ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 АВГУСТА 1944 г,

eee ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

№ 192

На стройке Иртышеской ГЭС

Место, где извилистый Иртыш проби-
BTM MEH отвесных сжал, казахи
звали Аблай-Бетты. Здесь, говорит на
ное предание, гордый джигит Аблай, не
зынеся унижений, причиненных черно-
глазой красавицей, бробилея 6 высокого

a t rg MOTOR и... <коттых —_
шёл (утонул).
Тины Аблай-Кетты — Участоь гран-
днозного строительства. В этом месте <о-
оружается крупнейшая на востоке Усть-

еногорская гидроэлектрическая стан-
ция. Она должна будет обеспечить деше-
вой энергией горную промыиленность и
цветную металлургию Большого Алтая.

Ещё перед войной усть-каменогорцы
зытули  иорвые  кубометры скальных
грунтов. Стройка была рассчитана на не-
сколько лет. Отечественная война внес-
18 серьбаные изменения в илан разви-
тя рудного Алтая. Оборонная про-
мылилонность потребовала много цвет-
ных металлов, и их должен был даль
Восточный Казахстан. Это в свою ‘оче-
редь вызвало необходимость ускорить на-
меченные сроки создания энергетиче-
ской базы. Опыт и исследования пока-
али, что первую электроэнергию можно
получить значительно раньше окончания
мновных строительных работ,  истоль-
Зуя для этого неполный водный напор.

плану работ первой очереди надо воз-
зести основное преграждающее  соору-
жение (перемычку) пока в той части,
которая необходима для создания частич-
ного подпора верхнего `бъефа, с перснек-
тивой последующего доведения узла до
проектной монтности. В общую  компа-
повку узла вводится при этом временный
mm03, который обеспечит судоходство на
ве время строительства и эксплоатации
первой очереди,

Строительство потребовало широкого
призхечения к работам городского и
свлького населения. В прошлом году был
организован месячник трудового участия
колхозников Павлодарской  Семинала-
тинской и Восточно-Казахстанской 06-
ластей. На стройке в`те дни участвовало
свыше трёх тысяч человек. Большинство
строителей в полтора-два раза перевы-
подняло устаповленные нормы. В нынеш-
ву году был организован второй такой
уесячник © Таким же количеством
YIMTHRROB, За два этих месячника вы-
ут ото 26.000. куб. метров земли и

ses

скальных грунтов и произведено более
21.000 кубометров насыпи.
Сейчас уже определились контуры

трунтовых сооружений первой очереди.
На 120 метров от левого берега к сере-
дине реки протянулась капитальная пе-
вмычка. Сжалось в этом месте русло
an убыстрилось течение, так что
пароходам стало не в мочь без берего-
ви силы пробиваться вверх по реке. На
правом берегу копают  котлованы для
‘танции первой очереди. На строитель-
ной площадке выросло множество  под-
вбных предприятий: кирпичный завод,
тесозавод, столярная и механическая ма-
‘терокие, создано компрессорное хозяй-
тво, проложена узкоколейная железная
дорога,

про-   техьно-монтажных

Сделано уже много, но темпы

работ на Усть-Каме-

ноторекой ГЭС mee же недостаточны.
Стоят лить сказать, что в 1943 году

план капиталовложений был освоен толь-
ко на 43,3 проц. ив первом полугодия
текущего года — немногим больше
60 проц. Строительные сейчас
проводятся лишь на левобережье, rie
сооружается ряжевая перемычка. Ha
правобережье, где должны строиться су-
доходные шлюзы, подетанция и некото-
рые другие подсобные сооружения, ни-
и не делается, несмотря на то, что это
ake входиг в план п
ле ервоочередных
Отройка плохо оснащена  строитель-
ными механизмами.  Трудоемкие ВИДЫ
земляных и скальных рафет почти нё ме-
ханизированы. Здесь имеется лишь один
экскаватор, и тот экоплоатируелея бе-
залаберно. Производительность ero низ-
ка: вместо 500 кубометров грунта здесь
вынимается не более 300. Производство
работ усложняется и тем, что не везде
ооорудованы откаточные - узкоколейные

железнодорожные пути. Неудовлетвори-

тельно ведутся и

бригады _ взрывников
ны, график ях работы, как правило, не
согласовываелея с производителями ра-
бот: При остром недостатке в рабочих

взрывные работы:

не увомилектова-

используются они нерационально. На
строике плохо налажено межбригадное
соревнование.

Все это говорит © том, что начальник
стройки т. Демидов я главный инженер
т. Инюпин плохо заниматся вопросами
организации строительных работ, не ис-
пользуют в полной мере того, чем распо-
лагает сейчас стройка. Вместе с тем в по-
следнее время заметно снизилось внима-
ние местных и республиканских прави-
тельственных учреждений к сооружениям
станции.

Сейчас в жизни стройки произошёл
крутой поворот. Правительство приняло
меры к усилению помощи строительству
Усть-Каменогорской гидроэлектрической
станции. Основные нужды стройки- в
транспорте, материалах, оборудовании
удовлетворены. Строители должны теперь
широко и умело использовать эту по-
мощь.

Уже в нынешнем году предстоит за-
кончить  нереустройство . на широкую
колею железнодорожной ветки, смонтиро-
вать оборудование замораживающей уста-
новки, соорудить станционные шлюзы,
дополнительно построить’ несколько жя-
лых домов и подсобных помещений. Для
осуществления этих работ понадобится
произвести не менее 60 тыс. кубометров
скальных выемок и 50 тысяч кубометров
насыпи.

Bee это может быть успептно выполне-
HO при условии, если Казахстан  повы-
сит внимание к этой важной стройке,
если ей будет придан подлинно народный
характер.

Инженер Л. ТАЖИБАЕВ.

г. УСТЬ-КАМЕНОГ ОРСК.

Совещание стахановцев

АРХАНГЕЛЬСК, 12 августа. (По телеф.
бт с0б, корр.). Два дня продолжалось здесь
областное ‘совещание руководителей и ста-
хановцев лесной промышленности, на кото-
ром присутствовало более 800 человек.

На совещании с большим докладом о хо-
де выполнения годового плана лесозагото-
вк и о мероприятиях тю подготовке и про-
ведению осенне-зимних лесозаготовок
1944—1945 гг. выступил секретарь област-
ного комитета ВКП(б) тов. Огородников.
Докладчик отметил, что работники лесной
промышленности Архангельской области с
честью выполнили обязательства, данные в
августе прошлого года товарищу Сталину.
Сверх годового ‘плана заготовки ни вывозки

иконостаса,

лесной промышленности

древесины лесорубы дали в фонд Главного
Командования 400 тыс. кубометров леса и
1.873 вагона специальной продукции. За 7
месяцев текущего года заготовлено леса на
929 тыс. и вывезено древесины на 718 тыс.
кубометров больше, чем за тот же период
прошлого года.

Участники совещания обратились ко всем
рабочим, инженерам и техникам лесной про-
мышленности Советского Союза с призывом
еше выше поднять знамя социалистическо-
го соревнования в борьбе за выполнение и
перевыполнение нлана лесозаготовок.

С большим под’ёмом совещание приняло
приветствие товарищу Сталину.

PCCGP

Новые кадры
нефтяников =

БАКУ, 12 августа. (По телеф. от cod
корр.). 15.000 новых рабочих изо всех райо-
нов Азербайджана приходят в бакинскую’
нефтяную промышленность. Массовое по-
полнение, начавшееся < первых чисел ию-
ля, сейчас < успехом завершается. Нефте.
перерабатывающие и машиностроительные
заводы, строительные организации и про-
мысла уже приняли свыше 13.000 человек.
В один только трест «Лениннефть» пришло
1.650 молодых рабочих, свыше 1.000 чело-
век принято трестом «Кировнефть».

Новые кадры нефтяников состоят в по-
давляющем большинстве из сельской мо-
лодёжи. Таузский, Ханларский, Кусарский
н другие районы Азербайджана послали в
нефтяную промышленноеть по 150—200 че-
ловек; 635 человек завербовано в самом
Баку: Как правило, поступающие на’ про-
изводство имеют образование He ниже
7-летки. Они направляются главным обра-
зом в бригады подземного ремонта, буре-
ния и нефтедобычи.

Встреча нового пополнения проходит ор-
ганизованно. Прибызающие обеспечены
благоустроенными общежитиямн, постель-
ными принадлежностями. При общежитиях

открыты комнаты отдыха © музыкальными  .

инструментами и играми. К каждой группе
новичков прикреплены партийные, профсо-
юзные и комсомольские работники. Тем из
новых рабочих, которые хотят перевезти в
Баку своих родных, при общежитиях выде-
ляются отдельные комнаты. Е

Питание налажено с учётом своеобраз-
ных привычек сельских жителей — в столо-
вых молодёжь получает национальные блю-
да: плов, тава-кебаб и т. д. С первых же
дней налажено культурное обслуживание:
подобраны художественные м технические
фильмы для коллективного просмотра, ор-
ганизуются экскурсии в исторический му-
зей, во дворцах культуры проводятся спе-
циальные вечера-встречи с героями Оте-
чественной войны и старыми кадровыми
нефтяникамн.

Реставрация живописи и мозаики
Исакневского собора

ЛЕНИНГРАД, 12 августа. (По телеф. от
с06б. корр.). В величественном здании Иса-
киевского собора кропотливо трудятся
научные работники, архитекторы, реста-
враторы Ленинграда, сохраняя замечатель-
ное строение, его живописные, мозаичные
и скульптурные сокровища.

Вот уже 80 лет, как установлено по-
стоянное техническое и художественное
наблюдение за этим историческим памят-
НИКОМ. Насчитывается до 4.000 дел
о стронтельстве и реставрации Исакия.

В настоящее время деятельно реставри-
руются 19 полотеи пилонной. монументаль-
ной живописи. Эта работа будет законче-
на в течение августа. Hag полотнами
работают лучшие и старейнгие мастера го-
сударственного Эрмитажа М. Н. Рябов и
Ф. А. Каликин, организовавшие здесь спе-
циальную мастерскую. Снятые с металли-
ческих подрамников четырехметровые по-
лотна вытянуты на длинных столах. Под
опытной рукой реставраторов они ожи-
вают в своем прежнем блеске.

В сумраке собора возвышаются на бле-
стящих бронзовых пьедесталах 20-метро-
вые колонны из малахита и ляпис-лазури.
Их составляли из мозаичных плиток 400
ювелиров. Рядом помещается всемирно
известная тончайшая мозаика главного
«вечные картины» работы
лучших русскнх мастеров,

_ Детский колхозный
санаторий

ИРКУТСК, 12 августа, (По телеф. от соб.
корр.). По инициативе сельского врача
тов. Мельниковой в колхозе «Серп и мо-
лот» Нукутского аймака на берегу реки
открылся детский колхозный санаторий.
В нем отдыхает первая партия в 25 юных
бурят — детей фронтовиков и нередовых
колхозников. Все оборудование санатория
приобретено на средства колхозов. Ар-
тель также выделяет продукты для нита-
ния детей.

Ва участке между станцаей Минеральные
движение электропоездов. На снимкс:.электроноезд ва остановке у недавно отремонти-

рованного вокзала города “Натигорск.

Ste

Воды uw курортом Кисловодск восстановлено

р   Фото Г. Михайлова.

Здесь ‘добывают молибден

Много. кихометров дорога, негляла по.
тайге, то поднималась на крутые перева-:

ты, то вдруг обегала в низины;и, наконец,

вышла на поляну к большому: бревончато-
му посёлку, вокруг которого торчали ты-
сячи пней и чернели кучи  взорванных
горных пород. Над посблком поянимался
гул работавших механизмов, и этот гул
извечной тингине тайги козалея: особенн
громким, раскатистым.

— Вот здесь и. добывается хальнево-

точный молибден — сказал вали спутник.)

молодой инженер Кузьмин.

торы размельчённой гранитной породы,
белые куски кварца, ящики с тускло-се-
PHM, похожим на графит, порошком. Этот
мягкий, оставляющий после себя слегка,

жирный неметаллический след поропюк и:

есть молибден — TOT

редкий металл,
добывать который

считае  для себя

выюокой честью каждый профессиональ,

ный горняк.

Дальневосточный мохибден лежит глу-
боюо в гранитных горах таежной глунги,
38 много километров от населённого пунк-
ra, Сейчас к его месторождениям уже хо-
дят по хороним дорогам автомалнины. А
ещё недавно сюда трудно было добраться
даже пешком, Принедигие сюда горняки
первое вреля не знали, как отиравхять до-
бываемый ими металл. Повсюду были 60-
лота, трясины, густые, непроходимые за-
росли тайги. Иротекавшая поблизости ре-
ка оказалась слишком бурной и опасной
для того, чтобы по ней транепортировать
металл. Но река всё-таки была использова-
на. Горняки спускали у самого берега свои
высокобортные лодки и, ках когда-то бур-
лаки на Волге, идя берегом, тапили их
3a собой на расстоянии ло 200 киломе-
тров. В каждой лодке находилось но тон-
не металла.

В те дни страна потребовала, от малень-
кого рудника максимально увеличить лдо-
бычу металиа, и коллектив его решительно
принялся за выполнение этой задачи. Гор-
няки намного увежичили темпы полгото-
вительных работ, раснирили и ‘усилили
свою обогатительную фабрику, на мно-
гие десятки километров прорубили тайгу
м gg soo в ней дороги. Но этого было
мало. Нужно было давать ещё больше мо-
либдена. А на руднике в те зимние дни
‘создалась очень напряжённая обстановка.
Рудничная электростанция работала не-
производительно, не отдавала и полови-
ны своей мощноети. Это привело в не-
ребоям в работе шахтных механизмов, к
нарушению графика работы max.

На производственном совешании вы-
ступил старый горняк, бурильшик Ba-
сильев.

. —— Важдый день обязуюсь давать 6—7
чрубометров породы. Пусть все горняки
проверяют мою работу...

К концу дня в шахтах стало известно,

‘ero старик Васильев добыл 6 кубометров

породы. Это была очень высокая выработ-
а. Камень здесь настолько крепок, что
буры приходится менять чуть ли не ка-
ждый час, и самая большая выработка

при норме 2,5 кубометра на руднике до-
Oxoxo обогалительной фабрики лежали

стигала 4—5 кубометров. Васильев дал 6,
& через два дня— 8 кубометров. Все знали,
что старик уже 40 лет непрерывно работа-
‘ет в забое, что по состоянию здоровья
ему не следует работать в шахте. Но
Васильев считая долгом своей горняцкой
чести и гордости в тяжёлое время войны
работать на самом ответственном участке
и бура своего никому не передал. Его по-

`отупек был горячо одобрен горняками. И,

‘щогдь Васильев день за днём стал давать
рекордные выработки, каждому хотелось
OCH не обогнать, то во всяком случае не
отставать от старика. Соревнованием бы-
ли охвачены все, от бурильщиков ло ма-
шинистев на вопре. Выработка каждого
горняка стала быстро расти. Бурильщик
Швецов, год назад работавший лодочни-
ком на транспортировке молибдена, стал
вынолнять по 3 нормы, крепильщики По-
ляев и Михеев по 3—4 нормы, токари
Раук и Богданов, обеспечивавигие горня-
ков инструментом, — мю 5 норм. Особенно
же выделялся молодой бурильщик Астафь-
ев. Его бур находился 75—80% вре-
мени в породе. Сперва Астафьев хогнал но
выработке Васильева, & через несколько
дней намного опередил. Он стал давать
16—17 и даже 18 кубометров породы в
день.

Специалисты рудника под руководством
главного инженера рудника Кузьмина и
директора рудника Жевтун в рекордно ко-
роткий срок установили на электростан-
ции новый локомобиль, дополнительные
вентиляторы, мощность ‘электростанции
возросла почти вдвое. Значительно воз-
росла и добыча молибдена. `

Далёкий таежный рудник работает
все возрастающими темпами, и десятки
автомалиии  сжемесячною доставляют из
глухой дальневосточной тайги к железно-
дорожным перевалочным пунктам много
тонн этого редкого, необходимого во-
енной индустрии металла.

Н. ЗАГОРОДНЫЙ,
с0б. корреспондент «Известий».

Верн

С секретарем Краснояружекого рай-
koa партий Михаилом Чистяюовым едем
в Репяховку — к знатной  звеньевой
Рздокии Вагацкой. Дорога идёт ржаным
лолем. Рожь скошена, поле уставлено:
скярдами. Чистяков показывает рукой
вперед и говорит: tl

— Вон участок Евдокии Багацкой,

В голом поле, пекрытом щёткой стер-
ви, нет никаких намеков Ha границы
звеньевых участков, Говорим 06 этом
Чистякову. Он смеётся.

— Присмотритесь внимательнее,
TOROPAT он, — видите желтое пятно на
зёномх фоне? Это и есть участок Ba-
тацкой. Его легке узнать по отерне: она
Ha этом участке гуще, а поле чище, сор-
няков на нем почти не. видно. Да и
кирды у неё побольше, чем у соседей.

Хата, гле живет ‘Багацкая, ослепи-
тельно белая, ¢ зелёными наличниками
на окнах, типичная для южных сёл Вур-
‘кой области. Хозяйка — молодая, черно-
зо1осая, с умными и весёлыми глазами.

углу горницы —— высокий сноп ржи, в
р00т человека. Багацкая берёт сноп и ота-
\пт перед собою. За ним не видно её фигу-
ры, только живые смеющиеся глаза смот-
DAT из-за тяжёлых колосъев. Вопоминаем:
тазой мы вилелх Багацкую на газетных
фотоснимках в 1940 году, когда она 00-

брала 441 пуд ри с гехтара и стала
известной всему Союзу.

Женщина patonaseraien, как тяжко
&110бь при немцах, как, спасаясь oT
тона в немотчину, она перебралась на
жительство из родного села в Репяховку
й как тоскбваль по звену, по колхозной

работе.

— Советокая власть возвратилаеь, ~~
Я заново на свет наредилась, — заклю-
чват Багацкая.

Она РН дальше, как создава-
1065 заново ефремовское звено, как она
созвала в свою хату членов звена таких
же жён фронтовиков, и потребовала :
Pe «чистосердечной клятвы» работат
озотказно, у

А работы был непсчатый край. Рожь
Прошлой осенью посеяли по ржи в и6-
Разделанную почву. Зимою женщины 3а-
держивали снег, весной участок проборо
HOBAIM и подкормили, потом м
1 с удивлением увидали репяховцы, не,
Чудесной силой налились воходы HA
ТЧотке Багацкой и выросла тажая г}

ость

стая, с таким тяжёлым  колосом рожь,
что диву давались люди, покачивая го-
ловами.

— Знахарка Багацкая, не иначе, —
говорили они.

— Сколько намохлотите с гектара? —
стралпиваем у Багацкой.

—- Пудов полтораста, треть урожая
1940 года, отвечает она.—А в будущем
году постараемся довоенный рекорд не
только повторить, во и превысить. На
Tap вывезли уже 20 тонн навоза на каж-
дый гектар. Сеять будем виерекрест.

И она начинает говорить о нормах вы-
сева, о сроках посева, © подкормке и го-
ворит 0б этих сугубо агротехнических
вещах с увлечением мастера, душою пре-
данного любимому делу.

Такими мастерами высокого урожая
богаты колхозы Краеснояружекого райо-
на. Всех их, начиная с Багацкой, поро-
дило колхозное. движение довоенных лет.
А сейчас они первыми из первых воз-

лают богатство колхозов. .
ae RUAKOEE имени РККА во главе ефре-
MOBCKOLO звена стоит пожилой колхозник
Ефим Иванович Лапков. До войны он
соперничал с Багацкой и нынче оспаря-
вает у нее первенство. Звено Лапкова
собирает самый высокий урожай яровой
тяненицы в районе — 38 копен Ha гек-
таре, на свекловичных  плавтациях у
Лапкова 120 тысяч насаждений, но все-
го изумительней выралценное этим зве-
ном просо. Оно по грудь человеку, в
его тяжёлых кистях наливается крупное
вит Яковлевич Шинкаренко, Ана-
стасия Ивановна Ткаченко и десятки
других знатных звеньевых возрождают
сейчас былую славу Красной Apyru.
Старых ефремовцев подпирают молодые,
ставшие во главе ефремовских звеньев
после освобождения от немцев. В колхо-
зе «Новая жизнь» вырастила богатый
урожай сахарной свёклы звенъевая Ана-
стасия Гуляева. В колхозе имени а
рина работает комсомольское звено Ча-
pun Дмитренко, завосвавшее переходя-
jee знамя обкома ВЛЕСМ. :

По одному-—два ефремовских звен
на колхоз, — на первый взгляд это уж
не так много, но, побывав в краспояруж-
ской деревне, нетрудно убедиться, a
вфремовцы стали сейчас большой т
в борьбе за урожай. Водхозники видят;

эфремовцы собирают бохее высокий уро-

ше пользы государству и армии, колхозу
и самим себе. Урожай в районе собирают
и учитывают по звеньям. Звенья, пере-
выполнившие няаны по урожайности, по-
лучают донолнительную оплату. Трудо-
день ефремовцев будет, таким образом,
более полновесным. Неудивительно, что
успехи ефремовцев стали нынче злобой
дня в курской деревне.

Ефим
AY

ими руками, —— RoOaBaset on.—He caru-
чировал словом, салитировал урожаем».
Or офремовсвих звеньев — в ефремов-
ским бригадам, от бригах — к ефремов-
ским колхозам, к ефремовским  урожаям
на больших нлощадях — таков завтраш-
ний день краснояружекой деревни.

Тяга к массовому применению edpe-
мовской агротехники налицо не только
в Враснояружеком, но и в других райо-
нах Курской области. Но одного erpemae-
ния ‘к этому недостаточно. Нужны Ma-
теризльные условия: наличие сеяхок, тят-
ла, местных удобрений и др. Усиливает-
ся, таким образом, заинтересованность
колхозников в скорейшем и воесторон-
нем развитии че хозяйства.

06°8м восстановительных работ в ЕУр-
ских колхозах очень велик. Но колхоз-

ники не теряются. В колхозе «Победа»

Томаровского района на хозяйственном
дворе артели после ухода немцев
остались лишь кучи пенла да бурьян.

Сейчас здесь капитально восстановлен
свинарник, в нём содержится 8 свино-
маток, присланных из восточных областей
страны. Розовые поросята бегают в чис-
то побеленных закутах. В новом птични-
ке белоснежные цыплята сидят на
нашесте. В конюшне косят глазом на по-
сетителей резвые жеребята — родона-
чальники колхозной конефермы. Два
больших здания оборудуются под зерно-
хранилища. Колхозники собирают уро-
жай на площади, немного уступающей
довоенной, Жизнь возрождаетея в кур-
ской деревне, и следы этого становления
жизни видны на каждом шаху.

Замечательно, что в этой восстанови-
тельной работе колхозники повседневно
ощущают помощь соседей. Колхозная
взаимопомощь вошла в быт курской
  деревни,

жай, они, следовательно, принесят боль-

ванович ЛалкоЕ расечитывает
создать в этом геду ефремовскую брига-
«Весной охотнихов не мог найти, &
сейчас каждый голосует за это делю ode-

В дни июльского настунления 1943 го-
да немцы спалили село Кочетовку Ивнян-
ского района. Остались без крова сотни
людей. В их числе была и жена фронто-
вика колхозница Евгения Степановна
Ермолова с малыми детьми.

Сейчае Ермолова живёт в новой хате.
В ней две большие комнаты. Спросите
Ермолову;, кто построил эту хату, и она
назовёт вам имена колхозниц Марии Ша-
чаловой и Евдокии Ямшинской из села
Богатое Ивнянского района.

В седле Богатое, в колхозе «Красный
пахарь», мы разыекали Шалалову и Ям-
щинскую. Первая работает председате-
лем, вторая — счетоводом колхоза. Это
молодые девунки-комсомолки, окончив-
шие 9 классов средней сельской школы.
Они учились на «отлично», сидели на од-
ной парте. 0бе мечтали 0 продолжении
образования. Но война заставила их Bpe-
менно отложить эти планы и взятьея за
новое и трудное дело. Они руководят боль-
шим хозяйством и с таким рвением это
делают, что колхоз сейчас — лучший в
районе.

Но вернемся к истории с хатой. Де-
вушки рассказали нам следующее:

— Однажды на совещании в районе
зашла речь © помощи в строительстве
хат колхозникам, пострадавшим от чем-
nes, Сразу же после совещания мы при-
шли к председателю райисполкома и за-
явили, что хотим построить халу колхоз-
нице в Кочетовке. Он нас похвалил и обе-
щал оказать содействие. Вернулись мы в
колхоз, организовали строительную брига-
ду и послали в Кочетовку строить хату
жене фронтовика Ермоловой, решив
оплатить труд строителей своими трудо-
днями. Через несколько дней получили
извещение — хата готова. — Поехали
вдвоем принимать постройку. Приехали
ночью, при свете луны, Видим, стоят на
улице две новых хаты: одна неаккурат-
ная такая, другая получше. Решили, что
вторая, наверное, нага. Так оно и ока-
залось. Вошли в дом. Встретились © хо-
зяйкой Ивтенией Степановной, а она
ждала нас, оказывается. Хата нам понра-
вилась. Целый день провели мы в тостях
у хозяйки. С детьми её познакомились,
мужу её письмо на фронт написали, что-
бы не беспокоилея за свою семью. А на
другое утро отправились в родной колхоз.

История с хатой на этом не кончи-
лась, Затронули девушки своим поступ-
KOM сокровенные струны человеческого

сердца, расшевелили душу людей. А на-

до ли говорить, как отзывчиво
руескоте человека на чужое горе?

Во что вылился почин двух комсомо-
лок, говорят цифры, полученные нами в
Ивнянеком райисполкоме. В районе в этом
году построили 260 хат. 216 построены
на трудодни, выделенные колхозниками
менее пострадавших сёл. 117 хат до-
страйваются — тоже’ на личные средства
колхозников, пришедших на помощь
своим собральям. Председатель колхоза
«Красный хутор» Н. Дюкарев на свои
средства строит дом семье фронтовика
В. Солодовникова из колхоза «Красный
боец» Верхопенского сельсовета. Кол:
хозники артели «Победа» Хомутчанского
сельсоветы на свои личные средства
строят 12 домов семьям фронтовиков,
проживающим в Верхоненеком сельсове-
те. Они послали в Верхние Пены 2 строи-
тельных бригады и подводу. На свои
средства строят хату матери трёх фрон-
товиков М. Щетининой колхозник Каза-
ков со своей дочерью.

Для оплаты рабочих, занятых на строи-
тельстве домов, колхозники Ивнянского
района выделили 40 тыс. трудодней. Сот-
ни семей военнослужащих уже живут в
просторных, светлых хатах, построенных
на личные средства колхозников.

не!

Курские колхозники завоевали перехо-
дящее знамя во Всесоюзном соревнова-
нии областей и республик. Они завоева-
ли это знамя героической работой на по-
яях, высокой агротехникой и продуман-
ной организацией колхозного труда. Они
добились успеха потому, что, несмотря ни
на какие испытания, сохранили верность
колхозному строю.

Звено Андрея Шинкаренко собирало
до войны рекордные урожаи на полях
колхоза «Пятилетка» Краснояружекого
района. За трудовую доблесть звену вру-
чили в Москве переходящее краеное зна-
мя. Шинкаренко знал, что, сели обнару-
жат немцы знамя, ему будет плохо, но он
берёг его, как святыню. Вот оно лежит пе-
ред нами — атласное знамя с наднисью
на алом фоне: <Передовому звену за ста-
хановские методы труда». Знамя звено
хранило в земле, верность колхозному
строю — в своём сердце. Эта нерушимая
верность — залог неуклонного, быстрого
возрождения силы и славы куроких кол-
хозов.

сердце

В. ПЧЕЛИН,

КРИТИКА И  БИБЛИОГРАФИЯ

„Дорог а в Литву””*

В вышедшей книге стихов современных
литовских поэтов «Дорога в Литву» за-
ключены думы и мечты литовских воинов, ,
крестьян, поэтов и партизан, в ней слышен
тневный удар партизанской гранаты, гул.
стремительной атаки. Воин Литвы, поэт
Литвы знал: только дорогою битв он на-
ходит дорогу в Литву.
В сборнике «Дорога в Литву», прелом-
‚ ляясь в своеобразии творческих дарований
поэтов, ‘звучит как лейтмотив глубокая
тоска по родине. Это; однако, не бессиль-
ная тоска. Она наполняет сердце порывом
к победе, раны родины зовут к битве за
край детства, отчий кров, к мщению нем-
цам за погубленных друзей и братьев. В
книге звучит клич родной Литвы, он слов-
‘но зов далекой матери, в тоске и скорби
призывающей сыновей.

Лишь ты, Литва, на всем пути светила,
Была со мною ты одна,

Когда над миром солнце заходило

И гасла на ветру луна. р
(Антанас Венцлова. Перевод С. Мар.).

Историческая судьба литовского народа,
его непреклонная воля к жизни и вера в
будущее воплощены в стихотворении заме-
чательного лирика Антанаса Венцлова «Ли-

товец» в образе могучего, непокорного
дуба.
Антанас Венцлова создает подлинно

поэтический образ живой, трепетной хра-
соты, лирический образ Литвы.

В мечтах о возврашении в освобож-
дённую отчизну А. Венцлова по-новому
представляет себе родину.

Моя родина — Немана синие волны,
Берега близ Паланги, янтарный песок.
Ветер море баюкает, нежностью полный,
И усталый прибой на песке изнемог.

Моя родина — взгорье, берёза и поле.
Небеса в ней синее цветущего льна.

Запах родины нежен и сладок до боли
В час заката, когда на полях тишина.

Тема возвращения звучит во всех сти-
хах А. Венцлова, В них ощутим напряжен-
ный бег времени в бою, когда знаешь, ято
там, в Литве, ждут улицы детства, там.
у белых тополей на дороге обнимем изму-
ченных друзей.

Людас Гира, — крупнейший, широко по-
пулярный поэт литовского народа, чья
песни знает вся Литва («Дуль-дуль-дуде-
ле», «Зеленая лужайка», «По путям ро-
дины», «Искры»), — стал в Отечественную
войну певцом литовского воина в похоле.

И вернемся мы, как братья,
В свой родимый дом.
Дуют ветры от Урала,

И снега метут.

Время мщения настало:
Мстители идут.

‘ Свое поэтическое вдохновение Людас
Гира черпает в богатейшем источнике — в
народной песне Литвы.

В одном из лучших произведений совре-
менной литовской поэзии, в балладе о реч-
ке Веркне, Людас Гира воплощает радо-
сти, горе, мечты и лучшие воспоминания
© днях юности, о счастье народной неза-
висимости. В «Веркне» сочетаются основ-
ные черты поэзии Людаса Гиры: умение
видеть сквозь слезы и народное горе, и
шаги победы, и пробуждение новой жизяи
на освобожденной земле.

В поэзии Л. Гиры кольшутся партизан-
ские леса Литвы, где деревья, как зеле-
ные братья, указывают путь героям. Это
<сказы о лесных путях партизанских подви-
гов, о партизанской дороге в Литву.

В стихах Костаса Корсакаса особо силь-
но звучит чувство братства. Поэт знает,
что в Виленских и Ковенских дивизиях
шли в битву за его отчиэну русский геро-
ический солдат рядом с литовнем, сыны
далеких гор Армении и Грузии, друзья и
братья из Казахстана и Сибири.

В произведениях К. Корсакаса отчетли-
во выступают две стороны его дарования:
песни славы и подвигов («Партизанская»)
и лирическая песня, в которой слиты ви-
дення любимой, находящейся в неволе
матери-родины («Вспоминаю тебя», «Твой
образ»).

В ушах моих звенят порой
Литовских песен нежные слова.
И, точно тень, тоска моя со мною,
И неразрывен я с тобой, Литва!

Песни К. Корсакаса, — «походные пес-
ни, сложенные в боях», — поют в отрядах
литовских партизан, с ними вступают они в
освобожденные города родной страны.

Выдающаяся литовская поэтесса Сало-
мея Нерис создала лирический сказ —
поэму о бессмертной героине литовского
народа Марии Мельникайте. Это одна из
лучших, задушевных страниц современной
литовской поэзии, она останется памятни-
ком подвига литовского народа в Отечест-
венной войне.

В творчестве С. Нерис глубоко сливает-
ся судьба поэтессы с судьбою безымянно-
го героя, неизвестного солдата, с ним пё-
сня Нерис в час его подвига и отважной
гибели.

В современной литовской поэзии сильно
звучит слово о великой народной любви к
Иосифу Виссарионовичу Сталину, под чьим
гениальным водительством Красная Армия
несёт жизнь омертвелым полям Литвы, её
истерзанным немцами городам, порушен-
ным очагам (С. Нерис «Оталину», Эд. Ме-
желайтис «Вождь народов» и др.).

Знаменателен выход книги литовскол
поэзии в дни, когда Красная Армия вы-

метает из всех уголков Советской Литвы
немецко-фашистскую нечисть.

Маргарита АТАБЕКЯН.

ночною

*) «Дорога в Литву»з. Сборник стихов литов-
ских поэтов. Москва. «Молодая

гвардия».
1944 г. Составитель ©. Мар. Редактор Б. Дьяков.
Тираж 15 тысяч. Цена 6 руб.

——@

Межнолхозная гидроэлентиостанция
. В селе Нижний Потам

СВЕРДЛОВСК, 12 августа. (По телеф, от
соб. корр.). Колхозники села Нижний По-
там Ачитского района построили на’ реке
Ут межколхозную гидроэлектростанцию.
Все основное оборудование и механизмы
её, в том числе водяная камера и пропел-
лерное колесо, сделаны из дерева—из ли-
ственницы и сосны. Металла потребовалось
совсем немного.

Электростанция дает 35 киловатт элек-

троэнергии. Электрифицируются МТМ, мо-
лотьба на колхозных токах, получают осве-
щение школы, больницы, жилые дома.

Электростанция проста и удобна в экс-
плоатации.

Она установлена на существующей пло-
тине рядом с колхозной мельницей. Все
колхозы сельсовета активно участвовали в
строительстве: артель «Большевик» выдё-
лила лучших плотников, артель «Южара»
дала лошадей для подвозки бревен, кол-

соб. корр. «Известий».
Курская область.

хозные комсомольцы произвели земляные
работы.