В оба
M Woot
ОВаЗЬИ,
УЗ
Х

Bes at

MYTH

ИХ Oy
16 OMe
Rev:
LABIA
Hit Ty
гощени
HOD
Hae
койет
BOTH
ch. On
BORD

KHX
ИРИК

Tepey
ENT
pubps

atl
pate

i.
ye

ный

gps

nth

tt

Пролетарии всох стран, соединяйтесь!

ЖЖ ип певнечик
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.)
ele

Орган Центрального Комитета 4 MH BHM).
ен АИ М

№31 (9082)   ‚ Суббота, 7 ноября 1942 г

{КУ ГОЛОВИ

стране и
народами

БРЫ

ЦЕНА 15 HOR.

а

М
Ц

“Доклад Председателя Г осударственного. Комитета

Обороны товариша И. В. СТАЛИНА

Й общественными организациями

mt Товариици!

Сегодня мы празднуем 25-летие победы Советской
революции в нашей стране. Прошло 25 лет с того вре-
мени, как установился у нас Советский строй. Мы
стоим на пороге следующего, 26-го года существова-
ния Советского’ строя.

На торжественных заседаниях в годовщину Октябрь-
ской Советской революции обычно принято подводить
итоги работы государственных и партийных органов за

1. ОРГАНИЗАТОРСКАЯ РАБОТА В ТЫЛУ.

` Мирная строительная работа наших руководящих
органов выразилась за этот период в. перебазировании
нашей промышленности как военной, так и граждан-
ской в восточные районы нашей страны, в эвакуации
и устройстве на новых местах рабочих и оборудования
предприятии, в расширении посевных площадей и в
увеличении озимого клина на востоке, наконец, в ко-
ренном улучшении работы наших предприятий, рабо-
тающих на фронт, и в укреплении трудовой дисцил-
лины в тылу, как на заводах, так и в колхозах и
совхозах. Нужно сказать, что это была труднейшая
и сложнейшая организаторская работа большого мас-
штаба всех наших хозяйственных и административных
наркоматов, в том числе — нашего железнодорожного
транспорта. Однако трудности удалось преодолеть.
И теперь наши заводы, колхозы и совхозы, несмотря
на все трудности военного времени, работают бесспер-
но удовлетворительно. Наши военные заводы и смеж-
ные с ними предприятия честно и аккуратно снабжают
Красную Армию орудиями, минометами, самолетами,
танками, пулеметами, винтовками, боеприпасами. Наши
колхозы и совхозы также честно и аккуратно снаб-

2. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА СОВЕТСКО-НЕМЕЦКОМ ФРОНТЕ.

Что касается военной деятельности наших руководя-
щих органов за ‘истекший год, то она’выразилась в
обеспечении наступательных и оборонительных опера-
ий Красной Армии против немецко-фашистских войск.
Военные действия на советско-немецком фронте за
истекший год можно разбить на два периода: первый
пернод — это по преимуществу зимний период, когда
Красная Армия, отбив атаку немцев на Москву, взяла
янициативу в свои руки, перешла в. наступление, по-
гнала немецкие войска и в течение 4-х месяцев прошла
нестами более 400 километров, и второй период — это
летний период, когда немецко-фашистские войска,
пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, собра-
м все свои свободные резервы, прорвали фронт в
юго-западном направлении и, взяв в свои руки ини-
Цнативу, прошли местами в течение 5 месяцев до 500
километров,

Военные действия в течение первого периода, осо-
бенно же успешные действия Красной Армии в районе
Ростова, Тулы, Калуги, под Москвой, под Тихвином

и Ленинградом — вскрыли два знаменательных факта.

Они показали, во-первых, что Красная Армия и ее
боевые кадры ‘выросли в серьезную силу, способную
н только устоять против напора неменцко-фашист-
ких войск, но и разбить их в открытом бою и по-
гнать их назад. Они показали, во-вторых, что немецко-
фашистские войска при всей их стойкости имеют та-
кие серьезные органические недостатки, которые при
некоторых благоприятных условиях для Красной Ар-
мии могут привести к поражению немецких войск.
Нельзя считать случайностью тот факт, что немецкие
войска, прошедщие триумфальным маршем ‹всю Евро-
Пу и сразившие одним ударом французские войска,
‘читавшиеся первоклассными войсками, встретили дей-
твительный военный отпор только в нашей стране,
ине только отпор, но оказались вынужденными под
ударами Красной Армии отступить от занятых позиций
более чем на 400 километров, бросая ‘по пути отступ-
ления колоссальное количество орудий, машин, бое-
припасов. Олними зимними условиями войны никак
нельзя об’яснить этот факт. * с

Второй период военных действий на советско-не-
мецком фронте отмечается переломом в пользу нем-
цев, переходом инициативы в руки немцев, прорывом
нашего фронта‘на юго-западном направлении, продви-
жением немецких войск вперед и выходом в районы
Воронежа, Сталинграда, Новороссийска, Пятигорска,
Моздока. Воспользовавшись ‘отсутствием второго
фронта в Европе, немцы и их союзники бросили на
Фронт все свои свободные резервы и, нацелив их’ на
одном направлении, на юго-западном направлении, соз-
дали здесь большой перевес сил и добились значи-
тельного тактического успеха. ©

Повидимому немцы уже ные столь сильны, чтобы
повести одновременно наступление по всем трем на-
правлениям, на юг, на север, на центр, как, это имело
место в первые месяцы немецкого `наступления летом
прошлого года, но онйтеще достаточно сильны для
Того, чтобы организовать серьезное наступление на
каком-либо одном направлении.

‘на нашем фронте? Если судить по откликам иностран-

Г. Москвы 6 ноября 1942 года

истекший год. Мне поручено представить вам отчет-
ный доклад об этих именно итогах за истекший год —
от ноября прошлого года до ноября текущего года.

Деятельность наших государственных и партийных
органов протекала за истекший период в двух направ-
лениях: в направлении мирного строительства и ор-
ганизации крепкого тыла для нашего фронта,— с од-
ной ‘стороны, и в направлении проведения оборони-
тельных и наступательных операций Красной Армии,—
с другой стороны. ‘

— ; é Zz
Ha TOPNECTBEHHOM Sace ann MockoBcKoro Совета депутатов трудящихся с партийными

жают население и Красную Армию продовольствием,
а нашу промышленность — сырьем. Нужно признать,
что наша страна никогда еще не имела такого креп-
кого и организованного тыла.

В результате всей этой сложной организаторской и
строительной работы преобразились не только наша
страна, но и сами люди в тылу. Люди стали более
подтянутыми, менее расхлябанными, более дисципли-
нированными, научились работать по-военному, стали
сознавать свой долг перед Родиной и перед ее
защитниками на фронте — перед Красной Армией.
Ротозеев и разгильдяев, лишенных чувства’ граждан-
ского долга, становится в тылу все меньше и меньше.

Организованных и дисциплинированных людей, испол-

ненных чувства гражданского долга, становится все
больще и больше.

Но истекший год является, как я уже говорил, не
только годом мирного строительства. Он является вме-
сте с тем годом Отечественной войны с немецкими за
хватчиками, подло и вероломно напавшими на нашу
миролюбивую страну. :

Какую главную цель преследовали немецко-фаши-
стские ‘стратеги, открывая свое летнее наступление

ной печати, в том числе и немецкой, то можно поду-
мать, что главная цель наступления состояла в заня-
тин нефтяных районов Грозного и Баку. Но факты
решительно опровергают такое предположение. Факты
говорят, что продвижение немцев в сторону нефтяных
районов СССР является не главной, а вспомогательной
целью.

В чем же, в таком случае, состояла глаВная цель
немецкого наступления? Она состояла в том, чтобы
обойти Москву с востока, отрезать ее от волжского
и уральского тыла и потом ударить на Москву. Про-
движение немцев на юг в сторону нефтяных районов
имело своей вспомогательной целью не только и не
столько занятие нефтяных районов, сколько отвлече-
ние наших главных резервов на юг и ослабление
Московского фронта, чтобы тем легче добиться успеха
при ударе на Москву.  Этим собственно и об’ясняется,
что главная группировка немецких войск находится
теперь не на юге, а в районе Орла и Сталинграда.

Недавно в руки наших людей попал один немецкий
офицер германского генштаба. У этого офицера нашли
карту с обозначением плана продвижения немецких
войск по срокам. Из этого документа видно, что
немцы намеревались быть в Борисоглебске 10 июля
этого года, в Сталинграде — 25 июля, в Саратове —
10 августа, в Куйбышеве — 15 августа, в Арзамасе —
10 сентября, в Баку — 25 сентября.

Этот документ полностью подтверждает наши дан-
ные о том, ‘что главная цель летнего наступления
немцев состояла в обходе Москвы с востока и в
ударе по Москве, тогда как продвижение на юг имело
своей целью, помимо всего прочего, отвлечение наших
резервов подальше от Москвы и ослабление Москов-
ского фронта, чтобы тем легче было провести удар
по Москве.

Короче говоря, главная ‘цель летнего наступления
немцев состояла в том, чтобы -окружить Москву и
кончить войну в этом году.

В ноябре прошлого года немцы рассчитывали уда-
ром в лоб по Москве взять Москву, заставить Крас-
ную Армию капитулировать и тем добиться окончания
войны на Востоке. Этими иллюзиями кормили они
своих солдат. Но эти расчеты немцев, как известно,
не оправдались. Обжегшись в прошлом году на лобо-
вом ударе по Москве, немцы вознамерились взять
Москву в этом году уже обходным движением и тем
кончить войну на Востоке. Этими иллюзиями кормят
они теперь своих одураченных солдат. Как известно;
эти расчеты немцев также не оправдались. В резуль-
тате, погнавшись за двумя зайцами — и за нефтью,
и за окружением Москвы, — немецко-фашистские стра-
теги ‘оказались в затруднительном положении.

Таким образом, тактические успехи летнего наступ-
ления немцев оказались незавершенными ввиду явной,
нереальности их стратегических планов.

3. ВОПРОС О ВТОРОМ ФРОНТЕ В ЕВРОПЕ.

Чем об’яснить тот факт, что немцам все же удалось
в этом году взять в свои руки инициативу военных
Действий и одержать серьезные тактические успехи
на нашем фронте?
`Об’ясняется это тем, что немцам и их союзникам
Удалось собрать все свои свободные резервы, бросить
их на восточный фронт и’создать на одном: из направ-
лений. большой перевес сил. Не может быть. сомне-
ния, что немцы без этих мероприятий не смогли бы до-
биться успеха на нашем фронте. `

Но почему им удалось собрать все свои резервы и
бросить их на восточный фронт? Потому что отсут-

ствие второго фронта в Европе дало им возможность
произвести эту операцию без какого-либо риска для
‘себя.

Стало быть главная причина тактических успехов
немцев на нашем фронте в этом году состоит в том,
что отсутствие второго фронта в Европе дало им воз-
можность бросить на наш фронт все свободные резер-

вы и создать большой перевес своих сил на юго-за-

падном направлении.

(Оъончание доклада см, на 2-Й стр.).

Да здравствует 25-я годовщина Великой
Октябрьской Социалистической Революции,
свергнувшей власть империалистов в нашей

провозгласившей мир между

всего мира!

7 ноября 1942 г. №

Товарищи красноармейцы, командиры и’ политработ-
ники, партизаны и партизанки! Трудящиеся Советского
Союза!

От имени Советского правительства и нашей боль-
шевистской партии приветствую и поздравляю вас с
днем 25-летия победы Великой Октябрьской . Социали-
стической Революции.

Четверть века назад рабочие ‘и крестьяне под руко-
BOACTBOM партии большевиков и великого Ленина
установили в нашей стране. власть Советов. Славный
путь прошли народы Советского Союза. за ‚это время.
За, 25 лет наша Родина стала могучей социалистической
индустриальной и колхозной державой. Народы совет-
ского государства, завоевав себе свободу и независи-
мость, об’единились в нерушимом` братском содруже-
стве. Советские люди освободились от всякого угнете-
ния и упорным трудом обеспечили себе зажиточную и
культурную жизнь. Е

Ныне двадцать пятую годовщину Великой Октябрь-
ской Социалистической Революции народы нашей стра-
ны встречают в разгаре жестокой борьбы против`немец-
ко-фашистских захватчиков и их сообщников в Европе.

В начале этого года, в зимний период, Красная Ар-

мия нанесла немецко-фашистским войскам серьезные.

удары. Отбив атаку немцев на Москву, ‘она взяла
в свои руки инициативу, перешла в наступление и
погнала на запад ‘немецкие войска, освободив от
немецкого рабства целый ряд областей нашей страны.
Красная Армия показала, таким образом, что при неко-
торых благоприятных условиях она может одолеть
немецко-фашистские войска.

Летом однако» положение на фронте изменилось
к худшему. Воспользовавшись отсутствием второго
фронта в Европе, немцы и их союзники собрали все
свои резервы под метелку, бросили их на Halll yKpa-
инский фронт и прорвали его. Ценой огромных потерь
немецко-фашистским войскам удалось продвинуться на

юге и поставить пол угрозу Сталинград, Черноморское.

побережье, Грозный, подступы к Закавказью.

Правда, стойкость и мужество Красной Армии со-
рвали планы немцев по обходу Москвы с востока
и удару с тыла на столицу нашей страны. Враг оста-
новлен под Сталинградом. Но, остановленный под
Сталинградом и уже положивший там десятки тысяч
своих солдат и офицеров, враг бросает в бой новые
дивизии, напрягая последние силы. Борьба на совет-
ско-германском фронте становится все более напря-
женной. От исхода этой борьбы зависит судьба
Советского государства, свобода и независимость
нашей Родины.

Наш, советский народ с честью выдержал испыта-
ния, выпавшие на его долю, и преисполнен непоколе-
бимой веры в победу. Война явилась суровой про-
веркой сил и прочности советского‘ строя. Расчеты
немецких империалистов на распад советского госу-
дарства провалились полностью. Социалистическая
промышленность, колхозный строй, дружба народов
нашей страны, Советское государство—показали свою
прочность и несокрушимость. Рабочие и крестьяне,
вся ‚интеллигенция/ нашей страны, весь наш тыл
чест:10 и самоотверженно работают га удовлетворение
нужд нашего фронта,

Народный Комиссар

`ПРИКАЗ
Народною Комиссара

Обороны
345 Tr. Mocxga

Красная Армия вычцосит на себе всю тяжесть войны
против гитлеровской Германии и ее сообщников.
Своей самоотверженной борьбой против фашистских
армий она завоевала любовь и уважение всех свободо-
любивых народов мира. Бойцы и командиры Красной
Армии, не имевшие ранее достаточного военного. опы-
та, научились бить врага наверняка, уничтожать его.
живую силу и технику, срывать вражеские замыслы,
стойко оборонять от иноземных поработителей наши
города и села. `Герсические защитники Москвы и
Тулы, Одессы и Севастополя, Ленинграда и Сталин-
града показали образцы беззаветной храбрости, желез-
ной дисциплины, стойкости и умения побеждать. По
этим героям равняется вся наша Красная Армия. Враг
уже изведал на своей шкуре способность Красной
Армии к сопротивлению. Он еще узнает силу сокру-
шительных ударов Красной Армии.

Не может быть сомнения, что немецкие захватчики
еще будут бросаться на новые авантюры. Но силы
врага уже подточены и находятся на пределе. За
время войны Красная Армия вывела из строя свыше
8 миллионов вражеских солдат и офицеров. Теперь
гитлеровская армия, разбавленная румынами, венграми,
итальянцами, финнами, стала значительно слабее, чем
летом и осенью 1941 года. i

Товарищи красноармейцы, командиры и политработ-_
ники, партизаны и партизанки!

От. вашего упорства и стойкости, от воинского
умения и готовности выполнить свой долг перед
Родиной зависит разгром немецко-фашистской армии,
очищение советской земли от гитлеровских захват-
чиков! :

МЫ МОЖЕМ И ДОЛЖНЫ ОЧИСТИТЬ СОВЕТ-
СКУЮ ЗЕМЛЮ ОТ ГИТЛЕРОВСКОЙ НЕЧИСТИ.

Для: этого необходимо:

1) стойко и упорно оборонять линию нашего фронта,
не давать более врагу продвигаться вперед, всеми
силами изматывать врага, истреблять его живую силу,
уничтожать: его технику;

2) всемерно укреплять железную дисциплину, стро-
жайший порядок и единоначалие в нашей армии, со-
вершенствовать боевую выучку войск и готовить,
упорно и настойчиво готовить сокрушительный удар
по врагу; .

3) раздуть пламя всенародного партизанского дви-
жения в тылу у врага, разрушать вражеские тылы,
истреблять немецко-фашистских мерзавцев.

Товарищи!

Враг уже испытал однажды силу ударов Красной
Армии под Ростовом, под Москвой, под Тихвином.
Недалек тот день, когда враг узнает силу новых
ударов Красной Армии. Будет и на нашей улице
праздник!

Да здравствует 25 годовщина Великой Октябрьской
Социалистической Революции! ;

: Да здравствует наша Красная Армия!
Да здравствует наш военно-морской флот!

Да здравствуют наши славные партизаны и парти-
занки!

Смерть немецко-фашистским захватчикам!

Обороны И. СТАЛИН