‚У ДЕКАБРЯ 1942 г., № 339 (91107 1

} :

№ И, Калинин рыступает & речью на московском областном совещании работников политико-просветительных учреждений.

Фото М. Калашникова.

МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ПОЛИТИКО-
ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕРЕВНЕ

3 кабря состоялось областное совеща-
` по вопросам политико-просветительной
читы в деревне, созванное Московским
 итным комитетом ВАПСб). На совеща-
п присутствовали заведующие избами-
‘тальнями, библиотеками, работники отде-
ng пародного образования, руководители
пизйных и комсомольских организаций
ти. В работе совещания приняли уча-.
чи М. И. Калиний, секретари Московско-
в фаастного и городского комитетов пар-
итоварищи А. С. Щербаков, Черноуеов,.
Диив, председатель исполкома Московско-
1 астного Совета депутатов трудящихся
` в. Тарасов, начальник Управления про-
om и агиталии ЦК ВЕПСб) тов. Але-
паров, академик Лысенко. j

(докладом о состоянии и задачах поли-

вседневно. Основным содержанием полити-
ко-просветительной работы в деревне дол-
жно быть: широко поставленная полити-
ческая информация, пропаганда военных
знаний, справочная работа, загротехниче-
ская пропаганда и организация художест-
венной самодеятельности.

По докладу тов. Поздеева развернулись
оживленные прения. Выступавшие това-
рищи делились опытом ‘своей работы,
вскрывали недостатки. ai

Тов. Кирсанова,’ заведующая Рахужав-
ской  избой-читальней, Солнечногорского
района, рассказала о том, что немцы 38
10 дней своего пребывания в районе в
прошлом году вожгли и разрушили боль-
шинство колхозных демов, хозяйственных
построек. Гитлеровские разбойники ‘унич-
тожили и избу-читальню, считавшуюся ‘од-

Академик Лысенко в своем выступтелия
остановился на’ той огромной роли, кото-
рую могут сыграть избы-читальни в про-
патанде алротехнических знаний, в пере-
даче передового ‘опыта. Академик Льсенхо
подчертинуи значение картофеля в народном
хозяйстве. Он просил участников совеща-
ния широко’ раз’яснять вопросы культу-
ры картофеля, в частности вою важность
затотовок верхушек клубней картофеля для.
посадки. Он дал ряд ценных указаний о
TOM, Kak нужно срезать верхушки. клуб-
ней картофеля и как их хранить.

— Пусть, — говорит тов. Лысенко, —
этот и другие большой важнобти вопросы
сельскохозяйственной науки через вас, из
избы-читальни, дойдут „до колхозников.

В обсуждении локлада приняли участие

те и очень дорогой ценой. Немцы забрали
в оккупированных районах скот, инвентарь
И все колхозное и личное добро колхозни-
ков, измываются и глумятся над ними, в
то время как те колхозники, которые евое-
врёменно эвакуировались в глубь стра-
ны, получили помощь советской власти и
своими усилиями помогают общему право-
му делу — разгрому ненавистного врага.
Нужно раз’яснить, показать на этом и
хругих примерах, к каким последствиям
приводит несвоевременное, неточное вы-
полнение указаний и советов советской  вла-
сти. 0 раз’яснении глубокой правильности
указаний советской власти агитаторы, про-
водники мыели советской власти, никогда
не должны забывать.

М. И. Калинин товорит, что война тре-

‚‚_ пичпросветительной работы в деревне также товарищи Клюкин, Рузакова, Исае- бует общего напряжения. А это означает,
„’ ытушия секретарь МК ВКП(б) по, пропа- ной из лучших в области. Много трудов ва, Крутелев, Воеводина, Конторщиков,  Что во время войны недостаточно только
А ащетов, Поздеев. } -” пришлось приложить местным активистам,   Юнина, Шевчук. выполнить свои, законом установленные,

чтобы восстановить свой культурный
пентр. В настоящее время изба-читальня
вновь проводит, большую политико-просве-
тительную работу... Регулярно проводятся
читки газет и сводок Советского Инфори-
бюро; беседы и доклады. Вся работа избы-
читальни тесно ‘увязывается с очередны-
ми задачами, стоящими перед колхозами,
помогает их разрешению.

Интересным опытом работы поделилась
заведующая избой-читальней Вапотневско-
го сельсовета, Ухтомского района, тов.
Антипычева. Здесь изба-читальня являет-
ся’ центром, `об’единяющим сельскую ‘ин-
теллигенцию и большую группу колхоз-
ного актива. Во всех колхозах есть вит-
рины с центральными газетами. Ежеднев-
‘но читка газет проводится и в самой из-
бе-читальне. Не менее двух Таз в месяц
ставятся доклады о текущем моменте. Ре-
гулярно выпускаются стенные тазеты в
колхозах. Изба-читальня принимает самое
живое участие в. организации связи с во-
инскими частями, в сборе теплых вещей,
посылке подарков, помощи семьям ‚бойцов.
0 большой политической работе свидетель-
ствует и такой ‘знаменательный факт —
три колхоза этого сельсовета прчняли ре-
шение построить на свои средства мощ-

обязательства перед государством, надо в
меру сил и возможностей оказывать ему
всемерную помощь и сверх этих обяза-
тельств всем, чем можно: дополнительной
сдачей мяса, хлеба, сена, овчин, шерсти
ит. п. Чем больше будет приложено уси-
лий, тем скорее будет разгромлен враг.
— Каждый шаг в работе, — говорит
М. И. Калинин, — каждое слово избача,
могущее влиять на людей, должны быть
направлены на помощь фронту. Работа из-
бачей — дело трудное, но благодарное и
увлекательное. Это— работа для души. Че-
ловек чувствует, что он несет просвеще-

С исключительной теплотой совешание
встретило выступление Михаила Ивано-
вича Калинина.

— Вы, — обращаясь к присутствую-
щим на совещании товарищам, о сказал
М. И. Калинин, — являетесь сельской ин-
теллигенцией, работа ваша носит в зна-
чительной степени культурный характер.
Избач — через него или при его содей-
ствии, по. крайней мере, в его присутст-
Ban, по существу, бьется общественная
керевенская жизнь. И, конечно, он многов
может дать крестьянам, Но для этого надо,
чтобы человек сам имел устремление, по-
литическую линию к определенной цели,
которая сейчас является главной. А глав-
ное сейчас — это помощь Красной Армии,
помощь государству, Значит, и все дейст-
вия сельской интеллигенции = избача,
культурного работника, учителя — долж-
пы быть направлены в эту сторону.

М. И. Калинин говорит, что война сто-
ит очень дорого. На покрытие военных
расходов государство расходует много де-
нежных средетв, как налоговых поступле-
ний, так и добровольных пожертвований
трудящихея. Размер поступления послед-
них в том или ином районе нередко в зна-

5, Ломадчиь, сказал, что Московский обком
vo» №16) придает большое ‘значение вопро-
`_ цуподитико-проеветительной работы в де-
`` №8 ив частности созыву настоящего
‘’цищаниях Политико-просветительная ?а-
8 ить один из важнейших ‘участков
1  уково-политической работы среди трудя-
OM Soneg, Ona сплачивает советский народ
WE pyr советской власти и большевистской
тии, мобилизует рабочих, колхозников,
Ителитенцию и служащих на успешное
Ииизищение хозяйственных задач, на ока-
pot, лан, вемерной. и всесторонней. помощи.
ыльшиунту, доблестной Красной Армии, веду-
pormmutl невиданную в истории по своей труд-
вргалилити и ожесточенности борьбу с немецко-
тия, итскими захватчиками,
танз,в — Московская область, —говорит т. По-
докл имеет все возможности для того,
опер? м уровень проводимой политико-про-
‚ руцтеьной работы соответствовал пере-
иемому нашей страной моменту и тем
ТОСТ им, которые стоят перед нами. В 06-
НОВ тк насчитывается 1.550 изб-читален,
есь, 11500 библиотеки, В проведении устной про-
мизищы и агитации участвует свыше. 3
такой NUM AeRTOPOR HM докладчиков, до 35 ты-

om

нее, когда сознаешь, что ты расширяешь
умственный кругозор народных масе.

‚ Заканчивая 6806 выступление, М. И.
Калинин говорит: ;

—- Разрешите вам пожелать полного успе-
ха в этой важной культурно-просветитель-
ной работе. Постоянно вносите в культурно-
просветительную работу политические эле-
менты. В данный момент все свое внима-
ние сосредоточьте на’ помощи фронту во
всех ее формах, в самых различных про-
явлениях. Тот из культурных ‘работников,
из избачей, кто эту линию будет прово-

} , ить удовлетворительно, тот ‘сделает боль-
рии, ‘Ч агитаторов. За 10 месяцев этого года eg поты нашей вгли-  ЧИтельной мере связан с уровнем раз’ясни- д

» paliona читано около 70 ный танк. Славные патр с те.  Шое политическое дело. :
ия С кой родины уже собрали 270 THe. рублей. тельной работы. Культурные работники де

ревни могут оказать большую помошь в
реализации билетов денежных лотерей, в
сборе средств на эскадрильи, на танковые
колонны, подарки для бойцов Ераеной Ар-
ини. Правдивое, убедительное слово про-
паганхиста, агитатора направляет людей
на патриотические дела.

М. И. Калинин подчеркнул необхоли-
мость ‘повседневного ‘раз’яснения самым
широким колхозным массам мероприятий
большевистской партии и советской вла-
сти, направленных на дальнейшее укреп-
ление Прасной Армии и организацию раз-
грома немецких захватчиков, очищения от
них советской земли. Рядом примеров из
практики военного времени М. И. Калинин
иллюстрирует свою основную  мысль—
То, что говорит советская власть, есть евя-
тая правда. Советская власть © первых
дней войны ‘предупрежлала, что немецкие
захватчики — разбойники, насильники, во-
ры и человеконенавистники. Сейчас в этом
все ‘убедились, многие нз  собственном опы-

областного совещания по политиросветработе
аботнннае советского Союза.

почитать газету, книгу, получить ответы
H3 интересующие их вопросы, побеседо-
вать © сельскими руководителями.

Плох тот политпросветработник, который
думает сам все сделать. Без привлечения
тиирокого актива из сельской интеллиген-
ции н знатных колхозников не справимея
мы со своими задачами. Поэтому вокруг
каждой избы-читальни следует организо-
вать актив. Учителя, врачи, агрономы, 30-
отехники, руководители МТС, совхозов и
колхозов и комсомольцы — вот кого надо
нам привлечь в политико-просветительной

C0 site
jy, мах проводимой нами‘ массово-поли-

де тиккой работы огромный. Однако интерес
aque ащихся в вопросам военно-политиче-
ЧИ  и и международным в несколько’ раз
‘ше. Вот почему существующее “состоя-
1 политико-просветительной работы нас
ив коей мере не удовлетворяет ни по
ипчественному охвату, ни тем более по
“imam. KR тому же наряду © положи-
мыными образцами, с примерной поета-
— lino политико-просветительной работы
`иних районах есть и ‘такие, где’ эта
Миз запущена. Некоторые партийные
иохольские организации, & также орга-
ии” № народного образования, самоустраняют-
‚” Митруководства этим участком, упускают
1 в поля зрения, а есть и такие, кото-
№ пренебрежительно к. нему относятся.
Цилачик  товорит, - что  райкомы
RI) должны взять дело политико-про-
‘итательной работы в деревне в свои py-
Ш, заниматься им непосредственно и по-. Васильевич.

Ирашение участников Мосновсмого
° КО BOG политпросвотр

ник». И эти вдохновенные слова. великого
Сталина становятся выне Живой жизнью.
Паши доблестные войска под Сталиягра-
дом и на Центральном фронте перешли в
наступление. Могучей лавиной двинулись
на врата красные полки и дивизии, 60-
крушая и уничтожая на своем пути люд-
скую силу и технику противника.
Святая обязанность Hac, пожитпросвет-
работников, —всю свою деятельность напра-
вить на разрешение тлавной задачи: «Все
для фронта, все для победы над врагом!»
Ham долг перед родиной — мобилизовать

Избе-читальне в ее работе большую по-
мошь оказывают председатель сельсовета,
секретарь. партийной организации, учителя
школы и ученики старших классов.
Большую помощь избам-читальням мотут
и должны оказывать комсомольские орга-
низации. Секретарь Егорьевского райкома
ВЛЕСМ тов. Разумова рассказала, что де-
лает в этом направлении их комсомольская
организация. Летом комсомольны большую
часть массово-политической работы TpoBe-
дили в поле. Перех наступлением зимы
ими отремонтировано и приведено в куль-
турный вид 34 избы-читальни, затотавте-
но около 800 кубометров пров, из них
около 600 кубометров. доставлено на место.
Больше половины заведующих избами-чи-
тальнями-— комсомольцы. Хорошо работают
комсомольцы Завольсков, Влодова, Сухова,
16-летний комсамолец Маршев. которого
колхозныюи © уважением называют Павел

In отделом о народного — образования
тов. Лукин вручил переходящее красное
знамя Мособлоно и обкома профессиональ-
ного союза политпросветработников Влин-
скому району и Сафоновской избе-читальне
Ногинского района, а также об’явил о пре-
мировании деньгами и вынесении блатодар-
ности ряду работников. :

Знамя, присужденное Клинскому району,
приняла тов. Буланова, заведующая Клин“
ским РОНО. - ©

Принимая знамя, заведующая Сафонов-
ской избой-читальней тов. Богатырева го-
рячо и взволнованно ‘товорит:—Я работаю
избачом 8 лет. Я это дело люблю и впредь
буду работать еще лучше, передавать свой
опыт другим. ; ‘

Давайте, товарищи, еще больше будем
помогать фронту и работать так, чтобы
скорее изгнать фашистов с нашей  совет-
ской земли.

Совещание приняло обращение ко всем
политпросветработникам страны.

АВА
кое ny

Мы обязуемся создать в клубах и избах-
читальнях сеть военных кружков и лыж-
ных команд, широко привлечь к военной
работе участников отечественной войны.
Каждый из нас знает силу воздействия
на массы художественного слова, и это
оружие мы должны использовать. Каждая
изба-читальня обязана иметь кружок худо-
жественной самодеятельности и. грунпу
чтецов художественной литературы. Сил
для этого у нае много. Сошлемся хотя бы
на учителей и учащихся старших клаесов,
которых следует привлечь к этой работе,

Дорогие товарищи!
Мы, работники сельских клубов, ‚.изб-
Читаден, библиотек Московской области,
обравтись на областное совещание, К
у политпросветработникам советской
“раны, обращаем свое слово.
‚й) Ваш ведикий советскай народ и ery
  Юбестная Красная Армия восемнадцаты
  Mem ведут отечественную войну против
имо злейшего врата человечества —
‚{ манского фашизма.
  Broprmac, „в пределы пашей родины,

2 р по? осветработы кол-  работе. На весенне-летний период мы намерены ор-
веролый враг беспощадно. ‚уничтожает   всеми средствами политир 5

ль- на под’ем производительно- Далее нужно добиться, чтобы в избе- танизовать выступления участников худо-
№ очаги культуры народов СССР. Толь-  хозные. массы д , casei

читальне систематически проводились по-
литическая информация населения, читки
газет и журналов, беседы, доклады, лекции
ий вечера ответов на вопросы.
Избу-читальню без библиотеки, спра-
вочного стола, газетной витрины и стен-
пой газеты нельзя назвать подлинным
культурным ‘очагом, а чтобы избы-читаль-
ни стали рассахниками культуры в херев-
не, надо все это иметь в них.
Организация — агротехнической учебы
колхозников также являётся прямой нашей

самодеятельности непоередет-
венно в полевых станах, бригадах, на фер-
мах. :

Если каждый избач, библиотекарь бу-
дет проявлять инициативу, работать с
стоньком, он найдет и другие формы и ме-
толы политического просвещения масс. ®
этому мы, москвичи, и призываем всех
политпросветработников страны.

Работники изб-читален, сельских биб-
лиотек, клубов и районных домов культу-
ры! Поддержим натиск на врага нашей

сти труда, на повышение урожайности по-

ии, ще ступил осенью прошлого TOA! yeh и продуктивности охот,

‚  Ишистокий сапог, немцы разрушили 6 Мы должны стать организаторами $ Pe
Школ, 112 библиотек, 296 изб-читален и  средётв среди населения ча, постройку
музеев танковых колонн, И phon

ae - KOR и теплых вещей бойцам tpac-

i} ot ar задался целью уничто-  подарков

а на ода, поработить во ан. ие АН ay

lor6upue оды нашей страны, искоре-  о има

ПИТЬ И Е искусство, науку.   фронтовиков, оказывать им еще большую

о не бывать этому! Усилиями советского помощь.

езко улуч-
истекая  Мы считаем своим долгом р
народа и наших союзников Фалтис ее

у № в западных файонах Московской обла-

адина будет фаздавлена! д fi й П бахчитальнях сле- лоблестной Красной Армии упорным тру-
ры 0 © создания условий для задачей. Поэтому в избах-чит

В лень 25-й годовщины Pou a erupt aba аа а, изб-чи- дует создать _агротехнические кружки,   ДОМ В тылу! Усилим политпросветработу в

‘  мбрылой социалистической  ревоню библиотек и му-  обеспечить их патлядными пособиями и деревне, поможем нашим колхозам и сов-

тален, домов культуры,
звев. Нужно их утеплить, оборудовать,
сделать чистыми, светлыми, уютными,
чтобы колхозник и колхозница могли здесь,

«1 наш вождь и полководец товарищ Сталин
4‘ ‘казал: «Недалек тот: день,  Ботда враг
 , Узнает силу новых ударов Красной Ap-

ини». «Будет и на налией улице празд-

квалифицированными руководителями.

хозам успешно подготовиться‘ к весне и
Не менее важна роль политиросветработ- завоевать высокие военные урожаи! Это

at
пиков как пропагандистов военных знании. будет лучшая помощь фронту.

#1
1}

‘фашистов.

ние в массы. Что может быть увлекатель-

В конце совещания заведующий област-

по

ИЗЛУЧИНЕ ДОНА

(От военного корреспондента «Правды»)

Мы едем по восточному берегу Дона,
по дорогам и степям, снова ставшим с0-
ветскими, по деревням и станицам, где
вновь возрождается свободная жизнь. Путь
по излучине Дона покрыт следами только
что отгремевших жарких битв. Веюду-— по
обочинам дорог, в балках и перелесках
валяются брошенные немцами орудия,
танки, снаряды, гранаты, автомашины и
повозки. Прошло уже больше недели. как
освобождены многие населенные пункты,
д сборщики трофеев еще не успели все
вывезти. :

Тяжелое зрелище представляют собой
села и станицы. Ограбленные, опустошен-
ные, они кажутся мертвыми тенями этих
мест, еще недавно таких пветущих и O0-
гатых. На лицах уцелевших жителей за-

стыло выражение гнетущего страха coe
скорбный след всего пережитого за послед-

ние несколько месяцев, при немцах. И
только сейчас начинают подниматься  го-
ловы, начинают оживать потухшие: глаза.

Так обычно выглядят люди, перенеспкие

тяжелую болезнь,

Плацдари вчерашних боев в излучине
Дона приковывает к себе внимание есте-

ственными рубежами; созданными самой
природой,

сооружениями,

лами высот. Оттулха легко обозревать мест-
ность, & в складках этих высот можно
спрятать густую сеть огневых ередств,

Немцы умело воспользовались природ-
HEME условиями. Как только вы прибли-
жаетесь к Сиротинской, вы сразу натал-
виваетесь на густой ‘частокол проволочных

‘  заграждений, прорубленных нашими сане-

фами. Немпам нехватило леса для кольев,
чтобы опутать подступы к селу проволо-
кой, тогда они вытащили из домов крова-
ти, обкрутив их спинки колючим метал-
HOM.

Проволочные заграждения были хдопол-
нены рядами противотанковых «ежей», а
цальше начинается подземная деревня;
улицы и дома соединены глубокими под-
земными ходами и блиндажами. Навер-
ху — разрушенные стены домов, & под ни-
ми — берлоги, в которых скрывались нё-
мецкие солдаты и офицеры. Посмотришь
на село, — неприступная крепость! И все
это рухнуло, когда лавина советских войск

и мощными оборонительными
которые воздвигли здесь
немцы. Восточный берег возвышается гря-

обрушилась на противника © флангов
шквалом смертоносного огня.

Километрах в трех от Нижне-Герасимов-
ки советские танкисты столюнулись с оже-
оточенным сопротивлением гитлеровцев,
засевших в трядах высот. Пойти в лоб
значило понести большие потери без г8-
рантии на успех. Здесь густо были устз-
новлены немецкие пулеметы, & хальтне, в
глубине, стояли противотанковые орудия
и минометы. =‘

Командир танковой части подполковник
Михаил Васильевич Невжинский под’ехал
на маленькой танкетке в месту боя, что-
бы еше раз посмотреть, как удобнее на-
нести удар. Было принято верное решение:
танкам обойти гряды высот © ‘флантов, &
из оврага ‘ударить бойцам мотострелкового
батальона:

Улар, нанесенный почти одновременно
с разных сторон, расстроил вражескую
оборону. Наши танки били по немецким
пушкам, и они умолкали одна за другой,
з стрелки, ворвавшиеся в блиндажи и
окопы, приканчивали штыком и грана-
той отчаянно сопротивлявшихея  фаши-
стов. Видя полную безнадежность своего
положения, оставшиеся в живых немецкие
солдаты пустились бежать через Дон по
льду.

Отневая и естественная преграды бы-
ля преодолены, путь нашим войскам че-
рез Дон. к Вертячему и к Песковатке pac-
чищен. ;
Сражения за эти высоты обогатили на-
‘тих бойцов воинским опытом. Они еще
раз убедились в том, что уменьем и храб-
ростью можно взломать самые сложные и
мощные оборонительные рубежи против-
ника. Й это вдохновляет советскях воинов
на новые подвиги.

В Вертячем расположилась на короткий
привал часть, идущая в бой. Бойцы и
командиры прислушивались к реву иащих
орудий. и говорили:
` — Неприятная это музыка для немцев,
небось, не ждали ее. _

Да, немцы действительно не ждали этой
музыки в начале зимы. И эта неожидан-
ность стоит им десятков тысяч голов. Гу-
сто восходят могильные холмы в донских
степях, растут с каждым днем немецкие

кладбища.
Г. ГРИГОРЕНКО. -
Северо-западнее Сталинграда, 4 декабря. .

Ha Центральном фронте

(От военного корреспондента «Правдь!»)

Напряжение боев на Центральном фронте
нарастает. Немцы продолжают стягивать
с других фронтов батальоны, полки и целые
дивизии, стремясь во что бы то ни стало
восстановить положение и если не остано-
вить, то хотя бы задержать наши насту-
пающие части.

Контратаки немцев носят все более упор-
ный характер, причем немецкое командова-
ние не жалеет ни людей, ‘ни техники.
У каждого отбитого у немцев опорного
пункта находят десятки и сотни трунев

Германский офицер побагровел. Припух-
шие от пьянства
кровью. На подоконнике, в ворохе школь-
вых тетрадей, он ‘нашел небольшую книж-
ку, на обложке которой крупными бук-
вами было напечатано: «Конституция Co-
юза Советских Социалистических Респуб-
лик». АЕ ОЕ

—=. Старое животное! — отрывисто вы-
крикивал немец на ломаном русском язы-
ке, обращаясь к семидесятилетнему хозяи-
ну дома — осетину Умару Джанаеву. —
Ты знаешь, что мы будем лелать тебе за
эту епрятанную большевистскую книгу?

Высокий, слегка сгорбленный Умар
Джанаев, в мохнатой овечьей папахе, ¢
большой белой бородой, ответил не сразу.
В прищуренных глазах его мелькала пре-
зрительная улыбка. - ь

— Это — хорошая книга;— сказал, на-
конец, Умар.

— Ты коммунист! Ты спрятал эту кни-
ty! Мы завтра повесим тебя! — затопал
ногами офицер.

— Я не коммунист, — снова спокойно
ответил Джанаев, — и эту книгу никто

не прятал. Ее никогда не спрячеть: Это—

Сталинская Конституция, В ней — правда.

Ona всегда будет жить.
Немец бешено рванулся вперед и изо

всей силы ударил Умара кулаком в лицо.
—= Смотри, животное! -—— кричал он,

разрывая книгу в клочья. — Этой кон-
титуции уже нет! Нет русской конститу-
ции, есть германская армия! Ты завтра

это увидишь!

Немецкий солдат повел Джанаева в са-
рай. Окровавленный, с разбитой щекой;
тел Умар. Острая боль сжала сердце ста-
рака, когда он увидел разрушенные немца-
уи дома соседей. И в ту же минуту Умар

“oe

Сейчас; когда немецкое командование
ставит себе задачей во что бы то ни стало
задержать наше наступление, потеря нем-
цев ‘особенно велики. 0б этом единодушно
говорят пленные, об этом написано в доку-
ментах, ‘найденных в папках ‘разгромлен-
ного немецкого полкового: штаба. Но’ ярче
и красноречивей всего свидетельствуют об
этом ‘сотни трупов, ‘которые остаются в
снегу и в разгромленных блиндажах и д30-
тах, в каждой отбитой у немцев укреплен-
ной деревне.

Б. ПОЛЕВОЙ.

4 декабря. (По телеграфу).

Заийиипники Конституции
вспомнил о своем сыне-гвардейце Бид-
глаза его налились зипе, из-за которого немцы схватили вг0..

«Неужели я не увижу тебя больше, сын
мой, мальчик?» — подумал Джанаев.

Немцы не. повесили Умара. Ночью на-
ши бойцы освободили захваченное фапи-
стами селение. А на окраине селения
Джанаев увидел труп офицера в серо-зе-
леной шинели. Убитый немец лежал в гря-
зи, на краю дороги, головой на запах. -

Когда из леса в селение возвращались
с детьми на руках женщины и старики,
Умар подводил их к трупу офицера, ука-
зывал рукой на свою разбитую щеку и
‘подробно рассказывал им о вчерашнем,
Неумный немец, хурак немец, —
все так же спокойно говорил Умар. — Он
хотел. уничтожить нашу Конституцию.
Разве может смердящий шакал задушить
благородного льва, разве’ может ветер
столкнуть эти горы, разве может эта раз-
бойничья банда отнять у нас Сталинскую
Конституцию?!

Гвардейцы, освободившие родное селе-
ние Джанаева, ушли дальше, на замал,
и Умар не знает имен тех, кто спас его
жизнь, кто вернул ему полной кров, кто

ee

отетоял его Конституцию. Назовем эти
имена:
— Гвардии старшина Шапошников,

гвардии лейтенант Гузь, гвардии сержант
Агаджанян, гвардии красноармеен Думбал-
зе, гвардии красноармеец Сеилов и многие
тысячи таких же бесстрашных советских
воинов =— BOT защитники нашей вели-
кой Сталинской Конституции. be

Прав Умар Джанаев: она всегда будет
жить. Благословенны и бесемертны имена

ее защитников!
М. АНДРИЛСОВ.
Юго-восточнее Нальчика. *

Освобождено еще несколько населенных пунктов
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 4 декабря.   Метко били артиллеристы, умело разруша-

(Спец. корр. ТАСС). Сражение идет в не-
поередственной близости от важных рубе-
жей. Фашистское командование пытается
всячески отстоять их. Противник вводит в
бой резервные части, переходит в контр-
атаки. Гитлеровцы пускаются на подлые
провокации, посылая в бой своих солдат,
переодетых в красноармейскую форму. Но
никакие ухишрения врага не могут сло-
мить’ наступательный порыв наших
воинов. . мы. :

Энское соединение, действующее запад-
нее Ржева, преодолев огневое сопротивле-
ние немцев, заняло’ несколько, населенных
пунктов. Свирепетвовал сильный буран.
Он сделал непроходимыми дороги. Но пе-
хота настойчиво шла в атаку ив рукопаш-

ной схватке опрокидывала противника.

ли опорные пункты врага танкисты.

Особенно отличилось подразделение пох
командованием тов. Сосунова. Фашисты
создали прочную оборону одного рубежа,
врыли в землю много танков, из которых
велся круговой обстрел. Хорошо разведав
подступы к вражеским позициям, тов. Co-
сунов повел своих бойцов обходными пу-
тями и вышел в тыл противника. Быстро
расередоточив силы, командир приказал
красноармейцам открыть огонь одновре-
мённо из всех видов оружия. Ошеломлен-
ные неожиданным ударом с тыла, титле-
ровцы стали отходить, но попали под пе-
рекрестный огонь других подразделений.
Рубеж захвачен советскими  подразделе-
НИЯМИ,

Доблесть автоматчика Ивана Красникова

СЕВЕРО-ЗАПАДНЕЕ = СТАЛИНГРАДА,

4 декабря. (Воен. норр. «Правды»). Не- б

сколько дней длилось ожесточенное сраже-
ние с немцами за важную высоту на
левом берегу Дона. Танкисты одного эки-
пажа, потеряв в бою пулеметчика, поса-
дили в машину автоматчика мотострелково-
то батальона Ивана Никифоровича Врасни-
кова. Он заменил убитого.

Вражеский снаряд поджег танк, оскол-
ками тяжело ранило весь экипаж, за ис-

ключением автоматчика; механик-водитель
ыл убит. Врасников вынес из горящего
танка раненых и шинелью потушил пламя.

Тем временем немцы приблизились. Ав-
томатчик снова перенес раненых в танк и
попросил командира об’яснить ему, как за-
водится мотор. Через несколько минут ему
удалось запустить двигатель и сдвинуться
с места.

Руководствуясь указаниями командира
танка, автоматчик привел. машину в часть,