из” ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ “25”

История европейского ‘античного мира   кого путешественника нам неизвестны, —

связана главным образом с бассейнои Сре-.

Колумб обратился за советом к итальянско-

Пи a et are

ПРАВДА

ООО 8 RD

`’ ЗАЯВЛЕНИЕ РУЗВЕЛЬТА

О МИССИИ УИЛКИ

ВАШИНГТОН, 10 октября. (ТАСС). 0т-
вечая на вопросы пролставителей печати

диземного моря. В средние века большое   му географу Тосканелли, В ответ он лолу-   отнюсительно- заявлений Уилки, Рузвельт

значение приобрели Северное и Балтий-

чил письмо, подтверждающее шарообраз-

сказал, что, как он полагает, Уилки иск-

ское моря. Возникли торговые и кутьгур-  ность земли и возможность путепюствия в  лючительно хорошо выполняет как раз
HB CRASH с восточным миром. с Индией   восточные страны через Атлантику. Семь   то, что он. Рузвельт, просил его сделать.
и Китаем. В конце ХУ и начале ХУГ вв,   лет Колумб безуснелтно добивалея при дво-  Рузвельт указал, что за последнюю неле-
была открыта Америка и, Что имело в т09 ре португальского короля возможности мор-  лю некоторыю тазеты ‘использовали весь

время еще большее значение, найлен мор-
свой путь в Индию и Китай вокруг Аф-
раки. у

Нельзя сказать с достоверностью, был
ли Колумб первым представителем хругой
части света, посетившим Америку. Имеет-
ся много версий о путешествиях в Амери-
ЕУ из Европы, Азии и лаже Африки еще
до Колумба. Так, сохранились сведения о

том, что Калифорнию в У веке посетили   низовать экспедицию. Семь лет Колумб до-   Щается, что соединение сухопутных бомбар-

буддистские монахи из Китая, что в
УГ и УШ веках Америку посещали пепан-
цы, что в 892 г. ирланлен Эри Марсон
совератил плавание вдоль берегов Северной
Америки. ,

Есть сведения о посещении Америки

ской экспедиции в страны золота ‘и пря-
ностей. Король Иоанн счел Колумба неве-
жей и хвастуном и ответил отказом, но
Колумб проявил огромную настойчавость.
Он покинул Португалию, но He оставил
мысли добиться своей пели. В 1485 г. он
приехал в Испанию и в то же время по-
слал своего брата Бартоломео в Англию к
королю Генриху УП с предложением opra-

бивалея своей пели в Иснакаи, и, нако-
нец, 3 августа 1492 г, была снаряжена
его экспедиция в неведомые страны. Ко-
лумб, назначенный Кастильским алмира-
лом, вице-королем всех островов и мате-
риков. которые он. откроет, на трех не-

этот вопрос в чисто партийных, полити-
ческих интересах,

ek fer

Война на Тихом океане

НЬЮ-ЙОРК. 10 октября. (ТАСС). В ком-
мюнике морского министерства США с00б-

хировшиков в сопровождении истребителей
совершило налет на японские военные об’-
екты на острове Кыска (Алеутевие ocrpo-
ва). В районе пели возникли пожары. 01-
HO судно, стоявшее в гавани, загорелось и,
повидамому, затонуло, Причинены повреж-

корманнами, в частности норвежцем Бьяр-   больших кораблях, имея компас (компас в  ДеНИЯ радиостанция острова.

ни Херьюлфсоном, посетивиким в 986 г.
Гренланиию.
Олнако для вопроса об открытии Амери-

кп европейцами ‘в ХУ веке не имеет 0со-

бого значения, посещали ли Америку ло
Колумба норманны или арабы и китайпы,
Если такие отдельные посещения Северной
или Южной Америки из Европы или дру-
тих частей света и были, они являлись
эпизодическими, из них не возникало ре-
гулярных длительных связей между Espo-
той и Америкой, которые оказали бы ваия-
ние на ход истории.

Таким образом, вопрос об открытии Аме_
ряки Колумбом приходится расематривать
независимо от легенд или смутных сведе-
ний 06 «открытиях» Америки, сделанных
де Колумба. Гораздо более реальный инте-
рес представляет вопрос © том, откуда по-
явилось население на Американском кон-
тиненте. Вопрос этот вполне законен, так
как в самой Америке — ни в Северной, ни

в Южной — не обнаружено никаких
ископаемых остатков человекообразных
обезьян.

Наиболее основательной из всех версий
появления людей в Америке является тео-
PUA знаменитого чешского  антрополога
Хрдалички. Изучив несколько тысяч чере-
пов. он доказал, что первоначальное на-
селение Америки появилось с территории
теперешнего СССР, через Берингов пролив.
Наиболее вероятным является утвержде-
ние, что отдаленные предшественники
эскимосов  (прото-эскимосы) проникли ‘в
Америку через Берингов пролив, & монго-
лоиды-— предшественники индейпев— пере-
шли туда через цель Алеутских  остро-
вов, @ их потомками и встретились Колумб
и его спутники в Америке.

За посделнее столетие хо путешествия
Колумба португальцы сделали ряд геогра-
‘фических открытий, добиваясь открытия
“ морекого пути в Инлию. В 1445 г. порту-
тальцы достагли Зеленого мыса, самого за-
палного пункта Африки. В 1486 г. порту-
тзлец Бартоломео Диаз лостиг крайней
Южной точки Африки — мыса Доброй На-
лежлы. № португальскому лвору обратился
3a подлержкюй и Колумб — в то время
Португалия стала уже централазованным
тосударством и имела богатую, развитую
торговлю.

Немного есть людей, сыгравших такую
крупную роль в мировой истории, как Ко-
лумб, и немного есть асторических персо-
нажей, достоверные сведения о жизни ко-
торых были бы так скулны. Некоторые
утверждают, что это переменивший имя
испанеп Энрикес, пругае полагают, что
пмя Колумба принял португалец  Зарко.
Имеются версии о том, что Колумб был
корсиканец, житель Майорки. грек, еврей,
норманн, француз. швейцарец, англичанан
или же армянин. 15 итальянских городов и
12 городов в Испании, Франции и Порту-
талии оспаривают честь считаться родиной

Европе появился в ХШ веке), отплыл из
Палоса на запал.

Плавание было трудным. Хотя экипаж
Болумба не взбунтовался, как 0б этом ино-
гда пишут, но Колумбу понадобалось много
воли и настойчивости, чтобы поддержать в
людях дисциплину и бодрость. Вечером 11
октября ‘путешественники увидели впереди
тусклый свет. В следующее утро, 12 октя-
бря, матрос Родриго ле Триано закричал:
«Земля, земля!» Это был олин из неболь-
ших Багамских островов, который Колумб
назвал Сан-Сальвадор.

Четыре раза был Колумб в Америке, но
только во время третьего путешествия, в
1498 г., он достиг Южно-Американского
материка. В Северной Америке Колумб ни-
когла не был. Основываясь на ошибочном
‘расчете окружности земного тара. Колумб
был уверен. что он достиг Инлии: мест-
‘ных жителей он назвал инлийпама.

Северную Америку открыла английская
экспедиция. В 1497 г. Джон Кабот отплыл
из Бристоля с экспедицией, снаряженной
Генрихом УП, и высадился на берегах
Нью-Фаунленда, Канады или Лабрадора.

В 1497—1498 rr. Васко ла Гама со-
вершил свое знаменитое путешествае из
Тиссабона в Бальвутту на Малабарском бе-
регу Индии. Но современники продолжали
считать, что Волумб и да Гама были в од-
Ной и той же стране. Исследования Аме-
рики и Индии продолжалась. В время
этих исследований прославилея Веспуччи,
торговый служащий дома Мадичи. который
считался экспертом по астрономии, счетно-
му делу и мастерски чертил географиче-
«кие карты. Он совершил четыре путеше-
ствия в Америку (в 1497—1504 rr), 73
них два на испанские и два на ‘португаль-
ские деньги. Америго Веспуччи очень лов-
ко составил описание своих путешествий.
Он не назвал имен начальников экеспели-
ций, ничего не написал о своих предше-
ственниках и выставлял себя всюлу на
первом плане. Его описание Америки вы-
шло на латинском языке в 1507 г. на

МЕЛЬБУРН, 10 октября. (ТАСС). В ком-
июнике штаба об’едивенного команлования
вооруженными силами союзников в юго-за-
падной части Тихого океана сообщается, что,
‘несмотря на замелливщееея пролважение,
обусловленное трудно прохолямым характе-
ром местности, передовые отрялы аветра-
лайских войск вступили в соприкоснове-
ние © японскими патрулями в секторе Май-
ола-Темплтон-Кроссинг. (торный ° хребет
Оуэк-Стэнли, Новая Гвинея}. Как полата-
ют, перевал через этот хребет находится

сейчас в руках австралийцев:

Авизпия союзнаков предприняла ожесто-
ченные налеты на авиабазы. в Лаз (Новая
Гвинея) и в Рабауле (Новая Британия), а
также совершила налет на аэродром оет-
рова Бука (Соломововы острова).

ВАШИНГТОН, 10 октября. (ТАСС). Мор-
свое министерство опубликовало сообще-
ние, в котором говорится, что американ-
ские военно-воздушные силы, оперируютщие
в районе Соломоновых островов, причинила

и сбили одиннадцать неприятельских само-
тетов.

Se

Военные действия в Китае

По данным китайского командования,
китайские войска продолжают контратаки
в секторе Ланьци (провинция Чжэцзян).

10 октября. (ТАСС).

—_®-

Положение в Индии

ЛОНДОН, 10 октября. (ТАСС). По сооб-
щению бомбейского корреспондента атент-
ства Рейтер, в ночь на 9 октября в Бом-
бее произведены аресты более 300 человек,
похозреваемых в том, что они принимали
участие в недавних волнениях. Коррес-
пондент добавляет, что 9 октября в. Ахме-
абаде полиция в трех районах города 0б-

гол раньше, чем описание путешествия Ко-   ТРеляла демонстрантов, которые бросали

лумба. В том же 1507 г. один учитель  В полицейских камни.
на- Столкновений один полицейский ранен.

географии в Лотариктийи ‹ предложил
звать новую часть света в честь Амери-
го — Америкой. Постепенно это. имя- полу-
чило общее признание.

Вскоре после первых путешествий в

результате этих.

ДЕЛИ. 9 октября. (ТАСС). Из различ-
ных провинций Индии поступают сведения
© продолжающихся волнениях. Студенты
медицинского коллелжа в Мадрасе не по-

Америку выяснили, что 38 этой страной   ещают занятий. Руководитель ‘колледжа
находится океан. В 1513 г. испанеп Вас-   Заявил. что всякое пикетирование у зда-

ко Нунеп Бальбаю прошел через Панамский  Еия колледжа повлечет за собой вызов по-
перешеек с отрядом в 200 человек и уви-   лиции, которая примет необходимые меры.

дел воды океана, который он назвал Юж-

ькутте демонстраяты соверптили

вым морем. Наконец, в 1519 г. Фернанло   Нападение на почтовые учреждения. По-
Магалаес (Магеллан), португалец на ис-   лИиция арестовала и взяла пол стражу пять

лантическим океаном и
который он назвал i

Магеллан был убит в 1521 г.
из Филиппинских островов. но

панской службе, нашел пролив между Ат-   Человек. В Бомбее в подвале одного зда-
другим океаном,   Бия полиция обнаружила 21 бомбу.

Власти провинции Орисса сообщают: что

на отном   во время недавних инпилентов 30 человек
часть его   было убито и 60 ранено. Многие магазины

Колумба. Неизвестен точно’ и гол рождения   Э5СПедиции после трехлетнего плавания   в этой провинции остаются закрытыми.

Колумба— прелположительно считают, что

вернулась в Севилью, совершив первое в

знаменитый исслелователь родился в 1451   ЯСТОрии ны путешествие. Теперь
году. Известно лишь, что Колумб был сы-   28% наидолее сомневающиеся получили
ном ткача, изготовлявшего шерстяные тка-   Практическое доказательство шарообразно-
ни. В одном аз документов молодой Колумб   СТИ земли.

написал, что он работник, обрабатываю-
щий шерсть, из Генуи.

Затем начинаются многочисленные ис-
следования внутренних областей Америки

Предположение, что Колумб учился в   Ранцузами, англичанами, испанцами, рус-
университете, едва ли имеет пол собой   КЕми. Последними этапами, завертивитеми

почву, однако, несомненно,
изучил латынь; прочел много книг о геог-
рафических путешествиях, в частноста,
описание путешествия Марко Поло в кон-
це ХШ в. в Монголию, Китай и Индию.

Во времена’ Колумба подавляющее боль-
панство ученых  полагало, что земля
представляет плоский лисе, что в тропиче-
ском поясе имеется непрохолимая огненная
зопа, что там моря населены чуловищами.
Илея о шарообразности земли защищалась
некоторыми греческими, римскими и араб-
скими мыслителями тревноста, но в сред-
ние века католическая  перковь отвергла
эту идею. Колумб, переловой человек сво-
его времени. разделял теорию польского
астронома Николая Копернака (1473—
1543), который не только утверждал, что
земля — шар, но пришел к ‘выводу, что
земля и другие планеты вращаются вокруг
солнца и что земля вращается также во-
круг своей оси. Но современные Колумбу
астрономы лелали ошибки в вычислении
диаметра земли, они считали земной шар

что Колумб открытие и исследование американских   ются попытки

континентов, ‘была

Демонстранты делают попытки воспрепят-
ствовать служащим итти на работу.
Бойбейские власти об’явили, что ORE
выцадут награду в 10 тыс. рупий тому,
ко укажет на лип, вызвавших крушение
пешаварского экспресса. Этот экспресс вы-
шел из Бомбея в ночь на 3 октября. В
результате крушения 12 пассажиров было
убито и 40 ранено. В Бомбзе продолжа-
организовать митинги и

русекая экспедиция   демонстрации, Полиция произвела аресты

Беринга и Чирикова в 1741—42 гг., ко-  830 человек.

торая доказала, что межлу Америкой и
Азией нет перешейка. в английские экспе-
пицийи Джона Франклина в. 1845—48 rr.
и капитана Остина в 1850 г., которые
установили, что материк Америки можно
с севера морским путем.

Открытие Америки знаменовале новый
поворот всемирной истории. Завоевание и
ограбление Центральной и Южной Америки
испанцами и португальцами наравне с ог-
крытием Индии вызвало перемещение ми-

ровых торговых путей и революцию пен.   слелниё недели
Эти события явились предпосылкой сна-   развернули

ae обогащения и усиления,
упадка Испании и Португалии, ытие
Америки и морского пути в Индию поло-
жило начало колониальной политики eBpo-
пейских держав. Огромные богатства, при-
тевавшие в Европу из колоний, ускорили

Из Каттака и Биджапура передают, что
власти наложили крупные коллективные
штрафы на население некоторых сельских
районов, где происходили волнения.

повреждение тяжелому японскому крейсеру

‘районе Тронхейма. й

‚щиков были металлургический и паровозо-

ae ИЕ

ПОДЛАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ГИТЛЕРОВСКИХ РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ

ЛОНДОН, 10 октября: (ТАСС). Бернсвяй
корреспондент тазетьы «Дейли экспресс» co-
общает, что термановая полиция’ вышусти-
ла печатную инструкцию Ф том, как обра-
щаться в русокихи и украинскими рабочи-
ми, которых насильно угнали в Германию
И заставили работать на терманевих пред-
приятиях. Инструкция гласит:

«Немец! Для того, чтобы увеличить
производительноеть германских предприя-
тий, возникла необходимость привезти ра-
бочих из Советской России. Всегда, показы-
вай им, что TH ‘являешься их хозяином.
Будь с ними всегда тользо суров. He завя-
зывай 0- HOME никаких личных отноше-
ний. Отраничивайся только отдачей прика-
зов. Нз делай ничего такого, что могло бы
облегчить их положение. Русские и укра-
HHCKHe рабочие питаются и размещаются
согласно 0с0бым указаниям, выработанным
властями. Старайся заставить их работать
как можно интенсивнее. Не терпи медли-
тельных. Если замечаешь какие-либо при-
знаки медлительности. тотчас же сообщай
полиции. Для твоей собственной ‘безопасно-
сти и для безопаеностя германского произ-
водства блительно слели 34 тем, чтобы не
было диверсий. Сообщай полиции всякий
раз, котда у тебя возникнут хотя бы ма-
лейшие подозрения. Всегда показывай рус-
скли и украинским рабочим, что ты выше
их. Держи их на раестоянаг».

eos

НЕМЦЫ УВОЛЯТ
В РАБСТВО. БЕЛЬГИЙЦЕВ

ЛОНДОН, 10 октября. (ТАСС). По по-
‘ступившим сюда из Брюсселя сведениям,
немцы прибегают к грубым насильствен-
ным мерам с целью заставить бельгий-
CRUX рабочих ехать в Германию для ра-
боты на промышленных предприятиях,
Олнахю всё принятые до сих пор меры не
дали немцам желаемых” результатов. В
связи < этим терманокие военные власти
в Бельгии и Северной Франции изтали
приказ 0 том, что для всех бельгийцев—
мужчин в возрасте от 18 до 50 лет п
женщин в возрасте от 21 xo 35 лет вво-
лия принудительная трудовая повин-
ность. Бельгийцы этого возраста на, оено-
вании этото приказа могут быть посла-
ны на любую работу в Германию. Отказ
карается каторжными работами или смерт-
вой казнью.

Новые казни в Тронхейме

СТОЕГОЛЬМ, 10 октября. (ТАСС). Как
сообщает Шведское телеграфное агентство,
по приговору немецкого трибунала в Трюн-
хейме казнены еще 9 норвежцев, обвинен-
ных в перевозке взрывчатых веществ, ис-
пользованных для ряда антитерманских
диверсий. Газета «Стокгольме тилнинтен»
сообщает, что из Осло отправляютея на се-
вер части СС для подкрепления полиции в

За последние лни в Тронхейме и его ок-
рестностях арестовано свыше 1.000 чело-
век. Брошены в тюрьмы все профсоюзные
руководители,

ов

Подробности налета
американских бомбардировщиков

На Лилль

ЛОНДОН, 10 октября. (ТАСС). Как ука-
зывается в совместном сообщении англий-
ского министерства авиации и командова-
ния американсвих сил на европейском те-
гтре военных действий, более ста амери-
канских боубарлирювщиков «Летающая кре:
поесть Б-17> и «Либерейтор Б-24», пра-
нявшие участие 9 октября в дневном нале-
те на находящиеся в германских руках
промыитленные предприятия в Лилле, бом-

эта об’екты с большой ‘высоты. /

Основными об’ектами атаки бомбардиров-
строзтельный зазвольт.

ЛОНДОН. 10 октября. (ТАСС). Как пе-
релает антлийское министерство информа
ции, около 500 истребителей и крупней-
шее за все’ время войны соединение аме-
риканеких бомбардировщиков участвовали
в дневном налете на Северную Францию

октября.

В то время как часть истребителей ох-
раняла бомбардировщики, друтие эскад-
рильи совершали отвлекающие операции
в районе Дьешт — Нефиталель — Абвилль,
дальше к северу от Гравелина до Марли-
ка и Дюнкерка и в глубь страны до Ипра
и Дикомюде.

Наступательные операщии югославеких партизан.

ЖЕНЕВА, 10 октября. (ТАСС). По сооб-
шениям, полученным из Югославии, в по-
югославокие партизаны
успешные = наступательные

& затем   операции, которые привели К захвату ряла

населенных пунктов. 25 сентября после
20-часового боя югославские ‘партизаны
заняли в Боснии укрепленный город Hine.
Во главе партизанских отрядов, действую-
щих около Яйце, как м всех партизанских

развитие, а затем и победу капитализма.   частей в Босанской Краине. стоит бывший

С начала ХУП века ив Северной. Америке   капитан

республиканекой армии Испании

тораздо меньше. чем он на самом деле `и   ЗОЗНикают постоянные поселения европей-   Коста Налич. После взятия Яйпе партиза-
велелетвие этого полагали. что Китай на 6   (88. В конце ХУШ века триналцать от-   пы прололжали очищать окрестные районы
тысяч миль ближе к Европе, чем в лей-   ®ЛИвигихся от Англии колоний образовали   от остатков вражеских войск.

етвительности.

Залумав совершить путешествие в Пн-
amo, Ruta или Сипанго (Японию). ила
во вс® эти страны, или же на острова и
материки, которые могут оказаться по до-
реге в НИМ, — в Точности замыслы вели-

Совдиненные Штаты Америки тесудар-
ство, занявшее одно из виднейших мест на
всем дальнейшем пута экономического и
культурного развития человечества.

Член-корреспондент Академии наук СССР
А. ЕФИМОВ.

ИНОСТРАННАЯ ХРОНИКА

Е Английское морское — министерство
сообщает о потошлении крейсера «Ковент-
ри» водоизмещением в 4.290 тонн. «Ковент-
ри» закончен постройкой в 1938 г.

32 На острове Мадагаскар английские
войска заняли Сакара и Тонгомбори, в юго-
западной части острова, вблизи порта Ту-
weap.

ЗЕ В очередном коммюнике командова-
ния английских сил на Ближнем Востоке
указывается, что в ночь на 9 и днем 9 ок-
тября воздушные силы союзников  совер-
шили интенсивный налет Ha посадочные

АДРЕС as eta я

628150,

площадки противника, расположенные в
прифронтовой полосе, а также на суд
противника в Бенгази. В воздушных боя
было сбито по меньшей мере 10 нелрия-
тельских истребителей. .

ЗЕ В Брюссельском кинотеатре «Мари-
во», реквизированном ‚кемцами,
демонстрации фильма произошел
бомбы. Один челозек убит, несколько дру-
гих ранено. Зрителями кинотеатра ‘были
‚рексисты (бельгийские фашисты). За сведе-
ния о виновниках взрыва
обещано вознаграждение в   млн. qpaH-
ков.

ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», д, 94. ТЕЛЕФОНЫ *-ТЕЛОВ РЕД
3-36-82; Иностранного — Д 3-32-85; Писем — Д 3-16-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусст.а — Д 3-39-70;

Хорватские партизанские отрялы очи-
стили от оккупантов несколько населенных
пунктов. Партизаны овладели, в частности,
селением Добор. Бои за Добор длились 6
засов, В этой операции партизанами захва_
чЧено около 50 винтовок, 3 ручных пуле-
мета a 5 тысяч патронов. Партизанами
разрушено 12 километров железной лороги
ий железнодорожная станция Брэстовац, где
взорвано 3 паровоза,

Словенские партизаны ночью совершили
нападение на итальянский петаб близ горо-
28 Черномель, убив трех офицеров и много
солдат.

Партизаны активно действовали и в

во время   Далмации. После непрололжительной схват-
ВЗРЫВ   ки они заняли местечко Поток, захватив

иного военных материалов и пленных.
Взят в плен местный гарнизон. состоявший

окхупантами  3 50 солдат и офиперов. Итальянская

колонна, попытавшаяся притти на помощь
этому гарнизону, была встречена партиза-

АКЦИИ: Справочное бюро. —
Боенпого — Д 3-35-82; Секретариат —

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

нами на берегу реки Цетины и отброшена
на противоположный берег. Кортунашекие
партизаны во время нападения на неболь-
шой горох Ястребарско освоболили из
конплагеря 900 детей и вазбили вражеский
тарнизон, захватив много винтовок, патро-
HOB H лошадей. Разрушена железнодорож=
пая станция этого городка co всеми по-
стройками. Другой кордунашекай  парти-
зансвий отряд совершенно разрушил же-
лезнолорожные станции Камена и Залука
на дороге Еарловат-—Любляна. Движение
09 этой дороте было прервано в течение
всего сентября.

Успешную борьбу с. оккупантами и их
наймитамя ведет партизанский батальон
имени Иосифа Краша. Итальянские части
несколько раз пытались окружить баталь-
он, но всегда безуспешно. Бойцы этого ба_
тальона после непродолжительной схватки
заняли местечко Rocranperan, 3a время
этих б0зв партазанами взорвано два моста.
Специальные партизанские отряды, сформи-
рюванные для операций на железных. доро-
гах, разрушили станцию Пешеница и Мрап-
лин на железной   дороге Сисак — Загреб.
Другой отряд уничтожил поезд на станции
Хорвати, близ Загреба.

В конпу месяца в ряде районов оккупа-
ционные и усташекие части пытались пе-
рейти в контрнаступление. Партизаны от-
разили попытки итальянских войск про-
пваться через Босанско. Грахово 3 напра-
влении города Дрвар. В секторе Баня-Лука
враг перешел в контрнаступление, но пар-
тизаны успепрно - отражают атаки против-
вика. Бои продолжаются.

Л 3-15-68;

ЗЛО

oe aan жизни —Д1
Д 3-15-64; Отдел об’авлений — Д 3-30-12. 0 не

“ee
их

11 ОКТЯБРЯ 1947 г., № 284 (3055)

КЕ ИСИ ИУ oe ie

С А ЧАПЛЫГИН

На 74-м году яизни скончался Герой  крыла самолета; полученные Hay OcHosS

= > с к —>. : canto.
Сопиалистяческого Труда, действительный   этой теории” крылья для скоростных.

if качества.
, Г зук ей Алек- летов показали высокие
а, eerie С. А. Чаплыгиным создана обширная

С. А, Чапльгин является крупаейшим   кола а о р
pYCOKMM ученым, одним из создателей   которых ‹ являются м ны a at
авиационной намки. ихя и. работы кото-  (академики од и ie ae
рото’ известны всему миру. Он был бли-   корреспонденты Академии п
жайшим  сполвижником «отца русской   вич и Голубев, профессора велдыш, <
авиации» Николяя Егоровича Жуковского.  ‘мович, Ушаков, Седов и многие другие),

За 52 года своей научной ‘делтетьности  Ученый © мировым именем, академие
С. А. Чамлытли обогатих науку рядом   Чаплыгин обладал одновременно редким ор-
классических трудов. Его исслелорания по  ’ ганизаторсвим ‘талантом. Как представи-

тель наиболее . передовой професвуры до.

революционной Россий, Сергей Алексеевич

в громадной энергией боролоя за органи-

запию женского высшего образования, 603-

лал в 1905 году Высшие женские курсы

и был их босоменным ректором.

С 1918 тода имя С. А. Чаплыгина свя.
зао © развитием советской авиации, с.
развитием и деятельностью ведущего науч-
но-иоблеловательского института по авиз-
пяи— ЦАГИ;

В 1921 году, побле смерти Н. Е. бт.
вовекого. С. А. Чаплыгин становится во
главе ЦАГИ в качестве председателя maa

liste института. Одновременно с 192%.

гола по 1926 год он является членом кол-
  яегии Научно-технического отдела ВСЕХ,
[ав 1928—30 г. — директором ЦАТИ.

Сергей Алексеевич Чаплыгин был горя-
GAM патриотом: с первых дней отечествеп-
ной войны он потребовал от руковохимых
им ученых приложения всех творческих
сил к делу непосредственного усиления
боевюй моши советской авиации и личн
показывал пример самоотверженной работы
для фронта. у

Советское правительство, оценив вы-
дающиеся научные а организационные за-
слуги i A. tne ip saponins a BM
деном Трудово расного Знамени -
ном Ленина. В 1941 году С. А. Чаплытину
присвоено звание Героя Социалистичесвото
Труда.

Маогогранная научная и общественно-
политаческая деятельность С. А. Чаплыги-
на не прекралцалась ло послелних дней его
жизни, И как крупнейший ученый, и как
выдающийся организатор, и Kak обще-
ственный деятель, все свои. силы он отдал
для процветания своей великой родины.
Советская наука, советская авиацаонная
промышленность понесли тяжелую утрату.

Светлая память © Сергее Алексеевиче
Чаплыгине, крупнейшем русском ученом и
исключительно прямом, чутком и отзывчи-
вом человек», навсегда останется в наших
сердцах, и его образ будет служить при-
за последние голы С. А. Чаплытин разра-   мером многим поколениям советских уче-
ботал новую теорию построения профилей! ных. т

Шахурин, Новиков, Дементьев, Яковлев, Репин, Воронин, Кузнецов A.
Кузнецов B., Ильюшин, Ноликарпов, Климов, Микулин, Шишкин, Поликовский,
Туманов, Лосюков, Голубев, Пышнов, Юрьев, Сухой, Лавочкин, Котельников,
Христианович, Ушаков К. Остославский, Абрамович, Келдыш, Журавченко,
Федяевский, Седов, Мартынов, Сабинин, Ветчинкин, Панов, Мусиняни, Баулин,
Сопман, Довжик, Гембаржевский, Халезов, Балыков, Дубровин, Бычков, Горский,

ВЫДАЮЩИИСЯ УЧЕНЫЙ

_6 октября 1942 т. в тг. Новосибирске   ленин длинного плоского крыша и мно-
скончался вылающийся ученый Сергей   гие другие. В этой области работы совёт-
Алексеевич Чаплытин. ских ученых опередили работы иностран-

Сергей Алексеевич Чаплытгив. родился   ных исследователей. i
5 апреля 1869 г. вг Раненбурге, Раязан- самые последние тохы (в 1937 г.)
ской губернии. По окончании Ффизико-ма-   ©. А. Чаплытинымх аалисана исключитель-
тематического факультета Московского   ная. по методу исследования’ работа «К \
университета в 1890 г. он был оставлен   теории триплана», з к 1940 т. относит-
известным ученым H. В. Жуковским при  ся найхленный им. совершенно новый ме-
университете для подготовки к профессор-  тох построения теоретических профилей,
скому званию. имеющих больное значение для cROpOCT-

В 1893 г. С. А. Чаплыгин блестяще   ной авиалии. Блахоларя трухам Н. Е. Жу-
выдержал магистерский экзамен, и в том  ковокото и С. А. Чаплыгина наш и
же году ему присуждается премия за ра-  веизменао держит первенство в области
Gory «0 некоторых возможных случаях теории ‘авиационных крыльев.
движения твердого тела в жидкости». В  Баестащими достиженяями, которыми
1894 г. он получает звание приват-доцен-   горлится могучая советская авиация, она
ta Московского университета, через четы-  во. многом обязана работам С. А. Чанты-
76 года, в 1898 г..— степень магистра   гина и ‘учеников его шкотч.
прикладной математики. В 1902 г. С. А.  ‹ Особенное значение его работы приобре-
Чаплыгин защищает диссертацию на сте-  тают в связи с задачами развития ско
пень доктора прикладной математики своей   ростной авиации. . }
работой «0 тазовых етруях». В 1926 г, С. А, Чаллытин был избран

С развитием авиации в начале текущего   членом-корреспондентом, в 1929 г.—лей-
столетия перед механикой возник ряд  ствительным членом Академии наук СССР.
труднейших задач, связанных с выясне- В кратком очерке, посвященном памяти
нием действия на крыло. самолета ‘сил, вы-   этого выдающегося ученого, большого па-
зываемых давлением воздуха. Исследования   триота нашей страны, нельзя, конечно,
С. А. Чаплыгина в этой области выдвигают   охватить всей его работы. Значение ею
его наряду с Н. Е. Жуковским в число   научных июследований в области механики
основоположников теории авиационных   будет расти по мер дальнейшего развития
крыльев.   его идей. Многогранную деятельность ©, A.

21 октября 1910 г. на заседании Науч-   Чаплыгина наш народ высоко оценил еще /
ко-технического комитета Московского об- при жизни. В 1928 г. ВЦИК присволх
щества воздухоплавания С. А. Чаплыги-   С. А. Чаплыгину звание заслуженного дея-
ным было сделано сообщение «Результаты  теля науки, натрадил ортеном Трудового
теоретических. исследований © движении   Врасного Знамени. В 1933 т. С. А. Чат-
зэроплана». Оно было посвящено изучению  лыгин был награжден орденом Ленина, а
лействий возлуха на крыло. В этом с00б-  в 1941 г., в день БО-летия его научной
шении С. А. Чаплыгин впервые дает каче-   деятельности, Президиум Верховного (0-
ственное представление © теории крыла   вета СОСР присвоил С. А. Чаплытину зва-
конечного размаха, рисует картину вих-  ние Героя Социалистаческого. Труда.
рей, сбегающих с конпов крыла, и произ-\ Or нас ушел один из _могикан русской
водит анализ природы поддерживающей   науки, который сомкнул блестящую плая-
силы. ay русских ученых-——Чебышева. Ляпунова,

Исследования С. А. Чаплыгина служи- Жовалевской, Бобылева, Горячего, Жуков“
ли всегда исходным пунктом для пелой  ского с отрядом молодых советских уче
серии рабог молодых советских ‘ученых.   ных-механиков.

Таковы его работы © влиянии о илоско- Мы убеждены в том, что его ученика.
параллельного потока воздуха на пвижу- и далыне будут держать выюоко знамя 6’)
шея в HOM пилинирическое крыло   ветской науки, завоевывая eit мировой
(1926 г.), о погемной силе и сопротив- приоритет в области механики и авизцяи,

Комаров, Байков, Орбели, Бардин, Иоффе, Волгин, Богомолец, Бах, Обручев,
Варга, Мещанинов, ee Лысенко, Образцов, Митин, Державин, Брицке,
Ферсман, Чудаков, Степанов, Мусхелишвили, Бруевич, Галеркин,  Кочнн,
Кафтанов, Терпигорев, Христианович, Артоболевский, Беляев,

(RRNA PRR A ES ARSENE ST ET SE YE SETI ES

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

СОС С Е КИЕВЕ ВЫ

КИНО, ТЕАТР

Художественный фильм «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ
СТАЛЬ» — Первый, Метрополь,
Художественный. Родина, Центральный
Форум, Таганский, Динамо, им. Ш Ише
национала, Шторм,

ФИЛИАЛ ГАБТ — 11/Х - утро — оп; Демон,
Вечер — бал. Дон-Кихот. 12/Х -- оп. Травиата,

Te0-

балтистике,
рии упругости и ‘жобенно а3р0- и гидро-
динамике легли в основу работ двух moxo-
лений ученых. С. А. Чаплыгия совместно
с Н. Е Жуковским открыло рял основных

теоретической механике,

законов, управляющих  под’емной силой
крыла самолета. Первые самолетные крылья
обтекаемой формы были получены в
России в 1910 тоду. Их создали на oc-
нове. своей теорни Н. Е. Муковокий и
С. А. Чаплыгин;

С. А. Чамлытин является основопотож-
ником аэродинамики больших скоростей;
еще в 1902 году, т. е. 40 лет тому назал,
он написал замечательную работу «0 га-
зовых, струях», поторая до сих пор яв-
ляется фунламентом теории батыших ско-
ростей полета. .

Неутомимая научная работа С. А. Yan.
тыгина, продолжалась до конца ето дней;

y al

x on SSE ЕСА
  Презялиум Академии Наук СССР с при-
  скорбием сообщает ‘9 смерти выдаю-
  щегося советского ученого, Героя Co.  :

циалистического Труда,
академика СЕРГЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА
ЧАПЛЫГИНА,
   последовавшей. в Новосибирске 8 октября
OMY

eS ee ed

7 р — =  Нач;  спект. ас. ра, утреннего —
Народвый комиссариат авиационной про-     в 12 час. дня. м о
  мышленности с глубокой скорбью изве- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ‹ ЛЕНИНА
ве

АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР - 11/Х —
Отечественная война 1812 года. Начало в 6%

щает о смерти крупнейшего русского

ме одного из созда-    вечера,
тел ентрального аэро-гидродинамича- МУЗЫК. ТЕАТР им. К. О СТАНИСЛАВ-
ского института (ЦАГИ) Героя Социа.    СКОГО и’Вл. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО-
` » геро оциа 11/Х, в 12 час, дня_Ночь перед рождеством,
листического Труда, денствительного в   В 6 чае. вечера — Прекрасная. Елена.
члена Акэдемни Наук СССР MOCKOBOKHA ТЕАТР ДРАМЫ, (филиал МХАТ,
Петровский пер.; 3) — 11/х — ATRBEBIN- BESO:

ЧАПЛЫГИНА Сергея Алексеевича,
последовавшей в результате непродол-
жительной тяжелой болезни; и выражает
глубокое — соболезнование коллективу

ЦАГИ, сэчье и родным покойного,
= A ST ВХР ЕЕ

Д 3-11-07; Сельскохозяйственного — Д 3.10.55. с
доставне газет в срок сообщать по ея, 30000

Изд. Ne 744,

Начало в 6 час, вечера,

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ка, 69) — 11/Х, в 12 час. дня, — Дворянское
гнездо, В_6 час. вечера — Дворянское гнездо.

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЕГ.
ТЫ (Б. Садовая, 18, бывш, театр Народного
творчества) — 11/Х, в 12 час, дня, -- Роз-Марь
В 6 чае. вечера — На нашем берегу.

(В. Орды

-52-4 ; Пропаганды -—

Удариию

4 5 =

aj

Be

И
ki

== >

М
№
ny

=