ИИ
Уи

sin
t, I
ar

‚ ПЯТНИЦА, 4 АВГУСТА 1944 г. №
о ee СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДПЩИХСЯ СССР
Se

За Неманом

(OT СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Наши войска еще не вступили на землю
Восточной Прусеии. Но мы знаем, что на
лей происходит. У нас есть свидетели —
люди, которые всё видели, всё слышали,
фрасная Армия освободила из немецкой
неволи на западном берегу Немана ты-
сячи советских граждан. Это старики,
денщины. В немецких эшелонах для
пленных  исколесили они Восточную
Пруссию. Были разлучены с дочерьми и
сыновьями и выброшены в концентраци-
онный лагерь в литовском городе Али-
туе. Они были слишком стары и не годи-
лиь для работы в Германии.

Митрофан Корнеевич Ободовский, Се-
уен Ефимович Иванкович и Никита Ефи-
мович Жарков рассказывают:

— Заметили мы большую панику в
Росточной Пруссии, по которой колесил
наш эшелон. Урожай немцы убирают не-
дозрелый. Рожь жнут сырую, а ячмень—
ещё зелёный. Стада коров сгоняют к до-
рогам и станциям. Видно, хотят увезти
куда-то подальше. Много у них коров и
толландеких, и наших холмогорских, на-
грабленных. По дорогам вообще большое
движение. В разные стороны едут немцы
ya повозках, и всё злые, лошадей так и
нахлестывалют...

(тарики берут у бойцов табачок, заку-
ривают и многозначительно покачивают
седыми головами.

— Пришло время. Идите, сынки, на
терманскую землю! Там налши дочери и
рнуки.

На западном берегу Немана возле го-
рода Алитус вотретили мы много людей
из: Орловской, Витебской и Ленинград-
кой областей. Измученные, в отрепьях
женщины, истомленные, потерявшие при-
родную живость ребятишки, седобородые,
тачающиеся от слабости старцы. Они не-
жно смотрят на бойцов, помогающих пе-
ретаскивать на резиновый  понтонный
паром оставшийся после немецкого раз-
боя домашний скарб.

Возле невысокого, вопотевшего от на-
пряжения понтонера суетится белоборо-
дый, в голубой, нивесть откуда взятой,

новой ситцевой рубашке без пояса,
старик. i

— Я сво станции Дно... Ленинградекий
я.. Дновский, — поясняет старик, cTa-

новясь на паром.

Очутившись на пареме, он, Пётр Мит-
рофанович Христофоров, как-то сразу за-
молкает и долго смотрит на темно-зеленые
‹ желтизной воды Немана. Отраженные
текучей поверхностью ‘реки, дрожат высо-

кие сосны, змейкой изгибаютея белые
стволы берез.   }
На обоих берегах Немана встречаем

уы бойцов и командиров. У них медали за
оборону Москвы, Одессы, Севастополя,
(талинграда. В разных местах, в разное
время стояли они у великих pyc-
ких городов, морей и тек, & Te-
перь собрались у реки Неман, на послед-
нем водном рубеже перед Германией, что-
бы ступить на ненавистную немецкую
землю, богатырским шагом пройти по ней
победителями.

рурлит быстрый Неман. Смотришь в
его воды, и кажется, — навеки отражены
в них бессмертные подвиги ‘>, советских
бойцов и офицеров.

„Вых вечер. Тивень сплошной завесой
прикрывал реку, её берега, взорванный
хост — каменный с железными перепле-
тами,

На крутом восточном берегу стеяли
‘олдаты и вематривались в противопо-
ложный берег. Не было ни плотов, ни
зодок, ни понтонов. Были только бурный
Неман, ливень и враг на западном берегу
реки.

Пять добровольцев вышли вперёд без
слов. Гвардии сержант Овчинников, гвар-
дни рядовые Васечко,. Хабаров, Моисеев,
Ефременко. Гранаты, автоматы — вот 4H
в оружие, которое они могли взять ©
собою. i

По скользкой глине сползли они к He-
ману, не почувотвовав 060бой разницы
MORAY сушей и рекою, так как ливень

КОРРЕСПОНДЕНТА <«ИЗВЕОСТИЙ»)

и  их насквозь, и пустились
> стараясь наперекор течению
держаться вместе, выплыть к одной точке.
и гремели артиллерийские раска-

› а здесь было сравнительно тихо. Нем-
цы не ожидали, что русские решатея
форсировать реку вилавь.
: Впереди плыл Овчинников. Над тёмной
одои он едва видел силуэты своих това-
рищей. Бойцы плыли по-русски —
саженками. Вскоре они почуветвовали под
ногами песчаное дно. В двух шагах от
них был берег. ,

Осторожно вышли бойцы на западный
берег реки и привалились к нему. Отды-
шались. Нащунали гранаты и, прислуни-
ваясь к шорохам, поползли на склон. Ско-
ро они услышали встревоженный немец-
кий говор. Перед ними было боевое охра-
нение противника. Раздалась короткая
автоматная очередь. Начался ночной бой
на западном берегу Немана.

Боевое охранение немцев было раз-
громлено, девять вражеских солдат уби-
то, трое взято в плен. У группы Овчинни-
вова остался трофейный пулемёт.

На восточном берегу вязались плоты,
пилились брёвна, готовились канаты.
Группа лейтенанта Воронова, а за нею—
младшего лейтенанта Герасина, а потом—
гвардии капитана Онусайтиса вилавь или
на утлых плотах, держась за протянутый
через реку канат, устремились на запад-
ный берег.

Когда над Неманом встало солнце, вся
река на этом участке была заполнена пе-
реправлявшимися твардейцами. Плацдарм
на западном берегу Немана был завоеван.

* \ i

... Вегут быстрые воды Немана. Загля-
нешь, и кажется, что навеки отражены в
них сверкающие взоры советских гвар-
дейцев, переправлявшихся через Неман.

очти на самом берегу реки стоит го-
род Алитус. Дома выкрынены в светлые
тона. Лёгкие воздунтные постройки, будто
дачное место. Но вот странтное зрелище:
бараки, разрушенные дома, разноцветное
тряньё, обрывки бумаги, битое стекло. И
все это огорожено колючей проволокой в
три ряда.

Чёрными зловещими буквами написа-
ны об’явления:

«Внимание. Прежде чем выйти 0ез
пропуска с территории лагеря, подумай
о том, какое наказание тебя ожидает.
Комендант».

И ешб:

«За порчу проволоки — расстрел. Во-
мендант».

Мы видели тех, кто был за проволо-
кой. Разговаривали с ними. Люди © 0р-
лоевщины, Витебщины, Смоленщины.
Женщины, старики, дети. Чей-то мальчик
сидит на берегу Немана, играет с само-
дельным самолётом, на крыльях которого
нарисованы карандашом красные пяти-
конечные звезды. Мы спрашиваем у него:

— Вто твой папа? :

— déraiuK, — отвечает мальчик и по-
дымает голозу.

Над Неманом летят наши истребители,
охраняющие переправу через реку.

*

У Немана мы встретились © генера-
лом — командиром одной гвардейской
артиллерийской части.

Осенью 1941 года он начинал войну
под Ростовом в звании подполковника,
командовал на Миусе артиллерийским под-
разделением. Позже он брал Ростов. Пере-
катил по тонкому льду на западный бе-
рег орудия и ошеломил этим маневром
немцев... .

Велик путь от берегов Дона до Немана,
Когда мы спросили генерала, из какого
района он со своими артиллеристами вы-
шел к Неману, генерал ответил:

— Мы шли строго на Запад.

Строго на Запад. В этой короткой фра-
зе переданы и маршрут, и приказ коман-
дования, и зов сердца, и тяжёлая поступь
наступающих советских дивизий.

Анатолий СОФРОНОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 августа.

Так выглядит поле боя...

(OT СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Моральное превосходотво и сознание
бвоей мощи и военного мастерства сопут-
твуют во всех боевых делах. Красной
Армии четвертого лота войны. Это
яветвенно наблюдаешь на полях гран-
днозного сражения в Прибалтике.

(лово «побоище» так и просилось на
язык, когда перед нами открылась гроз-
ная и величественная картина одного из
уногочисленных полей сражения.

Регулировщица, которую мы спросили
0 дороге, выразительно взмахнула флаж-

‘вом и ответила:

— Побоише будет направо.

Солдат, которого мы вотретили на поле
боя, восхищенно отаянулея вокруг и,
придерживая забинтованную руку, сказал:

— Каково? Чистое побоище!

Вечером в одном из штабов нас спросил
генерал:

— Hy, как, видели побоище?

Немцы двигались полями, болотами,
10 дорогам, спешили перешагнуть через
Шоссе, за которым находились их основ-
вые силы, Но все они, как и их пушки,
машины, тягачи, танки, застыли на ме-
cre, Огромный бензовоз стоит © разворо-
ченной взрывом цистерной, загородив до-
рогу. На сотни метров торчат справа и
слева от дороги обгоревшие остовы мало-
литражек и бронетранспортёров, пытав-
шихся об’ехать стороной. Вздувшиеся
трупы лошадей. Мертвые немцы. И веюду
клочки разноцветной бумаги имущество
разтромленных немецких штабных ван
целярий.

В тот же день мы попали к героям это-
го боевого дела, к танкистам. Но 0бе
стороны лесной просеки, подмяв под себя

молодую поросль, стояли наши тяжелые
Танки, задымленные, забрызганные
боя.

грязью, только-что вернувшиеся из
Коло гусениц одного из танков, раски-
нув руки, спал его командир, © лицом
тёмным, как металл машины. Ветер ше-
зелил прядь волос, упавшую ему На 105.
аже сквозь закрытые веки, казалось,
просвечивала усталость. Танкиста звали
взнуе. Иго товарищ рассказал нам о
побоище,

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

‚Ночью приполз перебежчик и с005-
щил, что утром немцы предиримут попыт-
ку прорваться через шоссе. К утру груп-
па советских танков, среди которых на-
ходилась и машина Безнуса, цепочкой

астянулась mo mocce, готовая в бою.

оссе в этом месте пролегало по пригор-
ку, и с него хорошо были видны долина,
деревушка, железнодорожная насыпь,
перезревшие хлеба, весь путь, по кото-
рому должны были двигаться немцы.

Скоро они показались. Высунувшись
из башни, Безнус отчетливо различил ко-
лонну машин на дороге, виереди воторон
шли два ‘транспортера, и цепи солдат.
Солдаты двигались, то пропадая во ржи,
то снова появляясь, грязные, черные...

С моста, хорошо прицелившись, танк
ударил по колонне и остановил её. Пла-
мя, взметнувшееся Hay От В
тером, послужило как бы сигналом. Не-
мецкие грузовики поползли в сторону от
дороги. Но там их ждали трясина, бело-
то. :

Безнус перенес огонь Ha вражескую
пехоту. Снаряды ‘рвались в гуще солдат,
но они продолжали лезть вперед. В пылу
боя командир не заметил, что кончились
снаряды и патроны. А немцы были уже в
нескольких шагах.

— Вперёд! — крикнул Безнус, и танк
с грохотом врезался в толпу немцев.

Двое или трое из них, избежав смерти
под гусеницами, вокочили Ha танк, и
‘командир услышал, как они бъют по бро-
не чем-то’ тяжелым. Мгновенно Безнуе
дал ход механизму поворота башни. Ствол
пушки смахнул немцев, как грязь. Но че-
рез несколько минут они снова оказались
на башне. Тогда танк на полной скорости
промчалея среди деревьев, и окровавлен-
вые трупы немцев остались позади, еби-
тыё древесными стволами.

Сраженье на шоссе продолжалось весь
день. Танки израсходовали в этот день по

б мплекта.
ии В. АНТОНОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 августа,

ГОРОД СТАВРОПОЛЬ
залечивает рань,

(Северный Кавказ)
нанессяные немецкими
оккупантами. На снимке: восстановление
драматического театра.

Фото М. Грачева.

Репииские` дни

К 100-летию со дня рождения И. Е. Ре-
пина Академия наук СССР выпускает
под редакцией академика И. Грабаря пер-
вый сборник «Художественное наслед-
ство». В еборник войдут неизданные пись-
ма Репина, неопубликованные мемуары и
100 неизвестных до сих пор его иллюстра-
ций, воспоминания учеников великого ху-
дожника и рассказы лиц, с которых он
писал портреты. Жизни и творчеству Ре-
пина посвящена статья академика Грабаря.

*
КИЕВ, 3 августа. (По телеф. от соб.

корр.). Общественность Украины широко
отмечает столетие со дня рождения вели-

Творчество

В цехах этого бакинского завода часто
видишь подростка, который издали ка-
жетея мечущейся точкой подле колое-

огромных размеров болванку. Среди не
тернящих шуток машин уморительно

наивно выглядят
косичками. Здороваешься eo  стари-
KOM, — OH устало улыбается, потому

что в мае сорок первого года при нае
махнул рукой на табель, не взяв номер-
ка: «Мне он больше ни к чему, — ска-
зал, — ухожу на отдых». То пахнет на
тебя домашним очагом, то почувствуешь
себя в учебных мастерских 030, um moB-
сюду дивишься, как работа свела воеди-
но инвалида и школяра, сына и отца, ук-
раинскую женщину с коренной бакинкой.
Е давним почитателям марки, которую
несет на себе продукция завода имени
лейтенанта Имидта, — нефтяникам ныне
присоединились и воины, и колхозники.

Командный состав на заводе примерно
тот же, что и в начале войны. Произо-
шла лишь некоторая передвижка. Быв-
Wu главный инженер Л. Гликман ныне
директор завода; начальник сталелитейно-
го цеха Мелкумян стал заместителем
главного инженера; замещазший началь-
ника цеха Ярулла Мамед’яров теперь воз-
‘тлаваяет цех. Ho сегодняшний инженер
несравнимо вырос за три года, в течение
которых ему приходилось преодфлевать
исключительные трудности.

Габиб Аббасов. Молодой металлург, в
довоенное время занимавиий место рядо-
вого инженера в коллективе завода. Было
время, когда не стало мартеновекого чу-
гуна из Донбасса. Это был удар, грозив-
ший вывести из строя весь завод, в кото-
ром так остро нуждались и фронт, и ты-
ловое хозяйство.

— Нередко в жизни проходишь мимо
различных явлений, как бы не замечая
их, — рассказывает Аббасов. — Ногде-

кого русского художника И. Е. Репина.
Усадьба в Чугуеве, где он родился, превра-
шается в заповедник.

На многих предприятиях и в учреждениях
Киева читаются лекции и доклады о жизни
и творчестве художника. Сегодня состоя-
лось торжественное заседание отделения
общественных наук Академии наук УССР,
посвященное теме: «Репин и Украина».

5 августа юбилейный правительственный
комитет устраивает в Театре оперы и балета
общегородской торжественный вечер, посвя-
шенный. памяти художника. В Киеве откры-
вается выставка в честь Репина.

Возрождённый завод
даёт тракторные детали

ВОРОШИЛОВГРАД, 3 августа. (ТАСС).
Ворошиловградский завод «20 лет Ок-
тября» приступил к массовому выпуску за-
пасных частей к тракторам. Новый цех
тракторных деталей оборудован за 18 дней.
Начальник цеха Соклаков, мастер Старос-
тина, кадровик Снежко, станочник Черем-
ных и другие рабочие сами воздвигали
фундаменты под оборудование, производили
слесарные и монтажные работы.

Изготовлены первые 10 тысяч штук де-
талей для тракторов «ХТЗ» и «СТЗ». Ус-
пешно освоена отливка и механическая ©б-
работка одной из сложнейших деталей —
патрубка выхлопной трубы трактора.

`’ Колхозники строят
электростанции

ИРКУТСК, 3 августа. (По телеф. от соб.
корр.). Колхозники артели имени Сталина
Нижнеудинского района своими силами и
средствами построили небольшую электро-
станцию мощностью в 32 киловатта. Элек-
троэнергия этой станции уже вращает си-
лосорезку и мельницу. Электрический свет
дан и в дома колхозников.

Строительство небольших электростан-
ций для колхозных нужд ведут также кол-
хозы Зиминского и Тайшетского районов.

„да замену, но тут же следовал категори-

то в мозгу остается след. Так у меня
запечатлелось в памяти, что металлурги
иногда чугун частично заменяют антра-
цитом. Бросилея к литературе. У одното
автора я нашел указание на такого ро-

ческий запрет. Запросили крупнейших
специалистов. Я интересовалея не антра-
цитом, которого в Азербайджане так же
нет, как и чугуна. Но у меня возникла
мысль, нельзя ли использовать «замени-
тель заменителя», то-есть вместо антра-
цита пустить в ход нефтяной коке. Нефтя-
ной кокс — это отходы при переработке
нефти: ноздреватая масса, богато насы-
щенная углеродом, с небольшим присут-
ствием золы и весьма малым содержанием.
серы. Из Москвы был получен ответ, да-
леко не исчерпывающий, но ебодряющий.
На первых порах я считал, что этого
достаточно.

С помощью скрап-угольного процесса
теперь уже выпущено 7`тысяч плавок!
Если говорить о деньгах, завод ежегодно
экономит один миллион рублей, а если
учесть, что найден был единственный
в10с0б сохранить в то время в конкрет-
ных условиях Баку мартеновекое произ-
водетво, — это предложение неоценимо.

Табиб Аббасов ‘наделен редким изобре-
тательским даром. Речь идет не об
изобретениях, подлежалцих патенту, из-
ложенных в солидной технической доку-
ментапии. Если 0 скран-угольном про-
цессе он готовит кандидатокую диссерта-
цию, то ботни мельчайших предложений
исходят от него, как мгновенно вепыхи-
вающие искры.

— OH оэзлучается технической мы-
елью, — говорит о нем директор завода.

Реэвакуация книжных фондов

На-днях Государственная Публичная
историческая библиотека получила значи-
тельную часть книжных фондов, эвакуи-
рованных на Восток в 1941 году. Возвра-
тились полностью книги кабинета истории
Востока, зала истории СССР, зала всеоб-
щей истории, а также большая часть фон-

инженер, испытывая Ha
приспособление, не
сального бтана, ловко поворачивающего  тем, что три © лишним года весь огром-

девушки © тонкими  токарей,

инженера
Рабочие, подходя к своему станку, или

станке новое
задумываются над

ный заводокой механизм вертится, не
останавливаяеь ни на минуту. Все видят
ремонтников, литейщиков, но
мало кому приходится вотречаться ©
энергетиками. Разве что при установке
новых машин. Этот «невидимый цех», во
главе которого стоит главный энергетик
завода Рамазан Мамедли, и не нуждается
в толках © нем.

— 0 нас вопоминают, если случилась
беда. Так пусть уж лучше молчат! — ре-
зонно замечает Мамедли.

Дата последней аварии в энергохозяй-
стве завода имени Шмидта — 10 марта
1941 года.

Митза Муса-заде запомнился нам о
тех пор, когда на заводе впервые испы-
тывали новый прокатный стан для пру-
жинней ленты. Ни такого етана, ни та-
кой ленты здесь никогда не знали. Муса-
заде так волновалея, следуя за ходом ма-
шины, что даже подотриженные ежиком
волосы на его голове казались векочив-
шими от напряжения. Недавно повтори-
лась та же история. Для компрессоров
«Кларк» понадобилась овального сечения
пружина. Но за время войны инженеры
достигли такой технической зрелости, что
былого волнения не испытывают они при
выполнении самых сложных заказов.

Теперь ничем не удивишь и Павла
Ивановича Чистова, начальника инстру-
ментального цеха. Какого бы инструмен-
та от него ни потребовали, он скажет:
«погодите немного» и не заставит <го-
дить» слишком долго. Он отказывается
подечитать, сколько типов новых инетру-
ментов выпущено за годы войны.

— Делали и такие, — говорят лекаль-
щики, — где калибра не увидишь про-
стым глазом, и вот эти штампы...

В цехе стоит штамп на добрых сорок
пудов, он с трудом укладывается в поня-
тие «инструмент».

— Теперь что! — говорит Чистов. —
Теперь у меня лекальщиков сколько
угодно!

В подтверждение
штампа высовывается
мальчишеских голов.

Руководитель механического цеха
«двужильный» Власов, который, если
нужно что доказать, сам станет за ота-
нок; постоянно углубленный в себя та-
лантливый инженер — главный технолог
Романов; Левицкий — руководитель за-
водской лаборатории, которую здесь на-
зыватют «исследовательский цех»; Ару-
сяк Саркисова, глава  планово-произ-
водственного штаба, постоянно  свя-
занная с цехами, — эти и некоторые
другие командиры три года ведут за-
вод в авангарде бакинской индустрии.
Рабочие, которые верят в руководотво, и
руководители, достойные этого доверия,
являют собой сплоченный работослособ-
ный коллектив, удерживающий шесть ме-
сяцев под ряд Красное Знамя Государет-
венного Комитета Обороны.

Любопытную деталь сообщает дирек-
тор завода тов. Гликман;: за поеледние
полтора года ни на одного работника не
наложено взыскания. Дело отнюдь не в
излишней доброте. Каждому на заводе

этих слов из-за
сразу несколько

тает для фронта и каждый член котлек-
тива должен работать по-фронтовому!

внушена мысль: коллектив завода рабо-

В исполкоме Московскяо
областного Совета

РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МЕБЕЛИ

Исполнительный комитет Московского
областного Совета обсудил вопрос о рас-
ширении производства ‘мебели предприя-
тиями местной промышленности, промыс-
ловой кооперации и других организаций.
До последнего времени план изготовления
мебели не выполнялся. Артели промкоопе-
рации не восстановили прерванное войной
производство вспомогательных материа-
лов, не выпускают мебельной ткани.
Исполком принял решение, в котором
каждой организации даются конкретные
задания.  Неиспользуемое оборудование
берется на учет и будет передано дейст-
вующим предприятиям. Организуется мас-
совое поточное производство мебельных
деталей.

К СТОЛЕТИЮ ©С0 ДЧЯ СМЕРТИ ‚
И. А. КРЫЛОВА

В связи с исполняющимся 21 ноября
1944 г. столетием со дня смерти великого
русского поэта-баснописца И. А. Крыяо-
ва исполком Мособлсовета создал спе-
циальную комиссию. В нее вошли Б. Н.
Лошинин (МК ВКП(б), профессор Н. А.
Глаголев, доцент А. Н. Соколов и другие.
Комиссии поручено разработать план ме-
роприятий по широкой популяризации
произведений Крылова среди населения
Московской области, организовать докла-
ды о его творчестве. и т. д.

—_<——
«Кармен» на узбекской сцене

ТАШКЕНТ, 3 августа. (По телегр. от соб.
корр.). В Узбекском Государственном орде-
на Трудового Красного Знамени театре
оперы и балета с большим успехом прошла
премьера оперы Бизё «Кармен». Постановка
«Кармен» является первым опытом освоения
западно-европейской оперной классики на
узбекской сцене.

В этой постановке значительный интерес
представляет TOT факт, что музыка Бизе
впервые в нашей стране прозвучала по мало
известному прежде варианту. Этот вариант,
разысканный 14 лет тому назад француз-
ским музыковедом Марком Дельма, инстру-
ментован заслуженным деятелем искусств
Узбекской ССР композитором Козловским.

Опера поставлена народным артистом
республики Юнгвальд-Хилькевичем.

Ведущие роли в опере исполняют: Кар-
мен — народная артистка Союза ССР лау-
реат Сталинской премии Халима Насырова,
Хозе — М. Давидов, Микаэлы — заслужен-
ная артистка республики С. Самандарова,
Эскамильо — народный артист республики
К. Закиров. к

Дирижер спектакля — лауреат Сталинской
премии, народный артист республики комно-
зитор Мухтар Ашрафи.

—.Ю0——

по СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
«ИЗВЕСТИЙ»

«Стоимость станках

На-днях собрание партийно-хозяйствен-
ного актива Чкаловского ‘станкострои-
тельного завода обсудило корреспонден-
цию «Стоимость станка», опубликованную
в «Известиях» 2! июля.

Собрание признало, что газета совер-
шенно правильно вскрыла недостатки,
снижающие производственные возможно-
ности завода и удорожающие стоимость
станка «Шеппинг». Намечен ряд техниче-
ских и л организационных мероприятий,
осуществление которых позволит в кброт-
кий срок увеличить производство станков
и удешевить их стоимость. В сентябре цехи
переводятся на хозрасчёт. В литейном
цехе вводится в эксплоатацию  пневмати-
ческая машина для формовки деталей.
Растет приток ценных рационализатор-

Я. ГИК,
соб. корреспондент «Известий».
БАКУ. ‘

да отдела редких книг, Сейчас сотрудни-
ки библиотеки водворяют книги на свои
места. Некоторая часть книг, поставлен-
ная на полки, уже выдается читателям. В

ских предложений. Модернизация станка
позволит снизить число оригинальных де-
талей на 12 процентов.

Приняты меры для упорядочения склад-
ского хозяйства и улучшения планирова-
ния и учета. Решено организовать курсы
по вопросам экономики для мастеров и
начальников цехов. Коллектив завода
ставит своей задачей — снизить трудоем-
кость станка с 1200 часов, которые затра-
чивались до сих пор, ло 950 часов к   ок-

августе будет реэвакуирована остальная
часть фондов.

тября этого года и до 830 часов к 1 января
1945 года.

— Превратим каждый дом в крепость
обороны, — говорили мы в Ленинграде
осенью 1941 года, и 970 выражение
отнюдь не было иносказанием: оно про-
сто-напросто означало, что, если при-
дется, мы будем драться ¢ немцами в
наших домах. Фронт начинался в домах—
на Международном, 4, на улице Стачек,
100... И надо было во зеём городе все
дома оборудоваль так, чтобы немец не
смог бы взять их, а главное — надо
было сделать так, чтобы жильцы были
тотовы к этой тяжелой борьбе физи-
чески и морально.

Вот именно в те памятные дни и в03-
ник в Ленинграде по инициативе ленин-
градеких большевиков институт полити-
ческих организаторов в домах. И получи-
лось так, что этими политическими орга-
низаторами были назначены почти  ис-
ключительно женщины, ‘ленинградекие
коммуниетки,

— Вначит, товарищи политорганиза-
торы, ваша задача состоит в  еледую-
шем, — сказал секретарь райкома, —
должны вы обеспечить полную боеспо-
собность жилого об’екта, высокий поли-
тико-моральный дух и стойкость жиль-
цов. Одним словом, должны превратить
свой дом в неприступную крепость 069-
роны. 5

— Hy, a как же мне всё это сде-
лать? — думала Анна Петровна Панова,
возвращаясь с собрания на свой, теперь
порученный ей, жилой об’ект. Она толь-
ко три месяца назад стала членом пар-
тии, она была обыкновенной машиниет-
пой обыкновенного учреждения, не бой-
кая, невысокая женщина, с русыми во-
лосами и нежными скулами. У неё никог-
да ешё не было такого важного партии-
ного поручения, и никто не мог даже по-
делиться с ней опытом, потому что ни-
когда ещё не было политических  орга-
низаторов жилых об’ектов. Анна Петров-
на Панова была почти в смятении...

Она подошла к своему дому в тот мо-
мент, когда началась воздушная тревога.

Рокот зениток приближался к её квад-
рату, ежеминутно бомба могла ударить
и злесь, и все исчезнет, всё рухнет — и

— Он такой удобный, большой,
крепкий.

Правда, эти балкончики CO слишком
вызокими железными решётками похожи
на клетки, но дом замечательный. Его
можно зыкрасить в жемчужно-серый или
фисташковый цвет. Он сразу повеселеет.
А балконные решетки — в яркие цвета, и
посадить на них цветы, и тогда из кле-
ток они превратятся в беседки.

Мы обязательно отстоим наш дом и не
только отстоим, но и украсим...

— Bor это я им и буду говорить, —
подумала она. — Буду говорить то, что
сама думаю и переживаю. Всю правду.
Буду говорить, что действительно труд-
но, но что отстоим и дом, и город, и роди-
ну и потом украсим. т

Она так и работала. Так и говорила—-
попросту, правду, и прежде всего етара-
лась влить в яюдей свою органическую
уверенность в победе. Так у дома, превра-
шённого в крепость, появилась душа, и
этой душой была Анна Панова, обыкно-
венная ленинградская женщина, рядовая
коммунистка.

Она водила жиличек своего дома на
соведнюю улицу строить баррикаду, и
вместе с ними помогала морякам соору-
жать во втором этаже своего дома долго-
временную огневую течку, и проводила
ебор тёплых вещей для армии и посуды
для госпиталей, и по ночам писала круп-
ными печатными буквами «Боевой лис-
ток», и проводила в бомбоубежище бесе-
ды на самые жгучие темы дня, & у себя
в квартире в любое время суток отвечала
на всевозможные вопросы жильцов и жи-
anger.

Она никогда не кричала на тех, кто
падал духом, а давала им выговориться,
выплакалься и говорила с ними ласково
и сурово, правдиво и прямо, так, как ду-
мала сама. И ей верили все больше и
больше, потому что вилели— она работает
не покладая рук и, ничего не зная о муже
© самого начала войны, мужественно и
молчаливо несёт своё горе. И зсе лучшее,
что было в доме, собралось вокруг нее,
приливало к ней, как кровь в сердцу.

Дом, превращённый в крепость, вме-

здание, и жизнь... С отчаянием взглянула
Анна Петровна на дом, где жила, и
вдруг не узнала: таким он показался хо-
рошим, родным.

сте со всем городом и его войсками отра-
зил штурм врага. Своими руками жиль-
цы потушили свыше сотни зажигалок и
ликвидировали дза пожара, возникшие

от попавших в дом артиллерийских сна-
рядов. У дома, как на каждом защищае-

` \ мом рубеже, были жертвы; сначала это

были единицы, но наступили дни зимы,
когда Анна Петровна с ужасом почув-
ствовала, что её коллективу грозит ра-
спал. Уже немало людей одиноко лежали
в своих оледеневших темных квартирах,
другие еле бродили, вялые, молчаливые.

Тогда политорганизатор пошла в гос-
питаль, набрала там починки ина кухне
У себя (кухня была большая, коммуналь-
ная) сталь собирать жиличек, чинить
госпитальное бельё. Жинички приходили
охотно. Ведь в квартирах у многих не
было ни тепла, ни света, & здесь слили
в одну лампочку керосин, притащили
топливо, поддерживали в плите огонь, на
плите кипел чайник, стояли утюги, мож-
но было погладить, погреться, выпить
кипяточку. Около этой плиты, около
пятилинейной лампочки и собирались они
долгими зимними вечерами — грелись,
работали для раненых бойцов.

Так спас политический организатор
дома в ту зиму много человеческих жиз-
ней и душ, об’единив их у лампочки и
плиты за нужной людям работой.

Ко второй зиме в осаде дом подгото-
вился уже, как старый солдат, имеющий
большой опыт активной обороны. Дом
хорошо ‘обеспечилея топливом — полу-
чил на снос два деревянных дома на ок-
раине. Разбирать эти дома ходили, ко-
нечно, коллективно, под водительством
Анны Петровны. Дома были ещё крепкие,
довольно большие и, как ни странно,
почти все стекла в них были целы. И
прежде чем началь ломку домов, Анна
Петровна приказала бережно зынуть все
стёкла, отвинтить дверные ручки, шпин-
галеты, снять водопроводную арматуру,
даже печные дверцы и комфорки от плит,
й все это аккуратно было спрятано в под-
вале своего дома.

—- Пригодится, когда своего инвалида
чинить станем, — заявила Анна Пет-
ровна.

Мечта о будущем строительстве, 06
украшении своего дома не покидала ее. А
дом, какой он страшный стал K TOMY
времени — весь зафанеренный, проби-
тый в четырех местах, три балкончика
обвалились, своды у парадного были все
изрыты осколками.

— Крепость, настоящая крепость, —
говорила Анна  Потровна, увидев свой дом,
когда ен вынырнул из мрака и предстал

перед ней в ослепительном свете побед-
ных огней. — Не жавт, а древне-воён-
ный замок — о таких же легенды  сла-
тали! Родной нап! Надо теперь, чтобы
он опять настоящим домом стал.

Собрав своих людей, Анна Петровна
заявила, что «защищали (Дом коллекти-
вом, выжили коллективно и восстанав-
ливать его будем коллективно на основе
  широкой взаямопомощи».

Составили план восстановления, & по-
том даже график и решили, что будут
старатьея придерживаться этого графя-
ка. Организовали несколько бригад —
бригаду  штукатуров, стекольщиков,
печников, — все из людей, для которых
эти профессии были вторыми професси-
ями, — где уж набрать спецов. И печ-
ники стали исправлять печи во всех
квартирах, а не только в своих. Сте-
кольщики остеклили окна во всех квар-
тирах. Вот когда пригодились стекла,
принасенные еще в те дни, вогда город
ежедневно разрушался. И печные двер-
цы, и даже шпингалеты из того, пре-
данного сожжению деревянного дома то-
же пригодились.

..ПШосле обычного трудового дня жиль-
цы дома, где политическим организатором
Анна Панова, выходят, как и весь город,
на восстановление. Так же, как и все они,
работает и Панова. Она работает в брига-
де штукатуром. Но, кроме того, ночью
она крупными печатными буквами пишет
«Боевой листок».

И день за днем жилой об’ект возвра-
щается к людям так же, как весь город.
Дом выглядит все еще неприглядно:
свежими уродливыми рубцами краснеют
на его стенах заложенные кирпичом про-
боины, кровля его похожа на нищенское
лоскутное одеяло — вся в железных
заплатках, но жильцы дома твердо зна-
ют, что это пока, что они обязательно
произведут полный косметический ремонт
дома, покроют его жемчужно-серой кра-
ской и балкончики превратят из ржа-
вых клеток в беседки.

...Мне думается, что такие политорга-
низаторы должны быть во всех круп-
ных наших городах, возрождающихся к
новой жизни. Ленинградские политорга-
низаторы, я уверена, с радостью поде-
лятся огромным, небывалым опытом
своей работы со всеми, кому это нужно.

0. БЕРГГОЛЬИ,

ЛЕНИНГРАД, !

и“