\

Г 29 АПРЕЛЯ 1943 г., № 110 (9246)

Дружба, скреплённая кровью

Пятеро снайпероз вышли в голубой пред-
бассветный туман. ¢

Уверенной, .осторожной походкой быва-
лого мергена (степного охотника) двигался
впереди группы Абиль Нусупбаев, смуг-
лолицый, широкоплечий казах из Караку-
нуза, бесстрашный и рассудительный во-
жак панфиловских снайперов. -

В день наступления гвардейцев на-круп-
ный узел немецкого сопротивления пятёр-
ка под командой Нусупбаева получила
боевое приказание — выдвинуться на важ-
ный огневой участок. Там, на стыке с ме-
стом главного удара, могли просочиться
немецкие снайперы и автоматчики, а за-
маскированные пулемётные гнезда против-
ника, переплетённые подземными ходами
сообщения, угрожали наступающей пехоте.

Абиль задолго до боя изучал это место,
запоминал каждый кустик ‘и бугорок, вы-
бирал удобные для засад’ места. Под по-
кровом глухих › ночей пятеро снайперов
бесшумно работали лопатами, ° сооружая
под самым носом яемцев охотничьи бое-
вые гнезда, не приметные для врага.

Сегодня всё это должно. пригодиться.
Готовые к смертельной схватке; залегли
здесь гвардейцы-мергены. ‘Медленно на-
ступал рассвет. Из чёрных гряд освобо-
дизшейся от снега земли робко пробива-
лась первая травка; тёплый ветер лёгки-
ми волнами, словно поднятыми взмахами
беркутиных крыльев, мягко обдавал лица.
Весна...

Орудийный раскат взорвал короткое за-
тишье. Огненный ураган загудел, загулял
го встревоженным лесами полям: С зло-
вещим гулом полетели через головы снай-
перов мины твардейских миномётов:

Совсем близко гремело «ура». Под при-
крытием артиллерии гвардейцы шли в
атаку. На участке, за которым зорко сле-
дили снайперы, произошло заметное толь-
ко намётанному глазу оживление. Зверь
вылал себя. Нусупбаев обнаружил гнездо
станкового пулемёта.

В* оптическом приборе чётко обозначн-
лась амбразура огневой точки. Нусупбаев!
пустил по. амбразуре две пули. Немец вы-
скочил в ход сообщения, и здесь третья
пуля уложила его. К

Для начала хорошо. Кровь врага при-
бавляет силы и укрепляет дух джигита!
Так говорил Амангельды, казахский 6a-
THD.

Встревоженные нашим наступлением,
немцы выдали присутствие второго пуле-
иёта, замаскированного ветками кустар-
ника. Это логово взял на себя мерген-
киргиз Токтогул Шабеков. Немец, попы-
тавшийся обнаружить снайпера, выполз из
укрытия, и здесь настигла его пуля Токто-
гула.

Неистовый огонь пулемётов и автоматов’
обрушился на рубеж, занятый снайперами.

— Когла раненый зверь бесится, имей
спокойствие, чтобы его добить!

Надо было переждать, когда затихнет
огневой шквал. Но в этот миг  разрывная
пуля ударила в каску Абиля и обожгла
BHCOK. 4 у

— Эге-е.;” Это не пулемёт, не шальная.
Бьёт немецкий снайпер!

Превозмогая боль, Нусупбаев, но sapa-,

нее подготовленному лазу перебрался в
другое укрытие.

Встревоженный опасностью, угрожающей! пера Абдыбекова.

(От военного корреспондента «Правды»)

командиру, узбек Мамадали Мадаминов по
второму выстрелу нащупал в ветвистых
складках многолетней сосны ‘вражеского
наблюдателя-снайпера.

‚— Вели враг выше тебя —он страшен.
Ему виднее, и за ним первый прыжок.
Убери врага сверху или подымись выше
его! — говорит узбекская пословица.

Подняться выше Мамадали не мог. Он
не мог сделать даже ляшнего движения,
но, выручая Абиля, выбрал подходящий

зязав рану, читал тозаришам только что
принесённое на огневой рубеж письмо (из
далекого Узун-Агага. Это было письмо от
Джамбула. Столетний певец народа обра-
щался к сыну-фронтовику: -

<..В час испытаний герой переходит в
брод буйный поток в ‘сапогах, говорит пос-
ловица, сын мой. Мне известны те трудао-
‚сти, которые преодолеваете вы. Но может
ли герой достигнуть цели, не изведав труд-
ности? Он вынужден спать на снегу, на

момент н, рискуя выдать свою засаду, от-! льду, проводить дни и«ночи в бессоннице и

полз но лазу ‘в сторону и с первого вы-  вароголодь.

стрела снял немца с сосны.

Шёл упорный поедннок пяти советских
‘снайперов с немецкой пулемётно-снайпер-
ской группой, за спиной которой готови-
лись к прорыву в наш тыл немецкие ав-
томатчики.

Стяснув зубы, стойко обороняли совет-
скую землю пятеро храбрых  гвафдейцезв,
верных завету своего’ отца- героя-генерала:

— Бей немца, пока бьётся в тебе бла-
городное сердце!

Панфиловские слова помнили и Абиль
Нусупбаев — казах ‘из Каракунуза, и. Ту-
леугалий Абдыбеков — бригадир хлопко-
вого совхоза «Пахта Арал», и киргиз Ток-
тогул  Шабеков-—© берегов сказочного
Иссык-Куля, и узбек-кузнец Мамадали
Мадаминов, и молодой снайпер — весёлый
русский парень Валентин Худяков. В огне
непрерывных боёв пущесвсего хранили они
священную сталинскую дружбу народов,
дружбу, скреплённую кровью.

Бой достиг   высшего напряжения. На
рубеже отважной пятёрки уже дрались с
немцами  стрелки-гвардейцы. Тулеугалий
Абдыбеков видел, как скошенный очере-
дью автомата упал командир Догадаев.
Рядом < ним лежал опрокинутый пуле-
мёт. Немецкие охотники пытались подо-
браться и захватить нолевую сумку со-
ветского офицера. 3

— Не выйдет! — зло бросил снайпер, и
за ели его ровные выстрелы.

чевять немцев уничтожил Тулеугалий
в ЭТОЙ схватке и, извиваясь, как лисица,
пополз за сумкой командира,

— Если смерть смотрит в глаза другу,
возьми её взор на себя! — таков закон мер-
генов.

Четверо друзей огнём своих винтовок
прикрывали вылазку Абдыбекова. Поле-
вую сумку с документами, семь винтовок
и.два пулемёта уже вынес с поля боя Ту-
леугалий. Теперь он полз за телом коман-
дира. ;

— Джигит, оставляющий останки баты-
pa шакалам, ‚оскверняет его память!

Но на полпути пуля (врага  обожгла
грудь снайпера. Сочилась кровь, учашён-
но билось горячее сердце охотника. Туле-
угалий нашупал в кармане ‘самое доро-
гое-— книжку жизни, партийный билет, по-
лученный на фронте. ИМ голубой конверт;
в конзерте — письмо от родной Нусупкуль
из солнечного Казахстана.

Раненого„Тулеугалия вынесли с поля. Ис-
кусно сделанная операщия спасла жизнь
прославленному снайперу, а через несколь-
ко часов в полевом госпитале командир
вручил ему высокую правительственную на-
граду—орден Красной Звезды.

Отлично рты боевую ee
на короткий отдых и четверо друзей снай-

Абиль Нусупбаев, пере-

Победы советских лётчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 28. апреля.
(Спец: ‘корр. ТАСС). Было около трёх ча-
сов дня, когда на аэродроме‘ приняли со-
общение: «Большая группа немецких бом-
бардировщиков держит курс на восток».
С разных направлений к важному об’екту
летели «Юнкерсы», «Хейнкели» и «Дор-
Hbe>; их прикрывали большие группы
<Мессершмиттов».

Подступы к об’екту защищали лётчи-
ки-гвардейцы. После сигнала тревоги в
воздух поднялось несколько дежурных
групи истребителей. Г

Первой в бой с врагом вступила четвёр-
ка под командованием капитана Амет-Хан.
На высоте 5.000 метров шли 30 <«Юнкер-
cos-87> и 4 «Хейнкеля-111». Их прикры-
вали «Мессершмитты». На’ стороне против-
ника было подавляющее численное  пре-
восходство, но советские лётчики, не за-
думываясь, пошли на врага. Лобовая ата-
ка не дала результата. Тогда четверка
предприняла атаку с тыла и сверху. Ка-
питан Амет-Хан обрушился на ведущий

ey Le ee ee es ee

самолёт вражеской группы. С дистанции
в 100 метров пули советского асса проби-
ли немецкую машину, и’ головной «Юн-
керс» взорвался в воздухе. В это ‘время
лётчик Коровин таранил другой «Юнкерс».

Прикрывая действия своих товарищей,
остальные лва лётчика вели бой с «Мес-
сершмиттами». Немецкие истребители пы-
тались атаковать машину командира чет-
вёрки, но, потеряв один самолёт, начали
отступать. Разрозненно уходили от ударов
четвёрки и немецкие бомбардировщики.
Они повернули обратно на запад, сбросив
бомбы в поле. .

Упорно о дрались и ‘другие советские
лётчики. Старший лейтенант Алелюхин со
своей мчетвёркой истребителей преградил
путь 18 «Юнкерсам» и 4 «Мессершмит-
там». Советские лётчики нарушили строй
бомбардировщиков и прогнали их.

Напряжённое воздупиюе сражение 3a-
кончилось полной победой советских

истребителей. .
Б. АФАНАСЬЕВ. .

Сделано в Москве

т. У стэнда московского завода «Динамо»
Пихенер Майоров дал команиу, и пе- Вмеи Битова тооувки паз OT0u
большюй зал осветрлея огнями люстр. Мы  Р0В0зов. Их В ee wie совсем
оказались на выставке горного оборудо- ee ee re ee
Teka e timmadionaa Соки. УОЗВЛОВНОМ a возобновили Sate :
исит сумка электрослесаря,
разнообразными экспонатами шахтной тех- Se ean He nae
ники. Ha столе посредине зала лежал но- окруженная набором инстру A uae
венький отбойный молоток © маркой Mmoc-  TAX а ое, ef ht для вручения
ковокого Тормозного завода. На полу 1а3- Олич лектросл в ю набора < Tepco-
местился покрытый краской скребковый   Каждому э и.
Tancioprep произволства «Сота и зонд
низация». В углу стояли черные хлинечн- А а рен ae же HORE и вил-
ные рештаки качающего конвейера, изго- телогрейки, пал тарелк и мос-
тозленные заводами «Брасный металлист»,   БИ, a ae at ленности и про-
«Тазозлтарат», «Отальмост» и мастероки-  Ковокой М мы. их не лобы-
ии reno Лаержинской железной хороти. Ин. ek eee но столовая — тоже важный
i пояснения. повер- ,
женер Майоров, давая пех шахты,

нул выключатель, и в другом конце зала , 3 ;

застучала модель шахтного конвейера, на- Инженер Майоров, и. oe

поминая своим ритмическим звуком OT- ше, с унии ; po

й ii оборуховании, чении, ©.

заленный шум угольной лавы. Здесь все 000ру

mano yraew. Ha СТОЛА И ВАО ОТО а, лето каталоги

стэнлах были расположены детали ©сре0- Ch.

ковых пеней, запасные части к врубовым Вх О мы we

мантинам, секции ленточных транепюртеров, ‘sk от MORHC назвать

пахтерские лампочки «Вольфа», детали te ot 2 >i es)

компрессоров, большие и малые шестер- wee ay   B lowe ee et еском

ни, пики для отбойных молотков. телефоп- угле: hi

ные аппалаты, часы, цепи, нишущие ма- Выставка эта в Московоком комитете

ШИНКИ, ДИСКИ : 1 ie ВКП(б). Все. что на a показано, сделано
: i . нер Майоров — не профес-

А вот транспортерная резиновая xeH- * Москве. Инженер ров
тз. Вспомнилась прошлоголняя осень В

сиональный THI, а заместитель заведую-
изащионно-инструктороким отде-

Похмосковном бассейне. Восстановленные его орган р

На старом оборудовании шахты часами -

лом горкома партии.
стаивали: рвались ленты. Прекращался по- Il.
ток угля. На ралюртичках сменной добычи

` Сразу же после того, как Красная Ар-

` шахт стояли бесконечными столбиками, мия вышибла немцев из Подмосковного

ставитие стандартными, сноски: порыв лен-  угольного бассейна, горняки © помощью
ты, порыв ленты. порыв ленты. Управ-  московских и тульских предприятий взя-
ляющие трестами говорили © ленте на всех  лись за восстановление шахт. Эта грожад-
пленумах. На одной шахте начальник ная работа была проделана в сроки исклю-
участка вместо ответа на ваш вопрос 0  чительно короткие. Примерно 33 семь меся-
причинах невыполнения плана вынул из  пев все шахты были восстановлены, &
бокового кармана кусок дряхлой ленты.   угледобыча достигла, довоенного уровня.

Люковая на двадцать четвертой шахте рас-  Но вскбре и этого оказалось мало. Нало
сказывала нам о своем житье-бытье, а к0-  не только удержаться на достигнутом
ла /речь запла © нерсцективах болыного  уровне, з обязательно перешагнуть его,
заработка, она сказала с надеждой: «Вот, чтобы обеспечить промышленность цевт-
прилет лента». Ее жлати с Урала. Теперь.   ральных районов страны, и.в первую оче-
на выставке, желанная лента стояла у ель Москвы. топливом. Государственный
стэнла московекого завода «Каучук». Ма-  Комитет Обороны предложил / московским
ленькая спразочка гласила: «70.000 мет-  организациям оказать серьезную помощь
ров». Подмосковному бассейну, а ответственность

, \

Для него служат
подушкой, полы шинели — постелью, он
вступает в смертный бой-с врагом, шагает
по колено в поганой немецкой крови. Я, ко-

гда подумаю об этом, вспоминаю вас, слав- .

ные моя.

_ Родной! Ты цишеять © свонх йрузьях. Ко-  .

нечно, не всех я знаю, возможно, многих и

не видал, но они близки мне так же, как!

и ты. Я пристально слежу за их подвяга-
ми. Пусть слава сопутствует ам. Гоозные
времена переживали наши предки. Батыры
в доспехах проводиля месяцы и годы в
трудных походах. Джигит с непреклонным
духом и здоровьем легко переносит все
тяжести ой жизни. ;

Передай славным нашим батырам-джиги-
там привет от седовласого Джамбула. Сла-
ва вам, ‚дети MOH, BH верно служите Ро-
дине, Сталину, я доволен вами. Настоя-
щий герой покажет себя в эти дни. Душа
рвётся к вам, но улерживает старость. Эх,
годы, годы! А то мне ли сидеть дома? По-
добно батырам, с пикой наперевес, со’ щи-
том и кольчугой и я совершал бы фатные
подвиги. Вот о чём я хотел сказать. Я с
вами. Желаю от души скорой победы и
счастливой встречи в фодном ауле.

Твой отец Джамбул».
; + * =

Мягкое апрельское утро. Tlo-secesnemy
светит солнце над бескрайними русскими
лесами, над опалёнными полями, изрытыми
снарядами; над обугленными развалинами
деревень и тихими озёрами. По-весеннему
шумят израненные сосны.

На зелёной опушке могучий дуб разме-
тал свои вековые крылья. Под лубом—
заботливо убранный холмик с пятиконечной
звездой на древке.

В это утро на могилу своего любимого
командира Солдатова пришли после боя
Абиль Нусупбаев и его друзья. Могила ге-
фоя стала традиционным местом сбора пан-
филовцев. Здесь сегодня с новой силой
звучали слова мадаминовской клятвы:

— Дорогой мой командир, мой родной
русский товарищ, — торжественно произно-
сил гвардеец-снайпер, подняв над головой
боевую винтовку. — Мы поклялись до
последнего дыхания, до последнего патро-
на биться за великую советскую нашу Ро-
дину, за святую дружбу и братство рус-
ских и узбеков, грузин и украинцев, каза-
хов и киргизов. Мы пришла сказать тебе:
за месяцы кровавых боёв казах Тулеугалий
Абдыбеков убил 259 неменжих собак, узбек
Мамадали Мадаминов уничтожил их 150,
киргиз Токтогул Шабеков—65, наш моло-
дой охотник Валентин Хуляков—19 и мер-
ген Абиль Нусупбаев--105. Пока бьются
наши сердца, мы будем истреблять немец-

кую погань.
Павел КУЗНЕЦОВ.
Действующая армия. =~

Доблесть лётчика

‚ Стрельникова ия

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 28 апреля.
(По телеграфу). Группа `гвардейцев-истреби:
телей, ведомая старшим лейтенантом . Кар-
пуниным, барражировала над одним из на-
ших об’ектов. Лейтенант Стрельников   за-
метил летевшие между облаками враже-
ские истребатели. Он ринулся в бой и ата-
ковал в лоб двух «Фокке-Вульфов».

Губительным огнём встретили фашисты
наших гвардейцев. Стрельников был ранен
в толову, но не вышел ‘из боя и вскоре
с короткой дистанции сбил ведущий само-
лёт врага.

Теряя силы, гвардеец вёл повреждённую
машину на посадку. Вот и родной аэродром.
Стрельников выпустил шасси и мастерски
совершил посадку. Он подошёл к команди-
ру и доложил:

— Фашистский лётчик меня ранил, но я
его уничтожил. :

Сказав это, Стрельников потерял co3Ha-
ние. Через десять часов он скончался от
полученных в бою ранений.

Старший лейтенант В. КУЛИКОВ.

Bx
#

за это дело возложил на секретарей Москов-
ского комитета партии.

Началась в больших масштабах помошь
люльми, помощь опытом, помощь матери-
альная. Последнее легче всего ‘поддается
статистическому учету, и тут можно ска-
зать, что за несколько месяцев на москов-
ских заводах было изготовлено 1.300 or
бойных молотков, 15 тысяч пик для 0т-
бойных молотков, 40 электровозов, 43 ком-
прессора, 125 скребковых транспортеров,
16 километров цепей для них, около 1.800
рештаков, 700 шахтных вагонеток, более
130.000 метров различного рода кабеля,
несколько десятков тысяч электроламп.
более 100 тонн провода, около 30.000
шахтерских ламп «Вольфа», 80.000 пар
чуней, сотни тысяч запасных частей.

Когда работники Московского комитета
собрали экспонаты терного оборудования,
в короткий срок изготовленного в Москве,
их. оказаююь достаточно, чтобы организо-
вать настоящую выставку горной техники.

‚На выставке показаяю и другое еще:
помощь, оказанная москвичами шахтерам в
порядке шефства.

Вот идут стэнды районов: Сталинский,
Ленинский. Калининский, Киевский, Фрун-
зенский, Молотовский, Ерасногварлейский,
Сокольнический, Железнодорожный... Ле-
нинский район в порядке шефства напра-
вил в Подмосковный бассейн 14 вагонов
оборудования, Киевский — 12
Телезнодорожный — 12 валонов, Фрунзен-
ский — десять,  Сталинокий — восемь...
Шефы послали на шахты более 420 стан-
ков. Это — оборудование, достаточное для
организащии нового среднего завода.

Шахтам нужен был лес. Куйбышевский
район Москвы послал в бассейн 11 валонов,
хотя, как известно, в сем районе леса не
произрастают. Поискали на предприятиях,
на складах, проверили излишки, cama cele
кое в чем отказали, а шахтам помогли.

Секретари московских райкомов партии
сами неделями силели на шахтах бассейна,
знакомились © делом,’ узнавали нужды
шахт и направляли им помошь. Каждый
район города имеет свои подшефные шахты,
для них он своими силами создавал ремонт-
ные мастерские, налаживал производство
запасных частей. „

Сейчас можно сказать, что Подмосков-
ный бассейн в основном ‘обеспечен обору-
юванием,/а в Москве созлана база гор-
ного машиностроения, вполне способная

=

ПЕ ЕЕ ee ee re

Западный фронт. Артиллеристы-разведчики энской гвардейской части на наблюдательном пункте.

Расчет имени

отважного артиллериста

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 28 апреля.
(По телеграфу). «Имени зам. политрука
Левина»... Эта надпись недавно сделана на
стволе одной пушки энского зенитного ар-
тиллерийского полка.

...Это было в напряжённые дни, когда
зенитчики дрались и с воздушным, и © на-
земным противником. Выполняя приказ
командования, два орудийных расчёта вы-
пвинулись на переднай край, чтобы в упор,
с открытых позиций расстреливать врага.
Под сильным миномётным обстрелом зенит-
чики отразили чисихическую атаку» немец-
ких автоматчиков, нанеся им большой урон.
Перегруппировав свои салы и введя в бой
новые резервы, немцы по трупам своих
солдат вновь пошли в наступление.

В самый разгар’ боя второе орудие
неожидайно прекратило огонь. К замолчав-
шей пушке пытался пробраться командир
огневого взвода лейтенант Тарабан. Над
полем буневал свинцовый ливень, и лейте-
нант не добрался до цели. Тогда к орудию
помюлз зам. политрука Левин. Добравшись
туда, он увидел, что наводчик убат, а
остальные бойцы ранены.

oa
Севин

Быстро распрелелив обязанности
тех, кто мог держаться на ногах,
открыл огонь из оумолкнувшей пушки.
Атака противника ‘захлебнулась. Но в pa3-
rape Goa мужественный артиллерист был
насмерть’ сражен ‘осколками мины.

Два зенитных расчёта истребили в этой
схватке до двух батальонов немецкой пе-
XOTEI. *

Тов. Левин -посмертно удостоен правя-
те ^ награды. Командование навеч-
но зачислило его в список. личного состава
полка. Каждый день, ‘усльннав ‘на поверке
имя Левина, правофланговый в строю будет
отвечать:

— Погиб смертью ‘храбрых в боях за
отчизну! -

Гвардии сержант В. ДАВИДОВИЧ.

Атака немецких
автоматчиков отбита

ЛЕНИНГРАДСКИЙ -ФРОНТ, 28 апреля.
(Воен. корр. «Правды»). На участок, заня-
тый бойцами лейтенанта Василькова, немец-
кие автоматчики предприняли атаку. Гитле-
ровцы шли во весь рост. Бойцы подпустили
врага на’ близкое расстояние‘ и открыли
прицельный огонь.

Дружно и метко били по атакующим
пулемётчик ° старший сержант Пкозин,
красноармейцы Чигирев и  Русин. Они
уничтожили до 25 гитлеровцев.

Н. ВОРОНОВ.

Е ЕЕ ТЛИ ПИ ee

Украинцы никому не отдадут
своей свободы

Свободолюбивый: украинский народ. всег- вези ложь на то правительство, под рукд=
да стремился в воссоединению, к созданию  водством которого идут в борьбе и труде в
овоей мощной державы на берегах Дне- разтрому фапистеких полчищ, к освобож-
стра и Днепра, без холопа и без пана. иению мира от кровавых лап титлеризма

етда стремился он к мирной, созилатель- дети вдиной советской семьи.

Ной жизни среди братских народов. Не раз  Нынешнее польекое правительство на
лучшие ето представители, как Тарас является и но может являться представите-
Шевченко и Иван Франко, простирали руку   лем своего народа. Честным полякам, де-
дружбы к трудовому польскому народу. TAM кевича, Словацкого, Коперника,

В течение веков ясновельможные поль-  Шопена, Домбровского, Костюшко, не дано
ские паны делали вс, чтобы помешаль права голоса там, где царствует ложь. гле
воссоединению украинского народа. Они 32-  трабёж и угнетение являются главной
прягали его, по выражению Шевченко, В целью, а низкопрюбные фальшивки. —
тяжкие ярма, они сеяли рознь и ВРажду средетвом её достижения. Не к расцвету,
УЕДУ ONSEN. YR PSRHIANE. } [а к гибели ведёт свой народ это веролом:

Ещё Мицкевич говорил, что одной ИЗ ное, лживое и коварное правительство.
причин тадения польского Государства  Жоланиям польских империалистических
т стремление его руководителей строить хищников не сбыться. Львов и Киев,

атство его и славу на утнетений дру- Днестр ae
тих национальностей. Эти слова ничему не о = meek ae oe
научили тех, кто теперь стоит во главе   , АИ аа она

польского правител В огне и визре
Об в войны возникает снова единая, вольная
мировой войны но 06 И ОВО Украина, и всегда. будет рада ина содру-

народа рядом с друпими народами мечтают
они, & 06 угнетении украинокото, белорус- ЖеСтву © честными соседями. Ho воегдь
свого, литовского народов, о территориаль- — она готова КР отпор а ИА я
ных захвалах. о том, чтобы снова рассечь SOREN TTS =r » Hes
живое тело Украины, восбоединённой пох  Зависимость и целоствость. Нод священч
мудрым водительством друта её и отпа —
великого Сталина, о том, чтобы растоптать
национальные наши святыни, убить наше,
завобванное честной борьбой, счастье.
Елевету, низость, прязь избрали они
своими орудиями. Они не погнушались cro-
вор& © -мерэюим злодеем Гитлером. Они в03-

русские, украинцы, белоруссы и все на-
роды Советского Союза к победе над фз-
INBCTCKEM зверьбм, и не отдадут они нико-
му и никотда свободы, добытой кровью
лучших их сыновей. и дочерей. .

М. РЫЛЬСКИЙ. .

Сквозь вражеское кольцо’

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 28 апреля. на нём огонь. Осколок мины. ранил тан-
(Спец. корр. ТАСС). Младший сержант киста в лицо, пуля пробила щёку, но оз
комсомолец Николай Груценко вёл свой  продолжал двигаться вперёд и, наконец,
танк по самым опасным местам, громя  добрался до. своих.
врага. После нескольких часов танк  ’ Товарищи едва ‘узнали Груценко. Его
вышел на болото. В это время мотор остз- лицо было залито кровью. Танкист пытал-
новился. ся что-то сказать и не смог: язык был

Немцы открыли огонь по остановившейся   разорван пулями, ‘и только хрип вырывался
машине. Танк отвечал из пулемёта и пушки.  из горла. a ae бумагу я карандаш.
Проходили минуты, часы. Боеприпасы кон- Ослабевшей рукой написал он несколько
чались. .. } слов: «Машина на болоте. Кругом немцы.

Тогда Николай Груценко откинул крыш-  Нужно горючее, патроны. Спешите к 3a-
ку люка, выпрыгнул на землю и пополз стрявшему танку».

в сторону, где. находились наши части.  Бойцы вышли на помошь попавшему
Немцы заметили Груценко и сосредоточили!в беду танку и выручили машину.

Se ee ee ee ee ee

ным алым знаменем идут рука 0б руку.

удовлетворять не только текущие нужды  2 завода, пластины-б заводов и так да-

ватонов,

шахт в оборудовании, но и обеспечить их,
техникой для значительного увеличения
добычи угля.

Москва в мирное время не производила
торного оборудования, если не считать
электровозов. Теперь Москва
почти всё. Она не выпускает врубовых
мапгин, во основные летали машины уже
изготовляются (как запасные части), ив
зучав нужды она может выпускать и
новые врубовки.

Но самое поучительное на выставке
не в том, что освоила Москва с ее пере-
ховой  машиностроительной индустрией,
с её великолепными, квалифицированными
кадрами. Глазное и не в том, сколько
Москва сделала, хотя ‘это самою по себе
требовало значительного напряжения, если
иметь в виду, что в Москве нет «свобод-
ных» заводов, ищущих заказы. Самое
‘поучительное в том, нак Москва органи-
зовала помощь Подмосковному бассейну,
как создавала она в кратчайший срок
базу горного машиностроения.

Ш.

На первый взгляд казалось бы, чего
проше —— зыделить десяток московских
заводов, специализировать их на выпуск
горного оборудования, -—— и вся проблема
решена.

Между том в жизни это оказалось го-
разло сложнее,

Нельзя было сейчас специализировать
десяток заводов, ибо для этого пришлось бы
освободить их от выполнения чисто воен-
ных заказов.

Нельзя было быстро получить на хе-
сятке заводов многообразную  номенкла-
туру ‘изделий, требовалось бы много вре-
мени на  соответственную перестройку
заволов и на освоение изделий.

Московский комитет партий пошёл по
другому пути— п пути массового коопе-
рирования заводов < таким расчётом,
чтобы выполнение угольного заказа не
затрагивало или почти не затрагивало
выполнения основных заказов предприя-
тий.

В настоящее время изготовлением
горного оборудования занято более ста
заводов. :

Вот цепь для скребкового транспортёра.
В ней 9 деталей. Шпильку делает 1 за-
вод; ‘излец. делают 4 завода, втулку—

делает

лее. В конце концов все детали сходятся

на конечном заводе, произволящем сборку.

_ Веего в производстве цепей участвует
предприятий.

В производстве электровоза—13 пред-
приятий

В производстве лампы «Вольфа» — 8
предприятий.

В производстве отбойного молотка —
10 предприятий.

Подмосковному бассейну ‘нужны, ска-
ем, отбойные молотки. В Московском
комитете партии подбирают предприятие;
которое по своему хараклеру ближе всего
подходит к производству молотков. Моло-
ток — пневматический. По пневматике
специалист Тормозной завод. Вызывается
хиректор. С ним советуются, как можно
быстро сделать молоток, какие прейприя-
тия можно было бы привлечь в порядке
кооперирования. Приглашаются руковоли-
тели соответствующих предприятий. Раз-
рабатываются план производства и план
кооперирования. Производится необходи-
мое согласование с наркоматами.  Coor-
ветствующий отраслевой отдел теркома
партии и отраслевой секретарь «садятся»

сообщают горкому 0 ходе изготовления
деталей. В горкоме следят 3a графиком
ежедневно. При возникновении малейших
заминок — либо звонок из торкома, либо
чаще всего работники горкома прибыва-
ют на завод: --
` Каждый раз, когда возникала задача
освоения того или иного вида оборудова-
ния, горком становилея не только пгтабом
нартийным, & и штабом техническим.
Такие отделы горкома, как малтиностро-
ительный, химии и металлургии, электро-
промышленности, местной промышленно-
сти, буквально жили угольными делами,
не упуская своих текущих дел.
Московокий городской ‘комитет партии
принял целый ряд репений 0б организа-
ции горного мапгиностроения, устанавли-
вал конкретные сроки исполнения, ответ-
ственных за это“лии и затем обеспечивал
систематический  неослабный  кочтроль.
Только благодаря этому удалось удачно
кооперировать более ста предприятий.

промытитевному наркомату, не загружая

ными заботами?

на новый заказ. Предприятия ежедневно:

Может возникнуть вопрос: не’ следовало   06
ли эту работу проделать какому-нибудь [б9оРУдОВанием.

Можно < уверенностью сказать, что ни
один наркомат не смог бы в столь корот-
кий ерок сделать то, что в данном случае
сделала территориальная партийная opra-
низация. Дело в том, что Мооковокий гор-
ком партии организовал  межнарноматснкое
кооперирование предприятий. Партийная
организация сумела без особых затрудне-
ний преодолеть ведомственные перегородки.
Для угольной промышлелности работают
теперь московские предптриятия наркоматов
станкостроения. среднего машиностроения,
чёрной металлургии, миномётеюго вооруже-
ния, электропромышленноети, местной про-
мышленности, ^ промысловой кооперации.
`Кооперирование этих предприятий по тер-

ритсриальному, а не внутринаткоматскому .

принципу обеспечило успех тела, а оно по
силам партийной организации.

IV. Е

Начальник ‘Главутлеснаба  Наокомата
угольной промытленности тов’ Валенти-
нов рассказал нам, что в то время как
Подмосковный бассейн живёт по части обо-
рухования вольготно, другие угольные бас-
сейны забрасывают наркомат телеграммах
0 присылее оборудования.

В настоящее время в Кузбасс и на
Урал мы посылаем из Москвы инструмент.
Посылаем изоляторы й ролики, хоть их
может в любой области изготовлять
местная промышленность. Близ Горького
есть артель. изготовляющая цепи, и эти
пети путешествуют по всей стране — в
Кемеровскхю, Сверлловокую. Челябинскую,
Караганлинскую,  Иркутекую  . области...
Чуни в Кузбасс гонят из Москвы! Уральцы
просят у^ Главснаба... болты, тайки, ко-
стыли. :

Выставка 3 Mockoscxom Kommrere nap-
тии крепко бъёт по иждивенческим за-
машкам. Неужели в Сзердловской обла-
сти нё могут наладить производство чу-
ней? Или в Челябинской области нельзя
хелать болты?

Конечно, можно! И Свердловская 0б-
ласть, и Челябинская, и Кемеровская с Но-
восибирской, и Тульская вполне способны,
используя московский опыт, собственными
силами насытить свой угольные. бассейны

То, что сделано в Москве, может быть

партийную организацию чисто-хозяйствен-.  сделано-и в других местах.

Г. СЕНИН.

«