ННЫЙ
ук

‚ До’

CKHf
Я 34°
pale
ожая,

[exo
0680-
ве:

сте
» Co

кома
о ко:
32 KHO

rope

ASH
  Hall
ас.
‚ бл.
д He:
злиНУ,
, cpa:

rath
ppost:
TeKos
ye par
упнли
ская
` 608
адшлий

> ph
apie
Const

pts
‚ск
a cx

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 6 АВГУСТА 1944 г. № 186 (8488)

fox квобождёнными от немецких за-
зичиков ‘областями и районами Бело-
ской ССР занимается заря возрожде-
qua, Белорусскии народ поднялся на ве-
икое дело восстановления хозяйства и
ультуры, жестоко пострадавших от хо-
мйничанья оккупантов.

Буквально в каждом городе мы стал-
цваемея с тяжкими последствиями по-
промов, учинённых немецко-фашистекими
зарварами. Надо прежде всего дать на-
(erent хлеб, воду, свет, обеспечить ле-
чение, расселить бездомных, лишенных
spopa советских людей, обеспечить им
человеческие условия существования
после трехлетнего немецкого ига.

Bo Bcc разнообразной
уестных Советов по удовлетворению He-
иложных нужд населения выделяется
4бтё по восстановлению органов здра-
мохранения и культурных учреждений.
Зражеское  налиествие оставило тяжб-
лый след. на здоровьи трудящихся Бело-
еси, перенесших голод,. издеватель-
ива и пытки, кровавый террор фатшист-
их разбойников, эпидемии и болезни.

(ккупанты почти полностью разруши-
ди (015 здравоохранения. Благодаря на-
‚ пряженному труду медицинских работни-
ов помощи партии и правительства, а
также самого. населения сейчас восста-
новлена лечебно-профилактическая сель
; районах, освобожденных до июньского
наступхения Красной Армии. Интенсивно
уазвертываетел восстановление этой сети
тв районах, освобождённых за послед-
ше 11 месяца. По всем областям рес-
публики уже почти полностью укомплек-
тан основной руководящий состав орга-
н0в здравоохранения, при чём около 200
новых руководителей пришли из рядов
партизан,

$ возобновляющих работу предирия-
ях сразу организуются медицинские
пункты. Только в районах Минской обла-
(т уже действует больше 60 больниц и
амбулаторий, Особое внимание ‘уделяет-
(и борьбе с тяжкими последствиями не-
ущеой оккупации» отразившимися на
зоровьи трудящихся. Резко увеличи-
  мемя по сравнению с довоенным вре-
  шшм сеть санитарно-эпидемиологичес-
и станций. В районах, где оккупан-
у отавили инфекционные заболевания,
(даются временные изоляторы-больни-
ы мя обязательной госнитализации всех
инфекционных болёных.

В системе первейших восстановитель-
щх мероприятий много заботы должно
{Nth проявлено 0 детях, школьниках,
зиодежи, на физическом и душевном
итоянии которых TPH года варварского
иктлационного режима отразились 060-
но тяжело. Враг разрушил детские
пеждения и школы, среди детей школь-
ито возраста стало очень много негра-
иных. С помощью самих трудящихся
митанавливаются школы, клубы, библио-
и, избы-читальни, В районах республи-
Ш, освобожденных до июньского насту-
шения Красной Армии, сеть действующих
щЩод уже доведена до довоенного уров-
м, Интенсивно восстанавливаются шШко-
ы на всей освобожденной территории.
Тудлщиеся помогают ремонтировать
кольные здания, оборудовать их ме-
№ъю и т. д. Накануне нового учебного
№ можно с уверенностью сказать, что
  еепублике не останется детей школь-
ит возраста, не охваченных обучением.
} юепублике уже восстановлен ряд пе-
отических учебных заведений, кото-
№ полностью обеспечат потребность в
типельских кадрах. Возобновляют свою
тельность педагогические и учитель-
ив институты зв Минске, Витебске,
\гидеве, Орше.

} работе местных Советов освобожден-
ых районов на одно из первых мест
Зыдвигаетея задача неотложного развер-
ммния деятельности промысловой ко-
терации и местной промышленности,
Тизванных удовлетворить элементарнеи-
Пе нужды населения. р
  Говоря об инициативе Советов в моби-
  шации местных ресурсов для восста-
  Юмения хозяйства, следует особо оста-
  WIC Ha производстве строительных
терналов. Промышленность стреитель-
ых материалов в условиях восстановле-
Нм приобретает исключительно важное
значение,

Заачу производства строительных
\итерналов решают в Белоруссии все
нфодные комиссариаты, все промытилен-
1 предприятия, каждый район, каждое
#0 п каждый колхоз. Вокруг каждого
Мйонного ‘центра создаются предприятия
‹ мпольными печами для производства
MHA, вяжущих и кровельных мате-
лов. Ставится задача создания спе-
альных хозяйственных дворов ‘при ма-
пинно-тракгорных станциях для произ
дева на месте строительных деталей.
(итание передвижных лесомастерских в
Монах, особенно пострадавших OT
Икуации, также поможет ускорить
Иронтельство жилья, промышленных
Педприятий, культурных ^ учреждении,

Придется использовать для лесопиления
и производственные мощности восста-
навливаемых льнозаводов, мельниц
промкомбинатов, не пренебрегая ручной
распиловкой леса. :
Только  мобилизуя и компаекено
используя все скрытые ешё резервы и
наличные ресурсы, Советы смогут спра-
виться с грандиозными задачами восета-
новительного строительства. Это относит-
CH и к созданию необходимых кадров
строителей. Минский, Гомельский и дру-
гие городские Советы Белоруссии upo-
явили хорошую инициативу, расширив
функции организуемых Советами улич-

ных комитетов. Уличные комитеты зани-
деятельности

маются не только приведением в порядок
своих улиц. Они проводят большую ра-
боту по расчистке разрушенных врагом
городских кварталов, собирают из руин
строительные материалы, сохраняют\ их,
организуют черкасовские бригады вос-

становителей.

Подготовка кадров строителей вы-
двигается как одно из первейших
мероприятий по возрождению  хозяй-

ства республики. Совнаркомом Белорус-
еии принято решение об организации
новых школ фабрично-заводского обуче-
ния, ремесленных и железнодорожных
училищ. В Минске создается специаль-
ное ремесленное училище для сирот
воинов Красной Армии и партизан. —

Широко развернувшаяся в Белоруссии
народная помощь в деле восстановления
позволяет ускорить возвращение к жизни
разрушенных врагом крупнейших про-
мышленных предприятий республики. На
освобожденной земле уже восстанавлива-
ются стекольные, лесообрабатывающие,
спичечные, машиностроительные и дру-
гие заводы, среди которых 060б0е 3Ha-
чение имеют предприятия по произ-
BOACTBY леса, кирпича, гвоздей и других
строителыных материалов. Уже присту-
нили к производству кирпича заводы в
Могилеве и Гомеле, начался обжиг чере-
пицы на Минском черепичном заводе.
Действуют Климовичский известковый
завод и известковый цех Климовичекого
силикатного завода. .

Трудовой страдой охвачена и освобож-
денная колхозная белорусская деревня.

Преодолевая Bee трудности восстанов-
ления разоренного врагом колхозного
хозяйства,- крестьяне Советской Белорус-
сии успенно провели весенний сев Ha
территории ранее освобожденных райо-
нов. Сейчас по всей республике pa3sBep-
нулся сенокос. В Полесье и на Гомель-
щине идет массовая уборка озимых, на-
чинается интенсивная уборка зерновых
и в других районах республики.

Патриотический труд колхозников на
восстановлении своего хозяйства полу-
чает огромную номощь и поддержку с9
стороны советскоге правительства. В Бе-
лоруссии уже восстановлено около ста
малнинно-тракторных станций, которые
пополнены и оснащены новыми тракто-
рами, металлорежущими станками и про-
чим оборудованием. К` уборочной кампа-
нии государство снабдило белорусские
колхозы сотнями сенокосилок, жаток-
самоскидок, COPTHPOBOK, молотилок. На
поля Белоруссии выходят новые KOM-
байны. :

Белорусской деревне оказана большая
помощь в восстановлении разгромленного
оккупантами животноводства. Тысячи 10-
шадей, 80 тысяч голов крупного рогато-
го скота, 130 тысяч овец и коз, 50 ты-
сяч свиней направляет государство в кол-
хозы Советской Белоруссии. Начали
работать первые, завезенные сейчас в
Белоруссию. инкубаторные станции, на
базе которых развертывается организа-
ция колхозных птицеферм. В пруды Бе-
лоруссии выпущено нынче больше ста
тысяч мальков зеркального карпа с тем,
чтобы широко развить в республике рыб-
ное хозяйство.

На ряду © государственной помощью
трудящиеся Советской Белоруссии полу-
чают большую помощь от братских рес-
публик и трудящихся различных облас-
тей Советского Союза.

Больше 120 вагонов с грузами пришло
в [Белоруссию за последнее время из
Удмуртской АССР, трудящиеся которой
любовно собирают своим освобожденным
белорусским братьям самые различные
предметы. Серпы, плуги, бороны, сеял-
ки, косилки, жнеики уже получили но
тие колхозы Белоруссии. Заводы и фаб-
рики Удмуртии выделили станки, инстру-
мент, металл и т. д. z

Вдохновляемые победами Красной Ар-
мии, заботой великого друга белорусеко-
го народа товарища Сталина, опираясь
на огромную помощь  госуда ства и
братскую помощь трудящихся Советско
го Союза, рабочие, колхозники, советская
интеллигенция Белоруссии ‚ прилагают
все силы, чтобы в кратчайший срок вос-
становить хозяйство и культуру cBoeH
освобожденной от. врага республики.

г. МИНСК.

ее

`В освобожлённом Полесье

В освобожденных до июньского насту-
чения Красной Армии районах Полес-
@&0й области широко развернулись BOC-
‘ановительные работы. В колхозах идет
\овая уборка урожая. Успешно закон-
чна сеноуборка. Полесские лесники и
№чники по-боевому провели заготовку И
‘ав леса. Припятьская сплавная конто-
В зыполнила план первого полугодия Ha

процентов.

— Тяжелое положение во вновь 06В0-
жденных районах, — сообщает секре-
рь Полесского обкома ЕП(б) Белорус-

сии тов. Левицкий. — В Октябрьском
районе из 66 населенных пунктов уцеле-
ло лишь 18. Районный центр ag eh ee
ка полностью разрушен врагом, естное
население © величайшим подемом взя.
лось за вобстановительные работы. В
Глуске уже действуют промкомбинат,
мельницы, электростанция, маслозавод,
кожевенный завод и другие предприятия.
В Петрикове восстанавалявается кирпич-
ный завод. В Фитковичеком районе
200 бывших партизан заняты восстанов-
лением разрушенных предприятий.

i

Товары для

Из восточных областей и республик
Чиза направялются в Белорусскую ССР
Уногочисленные эшелоны © продоволь-
‘венными и промышаенными товарами
мя освобожденных районов республики.
тружены большие количества мясопро-

>

Белоруссии

жиров. сахара, соли, керосина,
alee st ed дяя снабжения ть
В недавно освобождённых Красной Ар-
мией городах и сблах возрождается госу-
дарственная и HOOHAPATEAAS Hors
В городах уже открыто около стол
вых, свыше 700 магазинов и ларьков.

ACIIBeTeT
ЗАРЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

И. БЫЛИНСКИЙ
——
Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров
Белорусской СОР

—

asa 122

ИЗВЕСТИЯ С

Чудо-бозатырям
Красной Армии

Якуб КОЛАС

Радостно видеть, когха после мрачных
дней, окутанных густым туманом, вдруг
проглянет солнце и в его животворных
лучах раздвигаются дали земли, а над ни-

ми свешивается ясное, глубокое небо. Та-.

кую радость испытывает сегодня каждый

из нас, когда мы оглядываемся на огнен-,

ный путь победы, пройденный вами,

воины-герои, легендарные богатыри ве-

ликой Красной Армии. Чувство огром-
ной радости и гордости за вас, чудо-
богатыри, нанцолняет наши сердца, - ког-
да мысленно представляешь ваш тяже-
лый путь, путь победы и славы, от
верхнего и среднего Днепра до Западно-
го Буга, Сана и Вислы. Еще полтора
месяца тому назад трудно было думать,
чтобы этот путь, нреграждаемый огромной
вражьей силой, вооружённой с ног до го-
ловы, необозримыми плетнями\ проволоч-
ных заграждений, минными полями, глубо-
кими рвами, траншеями, крепостями, в0з-
ведёнными врагом по последнему слову

фортификационного искусства, чтобы этот
путь, пересекаемый трудно преодолимыми
естественными рубежами, вы могли побе-
AOHOCHO пройти в столь короткое время.
Но вы прошли его, прошли огненным ура-

я —^

—=
Jaren 07 Sees ey,

morc reat
а Е ФЕТ А, i
aa ou ph fii ih. sea yt

СЕР

Уборка урожая в колхозе им. Дзержинского
вращаются с работы.(На первом плане —колхозница-стахановка М. Бельская.

POG The

ганом, сметая крепости,
са, болотную тонь и уничтожая дивизии

корпуса «непобедимой» немецкой армии.
Днепр и Западная Двина, Друть и Берези-
Неман,— их серебристые вол-
ны будут вечно говорить о ваних подви-

на, Шара и

гах.

Под руководством испытанных полко-
водцев, наших славных генералов и мар-
нгалов и закаленных в боях офицеров,
вдохновляемые наним Верховным Главно-
величайшим  стратегом,
Маршалом Сталиным, вы совершили изу-
достойный воинов,
‚сражающихеся за справедливость, за сво-

командующим,
мительный подвиг,

боду, за торжество правды и разума. _

Как сын благодарного белорусского на-
рода, который вы освободили от ига гит-
леровских разбойников, я склоняю перед
вами свою голову. Пусть неизменно со-
путствуют вам победа и слава в вашем

святом великом подвиге.

Заря сметет туман кровавый,
Развеет ветер сумрак лжи.
И будет правда, будет право
Хранить святые рубежи.

Про вас же, люди-исполины,

Что шли на смерть за край родной,
Вовек не замолчат былины

И славы шум в тиши лесной.

Украсит книгу описанья
Великих нынешних времен

0 ваших подвигах преданье, —
Венок сегодняшних имен. ^

‚Пинск оживает

Захваченный немецкими войсками

преодолевая ле-

Стенографистка, подперев кулачком за-
горелую щеку, записывала выступление.
Стол президиума ‘стоял в тени большой
лины, ветер легонько шуршал листами
докладов. Участники совещания сидели
на скамьях и ящиках, и просто на траве,
прислонившись спинами к стволам де-
ревьев; очередной выступающий, подняв-
шись © травы, пошел к столу президиума.
OH шагал, тихонько позвякивая итора-
‘ми, и на ходу вытаскивал из полевой сум-
ки бумажку с тезисами выступления.

Шло совещание мо  зосстановаению
колхозного хозяйства Минской  облаети.
На совещание с’ехались секретари рай-
комов, председатели райисполкомов, ди-
ректора МТС, заведующие земельными
отделами. Почти все они в пору немецкой
оккупации были в партизанских отрядах.
Сейчае они вышли из лесов и вернулись
в евои города, в местечки и села, они пели
 по дорогам, над которыми клубилея дым
пожарищ, они вошли з свои кабинеты,
где валялись немецкие бумаги, сорванные
часы боком висели на стене и труп нем-
ца лежал ничком на пороге, раскинув
желтые, сведенные судорогой руки. Иные
из них находили на месте домов, где
раньше трудились, только пепел и прах,
ставили письменные столы среди разва-
лин, под. чистым небом, садились на та-
буреты, уперев в обломки горелого кир-
пича ноги в тяжелых сапогах, и прини-
мались за работу.

Три года они воевали с врагом, ежи-
гали и взрывали немецкие эттелоны, отби-

И

но, хозяйничали в белорусских лесах, и
немцы боялись их пуще смерти. Сейчас
они. докладывали о том, как будут вос-

в Станавливать все, что было разграблено

рали у немцев то, что им было потреб-

первые дни Отечественной войны Иинск
вскоре стал центром партизанского дви-
жения в Полесье. Трудящиеся Пинской
области об’явили немецким оккупантам не-
примиримую партизанскую войну. Во вра-
жеском тылу действовали десятки отря-

и порушено врагом. Хриплыми голосами,

привыкшими к лесному шопоту и зычной

команде, участники совещания рассказы-

вали о ходе уборки, о подготовке к школь-
ному учебному году, 0б уцелевшем пого-
ловье скота, о ремонте искалеченных ма-

ШИН,

дов народных метителей, бесстрашно гро-
гарни-
зоны, военную технику. На протяжении
долгих месяцев под контролем партизан
Пинской ,

мившие немецкие коммуникации,

оставались
области.

многие районы

— В тесном взаимодействии ¢ Hacry-
пающими частями Красной Армии пин-

ские партизаны провели последние бо

по освобождению своего родного города, —
сообщил бывший командир бригады пин-
ских партизан генерал-майор, Герой Co-
ветского Союза тов. Клешев — ныне сек-
ретарь Пинского обкома КП(б) Белорус-
сии. — В руины превратил враг. города
Столин, Давид-Городок,
Лунинец, Иваново. В Пинеке оккупанты
половины всех жи-
Стре-
мительность наступления Красной Ар-
позволи-
от немецкого разгрома
На третий
день после освобождения Пинска от ок-
кунантов в городе уже функционировали
мельницы, хлебопекарни, две больницы,
аптека. Удалось пустить электростанцию
на 600 киловатт. Начали работать коже-
и портняжные
Возвращающееся из лесов
население города и часть бывших парти-
зан заняты на восстановлении фанерного
чугунолитейной

нашей области:

разрушили около
лых и общественных зданий.
мии и помощь
ли сохранить
часть предприятий

партизан

города.

венный завод, сапожные

мастерские.

завода,  маслозавода,

Совещание закончилось к ночи. Взош-
ла луна, потянуло прохладой, запахом
влажного сена.

Участники совещания спали в са-
ду, — на грузовиках, под грузовиками,
просто на тразе, прикрывшись шинелью.
В кустах трещал кузнечик, где-то в поле
вырое широкий, сильный луч сторожевого
прожектора, поднялся и уперся в облака.
И из темного неба луна светила на этот
сад, на измученную белорусскую землю.

Человек, который сейчас увидел Минск
ночью, запомнит это на всю жизнь.
Днем милосердное солнце оживляет раз-
валины, по улицам снуют машины; пар-
тизаны, поблескивая боевыми медалями,
стоят на перекрестках, регулируя движе-
ние; минекие жители работают на ули-
цах, убирая свой город. Но вот наступи-
ла ночь. и вы стоите один на главной
улице. Горе, неприкрытое ничем, горе
камней, разрушенных стен, мертвых оча-
гов взывает к вам. На фоне неба wpouep-
чены рваные края домов, углы и зигза-
ги злая готика разрушения. Из окон
льется на улицу бледный свет луны,
сквозь двери балконов видны звезды. У
разрушенного Дворца пионеров стоит ка-
менный пионер, он беззвучно трубит в
свой горн, повернув к луне белое, исца-
рапанное осколками лицо. Тишина боль-
шой беды стоит над городом, страшная
тишина, которая бывает только там, где

И

мастерской ит. д. Мы ждем от Ака-
демии наук БССР продолжения разработ-
ки проектов грандиозных работ по осу-
шению знаменитых Пинских болот.

Зерно нового урожая

В районном центре Минской области
— Старые Дороги и в селах района про-
ходят собрания, посвященные освобожде-
нию от немецких ‘оккупантов и BOCCTa-
новлению колхозного хозяйства. Во всех
14 сельсоветах председателями исполко-
мов выдвинуты бывшие стародорожекие
партизаны. Много бывших партизан из-
брано председателями правлений возреж-
даемых 76 колхозов района, где прошли
уже собрания колхозников.

Большинство колхозов разграблено ок-
купантами, имущество двух машинно-
тракторных станций района полностью
расхищено немцами, в колхозах Пассек-
ского, Дорогановского и Кривоносовского
сельсоветов враг не оставил ни одной 29-

пади и коровы. Колхозники по-стаханов-

ски, в основном вручную, убирают травы,
началась коллективная уборка полосоЕ
озимых посевов. Колхозы им. Сталина ий
им. Дзержинского успешно закончили се-
ноуборку, развернули уборку зерновых и
уже сдали для Красной Армии первые
тонны хлеба. На восстановленные паро-
вые мельницы в Старых Дорогах и вде-
резне Гладовичи доставлены для помола
первые партии зерна нового урожая.

прошли немцы.

Три года враг мучил эту землю, и все
живое и храброе, что было здесь, вотало

Минской области

Белорусской ССР.

На снимке: колхозницы . в0з-

Фото специального корреспондента «Известий» Н. Петрова.

Bot eo

на борьбу с врагом. Белоруссия первая
приняла на себя тяжкие удары, кровь
народа лидась по ее дорогам. Враг рас-
стреливал её и не мог убить, враг пытал

её и не Mor согнуть. Молчаливая,
ненавидящая страна окружала  нем-
‘цев‚ и они боялись её и He могли

«крыть ‘своего страха. На улицах Минска
‚я видела дома, где находились раньше
‘немецкие учреждения. Вее эти дома были
‘окружены высокими заборами из колючей
‘проволоки. Вначале я подумала, что здесь
были полицейские участки или лагеря, и
‘немцы ограждали их, чтобы нельзя было
‚убежать оттуда. Но мнё об’яснили, что
немцы защищались колючей проволокой,
чтобы нельзя было ворваться туда. Они
боялись невидимок, входящих бесшумно
и приносящих с собою смерть. Они ста-
вили вокруг своих домов колючие забо-
ры, они строили во дворах возле своих
учреждений большие добротные  дзоты,
крепкие убежища с настилом из толетых
брёвен. Нет, никогда они не были в Мин-
ке хозяевами, все эти три года они были
только захватчиками, грабителями, ка-
MIB день ожидающими возмездия.

Мёртвая земля лежит вокруг домов, где
жили немцы, выжженная, твердая, Kak
камень, покрытая металлическим хламом,
грязным мусором войны. Немцы не поса-
дили здесь ни цветка, ни деревца, ибо
знали, что это дерево вырастет не для
них. Люди, которые прибыли сейчас на
совещание, — председатели райисполкомов
с боевыми орденами на потёртых куртках,
хозяйственные директора МТС, три года
не выпускавшие из рук автоматов, —
эти люди очень хорошо знают, чего имен-
но боялись немцы. ;

Многие жители ушли из Минска в леса,
в партизанский край. Сейчас они возвра-
щаются обратно. Они возвращаются из-
далека, путь их долог, они идут семьями,
с детьми, со стариками. Три года им ви-
делся во сне родной дом, круг лампы над
обеденным столом, знакомая дверь, от-
крывающаяся с уютным
года они мечтали о том дне, когда увидят
порог родного дома и переступят его с
длинным счастливым вздохом путника,
у которого закончился его долгий путь.

И вот они стоят сейчас у порога  род-
ного дома. Перед ними черный щебень,
истолченный ветрами, вымытый дождем.
Стоит бабка в лаптях, стоит девочка,
выставив внерёд разбухший от лебеды
животик, стоит мать, жилистая, крепкая,
зеленоглазая, — настоящая белотусска.
Все они молча смотрят на свой дом. В
нём осталась только печь, как самый
стойкий корень жизни, и на печи сохра-
нилась чугунная плита. И вот бабка в
решимости ставит на плиту горшок к
разводит огонь, и тёплый дым очага по-
дымается над разрушенным жилищем.

Минск изранен глубокими, тяжелыми
ранениями. Их нельзя сразу залечить за
тот небольшой срок, который прошел со
дня освобождения. Немцы хотели оста-
вить после себя кладбище. Они не знали,
как могут быть стойки ростки жизни,
пробивающейся между мёртвыми кам-
НЯМИ.

Я зидала, как ожил хлебозавод. Белое
облачко пара встало над трубой, затем
запел гудок, он трубил всему миру о воз-
вращении жизни. Вонвейер выносил 13
печи тёмные буханки. Девушка в белых
штанах и курточке, партизанка Оля Быч-
кова, укладывала хлеб. Буханки с мягким
шуршанием выползали из тёмной тёплой
глубины, девушка укладывала их на де-
ревянные подставки. Могучий, благосло-

скрипом; три

(ОТ СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА

«ИЗВЕСТИЙ»)

зенный запах хлеба, запах дома и покоя _
витал в цехе.

Уже начало работать несколько мин-
ских предприятий. Уже замерцал огонек
жизни на заводах-кладбишах, откуда нем-
цы вывезли всё, что только предетавля-
ло какую-либо ценность, в чём была кап-
ля полезной силы, нужной для работы
завода. Уже в школах, три года не су->
ществовавших минских школах, Ha-
‘чалаеь подготовка к учебному году, й в
одной только 44-й школе принято восемь-
сот заяваений.

Немцы ограбили Минск. Они вывезли
из громадной городской библиотеки BCE
книги. Они подвели к Дому правительст-
ва узкоколейку и вывозили оттуда столь.
ий стулья, арматуру и несгораемые шка-
фы. Они украли из Радиозавода все дра-
гоценное оборудование, и нозый дирек-
тор завода, невысокий спокойный чело-
век в нолувоенной форме, с партизанской
медалью на груди, принял в свои руки
пустые цехи. Белоруссы хорошо знают,
что такое пустыня. Но они знают и дру-
roe: Kak оживает под доброй и сильной
рукой человека пустынная земля.

Мне довелось быть в одном из детеких
садов Минска. Я попала туда в начале
тихого часа, дети уже лежали в кроват-
ках, но ещё не успели уснуть. В детском
саду было всего лве больнтих спальни, но
у каждого ребенка была своя кроватка,
он лежал, укрытый одеяльцем, на спинке

кровати висело старенькое, но чистое
платьице, — и это выглядело, как чудо.
Дети были худенькие и бледные, они
не успели ещё оправиться после
страшных дней. Они до сих пор говорили
шопотом, как учили их в лесу, — гово-
рить тихо, чтобы не услышали немцы.

Они релко улыбались, и их трудно было
заставить смеяться. Это были дети, пере-
жившие много странтного, сироты, у кото-
рых враг отнял родную семью.
Из-под одеяла смотрят блестящие,
полные любопытства глаза.
. — Как тебя зовут, мальчик?
— Вова Данилов.
— Сколько тебе лет?
— Не знаю. Когда мы с мамкой были
в тюрьме, она говорила: если кто будет

да. —— Он умолкает. потом говорит TH-
xo: — А от тюрьмы уже много времени
прошло. Теперь я не знаю, схолько мне
лет.

Он молчит секунду, потом добавляет:

— Мамка говорила: помни, как тебя _
зовут. Если забудешь. — папка тебя
никогда не разыщет. Всем говори: меня
зовут Вова Данилов.

— А где папа?
Воюет гдесь:
А мама где?
— Маму немцы расстреляли.
_ Он поворачивается к стене и замолка-
ет. Видны только его круглый стриженый -.
затылок и хулая птея с ложбинкой. порос-
шей пухом. Он лежит тихо и молчит, и
думает о чем-то, — дитя, узнавшее за
свою короткую жизнь столько горя.

Рядом © ним уже слышно ровное со-
пенье. На соседней кроватке лежит де-
вочка. Возле кроватки на полу стоят стоп-
танные башмачки. маленькие и трога-
тельные. как у Золушки. Девочка спит,
раскинув ручки, прижавиись к подушке -
чуть загорелой щекой, спит так креп- —
ко, сладко и счастливо. как мотут спать ^^
только дети, сердцем чузствующие, что
пробуждение уже не принесёт им ни беды,
ни зла.

Татьяна ТЭСС.
МИНСК.

Ты раны залечишь, отчизна моя!

Петрусь

`Разбиты оковы. Вздохнула земля.

Ты вышла из ‘плена, отчизна моя!
Дорогой борьбы в наш великий Союз
Пришла партизанка, моя Беларусь.
Дубравы и пущи сторонки родной

Поют и ликуют зелёной листвой.

И песни победы повсюду слышны —

За Бугом, за Неманом — с самой Двины.
И в дни непогоды, и в годы невзгод
Бок-0-бок стоял белорусский народ.

С великой Россией, и в грозных боях

К свободе себе’он прокладывал шлях.
Народ мой, ты чтил своих предков завет:
Нан. взгляд. на Восток и с Востока нам

: : свет!
Ты верил напевной струне гусляра:
Счастливых- времен распахнется заря
И жарким теплом золотого Кремля

В. Бобруйске

Выходящее из лесов население Бобруй-
ска занято ремонтом и восотановлением

разрушенных оккупантами жилых домов и

местных предприятий. Широко развернул-
ся ремонт школьных зданий и школьной
мебели к началу учебного года. Из 30
школ города 12 немцы разрушили или
божгли. В 315 восстановленных колхозах

BPOBHO

Согреется родины нашей земля...

Ты снова в великий, могучий Союз,

Восстав из полона, пришла, Беларусь!

И с братьями в ногу отчизны сыны

На запад уходят дорогой войны.

Мы горе развеем, рассеется мрак —

Из гроба вовек не поднимется враг.

К родным очагам возвратилась семья,

Следа не оставим от черных руин,

Наш Минск мы поднимем до звездных
вершин,

Селенья отстроим, засеем поля,

Ты вновь расцветешь, дорогая земля!
Ты будешь счастливой, отчизна моя, —
Под Сталинским солнцем дорога твоя!

Перевод с белорусского.

началась уборка урожая,
паров.

Значительная часть жителей города
работает на уже восстановленных и дей-
ствующих фанерном заводе, фабрике
им. Халтурина, мыловаренном заводе, ле-
сокомбинале.

идет под’ем

Смотр
художественной
самодеятельности

ГОМЕЛЬ. 5 августа. (flo телеф. ‘от
соб. корр.). Широко развернул свою дея-
тельность Гомельский дом народного
творчества. В недавно организованной’
студии художников-самоучек работает ^^
больше 20 живописцев, скульпторов,
графиков, резчиков. Среди них — го-
мельские рабочие и железнодорожникя
Кокора, Ищенко. Скульптор Буланович
работает над скульптурой товарища
Сталина.

Активно работают женский вокальный
ансамбль Дома народного творчества,
группы чтецов, баянистов, хореографи-

‘  ческий и музыкальный коллективы. 0зе-

рищенский самодеятельный коллектив
под руководством колхозницы Топатиной
скоро покажет свое яскусство: на сцене
Гомельского театра.

Творческие самодеятельные козялектие
вы Гомельской области готовятся в пред»
стоящей олимпиаде художественной cae
модеятельноети.

спрашивать, скажи, что тебе четыре го- —