НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
:       ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИНСКЕ

Июнь 1941 года. Минск — большой: сто- народ! Подручный людоеда Гитлера сплёл

Юго-западнее Сталинграда, Немецкая техника, захваченная нашими наступающими частями. Ee

СЕВЕРО-ЗАПАДНЕЕ СТАЛИНГРАДА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 декабря.
(По телаграфу). Наши войска на отдельных
участках вели наступательные бои. Нро-
тивник наскоро комплектует новые части,
используя для этого дорожные, аэродром-
ные и другие тыловые команды, и прямо с
хода бросает их в бой. Спешно подтяги-
ваются резервы из тыла.

По нескольку таз в день немцы
контратакуют наци боевые порядки, но
неизменно, неся значительные - потери в
живой силе и технике, откатыватются на-
зад. Умелыми тактическими маневрами и
мощными артиллерийскими налётами напги
части истребляют и перемалывают враже-
ские войска, не давая им опомниться и хо-
рошо заврещиться,

Успентню действует наша авиация. (С9-
ветские штурмовики наносят значительный
урон вражеским войскам, тлавным образом
частям, подтягиваемым противником из
тыла. Уничтожено н сожжено несколько
танков, много орудий, 60 железнодорожных
вагонов с грузами и несколько самолетов,
не успевших взлететь с аэродрома. Напти-
ми истребителями в воздушных боях сбито
хва немецких самолета «ME-109>.

Гвардни старший лейтенант
Н. СТЕПАНОВ.
* oe x

ЛЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 декабря.
(Всен. корр, «Правды»). В происходя-
ших жарких боях с противником особен-

Немцы бросают

ГОРОД Н., 10 декабря. (Корр. «Прав-
пы»). Украинская газета «Коммунист»
публикует ряд. новых фактов зверского
гитлеровского режима на Украине. Нод за-
головком «Киевская трагедия» газета co-
общает:

«Поезд за поездом отправляют гитле-`
ровцы © Киевского вокзала в Германию.
Под замками и решетками в товарных ваго-
нах везут они рабов и рабынь к своим
Гретхен, фабрикантам и заводчикам.

Не вывозят палачи только беременных
женщин. Для них немцы нашли в Киеве

Новые злодеяния фашистов Над советскими военнопленными

СТАЛИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 10 декабря.
(По телеграфу). Пленные красноармейцы,
освобожденные нашими войсками под
Сталинградом из фашистекого концлагеря,
свидетельствуют о новых злодеяниях гит-
леровеких бандитов.

Красноармейцы Медведев, Фролов, Зудин
и другие рассказывают, что фашисты co-
держали их в лагере, обнесенном колючей

новорожденных в Днепр

Тех, кто рожает, убивают вместе с мла- .

HO отличаются. наши гвардейские части.
Они показывают образцы зоинекого уме-
ния, пролприимчивости и отваги. На одном
из участков противник начал подтягивать
свежие силы. Иекуеным маневром гвардей-
цы перерезали путь вражеским резервам
и после короткого боя захватили 17 авто-
машин с войсками эх шесть орудий.

На другом участке гитлеровцы при пох-
держке 10 танков дважды контратажовали
нашу часть. Артиллериеты-гвардейцы по-
дожгли 6 фаптистских танков и заставили
остальные уйти с поля боя, 066 контрата-
ки противника отбиты с больнтими для не-
го потерями.

Напряжённо разытралел бой налтих под-
разделений с батальоном вражеской пехоты.
С обеих сторон в сражении участвовали
танки. Наши бойпы ни на шаг не отстава-
ли от своих танков, закрепляя их продви-
жение вперёд. Советские подразделения
прорвали передний край обороны против-
ника и ворвались в немецкие окопы. Гит-
леровцы отчаянно сопротивлялись. Бой пе-
решёл в рукопашную схватку и длился
несколько часов. Потеряв убитыми не-

сколько сотен солдат и офицеров, враг от-   зынко впервые сел в учебный самолёт и с
Е. волнением. сделал несколько кругов над аэ-
В ожесточённых сражениях, не прекра- ромом, Сбылось ето желание!
щающихся ни диём, ни ночью, наши вой-  Войну он встретил на Западном ponte
ска продолжают теснить врага, уничтожа-  пилотом  бомбардировочной авиации. По
ют его живую силу и технику. нескольку раз в день вылетал он ва бом-
Е Г. ГРИГОРЕНКО.  60ёжку вражеских целей, громил фашист-
скис бронетанковые колонны под Борисо-
  вом, а затем немецкие десанты под Kpe-
менчугом. Но полного удовлетворения он не
ощущал.
так называемую местную работу. Окку-  У него была слишком беслокойная и не-
панты заставляют их восстанавливать УГомонная натура. Ему непрестанно хоте-
мост имени Евгении Бош через Днепр. По  л0еь драться © врагом, гнать и сбивать его
18 часов в сутки работают несчастные.  * Нашего неба. Маленький, вёрткий ястре-
Тяжелые железные балки и части метал- бек был OT больше по душе, чем бомбар-
лических ферм носят они на своих слабых   ПИРОВЩиК. и он и Peso est aaa q
aguas. Sa ors dane eu Ub Аа о переводе в истребительную авиацию. Его
ходатайство удовлетворили, и в июне ны-
день землистого хлеба из макухи и мель-  непнего года он уже гонялся за немецки-
ничных отходов. От холода и i

да ежедневно умирают десятки женщин.

Само собой выходило, что в списке учает-
ников вечера его имя стояло первым, Ето
сможет хорошо рассказать биографию поз-
та? Ито лучше всех прочитает «заповт»?

— Шевченко, Тарас Григорьевич. .

И Шевченко взбиралея на сцену, рас-

сказывал биографию и читал стихи своего
любимого однофамильца. Он любил поэта,
был горл, что родился с ним в одном меся-
це и что сго отец Григорий Шевченко на-
звал сына в честь поэта Тарасом.

Но Шевченко стихов не писал. Его при-
влекало другое: 12-летним босоногим па-
реньком он впервые увидел самолёты, Они
низко прошли’над его родным селом, и, про-
вожая их долгим, восторженным взглядом,
он тогда же решил, что обязательно станет
лётчиком.

Прошли годы. Тарас Шевченко учился
в техникуме, работал на заводе. Но стрем-
ленив стать лётчиком нё ослабело. Без от-
рыва от производства он кончил курсы
планеристов, поступил в авиашколу. На-
стал, наконец, и такой лень, когда Шев-

Однажды Шевченко вместе с семёркой

денцами и бросают в Днепр».

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 10 декабря,
(Воен. корр. «Правды»). Ha одном из
участков Ленинградского фронта позицию,
проволокой, под открытым небом, кормили  которую обороняет подразделение под ко-
один раз в сутки месивом из  отрубей, а мандованием тов. Толмачёва, немцы упорно
работать заставляли с раннего утра до атаковывали несколько раз, но неизмен-
поздней ночи. но, встретив крепкий отпор, откатывавлись

Все красноармейцы, освобожденные из  назад, неся потери.
фашистского плена, изуродованы. У крас-  На-днях противник под прикрытием ар-
ноармейца Антонова перебиты ноги, у тиллерийского и миномётного огня снова
Умарова отрублена нога. 43 краеноармей-  предпринял атаку. И снова натиск врага
ца отморозили в концлагере руки или ноги.   разбился о стойкость наших бойцов. Триж-

НАД ГОРАМИ КАВКАЗА

(От восиных корреспондентов «Правды»)

В средней школе он всегда выступал на других истребителей прикрывал группу на-
вечерах, посвящённых Тарасу Шевченко.  итих разведчиков. Когда самолёты подходи-

в августе снова поднялея в воздух. В тот

тяжелого тру- ми истребителями на новенькой малтине.  .

АТАВИ ВРАГА ОТБИТЫ

Фото Я. Piomen на.

ли к цели, Шевченко заметил сзади 14
«Мессершмиттов», Тарас развернулея и
стремительно атаковал пару «Месгершимит-
тов», заходивигих, нашим разведчикам в
хвост. Немцы ‘уклонились от боя. Один из
них сделал боевой разворот и пошёл вверх;
Второй самолёт замешкался. Шевченко
влепил ему в живот длинную очередь; вра-
жеская машина врезалась в землю. Это
был первый самолёт, сбитый Тарасом.

Набрав высоту, Шевченко снова кинул-
ся в гущу боя. На этот раз ему не повез-
ло. Очередью пулемёта немец заклинил ле-
вый элерон его малнины. Шевченко с тру-
JOM выправил самолёт, но новая очередь
пробила мотор и трижды ранила самого
лётчика.

Машина почти не слушалась его, но
Шевченко не покидал кабины. Управляя
ногами, он ‘упрямо старался дотянуть до
своего аэродрома. Из мотора начали про-
биваться языки пламени. Самолёт загорел-
ся, жара становилась невозможной. Лишь
тогда он выпрыгнул с парашютом. Тотчас
над ним закружились два «Мессершмитта»,
старзясь из пулемётов добить лётчика.

Чтобы быстрее снизиться, Шевченко по-
тянул лямку и стал скользить. Но долго
тянуть упругую стропу он ве мог: про-
стреленное плечо нестерлимо ныло. От 60-
ли у него кружилась голова. Он наверня-
ka He добралея бы живым до земли, если
бы на помощь не пришли «Чайки». Они
отогнали демцев и ло тех пор летали нал
ним; пока Шевченко благополучно не сел
в камыш.

Две недели он пролежал в госпитахе, а

день он сбил ещё: один «Мессершмиитт» и
немецкий корректировщик «Фокке-Вульф».

Сейчас на личном счету Шевченко чи-
слится 5 сбитых вражеских самолётов, не
считая уничтоженных в групповых боях.

В. ВЕРХОВСКИЙ, Б. ГАЛАНОВ.
Северо-востознее Туапсе.

ды немцы бросались на участок, обороняе-

мый подразделением под командой младше-   наступавшей. пехоте. Местонахождение 6a-

го лейтенанта Соколова, и трижды наши’

бойцы отбрасывали врага назад.
“него лейтенанта Тимофеева, гитлеровцы с
помощью огнемётов просочились к нашим
траншеям. Создалось затруднительное поло-
жение. Красноармейцы перешли в реши-

тельную контратаку и выбили немцев из
траншеи.

‚ный центр индустрин, науки,

войны, то помнишь

аби, и На неё обрушился шквал огня. За
На участке, rie сражзлись бойцы млад-  Три мявуты пю врагу было выпущено сто

личный город, с широкими асфальтирозан-
пыми проспектами, улицами, площадями,
многочисленными садами, скверами, крун-
культуры.

Сюда стремились тысячи молодых юношей
п девушек Полесья, Витебщины, Могилёв-
шины, Гомельщины. Сюда. с’езжались
ударники колхозных полей, певцы, музы-
канты, сказители, стахановцы транспорта,
промышленности, лесорубы. Здесь горди-
лись выстроенными за’ последние годы пре-
красными зданиями: Домом, правительства,
Домом Красной Армии, театром оперы и
балета, Академии наук, Университетского
городка.
— Растет наш Минск! —

шего жизнью Минска. Фашистская нечисть
искромсала, испоганила, изуродовала бело-
русскую столицу, превратила её’ в тюрьму
для нескольких десятков тысяч белорус-
вов, русеких, евреев, беженцев из западных
областей Белоруссии. Гитлеровские мерзав-
цы покрыли лучшие площади и скверы
города виселицами.

Товарищ, если ты был в Минске до
уютный, ` тенистый
сквер напротив Дома Красной Армии. Как
любили здесь играть дети! Бак беззаботно
и заливисто звенели их голоса! Титлеров-
ские мерзавцы вырубили сквер и возвели
там виселицы. На них висят наши совет-
ские люди, патриоты нашей родины. Они
пали жертвой кровавых палачей людоеда
Гитлера. Виселицы стоят и против Дома
правительства, и против театра оперы и
балета, и в Университетском тородке, ив
других местах города. р

Тысячи честных советских людей пали
жертвами гитлеровского террора в Минске.
В одном. из районов города немцы устреили
еврейское гетто. Это было место, из кото-
‘рого ни один житель не мог выходить, если
не хотел пасть жертвой шальной пули. гит-
леровца. Всем жителям гетто было прика-
зано нашить на грудь и на спину жёлтые
пятивонечные звёзды — отличительные
знаки евреев. Еврейское тетто было местом
неоднократных кровавых погромов. Днем и
ночью гитлеровцы устраивали тут стрельбу
из пулемётов, автоматов и пистолетов. Они
врывались в дома и из окон квартир вы-
брасывали на мостовые беззащитных жен-
щин и детей. Каждый «визит» гитлеровцев
в гетто стоил несколько сот загубленных
Жизней. ;

Среди евреев — немало’ работников на-
уки. Немцы решили произвести кастрацию
всех мужчин и мальчиков — евреев, живу-
щих в гетто. Фашисты попытались прину=
дить минских врачей произвести кастра-
цию. Врачи наотрез отказались. Через не-
сколько дней жители Минска узнали о вне-
запной смерти профессора Ситтермана, жен-
щины врача-педиатра Гуревич и других.

В Минске расквартировано много отделе-
ний гестано, полевой жандармерии, район-
ных комендатур, инспекций, канцелярий,
организаций по борьбе © партизанами. В
Доме союзов, на площади Свободы; напри-
мер, расположилея с большим аппаратом
тестаповцев так называемый генеральный
комиссар-——наместник Гитлера в Белорус-
сии Вильгельм Кубэ. Имени этого крова-
вото палача никотда не забудет белорусский

МАСТЕРСТВО МИНОМЕТЧИКА АНТОНОВА

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 10 декабря.
(Степ, корр. ТАСС). Миномётная батарея
претавниха не давала лиродвитаться натией

тален вскоре бышо обнаружено напиоми бой-

мин, Немцы замолчали батарея была уни-

зтожена вместо с прислугой:

казалось, что на батарею

свой огонь направили несколько

атрих минометных батарей. На самом деле,

из 82-миллиметрового миномёта стрелял
OLE младший сержант Петр Антонов.

вьььвывьвъвъъввыввввъъъъъньвнвьььвьзБнььвннннжнввввВнВВБВБВВББВъВБвБъ —ЫыЫыыы—ы————=———ЫыЫы———=——=—————ы8——о———————————— eee

СИЛА БОЕВЫХ ТРАДИЦИЙ

Как-то под вечер, когда в Сталинграде
несколько стихла канонада, в окопы одной
части, защищающей южную окраину города.
пришел пожилой человек в военной форме.

— Красноармеец Григорий Ступин,

Участник Царицынской обороны, — отреко-

мендовалея он.

Когда бойцы окружили ветерана и тес-
но стало в просторном окопе, он показал
им на почти сравнявшиеся © землей
кававки и холмики.

— Вот это были наши окопы, — сказал
он.— Тут мы дрались 24 года назад, тут
сначала остановили, а потом разбили крас-
новцев. Я помню, как сам товарищ Сталин
бывал у нас здесь, вот в: этих самых око-
изх, как говорил с бойцамн, подбадривал
Hac.

Сотни’ бойцов жадно слушали старого
красноармейца. Ето голос четко звучал в
вечернем воздухе:

— Я пришел в вам сюда, ребята, не
только для того, чтобы напомнить, какие
исторические места мы сейчаб защищаем.
Й пришел в вам, как солдат к солдатам, с
винтовкой в руке, чтобы драться вместе
с моим сыном Андреем, который тоже за-
щищает Сталинград с севера, недалеко от
вас, дорогие мои сынки. Мы должны драть-
ся, как дрались здесь участники Царицын-
ской обороны. Помните, ребята, здесь
все должны быть храбрецами, трусу среди
нас не место, путь лежит только вперед,
отступать нам некуда...

Старый воин смолк, окруженный внима-
тельными слушателями. Вдруг, протолкав-
птись сквозь ряды товарищей, вышел вие-
ред и бросился перед ними на колени мо-
лолой боец Петраков,

— Ваюсь я, Товарищи, струсил в 10-
селеднем бою,— сказал он,— струсил, за
ваши спины спрятался... Клянусь вам, то-
вариши, что этого никогда не будет, что
трусость свою искуплю я кровью, что те-
eps первым за Сталинград пойду в атаку.

Уже много дней стойко сражается эта
часть, отбивая иной раз за сутки по де-
сяти пемецких атак, нанося немцам боль-
tine потери. И в первых рядах храбрейших
бойцов части доблестно сражается молодой

красноармеец Петраков.

Этот призыв был тотчас же подхвачен.
Первыми на него откликнулись на фронте

Так действует правдивое, большевиет-

ское слово. Так поднимают воинский дух
сегодняшних защитников Сталинграда ве-
ликие традиции героической обороны Ца-
рицына.
И нужно видеть, с каким вниманием
слушают молодые бойцы живые. рассказы
о том, как под руководством товарища
Сталина в решающей битве гражданской
войны герои Царицынской обороны тут,
в этих местах, разгромили полчища контр-
революции. С каким интересом и завистью
узнают молодые бойцы о подвигах сегод-
няшних защитников Сталинграда.

Ha левом берегу Волги — портретная

тгаллерея героев. Вот во весь рост изо-

бражен узбекский юноша 6 снайперской
Ринтовкой; «красноармеец Хант. Худжаме-
тов, истребивший в-Сталинтраде 113 нем-
цев», — поясняет надпись. Вот нарисован
воренастый сибиряк, затаивщийея в ку-
(TAX CO своим противотанковым ружьем.
Это бронебойщик Кондрат Титов, подбивиьий
5 немецких танков. Вот целая картина:
маленький раненый боец, обливаясь кро-
зью, ставит мину. Подпись коротко расека-
зывает 0 подвиге  красноармейца-казаха
Касымбека Зватаева. который, трижды ра-
ненный, продолжал под огнем пробираться в

бойцы, командиры и политработники гвар-
дейской дивизии, которой командует Герой
Советекого Союза тов. Родимиев. На при-
зыв ветеранюв они ответили лозунгом: пи
шагу назад!

Этот лозунг они немедленно же’ подкре-
пили боевыми делами, очистив от немцев
целый ряд кварталов и улиц, которые те
накануне захватили. Гвардейцы показали,
Бак надо в бою, в обороне и в настунле-
нии сражаться за Сталинград. Призыв,
подкрепленный такими делами, не может
звучать неубедительно,

Письмо участников Царицынской 0бо-
роны и ответ гвардейцев части, которой
командует тов. Родимцев, стали основны-
ми документами, вокруг которых развер-
нулась вся агитационная и пропагандист-
ская работа. \

Каждая ‘часть, каждое подразделение,
каждый защитник Сталинграха спешил от-
ветить на призыв героев двух поколений
боевыми делами. Отвечали бойцы всех ро-
дов оружия: пехотинцы и танкисты, лет-
чики и саперы, связисты и краснофлотцы
Волжской военной флотилии,

Ознакомнвшиеь е этими документами,
саперы переправ обязались при любых

условиях быстро, четко, без задержек, без
потерь перевозить через Волгу в город
боевые грузы и людей. И перевозили их
даже в часы самых ожесточенных 60мбе-

расположение врата с тем, чтобы поставить
мины на пути немцев. И пробралея и по-
ставил.

С интересом, с уважением смотрит боец
маршевой роты на эти картины подвигов,
на портреты героев Сталинграда. И он
вступает на правый берег лги, уже
глубоко проникшись сознанием и величиех
возложенной на него задачи, с твердым
желанием поскорее включиться в борьбу
с врагом. Он уже попувствовал, повял
значение развернувшейся здесь грандиоз-
ной битвы и начинает серьезно готовиться
& первому бою, чтобы оказаться хостойным
героев Царицынекой обороны.

всех  тазетах было опубликовано
обращение ветеранов обороны Царицына к
защитникам Сталинграда. «Не сдавайте
врагу наш любимый город, — писали
они.— Тобой   meno зацитите город
Сталина! Бейтесь так. чтобы слава о вас,
вак и защитниках Царицына, гремела в
веках»,

жек, часто под артиллерийским обетре-
лом. Шоферы принимали обязательства
в предельно сжатые сроки доставлять
на позиции фронтовые грузы. И до-
ставляли в любую погоду, по любым доро-
там, Дорожники дали слово превратить
магистрали, только что проложенные в
толой степи, в образновые и. благоустроен-
ные. И. превратили, хотя для этого им
приходилось работать день и ночь, иногда
под бомбами, иногда под обстрелом враже-
ских «Мессершмиттов».

Так великие боевые традиции героиче-
екой ‘обороны Царицына помогали yrpen-
лять стойкость и обороноспособность на-
ших частей, сражающихся за Сталинград,

и явились большой реальной силой, дви-!замкнуть кольцо,

а Ни шагу назад, стоять до последне-

го вздоха за город Сталина!-—этот лозунг

небойные снаряды по танкам, то накрыва-
ли осколочными автоматчиков. Артиллери-

итал Dae

.
говорили бе-
доруссы.

Нет больше живого, радостного, бурля-!

вошел в нлоть и кровь сталинградцев, стал
девизом их борьбы. Он ежедневно вопло-
щалея в сотнях боевых дел, в десятках
боевых подвигов, в непревзойденных образ-.
цах стойкости и героизма.

Накануне одного боя автоматчик-гвар-
деец Малков и его друг бронебойщик-гвар-
деец Назаров вместе с другими товари-
щами по роте обсуждали обращение ста-
линградцев. Отвечая на него, Малков в
своем выступлении обязался уничтожить
в ближайшем же бою пять немцев, Наза-
ров, если представится возможность, —пол-
бять один танк. у

Начался бой за одну из сталинградских
улиц. Груниа немецких автоматчиков, ук-
репившиеь в доме, своим огнем мешала
продвижению нашей части. Тогда Малков
по-плаетунеки подобралея к занятому нем-
цами дому и бросил в окно гранату. Он
расчистил своим товарищам путь для из-
ступления. В это время на той же улице
Назаров со своим расчетом отражал ко-
лонну немецких танков. После боя друзья
встретились и проверили данные на ми-
тинге обещания.

— Я убил 11 немцев, — сообщил Мал-
hOB,

— Я подбил два тяжелых TaHKa,—orT-

сты сражались несколько часов и сожгли
два немецких танка, уничтожили 60 авто-
матчиков, а остальных обратили в Ger-
ство.

Взвод младшего лейтенанта Веткина в
течение нескольких часов отражал атаки
двух рот немцев. Сам лейтенант не только
Бомандовал, но п непрерывно расстреливал
атакующих из автомата. Когда опустел
последний диск, младший лейтенант стал
бросать в немцев гранаты. Но вот и тра-

обойма пистолета Израсходована. Тогда

фашиста он свалил ударом пистолета по

этом бою он уничтожил 32 фашистов.

Tak сражаются сталинградцы.

Ни шагу назад! -— этот лозунг дошел
до самого сердца участников великой бит-
вы. Они сражались до последнего дыхания.
Это не фраза. Мы знаем много примеров,
когда люди, не задумываясь,
жизнь, если она) эта жизнь, нужна была
для того, чтобы удержать или разгромить
врага.

Неувядаемой славой покрыл себя лет-
чик коммунист Ширяев. Вогда он штурмо-

HATH пришли к концу, и даже поеледняя
Веткин бросился врукопашную. Одного

толове, второго-——ударом ноги в живот, В

отдавали

ветил Назаров.

Дух тероев Царицынской обороны витал
и витает над полями сражений за Оталин-
град. Бойцы дерутся, как львы, показывая
изумительную стойкость, высокое мужество.

На окопы, которые обороняли 30 крас-
ноармейцев под командованием лейтенанта
Валуйко, насело свыше десятка немецких
танков, поддерживавших атаку двух рот
пехоты. Силы были вастолько неравные,
что, казалось бы, о настоящем сражении
здесь не приходилось и говорить. Тем
не MeHee в завязавшемея бою горсточка
храбрецов сожгла и похбила 8 немецких
тааков, упвичтожила до сотни вражеских
пехотинцев и удержаль свои позиции до
подхола подкреплений.

Батарею коммуниста Голубева окружи-
ла сотня вражеских автоматчиков, поддер-
жанная четырьмя танками. Врагу удалось
которое стало  посте-

жущей массы к новым воинским подвигам! пенно сжиматься. Но артиллерясты, умело
  мзневрируя огнем, посылали врагу то бро-

и победам.

вал вражескую колонну, двигавшуюся к
городу, его самолет был подожижен снаря-
дом. Ширяев мог бы выброситьея на пара-
шюте и спасти себе жизнь, но тогда не-

11 ЛЕНАБРЯ 1948 г.; № 345 (9116),

по всей Белоруссии паутину гестаповского
сыска, замучил сотни героических сынов
белорусского народа, ‘тысячи беззащитных
женшин и детей стали жертвами его зло-
деяний. я

Дутитель Куба окружил себя сворой со-
ветников, помощников из числа заядлых
врагов белорусского народа и советской
власти. Правой рукой Вубэ является «00-
ластной и тородской комиссар» Ермачен-
ко, бывший крупный помещик’ Могилёв-
щины, белый эмигрант, бежавший в пер-
вые годы советской власти за границу. Сей-
час немцы откопали этого гада, привезли
в Минек. Ермаченко, усердно старается по-
казать свою преданность начальству, творя
гнуеные расправы над. жителями Минска,
организуя карательные отряды и батальоны
для борьбы с партизанами.

Немцы привезли из Германии другого бе-
лого эмигранта—бывшего крупного `домо-
владельца и белогвардейца Саковича. Его
поставили во главе городской полицейской
управы. Стоны, которые несутся из подва-
лов полиции, говорят of исправном вы-
‘полнений свойх обязанностей белобандитом
Саковичем, у

Кубэ и его приспешники превратили
Минск в концентрационный лагерь. Под
угрозой расетрела и голодной смерти немцы
принудили к  рабскому труду нескольго ты-
сяч военнопленных и оставитихся без куска
хлеба граждан торода Минека. Они рабо-
тают под надзором немецкой жандармерии
но 16—18 часов в день. эа это они полу-
чают по 200 граммов хлеба. Ранним утром
по городу бредут изнурённые, осунувшиеся
люди. На их лицах — печать. продолжи-
тельного и систематического недоедания.
Старики, потерявшие  трудоспособность,
права на получение хлеба не имеют; ижди-
венцы (дети до 14-летнего возраста) полу-
чают сто граммов хлеба, и то нерегулярно.
` До войны в Минске насчитывалось не-
сколько десятков высших и средних учеб-
ных заведений. Сейчас в городе не работает
ни один инетитут, ни’ один техникум. Все
они разгромлены, учебные библиотеки,
карты, наглядные нособил преданы огню,
Богатейшие книжные фонды Академии
паук, библиотеки имени. Ленина и Универ-
ситетского городка немцы сожгли.

Минск — один из первых городов, при-
нявший на себя удары фашистской авиа-
ции. До сих пор многие сотни детей не на-
шли своих родителей, Дети брошены нем-
цами на произвол судьбы, ютятся в дровя-
ных сараях, У мест отбросов солдатских
кухонь, немецких госпиталей. Многие ре-
бята умерли от голода и болезней, но мно-
гие бродят по городу в поиских пищи. Вре-
мя от времени немцы устраивают облавы,
сажают ребят на грузовики и увозят за
город. Только свежезарытые ямы нз окраи-

трагедии беспризорных.

Облавы в Минске устраиваются и на
взрослых. Тёмными ночами гитлеровцы
оцепляют кварталы; врываются. в кварти-
ры, устраивая поголовную проверку доку-
ментов и повальные обыски, ;

Минск сегодня — город-тюрьма, город
слёз и страданий.

М. СИВОЛОБОВ.
Белоруссия. L at

ЦЕННАЯ ИНИЦИАТИВА -
ХОЗЯЙСТВЕННИКОВ-ФРОНТОВИКОВ

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 10 декабря. (Воен.
корр. «Правды»). Военным советом наше-
то фронта организована большая выставка
предметов ‘фронтового обихода. Она co-
держит свыше тысячи образцов  разнообраз-
ных промышленных изделий. Все они
изготовлены в различных армейских ма-
стерских силами самих фронтовиков из
утиля или местного сырья.

Интересен раздел «Что можно сделать
из консервной банки». Тут представлены
сотни экспонатов-—ведра, тазы, умываль-
ники, фонари, лампы, походные термосы
и много других широко распроетраненных
во фронтовом обиходе предуетов.

Мастерские санитарных учреждений и
тоспиталей фролта наладили производство
банно-дезинфекционных прачечных уста-
новок,  водоподогревателей,  носилок-щи-
тов. Много хозяйственной выдумки про-
явили работники одного из армейских ве-
теринарных лазаретов. Из отходов металла
они делают разнообразные хирургические
инструменты, организовали выработку дег-
тя, переработку кож и изготовление ин-
вентаря для походных ветеринарных лаза-
ретов.

На выставке отражена работа авторе-
монтных мастерских, умело реставрирую-
щих вышедшие из строя детали танков и
автомашин. Сотни интересных эсспонатов
показывают творческую смекалку бойцов-
изобретателей и рационализаторов.

Особый раздел выставки посвящен само-
заготовкам фронтовых организаций. Один
Из эвакогосииталей собрал со своих под-
собных огородов 140 тонн овощей, выло-
вил 250 центнеров рыбы, поставил на
откорм 235 свиней. Десятки тысяч кило-
граммов ягод, сухих и соленых грибов зз-
готовлено частями фронта своими силами
для своих нужд. Значительно перевынол-
нен плап сенокошения,

Хозяйственным организациям ‘советского
тыла можно“ многому научиться Ha вы-
ставке фронтовиков. Она’ отражает боль-
шую работу. в области режима экономии,

нах позволяют“ догадываться о страшной”

мецкие танки подопьти бы к городу. Ни
минуты не колеблясь, он направил горя-
щую машину в самую гущу вражеской ко-
лонны. Огромной-силы взрыв разметал и
уничтожил свыше десятка немецких ма-
тии.

Защитники Сталинграда свято хранят
исторические традиции города-героя. Сла-
ву минувших дней они умножают новыми
подвигами, новыми примерами стойкости и
отваги. В тягчайших условиях они вы-
стояли, выдержали , бешеный натиск
веприятеля. Стойкость и аепокодебимость
защитников Сталинграда позволили нашни
частям перегруппировать силы н перейти
в успешное наступление. Защитники
Сталинграда’ в свою очередь наносят креп-
кие наступательные удары врагу.

П. ДОРОНИН.

начатую частами игорганизациями Фронта,
Л. ГАНИЧЕВ.

БОЕВЫЕ ДЕЛА
КАРЕЛЬСКИХ ПАРТИЗАН
КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 10 декабря,
(Спец: корр. ТАСС). Цолучены сообщения о
нескольвних операщиях. проведенных парти-
занскими отрядами Карелии,

Энекий партизанский отрат ©25г колонну
вражеских автомашин, Прн этом было ист-
рабленю более 80. созлат и офицеров про-
тирника. Бойцы отряда, взорвали мост дли-
ной в 80 метров, уничтожили 3.800 мет-
ров телеграфио-телефонных линий.

Другой отряд наролных метителей истре-
бил 48 неприятельских солдат и офицеров
и, кроме того, 28 пиюцкоровцев-карателей.
Партизаны уничтожили 16 грузовых н

Район Слалингреда, депковых автомашин,

Me

=

qr
ОЙ

a

Я
iol

ret
id
(ae
1 Oe
Bpy
se

„ВУ

est
ese

ont
oe a

Oo
Сл
pein

№
oy 34
+ М

За

№

Що
we

bt
pla
(ape
И
О
ime

f,
espe)
ut

}
vn