af

Me
{6-

da
МИ
Я
bit
He
УВ
ep,

ОЙ,
18-
1H,
R=

a

чая
CH.

Ret
HO-
pr
зол,
Ty-
TA,
уро,
ное

rie
th-
‘CRG
а.
eTe
I0-

HO

ito
КДЫ
Ru-
[be
\ap-
Mae

HO
wie
я}
‚НИ:
№
1оД-
ЖИ.
)10-
m3
yt:

by-
А
pats
(0H

6n-
He:
Aa
Ant
60-
Ari
aX
ree
LAM,
ysl
У
An
ип

>.

вй покончено навсегда.

ЧЕТВЕРГ, 10 АВГУСТА 1944 г. № 180 (8491)

=== ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

д

Здесь куётся грозное оружие

Дижний Тагил — один из старейших
иуышаенных районов страны. В годы
пашнских пятилеток и, особенно, в пе-
од Отечественной войны Тагил стал од-
их из крупнейших современных инду-
ирлальных узлов. Тагильчане, как и все
Перцы, считают своей священной обя-
зиностью так трудиться, чтобы фронт
рлчал больше боевой техники, что-
ы бйщы были уверены в наших
ириклассных танках, чтобы гвардей-
цв артиллерийские дивизионы и пол:
и али, 470 388 HAMM стоит Урал,
  сейчас, когда мы вместе 0 всем
polo гордимся историческими побе-
пм  Rpachoi Армии, когда повели
з) втором полугодии новое наступление в
труде, мы знаем, что доля Урала и Таги-
в, в частности, в окончательном разгро-
у, врага будет всё возрастать. Опираясь
1 тсмехи первого полугодия, мы из ме-
ища в месяц будем усиливать нашу по-
зощь доблестной Красной Армии.

Машиностроительные заводы города
х6 основное производство перевели на
точные линии. На одном предприятии
и уменьшении состава рабочих на
3} проц. выпуск продукции увеличился
18 15 проц. На другом — с’6м продукции
‹ станка увеличилея на 67 проц., так
их помк Jal возможность полнее
пользовать оборудование.

Потребовалась новая система транс-
портировки деталей и механизация тяже-

ых п трудобмких работ. Вместо тачки и
ren в цехах и от цеха к цеху
улроены рольганги, ленточные и подвес-
ные транспортёры, подающие через пнев-
уопох’ёмники детали к станку.

Поточный метод дал исключительный
зономический эффект. На одном из ма-
пиностроительных заводов города затра-
ты на единицу изделия сократились (по
‘авнению с 1942 годом) на 31,3 проц.,
1в0 времени на 38,5 проц.

Большой вклад в дело повышения про-
пводительности труда сделали работни-
ш пнотрументальных цехов. Инструмен-
пльщики много и упорно поработали над
унащением заготовительных и механи-
чиких цехов приспособлениями и штам-
TAM.

} прошлом у нас часто имелись срывы

1-38 отставания заготовительных цехов,
в было межцеховых и пооперационных
идолов. В минувшем полугодии кузницы
т прессовые цехи значительно улучшили
  икпеченность заготовками. Удалось pe-
ить две выжных задачи: освободили ме-
  инические цехи от обработки детали,
зея окончательную чистовую штампов-
у (на одном из заводов это снизило
 удобмкость в производстве важнейшего
зщелия на 60 проц.), а в прессовых це-
их перешли на работу с минимальными
трипусками и на спаренную и строенную
амповку деталей. Только на одном за-
у в результате уменьшения припусков
1 маренной штамповки ежемесячно эко-
мится 1.200—1.500 тонн проката де-
фщитных профилей.

{арактерной особенностью для абео-
Word большинства наших заводов
виется прекращение штурмовщины. С
Приведу два
примера: один из крупнейших  машино-
(иронтельных заводов страны 12 месяцев
` ряд держит знамя Государственного
Домитета Обороны, систематически пефре-
зыполняя установленный план. Горняки
мы Высокой  перевыполняют план
т уже полтора года под ряд. Колебания
звыполнении графика у них бывают лишь
и пределами 100 проц.

ne ‘ee и кадровики настойчи-
овышения квалификации
и совершенствования своего мастерства
За 6 месяцев окончили обуче i
тах, на курсах, в кружках  oe Set
обучения 26.402 человека. eee
‘3 neat стахановцы стали подтягивать
С его уровня ‘товарищей по работе
огатырь труда Степан Еременко — за.
бойщик рудника горы Высокой во, время
воины выполнил 14 годовых норм он
создал свою школу, и его ученики, ках
р теперь являются тысячниками.
узнец Андрей Коваленко выполняет
— 6 норм. Одновременно он является
опытным педагогом. Машинист коксо-
выталкивателя Анастасия Вяткина за по-
следний год обучила 25 человек. Всю
войну работает за троих— пятерых моло-
дая девушка-резьбовщица Клавдия Коч-
нева, а еб подруга Татьяна Юрченко, со-
ревнуясь с Кочневой, дала в первом по-
лугодии сверх плана 70 тысяч снарядов.
День и ночь работают над наралцива-
нием мощностей сталинского Урала стро-
ители. Высокая оценка, данная товари-
щем Сталиным в своб приветствии
строителям тагильских предприятий чёр-
ной металлургии, подняла новую волну
трудового энтузиазма. E
Недавно пущенная кокосовая батарея
уже перекрыла свою проектную мощ-
ность. Третья доменная печь работает с
полной отдачей. А строители заняты со-
оружением новых цехов. Успешно етроит-
ся бессемеровский цех. Нарастают темпы
строительства крупнейшего в стране блю-
минга и прокатных цехов. Ведутся рабо-
TH по окончанию строительства, вспомога-
тельных переделов мартеновского цеха.
Завершение их даст возможность значи-
тельно увеличить выплавку стали и ввести
в действие готовые к эксплоатации две
новые мощные мартеновские печи.
: Значительного прироста продукции до-
бились тагильские металлурги. Они уве-
личили в первом полугодии  добы-
чу качественных руд и araomepara,
на 76 проц. подняли выжиг кок-
са, на 8 проц. — выплавку чугуна, на
32 проц. выплавку стали, на 42 проц.—
производство проката. В ближайшее вре-
мя совместные ‘усилия металлургов и
строителей дадут возможность еще бы-
стрее двинуть вперед производство ме-
талла.
В Нижнем Тагиле в этом году многое
сделано для развития собственной про-
довольственной базы. Волхозы, совхозы
и подсобные хозяйства предприятий пе-
евыполнили план сева зерновых, карто-
fied и овощей. Более 126 тыс. индиви-
дуальных огородников посадили 6.284
гектара картофеля и овощей. Впервые
произведены массовые посадки плодо-
ягодных культур. Общая площадь под
ними составляет теперь по городу 74 га.

Вместе. со всеми уральцами мы под-
писали полугодовой рапорт Маршалу
Советского Союза великому Сталину. Мы
гордимся тем, что сделано. Но мы знаем,
что самое опасное — особенно во вре-
мя войны — бахвальство и самоуспокое-
ние. Трезво оценивая свой. труд, мы
говорим фронтовикам:

—- Урал, как основной арсенал страны,
честно вооружал и оснащал вас боевой
техникой. Мы дали вам много, дадим

ещё больше.
Е. КОЛЫШЕВ, -
секретарь Н.-Тагильского
горкома ВКП(б).
г. Н. ТАГИЛ.

Выставка стенных газет госпиталей

ГОРЬКИЙ, 9 августа. (По телеф. от
(of. корр.). Здесь состоялось област-
10 совещание редакторов стенных газет
`питалей, созванное обкомом ВКП(б) и
комом профсоюза медсантруд.

(Совещание подвело итоги областной вы-
авки стенных газет раненых воинов и
%судило задачи редколлегий госпиталей.
На областной выставке было предста-
змено свыше 200 стенгазет. Газеты ране-

ных воинов богато иллюстрированы, лю-
бовно написаны, разнообразны по темати-
ке. Командиры и бойцы рассказывают в
них о своей боевой жизни, об учебе, о свя-
зи фронтовиков с тылом. В заметках и
стихах, опубликованных стенгазетами, чув-
ствуются горячий патриотизм, готовность
сделать всё для разгрома врага.

По решению жюри 6 лучшим стенгазе-
там раненых воинов присуждены премии.

В ДОНБАОСЕ. На Ново-Макеевеком кокБсо-
химическом заводе, Восстановленная коксо-
вая батарея. .

Фото Н. Петрова.

В строй ветупает
второй мартен

ЛЕНИНГРАД, 9 августа. (По телеф. от
соб. корр:). Месяц назад на заводе, где дч-
ректором тов. Кузнецов, состоялся торжест-
венный пуск первого мартена, восстанов-
ленного рабочими этого старейшего пред-
приятия страны. Теперь закончено восста-
новление второго мартена — № 5, самого
мощного в ленинградской промышленно-
сти. Новый мартен будет ежедневно вы-
пускать десятки тонн высокосортной стали.

На заводе сейчас идет восстановление
двух мощных прокатных станов. На-днях
впервые за время войны на заводе началось
фасонное стальное литье.

Навстречу
новому учебному году

ТАМБОВ, 9 августа. (По телеф. от соб.
корр.). Состоялась сессия горсовета депу-
татов трудящихся, обсудившая вопрос о
подготовке школ к новому учебному году.

С помощью шефов-— городских предирия-

тий — школы заканчивают ремонт зданий.
Для детей 7-летнего возраста, впервые при-
ходящих в этом году в школы, готовятся
специальные парты. Путем закупок и ре-
ставрации старых учебников школы обеспе-
чили учащихся учебниками. Мастерские
горпромкомбината изготовили несколько
тысяч грифельных тетрадей. На пришколь-
ных участках выращен богатый урожай
проса, картофеля и овощей. Дети будут
обеспечены горячими завтраками.
: Сессия приняла решение, направленное на
устранение некоторых недочетов подготов-
ки к учебному году, обратив особое внима-
ние на подвоз в школы топлива, заготов-
ленного школьниками и учителями.

Смотр художественной
самодеятельности в Туркмении

АШХАБАД, 9. августа. (По телегр. от
соб. корр.). В Ашхабаде открылся респуб-
ликанский смотр художественной самодея-
тельности. Особенностью смотра нынешнего
года является многообразие представленных
на нем форм народного творчества. На ряду
с народными поэтами, певцами, декламато-
рами, чтецами впервые на смотр приехали
ювелиры, чеканщики, резчики по дереву и
кости, вышивальщицы, мастера по тиснению
1кожи, представители других ремесл. Про-
дукция этих мастеров будет экспонирована
на открывающейся здесь выставке изделий
народного художественного ремесла.

К. Дикомбаев — нарком иностранных дел
Киргизской ССР

ФРУНЗЕ, 9 августа. (ТАСС). Указом
Президиума Верховного Совета Киргизии
тов. Казы Дикомбаев назначен народным
комиссаром иностранных дел Киргизской
CEP.

стяника. Росой искрится луг.

Сила колхозного звена

В Переславском колхозе имени Сталина
на ближних лугах сено уже убрано, ко-
сят за лесом. Утро ясное, теплое. В ле-
ву тишина. Пахнет еще земляникой, но
уже спеет черемуха, в кустах красные
орызги малины, как бусы на мху—ко-

Солнце блестит на косе. Впереди
звеньевая Анна Серякова. Косит разма-
шисто, чисто, идет, и травы покорно 10-
жатся к ногам. Следом за ней, взмах за
взмахом косы, ровно идут её подруги —
звено Анны Серяковой. Все светлорусые,
сероглазые ‘женщины, хороши они кра-
сотой русских лиц, широтой и  плав-
ностью движений. Почти все ровесницы,
немолоды. Все матери — их старшие ре-
бят& тут же, сгребают, сушат сено. У
всех у них мужья на фронтах.

Звеньевая прошла луг, наклонилась,
пучком травы вытерла косу, точит её. За
ней наклонились другие. Возникла про-
стенькая, но совершенно особенная ме-
лодия. Вдруг ритм прервался, раздались
те же звуки, но неровные, сбивчивые.
Звеньевая уловила их, распрямилаьь,
вытерла концом платка со лба пот и по-
шла к Марье Новожиловой. Взяла у неё
косу, наточила её ловко и быстро, отдала
и сказала:

— Маша, все силы кладешь, & коса
тебя мучит. Вот теперь попробуй. Пой-
дем, встань за мной.

Марья Анисимова, шедшая до этого
за” звеньевой, отступила. Начали новый
прокое. Анна Серякова, не останавли-
ваясь, полуобернувшиеь, спросила Ново-
жилову:

— Легче теперь?

И та, тоже продолжая косить, только
кивнула и, стараясь равняться по звень-
евой, пошла, не так высоко взмахивая
косой, стала брать плавней и шире, и
видно было, что ей легче теперь. Не от-
дыхая, проходили за рядом ряд. Ста-
ло жарко. Под солнцем тяжелей ко-
сить. Ато-то спросил у ребят, сгребав-
ших сено:

— А на Гладком лугу звено ешё ко-
вит?

— Иосят, — ответили те.

И женщины не остановились. Ни одна
не захотела оставить работу раньше co-
седей. Это и имела в виду Анна Серяко-
ва, говоря, что звеном азартнее  рабо-
тается. «Звеном работаем под задор, —
улыбнулась она, — каждая не хочет от-
сталь, и все вместе не уступим второму
звену».

Казалось, у этих соревнующихея жен-
щин есть ещё и неписаный договор о вы-
соком долге, о большом, связавшем их ра-
бочем содружестве. Й так не только Je-
том, в уборку, а и весну всю, и зиму,
и весь год.

Началось ¢ поры, когда
землю за звеном, и Анна Серякова, при-
тлядываяеь к каждой из своих подруг,
сумела расположить женщин K cede.
Узнала: своенравна, & жадна на рабо-
ту Елизавета,  безотказная работница
Алёна, решила, что ‘Марья Анисимо-
ва помощник, опора и надежда. Её она
и посылает вместо себя туда, где ну-
жен глаз и порядок.

В звене сработались, сроднились. У

гли, отвлекали Машу,

закрепили

Маши Новожиловой, как узнала она, о ги-
бели на фронте мужа, руки опустились.
Сжалась она, как каменная, молчит, из
рук У неё все валится. Тужили вместе с
ней, а потом бережно,

ли еб в работу.

eee

Новый метод
строительства,

КИЕВ, 9 августа. (По телеф. от соб.
корр.). На восстанавливаемом ныне киев-
ском заводе «Большевик» привлекает вни-
мание необычная стройка одного из цехов.

1806080, Как М0-  Немцы сожгли здание, от него остались
помогали ей, тяну- только стены. Сейчас на этих стенах воз-

двигается кровля в виде тонкостенного

Легче сообща работалось, словно силы кирпичного свода. Часть его уже готова.

одна у другой черпали, и крепло co-
дружество звена. Потому ещё с прошлой
осени колхозницы навозили на свои по-
ля навоза «не сосчифать сколько» и бе-
регли его, чтобы не сох, снегом прокла-

дывали, вносили с толком, где реже, где   сводов
чаще. Семена чуть не руками отбирали.  рушенных

Строители передвигают несложную опалуб-
ку и принимаются за укладку следующего
ребра крыши. Автор конструкции безлес-
ных сводов двоякой кривизны—кандидат
‘технических наук А. И. Рабинович.
Небольшой вес тонкостенных кирпичных
позволяет применять их вместо раз-
или сгоревших перекрытий на

Землю вспахали отлично. Бороновали так, сохранившихся стенах без дополнительного

чтобы ни одно зерно

схороненным, не высохло и птицы его не   становления

не оставалось н@ их усиления. Метод строительства и вос-

зданий без применения леса

склевали. Озимую пшеницу два раза по-  целиком себя оправдал. Он особенно ценен
лоли, & сортовую в третий раз пропалы- в районах, пострадавших от оккупации.

вали, когда она уже выколосилабь.
Начиная сенокос, женщины звена Ан-
ны Серяковой уже знали: хороша их
рожь и яровые много лучше прошлогод-
них. Подочитали, что могут собрать боль-

ше намеченного колхозным и бригадным   лесного
планом, и тогда звено получит дополни- ваться

тельную оплалу.

Восстановление цеха завода «Больше-
вик» — первая такая стройка на Украине.

В безлесных районах республики новый
метод строительства будет широко распро-
странен. Специальная бригада Наркомстроя
СССР выезжает в Донбасс, где путем без-
строительства будут восстанавли-
промышленные и жилые здания,
депо, складские помещения, строиться ки-

Последний день косили долго. И когда   Нотеатры, клубы и т. д.

дед Лавр Сидоров выехал из леса со жба-

нами холодной ключевой воды для KOC

цов,— их уже не было. Ему пришлось про-

в усы, только качал головой, нето удив-
ляясь, нето одобряя. Женщин он увидел

ИМ:
— Бабы, куда же вы ушли? Так в
самому Борискову подойдете...

щины.
До фронта от них не близко, очень да-
леко. Но женщины всерьез думают важ-
дая о фронте, и общий разговор то и де-
Xo обращается к фронтовым победам.
Вончили сенокос,

стасья Ивановна Серякова и подрастаю-
щие девушки. Анна Серякова каждому от-
вела делянку. С ней согласились — уже
знали, убедились — при сдельщине рабо-
та идёт дружнее. ;

начинать. Так принято. А за ней пошли
остальные, начали жаль дружно, ровно.

к берегу озера высокий светлорусый

сплочении и мужестве русских.

ноженное их современниками, вновь ве-
дущими Россию в победе.

Елена БРАГАНЦЕВА,
спец. корреспондент «Известий».

района Ярославской области.

Сессия Томского горсовета,

ТОМСК, 9 августа. (По телеф. от соб.
корр.). Прошла половина строительного
сезона, и Ш сессия Томского городского
Совета депутатов трудящихся обсудила
вопросе о ходе работ по капитальному
строительству и благоустройству города,
С докладом выступил заместитель пред-
седателя исполкома горсовета т. Троян.

Сессия отметила, что освоение средств,

отпущенных на строительство и благоуст-

ройство города, идет явно неудовлетвори”
тельно. Не развернуты намеченные на это
лето работы по строительству трамвая и
`банно-прачечного комбината. Участники
сессии критиковали ‘руководителей город-
ского строительного треста Пляшко и Но-
викова, а также директоров промышлен-
ных предприятий, которые медленно ос-
ваивают средства, выделенные им на жи-
лищное строительство.

Неудовлетворительно идет ремонт го“
родского жилищного фонда. Качество ра-
бот в ряде случаев низкое.

Отстают также работы по внешнему
благоустройству города:
половина ассигнованных средств.

Председатель исполкома горсовета Тов.   многие другие передовики

Баранов в своем выступлении
внимание сессии на передовую — статью
«Известий» от 7 июля о помощи заводов
городскому хозяйству и призвал руково-
дителей промышленных предприятий к
тесному сотрудничеству с горсоветом в
благоустройстве города.

Сессия в своем решении подчеркнула
необходимость своевременно и полностью
подготовить городское хозяйство, жилые
дома и общежития к зиме, особенное вни-

мание уделив квартирам семей военнослу-   пущена

Жать без звеньевой не начинали. Ей

юноша Александр Ярославич — князь
Александр Невский, принесший славу  ,
России, оставивший память в BeRAX © го района. На совещании животноводов и

Колхоз имени Сталина_ Переславского-\Мельникова

На Ленинградском
монетном. дворе

ехаль весь скошенный луг. Он, ухмыляясь ,

за кустами на другом лугу и крикнул  соб. корр.). Ленинградский Монетный двор,

основанный 220 лет тому назад Петром 1,.
сейчас восстанавливает выведенное в на-
чале войны из строя паросиловое хозяйство.
Одновременно он начал изготовление меда-

— Ближе в фронту двигаемся, Лав- лей «За оборону Кавказа». Граверы Монет-
шка! — закричали ему в ответ жен- ного двора сейчас с исключительной худо-
у.

жественной тонкостью гравируют мельчай-
гие детали медали. В августе будет выпу-
щено 125 тысяч медалей для награждения
героев-защитников Советского Кавказа.
Впервые за время войны Монёный двор
возобновил сейчас выпуск звонкой размен-

и рожь поспела. ной монеты 10, 15 и 20-копеечного достоин-
Harp noma все. Вышла старенькая На-!ства.

Животноводы обмениваются
OIIBITOM

ВОЛОГДА, 9 августа. (По телеф. от
соб. корр.). Выдающийся успех знатной
свинарки А. Е. Люсковой, вырастившей
за 15 месяцев от одной свиноматки 128

Колхоз имени Сталина — в сельсове- голов племенного молодняка, вызвал сре-
те Нагорном. Поля его на холмах, и от- ди работников
сюда видно синее чистое Плешеево озе- живой интерес. Животноводы знакомятся
ро. Верно, таким же тихим утром сходил

животноводства обл?сти

с опытом работы тов. Люсковой, развер-
тывают соревнование за новые производ-
ственные достижения.

На-днях тов. Люскова была приглашена
Февральский сельсовет Междуреченско-

колхозного актива она поделилась своим

И живет это мужество в сердцах пе-  опытом выращивания свиней, затем посе-
реславеких женщин, поддержанное и ум- тила колхозные` фермы и дала свинархам

много ценных практических советов.
Приезжающих к ней посоветоваться
животноводов Люскова встречает, как до-
рогих гостей. Свинарка колхоза «Вечер-
няя заря» Междуреченского района Е. А.
несколько раз советовалась
с Люсковой и, переняв её методы работы,
уже добилась среднего выхода от свино-
матки 19,5 деловых поросят.
Заведующая  свиноводческой фермой
колхоза «Земледелец» Пришекснинского
района М. Ф. Козлова, свинарки А. А. Ша-
маева из колхоза «Светлый путь» Воло-

освоена только   годского района, А. В. Андреева из кол-

и
свиноводства,

хоза «Трудовик» Вашкинского района

обратил   используя опыт тов. Люсковой, также до-

бились замечательных результатов.

Автоматическая телефонная
станция в Смоленске

СМОЛЕНСК, 9 августа. (По телеф. от
соб. корр.). В Смоленске восстановлена и
в эксплоатацию ‘автоматическая

жащих и инвалидов Отечественной войны.   телефонная станция.

ии :0—-—°—O .....??*?*?,_, огъЩыЩЮ юввввывмвпттт>- ST

*

‚ Верные слуги народа

А. ДУШКО

Заместитель Председателя Президиума Верховного Совета УССР

Грохочут залпы победы. Тысячи нем-
в падалью разбросаны по полям или

щнуро бредут в полон. Любимая‘ наша

‚ \1-Украина, большинство её. городов и

(el, снова свободна.

Больше тысячи дней живут и борются
ны и дочери украинского народа ради

ивобождения родной советской земли;

Г тысячи наших братьев и сестёр принима-
И смерть во имя бессмертия родины, во
я существования своей Украинской
COETCKOH державы.

№гда разбойничьим ордам Гитлера
Палось ` временно захватить Украину,
Ни всячески старались поработить, уни-
  1 украинский народ. Всё, что напоми-
#810 06 украинской государственности, ©
Национальной культуре, науке, искус-
ве, враг разрушал. Террором, пытками,
1анвой пропагандой OH пытался вытра-
BHT из сердца украинцев любовь к ©во-
ей родине, заставить их отречься OT CBO-
го народа, от партии Ленина Сталина,
посеять раздор между братскими наро-
мии СССР, навеки сцементированными
щими благородными советскими це-
TAME, <

Тщетно! Слишком велико было до вой-
НЫ счастье народное, слишком крепка
8 в освобождение, непреклонна воля

® сопротивлению, горяча ненависть к не-
Уецким поработителям.

Пройдёт немного времени, минуют воен-
ие грозы, и вчерашние воины будут ©
ТОрхостью вспоминать о том, как народ
рег власть Советов на Украине, как
91а власть защищала народ.

Во многих областях республики были
Целые районы, контролируемые  парти-
занами. В этих местах существовали ор-
Таны советской власти, которые в труд-
ных условиях вражеского окружения про-
Зодили в жизнь свои мероприятия. Под но-

She,

му немцев жили и действовали подполь- я cai т
ные раме И И и исполкомы Сове-  ни льна. eee ee ca ee ay своем
в депумлов трудящихся. На Пар- 6626 — ПР рулевского — иепол-
тийно-партизанской конференции Жито- Ре мед омитета Совета  депута-
хирщины, например, был организован нительного O были спрятаны от
подпольный исполком Совета депутатов   тов трудящихся я

трудящихся Словечанского района. Воз-

главил его партизан И. Макарчук. Bo
всех селах этого района работали сель-
ские Советы. Они были непосредетвенны-
ми организаторами борьбы населения с
немецкими захватчиками.

Главной задачей Советов в тех уело-
виях был саботаж всех мероприятий гит-
леровцев и их прихвостней. «Враг не дол-
жен получить украинского хлеба, про-
дуктов» — это стало одним из основных
пунктов программы действий подпольных
советских органов.

Немецкие охранники, об’езжая масси-
вы созревших хлебов, видели хорошие
колосья жита, пшеницы. Но так было
только вдоль дорог, а позади на полях
стояла солома: по указанию сельсоветов
крестьяне ночью срезали верхушки ко-
лосьев, прятали хлеб у верных людей,
передавали его партизанам.

Плохо шёл хлеб к немцам. Часто оп-
рокидывалиеь подвбды, ломались  коле-
са, мельничные механизмы, разрывались
мешки, исчезало зерно из-под  молоти-
лок, а когда все же приходила пора под
охраной гитлеровцев везти хлеб на свып-
ные пункты, верный человек  извещал
партизан о дне и часе прохода обоза.
Дальше народные мстители знали,

сохранилось много тысяч пудов зерна.

когда пришла освободительница— Красная

обозы с

Армия, в город потянулись
подарками родине.

Нередко партизанские подпольные ис-
полкомы райсоветов делали так, что ста-
ростами в селах были наши советские
люди. Был, например, старостой при нем-
цах в селе Буки Житомирского района
Житомирской же области Николай Анд-
рейчук. Сотни людей уберег он от немец-
кой каторги. Так и не получили немцы
из этого села ни одного человека, Kak,
впрочем, не получили они оттуда ви леса,

немцев ’важнейшие детали оборудования

что

о
лать. Таким образом в селах Украины :
ed И и советских организаций было восста-

фарфорового завода, двух мельниц и
электростанции. Два с лишним года про-
лежали детали в земле, а на третий день
после прихода советских войск в городе
появился свет, снова заработали и завод,
и мельницы.

В условиях жесточайшего гитлеровеко-
го террора исполнительные комитеты Co-
ветов созывали депутатов. В самой пасти
немецкого зверя они проводили подписку
на советские займы, переправляли через
линию фронта с помощью партизан мил-
лионы рублей и сотни тонн продуктов
для родной Красной Армии. Это они при-
водили партизанских коней в село, осво-
бождённое народными метителями, для
помощи крестьянам в полевых работах,
организовали подпольную ‘больницу для
раненых партизан, устраивали загоны
для спрятанного от немцев скота в гау-
бинах леса. Сельские Советы посылали
тех, кто посильнее, делать рвы, завалы на
дорогах, устанавливая дозорных в пред-
местьях сёл, чтобы предупредить насе-
ление о приближении карателей.

Можно с гордостью сказать, что в дни
войны работники Советов показали себя
истинными слугами своего народа, под-
линно государственными людьми. Можно
назвать сотни имен работников Советов
депутатов, героически боровшихся © не-
мецкими захватчиками.

Когда Красная Армия, изгоняя фаши-
стов с советской земли, один за другим
стала освобождаль районы и целые обла-
сти Украины, первой задачей партийных

новление Советов депутатов трудящих-
ся. Советы вместе с партийными органа-
ми возглавили работу по возрождению
колхозов, промышленности, всего народ-
ного хозяйства.

Сразу же поеле освобождения от окку-
пантов населенного пункта, района, 0б-
ласти там восстанавливались органы со-
ветской власти. В райисполкомы шли за
советом, за инструкциями, за помощью
медицинские работники, учителя, Kod-
хозные счетоводы, работники связи: Co-
ветские органы обрели крепкий актив, на
которй с первых же дней можно было
опереться.

Исстрадавшиеся при немцах люди по-
чувствовали себя вновь настоящими хо-
зясвами своей жизни, своей земли. В ру-
ководящих советских органах они увиде-

ли своих земляков, е честью прошедших
закаливз-  рвались поблизости вражеские

испытания военного времени,
шихся во время войны.

Для всех истоековавшихся по настоя-  родеких и районных Советов
щей, созидательной работе нашлось дело.  трудящихся
В прифронтовых районах Советы орга-  городов уже собирали население,
помощи  ремонтировать военные дороги,
победному продвижению Красной Армии:  железнодорожные и пешеходные

низуют население на оказание

Ещё в окрестностях шли бои,

ещё  первоочередная работа Советов респуб-
снаряды   лики. Победоносная Красная Армия долж-

И бомбы, а& исполнительные комитеты го-  на получить вдосталь продовольствия, 4

крупных

быстро исправляются дороги, строятся и  через реку.

восстанавливаются разрушенные мосты.

Большинство работников Советов

депутатов! работающая для фронта промышленность

приднепровских   должна быть полностью обеспечена сель-
чтобы   скохозяйственным сырьем.

строить

МОСТЫ   все, чтобы экономически и организацион-

Местным Советам необходимо сделать”

но укреплять колхозы и содействовать их

3& хозяйственному росту. Нужно развивать

Сельсоветы размещают по хатам семьи,  годы войны выросло в зрелых государ-  все ‘отрасли социалистического земледе-
остазшиеся без крова, помогают транс- ственных деятелей. Авторитет созетеких лия, ставя задачу не только добиться до-
портом возвращающимея в родные места органов неизмеримо возрос. Народ вы- военного изобилия, но и опередить хозяй-
жителям, организуют для них питание, двинул на работу в Советы преданных лю-ственные достижения довоенных лет.
содействуют в розысках и возвращении  дей, патриотов, проявивших себя в борь-
разграбленного немцами имущества. бе с оккупантами. Сельские исполкомы
В первую военную осень гитлеровские  лишь одной Киевской области ныне воз-
варвары дотла сожгли село Баранивку   главляют 64 бывших партизана, 133 уча-
Шишацкого района на Полтавщине. Из стника Отечественной войны — бойцы
330 хат варвары не оставили ни одной. и офицеры Ерасной Армии и 68 челове-
Они выгнали жителей села и об’явили его  ка, вернувшиеся из восточных областей.
несуществующим. Баранивцы приюти-  Многие из них впервые на советской
лись в лесах, в окрестных сёлах. Но ве-  работе. Поэтому огромное значение при-
лика тяга людей к родным местам! Один  обретают семинары для советских работ-  социалистическая по содержанию куль-
за другим возвращались селяне на пепе-  ников, курсы, лекции, инструктивные со-  тура. Чтобы этот процесс совершалея
лища, рыли землянки, жили, хоронясь.   вещания. Советские работники Украины   быстрее, местные Советы обязаны каждо-
— Придут наши, — говорила пред- настойчиво учатся, стараясь перенять дневно руководить и помогать очагам
седатель сельсовета Евдокия Мала, гово-  передовой опыт. В Белоцерковеком рай-  культуры, просвещения — учебным заве-
рил сельский активист дед Герасим онном Созете весь штат исполкома и ак- дениям, клубам, театрам, музеям.
Чапля, — все опять будет, как прежде. тивисты проходят хорошую школу совет- Перед нами развернутая программа
Нужно строить родную Баранивку, в но-  ской работы. Они учатся, как нужно ра-  возрождения всего народного достояния
вых халах встречать освободителей на-  ботать с жалобами трудящихся, как вес- Украины, намеченная в докладе главы
ших.—И вот, находясь ещё под владыче-  ти делопроизводство, строить работу по-  правительства УССР Н. С. Хрущева на
ством врага, скрытно, в лесу баранивцы  стоянно действующих комиссий,  депу-\ сессии Верховного Совета Украины.

Первостепенная роль принадлежит Со-
ветам и в изыскании местных строитель-
ных, сырьевых и трудовых резервов для
ввода в строй действующих промышлен-
ных предприятий, для расширения их
производственной мощности.

На освобожденной украинской земле
снова расцветает национальная по форме,

заготовляли материал для будущих своих татеких групп. Здесь изучались важней-

домов, а как только через

вожжённую  шие политические и исторические доку-

Баранизку прошли советские войска, по-  менты: книга товарища Сталина «0 Be-

тянулись из леса подводы
стропилами, бревнами, досками.

домов колхозников Баранивки.

е готовыми  ликой Отечественной войне
Сейчас! Союза», доклад ‘товарища Хрущева
белеет свежим тёсом около 200 новых УТ сессии Верховного Совета Украинской

Советского
на

республики.

..Украина! Не раз в своей многовеко-
вой истории мужественно отбивалась она
от многочисленных и сильных врагов. И
всегда побеждала. Ибо на выручку ей
приходил могучий братский русский на-
род. Когда в огне гражданской войны

И украинцы с оружием в руках разбивали
Во всех уголках свободной Украины  Это принесло свои плоды. На семинаре цепи интервентов, товарищ Сталян бро-

кипит сейчас напряжённый  созидатель-  председателей сельсоветов Белоцерков- ‘ z у
ный труд. Люди стирают чёрные следы ского района при участии актива с содер- ме Иа а Pate ney
гитлеровского нашествия, возрождают  жательными докладами выступили РУКо- ти тогда украинцев аня к
промышленность, сельское хозяйство, водители ввох отделов райисполкома, ами‘ русские, грузины, белоруесы, ap-
очаги культуры, науки, искусства, всеми прокурор, военком, нарсудья. В Белой нь казахи. В этой ве. оу, 5
средетаами помогают фронту. И Советы  Церкви после ее освобождения начали ной ?ойне УЕ ae fe ee
являются той силой, которая организует! работаль уличные комитеты. Руководимые нь п ade a; ee ee
и мобилизует население на это большое   райисполкомом, эти комитеты привлекли ам oe hae next
дело. широкий актив и успели уже многое ©д6- кий народ р р $

В годы войны Советы Украины приоб- лаль для восстановления городского хо- род. у
рели значительный организационный зяйства. Воюет и трудится единая и могучая
опыт. Они научились лучше мобилизо-  Успешное завершение сельскохозяйст- Украина,  осенбнная сталинской  заб0-
вать население на решение первооче- венного года, уборка урожая и заготовка Т0И.
редных задач. продуктов, — вот ответственнейшая и КИЕВ.