От трудящихся города Минска, от минских партизан и партизанок

Письмо великому вождю народов—Верховному Главнокомандующему
Маршалу Советского Союза

Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

Сталин. В наших сердцах горела’ твердая   решающих для врага магист алей. Послед-

Дорогой нал’ вождь, любимый отек,
учитель и боевой друг, товарищ Сталин!

В великие исторические дни, когда
героическая Красная Армия, сметая на
своём пути все преграды, ломая сопроти-
вление врага, под Вашим, товарищ
Сталин, руководством наголову разбивает
немецких захвалчиков, изгоняет их за
пределы нашей Советской Родины, тру-
дящиеся столицы Советской Белоруссии
——. Минска и минские партизаны, пар-
тизанки шлют Вам, дорогой Иосиф Вис-
сарионович, нашему освободителю и муд-
рому полководцу советского народа, свой
искренний привет и сердечную  благо-
дарность. a

а Красная Армия в беспри-
мерных в истории войн битвах, одержи-
вая победу за победой, могучими удара-
ми сокрушает гитлеровскую военную ма-
шину и неудержимо идёт вперёд на за-
пад.

На белорусской земле идёт грандиоз-
ная битва за полное освобождение нз-
шей Родины от лютого врага. Героиче-
ские воины Красной Армии освободили
крупнейшие города Советской Белорус-
сии: Гомель, Витебск, Могилев, Мозырь,
Бобруйск, Оршу, Ялобин, Борисов,
Речицу. Вилейку, Слуцк, Осиповичи, По-
лоцк, Молодечно, Барановичи, Лиду, Но-
вогрудок, Пинек и десятки других горо-
дов и тысячи сёл. Знамя свободы разве-
ваётея над столицей Белорусской ССР

—г. Минском — городом-воином, горо-
дом-героем.
Ликует народ Советской Белоруссии,

прославляя свою — освободительницу
Прасную Армию. Свободно звучит род-
ная белорусская речь, и у всех на устах,
У всех в сердцах Ваше имя, великий и
мудрый полководец. ;

Родной нал отец, товарищ Сталин,
сейчас, когда немецкие полчища разбиты
под Минском и выброшены из г. Минека
и области, мы чувствуем с особой силой,
каким кошмаром были лля нас дни не-
мецкой кровавой оккупации. Три года
назад враг ворвался в пределы нашей бе-
лорусской земли и захватил Минек. Ве-
ликое, неизмеримое горе пережили мин-
чане под ярмом немецких захватчиков.
Смерть и разрушение принесли немцы.
Веё, что было так близко и дорого каж-
дому белоруссу, немецкие захватчики хо-
тели отнять и уничтожить. Они ставили
своей целью уничтожить белорусский
народ, его государственную — независи-
мость и национальную культуру, онеме-
чить и превратить свободных советеких
людей в своих рабов. Гитлеровцы поста-
вили своей целью разгромить и разру-
IMTS Hall чудесный город Минск — cro-
лицу Советской Белоруссии, город труда
и науки, центр социалистической культу-
ры. Они разрушили свыше 80 процентов
всех зданий города. Немецкие варвары
до основания снесли прекрасное здание
Академии наук, её институты и лаборато-
рии, разрушили Политехнический инсти-
тут,. прекраснейшее здание Белорусского
государственного университета, разру-
шили многие заводы и фабрики, которые
трудолюбивые минчане построили за го-
ды сталинских пятилеток.

Весь мир должен знать о чудовищных
злодеяниях и преступлениях, которые
творили немецкие насильники в Минске
и Минской области. Они проводили Macco-
вые убийства мирного населения, рас-
стреливали, вешали и сжигали целые де-
ревни ни в чём не повинных людей—ста-
риков, женщин и детей. В Минске убито,
сожжено и повешено гитлеровскими па-
тачами свыше 150 тысяч человек мирно-
го населения. Минск с трёх сторон окру-
жён кладбищами истерзанных и замучен-
ных немецкими извергами жертв. Пого-
ловному истреблению подверглось еврей-
ское население. Немецко-фашистские
захватчики согнали до 50 тысяч человек
из Минска и районов в так называемое
гетто. Кроме того, в минское гетто было
привезено более 40 тысяч еврейского
населения из Гамбурга, Варшавы и Лод-
зи. Все находившееся население в гетто
было зверски замучено немецкими пала-
чами. Невыразимым мукам и страданиям
были исдвергнуты представители науки
и культуры. После долгих издевательств
немецкие изверги зверски убили выдаю-
щегося врача профессора Ситтермана,
одного из лучших хирургов профессора
Хургина, крупнейшего специалиста по
глазным болезням профессора Дворжица,
гинеколога ‹ профессора Ёлумова, попу-
лярного врача з городе по детским болез-
ням Гуревич и многих других. -

Десятки тысяч наших братьев и сестёр
угнали немецкие разбойники на каторгу
в фашистскую Германию.

Мы этого не простим проклятым нем-
цам во веки веков.

С беспримерным мужеством трудящи-
еся Минска, как и весь белорусский на-
род, поднялись на  самоотверженную
борьбу, на защиту своей чести, свободы
и независимости своей Родины. Скзозь
все испытания и трудности мы свято
пронесли верность Советской Родине,
свою нерушимую веру в окончательную
Hamy победу.

Bee Hamu мысли и чувства были
с Вами, родной и любимый товарищ

Успехи нефтяников

В июле нефтяная промышленность про-
должала набирать темпы и добыла нефти
на 5,2 процента больше, чем в июне. Осо-
бенно улучшил работу «Краснодарнефте-
комбинат», добывший на 36 процентов неф-
ти больше, чем в июне. Перевыполнили
план тресты‘ «Азнефтекомбината» — «Лз-
ниннефть», «Сталиннефть», «Молотов-
нефть» и «Орджоникидзенефть», трест
«Туркменнефть», «Дальнефтекомбинат»,
«Куйбышевнефтекомбинат».

Значительных успехов добились в июле
нефтеперерабатывающие прелприятия. План
выработки бензина выполнен на 103 процен-
та. Заводы дали на 15,8 процента бензина
больше, чем в июне, Превышено задание по
выработке тракторного горючего, авиаци-
онных масел ‘и других нефтепродуктов.
Первенство в соревновании держат бакин-
ские заводы им. Сталина, им. Андреева,
заводы, где директорами тт. Рябчиков, Со-
рокин и Финенко.

уверенность, что все планы  людоеда
Гитлера рухнус и что зраг будет разбит
и уничтожен. .

По Вашему, товарищ Сталин, призыву
трудящиеся г. Минска поднимались на
смертельную борьбу © заклятым врагом.
Десятки тысяч  советеких патриотов
Минска и Минской области, полные ярос-
ти и гнева, взялись за оружие для того,
чтобы помогать Красной Армии истреб-
лять фашистскую нечисть, метить немец-
ким мерзавцам за все их злодеяния. И
мы метили жестоко и беспощадно, унич-
тожая гитлеровских злодеев. Партийная
организация, руководимая ЦЕ ВП (б)Б,
возглавила народную борьбу против не-
мецких захватчиков, об’единила, органи-
зовала и повела за собой массы на бой с
гитлеровцами. Партийные и советские
работники составили боевое ядро парти-
занского движения. ° Верные сыны
Родины, партии Ленина Сталина оста-
лись в тылу врага и своим личным при-
мером сплачивали партизанские ряды.
Коммунисты и комсомольцы находились
в первых рядах отважных борцов за дело
народа.

В Минеке © первых дней оккупации
выходила подпольная газета «Звязда», а
затем газета «Минский большевик», ко-
торые несли  большевистское слово
правды в массы, звали народ на борьбу
с немецкими захватчиками.

Никакие карательные экспедиции и
походы гитлеровеких орд не могли сло-.
мить силы и мощи партизанского движе-
ния. Все попытки врага подавить парти-

занское движение потерпели полный
крах. р
Рабочие, служащие и интеллигенты

г. Минека остались непоколебимо верны-
ми своей Советской Родине. Минск жил,
страдал, но не сдавалея, боролся, не теряя
ни на минуту веры в победу Советского
Союза над немецко-фашиетекими захват-
чиками. Самоотверженно боролись совет-
ские люди против немцев, наносили врагу
тяжёлые удары, разрушали тылы гитле-
ровекой армии.
Жгучая ненависть к врагу об’единила
белорусский народ в великую непобеди-
мую силу. Белорусский народ в ходе Озе-
чественной войны ещё более сплотился,
етщё более об’единился вокруг своей пар-
тии Ленина — Сталина. В партизаны
уходили рабочие, работницы, колхозники,
колхозницы, интеллигенты. В числе мин-
ских партизан — выдающийся ‘ученый
академик Никольский, академик Приле-

жаев, профессор Ветохин и другие деяте-.

ли науки, техники, культуры.

Минские партизаны и партизанки были
грозой для немецких захватчиков. Враг
не мог покорить белорусских партизан,
потому что они были и остаются великими
патриотами Советской Родины, беззавет-
ными борцами за‘ бессмертное дело
Ленина — Сталина.

По Вашей воле, товарищ Сталин, под
руководетвом ЦВ ВИ (б)Б и правитель-
ства Белоруссии были разработаны и осу-
ществаены широкие операции по разгрому
вражеских коммуникаций методом «рель-
совой войны». В целях оказания нара-
стающей помощи наступающим войскам
Красной Армии многочисленные парти-
занские отряды по заранее разработан-
ному плану в массовых масштабах в опре-
деленно установленные сроки разрушали
мосты, взрывали рельсы, связь, шоссей-
ные дороги. Враг не имел покоя не толь-
ко на дорогах, но и в сильно укрепяённых
гарнизонах и в самом Минске. Смерть от
партизанской пуфи вотречала немецких
захватчиков на каждом шагу. От руки
минчан позорной смертью погиб палач
белорусского народа так называемый ге-
неральный комиссар Белоруссии — Виль-
гельм Кубе.

Особенно широкий размах приняло пар-
тизанское движение в Минской области
весной 1943 года, когда немецкое коман-
дование отдало приказ об угоне всего на-
селения в проклятую неметчину, о массо-
вом сжигании сел и деревень. Во многих
районах области вспыхнуло народное вос-
стание. Развернулась жесточайшая борьба
партизан за спасение населения от угона
в немецкое рабство. Народ поднялся на
защиту своих семей, своих домашних
очагов. Всюду разгонялиеь немецкие орга-
ны управления. Целые районы области бы-
ли освобождены от немецких захватчиков.

В лни небывалого разгрома немецких
полчищ на белорусской земле население
Минской области и партизаны содейство-
вали наступающей Красной Армии захва-
том переправ, населённых пунктов и же-
лезных дорог. Когда немцы, напрягая все
свои силы, пытались остановить успешное
продвижение наших войск, бросая на
фронт людские резервы и технику, парти-
занские отряды вместе с населением Мин-
ской области усилили удары по вражеским
коммуникациям. Главные силы были на-
правлены на вывод. из строя Западной и
Белорусской железных дорог, автострады
Москва — Минск, Бобруйск — Варшава,

Принято на митинге трудящихся

нюю ступень борьбы за г. Минск партиза-
ны и партизанки ознаменовали захватом
ряда населённых пунктов. Минские пар-
тизаны вместе с частями Красной Армии

брали штурмом города, преодолевали вра-,

жеские узлы сопротивления, захватывали
обозы, занимали населённые пункты и.
удерживали их до прихода регулярных
воинских частей.

Вы, любимый наш вождь, своим гением
осветили путь народной борьбы. Вы нас
вдохновили и вдохновляете на самоотвер-
женную борьбу с немецкими захватчиками.
Ваша речь, произнесенная по радио 3 ию-
ля 1941 года, не только вдохновила нас

ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ TRYASUK CS OO eee

Перемены

Участвуя в социалистнческом ебревнова-
нии, Верхне-Тоёмскан сплавная контора
Архангельской области дважды получила

на беспощадную борьбу с врагом, но стала
боевой программой действий всего бело-
русского народа. В эти радостные дни,
когда с такой неукленной твердостью оеу-
ществляютея Ваши, товарищ Сталин, пред-
видения о неизбежном полном разгроме
немецких полчиш на нашей священной
земле, мысли и чувства веех еоветеких лю-
дей вновь и вновь обращаются к Вам —
спасителю отечества, главе государства,
вожлю армии и флота, ‘проведшему нашу
страну сквозь грозы и бури и небывалые
испытания к победе.

Любимый нал вождь, товарищ Сталин!

В эти дни, когда Красная Армия гроз-
ной лавиной двигается вперёд к немецкой
границе, полностью освобождая из гитяе-
ровского плена нашу родную Белоруе-
сию, наши многострадальные города и
сбла, мы обещаем Вам удесятерить наши
силы, чтобы как можно больше помочь
победоносному наступлению доблестной
Ерасной Армии. Белорусские партизаны
и партизанки встречаются с Красной Ар-
мией как её верные боевые друзья и 10-
варищи. Партизаны и партизанки влива-
ются в ряды Красной Армии, чтобы окон-
чательно разбить проклятые гитлеровекие
орды. Мы твёрдо верим, что недалёк тот
час, когда вся советская земля будет:
освобождена от ига немецких захватчи-
ков, когда гитлеровекий. зверь будет окон-
чалельно добит в своей берлоге— фалниет-
ской Германии.

Дорогой наш отец, Иосиф Виссариоено-
вич, мы клянёмся Вам, что до конца вы-
полним свой священный долг перед Ро-
диной и окончательно разгромим врага,
отдадим. все силы для созидательного
труда, для возрождения налиего родного

инска — столицы Советской Белорус-

сии, для возрождения всей нашей респуб- .

лики — Советской Белоруссии, чтобы
она вечно цвела в ярком созвездии Союза
Советских Социалистических Республик.

Мы выполним Ваши указания, чтобы
полностью ликвидировать последствия
хозяйничания немцев в районах, осво-
бождённых от немецкой оккупации. Мы
в короткие сроки решим эту большую

общенародную задачу. Наши руки, крен-

ко державшие оружие, не устанут и в ра-
боте.. Мы вновь отстроим наши фабрики,
ваши заводы, возведём новые дворцы,
построим школы, театры, библиотеки,
клубы. Мы добросовестно возделаем наши
колхозные поля. Снова радостной и твор-
ческой жизнью заживёт освобождённый
белорусский народ.

В Минске и во всех районах области
началась энергичная работа по восста-
новлению разрушенного немецкими 3а-
хвалчиками народного хозяйства. Уже
частично пущен водопровод, работает
хлебозавод, подготовляется к пуску ряд
предприятий, в’ том числе радиозавод,
электростанция, завод «Большевик»,
им. Ворошилова, «Красная заря» и дру-
гие. Колхозники начали активную подго-
товку к уборке урожая. Мы уверены в
своих силах. Нет таких трудностей, ко-
торых не мог бы одолеть наш народ, py-
ководимый испытанной и закаленной в
боях великой партией Ленина Сталина.

Все трудящиеся Минекой области,
партизаны и партизанки шлют Вам, до-
рогой наш вождь и учитель, глубокую
благодарноеть: за возвращение нам сво-
боды и независимости. Вечно будет жить
безграничная благодарность в сердцах
белорусского народа к Вам, героической
Красной Армии, великому русскому на-
роду и всем братским народам Советско-
го Союза, протянувшим руку помощи в
тяжкие дни для Белоруссии. Примите,
любимый наш вождь и отец, наш  горя-
чий, искренний’ привет и благодарность
всего белорусского народа.

От всего сердца желаем Вам здоровья
и сил, долгих. лет жизни на благо нашей
дорогой Советекой Родины.

Слава Вам, Маршалу Советского бою-
за!

Слава героической,
Красной Армии!

Да здравствует
Белоруссия!

Дь здравствует Союз Советских Co-
циалистических Республик! :

Да здравствует великий друг белорус-
свого народа, вождь советского государ-
ства — товарищ Сталин!

всепобеждающей

свободная Советская

города Минска и партизан и’ партизанок

Минской области 16 июля’ 1944 года.

АВИА ВИАООВАНИ

Железнодорожники и
июльский план

Вдохновленные блестящими победами
Красной Армии, работники железнодорож-
ного транспорта образцово выполняют за“
дания по перевозкам и доставке грузов
фронту, промышленности и сельскому хо-
зяйству. В июле план погрузки выполнен
на 103,2 процента и выгрузки — на 101,1
процента. Во Всесоюзный день железнодо-
рожника, 30 июля, суточный план погрузки
выполнен на 138,6 процента и выгрузки —
на 119,8 процента.

*

Речники успешно справились в июле с
перевозками важнейших грузов — хлеба,
соли, нефти, угля и леса. Месячный план
превышен по тоннам на 9,1 и по тонно-ки-
лометрам на 5,5 процента. В нынешнюю
навигацию перевезено грузов значительно

речники перевыполнили
перевозок грузов

больше, чем за это время в прошлом году.
Выполнен также семимесячный план,

Из 29 пароходств Наркомречфлота 25

перекрыли июльское задание. Особенно
хорошо работали пароходства: Верхне-
Волжское,  Московско-Окское,  «Волго-
танкер», Северное, Шекснинское, Верхне-
Иртышское, Западно-Сибирское, Енисей-
ское, Нижне-Амурское >a Нижне-Иртыш-

ское. .
Сейчас речники готовятся к осенним пе-
ревозкам. Предстоит „массовая вывозка
хлеба и овощей нового урожая. Особое
внимание при этом будет уделено транс-
портировке хлеба из глубинных пунктов
по малым рекам. Повсеместно производит-
ся текуший ремонт судов, перевалочных
пучктов и пристанского хозяйства.

перехолящее Красное Знгмя Государствен-
ного Комитета Обороны. На снимке: снлот-
ка леса па Верхне-Тоемской запани,

Фото А. Шестакова,

Партийный актив
обсуждает вопросы
благоустройства

СВЕРДЛОВСК, 4 августа. (По телеф.
от соб. корр.). Состоялось городское со-
брание партийного актива, обсудившее
доклад председателя исполкома городско-
го Совета депутатов трудящихся тов: Го-
ловина о благоустройстве и подготовке го-
рода к зиме.

В этом году на благоустройство города
ассигновано 4,5 млн. рублей, — в два раза
больше, чем в прошлом году. Предстоит
проделать большую работу, чтобы полно
стью использовать все отпущенные сред-
ства. Достаточно сказать, что одних толь-
ко новых тротуаров и дорог нужно’ сде-
лать 113 тыс. квадратных метров.

К работам по благоустройству широко
привлекается население города. JleHHH-
ский район, например, разбил всю %вою
территорию на 70 участков. К каждому из
них прикреплены коллективы предприятий
и учреждений.

Участники собрания нодробно обсудили
вопросы развития городского хозяйства и
обеспечения Свердловска топливом.

С болыной речью на собрании выступил
секретарь областного и городского коми-
тетов партии тов. Андрианов.

Актив принял решение, подробно изла-
гающее конкретные задачи городской
партийной организации по благоустройст-
ву и подготовке города к зиме.

Под бурные овации было принято при-
ветствие товарищу Сталину.

Подготовка школ
к новому учебному году

САРАТОВ, 4 августа. (Но телеф. от соб.
корр.). В районах области развернулась
подготовка школ к новому учебному году.
Горячее Участие в ней принимают партий-
ные, советские, хозяйственные и комсо-
мольские организации. Завод имени С. М.
Кирова взял шефство над двумя средними
школами, отремонтировал водопроводную
и канализационную сети и сейчас закан-
чивает ремонт, побелку и окраску школь-
ных окон и дверей. Завод комбайнов пол-
ностью отремонтировал своими материала-
ми одну из начальных школ,

Большую помошь в ремонте школ ока-
зывают колхозы. Колхоз имени Вороши-
`лова Ворошиловского района уже. загото-
вил для своей школы годовой потреб-
ности дров, выделил строительные мате-
риалы для ремонта школы. г

Гурт скота прошел
через тайгу

-СТАЛИНСК, 4 августа. (По телегр. от
соб. корр.). В конце мая из Сталинска вЫ-
шла необычная экспедиция. Ей было по-
ручено пробраться сквозь глухую тайгу
звериными тропами и, ориентируясь толь-
ко по карте и компасу, найти кратчайший
путь для перегона скота из животнозод-
ческой Хакассии в Кузнецкий бассейн. До
сих пор скот перевозился по железной
дороге, при чём много терял в весе. Путь
через тайгу в три раза короче.

Почти месяц  пробирались посланные
пешком, верхом, нанося на карту ориен-
тиры, прокладывая пути, готовя новую
трассу. В конце июня в обратный путь
вышел в сопровождении гуртовщиков-
хакасов Астанаева, Крижебековой, Аю-
шиной, Балыковой первый гурт скота. Че-
рез месяц гурт прибыл в Сталинск.

Скот находится в отличном состояини.

Новая трасса открыта, идёт подготовка к
регулярному перегону по ней скота.

Вручение Красного Знамени ГКО
исполкому Московского
областного Совета

На торжественном заседании в Красном
зале Моссовета секретарь ВЦСПС М. П.
Тарасов вручил заместителю председателя
исполкома Московского областного Совета
депутатов трудящихся В. А. Борисову
Красное Знамя Государственного Комите-
та Обороны за выполнение плана по снаб-
жению железных дорог дровами.

В соревновании за июнь первые места
заняли Московская и Ленинградская обла-
сти, а также Kapefio-buncxan CCP. Mo-
сковская область выполнила план заготов-
ки дров для НКПС на 268 проц. t

Аспирантура в вузах

В этом году в аспирантуру высших _учеб-
ных заведений будет принято 2.660 челозек,
при чём в аспирантуру столичных вузов —
800 человек, проживающих вне Москвы.

Руковбдители государственных и обще-
ственных предприятий и учреждений обя-
заны предоставлять лицам, допущенным к
вступительным экзаменам в аспирантуру,
отпуск на 15 дней. Принятые в число аспи-
рантов совсем освобождаются от работы.

—Юю—

Т, Т, Тамибаев — Народный Комчесар
Иностранных Дел Казахеной ССР

АЛМА-АТА, 4 августа. (ТАСС). Указом
Президиума Верховного Совета Казахской
Сб Тулеген Тажибаевич Тажибаев назна-
чен Народным Комиссаром Иностранных
Дел Казахской ССР.

СУББОТА,

5 АВГУСТА 1944 г. № 185 (8487)

—

в звено

Александры Белобородовой

Знакомство со звеном Белобородовой
началось с двух четвертушек бумаги, 5о-
торые извлек из архива. ис передал нам
счетовод колхоза.

На одном из листков,
1 августа 1943 eer
«Первое звено убирало. рожь.
олень ol 0,42 гектара, ыы
кина Ефросинья — 0,42, Ходит 7
zentun — 0,42, Xozyxun Haxotan—v,2-,
Белобородова Александра (звеньевая)—
0,42, Борисов А. — 0; 2. Вязали снопы:
Козлитина Евдокия — 3 копны, Ходуки-
на Татьяна — 3, Ходукина Авксинья—3,

датированном
значилось:
Косили:

Ходукина Мария — 3, Ходукина Фек-
ла — 3. Перькова Прасковья — », а 0-
рисова Екатерина — 3, Борисова  Оль-

та — 3».

Второй листок содержал данные 0 ра-
боте звена на уборке ржи 23 июля 1944
года. Вот эта запись: «Косили: Белобо-
родова Албксандра (звеньевая) — 0,82

гектара, Чурилова Мария — 0,57, Бори-
сова т а — 0,60, — Воинова Евдо-
кия — 0,66, Ходукин Владимир — 0,66,
Воинов Дмитрий — 0,54. Вязали: Ходу-

7 копен, Перькова Пра-

ина Татьяна —
: Варвара — 8,5,

сковья — 6,5. Воинова 2
Окорокова Акулина — 5,5, Ходукина
Мария — 8,5, Борисова Марфа — 8»:
ве четвертушки бумаги бесстрастным
языком цифр рассказывали о значитель-
ных переменах в работе звена Александ-
ры Белобородовой. В прошлом году ко-
варь убирал за день не более 0.42 гекта-
ра, в нынешнем — все члены звена пре-

вышпают эту выработку примерно в пол-
тора раза, а звеньевая— почти вдвое. Ста-
ло-быть, звено стало работать гораздо

производительнее. Далее. В прошлом го-
ду на 2,5 гектара скошенного хлеба вя-
зальщицы навязывали 25 кбопен — по
10 копен на гектар. В нынешнем году
на 3,85 гектара вязальщицы  Ha-
вязывают 45 копен — по 11,7 конны на
гектар. Значит, звено собирает более вы-
сокий урожай. И последнее. В 1943 году
против каждой фамилии косаря или вя-
зальщицы стояла одинаковая цифра вы-
работки. Нынче у каждого члена звена
появилась своя, индивидуальная выра-
ботка на косовице и вязке.

— Чем же обусловлены эти переме-
ны? — спросили мы ‘председателя кол-
хоза, несловоохотливого и застенчивого
Федора Митрофановича Борисова. Вместо
ответа он повел нас в поле, где работало
звено Белобородовой.

Густая, высокая рожь начиналась
прямо за огородами и стеной шла на
взгорье. На самом отдаленном участке
косила сама звеньевая. Она шла по стер-
не неторопливым; размеренным шагом и
широко, по-мужски размахивала косой.
Увлёченная работой, она заметила нас и
остановилась, только пройдя весь ряд.

Отирая пот с круглого лица, Александ-
ра Белобородова, словно  оправдываясь,
говорит:

— Рожь нынче очень густая. Восить
такую тяжело, зато видишь, что не зря
трудишься, — будет что. дать и государ-
етву, и колхозу, и на трудодень. 15. цент-
неров верных соберем, по 5 центнеров
сверхплановых. Подечитали, что одной
дополнительной оплаты получим около
2 центнеров на человека.

Вспоминает Белобородова, какое испы-
тывали беспокойство люди, посеяв рожь
в бездождье. Не бывать бы урожаю, если
бы колхозницы ранней весной не пробо-
роновали, а позже не подкормили и не
пропололи рожь. Сейчас звено пожинает
плоды своей работы. Хороший урожай,
виды на дополнительную оплату — все
это создало предпосылку трудового под’&-
ма, который так красноречиво отразился
в привеленных выше цифрах.

Но, чтобы использовать эту предпосыл-
БУ сполна и резко повысить производи-

Сегодня— ровно год co дня освобожде-
ния Орла от немецко-фалтистских захвал-
чиков. 5 августа на рассвете боец 380-й
стрелковой дивизии Аджаров `водрузил
над освобождённым городом алый стяг.
В этот день небо нашей столицы впервые
озарилось вспышками залнов — Москва
салютовала доблестным советским вой-
скам — освободителям Орла и Белгорода.

*

Гитлеровские погромщики чудовищно
разрушили Орёл, превратили его в разва-
лины. Орловцы, возвратившиеся в род-
ной город, не узнавали его, Знакомые с
детства улицы стояли, будто чужие: си-
ротливо торчали одинокие трубы, облом-
ки отен, пустые, мрачные глазницы окон,
кучи мусора и грязи. .

Вместо красивых, больших зданий —
развалины, пепелища, груды щебня, ко-
робки без окон, дверей и крыш,

..Август 1944 года. Прошло двечад-
цать месяцев напряженного, тяжелого,
самоотверженного труда. Израненный,
разрушенный Орёл вотал из пепла и раз-
валин,

Чисто выметенные улицы, аккуратно
побелённые восстановленные дома; еще
пахнут свежепиленым лесом новые мо-
CTH, перекинутые через реки, пересекаю-
щие город; тысячи молодых деревьев,
кустов жимолости, словно по нитке, раз-
тянулись вдоль улиц.

Все это далось не легко. Можно pac-
сказать о многих примерах трудовой доб-
лести: о том, как домохозяйки станови-
лись каменщиками, штукатурами; о том,
Bak рабочие стали восстзяазаивать род-
ные цехи, готовили себе рабачее место и
затем начинали давать продукцию фрон-
ту; о том, как учителя, врачи, техники
изыскивали на месте кирпич, лес, обору-
дование и сами зозлвигали ка руинах
школы, больницы, фабрикн.

По почину орловских железнодорож-
ников в городе развернулось широкое
патриотическое движение: жители города
обязались к 27-й годовщине Октября от-
работать во внеурочное время на восста-
новлении Орлз по 150 часов каждый.

«Любишь свой город — восстанавли-
вай его своими руками», — эти слова ста-
ли лозунгом, девизом орловцев. Городская
партийная организация умело возглавица
это движение, принимающее с каждым
‚днём все более широкий размах.

_— ETT TEETH

Через год после освобождения

#
тельность труда на уборке, потреооваловь
улучшить существовавшую раньше вну-
тризвеньевую организацию труда.

— В прошлом году мы косили груп.
пой в 6 человек, — говорит Александра
Белобородова, — и было трудно Узнать,
кто работал лучше, кто хуже ~~ выработ-
ку делили поровну. Нерадивый выигры-
вал, и хотя скашивали мы за день свыше
0,40 гектара на человека при норме в 30
сотых, нас это не удовлетворяло, Уборку
ржи мы вели 10 дней, А в этом году ре-
шили: уберем за 6 дней. ЖатоЕ в колхозе
нет, косить нужно вручную, Hp быстрее
прошлогоднего, иначе за 6 дней не упра-
вимся. Вот решили ввести индивидуаль-

ную сдельщину.

В ближнем в селу поле звена 125
лишним гектаров ржи. Важдому во-
сарю -отвёли участок в 2 - с неболь-
шим гектара. Норма — 0,5 гектара

в день. На густой ржи выработать та-
кую норму нелегко, но индивидуальная
сдельщина делает чудеса. С предеедате-
лем колхоза мы обошли косарей звена
Александры Белобородовой и убедились,
что все они перевыполняют нормы. 18 гек-
таров ржи, числящиеся за звеном, будут
скошены за 4 дня вместо 6 по плану.

Ошибочно думать, что решила успех
дела простая расстановка людей по от-
дельным участкам. В звене Алекезндры
Белобородовой подумали основательно и
над нормами, и над оплатой труда, и нах
учетом — над всей суммой вопросов,
связанных с индивидуальной сдельщиной.

Подростку Дмитрию Воинову досталея
участок полегшей и перепутанной ржи.
Звеньевая договорилась с правлением
колхоза, чтобы Воинову установили нор-
му 0,40 гектара вместо 0,50. Юного ко-
саря такая чуткость и подбодрила, и оби-
дела. В первый день он скосил 0,44 гек-
тара ржи, а в третий — 0,52. °

Так же продуманно решен вопрос 06
оплате труда. Его раз’яснила нам девуш-
ка — косарь Мария Чурилова.

— Расчет простой, — сказала она, —
Скошу полгектара — получаю 2 трудо-
дня. Выработаю до полутора норм — тру-

`дходни за работу, сделанную сверх нор-
мы, начисляются в Ри размере, `

а за выработанные свыше 150 проц. нор-

мы — в двойном размере. Вы думаете,

почему сейчас люди встают с первыми

петухами: индивидуальная ‘сдельщина

не дает спать.
*

Перемены в звене Александры Безобо-
родовой характерны для колхозных звень-
ев всей Курской области. Вторая убороч-
ная страда на освобождённой курской
земле проходит под знаком дальнейшего
совершенствования звеньевой организа-
ции труда. Индивидуальная  сдельщина
вводится во всех без исключения звень-
ях и бригадах — на ручных работах по
косовице и вязке, по укладке и возке
енопов, а также на вывозке зерна. из-
ненное значение этой меры станет по-
нятным, если учесть, что Курская 0б-
ласть убирает вручную’ две ‘трети. всей
площади посева.

Накануне уборки. в районах ›области
прошли семинары партийного и советеко-
го актива, председателей колхозов, брига-
диров, счетоводов и общие собрания в
колхозах. Индивидуальная сдельщина pe-
шает успех уборки, — единодушно заклю-
чили колхозники.

Правильность этого вывода подтверж-
дается практикой первых дней уборки.
Индивидуальная сдельщина в колхозах и
звеньях стала важнейшим  средотвох
под’ема производительности труда на по-
лях Курской области,

В. ПЧЕЛИН,
соб. корр. «Известий»,

Колхоз имени 1 мая, Медвенского райо-
на, Курской области.

895 добровольческих строительных
бригад отработали во внеурочное время
на восстановлении города только за по-
следние три месяца 800.000 человеко-
часов,

В городе уже восстановлены и рабо-
тают пекарни, электростанции, три бани,
28 детеких садов, шесть больниц, 53 610-
ловых, радиоузел, областная  типогра-
фия. По двум важнейшим магистралям
города проложены трамвайные линии, OT-
ремонтированы вагоны, построено и вос-
становлено семь мостов.

Восстанавливается жилой фонд города.
За год построено и восстановлено 30.000
квадратных метров жилой плошади,

Возрождается культурная жизнь Орта.
Уже работают два восстановленных кино-
театра на 1.100 мест, областной драма-
тический театр, клуб связистов, музы-
кальная школа, кукольный театр, музей
им, Тургенева и краеведческий, четырна-
дцать школ, пять библиотек.

Отеческой заботой окружены сироты,
дети погибших защитников родины. Для
них в городе созданы и работают три CT0-
ловых, два специальных ремесленных
училища, три детских дома и три школы
930.

Возрождается и промышленноеть’ го-
рода. В Орле восстановлены и уже рабо-
тают 37 различных промышленных пред-
приятий, которые выпустили на десятки
миллионов рублей продукции для фронта.
Инструмент, материал, станки были изы-
сканы на месте.

Воллектив водопровода восстановил
три насосных станции и всю водопровод-
ную сеть города на полную  довоенную
мощность.

Орёл уже стал неузнаваем, Он начина-
ет обретать черты благоустроенного 05-
ластного центра. Впереди немало труд-
ностей, еще многое не сделано. Нелегко
залечить глубокие раны; нанесенные го-
роду гитлеровцами. Но это не пугает 0р-
ловцев. Они‘ дали клятву великому
Сталину и доблестным воинам Орловских
дивизии, что они возродят город и сде-
лают его еще лучше и красивей,

Влятва, данная вождю, выполняется
героическим трудом всего населения го-
рода.

В. КОММ,
соб. корреспондент «Известий»,

ОРЕЛ, 4 августа.