Канадская печать о награждении

товарища Сталина

ОТТАВА, 3 августа. (ТАСС). Комменти-
руя награждение товарища Сталина орденом
«Победа», канадская газета «Джорнэл» в
передовой статье пишет о товарище Сталине
«не только как о великом руководителе
страны, но и высшем военном гении всех
времен>. Статья высоко оценивает руковод-
ство Сталина в серьезный период отступле-
ния Красной Армии под огромной тяжестью
германских армий, когда Сталин проявил
моральное мужество высокого и редкого ка-
чества и великолепное понимание войны в
широком масштабе, знание своего народа и
слабостей своего противника. Газета указы-

Заявление Пьера Нота об экономике СССР

ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Агентство
АФИ передаёт из Каира:

«Пьер Кот, возвращающийся из СССР
в Алжир, дал
эгентства АФИ в Каире. Пьер Кот заявил:

«Спустя два года после окончания BOH-
ны реконструированная и обновленная эко-
номика Советского Союза будет по мень-
шей мере столь же мощной, какой она
была к моменту ‘ гитлеровской агрессии.
Еще через 15 лет экономическая мощь
СССР безусловно превысит тот уровень,
которого достиг бы СССР в своем эконо-
мическом развитии, если бы войны не
было».

Пьер Кот провел в СССР четыре с по-
ловиной месяца, изучая на месте пробле-
мы реконструкции. «Восстановление в
СССР, — сказал Пьер Кот, — произойдет
очень быстро благодаря. социальной и
экономической системе, позволяющей ве-
сти плановое хозяйство. СССР уже сейчас
намечает не только планы восстановления,
но и дальнейшего развития. Повсюду мак-
симально используются местные ресурсы
и привлекается местная инициатива. Про-
блемы, касающиеся удобств населения, для
начала разрешаются в локальном плане;
центральная власть заботится прежде все.

К разрыву Турцией дипломатических

WU экономических отношений с Германией
(СТАТЬЯ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ ТАСС)

Принятое турецким правительством ре-
шение о разрыве дипломатических и эко-
номических отношений с Германией про-
должает привлекать к себе внимание ино-
странных политических кругов и иност-
ранной печати. При этом различные круги
отнюдь не сходятся в оценке решения ту-
рецкого правительства, в оценке роли и
значения этого решения.

Как известно, уже после начала войны
Турция подписала 19 октября 1939 года в
Анкаре союзный договор с Англией и
Францией. Это, однако, не помешало ту-
рецкому правительству 18 июня 1941 го-
да заключить туренцко-германский договор
о дружбе и на протяжении известного пе-
риода времени заявлять о своей позиции
как позиции нейтралитета. Практически
же, пользуясь выражением обозревателя
английской газеты «Дейли телеграф энд
Морнинг пост», можно сказать, что на
протяжении всего последнего периода
Турция своей политикой оказывала Гер-
мании ценную поддержку в ее военных
усилиях.

Турция снабжала Германию ценным
стратегическим сырьем и особенно хромо-
вой рудой. Из 100 тысяч тонн хромовой
руды, добытой в 1943 году, Турция отпра-
вила р Германию 47 тысяч тонн. Эти по-
ставки в 1944 году возросли и уже за пер-
вые три месяца составили 25 тысяч тонн.
В. больших размерах вывозились в Герма-
нию хлопок, медь, масличные семена,
ттерсть, кожа и т. д. Издающийся в Стам-
буле журнал «Экономист д’Ориан» указы“
вал в номере от 10 января, что «Германия
приобретает у Турции 90 процентов ее вы-
воза».

Поддержка Турцией германских воен-
ных усилий не ограничивалась лишь эко-
номической областью — поставками В
Германию сырья и продовольствия. Как
отмечает американская газета «Кроникл»,
«в прошлом, когда русские находились в
тяжелом положении, Анкаре указывали на
то, что турецкий нейтралитет помогает
немцам, защищая их юго-восточный
фланг».

Еще совсем недавно, в первых числах
июня, были разоблачены факты пропуска
турецкими властями через проливы в
Эгейское море германских военных судов.

Таким образом, на протяжении длитель-
ного периода нынешней войны турецкие
руководящие деятели проводили полити-
ку, означавшую на практике поддержку
гитлеровской Германии. И даже тогда,
когда три союзных державы — Велико-
британия США и СССР — в конце про-
шлого года настойчиво указывали Турцин
на необходимость покончить с этой вы-
годной только Германии внешней полити-
кой, турецкие круги отказались это сде-
лать, что могло содействовать лишь изве-
стной затяжке войны. Едва ли следует
особо подчеркивать TO обстоятельство,
что такая политика была в ущерб собст-
венным интересам Турции, в ущерб сло-
жившимся на протяжении ряда лет ее по-
литическим и экономическим отношениям
с демократическими странами. Такая ли-
ния турецкой внешней политики об’ясняет-
ся, повидимому, в значительной степени
влиянием, которое оказывал на турецких
руководящих деятелей тезис немецко-фа-
шистской пропаганды о будто бы «неиз-
бежном» расколе: в лагере союзников, с
одной стороны, и переоценкой шансов

а

интервью корреспонденту  .

ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

Военные

Верхняя Силезия

и Познань об’явлены

орденом „Победа“

вает, что Германия выиграла много сраже-
ний, но проиграла войну. Когда Сталин
предпринял наступление, в результате ко-
торого в настоящее время советская терри-
тория почти полностью очищена от врага,
он проявил другую сторону своих способ-
ностей — способность военного руководи-
теля.

В заключение в статье указывается, что
«русский народ проявил стойкость и храб-
рость. Русские солдаты дрались решительно
и отважно, но над всем этим стоит героиче-
ская фигура Сталина, несравненного вождя
своей страны в дни огромной опасности».

3 >

HOU
ee ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). В опубля-
кованном сегодня сообщении штаба вер-
ховного командования экспедиционных
сил союзников говорится:

«На полуострове Бретань войска союз-
ников продолжают укреплять свои пози-
пии близ Бреста. Наши танковые части
освободили Карэ, Ванн, Редон, а другие
части достигли реки Вилен на всем ее про-
тяжении от Ренна до моря. Шато-Гонтье и
Туссэ очищены от противника. Наши вой-
ска форсировали реку Майенн в 17 милях
к югу от Лаваля. Город Майенн находится
в наших руках.

Танковые части союзников ведут бои
на окраине Вира. В лесу Сен-Север ликви-
дируются последние очаги сопротивления
противника. Опорный пункт Сен-Пуа занят
нашими войсками. Две контратаки против-
ника в этом районе были безуснешными. K
северо-востоку от Сен-Муа после тяже-
лых боев нашими войсками занята 6 авгу-
ста возвышенность Мон-Пенкон. Между
этим районом и Виром противник оказы“
вает упорное сопротивление. Сильная
контратака противника отбита нашими
войсками. К югу от Кана наша атака мест-
ного значения в районе Мэ-сюр-Орн, на
восточном берегу реки Орн, натолкнулась
на сопротивление противника.

Наши средние и легкие бомбардировщи-
ки в сопровождении истребителей совер“
шили налет на железнодорожные мосты в
Уассель, Сен-Реми-сюр-Авр, Курталэн и
Бомон-сюр-Сарт, а также на склады бое-
припасов и горючего в лесах Блуа, Анден
и Персень, а также в Ливаро. Другие сое-
динения наших самолетов совершили на-
лет на скопление танков ‘противника близ

Тюри-Аркур.
Бом в В

и

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Как пере-
даёт кореспондент агентства Рейтер, нахо-
дящийся нри штабе. верховного командова-
ния экспедиционных сил союзников, амери-
канцы, выйдя со стороны Ренна к реке Вилен
и к морю, закончили таким образом изоля-
цию полуострова Бретань. Сейчас все дей-
ствия на полуострове носят характер круп-
ной операции по очистке территории. Сопро-
тивление врага в Бретани носит скорее пас-
сивный, чем. активный характер. Немцы
создают

СТОКГОЛЬМ, 7 августа. (ТАСС). Швед-
ская газета «Моргонтиднинген» сообщает
из Базеля: «Немцы об’явили Верхнюю Силе-
зию и Познань военной зоной. Почта, теле-
граф и другие общественные учреждения
переданы в ведение германских военных
органов».

Турецкий журналист
о «пятой колонне» в Турции

‚ СТАМБУЛ, 7 августа. (ТАСС). Турецкий
журналист Сертель в передовой статье,
опубликованной в газете «Тан» под заго-
ловком «Немцы уезжают, а как с пятой
колонной?», пишет, что в Турции есть люди,
которые делали ставку на немецкую победу
«и за деньги, автомобили, бумагу и прочие
подарки от немцев работали на Германию.
Эти люди, — заявляет автор, — до послед-
него дня вели открытую пропаганду, убеж-
дая общественное мнение Турции в неиз-
бежности немецкой победы и сея различные
сомнения в отношении союзников. Боль-
шинство этих лиц связано с фашистами
денежными узами. Они либо находились
под непосредственным руководством немец-
кого посольства, получая от него деньги,
пюдарки и директивы, либо тесно сотрудни-
чали с ним. Эти люди, представляющие
пятую колонну, будут продолжать свою дея-
тельность и после от’езда немцев. По горь-
кому опыту других стран мы знаем, какой
огромный вред приносит пятая колонна стра-
не, принявшей решение. Нет необходимости
испытывать это на себе. Нужно как можно
скорее ликвидировать пятую колонну в на-
шей стране». В передовой подчеркивается
также, что среди немцев, из’явивших жела-
ние остаться‘в Турции, могут быть люди,
которые останутся здесь со специальными
неблаговидными целями.

«Тан» публикует заметку, в которой ука-
зывается, что среди оставшихся в Турции
немцев упоминаются преподаватели Анкар-
ского сельскохозяйственного института —
убежденные гитлеровцы, занимавшиеся
фашистской пропагандой в Турции.

го с том, чтобы обеспечить реконструк-
цию экономики (заводы, рудники, сеть же-
лезных и шоссейных дорог и т. д.}».

На вопрос, имеет ли СССР возможность,
помимо военных забот, уже сейчас присту-
пить к разрешению проблемы культурного
строительства, Кот ответил: «СССР при-
дает этой проблеме столь же большое зна-
чение, как и экономической жизни. Совет-
ский бюджет на 1944 год отвел на куль-
турное развитие более значительные кре-
диты, чем Ha экономическое развитие.
Именно этим фактором обусловливается
тотальное участие населения в войне». Кот
напомнил в этой связи о великолепном
сопротивлении Ленинграда. В заключение
Пьер Кот сказал: «СССР особенно желает
быстрого восстановления Франции, кото-
рую он хочет видеть сильной и демокра-
тической. Советский Союз также нуждает-
ся в экономическом союзе с Великобри-
танией и США, если он хочет экономиче-
ски и социально развиваться. В течение
25 лет Европа пренебрежительно OTHOCH-
лась к СССР; на сегодня миллионы погиб-
ших русских спасли Европу, и они никогда
не узнают, как огромен наш долг перед
Советским Союзом».

США перед президентекими

минные, поля, устраивают засады

выборами снайперов и взрывают мосты. Германские

гитлеровской Германии в этой войне, — © И части, которые находятся в Бретани, безу-
тов, р з + НЬЮ-ЙОРК, 5 августа. (ТАСС). Состоя-  слевно, немногочисленны.

Жизнь опровергла прогнозы турецких   10Сь первое? заседание исполнительного  НЬЮ-ЙОРК, 7 августа. (ТАСС). Коррес-

политиков. Факты показали, что в ходе   Комитета «Национального гражданского   пондент «Нью-Йорк таймс», находящийся

комитета политических действий», высту-
пающего за избрание Рузвельта на пост
президента СИТА на предстоящих выборах

войны отношения между членами англо-
советско-американской коалиции не толь-
ко не ослабли, но значительно укрепились.

с американскими бронетанковыми силами
восточнее Бреста, сообщает, что продвиже-
ние американских танков в Бретани напоми-

Е О

в Северной Франции

ВТОРНИК,
nn

TOE

действия

Уничтожено  4 самолета противника. 6
самолётов не вернулись на базы».

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Специ-
альный корреспондент агентства Рейтер
передает из Нормандии, что американские
войска заняли Сен-Брие, расположенный
на северном побережье Бретани, в 35 ми-
лях к западу от Динана.

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Штаб
верховного командования экспедиционных
сил союзников сообщает, что, как стало из-
вестно сегодня после полудня, всего в Бре-
тани захвачено в плен 13.300 немцев. Нем-
цы потеряли убитыми 3.400 человек.

Штаб верховного командования экспе-
диционных сил союзников сообщает также,
что в Бретани заняты Орэ (между Ванн и

Лорианом) и Юэльгоа. Кроме того, занят
Шатонеф, близ Сен-Мало. Бои за Брест и
Сен_Мало продолжаются. Очистив Вир,

войска союзников несколько улучшили свои
позиции к югу от города, хотя сопротивле-
ние в этом районе не ослабло. Войска со-
юзников форсируют реку Орн к северу от
Тюри:.

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Англий-
ское морское министерство сообщает, что
утром 6 августа юго-западнее Сен-Назера
английские военно-морские силы в составе
одного крейсера’ и четырёх эсминцев атако-
вали вражеский караван, направлявшиися
на юг. Во время боя весь караван и эскорт
в составе 7 кораблей были уничтожены.
Позднее вблизи Сен-Назера был обнаружен
другой вражеский караван. Однако он
успел укрыться в порту, и ущерб, причи-
нённый этому каравану, неизвестен. Поте-
ри английских военно-морских сил незна-
чительны. ;

ретани

ви единого выстрела и не встречая ни еди-
ной мины. Взятые в Ренне и Динане в плен
эсэсовцы не оказали болыного сопротивле-
ния. Повидимому, они были ошеломлены
быстротой американского продвижения.
ЛОНЛОН, 7 августа. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер Мэйнс,
находящийся с американскими войсками в
Бретани, в телеграмме, отправленной поздно
вечером б августа, пишет: «Когда американ-
ская танковая часть подошла к морской
базе Лориан — месту укрытия германских
подводных лодок, германские войска, нахо-
дящиеся в городе, выбросили белый флаг
до того, как американцы вступили в бой.
Немцы направили американской части
просьбу принять их капитуляцию. Одновре-
менно с этим сообщением прибыло известие
о капитуляции других германских частей,
деморализованных и отрезанных в резуль-

и Трумена — на пост вице-президента.
Почётным председателем комитета избран
бывший сенатор Норрис (штат Небраска),
вице-председателями — редактор журна-
ла «Нейшн» Фреда Кирчуэй и председа-
тель профсоюза фермеров Паттон. ;

Норрис обратился к участникам. заседа-
ния с телеграммой, в которой, в частно-
сти, говорится: «В настоящее время, когда
перспективы победы на поле битвы с каж-.
дым днём становятся всё более и более
ясными, исключительно важно обеспечить
справедливый и прочный мир». В связи ©
этим Норрис призывает приложить’ все

После Московской конференции это на-
шло свое блестящее подтверждение на
Тегеранской конференции. Несмотря на
это, Турция продолжала придерживаться
прежней внешней политики.

И совершенно очевидно, что нынешнее
решение турецкого правительства о раз-
рыве дипломатических и экономических
отношений с Германией продиктовано пре-
жде всего и раньше всего опасением по-
литической изоляции Турции в послевоен-
ное время. Об этом беспокойстве и опасе-
нии свидетельствует, между прочим, воз-
никшая недавно на страницах турецкой
печати полемика по вопросу о внешней   силы к тому, чтобы добиться переизбра-
политике Турции. Об этом  свидетельст-  ния Рузвельта и He поручать. решение
вует также недавнее устранение с поста важных задач, связанных с заключением
министра иностранных дел Менеменджи-  мира, «неиспытанным малоопытным лю-
оглу, являющегося олицетворением ука-  дям, пытающимся ввести в заблуждение
занной выше турецкой внешней политики.   американский народ».

Бесспорно, разрыв дипломатических и
экономических отношений между Турцией
и Германией не может не причинить до-

нает скорее маневры, чем войну. Случается,
что танки продвигаются часами, не слыша

союзников

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Военный
корреспондент агентства АФИ сообщает,
что французские силы сопротивления ока-
зывают существенную помощь войскам со-
юзников и во многих случаях действуют в
непосредственном контакте с ними. В Бре-
тани, в департаменте Морбиан, куда сейчас
прорвались танковые войска союзников,
многие отряды французских вооружённых
сил поддерживают связь с поодвигающи-
мися колоннами союзников. В ряде случаев

Военные расходы США

полнительных забот и огорчений  гитле-

ровскому правительству. В этом — его по-  pai wHrrToH ОН 7 августа. (ТАСС). Штаб

ложительное значение для союзных стран. ШИНГТОН, 7 августа. (ТАСС). Ди- войск союзников в Италии сообщает, что

Поэтому отнюдь не удивительны те жа- ректор бюджетного бюро США Смит  войска английской 8-Й армии теперь проч-

лобы, которые появляются сейчас в гит- опубликовал предварительные ° намётки НОо утвердились на южном берегу реки
>

бюджетного года, который начался 1 июля
и окончится 30 июня 1945 года.

По данным Смита, доходы правительст-

Арно, где очаги сопротивления противни-
ка остаются лишь, к югу от Понтассиеве ‘и
к западу от Эмполи. Южно-африканские
ва за текущий бюджетный год. составят   Части находятся в соприкосновении с про-
45.663 млн. долларов, а расходы — 98.404 THBHHKOM на северном берегу реки Арно
млн. долларов. За минувшие 4 года и на и В Нан Флоренции. Ha осталь-
предстоящий год конгресс ассигновал и НЫХ Участках фронта никаких изменений
разрешил израсходовать на оборону и  Не произошло.

леровской печати и которые направлены
против решения турецкого правительства
о разрыве.

Вместе с тем нельзя не отметить, что
в ряде органов иностранной печати ука-
зывается, что сейчас, когда исход войны
уже предопределен в пользу антигитле-
ровской коалиции, благодаря героическим

ss   енные нужды 393 млрд. долларов, из Вчера крупные соединения тяжелой

{ А 3 юзник и [ео ров, A

ea fo. HH ea Vuaenla ты которых 294 было израсходовано или ee a ee tas

усилиях Турции, нынешний поворот в ту- предназначено для  израсходования до ИЗВели налет на железнодорожные ком
)

30 июня, т. е. до конца 1943—1944 бюд-
жетного года. Было израсходовано 200
. млрд. долларов наличными на оплату и

Tax, «Нью-Йорк таймс» пишет, что Не”   содержание вооруженных сил, строитель-
которые американские официальные кругИ   ство и оборудование военных заводов и
«полагают, что Турция должна была прит-   верфей, приобретение 200 тысяч. самолё-
ти к разрыву отношений значительно   тов, постройку сотен военных кораблей,
раньше» и что «теперь важность разрыва   тысяч транспортных и других судов и на
сравнительно невелика». Английский ЖУР-   производство многих других видов ору-
нал «Нью стейтсмен энд нейшн» справед-  жия, нужных для войны. Для военного
ливо замечает, что, «прождав пять Лет,   производства теперь используется около

рецкой политике сильно запоздал и не
должен переоцениваться.

ВАШИНГТОН, 6 августа. (ТАСС).
Председатель Управления по делам воен-
ного производства США Дональд Нель-
сон в своем отчете об’явил, что за первые
шесть месяцёв этого года американская
промышленность выполнила годовую про-

Помошь французских патриотов войскам

=”
Военные действия в Италии

тате наступления американских танковых
колонн».

в Бретани

французские патриоты в момент приближе-
ния танковых частей союзников завязыва-
ют с немцами бои. Они действуют также
в контакте с разведывательными частями
войск союзников, организуют засады и се-
ют панику в тылу противника.

Лишь за последнее время в стычках с
немцами в различных пунктах Бретани
французские патриоты уничтожили более
1.400 немецких солдат и офицеров.

муникации и склады горючего в долине
реки Роны (Франция), а также ‘на базу
подводных лодок в Тулоне. Истребитель-
ная авиация союзников атаковала два аэро-
дрома в районе нижнего течения Роны.
Другие соединения авиации союзников
произвели налёт на районы Плоешти и
Бухареста (Румыния). Тактическая авиа-
ция союзников производила налёты на
военные об’екты противника в зоне боёв,
в, Северной Италии и в Югославии, а так-
же на железнодорожные об’екты в Юж-
ной Франции. Средиземноморская авиация
союзников совершила около 2.100 самолё-
товылетов. — .

`Отчёт Нельсона о производстве вооружений в США

ченного плана на 4 проц., а по весу фюзе-
ляжей на 5 проц. Однако в январе, февра-
ле. марте и мае производство самолетов
превысило план.

Производство вооружения для сухопут-

ной армии в июне возросло на 2 проц.,

8 АВГУСТА 1944 г. № 187 (3489)

Прибытие в СССР
Люксембургекого Посланники
т-на Р. Блюма

Ss

6 августа в Москву прибыл Чрезвычай.
ный Посланник и Полномочный. Мини
Люксембурга в СССР г-н Рено Блюм.

На Центральном аэродроме м
Р. Валюм был встречен и. ©. Заведующе
го Протокольным Отделом Наркоминден
СССР тов. Г. И. Фоминым.

_ю
`’Выступление Коннэли

ВАШИНГТОН, 5 августа. (ТАСС). Нры.
седатель сенатской комиссии по иностра.
ным делам Коннэли выступил в сень
с речью, в которой < уважением отзн.
вался о Красной Армии, © патриотазь
и мобилизованности советского народа, «Я
не могу не воздать хвалы доблестной рус.
ской армии, которая добилась в этой ву
не великолепных успехов, — сказал Коннз.
ли Что бы мы ни думали о русской по.
‘литической, экономической в Общества,
ной системе, мы не можем не восхищать,
ся русским характером, проявившимея ¢
того момента, как Россия вступила в в.
ну. Благодаря упорству в достижении це.
ли и высокому патриотическому чувсту
русская армия, захваченная врасплох пер,
вым’ натиском германской военной маши.
ны, вскоре оправилась. Русские заводы
производили огромное количество матери,
лов. Русские мобилизовали миллионы со.
дат, черпая их из своего гражданского зи,
селения, и совершали чудеса, обучая п
снаряжая их, а затем бесстрашно бросая з
бой против огромной прусской военной м.
шины. Мне кажется исключительно удач
ным, что первой завоеванной территори
в Германии будет Восточная Пруссия. В.
сточная Пруссия—родина юнкеров, коп,
рые, может быть, в большей степени, че
любой другой элемент германской наци,
создали огромную военную машину и стр.
воцировали нынешнюю войну».

Наступление
войск союзников
в Бирме

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Корь
пондент агентства Рейтер при :итабе войу
союзников в Юго-Восточной Азии 0%
щает, что армия генерала Стилуэлла, де
ствующая в Северной Бирме, после зада
та города Мьиткьина готова к новому №.
ступлению, целью которого является м
единение с китайскими войсками, двиг
шимися в западном направлении для от.
крытия Бирманской дороги. Обе арм
идущие навстречу друг другу с востока
запада, отделяет расстояние меньше чи
в 50 миль. Китайские войска уже вступил
в Денчунь, расположенный в 20 милях
западу от Бирманской дороги.

Война на Тихом океане

НЬЮ-ЙОРК, 7 августа. (ТАСС). Ши
тихоокеанского флота США опубликовал:
Пирл Харбор коммюнике, в котором rox
рится, что на о. Гуам наземные войска пр
должали продвигаться вдоль восточиби
и западного побережья острова и устав
ли контроль над заливом Тумон. .

ское министерство США об’явило, что!
двухдневном бою в районе островов Бон
и Волкано американская авиация и ко
ли уничтожили крупный караван японски
судов. Потоплено и повреждено по кр
ней мере 38 японских кораблей и торгови,
судов, в том числе 5 эсминцев, 5 грузов!
судов, 1 танкер и 1 лёгкий крейсер.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СС(Р,

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО ПРИ КОМИТЕТЕ
ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
при СНК COOP
8 августа 1944 года

в Концертном зале им. Чайковского
стоитсея публичная лекция  генерал-лейт
нанта П, А. Иваноьа на тему: ]
«НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСЕВЕННОЙ ВОЙНЫ!
(обзор военных действий)

19 августа 1944 года
в Октябрьском зале Дома союзов состоят
публичная лекция профессора И, С. Звав
$ на тему: i
«АНГЛИЯ И ДОМИНИОНЫ».  .
Начало лекций в Ты. 50 м. вечера,

ВАШИНГТОН, 7 августа. (ТАСС). М» (

чтобы выяснить, куда подует военный ве-
тер, турецкое правительство теперь окон-
чательно решило, что оно может сравни-
тельно без риска поставить ставку на
победу союзников». По. утверждению анг-
лийского журнала «Экономист», послед-
нее решение турецкого правительства не
окажет на данном этапе «большого и не-
посредственного влияния на ход войны».

Оценивая решение Турции о разрыве ди-
пломатических и торговых отношений с
Германией, нельзя забывать, что и это ре-
шение Турции еще не означает вступле-
ния ее в ряды государств, ведущих тяже-
лую борьбу против гитлеровской Герма-
нии. Нельзя забыть также о том, что Тур-
ция и теперь сохранила в неприкосновен-
ности свои близкие отношения с сателли-
тами Германии, особенно с Венгрией и
Румынией, ведущими войну против Совет-
ского Союза и других демократических
стран в союзе с гитлеровской Германией.

Н: БОДРОВ.

Бегство немцев в Турции с гитлеровской службы

АНКАРА, 5 августа. (ТАСС). Турецкие
власти предоставили немцам десятидневный
срок для выезда. Свыше тысячи немцев уже
выехало. Многие немцы не хотят возвра-
щаться в Германию. Они бегут на первых
остановках поезда, направляющегося из
Стамбула в Германию. Поэтому фон Папен
дал распоряжение отправлять особенно «со-
мнительных» лиц на специальных самолё-
тах с тем, чтобы пресечь всякую попытку к
бегству.

СТАМБУЛ, 5 августа. (ТАСС). Стамбуль-
ские газеты сообщают, что многие немцы от-

казываются ехать в Германию, заявляя, что
её участь решена и что у них нет никакого

желания итти на фронт и подвергаться бом-
барднровкам. Не хотят, в частности, ехать
все чиновники немецких банков, аргументи-
руя это тем, что они «люди! дела, а не по-
литики». Газеты сообщают, что даже один
видный гитлеровец, представитель немецкой
фирмы, выразил желание «лучше умереть
здесь, чем возвращаться в неизвестность».
Турецкие власти получают от многих немцев
заявления с просьбой оставить их в Турции.

АНКАРА, 7 августа. (ТАСС). Турецкая
газета «Улус», касаясь настроений, господ-
ствующих в немецкой колонии в Турции,
сообщает, что все 24 профессора-немца
Стамбульского университета отказались
вернуться в Германию.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

< По распоряжению турецких властей
«Тюркише пост» и «Бей-

закрыты газеты
оглу».

@ B Лондоне официально об’явлено, что
заместитель английского премьер-министра
Эттли вернулся в Англию после двухднев-

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕ
Литера

—_——_—————————————————

57943.

ной поездки в Нормандию, где он посетил
английские и американские войска. Эттли
встретился с генералом Монтгомери, а так-
же с французским комиссаром в Норман-
дии Куле.

5 производственных мощностей СИЛА.

На 1944—1945 бюджетный год конгресс
предназначил для военных целей 94,3
млрд. долларов, из которых, вероятно,
будет израсходовано 83,3 млрд., остальные
11 млрд. могут быть предусмотрены в
контрактах, но в текущем бюджетном го-
ду их не предполагается расходовать.

За бюджетный год, кончившийся 30 ию-
ня 1944 года, фактически было израсходо-
вано на, войну 89,7 млрд. долларов, т. е.
на 2,5 проц. меньше указанной президен-
том в январе 1944 года цифры в 92 млрд.
долларов. Военные расходы за последние
месяцы находятся на уровне примерно
93 млрд. в год.

Операции авиации союзников

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер при штабе войск
союзников в Италии сообщает, что во вче-
рашнем налёте на военные об’екты нем-
цев в долине Роны и в Тулоне участвова-
ло 750 самолётов «Летающая крепость» и
«Либерейтор». Выполняя задание, они
встретили мало немецких самолётов. Само-
лёты  «Либерейтор»,  бомбардировавшие
базу подводных лодок в Тулоне, не
встретили никакого сопротивления в` воз-
духе. Отмечены хорошие результаты бом-
бардировки.

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Агентст-
во Рейтер сообщает, что в ночь на 7 авгу-
ста крупное соединение самолетов англий-
ской бомбардировочной авиации «Моски-
то» совершило налет на заводы синтети-
ческой нефти в Кастроп Рауксель (Рур-
ская область).

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение своего спе-
циального корреспондента при штабе войск
союзников в Италии о том, что 250 тяже-
лых бомбардировщиков из состава авиации
союзников произвели сегодня налет с
итальянских баз на два завода синтетиче-
ского горючего в Блеххаммере в Силезии
(в 75 милях к юго-востоку от Бреслау). От-
мечены хорошие результаты.

ЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь, 5.

туры и искусетва — К 0-57-27; Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-75-17;

Телефоны отделов редакции:

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова, Пушкинская площадь, 5.

грамму производства вооружения пример-
но на 46 проц. т.-е. несколько меньше,
чем намечалось планом. Нельсон призы-
вал к увеличению производства в остав-
шуюся часть года на 20 процентов.

Нельсон сообщил, что выпуск вооруже-
ния в июне в денежном выражении соста-
‘вил 5.380  млн. долларов, т.-е. был на 1 проц.
меньше, чем в мае, и на 3 процента
ниже плана. В то время, говорится в отче-
те, как по всем основным группам про-
грамма в настоящее время выполнена бо-
лее чем на 46 процентов, есть целый ряд
предметов, выполнение программы произ-
водства которых наталкивается на серьез-
ные трудности. К ним главным образом
относятся те предметы, потребность в ко-
торых резко возросла после опыта боев в
Италии’ и Нормандии. Наибольшая по-
требность в настоящее время ощущается в
боевых машинах и автотранспорте, произ-
водство которых по плану должно возра-
сти почти на 25 проц. по сравнению с ны-
нешним выпуском. Производство боепри-
пасов должно по плану увеличиться на 34
процента, что главным образом об’ясняет-
ся резким увеличением потребностей в
боеприпасах для тяжелой артиллерии и в
бомбах. Намечено также увеличить произ-
водство электротехнического оборудова-
ния и оборудования для связи — на 21
проц, орудий и приборов управления
артиллерийским огнем — на 9 проц., вы-
пуск судов — на 11 проц.

Нельсон подчеркнул, что важнейшей за-
дачей американской промышленности яв-
ляется выполнение программы военного
производства. Хотя самолеты уже не явля-
ются одним из основных предметов, про-
изводство которых должно быть расшире-
но, тем не менее самолетостроение про-
должает оставаться одной из основных
статей программы военного производства.
В июне, например, было выпущено фюзе-
ляжей, моторов и частей, а также плане-
ров ит. д. на общую сумму в 1.669 млн.
долларов, т.-е. почти 31 проц. всей про-
дукции военной промышленности. За пер-
вые шесть месяцев производство самоле-
тов составляло более 30 проц. всей воен-
ной продукции. В июне было выпущено
8.049 самолетов. Июньское производство
в денежном выражении отставало от. наме-

Секретариата — К 4-77-96; Фронта — К 4-72-37; Экономического —
Художественного — К 5-56-53.

Издательство — К 5-23-20, К 4-75-06. Приём

Билеты продаются н кассе Колонного 387!
Дома союзов, в кассе  Концертного зал
им. Чайковского и во вусх кассах Ц

производство всех предметов, в которых
ощущалась острая нужда, шло на уровне
плана или превысило его, хотя в ряде слу-
чаев месячные планы оказались недоста-
точными для того, чтобы все потребности
были удовлетворены. Большие успехи бы-
ли достигнуты в июне в производстве бое-
вых машин и автотранспорта, которое на
4 проц. превысило майское производство и
оказалось на 2 проц. выше плана.

Нельсон сообщил далее, что выпуск тан-
ков в июне на 16 процентов превысил май-
ский выпуск и на 9 процентов превысил
план. Производство орудий калибра свыше
105 мм. возросло на 9 процентов и соот-
ветствовало плану. Только производство
гаубиц калибра 240 мм. снизилось, как это
и было предусмотрено планом. Больше
всего возросло производство восьмидюй-

тральной театральной кассы. }

МАЛЫЙ ТЕАТР — 8/VIII «Инженер Сергее
Нач. в Тч. веч.>

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 8/УШ «Нам
ком месте». Нач. в Т ч. вен.

_ roc. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (nove
Госцентюза, ул. Горького, пер. Садовских, #
8/УПТ «Много шума из ничего». Нач. в1 4. 8

MOCK. ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР (М, 5
ve 2) — 8/УПЕ «Блуждающие звезды». На?’
. веч.

МОСК. ГОС, ТЕАТР ДРАМЫ (ул, Ге
19) — 8/УШ «Питомцы славы». Нач, в 7.

ГОО. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. MOO
BETA (Каретный ряд, 8, тел. К 4-39-)-М
«Встреча ь темноте». Нач. г 7 ч. веч.

МООК. ГОО. ЦЫГАНСКИЙ ТЕАТР ‹Р0\№

мовых полевых пушек — на 66 процентов.   (ПКиО «Сокольники», театр «Круг и
Выпуск боеприпасов для тяжелых орудий «Цыганочка». Нач. в 7 ч. веч.

увеличился на 30 процентов и на 6 про- wanes ДРАМ. ТЕАТР (Таганская 1. 7
центов превысил план. Производство авиа- о 16) — &/\ИТ «Мария Тюдор», 8%

ционных бомб возросло на 2 процента по
сравнению с майским уровнем и соответст-
овало плану. Производство мелкокали-

рного оружия возросло на 6 процентов и
соответствовало плану. Выпуск ружейно-
пулеметных патронов снизился на 4 про-
цента в соответствии с предусмотренным
планом.

В. отчете говорится
было построено военно-морских судов, в
том числе судов береговой обороны, об-
щим водоизмещением в 309.070 тонн, т.-е.
на 4 проц. ниже плана и на 24 проц.  мень-
ше, чем в мае. Выпуск боевых кораблей,
в частности крейсеров, на 15 проц. превы-
сил план. Резко сократился выпуск вспо-
могательных и мелких судов. Выпуск де-
сантных барж снизился на 10 проц., глав-

ГОО. ОПЕРНАЯ и ДРАМАТИЧ СТМ
им. К. С. СТАНИСЛАВОКОГО (nomen.
т-ра сада им. Баумана, ул. К. Маркса, 51
во-Басманная, 16) — УТ «Hatama Mocssli?!
Hay. B 7 4 веч.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
С ФИЛАРМОНИЯ
онцертный зал им. ИП. И. Чайковско®

Э/УИТ Вечер балетной музыки. Toe)
марк — танцы из оперы «Царица Capexi?
Делиб — сюита из балета «Сильвия», Г
зунов — балетная сюита «Барышня
жанка». Исполнители: Toc. export?
оркестр Союза ССР. Дирижер — засл. №
тель искусств профессор А. И. Ор
Начало в 7.30 вечера.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 8 августа 1944 года.

далее, что в июне

ным образом вследствие того, что в мае и художественным фильм «БОЛЬ

ыы ЗЕМ. »с А’

выпуск этих судов достиг Npessiidalivo   RORMMOMLIBMNDIN  HEMILE Ей,

5 размеров. СКВУ» — Первый, Метрополь Ударвий”

равительственная морская комиссия   ЛИЗей, Москва. р

построила суда общим водоизмещением (OE АЯ ТЯ», «ОРАЗКЕИЕЕ И
около 1.400 тыс. тонн. В июне было по ла иО ие,

\ и г» — Метро a
строено 55 судов типа «Либерти», в то  “ШИТ ДЖУРГАЯ» — Метрополь. ;
время как по плану было намечено выпу- «СТЕПАН РАЗИН», «СРАЖЕНИЕ 34 р

ТЕБОСК» — Уран.

«СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ, -
рополь,

стить 61 судно (в мае было построено 67
таких судов). В июне было построено 15

р типа «Виктори», тогда как по плану и — ‚Метрополь. Пя
ыло намечено выпустить 17 таких судов. ай Е

К 1-42-05; Сельск Е i
4-86-00; льского хозяйства — К 5-76-17:
об явлений в Москве — {5-16-11: Пропаганды

ат — 18
К 5-14-58, в Ленинграде — 36-78. SoneecHone: Sinpaurenueres и

ая зан 93 -&

шаано