на
лицах детей и внуков. И старуха Меще-
рякова начала говорить.

Вот там, в шкафу, лежит его — андрю-
шина — флейта: он был предан ей, он
был музыкантом, он нашептывая ef ©ло-
ва своей молодой души, и люли слышали
тогла, Kak мечтательна и нежна она.
Злесь, на столе, в альбоме, несколько его
карточек — ребенок с русой челкой. вих-
растый школьник в полосатой майке, моло-
дой человек в питжаке, с гладко приче-
савными назад волосами — и другие его
Фотографии, п с0 всех них широко емо-
трят в лицо вам озорные и удивленные
глазх прямодушного русскоги”нарня, слюв-
HO восхищенного тем. что он увилел на
земле, и восхищения своего не’ скрывато-
щего. Похнят ли его братья и сестры, пом-
нят ли дядю Андрюшу лети: како весело
расцеловал их, ‘ухоля на войну?

...Мещерякова неожиданно прервала свои
воспоминания © сыне и громче обычного
сказала:

— № все эт в прошлом, а я хочу
для Андрюши будущего. Он должен жить
столько, сколько вы будете жить. Й ешо
больше. больше. Когда у нашей Алочки
булут дети — и тогда оп должен БИТЬ.
И котла Алочка станет такой старухой,
fam л,— и тогда пусть он не умрет в па-
шей семье! Дворяне имели фамильные гер-
бы, русские семьи после этой народной
войны будут иметь для потомства славу

более редкими
батареи
Вончалиь а боеприпасы.
приходилось теперь вести отонь экономно,
выбирая наиболее многочисленную цель,
Немцы

батарейцев живыми и стали обходить их
спраза, просачиваясь мелкимя труппами
мезжлу`
батареи:
строя еще одно орулие.
оставшейся таубицей, Зариныш Bre же
сумел остановить фашистов. отбить их на-

THCK,

a era eee a

г, № 284 (9055)

о ee 9 3

11 ОКТЯБРЯ 1942

ЗЕЕ

Втаг бешено обстре-
Батарея отбила и

В третай раз фашисты паступали ужо
колоннами. Одно орудие
было разбито вражеским снарядом,
Артиллериетам

захватить

решили, очевидно,

огневыми позициями и тылами
Надвиталась ночь. Вышло из
Маневрируя одной

Образцы стойкости и мастерства пока-

зали Зариньш И артиллеристы его батарем,
В разытравигихеся
за населенные пункты артиллеристы раз-
били две минометных батареи и два отдель-
ных миномета противника,
артиллерийских батареи немцев, унвичто-
жили два противотанковых орудия, B30-
рвали склод с боеприпасами, вдребезги
разнесли 12 вражеских дзотов и истре-
били около 600 немецких солдат и офи-
Ih

ожесточенных boat

полавили две

еров.
У Петра Зариный имеется записная

книжка, в нее он регулярно заносит под-
твержденные наблюдением и разветкой
зультаты Фвоих огнёвых налетов, Это, тат
сказать. лицевой счет батареи. Неплохой
счет! ‘За левять месяцев боевых лействий
пелавлено 40 артиллерийских и миномет-
ных батарей врага,
немецких лзотов,
чек, уничтожено почти 3.000 гитлеровцев.

ре-

разбито` больше 60
землянок и огневых TO-

3a мужество, находчивость и высокое

артиллерийское мастерство старший лейте-
нант Иэтр Зариньш награжден двумя орде-
вали
вступил в кандидаты ВАП(б), а недавно
парторганизация полка приняла его в чле-
зы коммунистической партии.

Краеной Звезды. Ha ponte он

С. БЕССУДНОВ.
Северо-Западный фронт.

Немецкие картинки с русским переводом

Гитдеровское о шиаонское. гнездо в городе, язык и совсём не понимают русского чело-
века, Они командуют, указывая
тылку:

на 6y-

— Принесите молока! с
А получают бутылку © горючей смесью. _
— Пранесите яйца, сыр, колбасу, вил-

Ry, Homes!

А получают бомбы, TpakaTH, MEH,

штык врасноармейпа и нож партизана.

le выхолит «взаимпое понимание»! He

действует этот немецкий разбойничай ме
тол наглядного обучения:

А титлеровцы рассчитывала, что их
«поймут» во всех странах мира. Нз 05-
ложке альбома сказано, что точно такие
же книжки с немецкими. картанамя грабе-
же и разбоя изданы для Антаиа, Enmnta,
арабоких государств и Турции.

На всех языках картина немецкого за-
хвата выглядит одинаково. По-эгицетеки
ли или по-турецки:

— Отоприте ваши двери! Покажите до-
бровольно все ваше имущество! Торопитесь!

Понятно? Понятно.

К. ДЕМИДОВ.

SRE TB

a

подвига и чистую совесть своих прыков.
У Мещерямовых предок будет — мой Анд-
рей.

Й торжественная старуха,  подозвав
старшего сына, лала ему письмо о подвиге
его брат» и сказала

— Читай медленно и громко. Николай,

Й он читал, и все слушали это. письмо,
как слова присяги,

Затем она розхала это письмо воем чл»
нам своей семьи: каждый экземиляр бым
написан 6е рукой. кажлый — на плотной
бумаге, Письмо’ прехлназначалось потомкам,
как завещание. Если окажутся в розу №-
щеряковыз малодущные, оно прибтылит
их и научит смелой силе, будут суще
ствовать мужественные и благородные,-—
НИКТО Не сможет тому удивиться: в ру
был у таких русский воин Андрей Меще-
ряков.

Так продолжила она, мать, жизнь свое-
то погибшего сына.

А cama? — Старуху вилели в поблед-
ний месяц ее жизни там. где меныше вее-
го могли ждать Василиеу Корниловну. Онз
появлялась срёаи бойцов — ка речных и
железнодорожных агитпувктах, в красно-
армейских клубах, в лвориках призывных
воинских участков — и напутствовала л14-
ской каждого из них. сынов отчизны. 06
отчизне она долгие голы расскавывала
школьникам — старая учительница исто-
рии. Теперь она говорила воинам © том,
Бак они создают историю. И она читала
HM письмо © подвиге своего сына, не на-
зывая себя,— из скромности. вероятно, —
его матерью. И люли над письмом зату-
мывались. Это были раздумья сильных пе-
ред омелым поступком.

Я наблюдал ее день ото лия старуху
Мещерякову покидали силы-—©мертельная
болезнь выклевывала их жално п безоста-
новочно. Трудно. почти невозможно стало
передвигаться, но Василиса Корниловна
хоть раз в три дня. во уползала из лому:
туда. к тем, кто лолжен,— так думала —
услышать еэ слова. А я полумал, что тав
точно: слабея © кажлым шагом, нф не те-
рая сплы и страсти своей, своей воинской
цели, полз смертельно израненный cH
ее. Анлоюша Мещеряков, с гранатой У
серлца к обреченному им на гибель —
врагу... Й поднялся, nok u cro старуха-
мать, во весь рост, добывая отищение
для своей страдающей русской земли.

ue