Ц
ВН,
iN
tits
МО,
aye
YX

Tk
atts,
abet,
Oh.
pe
KO,
Hid,

an,
um

ht
pe:

Aa,
i

1a
ae

pe  :
ЭВ

ik

у

Sah
Вы s
вх
aid
eile

030%

a

yn
i
ot
iF

4%)
и

И

в
Е
ih
i

FE

7 МАЯ 1543 г... №-117. (9253)

oe

,   Народного Комиссара
Иностранных Дел тов. А. Я. Вышинского представителям

_англо-американской печати в Москве 6 мая с. 2.

Взиду юступивьитих запросов со стороны
некоторых представителей англо-американ-
‚ бой прессы по поводу советскочпольских
отнопюний, я, по ‘поручению Наротного Ko-
хоосариата Иностранных Дел, считаю ве0б-
ходимым ознакомить Вас © некоторыми фак-
тажи и моментами, относящимися & этому
вопросу.

Это в данное время тем более необходи-
мо, что нынешнее Польское Правительство,
пох влиянием прогитлеровских элементов в
нём и в польской почати. вызвало’ изрест-
oe решение Советского Правительства пре-
рвать отношелия с Польскам Правительст-
вом, & польские официальные лица, поль-
слая печать и польское ратио прохолжают
распространять многочисленные лживые за-
явления 10 вопросу 0 советеко-польских от-
полепиях. При этом они силошь и рядбм
пользуются  Неосведомлённоствю  нгироких
общественных кругов о действительных
факлах из области этих отношений.

димости сократить

воюющих
вомандование не проявило никакого
зания иаправить хоть какие-нибудь поль-
ские воинские части на совётеко-герман-
ский фропт и продолжало держать их в

ветсво-германсвий Фронт we  проявало,
Больше того, Польское Правительство и
формально отказалось от направления ‹в0-
HX частей на советско-германский pour,
с мотивировкой, что «использование от-
дельных дивизий ничего пе даст» и что
«возможная боевая подготовка одной ди-
визам не оправдает наших. ожиданий».
(Телеграмма генерала. Сикорокого oT 7 фз
враля 1942 т.).

Между тем, недопоставка в СССР mpo-
довольствия ° вследствие возникновения
войны па Тихом океане привела к необхо-
количество  пайков,
отиускавшихея невоюющим войсковых ча-
стям в интересах обеспечения снабженая
войск. ° Поскольку о польеков
me-

формирования на территория СССР польской

В связи с вопросом о формировании на
территории СССР польской армии, необхо-
димо остановиться также на следующем:

После воссовдинения волею украинского
и белорусское народов Западных областей
Украйны и Белоруссия © Украинской Co-
ветокой Республикой и Белорусской Совет-
ской Республикой был издан 29 ноября
1939 г. Указ Президиума Верховного Сове-
т&, в силу которого, в соответетвии с 0об-
щесоюзным законодательством о граждан-

стве. жители этих областей приобрели.

советское гражданство. Как я уже указал,
после восстановления отношений между
Советским Правительством и Польским
Правительством и заключения ‹оветско-
польского военного соглашения от 14 ав-
густё 1941 г., Советское Правительство
провело ряд мероприятий по облегчению

=

помощью, по устройству их Ha таботу и
т. IL, что представляло немалые трудности
ввиду исключительных условий военного
времени. В этих условиях польским прел-
ставителям предоставлялись широкие воз-
можности плодотворной работы по оказа-
пию Материальной помоши нуждающимся
польеким гражданам. На делю, однако, ока-
залось, что польские представительства на
местах и ряд их сотрудников и доверенных
лиц вместо честного выполнения своего
долга и своих обязанностей в сотрудниче-
стве с местными советскими оттанами ста-
‘ли на путь враждебной СССР раввелыва-
тельной деятельности.

Виновные в этом лица были плеланы су-
ду, который установил, что свою разведыва-
тельную работу местные представители п)-
сольства проводили под прикрытием якобы
«благотворительной» леятельноети и ивиро-
ко используя нуждающихся в матерналь-

армии. Чтобы содействовать формированию

глубоком тылу, Советское Правательство,
естественно, вынуждено было  рассматри-

1.0 польских воинских частях, формиро-

этой ариии и обеспечить её кадрами, Со-
ветское Правительство выразило готовность,

‘нюй помощи польских гразслан и что глазитые
ми оррашизаторалми этой враждебной Созет-

‚ соглашения было приступлено к формирова-

_ а совотско-германекий фронт.

j решения польская армия развёртывалась в

вавшихся в СССР, — Вслед за заключени-
вы 30 нюля 1941 г. польско-советского

нию ид территории  Союза поль:
«кой армии в соответотвия 6 заключенным
между советеким и польским комапдовани-
вм военным соглалпением от 14 авгуета т9-
№ 50 ща. Тода же по договорённости
между советским и польским командовалии-
вх общая численность польской армии бы-
1a определена в 30 тыс. человек, причём
в соответетвии с предложением тенерала
Андерса было признаню тахже целесообраз-
ным, 10 мере того каз та или иная ливи-
эия будет готова, немедленно направлять её

(юветские военные власти, по указанию
(уветского Правительства, всемерно содей-
отвуя польскому командованию в наиболев
быютром разрешении всех вопросов. связан-
ных с ускоренным фермированиеём польских
частей, полностью‘ приравняли снабжение
польекой армии к снабжению частей Краз-
ной Армии, находящихся по формировании.
Для финаноирования мероприятий, связан-
ных с формированием и содержанием поль-
ской армии, Советским Правительством был
предоставлен Польскому Правительству бес.
процентный заём /в сумме 65 миллионов
рублей, который впоследствии, после 1 ян-
варя 1942 г., был увеличен до 300 мил-
qmouos рублей. Помимо этих сумм, выде-
ленных Советским Правительством, было
выдано больше чем 15 миллионов рублей
бвозвратных пособий офицерекому cocTa-
By формировавшихся польских воинских
частей, ы

Нужно отметить, что ‘несмотря на пер-
`ачально установленную численность
льской армии в 30 тые. человек, на
Э октября 1941 г. польекая армия уже
4ечитывала 41.561 человек, из них 2.630
Зицеров. Советское Правительетво благо-
челательно отнеслось к предложению Поль-
кого Правительства, сделанному в декабре
194 г; тенералом Сикорским. 0’ дальней-
шем расширении ионтинтента польской ар-
иг до 96 тыс. человек. Веледствие этого

составе 6 дивизий и, кроме того, перво-
пачально определённый состав. офицерской
школы, запасных частей и чаетей усиле-
вия армия в 3 тыс. человек было решено
увеличить до 30 тыс. человек. Вея армия,
В соответствии с пожеланием Польского
Правительства, была переведена в южные
рюны СССР,—чЧто диктовалось, главным
разом, климатическими ‘условиями, —тде
было развёрнуто строительство лагерей и
размещены штабы, военные школы, сани-
тарные учреждения и т. п.

Несмотря на трудные условия военного
времени, в феврале 1942 года польская
армия развернулась уже в составе наме-
ченных дивизий и насчитывала 73.415
чел. Однако, вопреки неоднократным за-
верениям польского командования о ре-
ШИМОСТи ВОЗМОЖНО скорее ввести в дейст-
вив свой части, фактический срок выстуи-
ления этих частей на фронт неизменно от-
камывалея. В начале формирования поль-
ской армии срок 6ё готовности был опре-
цеябн 1 октября 1941 г., причём польское
вомзндование заявляло, что оно’ считает
целесообразным направлять на фронт от-
дельные свои дивизии по мере того, как бу-
дет заканчиваться их формирование. Хотя
подготовка отдельных частей и запаздыва-
14, тем не менее, если не 1 октября, то

. Несколько позже, имелась полная возмож-

ность выполнить это намерение. Между
тем, оно не было выполнено и польское
командование даже не поставило ни разу
вопроса о направлении сформированных
Польских дивизий на советеко-германский
фройт. Советское Правительство не считало
возможным торопить польское командова-
не с этим делом, но всё же спустя 5 ме-
сящев после” начала формирования поль-
свих частей, а именно в феврале. 1942 г.,
Советское Правительство поинтересовалось,
когда польекие чаети начнут воевать про-
тив гитлеровцев, При этом была названа
5-я дивизия, как уже закончившая свою
подготовку. Ставя этот вопрос, Советское
Правительство исходило, раныше всего, из
прямых и ясных положений” советско-поль-
кого военного соглашения 14 августа
1941 г., в пункте 7`которого говорилось:
«Польские армейские части будут двинуты
Ha фронт по достижении полной боввой
готовности, Они будут выступать, как пра-
видо, соединениями ‘ке меньше дивизии и
будут использованы в соответствии с опе-
ративными планами Верховного командова-
ния СССР».

Несмотря на столь категорическое ука-
пи военного соглашения, генерал Ан-
4606 от имени Польского Правительства,
виоследстеаи заявил. что он считает  wWe-
жлательным вводить в бой отдельные
дивизии. хотя на других фронтах поляки
дрались даже бригадами. Генерал Андерс
дал обешанае, Что. вся польская армия
будет готова принять участие в боевых
действиях с немцами к 1 июня 1942 г.

вать эти части как невоюющие войска,
вследствие чето. на них и было рабпро-
странено решение о сокращении  продо-

ством было принято решение с 1 апреля

ственных пайков до 44 тыс.
шить, в соответствии < желанием Польско-
го Правительства, эвакуацию в Иран поль-
ских частей сверх 44 тысяч, оставшихся
в Советеком Союзе. Эта эвакуация была
проведена в марте 1942 г., когда из СССР
выехало 31.488 человек военнослужащих.
Вместе с пими было разрешено, выехать и

нослужащих.

советско-германский фронт, Польское Пря-

проведение на территории СССР дхополни-
тельного

тельном наборе,

польоких войск в общей с советскими
войсками
Германии Польским Правительством был
снят с порядка дня. Польское Правительет-
во решило этот вопрос отрицательно, вопре-

Больственных пайков для невоюющих вой-
сковых частей.

В силу этого, Советским  Правитель-
1942 г. сократить количество продоволь-

и разре-

12.455 чел. членов семей польских воеН-

Отказываясь вывести свою армию на

вительство в то же время добивалось
согласня Советского Правительства на

набора

в польскую армию.
Олновременио ©

дложением 0 дополни-
ольекое Правительство
обралилось к Советскому Правительству
C HOTOH, B Которой говорило © таком ис-
пехьзовании польских воинових частей,
которое означало не что иное, как отказ
OT их использования на советеко-герман-
ском фронте. В ответ на эту ноту (от
10 июня 1942 г.) Советеков Правитель-
ство уведомило Польское Правительство,
что, так как, вопреки договору между
СССР и Польшей, Польское Правительство
не считает возможным сформированные в
CCCP польские части использовать Ha
советско-германском фронте, о Советокое
Правительство неё может разрешить даль-
нейшее формирование польских частей
в СССР.

Тогл» был поставлен вопросе о полной

эвакуации польской ‚армии us CCCP на

й . Восток. и в августе 1942 г.

были эвакуированы дополнительно 44.000
человек польских возннослужалщих,

Таким  0бразом, вопрос 0б участии

борьбе против  гитлеровекой

ки первоначальным своим заверениям,
вопреки блеланному в Декларации 4 де-
кабря 1941 г. торжественнему заявлению
© том, 970 «войска Польской республики,
расположенные на территории Советского
Союза, будут вести войну с немецкими
разбойниками рука 00 руку с советскими
зойсками».

Перед второй эвакуацией командование
польской армии просило, о выезде вместе
$ частями польской армии 20-=25. тыс.
человек членов семей польских  военно-
служащих.  Советскоз Правительство
уловлетворило ‘эту просьбу. Фактически же
к 1 сентября 1942 г. уже было эвакуиро-
вано 25.301 чел. членов семей польских
военнослужащих. Beero, таким образом.
выехало из СССР ещё в 1942 году, кроме
15.491 чел. польских военновлужащих,
37.756 чел. членов их семей.

В последнее время польский посол
т. Ромер возбудил вотрюе © дополнитель
Hom выезде из СССР 110 чел. `члепов
семей польских военнослужащих, которые
me успели к моменту эвакуации прибыть
на  эвакуационные пункты. Советское
Правительство разрешило этот вопрос по-
ложительно. Никаких других предложений
06 эвакуации семей польских военноелу-
жащих ни командование польской армия,
ни польское — посольство Советскому
Правительству не делали.

Все утверждения, будто советские власти
препятствовали или препятствуют выезду
из СССР польских подданных, численность
которых в действительности Не’ велика,
& также членов семейств польских всенно-
служащих, выехавших из Советского Сою-
38, являются лживыми. 2

Веё вышеизложенное свидетельствует,

uto <©0 стороны Советского Правительства
были приняты все меры, обеспечивавшие
успешное формирование и развёртывание
польекой армии на территории Советского
Союза. :

Соглашение °от)30 июля 1941 г. и

Декларация от 4 декабря 1941 г. поставили
перед Советским Правительством и Поль-
ским Правительством совершенно опреде-
ленную и ясную задачу — об’единить
усилия советского и польекого народов в
совместной борьбе против гитлеровских
разбойников и оккупантов, создать ` вооду-
шевлённую этой великой идеей польскую
армию и лать ей возможность плечом к
плечу с Красной Армией сражаться за неза-
висимость своей ролины.

Советское Правительство сделало всё
необходимое для разрешения этой задачи.
Польское Правительство пошло по другому
пути. Оно н6 захотело вывести свои диви-

‘зии на советско-германский фронт, отказа-

лось использовать трютив немцев на этом

Известно, что ни 1 июня,`ни значительно! фронте польские войска рука 06 руку с

Позже польское командование и Польское
Правительство готовности направить поль-
скую армию для боевых действий на CO-

советскими войсками. и тем самым укло-
нилось от выполнения принятых на себя
обязательств,

©

тем, Польское Правительство ещё в августе   востоку; вторые секретари — Груя (пред-

из СССР свои воинские части, и тем самым говский, атташе посольства, — Роля-Янип-

в виде из’атия из Указа о“ 29 ноября СКОМУ Союзу преступной деятельности ряда
1939 года“ расоматривать лин польской   ПОльоюих граждан были некоторые диплома-
папиональности ‘из числа жителей Западной   ТИчеокие сотрудники посольства. которые
Украины и Западной Белоруссии как поль-  ПеоЩрялн, организовывали й ПуУковолили
ских подданных, Несмотря па это проявле- ЭТой преступиюй деятельностью. Тах, ‘были
ние доброй воли и уступчиеости Советского  пэобличены и высланы из СОСР 0. глава
Правительства, Польское Правительство тюльской военной миоени генерал Волинов-
отрицательно отнеслось к этому акту (Со- свий, игравший одну из валиейших Е
ветского Правительства и не удовлетвори- В насаждении и осуществлении в

лось Им, исходя из своих незаконных пре-  Интионажа. первые секретари посольства ——
тензий в отношении территорий Запацной Арлет и Залэнекий, являвшийся отновре-
Украины и Западной Белоруссии. Между менно представителем Посольства по Влали-

1942 т., как я уже говорил раньше, вывело   ставитель по Архалиельской области) и Гло-

отпала необходимость в дальнейшем фор- кий, Слозикозовий, Плоский, Лицииилорф,
Иировании польских воинских частей на Коспялковений, Хейцман и ‹лругие, бюль-
советокой территории. Ввиду указанных  птинство которых етновременню исполняли
выше обстоятельств отпала необходимость! обязанности и представителей посольства
того из’атия в отношении лиц польской в различных краях и областях. Кроме ука-
национальности, на которое Советское Пра- затных выше лиц, в преступной пю отно-
зительство выразило свою готовность в шению к СССР деятельности участвовали
декабре 1941 года. Поэтому Советское   другие прехотаватели посольства и сотруд-
Правительство 16 января 1943 гола с0-  ники представительств, которые были при-
общило Польскому Правительству, что сле- влечены к Уголовной ответственности.
ланное им ранее заявление о готовности Часть из них была выдворена из преде-
допустить из’ятие из Указа 29 ноября   лов Советского Союза, а часть была преда-
1939 т. в отношении указанных выше лиц! на суду и обуждена в различным срокам
польской национальности следует считать! лишения свободы.
утратившим силу и Вопрос о возможности!  Нало сказать, что полавяяющее боль-
нераспространения па них постановлений   птинство привлеченных к уголовной ответ-
советекого законодательства о гражаан- ственности предотавилелей и сотрулников
стве —= отнавшим. польского ‘посольства, помимо разведыва-
Таковы факты. проливающие полный тельной работы. занимались систематиче-
свет на обстоятельства формирования на ским распространением всяких  клеветни-
территории СССР польских воинских частей! ческих, враждебных Советокому Союзу слу-
и вывода этих частей из Советского Союза.   хов и вымыелов. расочитанных на диекре-

семьям,
немецкими захватчиками районов.—С са-
мого момента
польских отношений летом 1941 года.

. 0 мероприятиях помощи польским
эвануировавшимся из занятых

восстановления  советеко-

Советское Правительство охотно шло на-
встречу НПольскому Правительству в деле
организации помои’ польским гражданам,
находящимся на “врритории СССР. В-евязи

© этим Советекое Правительство разрешило

открыть во многих’ горолах ’Советекого

Союза представительетва польского носоль-
ства. ‘Такие прелставнтельства были от-

текого Союза.
посольства

Крыты в пунктах
На ибсбтных представителей

возлагалась обязанность оказывать поль-

ким, гражданам материальную помощь.
Эта помощь оказывалась прежде всего

`аатацию COBETORUX порядков и престедовав-
ших цель возбуждения недовольства и не-
приязни польских граждан ® советским лю-
дям. Имели меето и многочисленные факты
восхваления гитлеровцев YOMAHY THI
польскими представителями, а также злост-
ных выпадов с их второны против Красной
  Армии, распространения  побаженчееких
‘провокационных слухов. Полавляющее
большинетво этих лиц, как и других 13)
числа привлеченных к уголовной ответ
ственности, но суде сознались в’ своей.
преступной деятельности и дали на ©уде
показания, подробно характоризуощие как
существо, так и методы этой деятельности,

Необходимо также отметить изданную
Посольством «Инетрукщяю о курьерской
почте», в которой содержались практиче-

У

счёт средств предоставленного для этой! ские указания курьерам шо поводу выпол-

цели Советским Правительством займа в
100 миллионов рублей, сверх упомянутого
уже мною. займа в 300 миллионов рублей.
Эта помощь оказывалась также за счёт
средств‘ польского посольства и поступав-
ших в распоряжение посольства пожертво-
ваний из-за границы.
Советокое Правительство сочло возмож-
ным, наряду с учреждением в 20 пунктах
кого Союза спениальных представи-
тельств Посольства, допустить также на-
значение Посольством так называемых до-
вёренных лиц. К 1 ‘января 1943 г. Народ-
ный  Иомисвариат Иностранных lex
дал согласие на назначение 421 доверен-
ного лица польского посольства, которым
местные органы оказывали всяческое с0-
действие в работе. а
Таким образом, польское посольство по-
лучило. возможность организовать на всей
территории Советского Союза широкую
сеть своих представителей, через  кото-
рых оно могло осуществлять систематиче-
скую помощь нуждающимся польским гра-
жданам и оказывать <воё влияние в духе
советско-польского сотрудничества,  ис-
пользуя для этого и такие спедетва, как
посольством, при

издаваемая польским

содействии Народного Комиссариата  Ино-

странных дел, газета «Польска».
Представителям Посольства, каки до-

всренным лицам. были предоставлены
Советской властью все условия для наи-
белее успешного разрешения  поставлен-
ных перед нами задач,

Советекое Правительство в тех же це-
лях помощи польским гражданам. провело
также в жизнь ряд крупных финансовых
и хозяйственных мер, направленных. на
усиление материальной помощи неимущим
польским гражданам. Советеким  Прави-
тельством были выделены специальные
продовольственные фонды для польских
благотворительных учреждений и был
предоставлен льготный железнодорожный
тариф для  предназиачавшихея польским
гражданам грузов. При полном содействии
советоких властей Посольством было орга-
низовано 589 благотворительных учрежде-
ний (столовых, детских домов, детских
яеель, домов для инвалидов и т. д.). Та-
КИМ 0браз0м. со стороны Советского Пра-
вительства были праняты все меры для
удовлетворения нужд польского населения,

для широкого и плодотворного развития

деятельности польских учреждений, имев-
них своей залачей

Всемерно содействовали развитию дея-
тельности местных польских нредставя-
тельств и оказывали этим предетавительет-
вам широкую помощь и местные советекие
органы — Исполнительные Комитеты Сове-
тов Депутатов Трудящихся,— на которые
легли основные заботь пою устройству

нения ими нелегальных функций, по
повоху пользования 06обым шифром, услов-
пым кодом, условными паролями ит. п.

Насколько неразборчивыми в срелетвах
и методах своей преступной леятотьности
были некоторые представители Посольства,
можно судить по’ документу, предетавляю-

собой  офипиальное отношение“ за
nomen атташе Посольства г. Новежа от
19 февраля‹1942 г. па имя доверенного в
гор. Алма-Ата г. Венцека. В-этом отношении
говорилось буквально следующее; «В ло-
полнение к нашим предыпущим разговорам
сообщаю many решение Посольства Поль-
свой республики. касающееся Вашей деле-
гатуры: 1. Вам дается право на проведение
паибодее осторожным и секретным обра-
юм скупки драгоценностей...»

31 мая 1942 п; Народный Комиссариат
Иностранных Дел ‘сделая’ ‘польекому по-
свльзтеу предупреждение 10 поводу фак-
128 эрождебной к CCCP шипионекой работы
невоторых представителей Посольства.
Этого предупреждения оказалоь  педоста-
точно. Развелывательная и друтая‘ враздеб-
ная Советскому Союзу деятельнюсть  ¢o-
трудников польского’ посольства, несмотря
на спрелутрождение. не прекратилась.
Тогда. 20 июля 1942 г. Народный Комис-
сартат Иностранных Дел. сообщиа Посоль-
ству. что. инетитут польский представи-
тельств, как не опрардавиеий себя. подле-
RIP IKBHIAINT,

‚ Таковы факты, относящиеся п вопросу
0 помощи польским семьям, эвакуиро-
вавшимся из занятых немецкими захват-
чиками районов, и характеризующие дея-
тельность некоторых враждебных Совет-
скому Союзу польских представителей в

- ‘

а

Уже приведенные мною факты могут
служить. ответом на’ многочисленные за
последнее время лживые и враждебные Bi
отношении Советского Союза выступления
со стороны польских ‚ представителей и
польской официальной печати. Лживость
и антисоветская враждебность подобных
выступлений ‘не могут воспрепятетвовать
действительно дружественным и близким
советско-польским отношениям, в которых
заинтересованы народы Советского Союза
и Польши, особенно перед лицом общего
врага — гитлеровской Германии,

Е

Тов. А. Я. Вышинекий заявил предста-
вителям англо-американской печати, что

копии относящихся к вопробам, изложен-
ным в его заявлении, — Памятной Записки
Народного Комиссариата Иностранных Дел,
врученной 28 октября 1942 г. Польскому
Поверенному в делах г-ну Сокольницкому,
и ноты Советского Правительства, вру-
ченной 31 октября 1942 г. Министру

Налёты нашей авиации на железнодорожные узлы
_Днепропетровск, Кременчуг, Брянск

тые составами противника с боеприпасами
и вооружением. В результате налёта на-

В ночь на 6 мая крупные соединения
нашей авиации дальнего действия успешно
бомбардировали железнодорожные узлы
Днепропетровск, Еременчуг, Врянек, заби-

блюдались ›‚ многочисленные пожары и
вильные взрывы. H Na

Бои северо-восточнее Новороссийска

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ° АРМИЯ 6 мая.
(Спец. корр. ТАСС). Немцы сопротивляют-
ся с ожесточением. Пленные показывают,
что офицерам приказано на месте пристре-
ливать каждого, кто посмеет отойти хотя
бы на шаг;

Нашим войскам пришлось встретиться
здесь с сильной обороной противника, пред-
ставляющей собой несколько больших поя-
сов многослойного автоматного, пулеметно-
го, минометного и артиллерийского огня,
усиленного массированными ударами с воз-
духа. Но советские части настойчиво про-
двигаются вперед, преодолевая преграду
за преградой, взламывая опорные пункты,
нанося врагу серьезные удары,

Так был взломан и взят сильный узел
вражеского сопротивления — станица Крым-
ская. На подступах к станице было много
немецких дзотов и глубоких, хорошо при:
крытых блиндажей. Они, однако, не спасли
гитлеровцев от огня советских артиллери-
стов. Об этом свидетельствуют тысячи`вра-
жеских трупов, развороченные укрытия,
разбитые минометы, пудки.

Трупов` очень много. Специальные коман-
ды за один только день закопали около
2.000 убитых гитлеровцев. Трофейные коман-
ды едва справляются с. подечетом захва-
ченного у противника оружия и ‘боеприпа-
COB,

Мастерски стреляли по врагу артиллери-
сты. Разведчики и наблюдатели выдвига-
лись к самому переднему краю и коррек-
тировали огонь своих батарей, Пехота ‘дви-
галась вслед за огневым валом. Если путь
стрелкам преграждал огонь врага, пехот-
ные командиры делали заявки артиллери-
стам; и те били по вражеским пулеметам
и орудиям. :

Противник пытался нащупывать наши
фланги и стыки подразделений и предпри-

метные

нимал контратаки, И здесь пехотинцев под-
держивала артиллерия, всей своей мощью
обрушивавшаяся на резервы и скопления
врага.

Для нынешних боёв на Кубани харак-
терно. чёткое взаимодействие всех родов
войск, умелое использование всех видов
оружия. Стрелки указывают ракетами и
Трассирующими пулями новые цели для
артиллеристов. Последние расчищают ‘путь
пехоте. Расчёт сержанта Гаркуши a> py-
ках перекатил орудие через насыпьхз. ко-
торую ‘только что преодолели стрелки.
Немцы ударили по орудию из пулемётов,
рассчитывая вывести из строя артиллёри-
стов. Пехотинцы прикрыли орудие ”бвоим
огнём. А когда. пушка была установлена,
Гаркуша в упор расстрелял четыре. вра-
жеских пулемётных гнезда.

Роту старшего лейтенанта Голобородько
поддерживали взвод  пулемётчиков и
взвод миномётчиков. Под их прикрытием
стрелки почти без потерь выбили немцев
из ‘опорного’пункта, а пулемётные и мино-
‘расчёты, передвигаясь вместе
с пехотинцами от рубежа к рубежу,
уничтожили своим огнём десятки гитле-
ровцев. х

Подразделениям Н-ской части  пред-
стояло отбить крупную контратаку врага.
Превосходство ‘в силах было на стороне
противника. Пехотинцы призвали на’ tio-
мощь артиллеристов и лётчиков. Едза
немцы ‚успели. сосредоточиться для’ удара,
как по ним ‚открыли огонь наши тяжёлые
батареи. Вскоре над фронтом появились
советские штурмовики. За несколькд ми-
нут колонны врага были рассеяны “и
частью уничтожены. Контратака прозали-
ласв. : i

Бои за очищение Кубани от нёмнев
продолжаются. ;

В стороне

Многооконный дом, в котором располо-
жились Чкаловский- областной _ земель-
ный отдел. и его политсектор,  обне-
сен большой железной изгородью на кир-
пичином фундаменте и имеет в общем при-
личный вид. Внутри же поражает 6ec-
культурье. Уйма ящиков и шкафов, точно
их собрали со всего квартала, заполнили и
без того темный и узкий коридор. Полы в
коридорах и в комнатах, особенно в кол-
хозном отделе, столь грязны, что. кажетея,
их не мыли с начала зимы.

При входе. в политбектор облземотдела
бросается в глаза огромная железная печь.
Ею давно перестали пользоваться, но она
стоят, вищимо. как напоминание о суровой
зиме. Шкафы в комнате заполнены веевоз-
можными папками. Сообщения 0 работе
политотделов и партийных организаций,
хранящиеся в папках, перемешаны © раз-
личной перепиской, важные пинформацион-
ные сообщения политотделов перемежатют-
СЯ 60 Всевозможйыми запросами по госу-
дарственным, общественным и даже лич-
ным делам. Вместе с докладами начальни-
ков политотделов лежат копии телеграмм и.
другие, никому не нужные бумаги прош-
лого и текущего годов. Послан ли ответ на
запрос, читал ли кто политинформацию,

какие бумаги имеются налицо — зачастую

установить невозможно.

Часть важных деловых бумаг утеряна. В
начале года начальник политотдела Крас-
ногорокой МТС тов. Шубин сдал в полит-
сектор облтирный доклал о годовых итогах
деятельности политотдела. Доклал точно в
воду канул. Только после тшательных по-
исков инструктор политсектора тов, Ро-
манов обнаружил лишь последний листов
доклада.

Как дошли 10 жизни такой работники
облземотдела и политсектора? Как они бу-
дут требовать чистоты в мастерских, co-
держания машин в порядке, выеокого ка-
чества ‘работы, культурного вида в обще-
AUTHAX, коли они сами заросли грязью?

Ознакомление с работой политотлелов
Белозерекой, Плешановекой, Добринекой и
других МТС показывает. что политотделы
уделяют очень мало внимания быту трак-
тористов.

Co дня создания политеектора прошло
больше года. Однако его работники до сих
“юр пе знают, сколько партийных и ком-
сомольеких организаций в МТС и в зонах
обслуживаемых ими колхозов; сколько в
них членов партин. кандидатов. комсомолв-
цев, увеличилось ли число партийных и
комсомольских организаций; кто идет в
партию и комсомол, какие изменения про-
изошли ©реди руководящих кадров МТС
и колхозов. А ведь без этого нельзя пра-
Вильно руководить, во-время поправить тот
или иной политотдел, помочь ему, обобщить
новые явления, происходящие в колхозной
деревне, быстро ‘распространить ценный
опыт. 4
Политесктор работает вслепую. На упрек
в отставании от жизни работники полит“
сектора извлекают цифровой материал

OT жизни —

(От специального корреспондента «Правды») -

зах за год сменилось 800 прелседателей.
Значительная часть их обвобожаена о вак
«несправившиеся». Прямая обязанность -ра-
ботников политеектора глубоко’ изучить
причины частой смены предхелателей кол-
XO30B, поставить перед вышестоящими
‘организациями вопрос о недопустимости
нодобного отношения к колхозным кадрам,
и усилить их производственное и полити-
ческое воспитание. 5
Из того же справочника явствует, что
519 парторганизаций за гол приняли в
кандидалы партии 637 человек. А
Разве это ни к чему не обязывает полит-
сектор? oy
В партийных и комсомольских организа-
циях, входящих в зону обслуживания 80
МТС, числится 13.307 коммунистов й ком-
сомольцев, 7.172 агитатора, За год выпу-
щено 14.728 стенгазет и боевых” листков,
прочитано 6.846 докладов и лекций, про-
ведены десятки Тысяч бееед. А стахановиев
имеется лишь 7.143 человека. _ В
Эти пифры обязывают политсектор Bo
вею ширь поставить рял больших BODOCOB: .
06 усилении ‘работы по отбору передовых
колхозников и рабочих МТС в рялы ВЯН(б),
00 авангардной роли коммунистов, комсо-
мольцев,  агитаторов. беселчиков, ‘чтенов,
членов редколлегий на производстве, о’ ра-
боте лекторов, о действенности агитации.
А сколько интересных и насущно необ-
ходимых вопросов’. ежедневно выдвигает
колхозная практика! Но политсектор. про-
ходит мимо них. Он оторван от. жизви.
Удивительно нерзыскательный человек
начальние политсектора земотдела т. Хейло.
Оп примирилея с грязью и беспоряльом
учреждении, с неудовлетворительной
работой многих политотделов и партий-
ных организаций МТС, почти не интере-.
суется бытовыми условиями работников
политсевтора,  политотделов, — трактори-
стов, рабочих МТС. Примиренчество при-
вело его к тому, что явно неудовлетво--
рительную работу он принимает за х0р0-

Kpacnoroperyio MTC, Hampuep, om ‘pe-
вомендует как одну. из лучших, & работу
политотдела —— хорошей. Как же вы-
глядит деятельность этой МТС и 68
политотдела? cA lactic

План  хлебозахотовок колхозы _ зоны
этой МТС выполнили на 52 процента,
натуроплаты -— на 85. План развития
животноводства не вышюлнен ни по отно-
му виду скота. В начале года коллектив
МТС. обязался ‘отремонтировать ко’ Дню
Красной Армии 38 тракторов. отремонти-
ровали же лишь 30, причём 13 из них
были без радиаторов. Тракторы и ком-
байны всю осень и зиму стояли пот от-
крытым небом. Засышка и очистка семян
не были проведены в установленные
сроки. < Партийно-политическая работа
поставлены пеудовлетворительно. 8

Проведённая в апреле проверка. готов-
ности- МТС в весеннему севу показала,
что. к сроку отремонтированы лишь 47
тракторов из 65, из отремонтирован

многомесячной давности. составленный по
сообщениям 80 МТС из 137, и уверяют,
что внимательно следят за жизнью.
Работники сельхозотлела обкома партии
считают политсектор облземотдела пустым
местом. Оци не помнят случая. чтобы по-

литсектор когда-либо ставил перед вими

сколько-нибудь важные и сложные вопро-
сы, буль то из облаети экономики, партий-
во-политической работы или быта рабочих.

Между тем, если влуматьея хотя бы в

имеющиеся У политсектора лалеко не пол- совал

ные данные и слелать простое сопоставле-
ние цифр (для анализа злесь нет необхо-
димого материала), то и они дают основа:
ние. для постановки ряла вопросов.

Из сведений видно. что в 1.128 колхо-

Собрание партактива гор. Кемерово

ных тракторов оказался без дефектов
лишь блин. ^ %

Бесконтрольность, неудовлетворительное
руководство, политика невмешательства
политотдела в колхозные дела, слабо по-
‘ставленная организационная и политмас-
сбвая работа в колхозах — к такому
выролу пришла скомиссия, проверявшая
готовность МТС к севу,

Как показали первые дни сева. “эти
нелостатки характерны и для других МТС.

В начале зимы обком партии интере-
ся деятельностью политсектора. Он
вынес тогда соответствующее решение,
отнако это почти не отразилось на деле.
Политеектор попрежнему плетётея в.хвосте
событий. mS
A. MYXAHOB.

df

+

КЕМЕРОВО, 6 мая. (ТАСС). Состоялось   Па всех предприятиях города прошли мас-

оказание  ПОЛЬСКОМУ он готов предоставить в их распоряжение Собрание партийного актива гор. Кемерово.   вовые Митинги,
  населению материальной помощи.

докладом 0 выполнении предприятиями
обязательств в предмайском соревновании
и задачах парторганизации в связи в. пер-
вомайским приказом ‘товарища Сталина вы-
ступил секретарь горкома ВЕН(б) тов. Си-
фуров. .

Заводы Кемерово выполнили двухмесяч-

ную программу на 103 процента. В особый

польских граждан, по снабжению их проло-  Иностранных Дел Польской Республики   фонд Главного Командования дано на 8

BOABCTBUCM, жильём, топливом, медицинской

г-ну Рачинскому.

миллионов рублей продукции сверх плана.

@

посвящённые приказу
товарища Сталина. Коллективы рабочих,
инженерно-технических работников и. слу-
жащих отвечают на приказ вождя новыми
производетвенными успехами.

Выступивший на собрании секретарь 0б-
Koma BRII(O) тов. Задионченко остановился
на важнейших задачах парторганизации.

С большим под’ёмом собрание приняле
приветственное письмо товарищу Сталину.