ae

ts

и:

sae

iro

pf
);
у
ii-
18*
[8

aXe
10°

$ АПРЕЛЯ 1543 г. 1392 (9228)

See Se ee ЧЕ СЕ = =

БРАТСТВО,

«На одном из участков фронта!
успешно действует сформирован-
ная в СССР чехословацкая воин-
ская часть под командованием
полковника Свобода. Южнее го-

` рода Н. бойцы этой части были
атахованы 60 танками и автомат-
чиками противника. Бойцы чехо-
словацкой части в течение дня и
ночи самоотверженно вели борь-
бу с противвиком и отразили все
атаки гитлеровцев. В фезультате
боя было подбито и сожжено: 19
немецких танков и уничтожено до
400 немецких автоматчиков». _
(Из сообщения Совинформ-
бюро от 2 апреля).

15 марта 1939 тола немецко-фашист-
ские войска вступили в Поату.

В глубоком безмолвии, © потемневшими!
от безысходной ненависти глазамч ¢MoTpe-’
ли чехи. как по улицам родных городов
и селений, тле каждый камень. каждам.
пять земли освящены были трудом поволе-
HE чехов, катились орды поработителей,
п их танки и пушки грохотали по аефаль-
ту.

Обманутыа мюнхенскимо соглалтением,
чехословаян встретили врага обезоруженны-
ми. А между тем никогда ещё чехословац-
кий народ не был так готов к сопротивле-
нию. Я помню лето 1938 года в Чехослова-
уни. Как клокотали Нрага и Брно, Влално п!

РЕ ИА ИЕ Ее течи

льеи глазами, какие чувства бушевали 8

Are ee Е О ОЕ ЕЕ

СКРЕПЛЕННОЕ: КРОВЬЮ

казнены и тысячи воннов брошены в 3 недели. пропгу. немедленно отправить.
тюрьмы и концлатери. часть на фронт Jad использования её по

В лни, когда номцы оккупироталя отра- вашему усмотрению». ещё он писал:
ну, Людвиг Свобода командовал балальоном.   «Героический и многострадальный народ
И, как все солдаты и офицеры, он выпи? дома» на родине требует от чехословаков,
xo яна чашу унижения своей армии, своего Паходящихся за траницей, мести, выра-

рота. : 2

Он был уже опытным; закаленным вол- 3а 806 страдания и злодеяния, совершён-
ном. Он, ролился в 1895 голу. Он окончил НЫЮ отношению к нашему м друрям
австро-венгерскую офицерскую школу, но, Народам мира. Мы хотим и должны это
Kan и большинство чешоких юношей, он  ТОебование нашего народа с’ честью вы-
неназилёл немцев и мечтал о тех днях, ко-  Полнить. Это диктуется нам чувством дол-
тда чешекий народ станет свободным. В Га перед родиной и сознанием интересов
начале прошлой войны он вместе со своими   ПРогресоивных народов. (Союз и дружба
товарищами перешел на сторону русских и советекого, И чехословацкого народа ста-
дралея с немцами в рядах фусской армии.   НУТ ещб более непоколебимьтин,‘ когда они

Он прошел сложный путь нахежд и за- булут скреплены кровью. пролитой в 00- .

блуждений, префде чем понял, что только ей борьбе вместе с Kpacnoit Армней.
новая Россия, возникшая в огне Великой   Прошу ве отказать в моей просьбе».
Октябрьской революции, будет верной опо- Так первая чехослованкая часть, сфор-
рой свободы и независимости народов Чехо-  МИРованная на территории СССР, выехала
словакии. Но когда он понял это, он стал! Я френт, провожаемая веем населением.
другом нашей страны и нашего народа. В знак братской связи и дружбы русская
Вряд ли кто-нибуль, когла-нибуль узнает Женщина от имени веего населения по-
7 этого сдержанного, pao поседевшего  ВЯЗала на древко боевого знамени части
чешского воина. леполина с ясными свет- ТеНТУ © деризом: «Смерть немецким окку-
пантам!»
эго душе в те ужасные лни, когда немецко-   Ч8ХИ попали на один из участков фрон-
фашистская армия, как смерч, прошла по та, где в это время крулные немецкие
безоружной Чехословакии. Но одно чувство,   СЕ3Ы, поддержанные танками и авиацией,
несомненно, покрывало собой все OCTAI ER erent понтрнаступченте. Части пол-
” ковника Свобода выпал участок обороны,

женной в активной боевой леятельности,

ПРАБДА /

Я Е ЕВЕ ВЕ а EE Зе STEP ESP SAUTER NEST HCE GDS ST RECT ME LES SS ROIS SMR SE IS

RT erg est = SE

° ева была сложить оружие без боя. Балры

Моравска Острава, каждый лаже самый за-
холустный городок среди сиреней и 2.
минов и самая маленькая деревушка над
Влтавой в предчуветвии беды!

Бостры в память Яна Гуса, зажигав-
шиеся каждый тол в ночь с 6 на 6 июля
на горах, поросших вековыми лапами, и
среди усеянных цветами долин по берегам
рек. горели в этом году по`всей стране,
как призыв в борьбе. И <тарые ченекто
крестьяне с вислымн седыми усами, какпе,
может быть, носали их прапрадеды—сла-
ранские зонны из легионов Жижки, рас-
сказывали у костров среди ночи. о много-
вековой борьбе чехов зо свою свободу и
звали Hapol на страшную битву с немпа-
чп Гатлера. :

Аулитории старейшего в Ивройе Праж-
ского университета зомились от студен-
ческой молодёжи. Дучшие учёные страны,
LECT чешской пнтеллатенции. писатели и
акалемики, многих из которых теперь уже
нет в живых, воскрешали в памяти м0ло-
лёжи` славные имена людей. чьей борьбой
п трудами жив чешекий народ. ~ -

Рабочие люли с завода Шкода, с заводов
Ритковице, рабочие, чьими умелыми рукз-
ии создавалось самое совершенное оружие,
тотовы были сделать всё для защиты род-
гой земли. Е

Поезда. переполненные чешскими рабо-
чихи, учителями, артистами, украшенные
знамёнами п словно увитые песнями, лью-
шимися из окон, мчались из Праги в Су-
леты на антифапестекие митинги, а. по
всем направлениям к Праго летели поезда
с юношами и левушками на сокольекий
слёт. и воздух дрожал от мощных привет-
ственных криков: «Здар! 3zap!..>

Ето мог думать тогда, что через не-
сколько месяцев лучитие ‘из соколов будут
казнены, а“остальным свяжут крылья и
кинут их за решётку?

21 мая страна призвала пол ружьё pe-
зервистов. Старые солдаты и молодые чеш-
ские парни, где бы ни застал их призыв—
на поле за плугом, в шахте у перфоратора,
за кафелоой в университете или-за контор-
кой банка, молча, со спокойной решимо-
стью во взоре откладывали орудия своего
труда. целозали жён, детей. невест, мале-
рей и шли на призывной пункт. Через не-
сколько часов. вооружённые и обхунтиро-
тонные. сопрозождаемые приветственными
криками народа, они уже шагали в KOIOH-
нах к вокзалам, и десятки поезлов,  точ-
ных. как часы, разрозити их но границам
релной земли.

Весь народ знгл. что Советскяй Союз,
верный логовору с Чехословакией. выпол-
HAT свой братский холг до конца, если
пошекое правительство окажет вооружён-
EOS сопротивление насильнику.

Вращаясь в этом кипении народа, я
гертилея тем, что я — русский. В те хня
твери кажлого сельского домика, рабочей
квартиры. жилиша писателя, лаже крепко

За все эти годы окитаний, в сложнейшей
международной обстановке, пройля через
торнило многих испытаний, везде; где бы
он ни был, он терпеливо. настойчиво соби-
рал кадры для борьбы за свою родину. Но
только в ‘период Великой отечественной
войны советского народа здесь, на терри-
тории СССР, полковник ОФЛюдвиг Свобода
достиг того, о чем он мечтал. On стал
организатором и командиром первой чехо-
словацкой части, сформированной на. тер-
ритории СССР.

Среди жителей той местности, где фор-
мировалась эта часть, навсегда останется
светлая память о трулолюбивых, жизнера-
достных и мужественных чешских ‘солда-
тах.

В колхозной страде лета 1942 года coz-
даты Чехословацкой республики пришли на
помошь колхозникам и работали так, точно
на своих полях, на родной земле.

Наша страна вооружлла солдат Чехо-
словацкой республики первоклассным ору-
хлем. С некоторыми вилами оружия, на-
пример, с противотанковыми ружьями, они
имели дело впервые. Но это оружие попа-
30 в золотые руки. Командиры и солдаты
делали всё, чтобы сократить сроки. обу-
чения,—всем хотелось скорее попаеть на
фронт.

Ничто так не подымало еолдат, как ве-
сти, которые они получали с ротинье Изо
дня в день Tay шла борьба жестокая,
исступлённая, не на жизнь, & на смерть.
На террор гитлеровских палачей народ от-
вечал саботажем. диворсиями. А враг всё
туже и туже затлягивал на Mee народа
кровавую петлю Teppona.

Сегодня прихотило известие о том, что
‘казнен. крупнейший чешский писатель
Владислав Ванчура. А завтра—0 том, что
в городе Таборе поголовно истреблена вся
интеллигенция, все профессора сельскохо-
зяйственной акалемии во тлаве с дирех-
тором её, вее врачи, алвокаты, учителя,
чиновники. Уже более ста тысяч чехов
томилось в тюрьмах и концлагерях. Ты-
сачи рабочих и крестьян вывезены в раб-
ство в Германию, расстреляны, заморе-
ны толодом. Пали видные деятели рабоче-
то движения. Крупнейшие профессора —
юристы, историки, зоологи—казнены или
заключены в концлатери. До двух тысяч
человек казнил «протектор» Гейлрих за
  первый месяц своего господства. Он каз-
oe 2 ‘нил XO TeX пор, пока сам не был сражен
зиинченная крышка любон походяои гса- укою мстителя. А после того ещё _каз-
затской кухни где-нибуль на Дунае или В непо было более десяти тысяч чехов я
Сузетах гостеприимно отрывались 12510 сожжены дотла деревни Лядице и Лежаки.
Мной, потому что я — русский. Й кажлое такое известие разило сердце

— Говорите с нами по-русски, — про- солдат. «Когда же? Когда же? »—говориля
сили соллаты на границе за Братиславой,   содлаты.
ге в десяти шагах за шлатбаумом стоял  Ройцы уже спали, когла было переда-
немецкий часовой.— Говорите по-русски, но по рахио сообщение Инфорибюро 00 OK-
пусть немцы знают, что русские с нами.  ружении немпев под Сталинтралом. Сво-

Чехословакия могла двинуть в бой 40 бодник (ефрейтор) Гутман и боец ЗВай-
тевгзий. Будь проклят Мюнхен! Немлы   нер, слушавшие сообщение, вбежали в
беспрепятственно. вступили в Прагу, И помещение миномётных подразделений.
чехословацкий народ ввергнут в бездну  —— Победа! Победа!—кричали они.
мучений, равных которым ие было за BCH   Бойцы вскочили, весть сразу распро-
историю трёхсотлетнего тосподства немцев странилась по всей части. Резле кричали
над чехословаками. «ура» Красной Армии и Сталину.

Великую тразелию пережила чехослэвал-  — А мы?-—прашивали бойцы у cBo-
кая армия. Она хотела драться и вынуж- его команхира Свобола.— Коглф же? Во-
гда. же?

Вог что писал в эти INH полковник
Свобода Главному Командованию Красной
Ариии:

«По окончании тактико-технического
обучения в прифронтовой полосе, протол-
жительность которого я оцениваю в 2—

ез были разгромлены. OT руки палача
Тейдриха пал семидесятилетний ветеран,
комантующий армией тенерал Иосиф Би-
лый. Пал команлующий 7-м чехословалеия
корпусом в Братиславе ливизпонный гене-
рал Гуго Войта. Десятки видных офицеров

<;   требовательного и справедливого вомандира,

ные: месть. Одно было ясно ему: нельзя s ‘s

сдаваться врагу, полдейшему из поллых!И\евШий серьёзное значение.
врагов. Наао драться ло конца. Надо искать
верных союзников в борьбе и собирать си-
лы для решающей битвы.

На родине ему грозили смерть или конц-
лагерь. Собрав разроененные группы солдат
ie офицеров, готовых на любые лишения,

лишь бы драться с немц&ми, Тюлвиг Сво-
бола нелегально перешел границу Чехосло-
вакии. Отныне вся его жизнь. была отдана
делу борьбы за освобождение своей ролены.

Всё расположение части находилось под
непрерывным артиллерийским. обстрелом и
ожесточенной бомбежкой. В самый разгар
бомбежки сторожевое охранение ‘донесло,
что движутся вражеские танки числом до
шестидесяти, а за  тавками—автоматчики
на транспортерах.

Всея сила главного удара немцев при-
шлась на деревню, где расположено было
подразделение надпоручика Яро: — очень

любимо своими солдатами.

Ва ни велики были CHAI наступавигих
немцев, полковник Свобода знал, что по
характеру занимаемого им участка он не
имеет права дать ни одного подразделения
на помощь вадпоручику Ярош.

— Отходить нельзя. Ты сльнпишь, брат.
Ярош? — спросил Свобода по телефону.

—= Но будем отходить, брат мой тюлков-
ник, — оказал Яронт. р

А в это время чешские солдаты из про-
TEBOTAHROBHIX расчетов и автоматчики,
окопавшиеся на окраине деревни, видели
перед собой громзяное поле и лес за полем,
с опушки готорого били по деревне вра-
жеские минеметы и из которого вот-вот
лолжны были показаться танки, И вот они
вырвались из лесу со страшным ревом
моторов и грохотом пушек и помчались
по полю.

Впервые в современной войне в Европе
сашлись в смертельной битве трудь с грулью
немцы и чехи. Бронированные чудовища,
обгоняя один другого, наступали широким
фронтом по полю. Веё новые и новые вы-
катывались из лесу, а за ними, стреляя
из автоматов, шла вперебежку неменкая
пехота. ;

В течение нескольких часов, подразделе-
ние надпоручика Ярош отбивало яростные
атаки танков, выводя из. строя то один,
To другой. Но на смену им появлялись
новые. Отлельные танки прорвались вплот-
ную Е передней линии обороны и брызнули
из огнемётов. Значительная часть противо-
танковых расчетов выбыла из строя, и
около двух десятков танков прорвались в
глубину обороны надпоручика Ярош.

Несмотря на всю тяжесть танковой
атаки, оставшиеся в живых солдаты из
пулемётных расчётов и автоматчики не
бросили своих позиций, отсекли немецкую
пехоту от танков и заставили ее залечь
в метрах пятилесяти от деревни. В это
время в глубине обороны завязался бой
  между немецкими танками и чешеквими
стрелками, действовавшими гранатами п
бутылками © зажигательной смесью. Не-
равный и страшный бой этот длился в
течение дня и ночи. В этом бою смертью
храбрых погиб наздпоручик Ярош, раздав-
ленный гусеницами. Но немцы были от-
биты, оставив на поле -боя девятнадцать
танков и около четырехсот трупов немец-
ких солдат. Г :

Перед от’езом на фронт полковник
Люолвиг Свобода писал Верховному  Глав-
нокомандующему вооруженными силами
СССР товарищу Сталину:

«..0 этим девизом и твердой во-
лей последовать прекрасному примеру
героической Красной Армия мы пойдем в
бой. Мы сделаем все, что булет в наших
силах, чтобы заслужить доверие Верхов-
ного Главного Командования Красной
Армии и жизнь в свободной Чехослован-
ko республике, В этом своем решении
мы булем неустанны до тех пор, пока
не победим». 7

Полковник Свобода и воины ето части
  доказали, что на слово чешекого воина
можно положиться. В боях против гитле-
ровских разбойников чехословацкая часть
покрыла себя неувядаемой славой. Ha-
роды Советского Союза и Чехословакии
побратались кровью. В своей борьбе они
будут неустанны, пока не победят. Да
живёт во веки веков их дружба!

А. ФАДЕЕВ,

о д ЗИМЕ

Немецко-фаштистские убийцы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 апреля.!лаясь залпа, многие спрыгнули в яму, перед
(По телеграфу). Недавно на фронте был ксторой стояли, и были зарыты живыми».
обнаружен дневник у убитого обер-ефрей-  Это ещё один факт о нечеловеческих
тора Эриха .Фунгк (полевая почта 19997).   зверствах немецких мерзавцев, засвилетель-

В дневнике описаны многие мерзости,   ствозанный самими убийцами. Гитлеров
творимые неменкими убийнами над совет- выродки для своего успокоения называют
скими людьми и военнопленными. Между   SCEPC всех, кого они ублвают, будто от
прочим, как об обычном для себя деле, Е няется характер преступления.

Эрих Фунгк сообщает: Воины Красной Армии знают тысячи

3 18.00 39 случаев истязания и убийства ни в чем
ИЕР партизач,   „е повинных мирных жителей. За всё pac-

вдоль улицы, в центре города в Урезчье платятся немецкие разбойники. Кровь
расстреляли в субботу 715 евреез, а в по- невинно расстрелянных советских людей
нелельник—40. Девушки умоляли: не уби- зовет к мщению. С

вайте нас, мы еше так молоды. Не дожч- П. ОДИН.

Подвиг капитана Беликова

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 7 апреля. (По
телеграфу). Два торпедоносца, ведомые ка-
патанами Беликовым и Фелдеровым, атако-
вали у вражеских берегов большой  транс-
порт, шедший в охранении миноносцев и
тральшиков. Фашистскнй конвой встретил
лётчиков ‘ураганным огнём. Самолёты на-
стойчиво шли к цели.

От прямого попадания снарлда вспыхнули
баки с горючим на самолёте Белекова.
Лётчик-коммунист Виктор Николаевич Бе-

ликов продолжал лететь вперёд. /Он выпу-
стил торпеду, а затем, видя, что гибель са-
молёта неизбежна, твёрдой рукой направил
пылающую машину на вражеский транспорт
и врезался в него. Раздался сильный взрыв.
Фашистский транспорт охватело пламя.
Вместе с капитаном Беликовым отдали
свою жизнь за родину штурман-коммунист
капитан Иван Пантелеймонович Овсянников,
стрелки-комсомольцы Григорий Никифоро-
вич Зугуия и Григорий Павлович Северин.

=

Эшелон атакован

„=“

*

с воздуха
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 7 апреля.

ские  (Воен. корр. «Правжы»). Четвёрка штурмо-

виков во главе с гвардии старшим лейте-
нантом Мыльниковым получила задание на-
нести удар по полходяшим резервам про-
тизника. Линия фронта осталась позади.
Вскоре штурмовики увидели эшелон про-
тивника. =

Вражеские истребители, охранявшие эше-
лон, бросились навстречу штурмовикам, но
были перехвачены нашими истребителями,
навязавшими им бой. :

Первым пикировал на эшелон твардии
старший лейтенант Мыльников. За ним по-
шли в атаку лейтенант Еремин, младшие
лейтенанты Аксенов и Котов. Снарядами,
бомбами и пулемётными ; очередями они
разбили и подожгли 15 вагонов. Три с по-
ловиной часа продолжался пожар и грохо-
тали взрывы.

Выполнив задание, наши лётчики без по-
терь вернулись на аэродром.
Н. ВОРОНОВ.

Действующая армия. На аэродроме пикирующих ‚бомбардировщиков. Лётный день закончен.

Фото (С. Кафафьяна.

ИСТОРИЯ ОДНОГО БОЯ  В низовьях Кубани

Случалось так, что Алелюхин встретился
с двумя «Мессершмиттами». Он мог рас-
считывать только на самого себя.

Враги были в более выгодном положе-
нии. Они были выше Алелюхина. Поэтому
первой заботой его было— ликвидировать это
преимущество врага. Он пошёл вверх и
к солнцу. Немцы также начали карабкать-
ся к солнцу.

Началась долгая и упорная борьба за
высоту. Вторая, третья и четвёртая тыся-
чи метров были набраны ‘довольно легко и
безболезненно\ На высоте пяти тысяч и
выше стал сказываться кислородный голод.
Несмотря на это Алелюхин упорно шёл
вверх, Немцы всё ещё были выше и на
высоте 6.500 метров начали атаку.

Вести одному против“ двух бой на вира-
жах, на горизонтали, невыгодно и опасно,
Двойка, ‘действуя согласованно, всегда мо-
жет поймать на вираже одиночку. Алелю-
хин решил вести бой только на вертикали.
Заметив, что немцы собираются атаковать
его, Алелюхин перевёл свою машину в от-
весное пике и ринулся вниз. Немцы после-
довали за ним. Три машины, резя моторами,
падали с бешеной скоростью вниз. Несмотря
на огромную стремительность падения, это
были для лётчика мгновения относительно-
го спокойствия. Так как Алелюхин начал
пикировать раньше своих противников (а на
похировании скорость значительно увеличи-
вгется), ему удалось оторваться от врагов.

свою машину в сторону от ходившего в
одиночку немца, :

Когда в игре найден хороший ход,
не надо искать лучшего. Шесть раз повто-
рил Алелюхин своё бешеное пике. И трое
немцев были бессильны против русского

лётчика, волившего их по просторному
советскому небу.
Положение, ‘однако, резко изменилось,

когда внезапно появилось ещё двз «МЕ-109».
Теперь немцев было пятеро.

` Алелюхин расечитай: один немец в сто-
роне, два идут сзади у него в хвосте, под-
ходяшая к бою пара идёт под ним, набирая
высоту. Надо обмануть задних, атаковать
нижних и выходить из боя,

И вот ‹«переламывая» при очерёдном
выходе из пике машину, Алелюхин делает
новую и непонятную для преследующей
ero двойки эволюцию. Идя вверх, он

je карабкается, как это делал до’сих пор,

Прёцельный огонь по самолёту Алелюхина,

был мало возможен.

Но как избежать его при выходе из пике
на горизонтальный полёт?

И вот немцы, стремительно падающие
вниз, с изумлением увидели, что идущая
впереми них машина русского лётчика на
выходе из гике не скользит по горизон-
тали, а, задрав HOC кверху, снова лезет
в небо. Только опытный лётчик знает, что
значит «переломить» на выходе‘ из пике,
Движение сверху вниз
сменяется движением снизу вверх.

Это смог проделать только отважный,
опытный и сильный русекий лётчик. Нем-
цы не были в состоянии это проделать.

почти мгновенно  и 3HH,

по прямой, но переворачивает самолёт через
крыло, то-есть делает восходящую «бочку»,
потом устремляется вниз, обрушивается на
двух «Мессершмиттов», мблниеносно ата-
кует их, сбивает одного и переворотом вы-
ходит на курс, противоположный той двой-
ке, которая его преследовала. Затем он
входит в пике и пикирует с пяти тысяч
метров до тысячи пятисот.

Ошеломлённые протнвники теряют его из
виду. Все три залачи выполнены. Он обма-
нул преследователей, атаковал подходившую
двойку и вышел из боя.

Выйдя из пике на высоте в полторы
тысячи метров, Алелюхин видит, как отвес-
но штопорит горящий «Мессершмитт», ос-
тавляя за собой вертикальный столб дыма
чуть не в километр высотой.

Бой был окончен. Он длился двадцать
минут.

жж

Вместо того, чтобы выписывать портрет
лётчика Алелюхина, рассказывая о его
о его двадцатимесячной борьбе за
родину, о его четырехстах вылетах, об
одиннадцати @битых им немецких самолё-
тов,—вместо всего этого достаточно рас-
сказать лишь об одном этом бое. В этом

Всё это приводило к тому, что ни В ОДИН бок великолепный лётчик Алелюхин весь

из моментов маневра немцы не могли вести
по Алелюхину огня.

Ha поле бэя появился третий немецкий
истребитель, Он ходил в стороне, выжидая
удобного момента ‘для внезапной атаки.
Эту новую опасность Алелюхин устранял
тем, что при каждом пикировании уводил

перед нами, со всем его неукротимым ха-
рактером, его лётным мастерством, его
железной выдержкой, его зрелым опытом,
его верностью’ делу своему, Родине своей.

И. БРАЖНИН.
` Действующая армия, апрель.

ПО БЫВШИМ ДЕРЕВНЯМ

С каждым днём всё шире и полнее рас- ров и кончая разной грошевою мелочью.

крывается перед бойцами Красной Армии
скорбная книга нечеловеческих страданий
советских людей «под немцем». Земля, не-
когда украшенная творческим трудом — ма-
товою позолотою полей, кудрявою  зе-
ленью садов, расстилается теперь зоною
безжизненной пустыни. О былых деревнях
и выселках можно лишь догадываться по
пепелищам, чернеющим среди снега, Бой-
цы проходят мимо этих руин, роняя скупые
слова; ненависть давно уже. сделала выра-
зительными, казалось бы, самые простые
обыденные фразы:

— Здесь я родился, здесь был мой дом,
здесь жила моя семья,— сказал боец Жу
равлев, остановившись у кучи пепла, би-
THX черепков и тряпья.— А деревня моя
называлась Фёдоровка...

Двадцать месяцев назад Журавлев оста-
вил Фёдоровку цветущей деревенькой, ка-
ких было много на Смоленщине. Теперь он
снова вступил на родную’ землю и своими
глазами увидел тот «новый порядок», ко-
торый принесли с собой немцы.

Поясом в десятки километров простирает-
ся установленная немцами зона пустыни,
Мы прошли пешком к фронту более соро-
ка километров и на всём этом протяжении
насчитали только. около пяти уцелевших и
полуразрушенных хат, насчитали только
сорок одного жителя. Остальные дома, де-
ревни, хутора, сёла сожжены, жители
либо истреблены, либо угнаны фашистами
в неволю.

Небольшая деревушка Королёвка затеря-
лась в густых и весёлых смоленских ле-
сах. Её уже нет — только тлеющие угли
напоминают о прошлом. Обнажим головы
перед чёрным прямоугольником, усеянным
остывшей золой: здесь немцы зверски Уни-
чтожили около девятисот колхозников.
Дарья Гусакова, чудом уцелевшая от ги-
бели колхозница, рассказывает:

— Немцы согнали в Королёвку из раз-
ных мест.до 600 мужчин и около 250 жен-
щин. Женщин отделили от мужчин и на-
чали расстреливать из автоматов и ‘пуле-
мётов. Недобитых затаскивали в сарай, ку-
да загнали всех Мужчин. Сарай был подо-
жжён, пылавшихся выйти из сарая палачи
снова загоняли выстрелами. Долго ещё по-
сле этой зверской расправы стоял над де-
ревней страшный запах горелого мяса.

В деревне Круглик, Мосальского райо-

на, немцы, отступая, сожгли пятьдесят три
дома из 56. В оставшихся избах ютятся

Колхозников выгнали из домов, которые
были заняты немцами, Людям пришлось
жить в земляных норах. Ежедневно всех
заставляли выполнять тяжёлую работу:
рубить и таскать лес, рыть землю и т. д.
Многие, надорванные непосильным трудом,
умирали. Глумясь над русскими людьми,
гитлеровцы запрещали хоронить умерших
на кладбище. Г

За деревней ‘в лесу — лагерь для плен-
ных красноармейцев. Три длинных мрачных
блиндажа, скорее напоминающие огромные
братские могилы. Да они и были могилами,
эти блиндажи,— здесь немцы гноили и мо-
рили голодом пленных. На дне ям валя-
ются полуистлевшие ботинки, лохмотья, и
среди них — конские копыта,’ кости: кон-
ская падаль была пищей, которая изредка
попадала в блиндажи.

Вместе с нашими частями идём по доро-
ге, ведущей в деревню Утешково,— она
только что освобождена. Специально вы-
деленные факельщики подожгли её со всех
сторон. Сгарело сорок пять домов из соро-
ка шести. В единственном домишке, спа-
сённом бойцами, застаем стариков-колхозни-
ков Буланкова и Буланкозу: они составля-
ют теперь всё население Утешкова, в кото-
ром насчитывалось раньше не менее двух-
сот тридцати человек.

Трагедия деревни Утешково, о которой
рассказали Буланковы,—это общая участь
всех деревень, находившихся под немецким
ярмом. Всё началось здесь по, испытанному
стандарту: сперва опившиеся кровью ландс-
кнехты, весело гогоча, перестреляли всех
кур, уток и гусей. Затем оголтелый разбой
принял, так сказать, организованную фор-
му: переписали весь крупный и мелкий скот
и отобрали его. Из’яли все запасы продо-
вольствия — до последнего зернышка, до
последней картофелины. Отняли всю теп-
лую обувь, шапки и рукавицы, сдирая их
в зимнюю стужу прямо на улице. Над се-
лением нависла беспросветная ночь.

Мох, солома, мякина,— вот чем в тече-
ние полутора лет питались жители Утеш-
кова. Колхозники завели нечто вроде руч-
ных жерновов, на которых перетирали смесь
из мха и соломы, чтобы нечь из этой муки
лепёшки. Лошадиная падаль была редко до-
ступной роскошью.

Отступая под натиском частей Красной
Армии, немцы сожгли Утешково и угнали
всех оставшихся в живых в фашистское
рабство. Перед этим, с чисто-немецкой пе-
дантичностью, они отобрали весь домаш-

тридцать девять стариков. старух и ребят. ний скарб, всю утварь, вплоть до ножей и

По их рассказам восстанавливаем картину
«нового порядка». Ворвавшись в Круглик,
титлеровские головорезы дочиста ограбили
колхозников. Забрали всё, начиная от ко-

вилок, и увезли с собою. Увезены также

бороны и плуги.
М. ПЕЧЕРСКИЙ.
Действующая армия.

и SS

у (Or корреспондентов «Правдые»)

На Кубани не затихают ожесточённые
бои. Продолжая развивать наступление,
наши части ведут активные боевые дейст-
вия против немецких захватчиков. За по-
следние дни освобождено несколько насе-
лённых пунктов. ‚

На многих участках наступательные бой
ведутся в крайне тяжелых условиях. Вос-
пользовавшись весенней растутицей, не-
сколько замедлившей наше продвижениз
вперёд, немцы создали ряд узлов сопро-
тивления. Плавни, лиманы, многочисленные
водные преграды, весенние дожди создают
дополнительные трудности для наступатель-
ных действий. Бойцам приходится преодо-
левать водные просторы, поросшие камы-
шами, маневрировать на узких перешейках
между озерами _и болотами, драться за
немногочисленные насыпные дороги, явля:о-
щиеся здесь единстаенными коммуникация-
мн между населёнными пунктами.

Используя свое выгодное позиционное
положение, противник упорно сопротизляет-
ся. Немцы цепляются буквально за каждую
складку ‘местности. Действуя Ha -мест-
ности, почти сплошь залитой водой, бойцы
умело маневрируют, широко применяют
фланговые обходы,”наносят внезапные уда-
ры по вражеским тылам.

Несмотря на половодье и частые KOHTD-
атаки немцев, наши войска, ломая сопро-
тивление врага, шаг зз шагом теснят его,
продвигаются вперёд, тесня противника к
морю. Гитлеровцы несут болыние. потери. в
живой силе и технике,

Наш разведывательный отряд вел ‘упор-
ные бои за один. населённый пункт. Bon
протекали на узком бездорожном участке.
Взять хутор < фронта не удавалось. Тогда
командир направил в тыл немцам обход-
нымн путями мелкие группы бойцов. Дей-
ствия мелких групп сыграли немаловажную
роль в выполнении залачи, стоящей перед
подразделением. Пять автоматчиков—Нико-
лай Киреев, Петр Кайно, Василий Стоколе-
сов, Григорий Синьковз и Василий Горбунов;
проникнув в глубь вражеской обороны,
уничтожили гарнизон немецкой заставы,
взорвали наблюдательную вышку и мост,
подготовленный ‹ противником на случай
отхода. Другая группа бойцов, пронеся на
плечах через плавни миномёты, скрытно по-
добралась к немецким пулемётчикам и
расстреляла их в упор, чем обеспечила ус-
пемные наступательные действия взводу
младшего. лейтенанта Никитина с фронта.
Хутор был взят. r :

Я. МАКАРЕНКО, И. ПАВЛОВСКИЙ.

м z
Бой гарнизона

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, 7 апреля. (По
телеграфу). На рассвете гарнизон, которым
командует капитан Григорий Хритов, под-
вергся нападению финнов. Первыми вступи-
ли в соприкосновение с противником бойцы
старшего лейтенанта Поташкина. Финнов
было в несколько раз больше, но бойцы
стойко и уверенно защищали свой рубеж. _

Храбро сражался младший сержант Гри-
горий Мартынов, недавно принятый канди-
датом в члены партии. Даже после четвёр-
того ранения он не покинул поля боя. Труд-
ное положение создалось на участке лей-
тенанта Василия Кузнецова. Молодой
командир был сражён вражеской пулей. Но
в ту же минуту бойцы услышали голос
своего парторга, сержанта Василия Крапен-
никова:

— Командование беру на себя. Вперёд!

Смелым маневром Крашенников и его бой-
пы зашли в тыл противнику и нанесли ему
большой урон.

Финнам удалось окружить красноармейца
Николая Храмцова. Он  сражался до пос-
леднего патрона, а затем, когда увидел, что

положение безвыходное и ему грозит
плен, — перерезал себе горло.
Успешно действовали красноармейцы

Яков Кирилов, Александр Липихин и Аб-
дул Кадыров под командованием сержанта
Василия Иванова. На них шло 40 враже-
ских солдат. Четверо бойцов спокойно под-
пустили их, а затем встретили таким огнём,
что противник, не произведя ни одного вы:
стрела, бросился бежать. Захватив одного
пленного, Иванов со своями бойцами вер-
нулся в подразделение.

Бой гарнизона под командованием капита-
на Хритова с численно превосходившим
врагом увенчался нобедой наших бойцов н
командиров. Они уничтожили 75 вражеских
солдат и более 30 вывели из строя,

М. НОРИНСКИЙ.

Налет на вражескую базу

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 7. апреля.
(По зелеграфу). Две группы бомёардиров-
щиков, ведомые Героем Советского Союза
гвардии полковником Токаревым и гвардии
подполковником Конаревым, нанесли мощ-
ный удар по гавани, занятой противником,
Фотоснимки фиксируют меткое бомбомета-
хие.

Нротивнику причинен большой урон.
Потоплены и сожжены три транспорта во-
доизмещением до 13, тыс. тонн, две баржа
два ‘торпедных катера, взорван склад бое-
припасов, разрушена пристань, уничтожено
20 вагонов и в пяги, местах повреждено
железнодорожное полотно.

Все самолёты благополучно вернулись на
свой аэродром.