НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВО

В БОЯХ ЗАВОЕВЫВАЕТСЯ

КАЖДЫЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 3 декабря.

огн. корр. «Правды»). Наступатёльные
бои пдут на многих участках. Немцы
спешно подтягивают и бросают в бой
резервы, какие только удается им на-
скрести в своих тылах. Уже воюют в пе-
шем строю целые части, наспех сформиро-
ванные из техников и прислуги, обслужи-
вающей аэродромы. В качестве пехотинцев
сражаются и преподаватели, и ученики
унтер-офицерских школ. Части, подтяну-
тые из глубины, бросаются в бой прямо
с машин, без отдыха и передышки. Немцы
стремятся всеми силами, всеми средствами
заткнуть бреши, пробитые в их обороне,
и хоть еколько-нибуль задержать наши на-
ступающие части.,

Напрасно! Вее это только. увеличивает
цифры немецких потерь. С жестокими бо-
ями паши части ежедневно продолжают
неуклонно продвигаться вперед, уничтожая
глубинные узлы вражеского сопротивления,
ежедневно освобождая десятки населенных
пунктов.

Каждый километр территории, каждую
деревню наши части отвоевывают у врага
с жестоким боем. Контратаки врага усили-
лись и участились. На одном из направле-
ний немцы контратаковали силою двух
нолков при поддержке 60 танков. Бой,
начавшийся рано утром, длился весь день.
Контратака была отбита, немцы отброше-
ны с большими для них потерями.

Продвигаясь вперед, пробиваясь в глу-
бину немецкой обороны, расширяя полосу
прорыва, овладевая новыми и новыми не-
мецкими опорными пунктами, советские
воины наносят пемцам сокрушительные
удары. Участвующие в наступлении тан-
ковые части и подразделения мотопехоты
делают стремительные броски в немецкий
тыл, перехватывая гужевые и железные
дороги, отрезая немцам пути отхода, не да-
вая им отвести людей или утащить тех-
Нику.

Окружить и истребить — эти два слова
стали лозунгом бойцов и командиров. Де-
лается вбе для того; чтобы нетолько от-
брасывать немецкие части, но и полностью
уничтожать их. Вее это делает немецкое
сопротивление еще более яростным, а борь-
бу еще более ожесточенной. Эти дни, дни
непрерывных наступательных боев, дни
длинных и трудных снежных маршей, со-
вершаемых порой прямо по целине; явля-
ются для бойцов фронта днями героизма и
подвигов. То, что еще вчера считалось не-
возможным, сегодня делается фактом, а
завтра становится правилом. Героизм стал
повседневностью. Убил пять немцев — это
уже никого не удивит. В каждом подразде-
лении имеются теперь люди, которые в дни
наступления убили по пять, а то и ласять
фашистов. Захватить в бою вражеский пу-
лемет, в этом не находят ничего особен-
ного: столько орудий, пулеметов, автома-
пгин, боеприпасов захвачено в эти дни.
Только една гвардейская танковая часть,
действующая северо-западнее ’Ржева, за
вчерашний день подбила 4 немецких само-
лета, захватила 6 минометов, полевую ба-

БАЛТИЙЦЫ БЬЮТ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 3 декабря. (Воен. корр. «Правды»).
Несколько дней назад снайперы подразде-
ления, где командиром капитан Семакия,
краснофлотцы Ипатов, Краснов. Бусин и
Морозов вышли на передний край «на
охоту», а вскоре после того, как они за-
няли позицию, немцы предприняли”вылаз-
BY против стрелковой части, оборонявшей
рубеж.

Снайперы-моряки добровольно присоеди-
нились к пехотинцам и помогли отбросить
им врага. 3а это им об’явлена благодар-
ность от командования части.

‘РЕЙД КОННИКОВ

Они лавиной хлынули в образовавшийся
прорыв вражеской линии. Эскадроны скрыт-
но; балками и низинами шли на рысях
всв дальше и дальше, углубляясь в тыл
противника. Как гроза среди ясного дня,
врывались эскадроны в хутора и села,
рубя и уничтожая вражеские гарнизоны.
Фашисты в ряде мест пытались организо-
вать оборону, задержать кавалерию, но она,
словно бесчисленные ручейки, обтекала
узлы сопротивления, заходила с фланга,
появлялась в тылу и внезапно обрушива-
лась на врага. Заметалея противник, вы-
искивая пути отхода, побежали 0бозы,
забили дороги автомашины и мелкие груп-
пы. противника. Но мало кому удалось

КИЛОМЕТР

тарею, склад снарядов й мин, много виято-
вок и пленных. .

С каждым днем, по мере развития на-
шего наступления, сопротивление немцев
становится все более и более ожесточен-
ным. Они ведут против наших наступаю-
щих частей контратаки одну за другой.
Они стремятся с помощью их, если не по-
теснить, то хоть задержать нане наступ-
ление. Напрасно. Бойцы научились крепко
держать с таким трудом завоеванную
землю.

Взвод во главе со старшим лейтенантом
Дубнаковым занял высоту, контролирую-
щую две перекрещивающиеея гужевые до-
роги. Немцы девять раз бросались в контр-
атаку, пытаясь вернуть свои позиции и
открыть движение по дорогам. Взвод отбил
все атаки, и немцы откатывалиеь, унося
@ собой раненых и убитых. Вечером по
приказу командира батальона взвод занял
другой рубеж. На высоте осталось только
девять бойцов во главе с самим лейтенан-
том. И вот тогда-то немцы и предприняли
самую большую и продолжительную деся-
тую контратаку. Около двух часов ллилея
этот непрерывный бой за высоту между
девятью храбрецами и наступающей немец-
кой ротой. Тяжело раненным упал crap-
ший лейтенант Дубнаков. Он передал коман-
дование сержанту Ткаченко. Бой продол-
жалея. Восемь храбрецов сражались до тех
пор, пока подоспевигие части Красной Армии
не атаковали немцев с фланга и не заста-
вили их бежать.

Так умеют защищать наши бойцы род-
ную землю, отбитую у врага. Так же ярост-
но и упорно действуют они, наступая.
Весь фронт облетела сегодня весть о со-
вершенном ночью подвиге группы бойцов,
возглавляемой лейтенантом Алексвенко.

Вчера с утра завязалея бой за сильно
укрепленную немцами деревню В., кото-
рая, врезаясь в наше расположение, меша-
ла наступлению паших частей. Попытка
взять деревню в 1л0б успеха не имела.
Алексеенко решил перехитрить врага.
Ночью, в Ттазгар снежного бурана, он взял
с собой 11 автоматчиков и с ними вместе
под прикрытием снежных вихрей пробрал-
ся в занятую немцами деревню. Бойцы бес-
шумно сняли ножами немецких часовых,
подошли с тыла ко входам в дзоты, и по
условному выстрелу лейтенанта гранаты и
пули полетели в дзоты. Удар был так вне-
запен и силен, что хорошо вооруженная
немецкая рота, думая, что она имеет дело
с крупной частью, бежала, бросив оружие.
Охиннадцать бойцов н энергичный коман-
дир захватили немецкий опорный пункт.
35 немцев истребили они в этом бою и
4 взяли в плен. Самое характерное в
этом эпизоде это то, что группа не имела
потерь.

Так, в напряженных боях, тесня упира-
ющегося, огрызающегося, жестоко сопро-
тивляющегося врага, части Центрального
фронта продолжают двигаться вперед на
всех участках наступления. `

Б. ПОЛЕВОЙ.

ВРАГА НА СУШЕ

Три дня провели снайперы на передней
линии. За это время они истребили 23 фа-
шиетов.

Снайперы подразделения, где команди-
ром майор Кудрявцев, за два дня уничто-
жили 47 фашистов.

Успешно ведут борьбу с вражескими
опневыми точками балтийские батареи.
На-днях артиллеристы вступили в поединок
с огневыми точками врага. Вскоре артил-
лерийская дуэль разыгралась и в другом
районе. За день балтийские артиллеристы
подавили несколько вражеских. батарей.

(От военных корреспондентов «Правды»)

ская часть умелым ночным — нале-
TOM, сбив вражеские заставы, влетела в
крупное село, занятое противником. В ста-
не врага поднялась паника. Кавалериеты
без особых усилий очистили село от ок-
купантов, захватив большие трофеи и
пленных.

Немецкое командование, узнав о подвиж-
ной группе, орудовавшей в его тылу, на-
чало поспешно выводить свои грузы по
железной дороге на юго-запад.

У железнодорожного полотна глубоко в
тылу противника появились восемь кава-
леристов. Они соскочили со взмыленных
копей и полезли на насыпь к мосту. Здесь,
по этой дороге, скоро должны отходить

уйти. Из балок вдруг появлялись конные  эшелоны бегущего под нашими ‘ударами

раз‘езды, в воздухе свистели клинки, гре-
мели выстрелы. Вто не складывал ору-
жия — тех рубили.

Почти без боев проскочили конники 34
километра на запад, громя вражеские ты-
лы, сея панику и смерть.

Вечерело, когда эскадроны вышли на
развилку дорог. Здесь подразделения полу-
чили новую задачу. Без шума скрывались
в темноте эскадроны, конные батарен, пу-
леметные тачанки. Бойцы подразделения
под командой тов. Воронкова забирали
вправо, чтобы с фланга ударить по фапки-
стам, засевшим на станции. Наша мото-
механизированная группа выходила на же-
лезнодорожную магиетраль-—главную ком-
муникацию противника. Конники должны
были помочь ей выполнить эту“ задачу,

Эскадроны появились у  станционного
поселка как раз во-время. Из балки и
вдоль железнодорожной линии шли в атаку
наши танки и мотопехота. Враг соередото-
чил против них всю силу огня, отголив
свой правый фланг. По нему-то и ударили
конники. Расчет был правильный. Гитле-

врага.

— Далеко не убежите,—со злобой ска-
зал командир подрывной группы Федоров. —
В делу, товарищи, дорога каждая минута.

Заложены последние килограммы взрыв-
чатки под рельсы и опоры моста. Запален
шнур. Страшный взрыв потряс ночную ти-
шину. Рухнул мост. Конники умчались- в
темноту так же внезанно, как и появи-
ЛИСЬ.

На сборном пункте они уже не застали
свое подразделение. Командир Гончаров
увел его далеко вперед. Отважным саперам-
кавалериетам на рысях пришлось догонять
свой эскадрон. Раз’езд под командой лейте-
нанта Федосова разведывал путь. Федосов
с бойцом Оемоловым вырвались вперед. До-
рога змеей уходила вдаль, лошади шли бод-
ро, оставляя километр за километром.. В ве-
черних сумерках кавалеристы заметили от-
ступающую по дороге вражескую батарею.
Загорелись злобой сердца конников. В бал-
ке они видели сожженного бойца. Враги.
видимо, наслаждаясь муками советского
воина, жгли его постепенно, с ног. От че-

ровцы заметались, пытаясь организовать „ловека остались лишь голова да левое пле-

полукруговую оборону, но время было по-
теряно.

Комбинированным ударом кавалеристы
и танкисты, сжав фашистов с флангов,
ударили в центр, смяли оборону и ворва-
лись на станцию. На путях стояли под па-
рами поезда с продовольствием, боеприпа-
сами, вооружением. Оставив на станции
небольшой гарнизон, подвижная группа
двинулась дальше, вперед.

На левом фланге другая кавалерий-

ч0 с толстым слоем  обгорелото бинта.

Прогремели два винтовочных выстрела.
Две запряженные в орудие лошади повис-
ли на постромках. Блеснули клинки, доро-
та застучала дробью конских копыт. Два
кавалериста, охваченных жгучей нена-
вистью, неслись на вражескую батарею.
Обезумевшие от страха солдаты противни-
ка бросились врассыпную. Конники насти-
гали врага, нанося сабельные удары. Про-
тивник опомнился. Защелкали выстрелы,
пули, как шмели, закружились вокруг ка-

НАХОДЧИВОСТЬ
СНАЙПЕРОВ .

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 3° декабря.
(Пс телеграфу). Наступление наших войск
под Сталинградом и на Центральном фрон-
те вобдушевляет бойцов на новые подви-
ги, на боевые дела. Каждый день воины
Ленинградского фронта беспокоят против-
ника. Особенно’ усилилась активноеть на-
ших снайперов. На различных участках
фронта снайперы уничтожают 337 сутки до
600—800 гитлеровцев.

В борьбе против фашистов бойцы и
командиры применяют остроумные приемы
и изобретательность. Они научились вы-
манивать врага, глубоко закопавшегося в
землю, из его нор. Интересен опыт снай-
перов-комсомольцев, накопившийся в под-
разделениях, которыми. командует т. Че-
ренанов.

Младший лейтенант Богданов приказал
бойцам протянуть трос до проволочных за-
граждений. Дергая этот трос, красноар-
мейцы трясли рогатки вражеских заграж-
дений. Заметив, что проволока шевелится,
немцы выскочили из землянок. Воспользо-
вавшись этим, наши снайперы уложили
точными выстрелами десять гитлеровцев,

Хитроумно обманул врага снайпер Не-
стеров. Он вызвал огонь белофинекого
автоматчика на свою стрелковую ячейку,

а. сам заранее перемения` позицию; Благо-\

даря этому Нестерову удалось уничтожить
вражеского `снайперз.

Красноармеец Васильев. удачно приме-
нил противотанковое ружье для уничтоже-
ния вражеских огневых точек. Отреляя на
раестоянии 700 метров, он вывел из строя
станковый пулемет противника. Васильев
удачно приспособил к противотанковому
ружью онтический прицел.

3 Ю. ПОПРЯДУХИН.

—O—

ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД УНИЧТОЖИЛ

П НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 декабря.
(Слец. корр. ТАСС). Один из партизанских
отрядов Смоленской области провел смелую
операцию по захвату железнодорожной
станции в тылу немцев и нанес противнику
серьезный урон,

По данным разведки, командир узнал,
что на эту станцию, охраняемую сильным
немецким гарнизоном, прибыли эшелоны

с самолетами, бронетягачами, вагоны с
боеприпасами, цистерны е горючим и
другие военные грузы.

Под прикрытием темноты народные

мстители беспгумно сняли часовых и на-
пали на станцию. В окна домов и казарм
полетели связки гранат. По выбегавшим из
помещений немцам с‹нартизаны открыли
огонь из автоматов и винтовок.

В это же время другая группа партизан,
выбив немцев CO станции, принялась 3a
уничтожение эшелонов и военных‘ об’ек-
тов.

Немцы, собрав разбежавшихея солдат,
пытались выбить партизан со станцни.
Партизаны отбили атаку и начали разру-
шать железнодорожные сооружения. .

Несколько часов станция находилась в
руках партизан. Й только’ тогда, когда
немцы подтянули большие силы из сосед-
них селений, партизаны с боем отошли
к намеченному ранее рубежу.

Во время этого налета было уничтожено
17 самолетов, стоявших на платформах,
эшелон е бронетягачами, 2 вагона с 60е-
припасами, 2 цистерны с горючим, 13 ав-
томашин. Разгромлены склады с обувью,
продовольствием и зимним обмундировани-
ем. Был выведен также из строя узел.
телефонной и телеграфной связи, подорва-
ны железнодорожные: стрелки и семафоры.
Потери немцев убитыми составили 370
солдат и офицеров.

©

валеристов. Пришлось спешиться. Дорога
впереди забита 0б0зом, солдатами,—двумя
клинками не расчистишь ее. Быстро по-
вернуто брошенное орудие, снаряды найде-
ны здесь же, в зарядных ящиках. Не сни-
мая орудия с передка, боец Осмолов бъет
из него прямо по дороге.

Снаряды ложились в цель, летели раз-

бнтые повозки, кухни, зарядные ящики.

Бежали, падали и больше не вставали теём-
ные фигурки врагов:

Подоспевший раз’езд на плечах бегу-
щего противника скатился в балку, захва-
тил мост. Здесь враг готовился создать за-
слон против нашей подвижной группы, ис-
пользуя старые позиции, окопы, блинда-
жи, хода сообщения. Ёму на помошь спе-
шили. танки, артиллерия; минометы. 3a-
хватив © хода первую линию вражеских
окопов, эскадрон лейтенанта Максимова
оседлал дорогу и стал продвигаться впе-
ред. Эекадроны старших лейтенантов Ха-
рельского и. Спадкова ударили © правого
фланга.

Четыре артиллерийских батареи, 32 не-
мецких танка, минометы и пулеметы

открыли бешеный огонь по конникам.  .

Смолкли два наших станковых пулемета,
появились раненые и убитые, залегли ка-
валеристы. Трудно поднять голову от зем-
ли под градом пуль, осколков. Прикры-
ваясь ураганным обстрелом, противник пе-
ретел в контратаку. Пехота и танки нем-
цев катили волной на эскадроны. Не дрог-
нули wenn кавалеристов. Они приняли
тяжелый кровопролитный бой на старом
рубеже, политом кровью паших воинов п
августовских боях.

Уларила шквальным огнем батарея лей-
тенанта Рыжкова. Три развороченных нё-

мецких танка замерли на месте; вопыхну-

ла бронемашина от огненных пуль броне-
бойщика старшего сержанта Алпакова:
снова хлестнули свинцовым ливнем смолк-
шие пулеметы, — прижалась к земле Bpa-
жеская пехота. Поднялись полные нёнз-
висти ряды кавалеристов, поднялиеь и по-
неслись вперед. Рукопашная схватка за-
кончила бой. Вонники ворвалиеь во вто-
рую линию неприятельских окопов. Эека-
дроны, сломив вражескую оборону, мчались
висред, преследуя бегущего противника.

рабль, кренясь и падая в хаосе обломков,

пустые диски, которые бросали ему, хотя

жарной лестнице, двое по водосточным тру-

там немецких автоматчиков.

третьем этаже, и, когда пришлось поднять-

землю- и ‘ворвались в первый этаж. Ива-
‚шин`и три бойца взяли сена ‘(на нем рань-

‘для того, чтобы взорвалась граната, даю-
щая две Тысячи осколков, этого времени
‘достаточно.

танковой пушки. Селезнева и Фролова, а
‘сам с двумя бойцами снова вернулся на
‚чердак к станковому пулемету и к ране-

‚ Немецкий танк, укрывшись за угол co-

‘седнего дома, стал бить термитными снаря-
‘дами. На чердаке началея пожар. Ивашин

прогоревшие половицы.

задание,

Дымящиеся дома сражались, как корабли
в морской битве.

Здание, накрытое залпом тяжелых мино-
метов, гибло в такой же агонии, как ко-

й многие дома были достойны того, чтобы
их окрестили гордыми именами, какие но-
сят боевые корабли.
Ивашин лежал у станкового пулемета и
бил вдоль улицы. Фролов, Селезнев и Сав-
вин стреляли по неменким автоматчикам,
появляющимся на крышах соседних домов.
Тимкин сидел у печной трубы и заряжал

по-настоящему ему нужно было лежать со
своей разбитой ногой и кричать от боли.
Другой раненый был не то в забытье, не
то умер. ! В

Сквозь рваную крышу ветер задувал на
чердак снег. И тогда Тимкин ползал, соби-
рал снег в котелок, растапливал на кро-
XOTHOM костре и отдавал Извашину воду
лля пулемета.

Штурмовая группа Ивашина захватила
этот дом пять суток назад удачным, и дерз-
ким‘ налетом. Нока шел рукопашный бой
в нижнем этаже с расчетом протнвотанко-
вой пушки, четверо бойцов — двое по по-

бам — забрались на чердак и зарезали

Немцы не хотели отдавать дома. К рас-
свету они оттиснули наших бойцов на вто-
рой этаж, на вторые сутки бой шел на

ся на чердак, Ивашин отдал приказ окру-
жить немцев.
Четверо бойцов спустились с крыши на

ше смали убитые немецкие пулеметчики),
гажтли ето и с пылающими охапками в
руках ‘бросились вниз по чердачной лест-
Hite. г

Горящие люди вызвали у немцев минут-
ное замешательство. Минута — пустяк; но

Ивашин оставил у немецкой противо-

НЫМ.

приказал снести раненых сначала на чет-
вертый этаж, потом на третий. Но с тре-
тьего этажа им пришлось тоже уйти, по-
тому что под ногами стали проваливаться

`В нижнем этаже Селезнев и Фролов, вы-
катив орудие к дверям, били по танку.
Танк после каждого выстрела укрывался
3& угол дома, и попасть в него было труд-
но. Тогда Тимкин, который стоял у окна
На одной ноге и стрелял из автомата, сел
ва пол и сказал, что он больше терпеть
пе может и сейчас ‹ поползет и взорвет
танк.

Ивашин пошел в угол, где лежали про-
тивотанковые гранаты. Выбрал одну, вер-
нулел, но не отдал ее Тимкину, а стал
усердно протирать гранату платком.

Ты не тяни, — попросил Тимкин,
держа руку протянутой.—Может, ты к ней
еще бантик привязать хочешь? f

Ивашин переложил гранату из левой ру-
ки в правую и сказал:
Уж лучше я сам.

Тимкин осторожно вынул из руви Ива-
шина тяжелую гранату.

— Я тебя хоть до дверей донесу...

— Опускай, — сказал Тимкин.— Теперь
Я сам. —И удивленно спросил: — Ты 3a-
чем меня целуешь? Что я, баба или покой-
ник?— и уже го двора крикнул: — Вы
тут без меня консервы не ешьте! Ecan
угощения не будет, не вернусь.

Вепышка орудия танка осветила снег,
розовый ` от отблесков пламени горящего до-
ма, и Фигуру человека, распластанную на
снегу. Потолок сотрясалея от падающих тде-
то наверху прогоревших бревен. Невидимый
в темноте дым ел глаза, ядовитой горечью
проникал в ноздри, в рот, в легкие. На пе-
рилах лестницы  показалея огонь. Он епол-
зал вниз, как кошка.

Ивапгин подошел к Селезневу и прика-
зал:

— Чуть выше беря, в бантню примерно,
чтобы его не задеть.

— Ясно, — ответил Селезнев. Потом, не
отрываясь от панорамы, добавил: — Мне

—-

‚илакать. хочется, такой парень! Какиё он

тут высокие слова говорил!

— Плакать сейчас те будут, — твердо
обронил Ивашин,— он им даст духу.

Трудно сказать, с каким звуком разры-
вается снаряд, если он разрываетея в двух
шагах от тебя. Палая, Иваптин ощутил. что
голова его лепаетел ‚от звупа, & потом от
удара, и все залилось красным, отчаянным
светом боли.

Снаряд из танка ударил под ствол пуш-

В, КУПРИН, Д, АКУЛЬШИН.   ви, отбросил ее, опрокинутый ствол пробил

Юго-западнее Сталинграда. (По телеграфу),
3 декабря,

перегородку. Из разбитого амортизационно-
го устройства вытекло масло и тотчас за-

ДОМ БЕЗ НОМЕРА

гарь, тротиловый угар разрыва.

за голову, и раскачивался. Вдруг он встал пистолета, держа его в одной руке.

th

4 ДЕКАБРЯ 1942 №» #:-338 (9109) 7

HEI

Северо-Западный фронт. Разведчики—-гвардии. сержант Савельев и гвардии ефрейторы Бурда ин Рождаев выполняют боевое

Фото ©, Коршунова,

Вадим КОЖЕВНИКОВ

защитников дома и четыре раза откатыва-
лись назад. Наконец, немцам удалось в0-
рваться внутрь. Их били в темноте: кирпи-
чами. Не видя вспышек выстрелов, немцы
не знали, куда стрелять. Они выскочили
горелось. Вонь кипящего масла, дымная  наружу. Тогда в окне ветал Черный чело-
век и; держа в одной руке автомат, стрелял

Селезнев, хватаясь за стену, встал, по- из него, как из пистолета, одиночными
дошел к стоящему на полу фикусу, выдрал выстрелами. Вот он упал; на место его
его из горшка и комлем начал сбивать пла- поднялся другой черный человек. Ox етояд
мя с горящего масла. Ha одной ноге, опираясь рукой карниз,

Ивашин сидел на полу, держась руками и тоже ‘стрелял из автомата, как из

и, шатаясь, направился к выходу. С рассветом наши части заняли зареч- ©
— Буда? — спросил Селезнев. ную часть города. 1
— Пить! — прохрипел Ивашин. Шел густой, мягкий, почти tena №
Селезнев поднял половицу, высунул ‘ее   снег. С ласковой нежностью снег ложилея
в окно, зачерпнул. снег. на черные, покалеченные здания и по-
Ent! : -   крывал их покровом, равным белизне
Но Ивашин положил снег в шапку и  бинта, \
надел себе на голову. По улицам проползли‘ танки. На бро т
— Сними,— порекомендовал Селезнев, —   сидели десантники в маскхалатах, похо-  )
Голову простудишь. Дураком на всю жизнь  жие на белых медведей. Потом пробежа-
от этого можно стать. ли пулеметчики. Бойцы талцили за собой
— Взрыв Тимкина был? саночки-——маленькие, нарядные. И пуле-
Селезнев, держа в зубах конец бинта,   меты на них были прикрыты белыми про-
обматывал свою руку и не отвечал. Кон-  стынями. Потом шли тягачи,. и орудия,
чив перевязку, он сказал: которые они талцили за, собой, раскачива-
— Вы мне в гранату капсюль заложи- ли длинными стволами, и казалось, что
те, а то я не управлюсь с одной рукой. эти пушки кланяются этим домам.
— Подорвал он Т8нк? — снова спросил А на каменном фундаменте железной
Ивашин, : решетки, окружавшей обгоревшее эдание,
— Я вичего не слышу,— нрокричал   сидели три бойца. Они были в черн
Селезнев.— У меня из уха кровь течет.   изорванной одежде, лица их были измох-  :
—- Я, как пьяный, меня сейчас тошнить   дены, глаз» закрыты, головы запрокину-
будет;— тихо сказал. Ивашин и сел на пол.   Ты. Они спали. Двое друпих лежали пря- -
Когда он поднял голову, то увидел рядом  мо на снегу, и глаза их были OTRPHTH, „.
лицо Тимкина. Командир не удивился, а И в глазах стояла боль. и
только спросил: Когда показалась санитарная. иашияа,  ,
— Жив? боец, лежащий на снегу, потянул за но- ,..,
Селезнев, положив автомат на подокон-  гу одного из тех, кто сидел и спал. Спя-
ник, сидя на корточках, стрелял. И корот-   Щий проснулся и колеблющейся походкой
кий ствол автомата дробно стучал по под-   Пошел на дорогу, поднял фуку, остановил
оконнику при каждой очереди, так как   Машину. Машина под’ехала к забору. 0 =
Селезнев держал оружие одной рукой; но  Нитары положили на носилки сначала
потом он оперся диском о край подокон-   Тех, кто лежал на снегу, потом стали 7
ника, и автомат перестал прыгать. ладывать тех, кло сидел у забора с 3
Изашин приказал Фролову сложить к! Прокинутыми головами. Но Ивашин (90
окнам и к двери мебель и дерево. он осталовил машину) сжазал сажитару:
— Разве такой баррикадой от них при- — Этих двух не трогайте.
кроешься? — возразил Фролов. — Почему? —спросил санитар.
— Действуйте,— повысил — Они целые. Они притомились, №
шин,— выполняйте приказание! спать хочется.
Когда баррикада была готова, Ивашин   Ивашин взял у санитара три папир-
взял бутылку ¢ зажигательной смесью и  СЫ. Одну он закурил сам, а две вложи
разбил ее об угол лежащего шкафа. Бар- В вялые губы спящих. Потом, поверив ^
рикада загорелась. К Ивашину подошел   ШИсь к шюферу санитарной машины, ти-
Савкин. ‘ хо промолвил:
— Товарищ командир, Baa за ма- su aa Cote вези, это знаешь, ка-
лодушие, но не моту. mre а 1
я ane Ha ee kite У *— Понятно, сказал шофер. Он киви п

тон  Ива-

— 10 вы не можете? — спросил Ива-  На Ом, полмигнул, и спросил:
ШИН. Е — С этого дома?
— Точно.

‚ — А вот, сгореть живьем. — Савкин
кивнул на пламя. :

— Да что мы — староверы, что ли? Я
людям передохнуть дать хочу. Немцы уви-
дят огонь, утихнут,— рассердившись, при-
крикнул Ивашин.

— Так вы для обиана? — И Савкин
рассмеялся.

— Для обмана,—сказал Ивашин глухо,

А дышать было нечем. Шинели стали
горячими, и от них воняло паленой шер-
стью. Бойцы надели противогазы, но желч-
ный горячий воздух проникал в легкие,
и, когда набегала тошнотная слюна, ее
сплевывали в маску противогаза.

Пламя запибалось и лизало стены ‘дома.
Налетавшие порывы ветра отрывали куски
огня и уносили их в темноту, как крас-
ные тряпки. Немцы решили, что с защит-
никами лома покончено, и расположились   у
за каменным фундаментом железной. ре-
шетки, окружавшей здание.

В доме падали стропила, рушились по-
толки и полы. Оставаться в огне было по-
чти невозможно. Заприметив во дворе во-
ронку от снаряда, Савкин незаметно пере-
брался туда вместе с трофейным немецким
пулеметом. Следом приполз Ивашин.
Мне, видать, в мозги копоть наби-
лась, такая голова’ дурная,—есказал Сав-
КИН.

Ивашин промолчал. На улицу выполз
Селезнев, поддерживая здоровой рукой Тим-
кина.

Немцы, наконец, заметили группу бой-
цов во дворе и открыли огонь из авто-
матов. Близко они подойти боялись и стре-
ляли неприцельно, издали. Но
бойцов была ненадежной, и они решили емятенно запричитала:
снова уйти в дом. Пламя, лизавшее стены,   — Да, товарищ дорогой, да что жяс
понемногу затихалю. На месте пола зия- тобой про какое-то помещение разгова
ла яма, полная золы и горячих обломков.   риваю. Да, дай я тебя обниму, родные
Бойцы стали у оконных амбразур на желез-  вы напги!
ные  двутавровые балки и продолжали! Сазкин догнал
вести огонь. Немцам ‘удалось забросить   спросил его;
внутрь одну гранату. Она упала и разо- чо, знакомую ветретил? о
рвалась в яме, и долго после взрыва пепел   —— Нет, так, справку наводил, —08-
носился в воздухе, как серый снег. различно ответил Савкин.

Шли шестые сутки боя. И. когда Сав- Падал снег, густой, почти теплый, #
кин сказал жалобно, ни к кому не обра-  всем троим очень хотелось лечь в 10
Щаясь: «я не раненый, но я помру сейчас,   пушистый снег и сдать, сиать. Но они
если засну», никто не удивился таким   Шли, шли туда, на окраину города, м
словам, Слишком истощевы были силы   Ще сухо стучали пулеметы и мерно и +}
людей, глухо- вздыхали орудия.

Четыре раза немцы пытались вышибить   Центральный фронт,

Он долго расталкивал спящих. Савкиву
даже тер уши снегом. Но тот все норовил
вырваться из его рук и улечься здесь,
прямо ‘у забора.

Потом они шли, и падал белый снег,

и они проходили мимо зданий, таких #6
опаленных, как и тот дом, который onl =)
защищали. И многие из этих домов бы =
ли достойны того, чтобы их окрестили
тордыми именами, какие носят боевые ко-
рабли, например, «Слава»,  «Дерзость»,
«Отвага», или— чем плохо — «Гавриил
Тимкин», «Игнатий Ивашин», «Георгий
Савкин». Это ведь тоже гордые имен!

Савкин, увидев женщину в мужской
шапке, с тяжелым узлом в руках, подо-
шел к ней и, стараясь быть вежливым,
спросил:

—- Будьте любезны, гражданочка, вЫ
естная?

— Местная, — ответила женщина,
глядя на Сэавкина’ восторженными ra
зами.

— Разрешите ‘узнать, кто в этом до-
ме жил?—И Савкин показал рукой из
дом, который они защищали.

— Жильцы жили, ответила  жен-
щина.

— Именно?—допытывалея Савкин.

— Обыкновенные, -—недоумевая протя-
нула женщина, — всякие, .

— А дом старинный?— жалобно сни-!
зил голос Савкин,

— Если бы старинный, тогда не жал
ко,—сокрушенно произнесла женщина. —
Совсем недавно. перед войной, построили,
такой прекрасный дом был,—я вдруг, бро-
позиция  сив на землю узел, она выпрямилась и

товарищей, Ивашии