а МА

)

ee ee) Oe ee ae

ey ee РЕГ ЧЕ

x

=e ee 996

ВТОРНИК, 15 АВГУСТА

Краевой с‘езд
учителей

СТАВРОПОЛЬ, 14 августа. (По телеф.
и 06, корр.). Здесь закончил работу пер.
и краевой с езд учителей, созванный для
Oyen и разработки мероприятий по
эдуению учебной работы в школах края.
8 сезде присутствовали лучшие учителя,
введующие школами, работники органов
p00 образования, профессора и пре-
пдаватели вузов,
( докладом выступил заведующий крае-
отделом народного образования т. Ру.
цнко. Докладчик отметил, что’ качество
дебной работы во многих школах края про-
ражает оставаться — неудовлетворитель-
вм, хотя правительство создало все усло.
wa aaa успешной работы школ. В наступа-
эщен учебном году в крае будет 273 на-
зльных школы, 24  семилетка и 176 сред.
ax школ. В начале учебного года вводится

раздельное обучение во всех городах края
„вю многих районных центрах.

учителя, работники органов народного
эдразования, профессора и другие участни-
и сезда поделились своим опытом рабо-
в, Сезд тепло встретил выступление ста-
фей учительницы Анны Ивановны Фи-
дипповой. 50 лет она работает в одной и
roi же школе в станице Суворовской. Тов.
филнипова рассказала о своей многолетней
  работе по воспитанию молодого поколения.

=r

№ сезде выступил < речью заме-
чтель наркома просвещения РСФСР
тов, Котляров.

Новые успехи передового
рапона

ВОЛОГДА, М августа. (По телеф. от
6, корр.). Колхозннки Пришекснинского
фона ознаменовывают новыми успехами
  присуждение району переходящего Крас-
  о Знамени Государственного Комитета
роны за достигнутые
развитии животноводства.
Колхозы отправили в освобожденные от
  para районы около 1.500 голов скота, на-
yoro перевыполнили намеченный план
  аготовки кормов. За 7. месяцев этого
  да по району получено в среднем на
зуажную корову 633 литра молока, а в
икнх колхозах, как «Завет Ильича»,
Достижение», «Красный Октябрь» и дру-
me, — 0 1.000 литров.

район заканчивает выполнение годового
змния по молокопоставкам. Колхозники
  дались сдать государству сверх плана
 100 литров молока.
  Развернута подготовка к зимовке скота,
; 4 колхозах уже проведена работа по
пронтельству, ремонту и утеплению скот-

ных дворов.

Десятый ребенок
Евлокии Савиновой

результаты в

В бюро записей актов гражданского со-
  пояния Кривандинского района Москов-
 щой области зарегистрировано рождение
есятого ребенка у жительницы города
 рюшаль Евдокии Алексеевны Савиновой.

Генадий, родившийся 14 июля, — 6-й
уальчик в семье. Все дети, включая Ep:
wna — Hukonai, родившегося в 1927
fly, живут с матерью,

В том же бюро ЗАГС’а зарегистрирован
10 ребенок У Марфы Назаровны Семено-
м, родившийся 17 июля и названный
(ереем Из 10 детей, воспитанных
Мзрфой Семёновой, семеро — мальчики и
 юе — девочки.

06а дела поступили для оформления
 ыплаты пособия в Московский областной
идея ЗАГС а. В соответствии с Указом
Президиума Верховного Совета СССР. от
} ноля Савинова и Семёнова должны полу-
ить единовременное пособие на 10-го ре-
fexa mo 3.500 рублей каждая и, кроме
Юго, будут получать ежемесячное пособие
№ 250 рублей.

Закончились всесоюзные

copeBHOBaHHA велосипедистов

ТУЛА, 14 августа. (ТАСС). Вчера здесь
кончились всесоюзные соревнования ве-
монпедистов на первенство СССР. В них
приняли участие 60 лучших велогонщи-
в страны, среди которых 16 чемпионов
(оветского Союза.

Звание абсолютного чемпиона CCCP пе
улотреку 1944 года завоевал москвич
Июрь Инполитов. Первенство и звание
чипнона СССР по спринту присуждено
юрыковчанке Валововой. В гонках за ли-
lepom на 25 километров первенство заня-
M гонщик Шелешнев (Москва) и лидер
Лжава (Грузинская ССР); они прошли
дутанцию за 27 минут 36,4 секунды.
Большой интерес вызвали парные со-
юзнования для мужчин на 30 километров.
Победителями оказались свердловский
юнщик Черношвари и тульский — Геор-

ий Соловьев. Дистанцию они прошли за

148 минут 49,2 секунды. Москвич Алексей
Логунов прошел 15 километров за 21 ми-
ary 39,9 секунды, превысив прежний ре-
®рд на 43,2 секунды. Женская команда
Москвы в составе Рудковскей, Ларионо-
№0 и Семеновой закончила пятикиломет-
Юзую гонку за 7 минут 17,1 секунды.

В итоге соревнований на первом месте
Юманда Москвы, на втором — Тулы, на
третьем — Ленинграда.

Розыгрыиг «Кубка CCCP »
по футболу

Пе решению Комитета но делам физ-
Культуры и спорта при Совнаркоме СССР
зозобновлен  разыгрыш «Кубка СССР», ¥4-
режденного в 1936 году. Соревнования про-
водятся но олимпийской системе, при кото-
Юй хоть раз проигравшая футбольная
Команда лишается права участвовать в С9-
ревновании; по обычной, круговой системе
каждая команда играет с каждой командой
по два раза, и победительницей признается
набравшая наибольшее число очков. Олим-
АНйская система даег возможность участ-
вать в соревновании значительно боль-
Ш6му числу команд.

Футбольные матчи на «Кубок СССР» ©9-
тоялись уже в ряде городов. Право уча-
ия в полуфинале завоевали команды
Утболистов Центрального Дома Красной

риии, московские команды «Спартака» и
Торпедо». Четвертый участник полуфи-
нала выяснится после состоящейся на-днях
®тречи ленинградского «Зенита» и бакин-
кого «Динамо». Полуфинал состоится в
бинжайшее воскресенье. у

Финал матчей — 97 августа: на одном
#3 московских стадионов встретятся две
Команды, которые не будут иметь ни одно-
0 поражения в предыдущих играх на
«Кубок СССР»,

1944 г. № 193 (8495)
ъд&дпвппппы“

_ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

1-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ. Гвардейцы при поддержке
Фото специального военного

ae eee ee ees

танка идут в атаку.

Осовец

«т ОПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Осовец... С этим именем
истории русской армии славные востоми-
нания. Крепость Осовец, расположенная
на реке Бобр, среди болот, как бы стоит
на-етраже железной дороги из Белостока
в Восточную Пруссию. В 1915 году Oco-
вец выдержал почти семимесячную оса-
лу крупной немецкой армии. Немного-
численный гарнизон стойко и мужествен-
но отражал немецкие атаки, следовав-
птие одна за другой. Свыше 400.000 сна-
рядов выпустили немцы по осовецким
фортам. Гарнизон держался до тех пор,
пока не последовал приказ командования
06 эвакуации. Взорвав все крепостные
сооружения, предварительно вывезя BCH
артиллерию, гарнизон покинул Осовец.

...Й вновь в этих местах грохочут мо-
гучие зртиллерийские залпы. Войска
2-го Белорусского фронта, ломая упор-
ное сопротивление врага, с боями при-
ближаются к границам Восточной Прус-
сии. Путь от Белостока к реке Нарев и
далее — к Бобру был путём ожесточен-
ных боёв. Немцы подбрасываяи сюда
свежие резервы, в том числе танковые
части и моторизованную пехоту, много
самоходной артиллерии. В руки наших
войск попал приказ командующего гер-
манекой армейской группой, в котором
он требует от офицеров и солдат «удер-
живаль рубеж реки Бобр во что бы то
ни стало, удерживать де последнего
патрона, до последнего гренадера». Tep-
манский командующий угрожал. «всём
паникерам и трусам» свиреными репрес-
сиями. «Будут беспощадно устранены, ——
писал он, — все те, кто менает создать
на пути противника непреодолимый зае-
лон». Однако угрозы и заклинания гит-
леровекого генерала не помогли немцам.
Преохолевая крайне неблагоприятные
условия местности, налти войска продви-
гались к Ocosny. Инженерные части
своим героическим трудом помогали пе-
хотинцам, артиллеристам и танкистам.
Там, где, казалось, нет никакой возмож-
ности пройти не‘ только тяжелой ма-
шине, но и человеку, возникали бревен-
чатые гати. Артиллеристы проявили ис-
ключительную выносливость. Бойцы
подразделения под командованием вапи-
тана Соболькова в течение 30 часов Ta-

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»)

связаны в!щили орудия на руках. Когда началась

атака пехоты, артиллерия поддержала её
сосредоточенным метким огнём.

На одном участке немцы,  подтянув
танки, предприняли с целью  восетано-
вить положение шесть сильных контр-
атак. Все они были отбиты с тяжелыми
потерями для врага. Большую поддержку
налим войскам оказала штурмовая авиа-
ция, нанестая по немецким танкам ряд
сокрушительных ударов. В общей слож-
ности немцы потеряли за два дня двад-
цать семь маптин.

Кровопролитный бой произошел у го-
рода Гонендз, прикрывающего подступы
к Осовцу. Здесь наше командование вве-
ло в заблуждение немцев, предприняв
демонстративную атаку © востока, OTTA-
нув этим немецкие силы и одновремен-
но ударив пе городу с юга. Гонендз Ona

захвачен нашими войсками. Дорога в

Осовцу открыта.

Немны предприняли последнюю попыт-
ву удержать крепость, HO He смогаи
противеетоять ударам, обрунивитимея Ha
них с трёх сторон. И опять наше воман-
лование прибегнуло к смелым обходным

маневрам. Осовец был обойден с юга и с

севера. Пробравшись по топким болотам,
по лугам, наши бойцы  ворвалиеь В
район крепости. Стремительность на-

ступления наших войск не позволила
немцам заценитьея на промежуточных
рубежах. Противник не пелучил ни часу.

передышки. Один за другим освобожда-
лись от немцев форты Осовецкой  kpe-
пости. В последние часы боев за Осовец
на ряду с нехотой замечательно проявила
себя советская артиллерия. Юё огонь по-
давил огонь немецких орудий, разрушил
терманские долговременные узлы, в та-
ким усердием сооружавшиеся  гитлеров-
цами. Советекие пехотинцы быстро и
сноровието преодолели глубокий, намол-
ненный водой ров, окружавитий креность.
Мощными штыковыми ударами немцев
выбивали из блиндажей.

14 августа Осовен был полностью
очищен от врага. Воды Бобра густо
окрасились черной вражьей кровью.

А. РОЗЕН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 августа.

В польской деревне

Наши войска идут на запад по дорогам
Польши. Деревни © остроконечными Е9-
стелами и каменными статуями святых н&
перекрестках мало ноходят на те деревни,
через которые мы проходили до сих пор.
Но почему кажется тавим знакомым вое,
ато мы видим вокруг себя? Почему наши
бойцы с полуслова понимают впервые
увиденных ими людей? 0б`ясняется это
просто: здесь тоже хозяйничали немцы.

Фриц в польской деревне на Висле вел
себя не многим иначе, чем тот, который
пытался сталь помещиком Ha берегах
Дненра. Гитлер, где только мог, натрав-
лял одну нацию на другую, пыталея на-
садить в Ивропе ненависть против наро-
дов Советского Союза. Но вот Красная
Армия перешла границу, и польекие
женщины по-материнеки обнимают pyc-
ских бойцов. Русские, увраинцы, армяне,
казахи, как родных, целуют маленьких
белобрысых Янов и Юзеков, которым ни-
когда больше не будет угрожаль немец.

Немцы хозяйничали в ЙПольнте пять лет.
Многие методы «нового порядка» виер-
вые применялись именно здесь. Франк,
«губернатор» Польши, сентиментальный
бандит, который расстреливал заложников
и устраивал музыкальные выставки, от-
крычо поведал свой рецепт: чтобы убить
национальное самосознание народа, надо
иетребить интеллигенцию. И он это делал.
В моей записной книжке уже имеется
свыше ста восьмидесяти фамилий поль-
ских профессоров и учителеи, убитых нем-
цами в Польше. В первые дни пребыва-
ния на польской земле я напрасно искал
в деревнях учителя. В селе Конты мне
скавали: «У нас было девять учителен.
Всех их в разное время арестовало геста-
по. Что с ними произошло, мы не знаем».
Из другого села исчезли таким же путем

пять учителей.
С трудом я нантел, наконец, живого
учителя — Казимира  Томашевекого.

Немцы заетавили его работать в налого-
вой комиссии, помогать выкачивать про-
дукты. В школе он тоже обязан был пре-
подавать диециплину: «0 пользе налогов».
Кроме того, преподавались еще арифме-
тика и каллиграфия. История и география
были запрещены. Зачем поляку знать, что
народы имеют свою историю и помимо
Германии веть еще на свете другие етра-
НЫ?

В деревне Конты я спросил, где живет
исендз. Оказалось, что ксендза Казимира
Чекалинского немцы увезли в качестве
заложника.

Когда в польское местечко Ишевурск,
западнее Сана, пришли части Враеной
Армии, жители снова стали ночевать у

себя дома. А раньше ночевали в поле, на
огородах, в специально вырытых ямах,
потому что ночью немцы ходили но домам
собирать «контингенты» — обязательные
поставки. «Континтёнтов» было много:
на зерно, молоко, кур, шерсть, яйца...

Существовали «контингенты» и на я®-
дей. Немецкие бухгалтера щелкали Ha
счетных малинках: 5.000 яиц, полтонны
пгерсти, 50 овец и 75 человек.

Именно столько — 75 человек -— бы-
ло намечено увезти в Германию из Tinte-
вурека. Но немцам удалось отправить
только двадцать. Остальные бежали в лес.
Это стоило крови. Во время облав было
убито пять жителей местечка. ~

Как-то мы зачочевали в хате 70-лет-
него поляка Ковальского. Старик  pac-
сказал историю своей семьи. У него было
три сына. Старшего, майора польской
армии, немцы убили в 1939 году. Bro-
рей сын отправлен гестамо зв один из тех
концентрационных лагерей, из которых
еще ни один поляк не вышел живым.
Третий сын бежал в Краков. Нри тусклом
свете керосинозой лампочки старик рас-
сматриват выцветние фотографии своих
сыневей и тихо повторял:

— Правда, вы ведь пойдете и дальше?
Вы будете в Кракове? Верните же мне
моего сына!

Таких людей ветречают советовие вои-
ны в каждой польской деревне, на земле,
где развивается теперь наше наступле-
ние.

свободители! Наши бойцы привыкли,
что их так называют на родной, совет.
ской земле, очищаемой от немецких за
хватчиков. Теперь они слышат это слово
за много километров от государственной
границы,

— С чех пор, как Польша овкупиро-
вана немцами, — оказал нам бывший
офицер польской армии Ян Кравец, —
мы слышали с разных сторон обещания
своболы. Но освобождение пришло из
Москвы, его несет Красная Армия. *И
Польша никогда этого не забудет.

Мы едем по польеким дорогам. Поль-
екие крестьяне — на полях. ‚Жатва в
разгаре. Люди собирают урожай, на ко-
торый не будут выписаны в Берлине гра-
бительские «контингенты». Завилев ма-
шину, многие оставляют работу и подхо-
дят к дороге. Когда мапгина останавли-
вается, вокруг нее немедленно вырастает
толна крестьян. Они приветливо Узы
fares и веячески выражают свое ува-
жение и призналельноеть советским лю-

ЯМ.

И. КОНСТАНТИНОВСКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 авруста.

корреспондента «Известий» Л. Бернитейна.

126-й учебный
год

Резвакуация Ленинградского государет-
венного ордена Ленина университета за-
кончена. Вся его работа теперь строится,
развёртывается в родном городе.

Усиленными темпами ведутся восстано-
вительные работы. В них участвуют науч-
ные работники и студенты. Идёт ремонт
Нетровского главного здания