7;

_— в: 1 ВА < ——-_ ee)

И 2 ПФ —ч

)

oe

Tax укрепляется дружба народов Совет-

редого дерева превращены‘ лучшие до-

\

Втеранов

es

СУББОТА, 5 АВГУСТА 1944 г. № 185 (8487)

О И Ренье

По латвийской з

емле

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИзЗвВЕОТИЙ,)

pes деревянные полы в церквах, облом-
ами икон и обрывками церковных книг
устилают землю. На шоссейных дорогах

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Я вспоминаю, как это было.

Ещё горел подожжённый немцами
Qerpos, черные столбы дыма вырастали
хо неба, рвались заложенные в домах ми-

ь t они закладыва :
ы замедленного действия, а бой стреми-   мина; 5 0 weapon ae т метров —
звльно уходил на запад, и уже много ки- на. Телеграфные

столбы они не спиливают, а

: подрывают:
пенек и рядом подорванный столб. Це-

тыи лес таких пеньков! Из парковых де-
ревьев они устраивают противотанковые
завалы.

_ Так они делают везде.
сблах. Всюду,

петров отделяло наших бойцов от горо-
ja, который они освободили.

На небольшой, но глубокой речке нем-
цы остановились. Завязалась жестокая
cxpaTka. Батальон офицера Барышева
бросил немцев в реку, выбил их и с за-
пыного берега и задержался там немного,
ожидая соседей. ais

Вепоминаю Барышева, небритого, чер-
ного от загара, в насквозь промокшей
цежде. Он сидел на холмике, в немецкой
праншее, вместе с другими офицерами и
закладывал под целлофан планшета новую
варту,

Потом он вылил воду из сапог, встал и
сказал громко:

— Шатвия, товарищи!

Й все посмотрели вперёд. Там лежала
изрытая, опутанная проволокой, почер-
невшая от пороха кровоточащая земля,
1о которой проигёл враг.

Среди бойцов Барышева были латыши.
(ни прошли сотни километров с востока
на запад, к родной Латвии. Латыши ви-
дели страдания русской земли. Русские
воочию увйдели горе земли латвийской,

где им удалось побывать.

Немцы одинаково поступают с латы-
шами и русскими. Доктор Островских
рассказывает:

— Немцы всегда были проклятием
Латвии. Много сотен лет они угрожали
нашему народу. Но перед тем, что пере-
жили латыши за последние три года,
блекнут самые страшные страницы на-
шеи истории. Недаром Гитлер в одном из
своих ео высказывал сожале-
ние, что немцы в своё время не уничто-
жили латышей как нацию. Мой сын
был брошен в тюрьму. Я умолял: скажи-
те, за что? Надо мной издевались. Мой
друг Гайлит и соседка, русская девушка
Оля Байкова были расстреляны вместе
© другими без суда и следствия. Старика
Бравина немцы закопали в могилу жи-
ВЫМ... И, знаете, немцы боятся наказания.
Перед тем, как отступить, они вырыли и
сожгли трупы убитых ими латышей.
Крестьянин Михаил Рандман говорит:
— Вы спрашиваете, как мы жили”
Никогда мне не забыть странтного дня
26 июня 1941 года, когда немцы ape-
стовали меня, жену и двенадцатилетнего
сынишку. Нас привели в комендатуру.
Начался допрос. Вы знаэте, что такое
гитлеровский допрос? Седыми выходят
после него люди, если вообще им сужде-
но выйти. Пять месяцев я и моя семья

(кой страны, против которой бессильны
время, невзгоды и происки врага.

Деревни, поселки, города... Всюду еле-
ды немецкого зверя. Одиноко торчащие
прямо из земли трубы, груды черного,
(божжённого камня, разбитая мебель...

Город Абрене. Это был цветущий го-
pox, он утопал в зелени. Три железных
дороги и одна шоссейная перерезали его.

Б городах и

провели’ в тюрьме. Сын заболел там и
умер. Накануне освобождения в нашу де-
ревню пришел отряд немецких поджига-
телей. Они выгнали все население дерев-
ни, взорвали колодцы и сожгли жилые
дома...

Партизан Ян М. Он сидит на лесной
опушке, парень лет двадцати шести с
бородой Черномора. Он опоясан пулемёт-
ными лентами, совсем как балтийский
моряк- времён гражданской войны. В ру-
ках у Яна немецкий автомат, который он
хочет обменять на русский.

— Ведь война не кончена, а русский
автомат стреляет куда лучше!

Выходят на опушку товарищи Яна. В
1941 году они дрались за Ригу вместе с
рабочими батальонами, потом ушли в ле-
са.

..Мы идём по латвийской земле. На-
встречу нам выходят на лесные опушки
бородатые, загорелые люди — латышские
партизаны. И дороги оживают там, где
проходят советские бойцы. Вьётся пыль
на дорогах Латвии, на дорогах к морю.
Гонят коров усталые, измождённые жен-
щины. Идут старики, идёт молодежь.
Они встречают наших бойцов, и тогда
их не пугают уже ни разрывы немец-
ких снарядов, ни автоматные очереди в
лесу. Они знают: пришла Красная Армия,
пришли братья, пришли освободители.

А. ЧАКОВСКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 августа.

В городе имелись гимназия, различные
курсы, сельскохозяйственный техникум,
народный дом.

Толодно и мрачно сейчас в обезобра-
зенном корпусе городской электростан-
ции, Немцы вывезли всё’ оборудование, a
мое здание подорвали.

Руины, руины, руины... В огромные
риы щебня, скрюченного железа и об-

\ на центральных улицах города.

Тюрьма. Надписи на стенах: «Рубилис
дит здесь за то, что ударил по морде
немца». Внизу чей-то короткий коммен-
тприй: «И молодец!» «Кабран сидел за
Heapky на работу». И надпись, почти со-
иршенно - выскобленная тюремщикоми
«юоварищи, пройдут года...»

Тина Вилайнес стоит у двери тюрьмы,
прислонившись к стене. Худое лицо. Вос-
пабнные глаза. Смотрит в открытую
[spb в темноту. Здесь сидел её муж.
Го. Без свиданий, без передач. Лина
зала, что, отступая, немцы угнали узни-
мв. ] всё-таки, когда двери тюрьмы рас-
ихнулись, Лина пришла сюда...

Разбитая, превращённая в’ свалоч-
1ый пункт церковь. Разбросана утварь,
злюманы полы... Есть тупое одноообра-
\е, какое-то патологическое упорство в
\тодике разрушений выработанной
иуцами. Они выгибают скобами  трам-
Иные и железнодорожные рельсы, сни-

Наши танкисты

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

Вспоминая © прошлом, люди бригады
больше всего, однако, думают о том, что
им предотоит сделать впереди. Раньше
их танки совершали без капитального
ремонта боезые марши в сотни километ-
ров, а теперь водители танков изучают
{po несколько сот офицеров и бойцов  возможности ещё лучшей  эксплоатации
‹твардейскими значками на гимнастер- машин —Й тысячи километров без капи-
мх терявшимися в блеске орденов и  тального ремонта.
хеталей. Под крутой откос танки нужно спус-

— Здесь, в Советской Литве, я, по по- кать на канатах. Но если вы находитесь
учению командования, вручил лучшим  на берегу реки в распутицу и у вас нет
В тучших правительственные награды за   времени искать канаты, ибо реку надо
итп в Румынии, говорил, обращаясь к форсировать немедленно, — что делать
‘00, генерал. — На территории Румы-  тогда? И водители спрашивают коман-
#11, союзника Германии, мы били немцев   дира:

‘pnt. Теперь мы недалеко от пруб-  __ Разрешите попробовать без кана-

{Kol границы. Будем же бить немцев 6е6-   тов? :
ne M HeyMOJHMO Ha UX COOCTBeHHOM  Пробуйте, — отвечает командир. —
ул! Победно пронесём наше гвардей- Только по одному.

148 ЗН
в знамя до Берлина! Танк за танком вся бригада спускается

locae речи генерала снова грянул ор- &
по уцелевшей переправе идёт
отр, и колонна офицеров и бойцов про-  © откоса и ya р

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Мы ехали по лесной фронтовой дороге
в районе Каунаса. Тихо шумели листвою
\ногодетние березы. Слышались далекие
зрывы снарядов. И вдруг где-то справа
и дороги грянул оркестр.

На небольшой полянке мы увидели в

-*

100-летию со дня рождения И. Е. Реп

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Бессмертное имя

Сегодня исполняется 100 лет со дня
рождения великого русского худож-
ника-реалиста Ильи Ефимовича Репина.
Его имя дорого каждому русскому чело-
веку, как символ нашей национальной
гордости и славы.

Непревзойденное художественное мз-
стерство художника ставит его. на одну
ступень с великими мастерами мирового

искусства:  Рембрандтом,  Веласкезом,
Рубенсом, Тицианом.
Репин — художник мирового значе-

ния, его картины — великолепные образ-
цы реалистического искусства.

Деятельность Репина протекала в пе-
риод грандиозного нод’ёма литературы и
искусства. В его творчестве нашли от-
ражение лучшие традиции русского
реалистического искусства, хранившего
заветы революционеров - демократов —
Белинекого, Добролюбова я Чернышев-
ского.

«Мальчик из Чугуева», иконопиеец в
прошлом, он уже с первых лет пребыва-
ния в Академии художеств примкнул к
новому передовому- направлению в рус-
ском искусстве — передвижникам, во
главе которого стоял И. Н. Крамской.
Вместе с ним Репин критиковал акаде-
мическую систему. преподавания, призы-
вал учиться у природы, ратовал за реа-
лизм.

Это он внес в русскую живопись TOT
жизненный трепет, которого так нехва-
тало и отсутетвие которого мертвило
картины, превращая их порой в сухие
схемы и символы. Его произведения от-
личаются глубиной психологического
анализа изображаемых людей, удивитель-
ной силой художественного  воображе-
ния. Они полны глубокого исторического
смысла, так как в них воплощены пере-
довые идеи эпохи и верное понимание
общественных отношений. Кто не пом-
нит его знаменятую картину «Бурлаки
на Волге»! Эта картина, потребовавшая
от художника колоссальной работы, впи-
тала в себя великую думу о народе, его
судьбе, о его несокрушимой силе, гото-
вой на борьбу со всякими невзгодами.
Бурлаки вызывают не жалость, а уверен-
ность, что эти могучие люди сильны
телом и духом.

А его картина «Запорожцы»! Группа
смелых, сильных, воинственных украин-
ских казаков, смеющихся ‘над предло-
жениями султана Какой силой, жизне-
радостностью, уверенностью в своей
силе веет от этой картины! Запорожцы
не сдаются, на угрозы отвечают смехом.
Они любят свою родину и будут за нее
бороться...

Глубокая идейная содержательность
сочеталась у Репина с непревзойденным

живописным мастерством. В мировом
искусстве едва ля можно найти картину,
подобную «Крестному ходу». В ней xy-
дожник отразил широко, верно полосу
русской действительности; с  изуми-
тельным живописным мастерством дана
панорама типов. Богало, верно, остро,
красноречиво показаны люди всех со-
словий тогдашней России. В пезиод на-
двигавшейся реакции Репин подверг
критике жестокость и произвол  само-
державия. Толпа движется по пыльной
дороге, & над её головами, как символ
царской России, возвышаютея конные
жандармы... По этой картине Репина
можно изучать не только  пеихологию
народа, но и характеры отдельных людей.

Такие произведения Репина, как «Не
ждали», «Под конвоем», «Арест пропа-
гандиста», отклик художника на
острейшие явления социальной борьбы
своего времени.

В центре внимания художника всегда
стоял человек. Репин мастерски сочетал
широкую социальную характеристику с
глубоко - психологической, индивидуаль-
ной. Поэтому все его. картины глубоко
психологичны. Непревзойденный русский
портретист, он развернул неред нами ве-
реницу замечательных деятелей русской
культуры.

`Глинка, Мусоргский, Бородин, Кюи,
Гаригин, Тургенев, Толстой, Третьяков,
Стрепетова и ряд других живая галлерея
типов, в которых реалистическая трактов-

ка индивидуальных черт сочетается с глу-

бокой социальной и бытовой характери-
стикой.

Илья Ефимович Репин всего себя, весь
свой талант отдал на службу народу.
Скромный, многосторонне развитый че-
ловек, он никогда не выдвигал себя на
первый план. Ему была свойственна веч-
ная неудовлетворенность 60б0й и своей
работой, желание достичь большего; это
толкало художника к неустанному совер-
шенствованию, приводило к огромным до-
стижениям в области живописи.

Своим мастерством он поднял русское
национальное искусство на а
высоту.

Среди великих имен предков нашего
героического народа товарищ Сталин
в своем докладе 6 ноября 1941 года на-
звал имя И. Е. Репина как одного из до-
стойных выразителей великой русекой
нации.

Творения И. Е. Репина — гениаль-
ного художника, раскрывающие несмет-
ные сокровища русского национального
характера, величие души русского наро-
да, бессмертны. ©

С. ГЕРАСИМОВ,

народный художник РСФСР.

на

`И.Е. РЕПИН. Автопортрет. (1887 год)

„Новые материалы о Репине

Центральный Государственный литера-
турный архив СССР готовит к печати собра-
ние рукописей великого русского худож-
ника И. Е. Репина и материалов о нем.

Большой интерес представляют публи-
куемые впервые письма Репина художнику
В. К. Бялыницкому-Бируле, В. Г. Черт-
кову, Т. Л. Толстой, Н. С. Лескову. Мате-
риалы эти характеризуют Репина, как
художника и ‘патриота своей родины. «Нау-
ка, культура, искусство для меня выше
всего. Созидание для меня счастье».—Так
писал он Т. Л. Толстой в апреле 1892 г.

Жизнь Репина в «Пенатах» подробно
описана в мемуарах близких и друзей ху-
дожника—скульптора И. Гинзбурга, акаде-
мика Яварницкого и других: 2

Последние дни жизни художника ярко
описаны в письмах младшей его дочери —
В. И. Репиной.

Всегда веселый и бодрый, художник за
четыре месяца до смерти писал «Гопак» и
«Рыцаря». «Ему было 86 лет и 2 месяца,
когда он скончался, — нишет В. И. Репина
о своем отце, — но его организм был здоров.
Он работал буквально до последнего дня».

Великий русский художник

Великий художник Илья Ефимович
Репин в своей автобиографической кни-
ге «Далекое — близкое» сказал о рус-
ском народе слова; которые сегодня, в
дни Великой Отечественной войны, зву-
чат пророчески: «В душе русского чело-
века, — говорил он, — есть черта 0со-
бого, скрытого героизма... Он лежит под
спудом личности, он невидим. Но это —
величайшая сила жизни, она двигает го-
Бородинским
сражением; она пошла за Мининым; она
сожгла Смоленск и Москву; и она же
наполняла сердце престарелого Кутузова».

В устах Репина слова эти — о геро-

рами... Она руководила

изме русского народа, о силе жизни

не громкая фраза. Они звучат, как сим-
вол веры, они освещают глубокую подос-
нову его творчества. Не окольными  тро-
пинками, а столбовой дорогой прошел по
жизни Илья Репин. Перед ним расстила-
лись необозримые просторы родины, и
душа его. звучала в унисон с песнями
его народа, © его заветными думами. Он
И
боль, и печаль, и над веем этим неист-
ребимую жажду свободы и счастья. Это
окрыляло его, это сообщало его живопи-
си богатырскую мощь, ее мажорный, му-

услынгал в этих голосах и радость,

жественный характер.

Вокруг него, среди его современников-
художников было много людей, сострадав-
ших народу. Репин был его певцом. Он
звал вперёд, к свободе, в светлому буду-
щему; он знал, он верил, — оно придёт.

солнечный свет, очертания баржи, плы-
вущей вниз по Неве. Но больше всего он
увлекалея яркими, характерными лица-
ми. Оттого он и стал великим портрети-
стом; в картинах своих он добивался
оетроты характеристик, драматизма co-
держания, действенности.

В 1870 году Репин отправился
на Волгу. On поехал туда летом
талантливейшим студентом с неяс-

ными планами на будущее, с душой, от-
крытой всем ярким впечатлениям бытия.
Он вернулея оттуда осенью с ворохом за-
мечательных этюдов и созревшей мыслью
картины, которая не только определила
его личный творческий путь живописца-
гражданина, но и утвердила важнейшую
веху в развитии русской национальной
школы живописи. На Волге созрел его
гений.

На песчаных волжских берегах он
как бы обрел золотую жилу и разрабаты-
вал ее со всей увлеченностью молодости
и расцветающего таланта. Тут Репин от-
крыл героев своей картины. Он сдру-

жился с бурлаками. Он любовался их за-
горелыми лицами, увлекался их колорит-
ной речью, всем тем, что было в них Ca-
мобытного, народного. Впоследствии на

своей картине он изобразил группу бур-
лаков, молодых и старых, замученных
тяжелой долей, протестующих и сохра-
нивших огромную силу. Они тяжело: сту-
пают по раскаленному берегу Волги, та-
ща за собой груженую баржу.

Ша торжественным маршем. Впереди
MM автоматчики, охранявшие знамя.

Вечером после праздника в лесу co-
Мялея товарищеский ужин гвардейской
Инковой бригады. За столом мы увидели
бригады, участвовавших BO

№ в боевых походах, — бывшего

Шфера, ныне командира роты Димба-
Ценко, в прошлом командира роты, а те-
р начальника оперативного отделения,
Тижды орденоносца Иванова, командира
Итальона, отличившегося в последних
т, четырежды орденоносца майора
Лободяника, бывшего младшего коман-
ра, ныне командира батальона, дважды
деноноеца Шусть и многих других.

Тюди вспоминали боевые дела брига-
№. Один из выступавших сказал:

— До войны немцы выпустили книгу ге-
рала Гудериана «Внимание, идут танки!»
товами подбитых и сожженных немецких
онированных машин усеяны пут№ на-
о наступления в низовьях Волги и

она, поля Украины и Молдавии, Бело-
они и Литвы. В первый бой в 1941 го-
Y Hac вёл полковник Ротмистров, быв-
ПИ командир нашей бригады, ныне мар-
Пат бронетанковых войск. Пусть же зна-
ae rene немцы: — идут русские

КИ

——_оо_о о _о—Й

за реку.

Уже здесь, в Литве, понадобилось хотя
бы одним танком выскочить на другой
берег реки. Бревен поблизости не оказа-
лось. Водитель, старшина Василий Соро-
кин наглухо закрылся в танке и бросил
тяжёлое тело машины в реку. Корпус
танка скрылся ‘под водой, ногрузилась и
башня. Казалось, вот-вот вода проникнет
в места крепления пушки. Но скоро танк
уже показался на противоположном бе-
регу и приступил к выполнению боевого
задания.

В наступательных боях в Белоруссии
и Литве все шло, как говорят танкисты,
«по расписанию, академически». Танки
двигались колоннами по основным шос-
сейным магистралям. На осаду опорных
узлов врага оставлялось минимальное ко-
ичество наших машин. Основные силы
направлялись в обход. Они ударяли с ты-
ла, сеяли панику. в рядах противника и
наносили ему тяжелые поражения.

..Когда мы уезжали из бригады, был
получен боевой приказ: «Завтра высту-
пать». Стрелы На карте командира
бригады указывали на запад.

Л. КУДРЕВАТЫХ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 августа.

een
НИНЕ

Станки для МТС

КУИБЫШЕВ, 4 августа. (По телеф. от
°06. корр.). Заводы Куйбышевской обла-
(Ти оказывают большую помощь подшеф-
ным МТМ и МТС. Они выделяют для них
Инструменты, материалы, станки, посылаз
“T бригады квалифицированных рабочих
ЛМя ремонта оборудования.

Особенно широко развернулась помощь
(танками. До 15 сентября МТС, МТМ и
Новые мотороремонтные заводы получат
т предприятий области около 300 станков.

подшипниковый завод
уже выделил 3 станка для А лозовевекой,
Александровской и Верхне-С’езженско
MTC, станкостроительный ты
станка для МТС Петровского ра ate
вод имени Фрунзе — два станк для
Сергиевского района ит. д: a
Почти все промышленные предприят
помогают машинно-тракторным станциям в
уборке урожая. Н-ский ар, ee
отправил в подшефную МТ ee
19 слесарей, текарей, кузнецов, мед ;

Куйбышевский

В жизни Ренин был мягким и скром-
ным, а картины его гудели, как набат, на
всю Россию, поднимали острейшие воп-
росы общественной жизни, морали, будо-
ражили мысль, звали к борьбе за свободу.
Поколения русских революционеров, мо-
лодежи, передовой интеллигенции чтили
Репина, видя в его картинах верное,
сильное отражение народной жизни, ево-
бодолюбивого русского характера, горди-
лись им. Владимир Ильич Ленин на чуж-
бине жадно изучал каталог Третьяков-
ской галлереи с его картинами. Товарищ
Сталин в торжественный день 24-й го-
довщины Октябрьской революции ‘назвал
имя Репина в Числе деятелей, воплотив-
ших гений, нации.

Репин родился на берегу Донца, в го-
родке Чугуеве. В бедной солдалской
семье, среди ласковой южной природы
сформировался его характер, в котором
чудесно сочетались мягкая душевность с
темпераментом трибуна и публициста.

Девятнадцати лет от роду, получив
скромное художественное образование у
чугуевского иконописца, Репин явился в
Петербург, чтобы поступить в Академию
художеств: Тут он встретился с Иваном
Николаевичем  Крамскии — идейным
руковоДителем передовых художников
того времени. Это было бурное время в
Академии художеств. В воздухе носились
идеи утопического социализма; передо-
вая молодёжь перестраивала основы ака-
демической эстетики в духе демократиче-
ских идеалов. В Крамском было всё, что-
бы возглавить это течение, в Репине —
всё, чтобы практически, картинами свои-
ми, ответить на могучие зовы новой
эпохи.

Репин упоенно любил жизнь, он пожи-
рал глазами художника живописные со-
четания красок, богатейшие оттенки
листвы, сквозь которую процеживался

Темы народной судьбы, народного
‘страдания в крепостнической России,
острые социальные проблемы решались
художниками и до Репина. Но такой глу-
бокой типизации народной жизни, тако-
го драматизма, такого проникновенного
и широкого понимания народности до Ре-
пина не было в русекой живописи. Ре-
пинские «Бурлаки» — не только жертвы
социального гнёта и не только в этой кон-
сталации факта источник романтики этой
картины, Под ярмом и лохмотьями нище-
ты Репин разглядел Человека в высоком
значении слова, предвосхитив образы мо-
лодого Горького.

Картина «Бурлаки на Волге» родилась в
алмосфере демократического под’ёма в
стране. Шли 70-е годы ХХ века. Упрочи-
вались основы идейного реалистического
искусства, корнями своими уходившего в
родную почву. В эти годы появились зна-
менитый портрет Льва Толстого, написан-
ный Крамским в Ясной Поляне, савра-
совские «Грачи», вместе с которыми в
русскую живопись ворвались свет и го-
мон, и ароматы ранней весны, шишкин-
ская <«Рожь», залитые прозрачным све-
том деревеньки Федора Васильева. Плея-
да талантливейших мастеров’ утверждала,
тему России; Родины, русского человека.
° Великолепное полотно Репина «Крест-
ный ход в Курской губернии» откры-
вало собою цикл картин, которые создал
Репин в 80-е годы, в зрелый период сво-

ровые, купцы,

его творчества. В своем «Крестном ходе»   ных споров по поводу особенностей рус-
он развернул гигантскую картину рус-  ской
ской жизни той эпохи. С необычайной  музыки, театра, литературы. Перед нами
широтой кругозора и знанием народной оживут могучие фигуры Льва Толетого,
жизни он скомпановал массу лиц, харак- Стасова — трубадура новой школы рус-
теров, социальных типов. Это вся про-  ского
винциальная Русь — крестьяне, масте-  П. Третьякова — основателя знаменитой
урядники, духовенство.   галлереи
Сатирическая разработка отдельных лиц,   Серова,
острота социальных противоречий, поло-  чудесное лицо

жегыых в основу картины, сочетаются с
поразительной жизненностью компози-
ЦИИ. =

В десятилетие с 1880 по 1890 год
Репин создал капитальные свои произ-
ведения. Он был в расцвете сил и даро-
вания. Он был феноменально трудолю-
бив. С блеском зрелого мастеретва, со-
вершенной техники он ‘исполнил истори-

ческую драму «Иван Грозный и сын его’

Иван», где показал, что в. совершенстве
овладел тайной изображения больших
характеров, высшего напряжения стра-
стей. Искусство русской  психологиче-
ской драмы нашло себе в картине Репина
острое, обнаженное и страстное выраже-
ние.

На картине «Запорожцы» Репин отды-
хал душой, хотя писал её так, как и все
другив свои вещи: трудолюбиво, вжива-
яеь всем своим существом в свою идею,
ваюбляясь в тех людей, которые ему по-
зировали. С’ездив на Украину, он нады-
шался вольными днепровскими степями,
налюбовалея людьми, их красочным бы-
том. Он написал картину, брызжущую
смехом, раздольем, молодечеством, волн-
ской доблестью запорожцев. Особенно
хороши его этюды Е картине, красочные,
сочные, характерные. <

Пройтись по галлерее репинских порт-
ретов-—это значит пережить счастье 00-
щения с величайшими представителями
русской духовной культуры второй поло-
вины ХГХ века—таких, как Лев Толстой,
Мусоргекий, хирург Пирогов и многое
множество других. Льва Толстого Репин
писал десятки раз. Он писал и рисовал
Толстого за письменным столом, за чте-
нием в’ лесу; ‘на яснополянокой  пазине.
Рабочую комнату Толстого, его лицо, его
фигуру, его манеру сидеть за работой мы
знаем прежде всего по Ренину.

Портрет композитора Мусоргского —
величайшее создание репинской ки-
CTH, шедевр европейского — искусства
ХХ века. Этот портрет прекрасен,
хотя в высшей степени прости
написан с человека, одетого в больнич-
ный халат, с художника, стоявшего ‘на
пороге смерти. Это были последние дни
Мусоргского, и Репин мисал его быстро,
огненно, торопясь запечатлеть черты че-
ловека, сыгравшего огромную роль в с0-
здании национальной русской музыки.
Был какой-то высший художественный
смысл. в том, что Репин изобразил Му-
соргекого на светлом, как весеннее небо,
фоне, что оттенил его лицо алым ворот-
ником и узором вышитой рубашки. B
этой свободной красивой живописи, в
этом серьёзном взгляде светлых задум-
чивых глаз, устремленных куда-то вдаль,
выражено самое существенное в Мусорг-
ском — широкий кругозор художника,
величие и народность его мышления.

Вспоминать портреты, написанные Ре-
пиным,—это значит перелистывать стра-
ницы художественной культуры его вре-
мени, вдыхать атмосферу острых идей-

национальной школы живописи,

искусства, Горького, Тургенева,

великих художников Сурикова,
Ге, обаятельный облик Гаршина,

пину прототипом царевича в «Иване _
Грозном», ‘актриса  Стрепетова,  потря--
савшая сердца... Все это были люди,

вместе с Репиным, рядом с ним творив-
шие великое дело созидания русской
культуры, которая, будучи самобытной,
своеобразной, завоевала B XIX веке ге-
гемонию на арене мирового искусства.

Глубоко нациенальный художник, рус-
ский человек, Репин не только не чуж-
дался западно-европейской культуры, но
с удивительной чуткостью ко всему пре-
красному, ко всему, что могло обогатить .
русскую живопись, жадно изучал галле- _
реи Европы. Он раздвинул рамки живо-
писного постижения мира, открыв широ-
кий простор свету, воздуху в свои кар-
тины, достигнув чудесной красоты коло- _
рита, далеко опередив в этом отношении -
своих учителей.

Начало XX Beka ознаменовалось в
творчестве Репина грандиозной карти-
ной «Заседание Государственного бове-
та». Этот групповой портрет (особенно
этюды к нему) — торжество репинекого
портретного мастерства, его великолен-
ной живописности.:

Последние  30 лет своей жизни Репин
прожил вблизи Ленинграда, в Куоккале,
в своей деревянной дачке, названной им
«Пенаты». Там он и скончался в глубо-
кой старости и похоронен в саду, как
того желал. Когда финны были изгнаны
из Вуоккалы, они пытались уничтожить
усадьбу великого русского художника.
Бойцы Ерасной Армии спасли «Пенаты»,
и Всероссийская Академия художеств,
которой Репин завещал свое имущество,
устроила в «Пенатах» музей имеви Ре-
пина. Мне посчастливилось ‚побывать
тогда в «Пенатах». Была весна, могиль-
ный холмик Репина утопал в зелени и
полевых цветах. У садовой калитки мно-
гочисленные посетители дожидались сво-
ей очереди попасть в музей Репина. прой-
ти по комнатам, где он жил и работал,
где когда-то за круглым столом собира-
лись его знаменитые друзья — Горький,
академик Павлов, Стасов и многие дру-
гие.

Оторванный в последние годы от ро-
дины, Репин тосковал по ней, жил вес-
тями с родины. В особом ларце, как дра-
гоценность, Репин хранил письмо К. Е.
Ворошилова. У мольберта лежали его па-
литра и кисти — боевое оружие худож-
ника, который стоял на своем посту до
последних своих дней. «Для меня ис-
кусство.— писал он,—... интереснее моей
собственной жизни... Мне кажется она
ничтожной, мимолетной, случайной...
Искусство ae вот оно, и через триста-
четыреста лет... живет передо мною, гре-
ет меня своим теплом, очаровывает меня
глубоким изяществом форм и увлекает
своей бессмертной любовью...».

Ссйчас вторично изгнанные из Куок-
калы финны сожгли «Пенаты». Они ус-
пели завершить свой гнусный замысел.
Ногиб от руки гитлеровских прихвостней
бытовой музей Репина, заботливо создан-
ный советскими людьми.

Но живут в сиянии своих нетленных
красок картины, написанные Репиным в
расцвете славы и таланта. Они — краса
й гордость советских музеев. Бессмертно
имя Ильи Ефимовича Репина в его рох-
ном народе, которым он гордился, кото-
рому посвятил свое гениальное творче-
ство.

которого послужило Ре-

‘

Паталья СОКОЛОВА.