__ рестных

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 АВГУСТА 1944 г. № 192 (8494)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Что прежде всего поражает на этой
фабрике? Я ставлю это слово без кавы-
чек. Это, действительно, фабрика. #5
цехи размещались не в случайных зда-
ниях, казармах, хатах, как мы видели
это до сих пор на территории, прибли-
женной в фронту, где немцы чувствова-
ли себя неуверенно и не имели времени
для строительетва специальных комбина-
тов уничтожения. Jareph уничтожения
пох Люблином немпиг сооружали давно,
и они могли спокойно, не торопясь, согла-
суясь с заранее установленным планом,
создавать эту индустрию смерти, фабрику
истребления вредных или бесполезных
для фашистской Германии людей.

..Шоссе Люблин — Хелм. Поблизости
от города вы видите оправа ограду, опяе-
- тенную колючей проволокой в несколько
рядов, усложненную проводами, по кото-
рым пропускался электрический ток. Во-
рота, какие можно обычно увидеть у
входа в крупное индустриальное пред-
приятие. Асфальтированные дороги, раз-
ветвляющиеся в направлении различных
полей, блоков, цехов большого завода.
Десятки строений, сделанных по одному
образцу, расположенных в правильном
порядке, одинаково окрашенных в зелё-
ный цвет, распланированных по квадра-
там, отделённых друг от друга колючей
проволокой. Веё это группируется вокруг
собственно индустриального района,
увенчанного высокой кирпичной тру-
бой — не круглой, как обычно, больше-
то, чем обычно, диаметра, четырехуголь-
ной, очень солидной, массивной. Первое
впечатление — это’ завод, хорошо орга-
низованный, построенный по последнему
слову техники.

Заводом управляли немцы. Им хоте-
лось жить хорошо. Они устроили в фаб-
ричном районе огороды, превосходные
огороды, более плодородные, чем в ок-
сельских районах, — видимо,
имелось у немцев отличное удобре-
ние. Кое-что здесь собиралиеь yco-
вершенствовать, улучигить, —— в стороне
от асфальтированных дорог сложены
приготоваенные для укладки  канализа-
ционные и водопроводные трубы, штабе-
лями лежит кирпич, здесь собирались
расширять территорию фабрики, строить
новые цехи, новые печи.

Я передаю впечатление человека, ко-
торый впервые попал на эту немецкую
фабрику. Он идёт дальше. Ему становит-
ся трудно дышаль. Он видит на пути
стандартного типа строения, в которых в
громадном количестве собраны женские
платья, обувь, детские туфельки, медаль-
оны с фотографиями молодых и старых
людей, протезы, наплечники для платья,
мужское и дамское белье...

Он идёт дальше, первый евидетель, и
с каждым шагом ему все труднее и труд-
_ нее дышать, он вынимает платок, прижи-

мает к лицу. И вот он приближается в
центру всего комбината, туда, где воз-
зышаетея над обширной территорией
квадратная кирпичная труба. Последнее
впечатление жизни—в густо разросшем-
ея вокруг сорняке растут ярко-красные
маки, вплотную к каменным стенам фаб-
ричного строения. Много красных цветов,
: пышная трава, окруженные зеленью
тропинки, поблизости — огороды. Ещё
несколько шагов, и путник прижимает
руки в лицу, закрывает глаза, с трудом
заставляет себя двигаться дальше...

о

Цех наиболее индустриального вида.
Много металла, много кирпичной кладки,
етте непонятные для непосвященного при-
способления для подкатывания материа-
ла в жерлам печей, металлические тележ-
_ ви, строго рассчитанные по табариту

всего цеха, изготовленные специально

для этой отрасли немецкой индустрии.

Медные пластинки с фирменной маркой,
. стальные дверны на печах, просторные

площадки перед печами для тех, вто

участвует в этом фабричном процес-
се, — пленные немцы, He успевшие
убежать до освобождения Люблина наши-
ми войсками, пространно и словоохотливо
об’ясняют, что «рабочее место» для ма-
стеров этого цеха было удобно, простор-
но, не стесняло их в движениях и епо-
собствовало наиболее быстрому вынол-
нению заданной для цеха программы.
Залыхаясь от смрада, непосвященные

в тайны этой фабрики пришельцы идут

дальше, натыкаются на камеру, где ева-

лена в беспорядке одежда многих людей.

Фенские плалья, детокие  костюмчики,

пиджаки, шинели, пальто, чулки, рубаш-

ки, сорочки, — навалены в кучу, видно,
в спешке, в последнюю минуту. Не нужно
сметтивать это первое нагромождение co-
дранной впопыхах одежды с теми тиа-
тельно рассортированными складами муж-
ского, женского, детского платья, - кото-
рые мозкно увидеть в других блоках фа-
брикл. Это— отходы процесса, налажен-

ного немцами за многие месяцы, проду-  32а лет тридцати шести, словоохотли-

‘манного во всех деталях и прерванного
лишь вступлением нантих войск в Люблин
и его окрестности. Еще несколько шагов.
Следующий цех. Бетонная клетка с высо-
кими краями. Здесь вы все начинаете по-
нималь, Полуобгорелые скелеты многих
людей, черная студенистая масса челове-
ческих тел, приготовленных для сожже-
ния в кремациенных печах, но предан-
ных огню и пожару в тот чае, когда нем-
цы — мастера этого цеха перед изгна-
нием гитлеровских войск
уничтожали следы преступления.
Дальше. ‘Громадный  кремационный
блок. Пять вместительных печей. Раство-
ряющиеся надвое металлические дверцы,
толстые, способные выдержать самую вы:
сокую температуру. Полукруглый метал-
лический свод; внизу, у основания пе-
чей, снабженные роликами  приспособле-
ния для под’ёма тележек к. электричес-
ким толком. Ничего случайного. Вее рас-
считано: емкость печей, размеры теле“
жек, расстояние от пола до печной пли-
ты, место для разворота телдежев перед
тем, как их содержимое вывалят в печь,

—ы—.——

* Окончание См. «Известия» от 19 ав:
густа.

ая ©

из Люблина

ово
Евгений КРИГЕР

Специальный военный корреспондент
«Известий»

сос

„— все сдезано с помощью точных инже-
нерных расчетов, хладнокровных, выве-

ренных, основанных на специфической
технологий этой немецкой фабрики
смерти.

ххх

Здесь сжигали человеческие тела. Те-
лежки служили для подвозви трупов к пе-
чам. В каждую печь можно было загру-
зить шесть трупов в один прием. В дни
0с0бого рапряжения в каждую печь всо-
вывали по семи трупов; если печь не вме-
шала в себя все содержимое тележки,
если стальные дверцы не закрывались,
немцы обрубали торчавшие наружу руки
или ноги умержвленных людей. У немцев
не было времени «церемоняться», по их
выражению. Заданная цеху ежедневная
программа толкала их в спину. Они ене-
шили. Заключенных в лагере убивали
каждый день. Их трупы нужно было ежи-
гать, электрические печи работали
круглыми сутками напролет, еле, усие-
вая освобождать лагерь от накопивших-
ся трупов. Здесь, возле кремационных
печей, были в ходу у немцев специфиче-
ски-заводские выражения, технические
термины, употребляющиеся обычно на
кирпичных, металлургических, химичес-
ких предприятиях:

— Пропускная способность цеха.

— Режим печей.

— Коэфициент  нелезного действия.

дна температура в нечах существова-
ла для обычной загрузки печей. Дру-
гая— для тех случаев, когда потох трупов
вапирал на обслуживающий персонал
кремационного цеха и приходилось повы-
шать температуру в печах до 1.500 гра-
дусов. Немцы не сразу учли, сколько
людей они будут истреблять в лагере
под Тюблином, что будут так называемые
«часы пик», что транспорты заключен-
ных будут прибывать под Люблин в
один и тот же день сразу со всех концов

опы.

Оставались пепел, зола. Может быть,
этим об’яеняется тучность расположен-
ных при ‘лагере огородов. От убитых oc-
тавалась одежда. Её аккуратно собирали
в складах. Ничего не пропадало. Все у
немцев шло в прок.

я. х

Да, это настоящая фабрика — немец-
кий лагерь истребления людей под Люб-
лином. В этом его отличие от всех не-
мецких лагерей для военнопленных и за-
включенных, которые мы видели до сих
пор за три года войны. Мы знали немало
фактов, когда безоружного человека, ста-
рика, женщину, ребенка немец убивал в
состоянии бешенства, злобы, исстутшения,
наконец, в принадке садизма, — во всех
сблах и городах, где побывали немцы, та-
кие случаи наючитываются сотнями и ты-
сячами. В Люблинском концентрационном
лагере — другое. Здесь работал непре-
рывно. действующий поток истребления.
Здесь тоже было немало фактов садисти-
ческого надругательства над людьми. Их
били, они теряли сознание, их поднимали
на ноги и заставляли вотать, потом опять
били до полусмерти и петом приказыва-
ли — работайте! Мунфельх, начальник
второго  усовершенствованного  крема-
тория, забавлялея иначе. Людей, которые
знали, что он их убьёт, что они обяза-
тельно попадут в одну из его пяти печей,
он предварительно терзал, дразнил евою
жертву. Когда истощенного, умиравшего
от голода или туберкулеза человека несли
в блок электрических печей для сожже-
ния, Мунфельх кричал:

— He торопитесь. Несите ere ocro-
рожно. Он ешё пригодится нам кой для
чего.

Встречая намеченную для уничтоже-
ния очередную жертву, он останазли-
валея, улыбался, спрашивал, за что че-
ловек нопахл в лагерь, как его самочувет-
вие, когда он собирается к нему, к Мун-
фельду — в печь. Он говорил:

— Прихохи. Я постараюсь, нечь бу-
дет горячая. :

Он приходил в госпиталь изи в барак,
где, неё в силах подняться, лежали на
полу и на нарах больные, умирающие,
обреченные на скорую казнь, уже беспо-
лезные для немцев заключенные. Он смо-
трел на. них, усмехаясь, и покрикивал:

— 9й, вон тому холодно, навройте
малого одеялом, пока его ещё не согрели
в печи.

Это был здоровый, краснолицый вер-

В НЕМЕЦКОМ ЛАГЕРЕ СМЕРТИ
в которой немцы раздевали узников
Фото специального воён ного корреспондента «Известий» С. Гурарий.

рика смерту
Пюблином”

довищную во всей ее

вый, любивший собак, что неё помешало
ему при от’езде из лагеря бросить свою
пюбимую собаку в ту же кремационную
печь. Это был немец. У немцев были
свой «человеческие слабости» — в лаге-
ре они воровали, утаивали от начальства
отобранные у заключенных ценные ве-
щи, подвергались наказанию, — рабо-
тавший в лагере по найму польский ин-

женер Станислав Зелент рассказывает,

что большинство сменившихея комендан-
тов лагеря сами сидят теперь в заключе-
нии в Мацкау, пох Гданском и в Бухен-
вальде за кражу ценностей, нодлежавших
сдаче высшим немецким властям. Всё это
так — о личных свойствах немецких па-

лачей, эсэсовцев мы не узнали здесь ни-

чего нового. Но в том-то и дело, что в
Майланеке  садистические акты — не
главное; не это составляет характерную

черту немцев, действовавших у газовых
камер и кремационных печей.

Нет, здешние немцы «трудились», они

были организаторами и исполнителями

рационализированного до последнего пре-
дела процесса уничтожения людей. Это бы-
ли мастера, технологи при печах, химики
при камерах отравления, специалисты но
массовой транспортировке трупов, конет-
рувторы новых и новых блоков истребле-
ния. эдесь,

в Майданеке, под городом
Люблином, мы увидели во весь рост чу-
обыкновенности,
распространенности фигуру современно-
го немецкого палача. Он задумал и спро-

ектировал этот лагерь, рассчитал и про-
верил на печах первой очереди режим
сжигания трупов, он установил пропуск-
ную способность и «коэфициент полезного

действия» каждой кремационной печи, он
изобрел способ отравления заключенных в
банном помещении с помощью газа «ци-

клон», он контролировал процесс отравле-
ния, полглядывая в смотровое стеклыш-
ко, он сортировал оставшиеся после убий-

ства сотен тысяч людей платье, обувь,
предметы личного обихода, детские ту-
фельки, рубантечки, даже игрушки, —мно-
го игрушек можно найти в люблинском
складе, гле немцы собирали имущество
казненных.

Мы видим современного немецкого па-

лача. Этот палач — чудовищно изошрён-

ный, технолог убийства миллионов лю-
дей, сотнанных из всех стран Евро-
пы. Смотрите на’ него — это опыт-
ный инженер, обогативший себя знания-
ми, длобытыми великим трудом всего че-
ловочества, обративший их на дело воз-
расталощего в прогрессии убийства 663-
оружных, беззащитных людей. Таково
последнее порождение немецкой «циви-
лизации».
ЖЕ Re

Немецкую фабрику смерти в Майданеке
начали строить давно, в конце 1940 го-
да. Её сразу задумали в больших мас-

штабах, с размахом, с расчетом на то, что

будут вторая и третья очереди, — немцы

заготовили проект на 360 тысяч! заклю-
ченных одновременно, успели осущест-
вить строительство на 100.000. и только

штурм Ирасной Армии, выбросившей
немцев из Люблина, прекратил осущест-
вление этих чудовищных планов. Немец-
кие эрифмометры, дополнившие им топор
палача и веревку при виселице, продол-
кают щелкать, высчитывая, сколько еще
жертв может уничтожить Гитлер в подоб-
ных латерях, всасывающих в себя людей
из Франции, Голланлии, Югославии, Да-
нии, Норвегии, Греции, Польши, eo всех
европейских земель, где еше сохранилось
владычество фаптистежих оккупантов. В
регистрационные книги при люблинском
лагере аккуратно заносилиеь сведения ©
прибывающих крунных партиях заклю-
чённых — из Львова, из Коломый, из
Станислава, из Варшавы, из самой Гер-
мании, где сосредоточены были в тюрь-
мах и лагерях пленники из всех европей»+
ских стран; в Майданеке можно было ус-
лышать все языки, весе наречия; юрист
Ежек Баргельский, дававший показания
© люблинском лагере, рассказывал, что
видел там турок, китайцев и негров. По-
ляки, собравшиеся на траурвую панихи-
ду памяти многих сотен тысяч людей,
умершвленных немпами пох Люблином, в
ужасе восклицали: «На нашей земле
немцы создавали кладбище для Beek
Европы».

В сердцах людей, видевших фабрику
смерти в Майданеке, бушует ненависть в
подлым убийцам, утратившим вое челове-
ческое. До невиданных пределов довели
они искусетво массового истребления
всех, кто не входит в их смердящее труп-
ным запахом племя. Они, еще лютуют. на
земле, в центре европейского материка.
Они должны быть разгромлены, поверже-
ны в прах. Человечество требует возмез-
дия немцам — осатаневшему зверью. Это
возмездие будет беспощадным!

Гор. ЛЮБЛИН.

RHEB СЕГОДНЯ. Коллектив «HKuexso-
энергомонтаж» досрочно выполнил своё
обязательство по восстановлению первого
котла на Киевской теплоэлектроцентрали.
На снимке: бригада слесарей И. Шестонала
заканчивает монтаж регулятора прогрева
пара. На первом плане работает  стаха-
новец А. Бучеров,

Фоте CO. Раппорта.

Ученые знакомятся
с работой институтов

У академика Т. Д. Лысенко

Академия наук СССР приступила к орга-
низации экскурсий ‘ученых в различные
академические институты для ознакомле-
ния с ведущимися там работами. Вчера
группа научных сотрудников HHCTHTYTOB
биохимии, физиологии растений, а также
Ботанического сада посетила Институт ге-
нетики.

Директор института академик Т. Д. Лы-
сенко и его заместитель Н. И. Нуждин
ознакомили собравшихся с задачами генети-

ков и рассказали о тех исследованиях, KO.

торые сейчас ведутся в институте.

Гостям были показаны опытные делянки
с посадками ‘помидоров,
зегетативной гибридизации (прививке) как
между различными сортами помидоров, так

н с некоторыми другими родственными рас-
тениями. Цель этих опытов — изучение
наследственности.
Посетители увидели на делянках пшеницу,

теоретических вопросов

подвергшихся

_ Опровержение ТАСС

в частности, в лондонских газетах «Ньюс Epo

й печати и Oi
1. В иностранно 2 ись сообщения, согласно которы

ii энд Морнинг пост», появил
ОО я бы обратилось в Ватикану с i  Boopataanny
действий при решении послевоенных социальных и религиозных проблем,

ТАСС уполномочен заявить, что все эти сообщения лишены основания,

5. Ва последние дни в иностранной печати появились сообщения 66 ссы]
на газеты и радио польского эмигрантсвого правительства о восотаниях Hpi
ниях, начатых в Варшаве 1-го августа по приказу польских эмигрантов в Лондон
и продолжающихся по настоящее время. Газеты и радио р омигрантовом
правительства в Лондоне при этом делают намеки на то, что будто бы повстанцы ь
Варшаве находились в контакте с советовим команхованием, & последнее не отд.

зало им должной помощи. :
ТАСС уполномочен заявить, что эти утверждения и намеки иностранной печат
являются либо плодом недоразумения, либо проявлением клеветы на совету
командование. ТАСС”у известно, что со стороны польских лондонских кругов, отвез
ственных за происходящее в Варшаве, не делалось никаких попытов заранее увь-
домить и согласовать с советеким военным командованием какие-либо выступления
в Варшаве. Ввиду этого ответственность за происходящее в Варшаве падает искль

чительно на польские эмигрантские круги в Лондоне. ay

Hebéo Балтики —

кость ясная погода, видимость быль on
личная. Пустыня моря простиралаь и
горизонта до горизонта оплолтной серу
пеленой, на которой не было ни одно
подозрительного пятнышка,

Медленно тянулось время. Казалоь,
сегодня не удастея отыскать цель. fy.
прасно кружит над морем самолёт! (в
бодный поиск сегодня не принесет нин-,
ких результатов. Ц

Но экипаж терпеливо, Fac за ча
продолжал искаль вражеский корабль,
вот первый дымок о Comnny
стояло ещё высоко, и дым Bpameckon
корабля отчетливо виден был на 6804.
серой поверхности моря. ‘

Стрелецкий направил машину в цел
С борта неприятельского транспорта м.
метили самолёт, когда он был ещё и
большом расстоянии. Зенитки открыл
бешеную пальбу. Можно было пожалеь
о том, что в небе нет ни единого обл.
ка. Пришлось поэтому итти на цель, в
встречу огненному ливню зениток, в
имея возможности хоть Ha сек
скрыться от противника.

Самолёт вошёл в пике. Две бомбы и.
рушились на корабль. Взрыв, столб в
ня. Выходя из пике; Стрелецкий увиде

Катер шел в Бронштадт. Белая пена
вставала за кормой, холодные брызги
били в лицо. Ветер Балтики гнал по небу
обрывки облаков, как бы расчищая поле
битвы, которая He прекращается здесь
ни на один день и грохочет во всю мощь
авиационных моторов и бомбовых зал-
пов.

Рулевой взглянул вверх, прикрывая
рукой глаза от солнца, и сказал, ни ЕВ
кому не обращаясь, как бы про себя:

— Идут хозяева неба балтийского...

Мы все тоже взглянули вверх и Ууви-
дели звено светлосерых самолётов. Они’,
тли строем, то скрываясь в нухлых об-
лаках, то выплывая на простор небесной
синевы. Рокотание мотора нашего катера
заглушили голоса бомбардировщиков.

— Возвращаются с работы, — опре-
делил рулевой, провожая самолёты дол-
гим, признательным взглядом.

И все на катере молча следили за
бомбардировщиками, покуда они не рас-
таяли в небе, точно серые льдинки в с0л-
нечных лучах.

Мы не знали, откуда и куда они шли,
кто сидел за штурвалами самолётов. Мо-
жет быть, это возвращались из боевого
полёта известные своими подвигами бал-

тийские ассы, потопившие финский бро-
неносец «Вейнемейнен»? Или это были
лётчики части Борзова, пустившие на
дно рекордное количество неприятель-
ских кораблей?

Хозяева ‘неба балтийского пролетели
над нами, и не было в ту минуту на ка-
тере ни одного человека, чье бы сердце
осталось равнодушным, кто бы не про-
никся гордостью за наших. летчиков, без-
раздельно владеющих балтийскими небе-
сами.

Валтика гордится своими соколами.
Заговорите с любым моряком, и, будь
это на борту эсминца или в крошечной
каюте торпедного катера, в береговом ли
блиндаже артиллериста, или на юрком
«морском охотнике», — везде вы услы-
пите’ нескончаемые рассказы о подвигах
морских лётчиков. Вам поведают о том,
Rak четверка истребителей — Цапов, Мо-
розов‚ Шилков и Головко завязали бой
с 22 вражескими машинами. Первого
«Юнкерса» сбихг Цапов. Бой продолжал-
ся семь минут. Это, вероятно, очень не-
продолжительный срок для сухопутной
операций, не на море и в воздухе для
сражения отпущено мало минут. На ис-
ходе седьмой минуты из 22 немецких са-
молётов осталось в воздухе 18. Разроз-
ненные, отброшенные от цели, они по-
вернули назад, они уходили от четырех
советских истребителей, и снизу—с на-
ших кораблей и с береговых укреплений
бойцы и офицеры кричали четырем лёт-
чикам: «Молодцы!» и махали им нилот-
ками.

Какие люди выросли в боях над водами
Балтики! Сколько мужества и самообла-
дания понадобилось им для того, чтобы
стать подлинными и полноправными хо-
зяевами балтийского грозового неба!
Твардии капитан Стрелецкий тбл в ©во-
бодном поиске над морем. На борту са-
молёта находились штурман Афанасьев и
етрелок-радкст Трусов. Стояла на ред-

полученную в результате направленного
изменения озимой формы в яровую. Эти
опыты также связаны с изучением наслед-
ственности. На других делянках рядом с
эбычным сортом картофеля высеян выра.
щенный из клубней с удаленными глазками;
в сердцевине этих клубней благодаря ре-
генерации образовались новые глазки, дав-
шие урожай. Клубни эти отличаются свое.
образной окраской, иным, чем у материн-
ской формы, содержанием крахмала, формой
листьев и т. д. Потомство такого картофе-
ля сохраняет все эти свойства.

Больнюй интерес представляют работы
по снятию «периода покоя» у семян. В Си-
бири, как было сообщено участникам экс-
курсии, сотни пудов невсхожих из-за «пе-
риода покоя» семян зерновых были по ме-
тоду академика Лысенко доведены до нор.
мальной всхожести и использованы по на-
значению. Работники института рассказали
также о весьма успешных посевах на по-
лях Сибири по методу Т. Д. Лысенко ози.
мой ншенины по стерне, т.-е. без вспашкиы—
дисковыми сеялками.

Блестящий успех колхозниц
звена Кудриной

НОВОСИБИРСК, 12 августа. (По телеф.
от соб. корр.). Общественность области на-
ходится под впечатлением изумительной ра-
боты с первых дней уборки хлеба звена
Капитолины Кудриной в колхозе «Сибир-
ский гигант» Тогучинского района. В пять
рабочих дней звеньевая Кудрина вручную
выкосила 10,75 гектара, колхознина Лидия
Хлебникова — 10,27 гектара, колхозница
Антонина Кузнецова — 9,20 гектара.
68-летний колхозник Константин Кудрин
помогал им, умело налаживая и отбивая ко-
сы на полосе. Каждая колхозница имела
определенный участок работы. Косили они
от зари и до позднего вечера с двухчасо-
вым перерывом.

Рядом с полямн колхоза «Сибирский ги-
гант> находятся ноля колхоза «Смычка».
Там колхозницы выкашивали всего по’
0,4 гектара в день и потому сильно сомне-
вались, узнав о высокой выработке колхоз-
нин «Сибирского гиганта». Тогда звено
Кудриной для передачи опыта и оказания
помопки отстающему на уборке соседнему
колхозу 9 августа выехало косить рожь на
полях <«Смычки». Звено работало < исключи+
тельным увлечением. Кудрина в этот день
скосила 2,47 гектара, Хлебникова — 2,15
гектара, Кузнейова — 2,11 гектара.

Исполком Новосибирского областного
Совета постановил — за наивысшую. норму
выработки на уборке ржи, передачу своего
опыта работы м оказание помощи соседнему
отстающему колхозу, за самоотверженную
работу в военное время наградить колхоз-
ниц звена Кудриной, а также Константина
Кудрина почетными грамотами областного

Поединок
@T ОПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Дорога взлетает на бугор, с которого
виден укреплённый рубеж немцев Ha
эстонской земле, только-что взломанный
нашими войсками. Несколько дней под
ряд в этом месте шёл ожесточённый бой.
Противник оборонялея здесь с огромным
остервенением.

3& разрушенными пюеблками  высту-
пают вершины трёх холмов, господствую-
щих над местностью. Ещё нелавно они
были покрыты густым aecom. Сейчас

как большой транспорт накренилея в
правый борт и медленно, как бы pasyy:
мывая, стал погружаться в воду. B ry a
минуту Стрелецкий почувствовал т
нога его перебита. Кровь залила кабину,
Стрелецкий стал терять. силы. Он кое.
перевязал ногу, стараясь только придсл-
новить хоть на несколько секунд вм.
течение. «Только бы хватило сил ловит.
самолёт...» — пронеслось в ето сон
НИИ.

‘Самолет шел над Балтикой, над 1
стынным серым морем, не видно было HE
где ни одного дымка. Еще несколько м
HYT, еще несколько усилий, и п
жется берег, можно будет пойти в
посадку. Неужели . нехватит сил
тего, .чтобы ‘довести ‘самолет до Gash!’
Кровь из глубокой раны сочится, каши (
на пол кабины, дышать становится №
труднее, словно кто-то сжал грудь 2
лезным обручем. Сознание покидало т
лота, но он цеплялся за него вееми сле.
ми своей души и своего  ослабевающе
тела. И он довел самолет до базы и
садил на площадку.
На другой день в этом же секторе ши.
в свободном поиске другие самолеты, 1
снова, едва лишь показался на горизонт
дымок вражеского корабля, они устр
лись на него и обрушили бомбовый гп
и еще один транспорт противника 304
измещением в 5 тысяч тонн погрузили)
на дно.
Так хозяева неба балтийского помо
ют своим друзьям на море держать Kpel
ко в своих руках все пути Балтики. 01.
ная зона для неприятельских кора)
все расширяется. Их подстерегают в
воде, под водой и в небе мастера мгновее
ного испепеляющего удара, люди бал!
ской закалки.

Майор И. САМСОНОВ.
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
.

Е

на холме

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

Как-раз в это время наши микомич:
ты забрасывали вершину холма тяж
ми минами, и немцы  приталлиь 1 \
своим бронеколнаком. Бойцы побежали?
рост к разрывам своих мин. Им удал
достигнуть вершины холма невредимым.
и теперь они были уже вне зоны №
ствия вражеских пулемётов.

— Заходи слева! — шепнул Коло
щенко зайкову.

С двух сторон они приблизились 5 1*

Совёта с выдачей ценных подарков и за-
несением их на областную доску почета.
Колхознинам звева Кудривой присвоено

звание лузних косарей Новосибирской об-

ПОД ЛЮБЛИНОМ. Одна из комнат,
пагеря перед их умерщеленнем,

ласти.

Правлене колхоза «Сибирский  гитант»
выдало зватным конхозницам сверх обыч.
ного начисления на трудодни по одному
центнеру хлеба. ;

‚ Учебники для начальных.
if и средних школ
Украины

КИЕВ, 12 августа. (Me телеф. от соб.
корр.). Издательство Наркомпроса Украи-
ны «Советская школа» к началу нового
учебного года издаёт учебники но всем
предметам для начальных и средних пжол
республики.

Наркомирос и издательство об’явили
конкурс на создание ояда новых учебни-
ков, в том числе «Книги для чтения» для
начальной школы. Для изучения истории
в Ш--У классах готовится новая книга
под названием «Наша родина». «Книга для
чтения» содержит новые материалы о ге-
роической борьбе советского народа иро-
тив немецких захватчиков.

Двадцать названий учебников уже вы-
шли из печати. Следи них учебники по
арифметике, украюнскому языку, украин+
ской литературе м т, д, В ближайшее ape-
мя выходит в вет еще 15 Г

$

Нз броне видны вмятины от осколков, вся

холмы почти совершенно оголены. Торчат
расщепленные, обглоданные огнём стволы
деревьев, чёрные, лишенные ветвей.

Повеюду воронки от снарядов, б0мб и
мин. Наши артиллеристы буквально раз-
хавили узел сопротивления врага, вогна-
ли в землю живую силу немцев и пере-
мололи снарядами их технику.

На вершине холма дольше других дер-
жалось одно оборонительное сооружение
противника — глубокий бетонированный
колодец, прикрытый стальным колпаком.

кому отверстию позади колодца, TO Ob
выход из вражеского огневого гнезда.

И снова миномётчики помогли пех
тинцам-штурмовикам довести до кон
задуманное дело. Бойцы незаметно под”
шли к цели, потому что шквальный ого?
наших миномётов  отвлекал внимая
врага, и разгромили немецкий дот.

После этого смельчаки спустились ¢
холма. Ни одного выстрела не раздали».
его выщербленной снарядами вершвйя
Мертвый холм стоял над скрещениех A
рог. Трупы немцев были разбросаны }
дотах, воронках и траншеях.

В этот день немецкий рубеж был №
рван на значительную глубину, и ва
части очистили от противника важны
узел шоссейных дорог, На вершине 30
ма обосновались наши наблюдалели. 0

земля вокруг перепахана снарядами. Но
немцы были уничтожены в этом послед-
нем своем укрытии не снарядами, & гра-
натами.

Бойцы Зайков и Коломащенко обошли
вражесвую огневую точку, пробрались на
обратный скат холма, к выходу из колод-
ца и забросати связками гранат немецкий

гарнизон дота, состоявший, как это вы-   ола ОНИ Отлично просматривают №
яснилось после подечёта трупов, из девя-   МеСТНоСтЬ.
ти человек. Отброшенные or скрещения до

Много мужества и ненависти к врагу
необходимо, чтобы победить в таком по-
единке.

Холмы сильно обработала наша артил-
херия, Зайкову и Коломащенко трудно
было пробираться среди поредевших со-
сен и елей. Но самое опасное месте —
свтистую выемку справа от бетониро-
ванного колодна — Go. миновали бла-

немцы сопротивляются на промежу*
ном рубеже. Но полученный ими у
видимо, оказалея очень чувствительных
огонь немецких батарей стал заме
слабее.

Томая сопротивление врага, наши 1
ступающие части неутомимо прокла’
вают себе дорогу на запад.

И. ОСИПОВ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12. ory