ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, английский премьер-
министр Черчилль выступил сегодня в па-
лате общин с обзором военного положения.
Он сказал: 7

«Мне предстоит сегодня сделать палате
в общем благоприятный доклад. На всех
фронтах по всему земному шару войска
Германии и Японии откатываются назад,
они откатываются перед вооружёнными си-
лами многих наций, которые в различных
сочетаниях образуют великий союз. Как в
воздухе, так и на море и под водой систе-
матически усиливается наше твёрдо уста-
новившееся превосходство. Потери, причи-
няемые германскими подводными лодками
с начала 1944 г., являются почти ничтож-
ными по сравнению с предыдущими года-
ми. Крупные флоты союзников плавали по
морям и океанам с января по июнь, понеся
менее чем половину тех потерь, которые мы
нанесли сокращающимся и в значительной
степени скованным морским ресурсам про-
тивника как на востоке, так и на западе».
Черчилль отметил, что всегда возможно
возобновление подводной войны, и призы-
вал не ослаблять без надобности мер пред-
осторожности.

«В настоящий момент, — сказал Чер-
чилль, — во всём мире нет театра, где бы
не определилось господство союзников.
В январе 1942 г. в Вашингтоне было реше-
но, что Германия является главным врагом
и что только минимум сил, необходимых
для обеспечения жизненных интересов, дол-
жен быть отвлечён для операций против
Японии. Однако об’единённые ресурсы Ан-
глии и Америки возросли настолько быстро,
что стало возможным вести.одновременно
две войны с наступательным порывом».

Черчилль подробно остановился на ходе
войны в Тихом океане. =

«Достигнуто; — сказал он, — господство
на Новой Гвинее, заняты Маршальские
острова и Сайпан. Флот и другие силы
Соединенных Штатов уже проникли через
далеко растянутые внешние линии оборо-
ны Японии, а в некоторых местах прорва-
лись к внутренним оборонительным линиям,
открывая таким образом для нас перспек-
тивы -значительно более быстрого достиже-
ния кульминации войны на Дальнем Восто-
ке... Эти события и чувство растушей сла-
бости на море и в воздухе, чувство того,
что воздушные силы разбрасываются, а
также‘ экономические трудности внутри
страны вызвали в Японии падение главного
военного руководителя Тодзио».

Переходя к борьбе в Бирме, Черчилль
отметил, что по колоссальной американской
воздушной магистрали, ведущей в Китай,
доставляется значительно больший тоннаж,
чем когда-либо прежде, или чем было бы
возможно доставить в измеримый отрезок
времени по Бирманской дороге.

Черчилль заявил, что действующие в
Бирме войска под командованием .Маунт-
бэттена «провели успешную и мощную
кампанию в трудных условиях джунглей и
болот. Повсюду японцы были отброшены
назад и понесли значительно большие по-
тери, чем мы. Индия была успешно защи-
щена от вторжения в течение ещё одного
года, воздушный путь в Китай укреплён
и сохранён, и опасность ещё дальше от-
брошена от этих важных баз».

Переходя к истории форсирования Ла-
Манша и высадки войск союзников на
французской земле, Черчилль сказал, что
план этой операции был разработан англо:
американским штабом планирования и одо-
брен на совещании в Квебеке в 1943 году.

«В Тегеране, — сказал Черчилль, — мы
обещали маршалу Сталину, что мы будем
проводить в жизнь этот план или нечто ему
подобное в конце мая или в начале июня,
а он со своей стороны обещал нам, что все
русские армии будут брошены, как они и
были действительно брошены, в генераль-
ное сражение на Востоке».

Черчилль подробно обрисовал нодготов-
ку и ход десантных операций в Северной
Франции, добавив, что, по его мнению,
вторжение в Нормандию не могло быть
произведено раньше. Он сказал, что суще-
ствует свыше 60 вариантов десантных барж
и эскортных судов, при чём они могут быть
использованы не только для переброски
армий, но и для доставки всего, в чём ну-
ждается армия. «Американцы изобрели тя-
жёлые грузовики, которые движутся
со скоростью от 40 до 50 миль в час по
шоссе, затем погружаются в воду и могут
плыть несколько миль по морю при силь-
ном волнении, затем выйти на берег с гру-
зом в несколько тонн и направиться туда,
где в них ощущается особая необходи-
мость. Обширная система гаваней, волно-
резов и пристаней также была разработа-
на, как только удалось закрепиться. OTH
сооружения были расположены в соответ-
ствующих пунктах для того, чтобы обес-
печить наибольшую защищенную водную
площадь. Меньше чем за месяц были соз-
даны гавани, по сравнению с которыми
Дувр.кажется весьма небольшой гаванью.
В этих гаванях была высажена очень
крупная армия со всем сложным снаряже-
нием. современных армий, которые насчи-
тывают примерно одну машину на каждых
4 или 5 человек, а к концу июня, несмот-
ря на самые страшные июньские штормы,
отмеченные за 40 лет, была создана проч-
ная база, которая даёт нам уверенность
в том, что мы сможем вести величайшую
наступательную кампанию против любых
сил, которые, согласно нашим расчетам,
противник может противопоставить нам».

Черчилль отметил, что эти операции
проводились под охраной и при поддерж-
ке значительного британского флота при
помощи сильных отрядов американского
флота под командованием адмирала Рам-
сея. Операциям не смогли помешать не-
мецкие подводные лодки.

По словам Черчилля, . превосходящие
военно-воздушные силы были, несомненно,
столь же необходимы, как и морской
флот, для проведения подобной операции.
Когда суда союзников пересекли Ла-
Манш, незамеченные и невредимые, поло-
вина орудий, которые могли бы остано-
вить их продвижение, была либо повреж-
дена, либо вынуждена к молчанию.

Черчилль отметил, что с 1 апреля по
30 июня убито и пропало без вести свыше
7 тысяч человек из состава авиации одной
только английской метрополии. Потери
США также весьма тяжелы. «С того време-
ни, — сказал Черчилль, — мы не выходим

луостров Котантен, а генерал Демпси за-
нимает территорию вокруг Кана. Мы при-
чинили врагу потери, которые почти в два
раза превышают потери, понесённые нами.
Это — замечательно, учитывая, что мы яв-
ляемся нападающей стороной, и это не-
обычно, если сделать сравнение с опытом
прошлой войны. Нам непрерывно мешала
весьма несоответствующая сезону погода,
которая своими ранними туманами и низкой
облачностью изо дня в день заставляла от-
кладывать операции, делая невозможным
создание лавины огня и стали, с помощью
которой авиация проводит подготовку к
атаке. Сейчас, наконец, мы начинаем завоё-
вывать то пространство для развёртывания
сил, которое необходимо армиям исполь-
зуемых нами размеров. Я должен сознаться,
что последние известия кажутся мне чрез-
вычайно хорошими. Первая американская
армия продвигается вдоль Атлантического
побережья и достигла линии реки Селюн.
Вполне возможно, что она уже приближает-
ся к важному железнодорожному центру
Ренн, расположенному примерно на пол-
пути, проходящему через основание Брест-
ского полуострова. Далее на восток амерн-
канцы обошли город Вильдьё и занялв
Бреси. Английская атака развивается так-
же весьма хорошо, и англичане продвину-
лись в центре примерно на 12 миль. Южнее
Кана, где действуют канадские войска, мы
вчера предприняли атаку, и сейчас там
идут тяжёлые бои. Мы значительно пре-
восходим врага в людях, в танках и в
авиации, и я почти не сомневаюсь в том,
что мы приобретём мобильность, как толь-
ко фронт будет прорван».

Черчилль отметил высокие качества тан-
ков «Шерман», «Кромвелль», «Черчилль»
и других типов.

Перейдя к положению в Италии, Чер-
чилль сказал: «Армии генерала Алексан-
дера быстро продвинулись вперёд, пресле-
дуя противника, захватили 50 — 60 тысяч
пленных и сейчас стоят перед Флоренцией
и заняли важные порты Ливорно и Анкона.
Нам, конечно, пришлось продвигаться вверх
по Апеннинскому полуострову, имея, весь-
ма неудовлетворительные линии подвоза,
но благодаря господству на море, наличию
портов и передвижению железнодорожных
баз положение армии значительно укрепи-
лось. Мы можем надеяться, что генерал
Александер будет продолжать операции с
величайшей энергией в течение всей осени».

«Я должен сказать. касаясь этих различ-
ных кампаний во всём мире, — продолжал
Черчилль,—что я умалчивал об одном важ-
ном участнике до этого момента, а именно
о русской армии, которая сыграла главную
роль и выматывает кишки из германской
армии. (Аплодисменты). В воздухе, на
океане и в морях мы можем со-
хранять наше положение, но не было
в мире такой силы, разве что она была
бы создана ещё через несколько лет, кото-
рая могла бы сломить и сокрушить герман-
скую армию и нанести ей такие колоссаль-
ные потери, как это сделали русские совет-
ские армии. Я приветствую маршала Ста-
лина (аплодисменты), этого великого
вождя своей страны, и я твёрдо’ ве-
рю в TO, что наш  двадцатилетний
договор с Россией окажется одним из
наиболее длительных и прочных факторов
в деле сохранения мира, порядка и прогрес-
са в Европе. Вполне может оказаться, что
успехам русских в какой-то мере способст-
вовала стратегия ефрейтора Гитлера. Даже
безмозглые военные не могут не видеть не-
которых недостатков кое-каких его дейст-
вий. Сейчас 10 дивизий Гитлера застряли в
Северной Финляндии, а 20—30 дивизий от-
резаны в прибалтийских государствах, при
чем все они три или четыре месяца тому
назад могли быть переброшены со всем ма-
териалом и вооружением для того, чтобы
встать между Германией и наступающими
русскими. Однако мы не должны сейчас
указывать ему, как сделать это. Но уже
слишком поздно сделать это сейчас. В це-
лом, я думаю, что офицерам лучше всего
подниматься по служебной лестнице уза-
коненным порядком».

Черчилль закончил свой военный обзор
внутренним положением Англии, положе-
нием Лондона, «который вместе с прилега-
ющими графствами, в особенности с теми,
которые находятся на пути полёта бомб,
подвергается почти непрерывной бомбар-
дировке в течение семи недель. Послед-
ние хифры, имеющиеся в нашем распоря-

жении, показывают, что на нас было вы-

пущено 5.340 этих роботов и что во время
налётов убито 4.735 человек, 14.000 чело-
век получили более или менее тяжёлые ра-
нения и многие легко ранены. Результатом
является печальная история человеческих
страданий и многочисленные разрушения в
нашей стране.

Мы уверены в том, что наша оборона
становится всё более мощной. Мы усили-
ваем до предела наши контрнаступатель-
ные мероприятия, Терпение и мужество на-
шего народа в момент, когда в Лондоне он
мог считать, что его испытания уже окон-
чились, изумительны. Мы уверены, что
народ будет продолжать держаться так
до конца. Я очень боюсь возбудить лож-
ные надежды, но я уже не считаю себя
обязанным отрицать, что победа, возмож-
но, скоро наступит. Если нет, мы`должны
продолжать борьбу, пока она не придет.
Это будет неувядаемой славой для всех
мужественных, никогда не ослабевавших
сердец. Работа всех организаций местной
обороны и всех её участников—мужчин и
женщин — была образцовой.

Около 17 тысяч домов было совершенно
разрушено и около 800 тысяч получили по-
вреждения». Черчилль отметил, что М
или даже больше — 600 тысяч домов уже
сделаны снова пригодными для жилья.

«Если немцы всображают, — сказал Чер-
чилль, — что продолжение нынешних атак,
которые обходятся им очень дорого, будет
иметь хотя бы самое слабое отражение на
ходе войны или на решимости народа, или
на моральном состоянии находящихся под
обстрелом мужчин, женщин и детей, то они
ссвершат еще один психологический про-
мах, которыми они славятся уже в течение
долгого времени. Единственным результа-
том этой беспорядочной бомбардировки бу-
дет лишь болыная суровость наказания,
которое немцы понесут после того, как
оружие будет выбито из их рук нашими
бойцами. Не может быть и речи о том,
чтобы отвлечь наши силы от основной за-
дачи ведения войны или допустить, чтобы

из боя. Генерал Омар Брэдли очищает им неприятность в какой-либо степени ос-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ерчилля в палате общин

лабила энергичную поддержку нами союз-
ников. Используются все людские силы;
чтобы предотвратить и ослабить результаты
этих бомбардировок. Сотни наиболее опыт-
ных умов, которыми мы располагаем, по-
глощены этой проблемой. Но я не гаранти-
рую, что эта проблема будет полностью
разрешена до тех пор, нока мы не захватим
районы, из которых направляются эти са-
молеты-снаряды».

Черчилль отметил заметные улучшения в
некоторых областях в общеполитической
обстановке. «Одним из этих значительных
улучшений является улучшение отношений
английского правительства с американ-
CKHM».

Черчилль сказал, что «один из основ-
ных интересов Англии заключается в
том, чтобы Франция вернула себе своё
надлежащее место среди главных дер-
жав Европы и мира». «Наша высад-
‘ка, — сказал он, — в Нормандии, ход вой-
ны, BCG развитие событий показывают
вполне ясно, что в настоящее время нам
снова придется иметь дело с проблемами
Франции и Германии на Рейне, и из этой
дискуссии Франция не может быть ни в
коем случае исключена. Я надеюсь на са-
мое тесное сотрудничество Британской
империи, Соединенных Штатов и русских
и французеких представителей при урегу-
лировании этих важных европейских проб-
лем. Мы представляем собой союз об’еди-
ненных миролюбивых наций, который был
вынужден взяться за оружие в защиту
своих ‘основных прав, и в час победы мы
не должны упустить возможности заклю-
чить соглашения, необходимые ‘для того,
чтобы обеспечить мир, которого мы
добьемся столь дорогой ценой».

«Каждый должен помнить, — продолжал
Черчилль, — необычайную сложность, с
которой сталкивается внешняя политика
нашего острова в рамках мировой коали-
ции, членом которой мы являемся. Преж-
де всего нам необходимо учитывать по-
желания доминионов и консультироваться
с ними. Затем существуют три великих
державы. Мы имеем двух доблестных и
испытанных союзников, которые крупнее
и в некоторых отношениях мощнее, чем
мы. Все мы в основном и по существу
стремимся к одному и тому же. Однако
повседневное достижение согласия по во-
просам тактики и деталей представляет
собой по необходимости сложное дело.
Здесь мы снова вступаем в область трой-
ственной дипломатии, когда всем нам
приходится сноситься друг © другом по
телеграфу, когда двое согласны, а третий
желает внести свои поправки или когда
все согласны, то вопрос может утратить
свою актуальность. Как же могло бы быть
иначе, если существует так много различ-
ных углов зрения и особенностей истори-
ческого и национального порядка, кото-
рые нужно учитывать при подходе к этим
вопросам. Я уже говорил раньше, что
если бы главы трех правительств могли
встречаться по одному разу в месяц,
то между нами не было бы никаких проб-
лем, которые нельзя было бы быстро и,
как я верю, разумно разрешить». «Когда
я подытоживаю, все трудности, с которы-
MH притон” сталкиваться для того,
чтобы довести дело до общего согласия,
то я полагаю, что правительства США,
Англии и Советской России справляются
довольно неплохо. Однако во взаимоотно-
шениях между великими державами необ-
ходимы большое терпение и неуклонное
стремление понять точку зрения друг дру-
га. Палата общин может помочь всем им,
заняв широкую и терпимую точку зрения».

Далее Черчилль коснулся Польши,
заявив, что, по его мнению, сейчас —
обнадеживающий момент для Польши.
«Русские армии, — сказал он, — стоят
сейчас у ворот Варшавы. Они несут
освобождение Они предлага-

м

ют полякам свободу, суверенитет и не-
зависимость. Они хотят существования
Польши, дружественной в отношении Рос-
сии. Это кажется мне весьма разумным.
Вполне понятно, что русские хотят иметь
дружественную Польшу, принимая во вни-
мание ущерб, причинённый России Герма-
нией, прошедшей через Польшу для того,
чтобы нанасть на нее». .

Продолжая международный обзор, Чер-
чилль остановился на положении Югосла-
вии, Греции, Румынии, Болгарии и Арген-
ТИНЫ.

Касаясь позиции Турции, Черчилль сооб-
щил палате, что «на основе англо-турецко-
го союза Турция порвала всякие отноше-
ния с Германией», добавив, что этот акт
вливает новую жизнь в союз, заключенный
с Турцией до войны.

Далее Черчилль перешёл к вопросу ©
будущей организации мира. «Время от вре-
мени, — сказал он, — самые видные люди
делают многочисленные красноречивые за-
явления относительно будущей организа-
ции мира. Я лично предпочёл бы выслу-
шать мнение других великих наций преж-
де, чем взять на долю нашей страны раз-
работку слишком многих деталей. Разве
мы не можем удовлетвориться общими за-
явлениями, с которыми мы все согласны,
заявлениями о том, что необходим между-
народный совет для сохранения мира, кото-

рый будет создан и руководим, в первую
очередь, ведущими державами, выиграв-
ими войну, и что впоследствии другим
державам, а затем и всем державам будет
предложено участие в этой мировой орга-
низации. Разве мы не можем удовлетво-
риться этим и сосредоточить наши усилия
Ha борьбе за победу и вести себя таким
достойным образом во время войны, чтобы
с нашими словами считались по заслугам,
когда мы придём к организации мира,

Палате должно быть известно о том, что
в Вашингтоне в ближайшее время начнутся
важные переговоры. Когда они закончатся,
мы все гораздо лучше будем представлять
себе своё положение.

Как я уже сказал, тщетно и бесполезно
для одной страны пытаться установить за-
коны в этом вопросе, пытаться провести
границы или определять орудия, при помо-
щи которых эти границы будут сохранять-
ся без дальнейшего кровопролития. Это
бесполезно и даже неумно».

В заключение Черчилль остановился на
последних событиях в Германии, подчерк-
нув, что каким бы острым ни был внут-
ренний кризис Германии, не на этот кризис,
а на собственную мощь и на справедли-
вость своего дела должны возлагаться на-
дежды союзников.

Заявление Идена об убийстве немцами
пленных канадцев

ЛОНЛОН, 3 августа. (ТАСС). Как пере-
дает английское министерство информа-
ции, Иден сообщил в палате общин, что
несколько попавших в плен к немцам лиц

из состава канадских вооруженных сил
погибли в Нормандии при обстоятель-
ствах, не оставляющих сомнения в том,

что они были сознательно убиты.
«Вскоре после начала операций в Нор-
мандии, — сказал Иден, — некоторые ли-

ца из состава канадских вооруженных сил
были взяты. в плен. В то время как они
находились в заключении, офицер и 18
солдат были убиты 12-м разведывательным
батальоном 12-Й эсэсовской бронетанковой
дивизии по распоряжению некоторых офи-
церов. Эти 19 человек были, конечно, во-
еннопленными и в качестве таковых имели
право на защиту на основании междуна-
родных конвенций».

АДРЕСРЕДАКЦИИИ ИЗД

АТЕЛЬОТВА: Москва, 6. Пушкинская плошадь, 5.
Литературы и искусства — К 0-57-27, Иностранного — К 4-81-54; Tlucem — K 3-75-17;

Б 7930.

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова,

Успех военного займа
в США

НЬЮ-ЙОРК, 3 августа. (ТАСС). Ми-
нистр финансов США Моргентау _ заявил,
что подписка на 5-й военный заем достигла
суммы в 20,6 млрд. долларов, превысив на
4,5 млрд. намеченную предварительно сум-
му займа. По словам Моргентау, сумма
подписки на 5-й военный заем является са-
мой крупной суммой в истории, полученной
в результате одной финансовой операции.

Телефоны отделов редакции:

exe

Военные

дейстсия

в Северной Франции

ВОЙСКА СОЮЗНИК

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). В опу-
бликованном сегодня сообщении штаба
верховного командования экспедиционных
сил союзников говорится:

«В течение ночи на 3 августа на фронте
существенных изменений не произошло.
Юго-восточнее Бресей преодолено сопро-
тивление противника в. Ле-Мениле; про-

ностях Виллер-Бокаж и Онэ.
ние за Понторсон продолжается.

Союзная авиация совершала налёты на’
мосты, танки, склады боеприпасов и горю-
чего, транспорт и неприятельские суда в
зоне от Бельгии до Бискайского залива.
Средние бомбардировщики совершили
успешные налёты на железнодорожные мо-\
сты в Лилле, Нанте, Эпоне, Менвилье,
Нуайене и Сен-Маре. Бомбами поражены
баржи иа Сене и склады боеприпасов в

должаются бои к югу ох Перси ив окрест-
Продвиже-!

ОВ ЗАНЯЛИ РЕНН

Кодебеке, Монтрейле и Ле-Люде. Тяжё-
лые бомбардировщики в сопровождении
истребителей совершили днём налет на
нефтехранилища в Сане, Сент-Уане и Же-
невилье, а также атаковали мосты в райо-
не Парижа и в долине Луары. Тяжёлые
бомбардировщики совершили налет на во-
енные корабли в Гавре.

На протяжении всего дня истребители и
истребители - бомбардировщики оказывали
активную поддержку нашим армиям на
всём фронте. В ходе всех этих операции
уничтожено 10 вражеских самолетов.
самолётов союзников не вернулись на свои
базы».

НЬЮ-ЙОРК, 3 августа. (ТАСС). Воен-
ный министр США Стимсон об’явил сегод-

ня на пресс-конференции о том, что войска
союзников заняли Ренн (департамент Иль и
Вилен в Северной Франции).

Военные действия в Мталии

ЛОНДОН, 3 авквуста. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Италии сообщает, что
к югу от Монтелупо части индийской диви-
зии форсировали реку Пеза на широком
фронте и продвинулись более чем на одну
милю вперёд.

Юго-западнее Флоренции попрежнему
идут тяжелые бои. В долине реки -Греве, к
югу от Флоренции, несмотря на сильное
сопротивление противника, были достигнуты!
серьёзные успехи.

востоку от Флоренции,

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Как сооб-
щает английское министерство. информации,
военный министр Джемс Григг выступил в
палате общин с заявлением по поводу гит-
леровских варварств, совершенных в Ита-!
лии. Григг заявил, что перед
Сан Джиминьяно немцы угрожали aa
лям города, что они поплатятся за сзеи
симпатии к союзникам. Накануне вступле-!
ния союзных войск немцы направили орудия;
на город, который настолько богат архи-
тектурными сокровищами, что представля-
ет собой национальный памятник.

эвакуацией

Секретариата, — К 4-77-96;
Художественного — К 5-55-55,

На восточном берегу реки Арно, к юго- вернулся
войска союзников в Италию.

рия — кощунство,

местами продвинулись вперёд. На осталь-
ных участках фронта английской 8-й армии
и американской 5-й армии действовали пат-
рули и происходила артиллерийская пере-
стрелка.

ВОЗВРАЩЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО КОРОЛЯ
В АНГЛИЮ

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает, что английский король
в Лондон из своей поездки

Варварство гитлеровцев в Италии

Выступление Григга в палате общин }

Григг сообщил, что в Неаполе немцы по-
дожгли университетскую библиотеку и уни-

чтожили музей. Начиная с этого момента, в
дальнейшем повторялась одна и та же исто-
надругательство над

‚святынями и воровство во всех видах.

Григг привел целый ряд примеров ограб-
ления немцами церквей и соборов, бес-
смысленного и варварского уничтожения
произведений искусства и архитектуры и
памятников культуры во время отступле-

ния германских войск в Италии. ‘

Налеты самолетов-снарядов на Англию.

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в течение ночи на
3 августа и сегодня утром немцы снова вы-
пускали самолеты-снаряды против южных
графств Англии, в том числе против” рай-
она Лондона. Атаки производились через
более короткие интервалы, чем обычно, и

были наиболее ожесточенными за все вре-
мя. Значительное число самолетов-снаря-
дов было уничтожено до того или вскоре
после того, как они достигли побережья.
Несколько из них сбито над морем. Имеют-
ся жертвы среди гражданского населения.
Причинен ущерб жилым домам.

Бои в Ю

ЖЕНЕВА, 3 августа. (ТАСС). Как пере-
дают из Югославии, верховный штаб на-
родно-освободительной армии Югославии
сообщает, что на всех фронтах части на-
родно-освободительной армии развивают
успешные наступательные операции.

В Македонии югославские войска после
ожесточенных боев заняли город Дебар.
В Сербии, южнее Лебане, разгромлена не-
мецко-болгарская колонна. В Черногории
части народно-освободительной армии за-
няли город Плав. Разгромленные войска
противника бегут в глубь Албании. В райо-
не города Андриевица вся черногорская’
территория вплоть до албанской границы
освобождена от противника,

В Восточией Боснии югославские
заняли города Кладань и Олово.

‚ части
Южнее

гославии

Завидовичи разгромлены части немецкой
дивизин. В Центральной Боснии противник
после многодневных боев пробился из До-
боя в Теслич. Другая вражеская колонна,
продвигавшаяся от Банья Лука к Приедо-
ру, разгромлена у Деветина. В Западной
Боснии югославские отряды совершили
рейд в город Дювар.

В Истрии части народно - освободитель-
ной армии продолжают наступление. В Дал-
мации в долине Горне Цетинье занят вра-
жеский опорный пункт Врлика. В секторе
Книн—Грахово продолжается уничтожение
окруженной вражеской группировки. Boe-
водинские части заняли на границе запад-
ного Срема вражеские опорные пункты
Шамац, Бабина Греда и Штиеар.

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Штаб об’е-
динённого командования вооружёнными си-
лами союзников в юго-западной части Ти-
хого океана сообщает, что на Голландской
Новой Гвинее в районе высадки войска co-
юзников закрепили свои позиции. В районе
Уэйвэйк — Айтапе (Новая Гвинея) войска
союзников сорвали попытку японцев обой-
ти позиции союзников с фланга. Войска
союзников очистили от японских войск
прибрежный район, расположенный к во:
стоку от реки Дриниумор (Новая. Гвинея).
Патрульные самолёты союзников потопили
у острова Сула (юго-западнее острова
Гальмагера) японский транспорт водоизме-
щением в 5 тысяч тонн.

ВАШИНГТОН, 3 августа. (ТАСС). Штаб
командования тихоокеанского флота США
сообщает, что на острове Гуам американ-
ские войска заняли аэродром и три. круп-
ных пункта. На острове Гуам американские

войска с момента высадки мо   августа
потеряли убитыми 1.022 человека, ранены-
ми 4.946 и пропавшими без вести 305 че-
ловек. Японцы потеряли убитыми по край-
ней мере 7.949 человек.

На острове Тиниан американские войска
потеряли убитыми 208 человек, ранеными
1.121 и пропавшими без вести 30 человек.
Американцы похоронили 2.075 трупов уби-
тых японских солдат.

ПОТЕРИ ВОЙСК СОЮЗНИКОВ В БИРМЕ

ЛОНЛОН, 2 августа. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, военный министр
Григг сообщил, что потери войск союзников
в Бирме с   января по 30 июля этого года
составляют 5.918 убитыми, 19.916 ранеными,
2.594 пропавними без вести. В эти цифры:
включены также потери, понесённые ин-
диискими и западно-африканскими войсками.

Военные усилия Австралии

СИДНЕЙ, 3 августа. (ТАСС). Австралий-
ское бюро информации выпустило брошюру,
в которой приводятся факты и цифры, ха-
рактеризующие военные усилия Австралии
по июнь 1944 года.

В брошюре приводятся данные об уча-
стии австралийских вооружённых сил в
военных операциях. Австралийские эсминцы,
действующие в Индийском океане, входили
в состав английского флота, атаковавшего
19 апреля остров Сабанг, у северной оконеч-
ности острова Суматра, и Сурабайю 17 мая
текущего года. ‚Корабли «Австралия»,
«Шропшайр» и «Арунта» совместно ¢ ame.
риканскими морскими силами прикрывали
десантные операции в Танамера, Айтапе н
в бухте Гумбольдта, а суда «Маноора»,
«Вестралия» и «Канимбла» подвозили вой-
ска к Танамера 22 апреля и затем осущест-
вляли переброску подкреплений ‘в этот
пункт. Кроме того, австралийские суда при-
нимали участие в десантных операциях на
острове Вакде 17 мая, на острове Биак и в
других операциях.

К 31 марта 1944 года потери А алии
в морских операциях составляли 9.306 че_
ловек, в том числе 1.20] убитыми, 532 про-
павшими без вести, 343 взятыми в плен и
230 ранеными. С начала войны в Австралии
построено и введено в эксплоатацию 9295
судов, включая 3 эсминца типа «Трайбл»,
: сторожевых судна, 2 фрегата и 57 кор-

етов.

За последние 3 месяца австралийские су-

Е ‘ войска участвовали главным
образом в операциях на Британско
Гвинее. В be ee

Потери австралийской армии к 30
марта 1944 года составили 69.493 человека
в том числе 9.338 убитыми, 3.466 пропавши.
ми без вести, 26.052 взятыми в плен и
30.637 ранеными. За тот же период австра-
лииская авиация потеряла 9.461 человека.
Общие военные расходы Австралии к
концу апреля составляли 1.558 млн. австра-
лийских фунтов.
К 1 мая 1944 года в плену находилось
26.419 австралийцев, из коих 20.226 нахо.
дятся в руках японцев, а 6.193 — в Европе.

Краткие сообщения

< Морское министерство США об’явило,
что в районе Тихого океана в результате
авиационной катастрофы погиб  контр-
адмирал Сесиль.

<® Агентство Ассошиэйтед пресс сооб-
щает, что 18-летняя спортсменка Анна
Кертис проплыла 880 ярдов за 11 минут
8,6 сек., побив рекорд на этой дистанции
датского пловца Свеверса.

$®> В стокгольмских кинотеатрах начала
демонстрироваться советская  кинокартина
«Богдан Хмельницкий». Газета «Стокгольме

Фронта — К 4-12-31; Экономического —
Издательство — К 5-23-20, К 4-75-06. Приём

К 1-42-05;

Пушкинская площадь, 5

тиднинген» высоко оценивает фильм. «Рус-
ские картины, — пищет газета, — велико.
лепны». Зрители встречают кадры фильма

одобрительными возгла
1 сами и 2K
аплодисментами. ИИ

<> Военное министерст р
что истребители О
новыми истребителями «П1-63-Кингкобра».
Радиус действий новых самолетов в полто-
ра раза превышает радиус действий истре-
бителей «Кобра». Потолок нового истре-
бителя достигает 10.500 метров. Его ско-
рость — около-640 км в час.
Сельского хозяйства — К 5-16-17;

об`явлений в Москве — К 5-14-28, в/Лени

Пропаганды и Co
нграде — 36-75.

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР paTHnlts, & АВРУСТА
ИР И

Монография
„Пригороды
Ленинграда“

ЛЕНИНГРАД, 3 августа. (По телеф, or
соб. корр.). Изумительные архитектурные
ансамбли пригородов Ленинграда — Петро-
двореп, Пушкин, Гатчина, Павловск, Ора-
ниенбаум, созданные великими  зодчими
Растрелли, Кваренги, Стасовым, Воронихи-
ным, Камероном, Захаровым, Ринальди, Рос.
си с привлечением огромного количества
русских живописцев, скульпторов, резчиков
по дереву, мастеров паркета и фарфора, яв-
лялись шедевром искусства ХУШ-ХИХ ве.
ков.

Фашистские варвары превратили мировые
памятники’ культуры и искусства в руины,
обагрили их кровью советских людей.

Ленинградским отделением издательства
«Искусство» сейчас подготавливается моно-
графия — «Пригороды Ленинграда». В этом
монументальном издании будет дано полное
и глубокое освещение особенностей эпохи,
анализ архитектурно-художественной зна-
чимости ансамблей дворцов и парков, по-
казана роль русских мастеров в создании
этих памятников культуры и искусства.

В альбоме будет до 500 иллюстраций, в
том числе фотографий, показывающих. во что
превратили немецкие изверги великие
творения русского народа.”

2.000 коллективов художественной
самодеятельности

КИРОВ, 3 августа. (Пе телеф. от соб.
корр.). В районных домах культуры и из:
бах-читальнях, в рабочих и сельских клу-
бах работает сейчас более 2.000 коллек-
тивов художественной самодеятельности, в
том числе 490 театральных и ®70 хоровых
кружков. Многие из них пользуются заслу-
женной популярностью среди городского
я сельского населения.

Хорошо зарекомендовал себя в Слобод.
ском районе татарский ансамбль народной
песни м пляски. Ансамбль имеет хороший
репертуар. Исполняемые им татарские на-
родные песни тепло встречаются зрите-
лями. :

Драмкружок Кильмезского районного
Дома культуры в этом году дал на мест-
ной сцене более 30. спектаклей. Драмкру-
жок поставил «Бешеные деньги» Остров-
ского, «Женитьбу» Гоголя, «Коварство и
любовь» Шиллера.

На время полевых работ при политпро-
светительных учреждениях создано не-
сколько сот агитбригад.

ВЕНЕ НИЕ СЕИСО ЧЕСТНАЯ ЕЕ ННЧЕНУТ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО ПРИ КОМИТЕТЕ
по ДЕЛАМ БЫСШЕЙ ШКОЛЫ
nupu CHK CCCP
4 августа 1944 года сз Октябрьском зале
Дома союзов состоится публичная лекция
генерал-лейтенанта А. В. Сухомлина

на тему «БИТВА 3A БЕЛОРУССИЮ».

Начало лекции в 7 ч. 90 м. вечера. Билеты
продаются в кассе Колонного зала Дома
союзов (Пушкинская гл... № под’езд 3) и
во всех кассах Пентральной театральной
кассы и в кассе Концертного зала
«Эрмитаж».

МАЛЫЙ ТЕАТР — 4/УП! «Варвары». Нач. в
Т ч. веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 4/VIII «Ha
бойком месте». Нач. в 7 ч. вен.

СВЕРДЛОВОКИЙ ГОС. ДРАМАТИЧЕСКИЙ
ТЕАТР (помещ филиала МХАТ, Петровский

пер., 3) — 4, 5. (УТ А. П. Чехов «Дядя Ваня»,
Постановка засл. деятеля. искусетв PCCP
Брилль Е. А. Начало в 1 ч. веч. Предваритель»
ная продажа билетов в кассах ЦТК и театра.

ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (помещ,
Госцентюза, ул Горького, пер. Садовских, 10) —
4/УПТ Водевили А, П, Чехова, Нач. в Т ч. вез,

MOCK. ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР (М. Брок.
ная, 2) — 4/УП1 «Чудесная история». Has.
в 7 ч. веч.

ГОС. МООК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им.
К, 0. ОТАНИОЛАВОКОГО и Вл. И. НЕМИРО.
ВИЧА-ДАНЧЕНКО (Пушкинская ул, И) -
4/УИТ «Прекрасная Елена», Нач. в 7 ч. веч.

МООК. ГОС. ТЕАТР ДРАМЫ (va. Герце-
a 19) — 4/VIII «Сыновея трех рек». Нач. в
ч. веч. -

ГОС. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. MOCOO-
ВЕТА (Каретный ряд, 8, тел. К 4-59-34) — УУШ
«Встреча в темноте». Нач. в 7 ч; веч.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОС. ТЕАТР КОМЕДИИ
(помеш, Моск. т-ра оперетты, Б. Садовая, 18)—
4/VIIL «Подсвечник». Нач. в 7 я, веч.

MOOK. ГОС. ЦЫГАНСКИЙ ТЕАТР «РОМЭН»
(ПКиО «Сокольники», т-р «Круг») — 4УШ
«Цыганочка». Нач. в 7 ч. веч.

МОСК. ТЕАТР им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ (ре:
тенка, Пушкарев пер., 21) — 4/УШ «Как вам
это понравится». Нач. в 7 ч. вез.

ЦЕНТР. ТЕАТР ТРАНСПОРТА (ул. Казахо-
ва, 8) — 4/УШ «Севильский цирюльник». Нач,
В Т.30 веч.

ГОС. ОПЕРНАЯ И ДРАМАТИЧ. ОТУДИЯ им.
К. ©. СТАНИСЛАВСКОГО (помеш. Летнего
т-ра сада им. Баумана, ул. К. Маркса, 15, к
Ново-Басманная, 16) — 4/УТП «Мадам Беттер-
флей (Чио-Чио-Сан)». Нач. в 7 ч. веч.

МОСК. ДРАМ. ТЕАТР

(Таганская пл. ул.

Чкалова, 76) — 4/УШ «Мария Тюдор». Нач. в
Т ч. веч.
моск.

ТЕАТР ОПЕРЕТГЫ (сад «Эомитаж»,

Зеркальный т-р) — 4/УПГ «Свадьба в Малинов-
ке». Нач. в 7 ч. веч

ЦЕНТР. ДОМ КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗНОЛО-
POSH NOB (Комсомольская пл., 1/131, тел.
2-88-56) — 5/УТЫ Концерт железнодорожного

ансамбля песни и пляски. Худож. руководи.
тель лауреат Сталинской я и. 0. Дуна:
евский. Новая программа. Песни борьбы п
дружбы, Песни и танцы: СОСР, Англии, США,
Франции, Чехословакии, Югославии, Польши
и Норвегии. Начало в 7.30 веч.

‚ ГОРЬКОГО,
ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТР.
Сегодня м ежедневно
ЛЮНИНГРАДОКИЙ ЦИРК НА СЦЕНЕ.
Начало в 8.30 веч. Билеты в кассах ПТК,
парка и театра.

ооосоососососсососо
COO OOOOSOOSOO SOOO CO OOOONGOOOOO DIINO

Всесоюзное Гастрольно-Концертное

Об’единение.
ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТЬ «ЭРМИТАЖ»
+ 4 автуста

орческий смотр новых работ а
ртистов
советской эстрады (1941—1944 гг.)

В третьей программе:
Государственный джаз-оркесар
засл. арт. БСОР Эдди РОЗНЕР. Программу
ведет М. Гаркави. Нан. в 7.30 веч. Вилеты
продаются в кассе театра с 13 часов дня.

оо<соссссососо о
е20000000000000000000000000000000000000

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

> на 4 августа 1944 г,
дудожественно-музыкальный фильм «ЩИТ
ДЖУРГАЯ» — Первый. Метрополь, УдарниеЕ,
Колизей, Москва, Родина. :
«ЮБИЛЕЙ» — Метрополь
\«ДВА БОЙЦА» — Москва.

«СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ» М

BCOP n/p

рополь.
«ЦИРК» — Родина.
«ПРИЯТЕЛИ» — Уран

«ВРАТАРЬ» — Ударник
«ТРИ МУШКЕТЕРА» — Колизей,

«ЛЕДИ ГАМИЛЬТОНЬ —
 ПЕСНЬ 0 ЛЮБВИ» ы р f
®PAHUMMy — Tien eee В СЕВЕРНО

ервый, Метропо: {олизей,
sHOBOCTH THA, № 1-44 р
«НЕБО МОСКВЫ» — Моск. Планетарий,

ветского Строительства — К 1-42-88;