ах РФ. А Ч ве < ЧЕ ДЕ:

^з основой правы и красоты являлся

дУББОТА, 15 ИЮЛЯ 1944 г. № 167

(8469)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

1904.

ок лет

aos

CO

Гордость русской культуры

\нток Павлович Чехов принадлежит в
числу любимейших писателей в нашей
стране. Ленин высоко ценил его творче-
‘лв. Товарищ Сталин поставил его имя
з ряду имен, выражающих духовное ве-
graie русского народа. Произведения Че-
хоза распространяются в миллионных ти-
ражах, со оцены множества театров не
сходят его пьесы, с эстрады и по радио
звучат его веселые и грустные разсказы,
на экране кино встают его образы. Он

аствует в морально-эстетическом вос-

. питании нашего народа, нашей героиче-

ской молодежи. В записной книжке Зои
Космолемьянской мы нашли, в числе са-
уых торогих мыслей, слова доктора Act-
рова из «Дяди Вани»: «В человеке долж-
но быть все прекрасно: и лице, и одеж-
18, и душа, и мысли».

Горький рассказал в своих воспомина-
ниях, 910 [. Н. Толстой, нежно любив-
пий Чехова, гордившийся им, сказал Ан-
тону Павловичу: «Вот вы — русский!
Да, очень, очень русский.»

В его творчестве, своеобразии стиля, в
caMom ero облике, в его лукавом юмо-
pe, в ето мечте о счастье, постоян-
вой убтремленности к светлому будуще-
xy, непобедимой вере в могучий расцвет
родины, — во всем этом мы чувствуем
национального русского художника.

0; начал свой литературный путь в
тяжелые для родины, переходные восьми-
еелтые годы, ознаменовавшиеся торже-
твох реакции, идейными шатаниями,
пессимизмом части интеллигенции, ee pa-
зочарованием в недавних революционных
пдеалах. Появились теории «малых дел»,
примирения с© злом и несправедливо-
стью, ухода в обывательщину.

Вместе с тем глубоко под этой поверх-

` уютью жизни происходили исторические

процессы огромного значения. Русский
рабочий класс созревал и роб, накапли-
вая силы для решительной борьбы за
‹вободу и счастье родины. Девяностые
голы уже определялись деятельностью
Ленина, его исполинской борьбой, сви-
детельствовавшей о моши новых ©0-
циальных сил, новых героев русской
жизни. Одновременно с Лениным вышел
18 путь великой борьбы Горький, сказав-
ший на языке художественных образов о
зредости подлинных хозяев родной земли,
уногомиллионной русской демократии.

Чехов явился прямым предшественни-
хох Горького, родным братом его по все-
уу духу творчества, хотя он и не обла-
лад горьковским уверенным пафосом на-
ступления, ясным пониманием Tex CHI,
которые способны были «перевернуть
иизнь». Нели герой Горького был участ-
ником могучего наступления на все силы
тьмы, то герой Чехова скорее оборонялся,
kak мог, как умел. Пошлость наступала Ha,
чеховского героя со всех сторон, и он не
знал путей борьбы с нею. Правдивейнгий,
тютий исследователь жизни, Чехов не
мог не выразить‘ глубокой грусти за сво-
вто героя.

Il see же с поразительным упорством,
0 ве большей уверенностью звучала в
шо произведениях вера в торжество
правды и красоты, все яснее сказывалось
захватывающее предчувствие счастья!

Горький, нежный и мудрый друг Чехо-
Ba, услышал лейт-мотив его творчества,
сказав в статье 1900 года, что каждое
новое произведение Чехова усиливает но-
Ty бодрости, веру в жизнь.

В течение всей своей творческой жиз-
ни Чехов старался писать’таж, чтобы его
авторекая личность оставалась как бы
«незаметной» дяя читателя. Но в каждой
вто строчке билось сердце «одного из
тчших друзей России» (Горький), и
в в его произведениях было окрашено
№ любовью и ненавистью, сдержанной,
тлубокой лирикой.

В таких рассказах, как «Враги»,
«Ариадна», «Ёнягиня», «В усадьбе», и
множестве других Чехов 0 своим внеш-
не-опокойным, как будто холодным през-
рением раскрывал уродетво, омерзитель-
ность паразитизма, унижения человека и
утверждал внутреннюю красоту людей
труда, мечту о труде творческом, евобод-
HOM, проникнутом поэзией, вдохновлен-
ном радостным сознанием его пользы
для народа. Эстетическая совесть слива-
1ась с этической в ето произведениях,
обостренное чувство красоты, присущее
всем его любимым героям, было вместе
с том столь же острым чувотвом правды,

Труд. Так, по-своему, Чехов продолжил и
развил те традиции русской  литерату-
ры, которые определили ее мировое зна-
чение ‘совести человечества,

В рассказе «Огни» Чехов разоблачил
тживоеть, враждебность человеку, чело-
веческой жизни упадочных, пессимисти-
ческих, реакционных идей, распростра-
нявшихся среди интеллигенции восьми-

ее
На родине великого художникя

Таганрог за годы советской власти из
Обызательского и захолустного, каким его
знал Чехов, превратился в крупнейший
промышленный центр» юга ‘нашей страны.
Город славился многочисленными ` пред-
приятиями, оснащёнными перелозой техни-
кой, благоустроенными домами, больнииа-
MH, школами, клубами. Улицы Тагаярота
были покрыты асфальтом, утопали в зеле-
Ka. Таганрожцы заботливо украшали че-
ховские места — домик, где родился писа*
тель, музей, библиотеку, каменную. лестяи-
цу, весёлый садик, —всё, что было связано
с воспоминаниями о великом земляке-

Таким Таганрог был ло нашествия нем-
Цев. Фашистские варвары за время своего
хозяйничания в городе надругались нал ро-
днной Чехова, превратили в развалины це-
хи заводов и фабрик, оскверннли памятник
писателя, разграбили музей, превратив его
в кафе, вывезли из музея замечательные
картины — полотна Богданова-Бельского,
Поленова, Айвазовского и др. Школу, где
учился в юности Чехов, они превратили в
застенок гестапо, вывезли Из библиотеки
имени Чехова сотни уникальных книг.

30 августа 1943 года таганрожцы вновь
обрели права полновластных хозяев. Исто-
сковавшись по свободному труду, они го-
рячо взялись за восстановление разрушен-

десятых годов. В рассказе «Крыжовник»
он разоблачал ложь либерализма с его
«постепеновствем», утверждая необходи-
мость немедленной, безотлагательной
борьбы за счастье родины. «Вы ссылае-
тесь на естественный порядок вещей, —
говорит один из героев рассказа, — на
законность явлений, но есть ли порядок
и законность в том, что я, живой, мысля-
щий человек, стою надо рвом и жду, ког-
да он заростет сам, или затянет его илом,
в то время как, быть-может, я мог бы
перескочить через него... И опять-такя,
во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил

жить, а, между тем жить нужно и хо-
четея жить!»

Чем ближе в девятисотым годам. тем
все сильнее звучал в чеховеком творчест-
ве мотив близости счастья.

«Прищло время, — говорит один из
героев «Трех сестер», — надвигается на,
всех нас громада, готовится здоровая,
сильная буря, которая идет, уже близка
И скоро едует с нашего общества лень,
равнодушие, предубеждение к труду, гни-
лую скуку. Я буду работать, а через ка-
кие-нибудь 25—30 лет работать будет
уже каждый человек. Кажлый !»

Художник, обладавший поразительной
социальной чуткостью, Чехов смог сказать
пророческие слова и вместе с великим
буревестником — Горьким — дышать воз-
духом надвигавшейся бури! Глубокая ве-
ра в творческие силы народа определяла
это убеждение Чехова в близости вели-
кого торжества родины.

Он мог бы сказать о себе словами од-
ного из своих героев (<На пути»): <Я
любил русский народ до страдания», «лю-
бил... его язык, творчество». <...как б0-
гата, разнообразная русская жизнь, —го-
ворит один из любимых героев Чехова,
Ярцев из повести «Три года», молодой
талантливый ученый. — Ах, как богата!
Знаете, я с каждым днем все более убеж-
даюсь, что мы живем накануне величай-
шего торжества, и мне хотелось бы до-
жить, самому участвовать». Он убе-
жден в том, что «в России все не-
обыкновенно талантливо, даровито и ин-
тересно». Письма Антона Павловича под-
тверждают, что эти мысли его героев
были его заветными мыслями.

Неудержимое стремление всей великой
страны к жизни, достойной ee творче-
ского богатства и вдохновения, звучало
во всем чеховском творчестве с силою
сдержанной, затаенной страсти, но в
«Степи», как и в <Трех сестрах», в
«Вишневом саде», это стремление как бы

«прорывалось», находя прямой поэтиче-
ский выход, открытое лирическое вы-
ражение.`

0 своих впечатлениях от Енисея Ан-
тон Павлович сделал следующую запись
в путевом дневнике: <...на Енисее... жизнь
началась стоном, а кончитея удалью, ва-
кая нам и во сне не снилась... Я стояли
думал: «Какая полная, умная и смелая
жизнь осветит со временем эти берега.»

В этой нестибаемой вере в могучий
расцвет родины, в борьбе 60 всем тем,
что враждебно движению вперед, к свет-
лой, прекрасной жизни, оказались глав-
ные черты чеховского творчества.

Гениальный новатор, Чехов ввел в лите-
ратуру «массового» человека. 3a каждым
его героем мы видим социальную. среду,
целые пласты самой жизни. Герой и
среда — так стояла проблема во всей
мировой литературе. Сама среда, сама
жизнь, и герой, как одно из ее проявле-
ний, — так поставил Чехов остетиче-
скую проблему социального и личного,
массового и индивидуального.   i

Положительный герой прошлой русской
литературы неизбежно вступал в кон-
фликт со своей, непосредственно окру-
жавшей его, узкой, маленькой социаль-
ной средой, отталкивался от нее. Именно
это отталкивание от привилегированной
среды, к которой он принадлежат по
рождению, и давало ему возможноеть
явиться широким типическим обобщением
многих лучших свойств русского передо-
вого ‘человека, русского национального
характера. Герой прошлой литературы
находился в конфликте со своей средой.

В эпоху Чехова для понимания невоз-
можности жить по-старому, необходимости
«перевернуть жизнь» родины уже не
требовалось переживать трагедии «горя от
ума». Все больше расширялась та среда
рабочего класса, передового крестьянства,
демократической интеллигенции, в кото-
рой голосе завтрашнего дня уже звучал,
как всеобщий. И Чехов чутко отражал эти
изменения в жизни страны.

Чехов был поэтом рядовых русских лю-
лей, он умел раскрывать «незаметную»
красоту, скрытую в их жизни, в буднич-
ном и обыкновенном, — красоту подлин-
ной, а не тогдашней официальной Рос-
сии. Жизненная сила творчества Чехова

ного хозяйства. Город быстро залечивает
тяжёлые раны, нанесённые ему фашист-
скими захватчиками. Уже действуют десят-
ки предприятий, выпускающих нужную для
страны и фронта продукцию. Отремонтиро-
ваны школы, больницы, детские учрежяе-
ния. В городе работает водопровод, трам-
вай. На улицах и скверах горола посажено
более 50 тыс. декорзтивных деревьев и ку-
старников.

Большую заботу таганрожцы проявляют
о чеховских местах. Школьники вырастили
во лворе, где расположен домик писателя,
прекрасные цветы. Силами металлургов за-
вода имени Андреева отремонтирован AO-
мик Чехова. Отремонтированы и приведеяы
в порядок Литературный музей и библио-
Teka.

Накануне чеховских дней в городе развер-
нулась большая творческая работа по увеко-
вечению памяти великого земляка. Залы, в
которых проводились лекции о творчестве
Чехова, всегла были переполнены. Свыше
30 тысяч жителей города. посетили лек-
ции о Чехове. В клубах ставят че-
ховские пьесы. На предприятиях, в партка-
бинетах, в Доме партийного просвещения
организованы выставки о жизни и творче-
стве писателя. В театре организована боль-
[пая выставка «Чехов и театр», в Литера-

определила и своеобразие его сатиры. Ее
характерная особенность в том, что 2б’ек-
TH этой сатиры были противопоставлены
жизни, ее движению, в отличие от поло-
жительных героев, выражавших движение
жизненного потока.

Наиболее характерные сатирические
образы Чехова — унтер Пришибеев, учи-
тель Беликов — отличаются нелепым
стремлением «запретить», «пресечь» ¢a-
мую жизнь. И хотя они были зловещи и
странны в своей враждебности всему
живому, все же фигуры их были смешны
и жалки по сравнению с подлинной
жизнью, с голосом будущего, который
умел слышать Чехов! Так, омеясь над Бе-
ликовыми и Пришибеевыми, чеховская
поэзия утверждала жизнь.

С овобенной ясностью сказалось свет-
лое поэтическое ‘утверждение жизни в
«Вишневом саде», в этой гениальной аи-
рической комедии прощания со всем от-
жившим, обреченным. <Прощай, старая
жизнь!» — звучал в финале пьесы слова
Ани, одной из любимых героинь Чехова,
представлявшей молодость родины, ее
завтрашний день. «Здравствуй, новая
жизнь!» Эти слова по-пушкински свет-
лого привета новому дню родины, дню ee
славы и торжества, были, в сущности,
последними словами Антона Павловича:

«Вишневый сад» был поставлен на сцене
Художественного театра незадолго до
безвременной смерти писателя.

Он не увидел дня расцвета своей роди-
ны, ему не довелось самому участвовать,
как мечтал он вместе со своими героями,
в творческих подвигах свободного народа,
в сказочно быстром движении великой
страны вперед, к новым и новым, все 60-
лее прекрасным формам жизни,

Но Чехов жил с нами и живет сегодня
во всей нашей борьбе, в каждом нашем
усилии, в нашем повседневном труде, в
налней правде, в нашей мечте. Его врагти—
это и враги всей страны, всего мнотона-
ционального советского народа.

Товарищ Сталин взял сатирический
образ Беликова, как оружие в борьбе за
счастье родины (в политическом отчете
Центрального Комитета ХУ c’esay
ВКП (5), разоблачив с тгениальною я6-
ностью и простотой врагов народа,
подлых агентов фашизма, с их He-
навистью к жизни и страхом перед
ней, пытавшихся остановить движение
могучей страны вперед. «В нашей стране
не любят Пришибеевых», — сказал това-
рищ Сталин (в письме комоомольцу Ива-
нову). В нашей стране ненавидят все,
принижающее человека и его достоинетво,
все, что задерживает неустанное  дви-
жение к новому, ментает творчеству, сози-
данию, ненавидят чванство, спесь и само-
довольство. В нашей стране любят свет,
свободу, правду, мысль, красоту, скром-
ность подлинной силы. И поэтому в нашей
стране так любят. Чехова, с его русской
правдой и русской мечтой, с его поэзией
непрерывного движения в новому, е его
непримиримой ненавистью ко всем силам
косноети, реакции, с его верой в народ,
в победу правды.

Мы отмечаем сорокалетие 60 дня смерти
Чехова в преддверии победы над самым
лютым из всех врагов нашей родины и
всего человечества, над фалистовими
убийцами, для которых человек и его
достоинство — ничто. «И эти люди, ли-
шенные совести и чести, люди с моралью
животных имеют наглость призывать KE
уничтожению великой русской нации, на-
ции Нлеханова и Ленина, Белинского и
Чернышевского, Пушкина и Toxcroro,
Тлинки и Чайковского, Горького и Чехо-
ва, Сеченова и Павлова, Репина и Сури-
кова, Суворова и Кутузова!» (Сталин).

Гитлеровцы олтиблись в своих расчетах,
они не могли понять сдержанной, чело-
вечной, простой и благородной русской
силы. Они не могли понять, что нельзя
победить народ, добившийся торжества
своей правды, нельзя победить народ, чьи
вожди носят имена: Ленин и Сталин, —
имена, в которых сосредоточено все луч-
шее в народной культуре, в народных
традициях, в мечтах и идеалах лучших
сынов народа.

И есть нечто очень значительное в том,
что в канун нашей победы, к которой ве-
дет нас тений Сталина, страна торже-
ственно отмечает годовщину великого на-

Полное собрание
сочинений А. П. Чехова

Сороковую годовщину со дня смерти
А. П. Чехова Гослитиздат отмечает изда-
нием первого полного. собрания сочинений и
писем писателя, выпускаемого по решению
Совнаркома СССР.

Как известно, было несколько собраний
сочинений Антона Павловича. В 1900 г. пер-
вое собрание сочинений издал А. Ф. Марке—
издатель популярного иллюстрированного
журнала «Нива». Взыскательный и требова-
тельный к себе, Чехов сам редактировал

свои произведения, при чём многие не-вклю-
чил в собрание сочинений.

Впоследствии сочинения писателя выхо-
дили в дешёвом издании того же Маркса.
Затем они были изданы в 1918 г., ав 1929 г.—=
приложением к журналу «Огонёк». Послед-
нее издание ГИХЛ было. закончено в
1934 г. Но это все — далеко не полные со-
брания сочинений.

Новое, полное, собрание сочинений выйдет
в 20 томах (из них 8 займут письма). В него
войдут: произведения, включённые в собра-
ние сочинений самим Чеховым; произведе-
ния, которые писатель по разным причинам
не поместил в редактированное им собрание
сочинений; произведения, оставшиеся в ру-
кописи; «Комментарии и варианты».

Новое собрание сочинений издаётся на
прекрасной бумаге, в хорошем ледериновом
переплете темнокрасного нвета < золотым
факсимиле «А. Чехов».

Первые три тома выйдут в 1944 г., осталь-
ные—в 1945 и 1946 г.г. Первый том вчера уже
вышел из печати.

К чеховским дням Гослитиздат выпустил
массовым тиражом в 100.000 экз. каждый
четыре небольших сборника чеховских рас-
сказов. Вышел однотомник повестей и ряс-
сказов зтисателя.

К концу года будет издан Ш том нере-
писки А. П. Чехова и О. Л. Книппер.

Подготовляется к печати сборник вос-
поминаний о Чехове писателей Л. Толстого,
Горького, Вересаева и других.

Любимый писатель

А. П. Чехов среди читателей библио-
теки имени Герцена весьма популярен.
Его произведения так глубоко проник-
ли в жизнь, что многие герои и отдель-
ные выражения стали нарицательными. Че-
хова читают и перечитывают не раз (на
полках книги Чехова не лежат).

Техник завода т. Мешковская (чи-
татель нашей библиотеки) пишет: «Ни у
кого из писателей не нахожу я таких ярких
образов, таких разносторонних людей, как
у Чехова. Нужно быть большим мастером,
чтобы уметь так тонко подмечать малейшее
лвижение души человека. Язык Чехова
красив и легко воспринимается».

Медработник т. Гелецкая говорит: «Лю-
блю оассказы Чехова за их правдивость, в
них нет ничего надуманного, всё взято с
натуры, описание красочное и жизненное.
Перечитывала Чехова много раз. Из пьес
особенно нравятся «Вишневый сад», «Мед-
ведь» и «Три сестры».

Тов. Тер-Акопьян говорит: «Как талант-
ливый художник, Чехов глубоко и верно
описывает характеры своих героев... Хотя
нас отделяет от эпохи 80—90 годов более
чем полвека, всё же творчество А. П. Чехо-
ва не утратило своего значения. Оно увле-
кает читателя своим реализмом, юмо-
ром, художественным описанием, оно зна-
комит нас с нравами парской России...»

В предюбилейные дни спрос на произ-
ведения Чехова ещё больше увеличился.

В, связи се 40-летием со дня смерти А. П.
Чехова библиотека организовала книжные
выставки о творчестве Антона Павловича:
Совместно с райкомом комсомола для про-
изводственной молодёжи предприятий
местной промышленности библиотека про-
ведёт два доклада: «Чехов и современ-
ность» и «Жизненный путь А. П. Чехова».

И. САВИНА,
директор библиотеки имени Герцена.

МОСКВА.

Там, гле путенествовал Чехов

ИРКУТСК, 14 июля. (По телеф. от соб.
корр.). Путешествие Чехова на Сахалин,
предпринятое им в 1890 году, как известно,
вызвало длительное пребывание писателя в
Иркутске и прилегающих к нему местах —
селе Лиственичном, на побережье Байка-
ла. В переписке’ с родными и друзьями —
М. П.иЕ. Я. Чеховыми, Лейкиным, Шегло-
вым, Шехтелем, Плещеевым Антон Павло-
вич очень лестно отзывался об этих краях,

Иркутяне свято чтут память великого пи-
‹сателя и увековечивают пребывание его в
Восточной Сибири. На здании бывшей го-
стиницы «Амурское подворье» в Иркутске,

А. П. Чехов

Рисунок А. Панфилова.

~~

Из воспоминаний
т. ЩЕПКИНА-НУПЕРНИК

Синие полосы леса на горизонте, доро-
га среди полей. «Глушь, тишина, соловьи,
лоси...» Воздух, опьяняющий свежестью и
ароматом не только летом, но и зимой,
когда, кажется, под снегом готовятся все
летние травы и цветы, и душа их прони-
кает сквозь белый снег. Деревенька на
берегу пруда, а на другой стороне боль-
шой сад, и в нём уютно прячется одно-
этажный, невысокий дом. Три огромных
окна во всю стену: за этими окнами—ка-
бинет А. ПЦ. Чехова, а вот и он сам на
крыльце — закутанный, приветливый, ©

вена. Все это не мептало тому, что за это
время Чехов написал много самых своих
значительных вещей, в том числе «Чай-
ку». И при этом работал на своём
медицинском поприще. Добровольно взял
на себя обязанности земского доктора
безвозмездно и снабжал крестьян лекар-
ствами из своих же очень скромных
средств. Но никогда об этом не распро-
странялся, и другие не говорили об этом.
Но если даже бегло вопомнить все, что
ему удалось сделать на своем коротком
веку, то ябно станет, какой большой

ласково поблёскивающими из-под стекол вклад он внёс именно в общественную
пенене глазами. Я — в Мелихове и ра-  жизнь своей родины.
дуюсь этому, как празднику. Я дитя горо- 1890 г... Поездка на Сахалин, в ре-

да, без родного угла, без: семьи и, мо-
жет быть, нотому мне так хорошо у Чехо-
вых. В Мелихове — особенная атмосфе-
р& настоящего труда, настоящей семьи.

Чеховы вышли из самой скромной ере-
ды, однако были они люди BBICO-
кого благородства и необыкновенно
изящного вкуса. Их небольшой, но про-
еторный дом блестел чистотой и порядком,
и хотя обстановка была совершенно про-
стая, — без чего бы то ни было показно-
го, — ничто не резано глаз, и ни тени
пошлбьти нельзя было уловить во всем
доме, как и в его обитателях. Комнаты

зультате которой он добился отмены при-
менявшегося на каторге наказания плеть-
ми. 1892 г... В суровую зиму поехал в
голодную Воронежскую губернию — kop-
мить крестьян. Тогда правительство мало
шло наветречу нуждам народа, и приходи-

ям. Чехов с неутомимой энергией собирал
средства и говорил о себе: «Я верно был
бы превосходным нищим, тах я умею вы-
прашивать деньги». Дальше — холерный
год: Чехов, опять-таки безвозмездно, взял
на себя заведывание холерным участком,
один справляясь с двадцатью пятью де-

неуловимо напоминали своих хозяев.   ревнями. Уезд его обязан ему тремя шко-
Строгая, спартанская келейка отца —   лами, проведением шоссе, земской боль-
Павла Егоровича — с киотом, запахом  ницей, пожарными сараями и пр.

лекарственных трав, висевших по стенам,
и огромными книгами, где он записывал
свой дневник — кратко против каждого

Но он не ограничился своим уездом;
его родной город — Таганрог благодаря
ему получил великолепную библиотеку,

числа: — Пиона расцвелась. — Пастуха  он положил ей начало, пожертвовал воб
громом убило. — Наехали гости — не-  своё прекрасное собрание книг и ностоят-
хватило тюфяков. — Миша женилея —   но пополнял её. Он тут же писал тагач-

ит.д. — в одной строке все главные ео-
бытия дня, и, читая этот дневник, я пони-
мала, откуда у Антона Павловича эта спо-
собность в одной фразе дать всю картину,
в одном «горлышке бутылки, блестящем
на плотине» — всю лунную ночь. Вомна-
та Евгении Яковлевны, с швейной ма-
шинкой, об’бмистым сундуком, шкафчика-
ми, где хранилось всё, что нужно для до-
ма, и ослепительной чистоты занавеска-

рогскому городскому голове: «Не говори-
те никому о моем участии в делах библио-
теки — не люблю, когда треплют моб
имя». Принимал деятельное участие в
постановке памятника Петру 1, в делах
музея, в устройстве детских яелей, сло-
вом, во всех нуждах Таганрога. В 1896 г.
занимался народной переписью, нахоля
по сахалинекому опыту, что это дело осо-
бенно выявляет народные нужды.

лось прибегать & частным ножертвовани-,

ционального художника. Эта годовихина
вновь напоминает всему миру. о том, во имя
чего идет гигантская борьба, во имя Ka-
ких моральных, культурных, эстетических
ценностей и идеалов, дорогих всему пере-
довому человечеству, напрягает усилия
наш народ для окончательного разгрома
врагов жизни, гитлеровевих носителей
смерти. Антон Павлович Чехов, наша нз-
пиональная гордость и любовь, — снами
в нашей священной борьбе!

В. ЕРМИЛОВ.

где ‘останавливался Чехов, по решению
исполкома горсовета устанавливается ба-
рельеф Антона Павловича и воздвигается
мемориальная доска. То же делается и
в Лиственичном.

В связи с 40-летием со дня смерти Чехова
на предприятиях проводятся. чтение произ-
ведений классика, беседы 0 его жизни и
творчестве. В научной библиотеке, горпарт-
кабинете, институтах и рабочих клубах
оборудованы выставки.

На предприятиях и в клубах
Архангельска

АРХАНГЕЛЬСК, 14 июля. (По телеф. от
соб. корр.). На предприятиях, в институ-
тах, техникумах, ремесленных училищах,
библиотеках и клубах города торжественно
отмечают 40-летие со дня смерти великого
русского. писателя А. П. Чехова. Препода-
ватели средних школ, техникумов, а также
профессора и доценты пединститута чита-
ют доклады, проводят беседы на предприя-
тиях и в клубах о жизни и деятельности
Чехова.

В библиотеках открыты выставки книг
писателя и литературы о нём. Спрос на про-
изведения Чехова резко увеличился.

турном музее открыт новый отдел «Че-
хов — великий патриот родины». Увеличи-
лось число посетителей памятных мест,
связанных с именем А. П. Чехова. Домик
писателя посетили делегации трудящихся
Краснодона, города Березники Молотов-
ской области, Ростова и др.

Вместе со всем советским народом Та-
ганрог широко отмечает 40-летие со дня
смерти А. П. Чехова. В торжественном со-
брании, посвящённом памяти писателя, ко-
торое состоится 15 июля, принимают уча-
стие прежставители партийных и советских
организаций Ростова, Новочеркасска, Шахт,
Батайска и ряда сельских районов Ростов-
ской области. В городе открывается всз-
союзная сессия драматургов.

Накануне юбилея трудящиеся Таганрога
получили телеграммы от народного артиста

Собрание Академии
педагогических наук РСФСР

17 июля в Малом зале Московской кон-
общее

СССР Москвина, — писателя - академика ее ВН т и
Алексея Толстого, О. Л. Книппер-Чеховой  . ен aes eta dueptl
и др. Таганрог чтит. память писателя. Его’

А. П. Чехова. Будут заслушаны три до-
клада: «Дети в произведениях А. П. Чехо-
ва» (член-корреспондент Академии В. Н.

творчество, вся его жизнь наполняют серд-
ца тружеников Таганрога огромной лю-
бовью к родине, к городу, где жил и вы-

a 2 Марков); «Чехов в советской школе»
икий русский писатель. : ,
т м A. 30B0B   (злен-корреспондент Академии В. В. Го-
я , лубков) и «Чехов и учитель» (действи-
секретарь Таганрогского горкома  тельный член Акалемии И. А: Каиров).

BKII(6)..
ТАГАНРОГ, 14 июля. (По телефону).

С чтением произведений Чехова высту-
пит артист Д. Н. Журавлёв.

ми и удобным креслом. Девически белая
комната Марии Павловны, с большим пор-
третом любимого брата,  занимавшим
первое место как в комнате, таки в еб
сердце.

Наконец, кабинет Антона Павлови-
ча -— © итальянскими окнами, B KOTO-
рые зимой с высоких сугробов иногда
любопытно заглядывали зайцы, а весной
смотрели цветущие яблони. Антон Павло-
вич особенно любил яблони и вишни в
цвету, и в своей пьесе «Вишневый
сад» больше всего ценил название,
очевилно вызывавшее у него счастливые
ассоциации. В кабинете — большой ди-
ван, этюды Левитана и покойного брата
Антона Павловича — художника Нико-
лая Павловича, книжные полки и
письменный стол, на котором лежали
листки последнего рассказа, исписан-
ные его тонким, причулливым, но очень
разборчивым почерком. Все ясно, чисто п
опрятно, никакой задней мысли, не-
искренности. Недаром Антон Павлович
говорил: «Человек должен быть ясным
умственно, чистым нравственно и опрят-
ным физически». Этому правилу неуклон-
но следовал и он сам, и все его близкие.

В Мелихове Антон Павлович много ра-
ботал и не только писал: работал в зем-
стве, лечил всю округу... Любопытно, что
его все возраставитая слава как-то засло-
няла от публики его общественную дея-
тельность, и принято было говорить: «Че-
хов не общественный деятель, он ушел в
свою литературу...» Этот близорукий
взгляд многие разлеляли. Лаже мы как-то
«проглядывали» его кипучую  деятель-

НОСТЬ.
Мелиховский период был одних. из.

самых светлых в его жизни. Шут

ки, прогулки, походы за грибами.

поездки к соседям, где хозяйка прекрасно

играла на рояле, особенно любимую Анто-
ном Павловичем «Лунную сонату» Бетхо-

Роковая болезнь заставила его прекра-
тить эту кипучую деятельность и уехать
в Крым. Но и там, сам тяжело больной,
он постоянно заботился о приезжавших
неимущих больных—-учителях, студентах,
детях. В кратком очерке всего не пере-
числишь, & можно бы написать целую
БНИГУ 0б отношении Чехова к товарищам
и начинающим литераторам. Никогда я
не встречала писателя, который так был
бы чужд всякой профессиональной за-
висти и так радовалея бы чужим
успехам. Он совершенно не отдавал селе
отчёта, какую роль он сыграет не тольк
в русской, но и мировой литературе, го-
воря, что его скоро забудут и после смер-
ти будут читать лет семь, не больше.

Вот прошло уже сорок лет со дня его
смерти, а мы его помним, может быть,
больше, чем при жизни его, поняв —
какой он писатель. Своеобразный. 0с0б-
няком стоящий среди коряфеев литера-
туры, рядом с которыми, начиная в Льва
Толетого, мы не боимся ставить его имя.
Он сказал своё новое слово. Щепкин га-
ворил: «Нет маленьких ролей, есть ма-
ленькие актёры». Чехов мог бы сказать:

«Нет маленьких явлений, — есть Ma-
ленькие писателя». Для него пи одно
явление не было маленьким он. ках гоБо-
рится в «Фаусте», «выхватывал из самой
[YM жизни. и где бы ни схватал — там
было интересно». Наша смелая эпоха рз-
шилась откинуть от Чехова кличку «пес-
симиста и нытика», шаблонные определе-
ния близоруких критиков, и нашла в
его грустных: как русская действитель-
ность его эпохи, рассказах те живые
ростки веры в нарол, в будущее, в побету
нового человека. те ноты. которые теперь

так ясно зазвучали для его иселеловате-

лей. И тенерь мы попрежнему любам: Че-

хова, но по-новому читаем его, — H OH

занял почётное место среди нанях «Red
ных» спутников.