90 (9226)

SS

5 AMPEAA. 1843 г., №

a SS ee Ss

——

Действующая армия. Танковый десант части майора тов. Колотий выходит на боевую . операцию.

РОЖДЕНИЕ ГВАРДИИ

На_петабных : картах, расчерченных раз-
ноцветными карандашами, этот кусок про-
стракства носил мирное и красивое назва-
ние; роща Лилия. Пройдут времена, и ено-
ва эта роща увидит мирно гуляющего го-
рожанина, укрывшегося в жаркий летний
день под.еб тенистыми ветвями. Ему труд-
но будет представить, какое ожесточение
б0я проносилось между этими деревьями
13 января 1943 года, когда танки майора
Арзамасова целый день лрались за ош,
ворвавшиеь в неё по дороге, идущей от
деревни Марьино.

Танкисты уже втянулись в грозное од-
нообразие сражения. ВБазалось, что повто-
ряются одни. и те же <сугробы и деревья,
одни и те же немпы лежат, раскинув ру-
ки, в распахнувишхся масвировочных ру-

ied

С

ГЕРОИЧЕСКАЯ ХРОНИКА

HOM a сыном ра Фх®х> ная задача ocsodo-
кой Армении. ¥6 дить от немцев ста-
Джаноян ведет свое Николай ТИХОНОВ рый русский город
отделение вперёх. Вот °° Шлиссельбург. Броне-
она, траншея, где : вики танковой брига-
укрылись немцы. Акуб перескакивает ды прошли через Неву, миновали то, что

бруствер и начинает бой, в котором трудно
разглядеть подробности. Штык и приклад,
пуля и граната работают попеременно. Он
дает выход своей ярости. Получи, немец!

Акуб читал про подвиги великих бога-
тырей Мгеров, героев древнего армянско-
го эпоса. Сегодня трулно определить, бога-
тырь он ити ет, сравнялея ли он с ними,
с древними, но пятналцаль гитлеровцев он
убил. Оп захватил одну траншею, другую,
сн ворвался в землянжи. Вот они, четыра
подряд. Он ранен, крозь стекает по руке

бахах, из-под которых видно всякое пест-  и замерзает чёрными: струйками, по он не
рое тряпьё, налетое поверх негреющей зе-   чувствует боли.

лёно-лягушечьей шинели, одни и те же
противотанковые пушки

Так сразкалея прекрасный боец мото-

стреляют И3-3а  стрелкового батальона. Это было рождение

угла, одни и те же примелькавигиеся вы- гваржейна в самом огно сражения.

етрелы и разрывы снарядов, после которых
в щели танка ползёт горькое, спирающее
дыхание зеленовато-серое облачко.

Н вместе с тем они ошущали неизведан-
ное ими чувство движения вперёд, TO не-

‚ о0`яснимое ‘чувство наступления, которое

ени прежле только представляли себе мыс-
ленно. Вот то, что происходило теперь,
всё это и называлось наступлением. Тут
были незаметны самые удивительные слу-
чаи, которые забывались сразу же и вос-
кресали только потом; на отлыхе после
боёв, когла грязные, вымазанные маслом,
почерневшие от копоти, но © живыми, бле-
стящими глазами, танкисты вепомилаля
всё зараз и говорили 060 всём пережитом
и увиденном.

Старший сержант Мелконян вдруг ткнул-
ся`в раскалившуюся пушку = она лыша-
ла, как раскалённая сковорода. Танк под-
прыгнул и стал валиться на левый. борт.
Сначала Мелконян не понял, что пропсхо-

`э-ДИТ; „Взрыва не было: Значит, не мина ‘и.
-не снаряд. Веб было тихо, & Танк оседал,

фбулто какая-то сильная рука  влавливала
его сзали в землю. Мелконян понял, что
он провалился в болото.

Пушка и пулемёт могли теперь осты-
вать, потому что стрелять из них теперь
можно было только в верхушки леревь-
ев. Мелконян открыл люк. Стояла ночь,
морозная. синяя, звездная. Он вытащил
пулемёт на башню. Механик-вохитель вы-
лез с гранатами,

Она поджилалн немцев, и немцы не за-
меллили явиться. Правда, это не быаи
большие отрялы, это были только отлель-
ны ‘азтоматчики, которые натыкалиеь
елучайно на завалившийся танк и не
ногли узержаться от соблазна привон-
чить его. Но их встречали пулеиёт и
транаты. Вот когла экипаж вепомнил нз-
ставления полполковника: самим нахолить
выход ИЗ ВСЕКОоГгО положения. Они не
иогли слвинуть талк, но они могли его
превратить в дот. И этот возникший не-
ожиланно в чаще дот вед бой че-
тыре дня. А потом пришли пехотанцы

п помогли его вытащить. Й танк пошёл.

вперели стрелков, отлохнувшая пушка с но-
вой силой забила по отступавшему врагу.

Танкисты уже дрались, как опытные
солдаты. Бой шёл за Нильнмельницу и по-
село № 3. Млалший лейтенант Сергей
Патупа был любимцем своей роты. В бря-
гале его хорошо знали. Его люди шли за
них в самое пекло ‘боя. Немецкий лзот,
весь окутанный дымом, выпускал снаряд
за снарялом. Танк разлазил хзот и прошел
нах ним, чтобы расплющить шесть миномё-
тов, прегражлавших путь пехоте. 0н унич-
тожил миномёты. Стрелки знали, что’ там,
гзе илёт танк Папупы, не будет остановки.
Он шел прямо в огонь, и враг, нз вылет-
жаз, бросал оружие и славалея или убегал.

Снарял уларил в танк, машина взлрог-

‘нула и останозилась. Нал рычагом скло-

нилея мертвый волитель. Папуца вылез из
машины и пошел к другому танку. Машн-
на стояла, лымя, механик-волитель ее был
Tome мертв. Папуца полозвал млалшега
лейтенанта Горбатко, командира взвола, и
вел в танк. сам взялся за рычаги. Таня
пошел внерёл, в дыму, за ним следовали
другие танки.

Немцы неистовствовали. Последние про-
тивотанковые пушки решили дорого про-
лать свою недолгую жизнь. Но стрелни,
шедшие 3а танками Папуцы, уже полбира-
лись к их чёрным жерлам, искавшим тан-
ков и поворачивавпьнмея с быстротой обре-
чённых. Стрелки видели, как несколько
снарядов сразу © нескольких сторон попали
в тане Нанупы. Вражеские снаряды рвз-
лись внутри, в синее пламя потнялось нал
танком и заплясало вокруг башни. Мёртвые
терон торели, но это пламя подняло такую
волну ненависти, что пехота бросилась
вперёд, н ничто не могло её остановить.

(Сержант Евгений Вузьмин соскочил с
танка (он был в десанте); первым ворвал-
ея в штабную землянку. Вот она. немецкая
берлога! Он не считал врагов.’ Он застре-

` лял отного, второй бросплея на него. Вто-

рой упал пог его пулей, третий немец под-

нял руки, с ужасом гляля нз этого неожи-
данно появившегося человека, раз`яренно-
то т стралного.

Первым ворваться в логово врага! Каж-
лый стремился к этому. Тут He было раз-
нипы межлу ленингралцем, горьковчаня-

+) Си, «Правду» от 4 апреля 1943 -г.

Бей длится. В тощах и срели торфяных
карьеров стоят подбитые танки, одни —
сгоревшие, от них ещё отлетает сизый го-
рячий дымок, другие — обезображенные
рубцами пробовн, с порванными гусеница-
ми. Но остальные продолжают стремиться
вперед. Пехота идёт за ними. Вторая тан-
ковая рота уже теснит врага на восток.
Немпы уже отбегают труппами, бешено
отетреливаясь, в поселку № 5.

Поеёлов № 5. Какое скромное, мирное
название! Какое кровопролитное поле бит-
вы! Дзоты и траншеи, холы сообщения,
двойной забор — новое немецкое изобрете-
ние: между толстых стен засыпанное зем-
лёй, камнями, кирпичом пространство;
пушки, пулемёты, автомалы, миномёты.

Здесь показали’ себя стрелки мотострел-
хозого батальона п танки майора Арзама-
  сова. Пока разгоралея жаркий бой из ce-
веро-западной опушке роши Колокольчик,
тле одну цепь контратакующих гитлеров-
цев оменяла новая, поха танвьаюты майора
Паршева отбивали эти контратажи, здесь
весь лень шло ожесточённое сражение.

Когла молодые бойпы перед боем давали
слово дральеся мужественно, они Bch Ke
ещё не представляли себе, что от них по-
требуется в бою. Но ни олин не уклонилея
от исполнения боевой залачи. Команлиры
‘показывали пример. Старший. лейтенант
Иван Горлеев из своего пулемёта уложил
пятьлесят немцев. Слелуя его примеру. пу-
лемётчик Гусегин пахромозлил холм из вось-
митесяти гитлеровцев. А это был только
первый лень боя за маленький рабочий
п0сбл0к №5.

Бой продолжался злесь пять дней.

Е вечеру пятналиатого января бойцы
ворвались на окраину посёлка, как в BO-
рота неприступной крепости. Они взяля
там богатые трофеи. Подполковник потом
раесказывал: лаже он ‘удивилея, увихев,
что пехота и танки захватили батарею
150-мм. пушек, тяжёлых, огромных, o6-
стреливавших хо этого Ладоженую траесу.
Захватили также батарею 75-мм. орудий,
три батареи миномётов, несколько свладоь
с боеприпасами.

Вокруг пушек лежали. мёртвые гитлеров-
пы, валялись снаряды и гильзы. Десять
огневых точек были унячтожены в этом
бою. А это было только начало.

Веб пространство нерел посёлком № 5
было как бы насыщено смертью. Немпев
пришлось выковыривать’ из каждой шели,
из каждого поворота траншел, из каждого
блиндажа. Молодым бойцам мотобатальона
выпала нелёгкая залача. Тысячу пятьсот
метров прошли они за этот день сплолгной
рукопашной борьбы. Тут утомились бы в
бывалые ветераны, а ведь эта. мололёжь
была но обетреляна. Это был её первый
бой и первая победа. Бойцы, стиснув зу-
бы, шли вперёл, палали и снова вставали,
раненые оставались в строю.

Танки шли в атаку, не боясь мянных
полей и противотанковых пушек. Многие
падали сражёнными, но каждый танкист
знал, что там, куда он стремится, —главная
цель боя. там гибель немпам, там встреча
с волховцами — прорыв блокады.

# х*

Могло показаться, что напряжение бит-
вы пятналцатого янзаря прелельное, но. бов
шестнаапатого потребовали ешё большего.
Танкисты Паршева дрались за рощу Ко-
локольчие. Немны, чуя номинуемую ги-
бель. сопротивлялись уже с отчаянием. Но
они встретились < танкистами, поклявши-
мися уничтожить врага.

В болотистой роше Фикус старший сер-
жант Максим Барзило давил немцев гусе-
пипами, рана заставила его тольБо вздра-
гнвать от боли; и он сам He разбирал —
это боль от рапы или какая-то сердечная
боль, разбуженная злоба, не знающая гра-
нии. Он 10 тех пор шёл по немецким вро-
вавым следам, пока вся роша не была очи
шена от гитлеровцев. А лейтенант Леони:
Алексанлров со своим взводом и двадцатью
пехотинпами встретилея © тремястами нем-
пев. Его танки и пехота прошли через них.
как паровой каток. Триста немепких тру-
пов остались на месте.

Пока происходили эти события в рошах
с тихими названиями-— Колокольчик и Фи-
кус,— другому роду оружия выпала почёт-

осталось от цветущего Марьино, и завер-
нули к городу,
Было шесть часов вечера. Шёл легкий

снежок. Шлиссельбург горел. Части диви-

sun Трубачёза и лыжники Потехина шли
на штурм города и Преображенской горы.
Бапитан Леонтий Летеза вел бреневики в
бой. В совремённом бою броневик ттредстаз-
ляет собой пель заметную, заманчивую, и
легкую, и нужно больнюе уменье в орга-
низации боя.

Когда было пеобхолимо, экипажи жерт-
вовали сбой, чтобы добыть успех. Так
младший лейтенант Лаптев наезжает на
дзот и прикрывает пехоту от губя-
тельного огня. QOH попадает под бтонь
противотанковой пушки и погибает смертью
тероя, но‘похота уже прошла вперёл, при-
крытая его бронемаютиной. Старпгяй ад’-
тант батальона капитан Попов врывается
на улины горола. Машины идут так, что
передняя, попадая под огонь дзота, отеры-
вает вражескую точку для обстрела мапти-
  ве, следующей за ней: дзот немедленно па-
‘рализуется и ‘уничтожается. Сам Попов
уничтожает четьтре огневых. точьи. В ам-
 бразуры летят метко посланные снаряды,

_{H дзоты замосткалют итип за другим.

‘Весь вечер н всю ночь-ихут бон на ули-
цах Шлиссельбурга. Потом начинают pa3-
даваться взрывы: немпы, отступая, взры-
зают злания. Отонь заливает улицы. Ho
уже Bch решено. Броневики проходят 10;
улицам, над занесенными снелом старыми
каналами, они преследуют разрозненные
кучки немепкнх азтоматчиков, ищущих
спасения в беготве. :

Заниизется селой рассвет. На высоком
здании в лучах низкого тяжёлого солнца
багрозеет красопое знамя над освобождён-
ным городом. Нелепо торчат пробитые пу-
лями доски с немецкими приказами с0е-
жавшего сейчас в панике коменданта.

* *« * ;
Поеёлою № 5 оставался главным пунк-

том, куда стремились наши атаки. В 5 ча-
: утра был прочитан в батальонах при-

каз Командования об овлалении посёлком

во что бы то ни стало. Укрепивлтиеся там
немпы мешали нашему соединению с вой-
скамп Волховского фроята.

Немны подбросили на этот участок, силь-
ные полкренления. Сюда же стекались все
гитлеровцы. убегазитие ms района Шаис-

сельбурга. Засев в мелком кустарнике и By

уелкодлесье, в. карьерах, в дзотах и в J0-
мах, в полвалах и погребах, они оказыва-
ли сам0е отчаянное сопротивление. ^

Танки двух налгих батальонов вели бей
в условиях подвижной обороны, время от
времени лелая броски и нанося врату силь-
ные контрудары.

Ещё в темноте раннего утра пятьсот гит-
леровцев под прикрытием трёх танков —
олного тяжёлого и двух средних — пошли

через низкорелый лес в атаку. Тань лей-

тенанта Дмитрия Осатюка, выдвинутый
втербд, оказался в болышой опасности.
Принять бой с тяжёлым танком он пе мог.
Но отступить, уйти с поля бол. хотя бы ‘и
перел опльнейпиим врагом, — не в правилах
танкиста. бсатюр мгновенно сообразил, что
надо сделать, по тут нужно было, чтобы
артиллеристы батареи сталипего лейтенанта
Романова тоже во-время сообразихи и не
заметкалиеь бы.

Осатюк приказал своему волителю стар-
итине Макаренко на впду у немпев отсту-
пать по направлению к батарее. Танк. поз-
иная кусты, етал изворотливо отходить.
Он отходил, как бы танцуя, чтобы не по-
пасть пол выстрелы немецкого тяжёлого
танка. В этом мокусном маневрирования
сказалась вся лолгая предварительная поя-
готовка, вся сноровка, приобретенная за
дни учёбы п боёв. Макаренко маневрировал,
неуклонно иля к батарее. Было темно. Не-
меп в0-всю светил своими фарами.

Приближались к батарее. Старший лей-
Tenant Романов увилел немецкий танк, в
тогчае его емелые артиллеристы бросились
в орудиям. Немеп, как зачарованный, шёя
за танком Осатюка. не подозревая 95 опас-
ности. Он был уже рялом с батареей, кот-
та уларили орудия Романова. Немецкий
танк был разнесен вдребезги. Выскочив-
ший за ним вперёл второй танк был пора-
жён тоже почти мгновенно. Третий позер-
нулся и стал уходить.

Тогда Осатюк бросился на немецкую пе-
хоту. Прижатая к оврагу, мечущалея #3
стороны в сторону, масса соллат не могла
спастись. Осатюк с вдохновенной яростью
гоптал её гусеницами.

Сотни немцев погибли под гусеницами
его танка. Из веего отряда спаелось линть
несколько солдат.

За время боёв дсатюк уничтожил 11 ору-
тий, 17“противотанковых пушек. 9 пуле-
уётных точек и свыше пятисот гитлеровцев.
Так рождались ‘гвархейны-танкиеты, так
рождались новые Герои Советского Союза.

Торы трупов лежали Ha пространстве
перех посёлком № 5, а битва веб сщё не
теряла свозго напряжения.

Ночью развелчики прошли виерёд. Онв
вернулись, выяснив, что в роше Тюльпав
зарыты в землю четыре танка и стоят п0о-

Фото Д. Чернова. (ТАСО.

тивотанковые пушки, ведущие непрерыв-
ный огонь по нашей пехоте и танкам.
Позполковник сосредоточил там огонь
артиллерии. Загремели залпы бригадной ар-
тиллерии и мощных миномётов. Рещу ста-
ли пронизываль молнии разрывов. Все чуз-
ствовали, что ‘развязка боя приближается.
Грязные, усталые, окровавленные бойцы на
минуту засыпали, прислонившись к сугро-.
бам, в воронках и канавах и снова брались
за оружие. Ночь грохотала, как вулкан.
+ *

Наступило утро исторического дня 18
января. Сопротлвление немцев не ослабе-
вало, но было ясно, что оно будет слом-
лено. Уже бежали немпы от ПГлиссельбур-
та, от Староладожекого и Новоладожского.
каналов, из поселков №№ 1, 2 и 3.

Натнех наших на посблок № 5 усилил-
ся так. чт танки и автоматчики уже дра-
лись на улицах посёлка, и роща Тюльпан к

Ростова.

Налёт немецкой авиации на район Ростова

На-днях немецкие самолёты лважды пы-  самолеты были рассеяны, В воздушных

ПАРТ

Матвей Яковлев последние два года ра-
ботая где-то на стороне. В январе он вер-
нулся в своё родное село и вот уже три
месяца ни за что не берётся. Зайлет в
правление колхоза, скрутит козью ножку
и завелёт длинный рассказ об охоте:

—- Однажды случилось мне бывать в

Славторозекой степи. Еду, смотрю — ли-
сица. Я газонул и за ней. Малина у меня
была тогла новенькая. Дисица не устела
оглянуться, как я...
— Ты бы, Матвеюшка, рассказал нам
что-нибудь побвежее, — перебьёт его кто-
либо из присутствующих, — а эту басню
мы уже слышали от тебя.

Доха жена скажет Матвею:. у

— И полно тебе, Матвей, безлельни-

© тебе наши колхозники?!

А пусть что хотят думают! — or-
рызнется он.— Что, по-твоему, я должен
навоз возить или © бабами зерно сортиро-
вать?! Для меня работа почище найдётся.
Вот погуляю малость и уйду в транспорт-
ную автоколонну...

Избегает «черновой» работы не олин
Матвей Яковлев. Сам секретарь парторга-
низации Фёдор Иванов .пристроился учет-
чиком в половой бригаде, хотя эту работу
мог бы выполнить толковый подросток.
Коммунистка Елена Галисова перебралась
на птичью фериу, где всего-то полтора, де-
сятка кур ла три-четыре петуха. Из де-
вяти колхозных коммунистов лишь двое —
Владимир Муромцев и Николай Волик—из-
брали себе паиболее трудный участок ра-
боты. —

За год в колхозе было всего два—три
партийных собрания, да и то проходили
вяло, скучно. Принятые на этих собра-

—

двенадцати часам была в наших РУКахХ- ниях решелия остались невыполненными.

В улицы посёлка одним из первых вер-
Baked co своей ротой лейтенант Филиглов.
Первым он перешёл Неву, первым вошёл
в посёлок № Б. первым соединился с вол-
хоглами. Он проявил в бою изумительное
упорство, котла десять часов подряд. стоя

в пятнадпати метрах от немцев, отбивал.

все их контратаки. Теперь его танк ходил
по улицам, добивая последние очаги сопро-
тивления.

ПринЕл час побелы. В четырнадцать ча-
сов ноль-ноль танкнсты увидели движущу-
юся им навстречу пехоту. Откуда опа мог-
ла появиться с этото направления? И вдруг
им стало ясно, что это долгожданные вол-

ховцы. Хотелось кричать «ура» в танке,

хотелось, несмотря на бой, броситься им
навстречу и приветствевать дорогих брать-

ев. Вот’ он, тот миг, которого так. xosro   водителей.

ждали! Среди горящих домов, разрутенных

Зотов. трупов, валявшихся повстюлу, тан- венные

кисты, выскочив из танка, пошли навстречу
бойцам, пришедшим с востока. Всё на улице
дбнимались. Глаза блестели радостью победы.

Влогада Ленинграла была прорвама. За-
дача, поставленная Командованием, выпол-
нена. Немпы ототупали из посблка тааби-
тые, кучками, бросая снаряжение и оружие.

Но то не был конеп боевой работы. Это
была только пауза: Уже через чае пало
было двигаться дальше. Й тамкисты про-
стились с волховцами, сели в машины, ста-
ли в рялы и фронтом, повернутым на юг,
 в Синявину, хвинулиеь в новый бой.

Над Синявиным уже стлались облака
лыма. там уже гремели орудия, и карьеры
  Спнявинскях торфоразработок открывали пе-
ред танками свои отвесные, скользкие сте-
ны п пропасти, заваленные грудами снега.

+

Немногие вновь  сформиреванные полки
и бригады могут похвастаться таким бога-
тым списком подвигов, совершённых в пер-
вых же боях, в которых им пришлось при-
нять боовае крещение. В танковой бригаде
поеле этой славной Невской эпопеи число
награждённых  превыгило 250 человек.
Иные, как Осатюв и Макаренко, статв
Героями Соретского Сотоза.

Правильное. строгое бучение, направ-
ленноз к закалке характера, освоению тех-
ники, овладению приемами совремённого
вся, горячее патриотическое рвение на-по-
ле боя оправлали себя. Молотые таньметы
заслужили звание гвардейцев по всей спра-
ведливости:

Cher стал рыхлым, на стволах боль-
ших сосен играет почти жаркий луч мар-
товского солнца. Посинели дальние леса.
В воздухе—морозная лёгкость, дует тёплый
ветерок. Весна.

У танков копошатся заботливые танкя-
сты. Они уже не простые, неопытные пар-
ни, которые с дрожью и волнением впервые
водили танки. на трулное ученье. Это —
твардейпы, повидавиие жестокие бои. Веё у
них Ipyroe: и манера держаться, и выправ-
ка, и самый полхол к своему боевому ору-
smo. Теперь это дисниплинированные, пол-
лупутые, опытные бойпы. На груди У мно-
гих ордена и мелали.

`бня рассказывают. о нелавних боях уже
не только е горячим любопьеством нович-
ков, но и с деловым хлалнокловнем вете-
ранов. Вее свои ошибки, промахи товари-
шей обсуждаются подробно, так же, как
подвиги. У них большая гордость за свою
часть, за своих команлиров. С трепетом
они жлут дня, котла будут присягать у
гвардейского знамени.

Краткая история их гвадлейской брига-
ты говорит о том, что при серьбаном пол-
ходе к делу боевой подготовки можно
из наивных, неумелых, но полных знту-
зиазма молодых людей сделать знающих
специалистов своего лела, выполняющих
хорошо тяжёлые и почётные задачи.

Илёт вторая военная весна, будут новые
бои, новые отчаянные штурмы, снова He
раз двинутся советские танки на сокруше-
ние вражеских гнёзд, на истребление фаши-
стов, высоко неся своё гвархейское знамя.

Нал расположением бригалы проходят е
мерных гулом самолёты, возврашающиеся
на аэродром с боевого залания. Они как
бы приглашают танкистов в новые бон,
напоминают о том, что завтра прелетолт
новые сражения, как бы говорят, покачи-
вая крыльями: ры готовы?

И танкисты потымают головы в небу
OT CBOHX машин и машут измазанными
маслом рукзми. Да, ови готевы!

№ начала войны коммунисты ни разу не
собирались па занятия по истории партии,
прелали забвению политическую работу
среди населения. В лолгие зимние вечера
колхозники собирались на посиделки, тол-
ковали о войне, о хлебе, читали друг дру-
гу письма своих сыновей. Какая блатодат-
пая почва была для агитаторов, какие за-
мечательные условия для мобилизации
колхозников на решение важнейших задач
артельного производства! 5
Минула зпиа. Наступили горячие дни
подготовки к севу. Волхозники налажива-
ют инвентарь, чинят сбрую, готовят семе-
на. Работают все—от мала до велика. Ho
попрежнему не чувствуется организующей
  роли коммунистов, не вилно их. как вожа-
‘ков, как агитаторов, как подлинных руко-

Может быть, в этом колхозе хозяйст-
дела идут так глалко, что комму-
нистам и заботиться но о чем? Увы! Не-
решенных вопросов, пожалуй, больше, чем
в любом соселнем селе. :

Взять основной вопрос колхозного про-
изводетва — урожайность хлебов. Стылно
сказать: в прошлом тоду урожай зерновых
планировали в 13 центнеров © гектара, а
собрали вчетверо меньше. Яровая пшени-
па дала товно столько, сколько ‘израсхо-
ховали на семена. Отчего же случилось
такое? Засуха помешала иль земля исто-
щилась? Нет! Минувший тол в Сибири
был нарелкость благоприятный, а здешние
земли не так уж плохи. Будь тут руко-

После долгой разлуки они встретились
вновь. Год с лишним многие не видели друг
  друга, ве видели своего родного города.
Теперь они снова собрались в освобожден-
`ном Курске на очередной пленум обкома
партии.

Среди членов ‘обкома нет некоторых то-
варищей: одни пали смертью героев, другие
продолжают сражаться на фронтах и в ты-
лу врага, у многих участников пленума бле-
стят на груди боевые ордена и медала.

Секретарь обкома ВКП(б) тов. Доронин
в своём докладе рассказал, как немецкие
захватчики пытались превратить свободных
советских граждан в бессловесных рабов
германского империализма, уничтожить их
национальную культуру.

— С огнём и мечом прошли немцы по на-
шей земле,— говорит тов. Доронин.— Они
сожгли и разрушили более 300 государ-
ствевных и кооперативных предприятий и
почти все общественные учреждения в горо-
дах и сёлах. Немецкие\ захватчики варвар“
ски разрушали и закрывала институты и
школы, библиотеки и избы-читальни, теат-
ры и клубы. В одном только Курске со-
жжено 17 школ и 3 института. Все осталь-
ные учебные заведения были закрыты. Вме-
сто них было открыто несколько публичных

домов.

За 15 месяцев хозяйничания немцев в
оккупированных районах области разорено
несколько тысяч коллективных хозяйств,

разрушено более трёх с половиной тысяч
общественных колхозных построек, сожже-
но и разрушено более 20 тысяч крестьян-
ских дворов. Укечтожая сельскохозяйствен-
ные артели и совхозы: немцы насаждали по-
мешичьи нмения, 129 тысяч гектаров луч-
пай пахоткой земли было отдано 99 не-
мецким помещикам.

— Неслыханным Teppopom,— продолжает
докладчик, — немцы ‘хотели поставить на
колени, сделать послушными рабами наш
нарол. Они истребили 13:125 мирных жи-

чать. Ты же коммунист! Ну что ;

тались соверитить массовый налёт на район боях и огнём нашей зенитной артиллерии
с Действиями наших истребителей!сбито 35 немецких бомбардировщиков. На-
и отнём зенитной артиллерии вражеские! ши потери —10 самютётев.

ЙНАЯ ЖИЗНЬ

_ Потерянный авторитет

водители порасторопнее, колхоз снял бы
стопуховый урожай. Bers резервы повы-
шения урожайности по сути дела ещё не
тронуты.

38 зиму на фермах накапливаются це-
лые горы навоза. Хороший хозяин вывез
бы его в поле. А как поступают с навозом
в этом колдозе? Или сбрасывают в овраг,

‚или переносят двор на новое место.

Да что толковать о резервах! Соблюдали
бы элементарную агротехнику, и то были
бы с урожаем. В колхозе есть опытные
бригалиры,  звеньевые, сам председатель
разбирается в атрономии, но почему-то
контроль за полевыми работами отхан Ha
откун... клаловщице Муромцевой. И Му-
ромцева решает сульбъ урожая.

— В прошлом голу Муромцева протра-
вливала семена, — рассказывает брига-
дир Александров, — да так протравила,
что зерно и нео взошяе. В моей брнтада
выросли полынь. да лебела...

А затлянито в финансовую ведомость!
Колхозная касса тает с каждым AHEM,
список должников всё распгиряется. Пра-
вление шедрой рукой раздаёт денежки.
Районная электростанция попросила y
колхоза пять, тысяч рублей, пообещав ему
дать электрический свет. Деньги, конечно,
выланы, & освещения нет. Калачинский
плодовый питомник собирался помочь кол-
хозу заложить яблоневый сад и за услуги
взял тысячу рублей. В колхозе нет ни

«ололжил» 3 тысячи рублей, конторе Гос-
сортфонда — 5 тысяч, Авторемонтному за-
воту — 500 рублей и т. д. Всего из кол
хозной кассы роздано 45 тыкяч рублей.
А на тевущем счету в Гоесбанке осталось
лишь 2 тысячи. Сейчас колхозу нужно
приобретать сбрую, инвентарь, а поку-
пать не на что.

Почему же правление не собирает хол-
ги, не привлекает виновных в ответствен-
ности? Да кого же привлекать-то? Самих
себя! Председатель колхоза коммунист
Нетр Нефедов взял из кассы лве тысячи
рублей, член партии Матвей Яковлев —
300 рублей, коммунистка Елена Гахисо-
ra — 200 рублей, завхоз Александров —
300 рублей. Сами коммунисты повинны
в разбазаривании колхозных срехетв...

В лни отечественной войны колхозные
парторганизации стали малочисленнее по
своему составу, а работы у них прибави-
лось. Секретарям райкома партии надо бы-
ло бы почаше бывать у деревенеких ком-
мунистов, чтобы лично видеть, как они
осуществляют свою авангарлную роль.
Правду говоря; первый секретарь райкома
партии тов. Трифонов довольно часто бы-
вает на селе и знает, у кого’ сколько
поднято зяби, гле урожай был хороший. и
где плохой, кто холит коня любовно и кто
турно. Всё это очень важно и очень нуж-
но. Хорошему партийному руководителю
всё это нало знать. Но нельзя отделять
хозяйство от политики, нельзя нев видеть
нелостатки партийной работы нь селе.

Коммунисты, потерявшие вкус Е пар-
тийной работе, оказались  неспособными
повести за собою массы. И в этом нема-
ло повинен райком партии.

Н. ВОРОБЬЕВ.

Колхоз «Путь Ленина»,

_ Калачинского района, Омской области:

Пленум Курского обкома ВКП(б)

29.381 человека. Но ничто не запугало наш
народ. Русские люди не стали на колени
перед врагом. Они поднялись на борьбу c
немецкими оккупантами. Из месяца в ме-
сяц росли. ряды курских партизан, один за
другим организовывались отряды народных
мстителей.

Курские партизанские отряды нанесли
серьёзный урон немецко-фашистским вой-
скам. Своими активными действиями они
сковываля несколько вражеских дизизий.
Только. одна партизанская бригада. под
командой товариша П. уничтожила более
 ! тыбяч гитлеровцев, спустила под откос
115 воинских энелонов а разгромила ке-
сколько немецких гарнизонов.

После изгнания немцев из районов на-
селение < большим энтузиазмом взялось за
восстановление разрушенного хозяйства и
колхозного строя. Участники пленума рас-
сказали о многих фактах героической ра-
боты, творчества и находчивости. В горо-
дах и селах „восстанавливаются заводы и
фабрики, артели и мастерские, повсеместно
начали работать школы, больницы, детские
дома.

Восстанавливая разрушенное хозяйство,
трудящиеся области вместе с тем оказы-
вают большую помошь фронту. Ония ремон-
тируют дороги, мосты. строят ` оборони-
тельные сооружения. Трудящиеся области
собрали и внесли на покупку самолётов и
танков 27 миллионов 442 тысячи рублей,
собрали в фонд обороны 400 тысяч пудов
хлеба, 258 тысяч пудов картофеля, 134 ты-
сячи пудов мяса.

По второму вопросу —о подготовке к
весеннему севу—< докладом выступил
председатель исполкома. облсовета тов.
Волчков. Пленум со всей серьёзностью
обсулил и наметил конкретные меры по
успешному проведению предстоящих сель-
скохозяйственных работ.

В. КУПРИН, Д. АКУЛЬШИН.
{Корр. «Правды>»).

телей, ‘увезли на каторгу в Германию
Пленум Тульског
ТУЛА, 4 апреля. (ТАСС). Состоялся

пленум Тульского обкома ВКП(б). С ло-
клалом о состоянии организационной и мас-
совой работы в ‘партийных организациях
области выступил секретарь обкома ВКП(б)
тов. Чмутов.

— В военное время, — сказал доклад-
чик,— тульская партийная организация про-
шла серьезную школу. После освобожде-
ния области от гитлеровских захватчиков
большевики области неплохо справились с
восстановлением разрушенной угольной
промышленности, предприятий, а также с
восстановлением сельского хозяйства. Уве-
личилась добыча угля в бассейне. Успешно
закончен сельскохозяйственный год. Колхо-
зы внесли в фонл Красной Армии свыше
1 миллиона пулов хлеба. Больше стали вы-
пускать товароз предприятия местной про-

о обкома ВКП(б)

‚мышленности и промысловой кооперации,
швейная фабрика Ne 1. Улучшил работу
завод «Красный Октябрь». И все же по-
ставленные задачи не решены в полном
об еме. Занимаясь разрешением хозяйствен-
ных вопросов, партийные организации осла-
били организационную и ‘’партийно-массо-
вую работу, не используют прелоставлен-
ного им права контроля  цеятельности
администрации предприятия.

Пленум обсудил далее доклады управ-
ляющего трестом «Шекинуголь» тов. Про-
нина и главного инженера треста «Товар-
ковуголь» т. Шляпинтох о состоянии тру-
довой дисциплины на шахтах. Выступившие
в пренвях подвергли критике партийных .и
хозяйственных руководителей ряда шахт и
трестов за недостатки ь бытовом обслужи-
вании горняков и ‘организации труда.

сада, ни ленег. Куйбышевской МТС колхоз _