АНКАРСКИЙ СУД ПО ДЕЛУ

О «ПОКУШЕНИИ» НА ПАПЕНА

r

АНКАРА, 3 декабря. (ТАСС). На очеред-
ном заседании, анкарского суда, вторично
слушающего дело о «покушении» на Па-
мена, была допрошена личная секретарша
Папена, которая выставлена в качестве
свидетельницы взрыва «бомбы» на бульва-
ре Ататюрка. Секретарша пыталась заме-
нить свой показания оглашением` заранее
заготовленной шпаргалки. Однако председа-
тель суда раз’яснил, что свидетельница
должна давать показания устно. Свои уст-
ные показания сотрудница Tlanena дает
весьма сбивчиво. Она признает, что Папен
находился от места взрыва на расстоянии
до 30 метров, тем самым невольно опровер-
тая утверждение Папена, как известно,’ за-
явившего, будто бомба взорвалась на рас-
стоянии всего 6—7 метров от него. Сви-
летельница заявляет также, что после
взрыва двое неизвестных бросились бе-
жать. По ‘требованию прокурора председа-
тель суда спрашивает свидетельницу, не
опознает ли она в Павлове и: Ворнилове
этих двух лип. Свидетельница отвечает от-
рицательно, Далее свидетельница рассказы-
вает, что после взрыва она, подбежав к
Папену, торопила его скорее уйти с этого
места, сказав ему, что предстоит второй
‘взрыв. Павлов задает вопрос, откуда сви-
детельница знала о возможности второго
ззрыва и не были ли ей, как секретарше
Папена, заранее известны всё детали инсце-
нировки «покушения». Свидетельница, явно
растерявшгись, что-то лопочет насчет того,
что 0 втором взрыве она говорила «пред-
положительно». Павлов спрашивает, поче-
му как раз в момент взрыва в этом районе
очутилась машина немецкого военного ат-
лаше и «не было ли это также заранее
предусмотрено». При этом вопросе в зале
Таздается смех. Свидетельница растерянно
отвечает, что если эта машина и была
близ места взрыва, то это «случайность».

Затем Павлов делает заявление, в кото-
POM напоминает о том, что на прошлом
судебном разбирательстве заместитель про-
вурора Кемаль Бора, не приводя никаких
Фактов и доказательств, выступил с заяв-
лением, в котором пытался приписать

Павлову участие в каких-то преступлениях,

ПРАВДА

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 3 декабря, (ТАСС). В коммю-
нике штаба об’единенного командования
союзников в юго-западной части Тихого

якобы совершенных им в Риме и Софии, сусана сообщается, что союзные войска,

где он вообще никогда не был. Тогда Ке-
маль Бора заявил, что за недостатком вре-
мени он был лишен возможности проверить

обоснованность этих обвинений. «С того

времени, — заявляет Павлов,— прошло’ не-

сколько месяцев, и заместитель прокурора
имел возможность убедиться, что он без

преодолевая ожесточенное сопротивление
японцев, в районе Бупа— Тона (Новая Гви-
нея) теснят их к побережью. Одна колон-
на союзных войск, зайдя с левого фланга
за Гону, продвигается вдоль побережья по

ких п i B
всякого основакия пытался опорочить мою   Направлению к центру японских позиний
биографию, так же как он совершенно без Сананда. С правого фланга другая колонна
всякого основания продолжает поддержи-   союзных войск проникла в предместья де-
вать против меня и Корнилова обвинение ревни Буна. В воздушных боях ебито 23

по настоящему лелу, к которому мы абсо-
лютно непричастны». Поскольку заявление
Кемаль Бора было сделано публично, а за-
тем опубликовано в печати, Павлов тре-
бует, чтобы Кемаль Бора отказался пуб-
лично от своих слов. «В противном слу-
чае, — говорит Павлов,— я буду считать
себя вправе поставить вопрое о злонаме-
ренном нарушении Кемаль Бора своего про-
курорского долга». Отвечая на заявление
Павлова, Кемаль Бора говорит; что, по-

японских самолета,
+~—O—

ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ДАКАРА

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Как пере-
‘лает агентство Рейтер, Илен заявил в па-
лате общин, что французекие и американ-
ские власти обсуждают в настоящее время

скольку суд в свое время отклонил этот вопрос об использовании Дакара.

вопрос, он не стал проверять фактов и
рекомендует забыть 0б этом эпизоде. Суд
заносит в протокол как заявление Павло-
ва, так и ответ Кемаль Бора.

В ответ на вопросы относительно того,
на кого будет возложена оборона Дакара
ий смогут’ ли суда  об’единенных наций
пользоваться портом Дакара, Иден ответил:

И на этом заседании фигурировал во- «В настоящее время в Алжире происходят

прое © лжеадвокате, немецком

агенте переговоры ‘между верховным комиссаром

Карачае. На первой части заседания он Французской Западной Африки и предста-
отсутствовал. Председатель суда сообщил,   вителями США относительно использования
что до сих пор еще нет ответа от анкар- норта и других сооружений во Француз-
ской коллегии адвокатов по вопросу о том, ской Западной Африке».

восстановлен ли этот «защитник» во пра-
вах адвоката. Но к концу заседания Ва-
рачай явился и с разрешения председателя
начал задавать вопросы.

ЦО

В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ СОЗДАЕТСЯ

В журналистских кругах сообщают, что   300-ТЫСЯЧНАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ

Карачай снова обманул еул, заявив, будто
уже обзавелся алвокатеким бюро, которое
по закону должен иметь адвокат. Когда
коллегия адвокатов стала проверять заяв-

НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. (ТАСС). Мадрид-
ский корреспондент агентства Юнайтед
Пресс сообщает из Алжира, что намечено

ление этого проходимца, то оказалось, что   Немедленное образование французской ар-
по указанному им адресу никакого бюро  Мии числениостью в 300 тысяч человек

не имеется.

Следующее заседание суда назначено на
9 xexabpa.

Военные действия в Северной Африке

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Штаб
хомандования силами союзников в Север-
ной Африке сообщабт, что американские и
английские войска отразили самую силь-
ную за весь период борьбы в Тунисе гер-
манскую контратаку и нанесли немпам тя-
желые потери. Эта контратака была отра-
жена к северу от Тебурбы.

В следующем коммюнике штаба союз-
ников в Северной Африке говорится, что
войска союзников в районе Тебурбы отра-
зили новую контратаку противника. Сбито
М самолетов противника.

Военный обозреватель газеты «Таймс»
пишет, что, из сообщений из различных
источников можно вывести заключение,
что продвижение союзников в Тунисе про-
должается уловлетворительно и между го-
родом Тунисом и Бизертой вбит глубокий
КЛИН.

Специальный корреспондент. атентства
Рейтер при английских войсках в Север“
ной Африке сообщает о том, что, по всей
видимости, бои в районе. Джедейды и Ма-
тера, где державы оси сконцентрировали

большое. количество своих войск, вошли в
решающую стахию, ом

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Как ‘пере-
дает военный обозреватель агентства Рей-
тер, на операциях сотзников в Тунисе
отрицательно сказывается недостаток по-
следовательно расположенных ad
Однако этот пробел быстро восполняется.
Воздушные силы держав оси имеют аэро-
дромы в Сицилии и Сардинии и шесть
аэродромов в Тунисе. Кроме того, истреби-
тели держав оси могут опираться ‘на базы
острова .Пантеллерия. В распоряжении
союзников имеются аэродромы нз. Мальте,
несколько аэродромов в Алжире, а также
дальние базы в Ливии. Однако союзники
строят новые аэродромы, и, как только они
будут готовы, наступление союзников при-
ведет к изгнанию врага с Африканского
континента. з A

Обозреватель сообщает, что с 22 октяб-
ря было совершено 6 воздушных налетов
на Геную, 4—на Турин и 2— на Милан.
На эти города сброшены тысячи тонн
бомб.

Английское наступление в Ливии

ЛОНДОН, 3’ декабря. (ТАСС). В коммю-
нике командования английских веоружен-
ных сил на Ближнем Востоке говорится,
что английские патрули продолжали вести
активные действия вблизи Эль-Агейлы.

В ночь на 2 декабря английские тяже-
лые бомбардировщики атаковали Триполи.

ЛОНДОН, 3 лекабря. (ТАСС). Корреспон-
дент газеты «Ньюс кроникл» передает, что

передовые части английских войск подо-
шли вплотную к восточным укреплениям
Эль-Агейлы. Создавшееся положение напо-
минает обетановку у Эль-Аламейна, од-
нако Эль-Агейла обладает гораздо бодее
сильными естественными укреплениями.

для сотрудничества с союзниками в Север-
Ной Африке.

а

ПРИЗНАНИЕ МЕКСИКОЙ
СРАЖАЮЩЕЙСЯ ФРАНЦИИ

НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. (ТАСС). Бак со-
общают из Мексико, мексиканское прави-
тельство об’явило об официальном призиз-
нии Национального комитета Сражающейся
Франции. Мексиканское министерство ино-
странных дел в специальном коммюнике
заявляет, что, когла Мексика 9 ноября
порвала отношения с Виши, министр ино-

Родромов. странных дел Падилья направил предста-

вителю Сражающейся Франции ноту, в ко-
торой сообщил о желании мексиканского
правительства принять представителей
французского Национального комитета и
обсудить с ними все интересующие обе
стороны вопросы.

—о-—-

НАЛЕТ АНГЛИЙСКИХ
БОМБАРДИРОВЩИКОВ
НА ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ

ЧОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). В коммю-
нике английского министерства авиации
говоритея, что в ночь на 3 декабря ан-
глийские бомбардировщика совершили на-
лет на различные пункты Западной Гер-
мании, в том числе на Франкфурт-на-
Майне. Шесть самолетов не вернулись на
базы.

*

ee
AHTHTEPMAHCHHE ДЕМОНСТРАЦИЯ

B TYSCHE
НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. (ТАСС). Как со-

Военный обозреватель атентетва Рейтер   обшает малритекий корреспондент агент-

передает, что английские артиллерийские  ства Юнайтед Прбсс, из Франции поступили
немецкой, линии   свеления © том, что в

орудия начали обстрел
обороны.

Тулоне рабочие во-
зобновили антигерманские демонстрации.

РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛЕТА АНГЛИЙСКОЙ АВИАЦИИ НА ТУРИН

ЛОНДОН, 3 декабря. (ТАСС). Как пере- вреждения. Отмечено попадание двух боль-
дает агентство Рейтер, азрофотос емва про- Ших бомб в завод «Фиат мирафиоре», вы-

мышленных районов Турина выявила, что
разрушению подверглись многие районы го-
рода, в том числе один район пяощалью B

пускающий станкн, грузовики, танки и
авиамоторы. Помимо других заводов, нане-
сен также ущерб заводу «Фиат», произво-
дящему моторы. Металлургический завод

40 акров и другой — площадью в 22. акрз.   «Физт», вокзалы Порта Суза, в центре
Многие заволы, занятые проязводетвом во- Турина, и Порта Нуова, в восточной части
енных материалов, получили сильные по- Турина, также получили повреждения.

МРАЧНЫЕ НАСТРОЕНИЯ В ИТАЛИИ

СТОВТОЛЬМ, 3 декабря. (ТАСС). Как
передает римский корреспондент газеты
«Дагене нюхетер», итальянцев угпетает
сознание того, что центр’ тяжести войны
будет перенесен этой зимой в Италию,
Ощущение предстоящих тяжелых исныта-

`  ний еще более усилено заявлением Uep-

чилля 0 предстоящем усилении воздушного
наступления на Италию.

Римский корреспондент газеты  «Гете-
борге хандельстиднинген» пишет: «Война
придвинулась ближе к Италии, и это дела-
ет настроение в стране тяжелым. Тот, кто
был свидетелем землетрясения в Калабрии
или извержения эЭтны, тот знает эту ти-
шину, которая нависла теперь над Римом».

ЖАЛКИИ ПАЯЦ

В последнее время у Гитлера и у Муссо-
лини вошло в привычку хвастать тем, что
они-де редко выступают. То, что они
ставят себе в заслугу молчание, можно
об’яснить только одним: видимо, и до их
сознания хлотило, в какой мере надоели их
речи слушателям. Но у Муссолини, овазы-
вается, есть еще дополнительные причины,
заставляющие его воздерживаться от речей,
особенно в последнее время. Вот как он из-
лагает их сам:

«В 15 случаях из 100,— заявляет Мус-
солини,— прихолитсея упрекать себя 3a
свои выступления...»

«В военное время, когда пушки говорят
своим мощным голосом, лучше говорить по
возможности меньше...»

«Итальянский народ не нуждается... в
неумной пропаганде».

Причины, надо прямо сказать, весьма
веские и убедительные, особенно послед-
вяя. И тем не менее Муссолини не выдер-
жал и заговорил. Третьего лня он выступал
с большой речью, причем Bea она Kak
будто призвана подтвердить справедливость
его же утверждений. т

Что же побудило «луче» нарушить обет
молчания? На это дает ответ самз ero
речь — помесь истерического бреда, с неух-
HOH пропаганлой, выражаясь словами  само-
то «луче». Муссолини подавлен и раздавлен
событиями. Жальий_и смешной. он всячески
изворачивается, пытается пракрыть свою
трусливую растерянность. Для него, ока-
зывается, нет ничего, неожиданного.

«Военная мощь Росвин.— говорит он,.—
пе была. для меня неожиланностью, 3a
исключением того. что я назвал бы качест-
венной стороной».

‚ Эту качественную сторону русской воен-
ной мощи хорошо испытали и сейчас ие-
пытывают Ha себе войска Муссолини на
Дону. Его войска испытали также каче-
ственную мощь союзников в Северной Аф-
рике.— События в Северной Африке Myc?
солини, оказывается, тоже «предвидел».

«Высадку англо-американских войск в
Северной Африке, — утверждает он,— мож-
но было предвидеть. В соответствующей
информации неё’ было недостатка. Все было
заранее предусмотрено».

Трудно, конечно, понять, что. именно
«предусмотрел» Муссолини. То’ли, что дер-
жавы «оси» не смогли воспрепятствовать
высадке союзных войск в Северной Афри-
ке, то ли, что одновременно Роммель по-
терпел жесточайшее поражение нз египет-
ско-ливийском фронте, то ли бесславную
сдачу в плен итальянских дивизий, от
которых Роммель поспешил в первую оче-
редь освободиться, как от бесполезного и
опасного балласта? Не к чему искать здра-
вый смысл в речи, которую сам оратор
заранее кваляфицировал, как неумную про-
патганду.

Да и что спрашивать с человека, охва-
чепвого пзникой? Он жалуется на людей
«co слабой нервной системой, всегда мрач-
но настроенных, которые накладывают по-
вязку на голову не только ло того, как она
разбита, но даже прежде, чем появилась
самая отдаленная угроза, что кто-то ее
ему разобъет». Эти люди сеют в стране, по

о р а а млн
г

словам Муссолини, панические настроения.
Но, сам того не замечая, он всей своей
речью выдает, что в первую очередь к
этим слабонервным людям относитея он
сам. У него, правда, есть оправдание: егэ
голова уже крепко побита, если не раз-
бита.

Муссолини пытается «успокоить» насе-
ление. Но совсем не успокоительно звучит
его ‘сообщение, что в Милане в результате
английских. бомбардировок разрушено и по-
ражено 2.414 домов, в Турине — 3.230,
в Генуе—5.762 в центре города и 6.121—
в окрестностях.

Муссолини боится не только внешнего,
но и внутреннего фронта. И он кричит:

«Не нужно больше говорить о внутрен-
нем и внешнем фронте... Не ждите послед-
него часа. Начинайте расселяться по на-
шим прекрасным деревням... Нужно эвакуи-
ровать города, в особенности удалить жен-
щин и детей. Нужно организовать оконча-
тельную в почти окончательную эвакуа-
ЦИЮ...»

Почему этот страх у Муссолини, почему
этот ужас, который сквозит в его словах?
Он об’ясняет, он приводит слова Черчилля
о предстоящих атаках на Италию и гово-
рит:

«Эту речь следует принять всерьез».

Он напоминает о важнейшем факте
последние восемналцать месяцев.
факт — война против Советского
которая его смертельно пугает.

«Дуче» в тем большем страхе, что
знает, очень хорошо знает «высокие
вые качества» своих войск.

«Я выскажу вам мысль, — говорит
он, — которая вас удивит: парадокс, мо-
жет быть, ересь. Я предпочел бы иметь в
итальянских музеях меньше статуй, мень-
ше картин и больше знамен, захваченных
у врага».

Конечно, Муссолини культура не нужна,
не нужны ему и памятники культуры. Но
что касается «зпамен, захваченных у вра-
га»,—это мечта, в осуществлении кото-
рой действительность отказала’ Муссолини
наотрез. Большинство знамен итальянской
армии уже давно именно захвачены врагом,
уже давно превратились в трофеи, но толь-
KO He итальяпские. Муссолини явно пе па-
деется на свои силы. Поэтому он призы-
вает сражаться до конца... бок о бок с Гер-
манией. 3

Концовка речи Муссолини достойна ее
начала. За что сражаться итальянцам? Вот
вопрос, который он ставит и на который
отвечает:

«Нужно сражаться за живущих, но нуж-
Но также сражаться за мертвых... Они —
мертвые нам приказывают властным голо-
сом: сражаться до победы».

Какие мертвые? Их много, итальянских
мертвецов, —и в русских снегах, и в афри-
канских песках, и в балканских ущельях.
Они погибли во имя чуждых им интересов
бесноватого «фюрера», которому Муссоли-
ни отдал Италию в вотчинное` владение.
Вот за эти-то чуждые итальянскому народу
интересы призывает Муссолини бороться.

Жалкий паяц! ^

x Я. ВИКТОРОВ.

за
Этот
Союза,

on
бое-

we

—__ А
Гитлер и нейтральные страны

Чем дальше идет война, Чем острай сто- шие о’ плачевном

ит для Германии вопрос 0 новых источ-
никах сырья, продовольствия, людских ре-
зервов, тем явотвенней п отчетливей крут-
‘нейшее поражение гитлеровской диплома-
тии, которой, несмотря на все усилия, не
удалось привлечь в свой лагерь нейтраль-
ные государства. А уж как старалась
гитлеровская клика! Посулы, угрозы, шан-
Tam, экономический нажим —— все было
пущено в ход. Но пи одно из вейтраль-
ных государств не присоединилось к ита-
ло-германской «оси», между тем как фронт
ее. противников крепнет изо лня в лэнь.

Против гитлеровской Германии высту-
пила крупнейшая промышленная лержа-
ва мира — Соединенные Паты Амери-
ки. Крупное поражение потерпела Герма-
ния в странах Центральной и Южной Ame-
DHRU, Pe фашизм в течение многих лет
плел сети преступных интриг, создал раз-
ветвленную организацию провокаций я
шиионажа. Большинство латино-америкал-
ских государств ликвидировало очаги гит-
леровской заразы на своей территории и
выступают активно против Гермакии. По-
давляющая часть Нового света, от Аля-
скл до тропиков, находится в состоянии
войны с Германией. Внешнеполитическая
изоляция итало-германской коалиции не-
уклонко прогрессирует; Это — «одна из
характерных черт современного момента»
(Сталин).

Чрезвычайно показательны для ухужине-
ния межлунаролных позиций гитлеровекой
Германии ее взалмоотношения с тразици-
овно нейтральной Швейцарней,

Швейцария грапичит © Германией a
Италией. Здесь отчетливо видны все по-
следствия войцпы для‘ хозяйства и пасе-
зния Германии и Италии. Ho лело ue
только в этом. В нейтральной Швейнария
в силу ее географического положения и
дипломатических связей скрещиваются, как
в оптическом фокусе, пити, ведущие из
большинства европейских и заокеанских
государств. Швейцария часто служит ба-
рометром,
жение воюющих страп.

состояния экономики
Германии, о разрухе на ее железных до-
рогах, об огромном недостатке рабочей ся-
лы, 0 росте ‘неловольства среди немцев, в
первую очередь среди населения Рурской
и Рейнско-Вестфальской областей. Впер-
вые в Швейцарии открыто заговорили о
TOM ошеломляющем впечатлении, которое
произвел в Германии разгром немцев под
Москвой в лекабре 1941 года. Некоторые
газеты папомнили читателям историю пер-
вой мировой войны, когда непомерно раз:
дувшийся германский импёриализи ката!
строфическя проиграл войну и лопнул,
как мыльный пузырь.

Берлинская клика пришла в бешенство.
В’ министерстве иностранных лел экстрен-
но собрана была пресс-конференция, ua
которой официальный’ чиновник обрушил-
ся с дикой руганью и наглыми угрозами
по адресу Швейцарии.

Немпы ожидали, что Швейцария немед-
ленно проявит смирение и раскаяние. Ол-
пако времена покорного молчания и
льстивого заяскивания прошли. Швейцар-
ская печать не испугалась окрика бер-
линских держиморл и продолжала в том
же новом, независимом тоне критику гер-

манской военной машины. В ряде газет! Т

появилясь статьи о провале летней кам-
пани немецких police pw Росони, о ра-
стущей мощи и активности Англии и США
и ухудшающемся положении Германии, o
непрочности «нового порядка» в Европе п
тех страданиях, которые принес фаптизм
паротам оккупированных стран.
«Журналь ле Женев», парируя выпады
  Берлина против нейтральных государств,
‚писала; «Очевилно, германские власти раз-
очарованы тем, что проект «новой Евро-
пы» не вызывает у нас энтузиазма. В этом
отношении недоразумения представляются
неизбежными, ибо, судя по всем дамным,
нам не предложили бы в этой континен-
тальной организации положения, подобаю-
Mero хействительно суверенному тосулар-
ству,  отлизающемуся ‘независимостью.
Олнако ни па что другое мы добровольно

чутко реагирующим на поло- не пойдем».

С такого же pola защитой нёзавиенмо-

Осенью этого года в Швейцарской пе- сти Швейпарии выступили и другие га-
чати стали появляться статьи, трактовав- зеты; заявившие, что республика будет от-

АДРЕС кн и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленвпградское шоссе, улица «Правды»,

3-36-52;
_` 528269.

Иностранного — Д 3-32-85:

Писем — Д 3-15-68; Местной сети—дД 3-15-47;

{ли демонстрировать швейцарцы дружеские

стаивать свою  самостоятельноеть всеми
средствами. В тому времени в Швейца-
рии разоблачены были немецкие ишионы.
Значительная часть швейцарской обще-
ственности потребовала сурового наказа-
пия этим провокаторам войны. После раз-
грома войск Роммеля в Африке фашист-
ские шоионы приговорены были к рас-
стрелу. Впервые за время второй мировой
войны нейтральная страна Европы осмели-
Tach па основе суровых военных законов
уничтожить гитлеровскую агентуру.
Швейцария открыто повернулась спи-
ной к Гитлеру. Столь же откровенно ста-

чувства к Советскому Союзу. Газеты пи-
шут о героических подвигах Красной Ap-
мии, 0 бессмертной эпопее обороны
Сталинграда, о неиссякаемой мощи совет-
ской экономики. Взе ярче сказывается в
птвейцарской печати понимание роли (0-
ветекого Союза в освобождении порабо-
щенной Европы, в защите демократии,
кровных интересов всего прогрессивного
человечества.

Такиу образом, швейцарский междуна-
родный барометр весьма паглядно свите-
тельствует об обэстряющейся внешнеполи-
тической изоляции Германии и Италии.

Нечто полобное наблюдается и в рязе
других нейтральных стран, в частности в
урцин, гле печать решительно разобла-
чнла провокации Италии. Отчаявитись 10-
биться симпатий турецкой  общественно-
сти; Берлин натравил на Турцию Муссо-
лини. Итальянские горе-вояки нынешним
летом стали бряцать оружием— их печать
и. радио об’явилн, что именно итальянцы
призвавы стать «наследниками Оттоман-
ской империи». Однако берлинскяе и рим-
ские шантажнеты проспитались. Запугать
турок им не улалогь. Турецкая печать ла-
ла решнтельную отповель зарвавшимся на-
глецам и заявила о готовности Турция
тать отлор агрессии.

Газета «Акшам». в частности, ирониче-
ски писала: «Война еще не закончилась,
п неизвестно, как она закончится, а Ита-
лия уже выдвигает неограниченные пре-

д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ. РЕЛАКНИИ:
Литературы

Другая газета-—«Вакыт» отвечала при-
хвостню Муссолини, римскому Геббельеу—
журналисту Гайле:

«Интерёено, на оскове каких завеша-
ний собирается Гайла присваивать наслех-

тензии».

п искусства — Д 3-39-72:

Справочлое бюро — Д 3-15-68;
Военного — Д 3-36-82;

Типогратия газеты «Правда» имени Сталина,

ство Османской империи в Африке? Эти
территории имеют хозяев. Никто не согла-
сится, чтобы в его доме жил чужой. Итае
лия потеряла пе только свою империю, но
и миллионы солдат. А, как известно, за-
воевания осуществляются не словами. а
солдатами. Если мы говорим, что язык—
острое оружие; то это. вовсе He зпачит,
что болтуны могут’ покорить мир».

Так низко пал престиж Италии и ез
германского хозяина в крупнейшей ней-
тральной стране.

Швейцарская ‘газета «Националь пей-
тунг» так характеризовала позицию 05-
щественных кругов Турции:

«Если рассматривать турецкое  обще-
ственное мнение, как своего рода барометр
общего политического и военного положе-
Пия, то нельзя не констатировать, что этот
барометр в’ послелнее время заметно пол-
пялся в пользу союзников и упал в от-
потении их противников»,

На другом, северном. конце Европы так-
же все увереннее звучат голоса, призы-
вающие к более здравой политике в от-
ношении Германии и прекращенню фак-
тического пособничества ей. Рял извест-
ных газет Швеции резко выступил про-
тив продолжающихся перевозок немецких
солдат по швелеким железным дорогам,
против использования шведской промып-

ленности в качестве ремонтеой базы для! Ш

германской военной машины, ——` актов.
He совместимых с подлинным нейтралите-
том. «Гетеборге хандельстиднинген» пи-
сала:

«Все совершенные круппые и важные
отклонения ог нейтралитета благоприят-
ствовали воюющей Германии. Многое из
того, что сейчас хранят в тайне, выплы-
вет паружу после заключения мира. Нам
будет не особенно приятно занять место
на скамье подсудимых и трухно будет най-
ти оправдание». ‘

Гитлеровцы сами чувствуют все боль-
шую шаткость своих позиций в Швеции.
Известный гитлеровекий прихвостень Сван
Гедлин, побывавитий в Берлине, вынужден
был недавно заявить в «Дагпостен»:

«Немцы говорят: нам больно вилеть,
что большая часть шведской прессы про-
являет отвращение к Германии, к ге на-
роду, руковототву и мировоззрению».

В других нейтральных странах также
идет пеумолимый рост изоляции итало-

Партийцой жизни —

Секретариат — д 3-15-64;

д 1-52-48; и Е
Отдел об`явлений — д 3-30-12 0

германского блока. Даже в Болгарии, где
официальная печать в своей подавляющей
части все время занимала ярую прогер-
манскую позицию, теперь слышатся бо-
лег трезвые голоса.

Причины растущей международной изо-
ляции итало-германской коалиции коре-
нятся прежде всего в крушении ее пла-
нов на советско-германоком фронте. (r-
ремную роль сыграли события пол Сталин-
гралом и растущая военная активность
Англии п у

Весь мир видит, к какой катастрофе
привела Гермапия своих вассалов — те
государства, которые ей удалось втянуть
в войну против Советского Союза. Пример
Финляндии и Румынли, rie значительная
Часть населения погибла во славу берлин-
ских разбойников и где тяжкие страдания
всего народа увеличиваются с каждым
лнем, никого прельстить не может. Пели
Германиц в войне настолько отвратитгль-
пы, что не могут вызвать ничего, кроме
негодования во всяком демократическом п
независимом государстве. Установление
«нового порядка» в оккупированной Ев-
ропе показало воочию всю чудовищность
немецко-фашистского варварства. В Шве
ции часты теперь выступления протеста
против кровавых расправ, творимых ок-
вупантами нал норвежским населением. В

веицарии люди содрогаются от ужаса и
негодования по поводу гитлеровского тер-
рера в’ Европе. \

Вместе с тем в нейтральных странах
хоропто известно о растущем национально-
освободительном лвижении в оккупирован-
ны: странах. Гитлеровской клике не yia-
лось добиться покорности народов, потер-
певших военное поражение. Миллионы лю-
ден, очутившихея в петле оккупации, го-
товы при первой возможности подняться
с оружием в руках на бой против окку-
пантов. Общественное мнение в нейтраль-
ных странах все более активно занимает
антифашистские позиции, оказывая тем
самым серьезное влияние на политику сво-
их правительств.

Пропасть между нейтральными государ-
ствами и гитлеровской Германией будет
углуоляться по мере лальнейшего разви-
тия войны,   по мере усиления ударов го-
сударств англо-советско-американской коа-
AMMA по державам «оси».

Б. ПОНОМАРЕВ.

д 3-11-07;

3-30-12. 0 недоставке газет в срок

Сельскохозяйственного — Д 3-10-85;

.4 ДЕКАБРЯ 1942г. № 338 (9109) ^.

. Конча

Умер ‘Максим Петрович Пончаловекий,
Странах потеряла крупнейшего ‘ученого, py.
дающегося педагога, талантливого клини:
циста-врача, активного советского общесвы
венного деятеля,

Имя Максима Петровича как учено$
широко известно за границей и всему на.
шему Советскому Союзу. я

Максим Петрович руководитель и пре.
седатель Всесоюзного и Московского тера-
певтического общества, председатель’ Вел.
союзного общества по изучению ревма“...
ма, вице-президент Международной any
по изучению и борьбе с  ревматизмом, ак-
тивный участник международных конгрес-
сов в Париже Брюсселе, Будапеште, Mo.
скве, почетный член Артентинской анти.
ревматической лиги.

Известна ‘разносторонняя  деятельноеть
Максима Петровича в президиуме Учено
медицинского совета НЕЗ СССР, в эксперт.
ной комиссии ВКВШ и других организа.
ЦИЯХ.

За свои выдающиеся заслуги в. 1934 г.
Максим Петрович удостоен звания заслу-
женного деятеля науки ив 1940 г. бы
награжден орденом „Трудового Красно
Знамени. _

Как ученый, Максим Петрович жил пт.
рокой творческой жизнью. Его перу pr
надлежит около 200 научных работ, средх
которых известны ‘учебники, ряд моногра-
фий, научные статьи,  характеризующи»
ero Kak глубокого и пытливого ученоть

Rak выдающийся педагог и исключе.
тельно яркий лектор, Максим Петри
пользовался заслуженной любовью научных
работников и студенчества. Максим Пети.
вич любил растущую научную молодеяь,
и его школа известна всем медицинекни
работникам. Его ученики с честью зан:
мают. многочисленные кафедры в различ.
ных местах Советского Союза.  Эрудирован-
ный клиницист, специалист своего’ дела
и врач, Максим Петрович оставил пол
себя последователей и продолжателей сво.
их идей. wih

Смерть его является тяжелой утрат
для отечественной медицины.

Ушел от нас талантливый ученый, 60:
датель школы, выдающийся общественный
деятель, чуткий врач и прекрасной душ
человек. Память о М. П. Бончаловеки
никогда не умрет в сердцах его ученики,
товарищей и работников советского здранм-
охранения. у

Митерев, Колесников, Парин, Милов.
дов, Шабанов, ` Лихачев, Бусалов, Бур.
денко, Виноградов, Бурмин,  Фронштей,
Вовси, Абрикосов, Левит, Ланг, Герцен,
Преображенский, Давыдовский, Сквор-
nos, Молчанов, Смотров, Багдасаров,
Дульцин, Кафтанов, Кочергин.

В Совнаркоме СССР

Об обеспечении семьи умершего
заслуженного деятеля науки
профессора
М. П. КОНЧАЛОВСКОГО

Совет Народных Вомиссаров Союза (0
постановил:

1. Выдать единовременное пособие. сехь
Максима Петровича Нончаловсного — же
Кончаловской Софии Петровне в син
10.000 рублей. i

2. Установить персональную пенсии
семье М. П. Кончаловского: жене Kony
ловсной Софии Петровне — 400 руб
в месяц пожизненно, дочери Татьяне Мак
симовне Нончаловсной—400 рублей в. и
сяц пожизненно.

—oO—

ЧЕСТВОВАНИЕ АКАДЕМИКА
АРХИТЕКТУРЫ И, В. ЖОЛТОВСКОГО

Вчера в московском Ломе архитектор
состоялось торжественное заседание прз-
вления союза советских архитекторов, по-
священное 75-летию заслуженного . деятеля
науки и искусств, академика архитектуры
орденоносца И. В. Жолтовского. 6 характе-
ристикой и обзором многолетней творческой
и строительной деятельности Жолтовекого
выступили акалемики архитектуры В. (.
Алабян и А. В. Щусев. Юбиляра телл
приветствовали представители  многочис-
ленных учреждений и общественных орг-
низаций. С’ особенной -теплотой юбиляз
приветствовали представители молодежи,
делу воспитания которой академик #01.
товекий отдаег много времени,

Правление союза постановило учредить
на средства союза стипендию имени Жо0лтов-
ского для студентов старших курсов Mor:
Бовского архитектурного института, мемо-
риальные доски на зданиях, построенных
по его проекту в Москве.

О“

ИЗВЕЩЕНИЕ

4 декабря с. г., в 18 ч. 30 мин., в 00-
мещении Парткабинета МЕ и МТЕ ВЕП(б)
состоится доклад для докладчиков, лекто-
ров МГК ВКП(б) и райкомов на тему
«Разгром немецких войск под Москвой в
1941 г.». Докладчик т. Минц.

Билеты получать в Парткабинете МЕ т
МГЕ ВКП(б) (Малая Дмитровка, 6).

PI ERE SE AS ASSES SE ES

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

EEE OE SE енг

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный Фильм «СЕКРЕТАРЬ
РАЙКОМА» — Первый, Ударник, Метрополь,
Колизей, Москва, Родина, Художественный,
Победа, Форум, Таганский, Орион, Динамо, ›
Центральный дом культуры железнодорой

ников. и

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК КИНОХРОНИКИ:
Ддклад предоедателя Государственного м
etter Обороны ToBapHima И. В. СТАЛИН:
на торжественном заседанин Московского
Совета депутатов трудящихся 6-го ноября
1942 года — Наука и знание, Хрочвка,

«ТРИ МУШЩЕТЕРА» — Метрополь, Централь“
ный, Октябрь, им, ТТ Иятернациовала,
Кинотеатр ЗИС.

«КОНЦЕРТ — ФРОНТУ» — Востоккино, Экрав
жизни.

«ВОЛГА-ВОЛГА» — Повторного фильма.

ФИЛИАЛ ГАБТ_—4/ХИ—оп. Травиата, 5/ХИ-
оп. Царская невеста. Нач, спектаклей в 6 aC.
вечера. ; fea

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИН:
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — 4/ХИ —
Фронт. Начало в 6 час. вечера.

МХАТ ОССР им. ГОРЬКОГО — 4/Х И — Враги.
Нач. в 6 час. вечеро м

МУЗ. ТЕАТР В К. Ц. СТАНИСЛАВСКОГО
ic Вл. И. ее ое pa ne
‹орневильские Болокола, Начало в 6 час. веч.

ФИЛИАЛ MOCKOBCK, TEATPA ОПЕРЕТТЫ
(В; Садовая. 18, бывш. театр. Народного ae:
чества) — 4/ХП — Роз-Мари. Нач. в_6 зас, веч.

МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР (ул.

Горького, 5) — 4/ХП — Москвичи-земляки, Нач. (

в б час, 50 мин. вечера,

Экономического — Те
сообщать по телефову Д 3-06-05, м

Изд. № 905.

м