у

м

0.

№

}*

f

СРЕДА, 2 АВГУСТА 1944 г. № 182 (8484)

эти торжественные минуты, когда над
тородом-крепостью  развеваются только-
что водруженные красные флаги, ещё со-
вех свежи в памяти подробности боев,
которые завершились взятием Каунаса.

*

° Укмерге — небольшой литовекий го-
редок на берегу реки Свента, на шос-
сойной дороге Двинск — Ковно. С осво-
бождением Укмерге в наших руках ока-
зася не только плацдарм на западном
берегу Свенты, но и узел дорог, ведущих
13 Каунаса на Даугавпиле и Паневежис.

Враг сосредоточивал для обороны Кау-
Haga © востока, еевера `и северо-запада
крупные силы. Для прикрытия города
неуцы имели наготове много танков и
самоходных орудий.

Вокруг Каунаса по обычной немецкой
вистеме был создан обвохл, На улицах го-
рода строились доты. Нижние этажи ка-
менных зданий приепособлялись к улич-
ным боям: в них пребивались . бойницы
для пулемётов и миномётов.

На берегах Немана и Свенты создава-
лись артиллерийские позиции.

В ночь е 25 на 26 июля наши подвиж-
ные соединения предприняли глубокий
рейх в обход Каунаса. Исходным пунктом
тля танкового рейда был избран неболь-
шой, затерявшийся в лесах участок вбли-
зи населённого пункта на берегу Свенты.
Здесь незаметно для противника наши са-
пёры за день навели мост, по которому
могли передвигаться. тяжёлые танки и
орудия. Неподалеку от моста были найде-
ны броды. :

В течение одной ночи танкисты и
стрелки вброд и по мосту перешли Свен-
туик расевету, после 30-километрового
уарша, перерезали железнодорожную и
шоссейную магистрали Укмерге—-Ионава.

Танки, не задерживаясь для ликвида-
ции остававтихея в тылу групп против-
ника и предоставив эту работу пехоте,
прорвались дальше на северо-запад.

Е середине дня 26 июля передовые
танковые части вышли к населённым
пунктам в десяти километрах - севернее
того места, где они переправлялись че-
№3 реку. После этого танкисты овладе-
ти населенным пунктом Шаты — узлом

дорог из Паневежиса и Даугавпилса Ha;

Raywac.

По пути наши танкисты встретили
хощную колонну TaHKOB- H самоходных
фудий противника. Завязалея ожесто-
ченный бой, в результате которого немцы
были оттиснуты на юг. —

(тступавиие вражеские войска расечи-

тывали. привести себя. в порядок. и, уда-
рив в-тыл наступающим, отрезать со-
зетские танки от пехоты. Но тут подопли
наши танковые части, переправивииеся
через Свенту вторым эшелоном. Преизо-
шло крупное сражение.

Векоре значительная группа, вражеских
ок у Каунаса оказалась в полукольце
наших частей: Немецкое “командование”
принуждено было непрерывно ‘перебраеы-
BaTh OBOH войска с одного  участка на
другой, Бои приобретали” ‘исключительно

уторный и ‘ожесточенный харажтер: Ha-

ши войска показывали в этих боях все
новые и новые образцы отваги, инициа-
тивы и воинского уменья.

29 июля днём и ночью пехота с боями
продвигалась вперёд, непосредственно в

ы, он отрежет св -
НЫ тр оим частям пути от

Показания пл
гитдеровбкое пе Cr eee ne
всех сил оборонять Каунас. Действитель-
HO, до самых последних дней под Каунас
бросались противником свежие войска в
том числе были брошены парашютно-са-
перные части, прибывшие с юга Франции.

В ночь на 30 июля наша пехота со-
вершила очередной стремительный бро-
сок в обход города с юго-вовтока. He
зная усталости, бойцы рвали последние
преграды на пути к Каунаесу. Пехотин-
цам приходилось при этом преодолевать
яростный огонь врага. Немцы стянули в
городе большое количество десятиствохь-
ных миномётов. Непрерывно действовала
В этом районе немецкая авиация.

Нани разведчики еообщали о расту-
щеи нервозности немцев. Одни и те же
части бросались то в один, то в другой
конец города. Каунаеекий гарнизон, по-
полнивигийся вражескими частями, раз-
битыми в районе Укмерге и Ионавы, не
мог не понимать, какая участь его ожи-
дает.

Правда, у противника было еще много
артиллерии. Знаменитые форты, oKpy-
жающие город еще со времен первой ми-
ровой войны, немцы использовали в ка-
честве артиллерийских позиций. `Поль-
зуясь высоким расположением фортов,
укрывая орудия и пулемёты за их же-
тезобетоняой толщей, враг делал поныт-
ки преградить советеким войскам доступ
в город.

Но уже начиналась последняя стадия
борьбы за Каунае. Разработанный до
мельчайших подробноетей план овладения
Каунасом осуществлялся нашим командо-
ванием твёрдо и неуклонно.

Налта артиллерия с расстояния в шесть
6 половиной километров от южных окраин
торода била по скоплениям войск против-
ника, уничтожала его огневые точки.
Группа танков под прикрытием сильного
‘артиллерийского огня направилась, чтобы
перерезать последние возможные пути от-
ступления немцев из Каунаса.

Этот смелый танковый бросок стоил
больших усилий, но они были полностью
вознаграждены. Пути отетуиления для
врага оказались закрытыми, и немцы вы-
нуждены были переключить свой гарнизон
на внутреннюю оборону города.

Бойцы Красной Армии рвались в Кау-
нас, зная, что там их ждут измученные
братья-литовцы, три года страдавшие под
немецким ярмом. Советские воины стре-
мились также спасти культурные цен-
ности гороха, которые враг ещё не успел
полностью уничтожить или вывезти.

Наши танки успешно преодолевали от-
чаянное сопротивление танков и самоход-
ных пушек врага. Тем временем пехотин-
цы овладели фортами № 4 и № 5 на юж-
ной окраине города, и таким образом нем-
цы не могли уже помешать  проникнове-
нию наших частей в город. Оба эти форта
были взяты обходным маневром.

Велед за тем наши части стали теснить
противника. через пригородную рощу. За-
стрявшие в юго-восточной части города
немецкие войска устремились к мосту, ко-
торый вёл в центральную часть города. Но
моет этот оказался уже взорванным.

Сегодня наши войска в результате ре-
шительного штурма освободили город и
крепость Каунас,

городу. Одна наша ` часть отбила две

яростных контратаки, в которых немцы
усиленно использовали самоходную артил-
зврию.

Неман, перерезающий Каунас на две
неравных ‘части, уже не служил нашим
войскам препятствием. Четыре городских
моста, заминированных ‘противником,
‘стояли нетронутыми. Враг отлично пони-
мал, что, если он поспешит взорвать эти

Воскресник трудящихея Орла

ОРЕЛ, 1 августа. (По телеф. от соб.
корр.). В Орле’ состоялся общегородской
воскресник трудящихся. В нем приняло
участие около 5.000 человек, которые от>
работали более 20 тысяч человеко-часов.

Трудящиеся Железнодорожного района,
благоустраивая ‘улицы, очистили 1.800 по-
гонных метров кюветов, 6.600 кв. метров
мостовой. Рабочие, служащие и домохозяй-
ки Советского района во время воскресни-
ка отремонтировали около 1.300 кв. мет-
ров мостовой, поднесли к восстанавливае-
мым об’ектам 8.000 штук кирпича. Трудя-
щиеся Заводского района работали‘ на бла-
гоустройстве улиц и ремонте бани.

На учёбу — в Ленинград

КАЛИНИН, 1 августа. (По телёф. от соб.
корр.). На-днях в Ленинград. со ставции
Калинин ушли два эшелона молодежи, на-
правленной в школы ФЗО-и ремесленные
 училища города Ленина. Более 1.000 ребят
будут овладевать строительными профес-
сиями, получат квалификацию металлистов.
Часть из них — ленинградцы, эвакуиро-
ванные в свое время из родного города, с
собой радостью. возвращаются теперь
обратно,

В ОСВОБОЖДЕННОМ КАУНАСЕ.
MH при отступлении.

1. Советская самоходная артиллерия

Мы на улицах только-что ocBobom-
дённого от немцев Каунаса. Район вокза-
ла. Наша машина упирается в противо-
танковое орудие, стоящее посередине ули-
цы. Метрах в двадцати от орудия в кана-
ве валяется труп немца.

За позаленной изгородью видны руйны

взорванного здания вокзала, разрушен-
ные железнодорожные WYTH. о этим
ВНИИ АСОИ АННИНО >

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР_

Каунас освобожлен

Ераеная Армия освободила Каунае. В мост

e
(OT СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ
КОРРЕСПОНДЕНТОВ «ИЗВЕСТИЙ»>)

исковерканным, изрытым воронками пу-
тям уже ходят представители железно-
дорожных войск, намеревающиеся завтра
же приступить к восстановлению узла.

Е нам подходят три женщины, житель-
ницы Каунаса. ‹ По-русски, ¢ сильным
литовским акцентом, они говорят:

— Долго мы ждали прихода Красной
Армии, и дождались. Спасибо!

Орудийный расчёт противотанковой
пушки старшего сержанта Извягинцева
проник на эту улицу раньше наших нехо-
тинцев. Артиллеристы увидели, что груп-
1% немцев--факельщиков поджигает зда-
ние почты и телеграфа. Из-за угла пушка
ударила по факельщикам, и немцы бро-
сились врассыпную, не успев осуществить
полностью свой чёрный замысел.

^ Мы осмотрели значительную часть
Каунаса. Главные улицы в основном в0-
хранились. Но немцы успели разграбить
город. Стёкла витрин разбиты вдре-
безги. У одного пленного фрица налили
шесть будильников. Немцы шли на во-
сток, — грабили. Уходят на запад, —
тоже грабят. Уцелели театр, крупнейшие
правительственные здания, библиотека.
одожжены и взорваны вокзал, металлур-
гический завод, электростанция и т. д.

На улицах Каунаса много народа, —
немцы не уснели утнать население. Завя-
зываются беседы. Вители города расека-
зывают:

— Ероме немецкой военщины, в Кау-
нае понаехало много немцев-колонизато-
ров. Гитлеровекую солдатчину вы выииб-
ли из Каунаса сегодня, а колонизаторы
начали удирать уже на второй день после
занятия Красной Армией Вильнюса.

Немцы после захвата ими Каунаса вы-
резали сразу 30.000 евреев. Литовцев,
коренных жителей города, они частью
насильно увезли в Германию, частью pac-
селили в Белоруссии и даже в Смоленской
области.

Каунас гитлеровцы намеревались пре-

вратить в «чисто немецкий» город. В луч-
шие дома вселились немцы.
Мы беседовали с инженер-механиком

.

кожевенного завода Леонардом Абрамай-
тие. Он рассказал:

— Немцы расстреливали евреев, заби-

рали себе их квартиры и имуществе. Они
выселяли литовцев и прикарманивати их
добро. Они взяли в свои руки ввю тор-
говлю. Они стали хозяевами государ-
ственных и частных предприятий.
Так, например, некий Беркитат присвоил
себе кожевенный
рику. —
После падения Вильнюса непрошенные
«хозяева» Каунаса бросились бежать в
Восточную Пруссию. Но, как ни спептили
немцы убраться ‘из `Каунаса, для грабе-
жа они время находили. Беркшат уепел
пегрузить и отправить е кожевенного за-
вода все химикалии, значительную часть
машин и невыработанные кожи.

завод и меховую фаб-

Работники завода сумели, однако, мно- .

roe припряталь. Так, они спрятали в на-
дёжном месте несколько  элоктромото-
ров, три центрофуги и другое
вание,

— Немного усилий, и завод может
зступить в строй, — говорит инженер
Абрамайтис. — Но я не знаю, цело ли
здание завода. Попасть в ту часть горо-
да, где оно находится, я сейчас не смог.
Разрушен моет. 2

Солдаты инженерных войск вбивают
береговые сваи. Через город к Неману тя-
нутея колонны бойцов с понтонами. Вее
части освобождённого города снова будут
связаны между собою. Литовский народ
быстро возродит к жизни свой любимый
Каунас.

оборудо-

Л. КУДРЕВАТЫХ,
3. ОСТРОВСКИЙ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 авсуста.

С ’езд сельских врачей

НОВОСИБИРСК, 1 августа. (По телеф. от
соб. корр.). Из всех районов собрались в
Новосибирск на областной с’езд участко-
вые сельские врачи, заведующие медицин-
скими пунктами и работники отделов здра-
воохранения.

С болышим вниманием был заслушан до-
клад председателя исполкома облсовета
депутатов трудящихся тов. Гришина о ра-
боте органов здравоохранения в условиях
Отечественной войны и о дальнейших за-
лачах. За последние годы в области расши-
рилась сеть амбулаторий, увеличилось ко-
личество коек в больницах. /

— Очень важным звеном в народном
здравоохранении, — сказал т. Гришин, —
показали себя фельдшерские и фельдшер-
ско-акушерские пункты. Число их достигло
597. Они тесно соприкасаются с бытом
сельского населения, проводя большую
профилактическую работу.

Ho квалификация многих заведующих
фельдшерскими пунктами недостаточна: в
большинстве своём это — молодежь, обла-
дающая. малым практическим опытом, а от-

нони

Выполнен годовой план
(ТАСС). Ткацкая  выполнила тодовой  нлаи.

ИВАНОВО, 1 августа.
фабрика Большой Ивановской мануфактуры

проходит по улицам города, 2. Здание

делы здравоохранения не ведут с нею
серьёзной работы. :

Остановившись на недостатках работы
отделов здравоохранения, т. Гришин ука-
зал, что в районах бывает немало случаев,
когда женщины рожают на дому, в то вре-
мя как в больницах пустуют родильные
койки. Указ Президиума Верховного Сове-
та СССР об увеличении помощи беремен-
ным женщинам, многодетным и одиноким
матерям обязывает коренным образом улуч-
щить дело в л ых и детских учреж-
дениях, повысить качество медицинского
обслуживания. Районные и сельские Сове-
ты обязаны больше помогать медицинским
пунктам.

На, с’езде выстучили е сообщениями о
своей работе заведующие сельскими Me€7
дицинскими участками ‘и районными отде-
лами здравоохранения.

Новосибирские и томские ученые, про-
фессора медицинских институтов к инсти-
тута усовершенствования врачей прочитали
участникам с’езда ряд научных докладов.
На с’еэзде была организована выставка.

она даст сверх плана 2,5 млн. метров ткани.

Ло`кони i ва 4

‚железнодорожного вокзала, разрушенного гитлеровца-

Мы идем

Как весенний паводок зелёный,
Как гремящие в горах потоки,
Мы идём, и нас встречают клены,
Кланяется в ноги дуб высокий.

Подымаются из пепла села,
„Лодки плещутся у переправы,
Зажигает окна свет весёлый,

Где проходим мы тропою славы. *

По родной земле ндут солдаты,
Путь немецкой кровью орошают,
И литовские румяные закаты

Задушевной песней провожают.

Далеко иттни нам до Берлина,

Но идёт бок-о-бок с нами мщенье,
Нам не кажется дорога длинной,
И прекрасным будет возвращенье,

Антанас ВЕНЦЛОВА.

Педевела © литовского Сусанна Mapp.

OO
Совещание рационализаторов

ГОРЬКИЙ, 1 августа. (По телеф. от соб.
корр.). Состоялось совещание изобретате-
лей и рационализаторов, созванное Горь-
ковским областным комитетом ВКП(б).

На совещании с докладами о работе
рационализаторов выступили главный ин-
женер автозавода имени Молотова тов.

Рождение. Скуратовского
угольного района -

В стороне ot большого старинного
трахта, за широким перевалом, пороспим
мелколесьем, открывается панорама стро-
ительства нового угольного района. В
глаза бросается множество шахтных коп-
ров, говорящих © богатстве углем здеш-
него края. На зеленом фоне природы вы-
деляются новые, аккуратные деревянные
постройки шахтных зданий, жилых до-
мов и чёрные отвалы телько-что добытого
из недр земли угля.

В морозные февральские дни 1943 года,
в пургу и в метель сюда пришли первые
строители,

На салазках подвозили они строитель-
ные материалы, настойчиво и упорно на-
чали освзиваль новый район. или в
землянках и временных палалках. ПНре-
возмогли множество трудностей. Общее
желание, одна мысль — скорее пост-
роить первые шахты, вылаль  скуратов-
ский уголь — увлекали их.

И люди победили!

Инженер Андрей Вурочкин строит Ha
своем веку уже одиннадцатую шахту.

Много видел он примеров трудового под’-  №

ема, увлечения коллективом  поставлен-
ной целью. Но здесь, в Скуратове, лю-
ди, — и те, которых он знает давно, и те,

Власов, главный инженер завода им. Ле- 6 Которыми он столкнулся. впервые, —

нина тов. Шербаковский.

За годы войны только
внесли 32.000 рационализаторских предло-

показали образцы трудового героизма,

автозаводцы   Исключительные темны работы.

Шахта № 7, строительством которой

жений. Их предложения позволили сэко-   руководил Курочкин, построена за 11 ме-
номить 63 миллиона рублей, тысячи тонн   сяцев — небывало/ короткий срок в Иод-

металла, топлива, миллионы
часов электроэнергии. В последнее время
приток, рационализаторских  предложе-
ний заметно увеличивается. Только за

шесть месяцев текущего года на автоза- приятие

воде внесено 12.600 предложений, эконо-
мящих 20 миллионов рублей.

Бурному росту творческой мысли спо-
собствовали проводимые на всех пред-
приятиях партийно-технические конферен-
ции, ускоренное рассмотрение поступаю-
щих вновь предложений и улучшение де-
ла премирования. Один автозавод имени
Молотова за шесть месяцев текущего го-

‚да выдал рационализаторам премий около

миллиона рублей. $

Совещание выдвинуло вопрос об усиле-
нии технической пропаганды, об улучше-
нии обмена опытом между предприятиями,
и пр. :

Новый прокатный стан

МАРИУПОЛЬ, 1 августа, (ТАСС). Выдал
первые тонны продукции среднелистовй
прокатный стан № 4 Мариупольского заво-
да имени Ильича. Основные трудоёмкие
процессы  механизированы. Изготовлены
приспособления для сбивки окалины, меха-
низированы загрузка болванки в печь, по-
дача её к стану и другие процессы.

Артисты выехали
.в освобождённые города
Прибалтики

Бригады артистов государственных худо-
жественных ансамблей Латвийской и Эстон*
ской ССР выехали для обслуживания воин-.
ских частей прибалтийских фронтов и насе-
ления освобождённых городов. В ближайшие
дни туда же выезжают артисты художест-
венных ансамблей Литовской ССР. Эстон.
скую бригаду возглавляет народный артист
республики Антс Лаутер, на-днях награж-
дённый орденом Трудового Красного Зна-
мени; среди латышских артистов — Ликумс,
Авин и другие.

Государственные художественные ансамдб-
ли были созданы в 1942 году. Они  об’едини-
ли всех мастеров сценического искусства,
эвакуированных в начале войны из Латвии,
Литвы и`Эстонии в глубь страны. В коллек-
тивы эти вошло более 500 певцов, драмати-
ческих артистов, композиторов, ‘музыкантов,
мастеров балета. :

Артисты выступали в национальных воин-
ских частях, выезжали на фронт. Для бой-
цов и командиров они дали тысячи концер-
тов. Кроме того, ансамбли совершали гаст-
рольные поездки но городам Сибири, Урала,
Кавказа, Средней Азии, Болыним успехом
пользовались концерты певиц Эльфриды
Пакуль, Александры Стащкевичуте, пиани-
стов Клаас и Лукка, органиста Гуго Леп-
нурм.

Студенты — инвалиды
Отечественной войны
возвращаются к учёбе

В вузы и техникумы поступили заявления
от студентов, возвративиихся после ране-
ния с фронта и желающих возобновить уче-
бу. Около 200 фронтовиков возвращаются
в Московский университет. Среди них —
студентка химического факультета Черка-
сова, награждённая орденом Красного Зна-
мени, студенты  механико-математического

эифакультета Иванов, Евдокимов и другие.

Студенты-фронтовики принимаются в вузы
и техникумы, где они обучались ранее, без
вступительных экзаменов.

-  и выученики знатного комбайнера, страны,

киловатт-   московном бассейне. До войны на стро-

ительство такой шахты здесь затрачива-
лось в среднем от полутора до двух лет.
Это настоящее индустриальное пред-
где всё механизировано, —
под’ем, забои, откатка.

История создания этой шахты полна
примерами скоростной работы. Особенно
больших убпехов добились строители на
проходке шахтных — стволов, которая
обычно лимитирует все строительство. В
августе 1943 года проходчики Куроч-
кина прошли 28,5 погонных метра ство-
ла вместо 15 метров по плану. Это был
их первый рекорд. :

Так же быстро нарезались штреки. В
отдельных забоях проходили по 220 но-
гонных метров в месяц, то-есть в три ©
лизтним раза выше государственного за-
дания. Знатный проходчик Александр
Валинкин выполнял свою норму на 350
— 400 проц. Вместе с ним прославились
и многие другие стахановцы.

С 15 февраля 1943 г. в Скуратове бы-
ли заложены первые шахтные стволы.
Меньше чем через rox— 31 января
1944г. — строители сдали в экеплоата-
цию шахту № 3. И затем в апреле они
передали  эксплоатационникам шахту
№ 7. В настоящее время находятся в
процессе стройки пять угольных шахт. В
этом году будут заложены еще две шах-
ты. Молодой угольный район, рожден-
ный в военные годы, растет необыкно-
венно быстро. К концу нынешнего года
он будет иметь” в экоплоатации ``шесть
тахт и по размерам добычи угля перего-
нит некоторые стары@ угольные тресты
Тульской области.

В освоении нового района со строите-
лями соперничают горняки, пришедшие им
на смену. Получив новые шахты, они

Cepnom
жаткой и

Частые дожди оттягивали начало жат-
вы, усиливали нетерпение, с которым жда-
ли этого часа. И только тогда, когда в гу-
стой и высокой ржи зазвенели серпы и ко-
сы, люди’ вздохнули облегченно: «На-
чалось!»

Первые гектары хлеба в колхозе «Про-
жектор» убрали косцы и жницы. Люди
останавливались, любуясь полуторасажен-
ным взмахом косы старика Милиева.
Каждый день Миляев скаштивает по гек-
тару хлеба. 20 косарей и жниц работают
на полях артели «Прожектор». Уже за-
стрекотали лобогрейки, и первый вкруг по
полю прошел комбайн. Но жницы и ко-
сари не уходят с поля.

Рожь созрела, побелел ячмень, под
жарким солнцем после дождя побурела
пшеница. В колхозе предусмотрели воз-
можность одновременного созревания хле-
бов и пустили в ход вое средотва убор-
EM — серпы и косы, жатки и комбайны.

Более 500 косцов и жниц вышли на по-
ля колхозов Тоцкого района. Некоторые из
них славно поработали на сенокосе.
150 гектаров сена убрали вручную в арте-
ли «Прогресс». Теперь, радуясь богатой
жалве, косари и жницы работают ещё рев-
ностнее,

Когда дозревали хлеба, в районном
центре собрались 400 лобогрейщиков, кос-
цов, жниц и вязальщиц.

— „Наю много, — сказали они. — Вели
казкдой лобогрейкой мы уберем по 250 ге-
кларов, ручной косой — 20, & серпом —
8 гектаров, мы поможем комбайнерам и
не дадим зерну осыпаться. В прошлом году
613 гектаров хлеба убрали одной лобо-
грейкой колхозный агиталор директор
школы вела Тихоновка Павел Кузьмич
`Храбрый и колхозник тов. Черников. При-
меру Храброго последовали тогда многие
колхозники. 90 хобогрейщиков. Тоцкого
района убрали прошлым летом 18.100
гектаров хлеба.

Ещё жарче соревнуются Храбрый и его
последователи теперь. В три-четыре раза
более высокий урожай выращен нынче.
Густо`ложатся тяжёлые валки хлеба, сбра-
‘сываемые с олобогрейки. 16 вязальщиц
идут вслед за Храбрым. Туго скрученными
перевяслами они быстро обхватывают ва-
`10к и торопятся, чтобы поспеть за лобо-
грейкой. Но часто не поспевают. Торопится
и Храбрый. У него сильный соперник в
колхозе. Ha лобогрейку сел колхозный
счетовод-фронтовик тов. Корчагин.

За 4 лия Храбрый убрал 63 гектара
ржи, а Корчагин — 60 гектаров.

Но все же главная тяжесть работ ло-
житея на плечи комбайнеров и тракторис-
тов. Комбайнеры Тоцкого района — друзья

депутата Верховного Совета СССР Федора
Болесова, В широких степях Тоцкого
района родилась слава Колесова. Здесь
нынче работают ‘его’ ученики — мастера,

Фото Ф. Кислова и ОЛ. Великжанина. (ТАСС).

преззошедшие своего учителя. С фронта

быстро их осваивают и с каждым меся-.
цем энергично увеличивают добычу угля.
Если принять февральекие размеры до-
бычи за сто, то в апреле они достигли
210, в июне—400. Июньский план трест
«Скуратовуголь» выполнил на 129,4
проц. В июле он идет на уровне 133—
135 проц. Е

Очень важно то, что экоплоатацион-
ники сразу взялись за форсирование под-
готовительных  paboT, обеспечивающих
дальнейшее развитие шахт. В марте и ап-
реле они прошли по 300 погонных мет-
ров, в мае — 790, в июне — около 1.300
погонных метров. Это дает твердую уве-
ренноеть в завтрашнем хне.

Скуратовцы смело преодолевают труд-
ности, которые неизбежны при освоении
новых предприятий. На шахтах HexBa-
тает компрессоров для работы отбойных
молотков. Горняки решили перейти на
взрывной метод работы. Но для этого
нужны буровые штанги, а стали для них
на шахтах не оказалось. Выход из поло-
жения нашли главный механик шахты
7 Ларин и кузнец Добрынин. Они
стали изготовлять штанги ‘из головок
рулничных рельсов. Самодельные титанги
не уступают по качеству заводским.

Десятки мастеров угля - выросли за
последнее время на новых шахтах. Cu-
лаев, Припоров, Давылов. Юров Семен,
Макаев Урзала, Усманов, Тикунов и дру-

лаев, прибывший сюда из Болохова, все-
сторонне подготовленный
крепильщик, и навальщик, и врубмаши-
нист. За короткое время Силаев обучил в
Cxyparose горняцким профессиям 10 мо-
лодых рабочих.

Слава о скуратовских скоростниках и
стахановцах идет по всему Тульскому
бассейну. На только-что прошедший об-
ластной слет стахановцев. скуратовокие
горняки послали более 50 своих имени-
тых мастеров угля. .

Скуратовский угольный район назы-
валот сейчае жемчужиной комбината
«Тулауголь» ^— так велики и надежны
его перспективы. Месторождение  боль-
шое, сухое, богатое, легкое для экспло-
атации. Дальнейшая разведка дает самые
лучшие и заманчивые показатели.

В Скуратове строится большой рабо-
чий поселок, который здесь назван Юж-
ным Городком. В нем недавно открыты
почта, больница, поликлиника. Заканчи-
вается строительство школы. В ближай-
шее время горняки устроят парк и ста-
дион, откроют детский сад. В рабочем

связывающий новый угольный район o Ty-
лой и Москвой. Скоро на площадях, в 00-
щежитиях и квартирах заговорит. радио.
Ведется подготовка в строительству. вре-
менного клуба. На шахты проложена же-
лезная дорога. Строится районная элек-
троподетанция. Южный Городок растет,
как на дрожжах. Еругом, куда ни посмот-
ришь, всюду кипит работа.

Рождение нового угольного
военное время — крупная победа гор-
HAKOB. `

Г. КЛЕВАКИН,
соб. корреспондент «Известий».

СКУРАТОВО Тульской обл.

и косой,
комбайном

ботайте на уборке урожая. Держите высо-
кую честь чкаловских комбайнеров». .

—- Чести своей`мы не уроним, — отве-
чзет Колесову ‘начальник комбайнового
агрегата орденоносец Емельян Вириллов.

Вот он в последний раз осмотрел агре-
гат. Два комбайна <Сталинец» выглядят
так, как будто их доставили сюда прямо с
заводского конвейера. Но работают оня
уже несколько лет, и только за время BOU-
ны Кириллов yopea своими комбайнами
около 8.000 гектаров’ хлеба и сэкономил
такое же количество. горючего.

...Натянут трое; ‘запумели моторы,
крылья хедера нригнузи к режущему а1-
парату колосислую зужь и в бункер ‘про-
никло первое зерно нового урожая. Вслед
за комбайном движутся бестарки. Одна из
них поровнялась с бункером и на ходу на-
полнилась зерном. `По расчету Кириллова
только разгрузка бункера на ходу позРо-
лит е убрать дополнительно за сезон
350—400 гектаров. хлеба.

С мостика комбайна видны поля колхоза
«Свободная жизнь». В плане-маритруте,

гие имена прославились в Скуратове, Си-.

горняк. Он и.

поселке и на шахтах действует телефон, °

района в.

вам особая просьба — по-фронтовому ра-

который висит на стене полевого вагончи- .

ка ВБириллова, это поле выглядит цветны-
ми квадратиками. На каждом из них две
даты: когда должен притти сюда и уйти
отсюда агрегат. От одного квадратика в
другому тянутся стрелки. Ими обозначен
ратчайший путь переезда, машин. Время
уборки строго рассчитано. В прошлом году
агрегат Кириллова останавливался в ноч-
ные часы. Теперь с наступлением ночи на
агрегате зажигаются огни. Яркая полоса
света выхватывает из темноты силуэты
гудящих машин и стелет голубые дорожки
по бескрайнему полю ржи.

Еруглые сутки работает также комбай-
новый агрегат Скондакова на полях кол-
хоза «Маяк Ильича». Скондаков работает
в дружбе с трактористами бригады Федора
Сальцева. Ещё во время сева бригада вы-
полнила, годовой план тракторных работ, и
теперь выработка на казлый трактор рав-
на 640 гектарам. Можно было бы, кажет-
ся, спокойно радоваться такому успеху. Но
до спокойствия ли Сальцеву, если Ларья
Тармал, вызвавшая его пя соревногание,
идёт по выработке на тразтор на 140 гек-
таров впереди.

— На уборке сравняем счёт с Дарьей
Гармапг, — уверенно говорит бальнев. —
Не дадим комбайнам простаивать. Мы во-
дим машины на второй и третьей ско-
ростях. :

Замечательные люди Тоцкого района —
комбайнер Емельян Кириллов, тракто-
рист Федор Сальцев, лобогрейщик Павел
Храбрый, косарь Моисей Миляев и многие
другие в первые дни уборки показывают,
как надо использовать все силы и сред-
ства для того, чтобы быстро и без потерь
убрать богатый урожай.

Б. ОЛЬХОВСКАЯ,
соб. корр. «Известий».

Волесов пишет им: «Друзья мои! У меня к

ЧКАЛОВ.