]
и

t

i}

и
Я
(3

г 3 ИЮНЯ 1943 г., № 140 (3275)

ЯН

№ А. ТИМИРЯЗЕВ

° (етодня исполняется 100 лет со дня
рождения великого сына русского народа,
торячего патриота нашей родины, перело-
вого учбного и замечательного популяриза-
тора Климента Аркадьевича Тимирязева.

В. А. Тимирязев был не только талант-
ливым поборником, пропагандистом и про-
должалелем дарвинизма, но и крупнейшим
исследователем в области физиологии pa-
стений, которой он посвятил около полу-
века.

Климент Аркадьевич всю свою жизнь п
деятельность поставил на службу народу,
на службу трудовым массам, Свои теорети-
ческие исследования по физиологии. расте-
ний он рассматривал, как прямую помощь
земледелию. В книге «Земледелие и физио-
огня растений» Тимирязев писал, что
«наука призвана сделать трут земледельца
более производительным».

Тимирязев неустанно указывал. что те-
ория должна связываться с практикой, по-
могать практике и оплодотворяться ею. Он
зола высмеивал «учёных», оторванных
ог живой жизни и прятавпгихся в «храмах
науки». Университеты и ‘научные лабора-
тории он называл «мастерскими науки»,
похчёркивая этим их деловой, жизненный
характер.

Тимирязев хорошо понимал, что науке,
служащей практике,

Вот почему столь сочувственно цитирует
9н известного английского учёного Арм-
стронга: «Наука может занять принадлежа-
щеа ей по праву место в демократической
стране только при условии, что её труды,
8ё& значение получат самое широкое рас-
протранение и опенку. Те. кто создают
повые научные ценности, булут продол-
жать накопление своих сокровипт, но они
не лолжны забывать. что, возбужлая инте-
16 к науке в народе, они обеспечивают
поллерккх своему трулу и птирокому прч-
пжению полученных ими результатов». —

Как подлинный учёный, Тимирязев, ви-
лел свою залачу в том, чтобы сочетать
свои теотетические выводы с практиче-
CRIM потребностями сольското хозяйства,
чтобы передать свои научные’ лостяжения
HApOIHOMY хозяйству. Тат, определяя «0с-
новные залачи Ффизиолотии растений», он
писал: «Физиолог не. может ховольствовать-
сл пассивной ролью наблюдателя: как экс-

(К столетию со дня рождения)

ти единения теории и практики, преололе-
вая все препятствия и открыто борясь про-
тив ретрогралов в науке и в политике. Он

был убеждён, что «знание и труд; ветупив
В

понимании, тесный союз, осенённые общим

TeALCTBOM.

OT их национальности, но не терпел г0-

аролу, обеспечены  позволяли себе иные зарубежные профес-
юхержка народа и дальнейший расцвет.  сора по отношению к России.

к

o¢Oo°¢

свободный, основанный Ка, взаимном
краеным знаменем. символом мира всего
мира, всё превозмогут. веё пересоздалут
на благо всего человечества»,

В этом убеждении коренится обществея-
но-прогрессивный оптимизм Климента Ap-
кальевича. но покидавший его и зв годы ре-

акции, после поражения революции 1905
года.
# + *

Етб будучи студентом, и особенно потом,
уже в качестве профессора, Тимирязев б0-
ролся против всяких ограничений, вводив-
шихся в высшей школе царским прави-

Тимирязев с большим уважением  отно-
сился к подлинным учёным, независимо

кровительственнюго ‘тона, который иногда

Тимирязев часто бывал за границей,
поддерживал перепяску © рядом корифеев
преимущественно английской науки, был
в курсе научных тостижений и считал,
что многое хорошее, что имеется за рубе-
жом, следует прививать и культивировать
на русской почве. Он с восторгом пишет
статьи 06 американце Бербанке и призы-
вает К продолжению ero замечательных
опытов в России. Но особенно хорожил On
русской наукой и всю свою жизнь посвя-
тил возвеличению ‘её. отвергал раболепие
перед. зарубежным миром науки и был
твёрдо убеждён, что’ русский ученый бу-
дет пользоваться уважением. ^

С достоинством писал Тимирязев: «Мо-
лолой русокий учёный в роли арбитра
между величайшими физиками нашего вре-
мени, межлу Кельвином и’ Максузлем. —
сознайтесь, что это—— явление незаурях-
ное в истории ‘молодой русской науки».

ThH

Это писал он о физике Tl. Н. Лебедеве
периментатор он является ‘деятелем, УПРаВ-  (открывшем давление светового луча). к9-
ляющим НЙ TOPOMY знаменитые астрономы .. говорили,
Чрезвычайно много слелал Тимиоязев  что их глаза обращены на него, что толь-
для пол’ёма русского сельского хозяйства,   ко от него ждут они разрешения интере-
для повышения урожзиности крестьянских   сующей их задачи.
полей. для борьбы с засухой. Вот почему) Тииирязев был великим сыном русско-
зе признают его инициатором «обновле- ‚ ‘царола и поллинным патриотом. Он пи.
лия земли», поллинным создателем НауЧ-  1 о себе: «Я сам патриот; горячю, ине
вой атропомии. Новатор в физиологии Ра-  стинттивно и сознательно люблю свою ро-
стений, он встречал, как сам писал, «ТолЪ-  ину»
ко враждефное отиошение Со СТОРОНЫ 91 Тиидрязев стремился к тому, чтобы руб-

; ких коллег, в кон-  1
их немепких ботанических ко ский народ встумил на путь нового строи-

казавние ВыНУЖ-
sm re а syee acer тельства; это оказалось возможным только
денныии AVES г тюсле победы совьтской революции, о ко-

J wis = и
ных мною результатов». торой он писал: «Разорбнный ло тла. ис-

т текающий кровью русский народ нашёл
Имея в парекой России крайне незна- в себе силы. чтобы исполнить этот свой
чительное количество сторонников <роли  лолг перех историей...».

хипломурованной ‘профосеуры. Ramwent AP-) Новые задачи, возникшие перод освобо-
кадьевич смело утверждал, что «НаУ- „.лонным народом могли быть ретены
ха своболна; она-—— там, тде знание и :
Е и, и р: тольго при условии привлечения к строи-
’ ene Rae тельству самых широких масс трудящихся,
TRIE (0, MORO RAB ie? ‘и К этому Тимирязев горячо призывал. В
Булучи убеждённым ларвинистом и ВЫ-  большевистской партии, в её вожлях он
дающимея исследователем по Физиологин  вилел самых порелозых людей, призванных
растении. Тимирязев ставил перед с900ю\ и могуших слелать нашу ролину самой
залачи и более общего характера и, Как  прогресенвной и могучей лержавой. Он пи-
поллинный учёный и послеловательный сал. что «всякий беспристрастный русский
общественный теятель. бесстрапуно их 1а3-  человек не может не признать, что за ты-
решал, приля к. перрдовему мировоззре-еячелетнее существование России в рядах

борьбе на фронте войны и труда, звал к
перестройке страны на началах социализма.
жж *

И, на студенческой скамье, и на Epodes:
сорской кафелре`Тимлрязев не довольство-
вался узкими рамками своей специально-
CTH, & прислушивался к биению пульса
общественно-политической жизни. страны.
Лучшие учёные в Россини и за рубежом
всегда принимали участие в политической
жизни своей’. страны. к

«Дело ли ‘учёного пускаться в полити-
ку?» — спрашивает Тимирязев и отвечает
на этот вопрос словами Бертло из его ста-
«Наука и нравственность»: «Часто
приходитея слышать, что «учёный не дол-
жен заниматься политикой». Эта избитая
экепома пущена в ход каким-нибудь царе-
дворцем в неограниченной монархии, в эпо-
XY, когда частная интрига ‘успевает всем
завладеть, руководясь <06бражениями лич-
ного произвола, одинаково чуждыми ужа-
заниям общественного блага и метода на-
YEE»,

Тимирязев неутомимо боролся за право
профессора быть гражданином своей crpa-
ны. ‘Оно имел огромную аудиторию слу-
иателей и читателей среди передовых эле-
ментов русского общества; он вёл их впе-
рёд, к участию в обвоболительном движе-
нии русского народа.

Тимирязев безмерно любил науку, как
источник истины: он твёрдо верил в про-
гресс. и в этом черпал бодрость и оптимизм;
он искренне надеялся на молодое поколе-
ние, — сильное знанием. оно должно (пове-
сти свой народ по пути прогресса. ^

Сочетая политико-общественную и сте-
пиально научную деятельность. Тимирязев
искал и находил то общее, что 0б’единяет
их теоретические предпосылки и практи-
ческое осуществление. On сравнительно
поздно узнал о книге Карла Маркса «К
критике политической экономия». вышед-
шей в 1859 г.—в том же году, когда
появился основной труд Дарвина. Опубли-
кование в одном и Том же году этих двух
произведений, означавших. каждое в своей
области, полный переворот в установив-
пвихся взглядах. Тимирязев не считал слу-
чайным хронологическим совпадением: «Ме-
Жду этими двумя произвелениями.— писал.
он в статье «Ч; Дарвин и `В. Марке». —
относящимися в столь отлалённым олна от
другой областям человеческой мысли. миж-
но найти сходетвенные черты. оправлыва-
ющие их сопоставление...». Как это со-
звучно с тем. что было сказано Энгельсом
У могилы Маркса. когла он сопоставлял
эти лва произведения, вызвавшие. револю-
цию во взглядах на. развитие органическо-
го мира и на развитие человеческого обще-
ства! ;

* * *

Как трогательно звучат послелние слова,
сказанные Тимирязевым  перело смертью
врачу-коммуниету: «Я всегла старалея слу-
жить человечеству и рад, что в эти серь-
ёзные лля меня минуты вижу вас. прел-
ставителя той партии, которая лействитель-
но служит человечеству. Большевики, про-
водяшие ленинизм, — я верю и убежден —
работают для счастья народа п приведут
его к счастью. Я всегла был ваш и. с вами,
Передайте Владимиру Ильичу моё восхище-
ние его гениальным разрешением мировых
вопросов в теории и на деле. Я считаю за
счастье быть его современником и свиде-
телем его славной деятельности. Я пре-
клоняюсь перед ним и хочу. чтобы 06 этом
все знали. Передайте всем товарищам мой
искрепний привет и пожелания дальнейшей
успетной работы лля счастья человече-
ства» . а

Многомиллионный советский нарол велёт
отечественную освоболительную войну про-
тив вероломно фапавших на нашу родину

В ночь на 2 июня наша авиадия
дальнего действия совершила масеирован-
ные налёты на железнодорожный узел
Смоленск и станции Карачев и Красный
Бор. В результате бомбардировки эшело-
нов противника на’ железнодорожном  уз-
ле Смоленск возникло много пожаров, со-

лезнодорожной станций Карачев наши
лётчики наблюдали сильные взрывы скла-
дов боеприпасов.

В районе железнодорожной станции

менких самолётов прорвалось к тороду и
беспорялочно сброшенными бомбами на-
несло материальный ущерб. Есть: жертвы:

При отражении налётов вражеской
авиации на Курск развернулись сильней-
шие воздушные бои. Наша истребитель-

Действующая армия, Командир батальона
капитан И. И. Родионов просматривает
местность перед боем.

Фото военного корреспондента «Правды»
А. Устинова.

ТИРАЖИ ВЫИГРЫШЕЙ В ИЮНЕ

В июне в Москве состоятся три тиража
выигрышей по государственным. займам: 5
июня — 10-й тираж Займа Третьей’ Пяти-
летки (выпуск третье, года), 10. июня —
30-й тираж Госуларственного Внутреннего
Выигрышного Займа 1938 года и 25 июня —
6-й тираж Займа Третьей Пятилетки (вы-
пуск четвертого гола).

ein aL

Под небом Кубани, пол лучами его яр-
кого, по-южному горячего солниа поднима-
ются хлеба, ‘цветут яблони и груши, рас-
пускают свон красные лепестки маки. В
золотом, красивом небе илёт жаркая войнз.
 Нежные голубые его просторы преврати-
лись в поля яростных сражений, облака и
тучи служат укрытием, а слепящая яркость
холнца скрывает контуры кралущегося вра-
га. В воздушном океане гремят пушки, вор-
чат пулемёты, рвутся снарялы. и, поистине,
небу делается жарко.

„Здесь идут крупные воздущные сражения,
сотни напиах и вражеских самолётов, делая
тысячи вылетов в-день. встречаются в жар-
кой схватке, Немецкая авиация жестоко
чувствует мощь наптих возлушных сил. Об
этом свидетельствуют десятки сбиваемых
немецких самолётов, трупы фашистских лёт-

В Ростове-на-Дону пущен трамвай

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 3 июня. (Kopp.
«Правды»). Вчера в Ростове-на-Дону пущен
трамвай. Возобновилось движение на линиа,
связывающей центр города с окраинным
Пролетарским районом. Восстанавливается
трамвайное движение И на остальных

маршрутах.
—-O-—

САРАТОВ — СТАЛИНГРАДУ

САРАТОВ, 2 июня. (Корр. «Правдыз). Из
Саратова в Сталинграл отправился‘ ешё
один эшелон с материалами и оборудова-

провождавшихся взрывами. В районе же-,

нием для восстановления города-героя. В
составе третьего по счету эшелона 32 ва-
гона, нагруженные в основном строймате-
риалами. Пугачевский район послал сталин-

сячи штук кирпича -и разные домашние
вещи. Из Озинского района ©
5 вагонов извести, из Базарно-Карабулак-
ского района—2 вагона леса, со станции
Баскунчак — 3 вагона алебастра и т. д.

На-днях из Саралова для сталинградцев
отправлены 54 головы крупного рогатого
скота и свиней. р

7 миплионов рублей
на благоустройство Воронежа.

ВОРОНЕЖ, 2 июня. (Корр. «Правды»).
На восстановление разрушенного немцами
коммунального хозяйства Воронежа прави“
тельство отпустило в этом году свыше
7 миллионов рублей. Город благоустраи-
вается. Восстанавливаются взорванные мо-
сты, идёт замощение и ‘асфальтирование
изрытых бомбами и снарядами улиц. На-
днях состоится пуск второй очереди трам-
зая. Начаты также работы по восстановле-
нию гостинины на 109 номеров.

Обезображенные немцами городские
скверы приведены в культурный вид. В. них
расчищены дорожки, посажены, цветы. В
скором времени откроется городской парк
культуры и’ отдыха.

градцам вагон металлических труб, 4,5 ты- ”

чиков в предгорьях Кавказа и в плавнях
Тамани, наконец, пленные, которые с ис:
пугом и первозностью глядят в небесную
даль.

Немецкие лётчики познали на своей шку-
ре, что в кубанском небе появилась возлуш

вать, сквозь которую нужно пробиваться
с боем, с жертвами, пеною сбитых и ©о-
жжеённых самолётов. Поэтому так торопли-
вы ныне «Юнкерсы» и «Хейнкели», так нер-
возны «Мессершмитты». Они либо сбрасы-
вают груз, не доходя ло цели, в по-
спешно ‘ухолят к своим базам, либо выну-
ждены принимать бой — и тогла...

Над нашими головами — сражение. В нём
принимает участие не менее сотни само-
лётов, разбросанных отдельными группами.
Бои идут на разных высотах. В небе стоит
гул: стреляют пулемёты и пушки, свистят
бомбы, визжат моторы истребителей, рву-
тцихся по вертикали ввысь, как-то по-0со-
бому стонут машины, выходящие из пике,
угрожающе ревут самолёты, стремительно
плущие на цель.

Когла наблюдаейть за воздушным боем с
земли, то вилишь, как самолёты увёртьгва-
ются, неожиданно и резко идут вниз, све-
чой поднимаются вверх, загибают крутые
виражи. кувыркаются... Можно подумать,
что илут состязания по высшему пилотажу.
Впрочем. неожиланно вспыхнувший огонь и
белый лымок. шлейфом повисший за хво-

ная граница, которую не так легко мино-  .

нию —к марксизму-ленинизму.

В. И. Ленин в статье «06 елином хозяй-
ственном плане» писал. что «инженер при-
коммунизма не тан,
хак пришел подпольщик-пропатанхист, ли-
тератор, а через данные своей науки», что
«по-своему придёт к признанию коммуниз-

дет к‘ признанию

ма агроном, по-своему лесовод и т. д.»
((оч.. т. ХХУГ. стр. 173), Эти

Ленина блестяще подтвердились и на при-

правительства нельзя было найти столько
честности. ума. знания. таланта и прелан-
EQCTH ¢BoeMy наролу, как в рядах боль-
шевиков».

+ *

Новые задачи, возникшие перед молохым
советским государством. требовали и новой
армии. Приветствуя Красную Армию. Вли-

слова! мент Аркадьевич писал: —— Сиросите себя,

приходилось ли какой-либо стране вести

хере Тимирязева, который именно‘тав  и  борьбу на таком протяжении, и вы опе-

пришёл к советской революции, открыв-
пей эпоху великого обновления   нашем
SMITH.

ните деятельность вождей.  «созлавших
первую в истории. действительно чнарод-
ную армию-—красную. умеющую, защищая

Тямирязев ясно представлял себе, что! родину, бить врага»:

«в науке нет широкой столбовой дороги...
п только тот может достигнуть её сияю-
щих вершин, кто, не страшась усталости,
карабкается по её каменистым тропам»
(Е. Марке). Он упорно и настойчиво шёл
вперёд по пути научного прогресса. по пу-

Ко времени создания Врасной Армии и
её побелоноеной защиты мололой советской
реснублики от наседавших со всех сторон
врагов Тимирязеву было уже за 75 лет,
HO голос старого учёного-революционера
мощно раздавалея и звал к. дальнейшей

фашистеко-немецких захватчиков. Народы
Советского Союза пол руковолетвом комму-
нистической партии создали могучую ‹о-
ппалистическую инлустриальную и колхоз-
ную державу и всеми силами защищают
тяолы своего многолетнего трула.

Под руководством гениального стратега,
вождя народов СССР товарища Сталина
вооружённый советский нарол уничтожит
немецко-фашистеких оккупантов и вместе
со свобололюбивыми народами всего мира
пойлёт вперёл. к дальнейшим побелам мир-
ного созидательного трула.

В илейном вборужении советских тру-
довых масс, в боевом. арсенале науки, мно-
жашей силы страны’ для завоевания 1066-
ды. труды великого ученого и патриота
 Климента Аркальевича Тимирязева занима-
ют почётное место.

Академик В. Л. КОМАРОВ.
Президент Академии наук СССР.

(ЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ШОСТАНОВИЧА ` «Города-герои великой отечественной войны»

В ДУХОВОМ ОРКЕСТРЕ

Вчера в‘зале имени Чайковского состоял-
ся концерт ‘образиово-показателъного ор-
кестра Наркомата Обороны СССР (художе-
ственный руководитель — заслуженный дея-
тель искусств генерал-майор С. Чернецкий).

Оркестр под’ управлением заслуженного
артиста УССР Н. Рахлина выступил ¢ OT-
ветственной программой., Были исполнены
первая часть Седьмой симфонии Д. Шосзта-
ковича, торжественная увертюра Чайков-
ского «1819 год», искусно переложенная для
духового оркестра одним из дирижеров его

Миллером, пианист, префессор Григорий
Гинзбург в сопровождении оркестра испол-
HAI первую часть концерта Чайковского
б-моль. ;

Н. Рахлин хорошо использовал, возмож-
ности духового оркестра и провел симфо-
киЮ с подлинным вдохновением, увлекшим
Я исполнителей, и слушателей.

Мягко аккомпанировал оркестр 8B KOH-
церте Чайковского. Был достигнут полный
контакт с солистом

Торжественная увертюра «1812 год»
звучит в духовом оркестре патетично, впол-
не отвечая патриотической идее, заложен-
вой в ней композитором. Без навязчивой
оглушитвльности, без ненужного грома
вскрыта та «русская» струя, луша произве-
дения, которая делает увертюру столь до-
ходчивой и любимой народом.

Большой успех. сопровождавший исполне-
вие программы, свидетельствует © высоком

и .
астерстве оркестра г. поляновский.
—о-—

Летний отдых детей

КАЛИНИН, 2 июня. (Корр. «Правды»).
В летнее время 2 тысячи детей будут от-
дыхать в пионерских лагерях. Для 8 тысяч
Детей организуются оздоровительные пло-
Щадки, Такие плошадки будут действовать
в Ржеве, Зубцове и других городах и се-
лах области,

+

КОНКУРС МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Три месяца назад в ознаменование ХХУ
годовщины Красной Армии Московский. го-
ролской комитет ВЛКСМ, Мосгороно a
Московский городской Дом: пионеров: орга-
низовали среди икольников Москвы’ исто-
рический и литературный конкурс на! тему
«Города-герои ‘великой отечественной вой-
ны» (Москва. Ленинград, Севастополь; Ста-
линград). ‹

Большую инициативу в этом деле про-
явил руководитель клуба юных историков
при Московском Доме пионеров А. Ф. Ро-
дин. Был организован штаб, возглавляемый
генерал-майором А. Игнатьевым.

В состав штаба вошли видные участники
отечественной войны, профессора, писате-
ли, педагоги. Жюри конкурса разработало
ряд вопросов и тезисов, чтобы помочь юным
его участникам в работе. Но можно было
писать и по личным ошушениям, впечатле-
HHAM,—B выборе темы, метода подбора
материалов была предоставлена полная сво-
бода.

Работа захватила ребят. Несколько ты-
сяч школьников усердно занималось в 6u6-
лиотеках, музеях, посешало доклады, лек-
пии. Дети сами организовали встречи <
участниками и свидетелями ‚событий. Это
была настояшая, углубленная научная и ли-
тературная работа. Кира Валиков, ученик
588-й школы. в течение 24 дней посещал
библиотеку, кропотливо собирая все необ-

ходимые данные о. Сталинграде.  Вололя
Кобрин (312-я школа) 50 вечеров работал
в детской читальне Ленинской библиотеки,
Леня Ягодовский (33-я школа) беседовал
с генерал-майором тов. Чухновым. ?

Московская 585-я школа Ленинского рай-
она представила на конкурс 33 работы —
личные впечатления детей о прифронтовой
Москве 1941 года.

Братья Ягодовские готовили свою тему
вдвоём: десятилетний Лека писал сочине-
ние ‘— большей частью стихами, а двенад-
цатилетний Сева делал к этому сочине-
нию чертежи и рисунки.

Первый тур конкурса закончен. Было
рассмотрено 306 работ. 45 авторов получили
первую‘премию, 88 — вторую. Также отме-
чены премиями 18 школ. Девять человек
получили награды выше первой премии. Это
Лёня Филииюв, Марина Капица, Лека и
Сева Яголовские, Юра Иванов, Сеня Казан-
nes, Володя Кобрин и др. Лёня Филиппов
и Марина Капица полетят на самолёте
осматривать Сталинград, а остальным будет
предоставлена. поездка на автомобилях в

Бородино.

Отличное начинание москвичей, несомнен-
во, встретит горячий отклик у школьников

других городов.
cdi Buxtopuna KPHTEP.

Гастроли Центрального театра Красной Армии

6 июня в Москву приезжает на гастро-
ли Центральный театр Красной Армия,
который будет работать в парке ЦДКА, в
здании Драматического театра,

Театр покажет последние свои работы:
«Давным-давно» А. Гладкова, «Бессмерт-
ный» А. Арбузова и А. Гладкова, «Фронт»

А. Корнейчука, «Олеко  Дундич» M. Kanal p

и А. Ржешевского, «Коварство и любовь»

Шиллера, «На всякого мудреца довольно
простоты» Островского, «Ночь ошибок»
Гольдсмита. Из старых спектаклей будут
показаны «Укрощение строптивой» ек-
спира и «Мещане» Горького. .
В июле намечена премьера пьесы
Л. Леонова «Нашествие» (режиссер
Д. Тункель, художник И. `Федотов. Общее
уковолство постановкой народного
тиста РСФСР Алексея Попова),

ар- во дворах, а также на улицах, прилегаю-

о ] стом. падающего самолёта, заставляют
отбоасывать мысль о спорте.

13 тысяч тонн На земле явственно видны следы воздуш-

металлолома ных схваток: тлеющие самолёты с чёрным

крестом на плоскостях, обугленные и окро-
вавленные тела немецких ассов, киль «Мес-
сертемитта», торчащий из куста сиреня.
Война! эй

КАЗАНЬ, 2 июня. (Корр. «Правды»).
Комсомольские организации Татарии в мае
провели несколько воскресников по сбору
и погрузке черных металлов. Свои майские
обязательства комсомольцы перевыполнили.
Собрано 13 тысяч тонн металлолома и OT-
гружено 10.400 тонн.

В республике начался об’явленный Татар-
ским обкомом ВЛКСМ и республиканской
конторой Главчермета декадник по завер-
шению к 10 июня полугодового плана сбора
ий отгрузки металлолома.

у

ИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
АППАРАТА — НА ШАХТУ

ФРУНЗЕ, 2 июня. (ТАСС). Прекрасвую
инициативу проявили шахтёры-ордленоносцы
фудника Кок-Янгак тт. Исхаков и Старин-
nes. В свободное” от работы время они
обучают девушек, занятых на поверхност-
ных работах, специальности навалоотбой-
шика. Созданные ими две бригады уже
приступили к работе. Пример этих девушек
нашёл много последователей среди моло-
дёжи рудника. На шахты пошли овладе-
вать горняцкими профессиями 60 девушек
из управленческого аппарата и 120 комсо-
мольцев, также ранее me работавших под
землёй.

В эти лни на аэродромах горячка. Лёт-
тики, посадив свои мантины на зелёное по-
ле, выходят из. кабин, снимают гимнастёр-
КИ. затем нижние рубахи, выжимают их и
приговаривают:

— Жарко в небе...

Самолёты снижаются олин за лругим. И
пока одна группа лётчиков спускается под
землю по крутым ступеням деревянной ле-
CTHANH для рапорта командиру полка, дру-
гая полнимает крылья своих машини идёт
курсом на запад.

торжественная передача энскому артилле-
рийскому полку эстонского соединения
гаубичной батареи, приобретенной на день-
ги. собранные трудящимися Эстонской
ССР.

На лесной опушке выстроились
командиры и политработники полка,

бойцы,
про-

АЕ славленного в боях за Советскую родину.
Успехи ярославских Мундиры’ многих артиллеристов украшают
Советского Сою-

торфяников боевые ордена и медали BETCKOTO 10

за. С платформы грузовика славных воий-
нов приветствует от имени Совнаркома
Эстонской ССР тов. Сепре.

В ответном слове подполковник Михай-
ленко заверяет эстонское правительство и
трудящихся Эстонской республики в том,
что бойцы и командиры соединения с. че-

ЯРОСЛАВЛЬ, 2 июня. (По телефону).
Торфопредприятия Ярославского торфотре-
ста досрочно’ закончили выполнение май-
ского задания. К 1 июня добыто торфа па
153 тысячи тонн больше, чем на то же
число в 1942 году. В числе передовых тор-
фопрелприятяй — Рыбновское. выполнившее
план добычи тр. в апреле и мае на
141,6 процента, Ярославское—на 133,9 про-
цента, Вареговское — на ‘117,2 процента.

ЖЖ
По следам материалов «Правды»

«Санитарный порядок
в городах»

В передовой статье’ под этим названием
«Правда» 17 мая отмечала, что перед зда-
нием исполкома Дзержинского райсовета
в г Куйбышеве лежали груды мусора.

Подтверждая этот факт, бюро Дзержин-
ского райкома ВКП(б) г. Куйбышева со-
обшило в «Правду», что заместителю пред-
седателя райисполкома т. Карпову указано
на непринятие им мер по наведению порядка
и чистоты в райсне. Бюро обязало т. Кар-
пова созвать совешание управломами, на
котором обсудить передовую «Правды» ий
наметить мероприятия по очистке дворов от
мусора.

Бюро потребовало от руководителей
предприятий, имеющих веломственные до-
мовладения в районе, немедленно убрать
мусор и полдерживать постоянную чистоту

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 июня.
(Воен. корр. «Правды»). Вчера состоялось
открытие офицерского клуба энского гарни-
зона. Открывая новый клуб, генерал-майор
Бойков ‘сказал:

— Передовое русское офицерство всегла
превыше всего ставило интересы ролины.
‘Для нас, командиров Красной Армии, совет-
ская ролина — наша родная мать, и жизнь
наша целиком принадлежит ей. Здесь, в
нашем клубе, в товарищеской. среде, мы
будем делиться своим боевым опытом, бу-

Вручение медалей «За

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 2 июня.
(Воен. корр... «Правлы»). В частях и ва ко-
раблях. Черноморского флота началось _вру-
чение медалей «За оборону Севастополя».
На-днях в торжественной обстановке были
вручены медали краснофлотцам и команди-
рам. — гвардейцам крейсера
Крым».

щих к домовладениям, Экипаж корабля выстроился по большо-

Налёты. нашей” авиации
 на железнодорожный узел Смоленск
и станции Карачев, Красный Бор

Красвый Вор (западнее Смоленска) силб=
ной бомбардировке были подвергнуты pac-
положенные здесь крупные склады про-
тивника с боеприпасами, горючим, веше-
вым и инженерно-техническим  иму-
ществом. В результате прямых попада-
ний бомб вся площадь складов была ох-
вачена огромными пожарами. Среди по-
жаров отмечено много с взрывов большой
силы. i

Bee наши самолёты, кроме одного, вер-
нулись на свои базы.

Налет немецкой авиации на Курск

Днём 2 июня немецкая авнация круп-!ная авиация n  , зультате этих боёв на-
ными силами произвела пять налётов на несла тяжелое поражение противнику. По
железнодорожный. узел и город Куревк. В   предварительным и неполным данным, в
этих налётах участвовало до 500 само-  районе Курска нашими лётчиками сбито
лётов противника. Некоторое число не- в возлушных боях 93 немецких самолё-

та. Кроме того, 30 самолётов противни-
  Ка уничтожено огнём зенитной артилле-
рии. Таким образом, всего в течение дня
в районе Курска сбито 123 немецких са-
молёта. Наша авиация потеряла 30 са-
молётов.

Небо Кубани

(От военного корреспондента «Правды»)

Под землёй, на командном пункте пол-
ка, — своеобразная жизнь. Лётчики расска-
зывают о воздушных дуэлях; штабисты во-
дят карандашом по большой карте-лвух-
верстке; связисты принимают донесения и
передают приказы.

И вновь в эти дни прогремели в кубан-
ском небе имена братьев Глинка, горного
орла Кубани Карданова, волжского спорт-
смена Вадима Фадеева, молодых лётчиков
Наумова, Камелькова, Орлова, Богачева,
испытанных бойцов Лавренева и Селезнева,
сбивших в олном бою по три немецких
самолёта.

Королём воздуха в эти дни оказался
ленинградский шофер майор Влалимир Се-
менишин, только что получивший звание
Героя Советского Союза. На маленьком
своём быстроходном истребителе он вёл тя»
жёлый бой над перелним краем линии фрон-
та и добился исключительного успеха. Се-
менишин мастерски сбил четыре «Мессер-
итмитта», которые пытались прикрыть боль-
шую группу «Хейнкелей» и «Юнкерсов».
В этом бою Семенишин ещё раз продемон-
стрировал класс советского пилотажа.
Отромный урон врагу наносит наша штур-
мовая авиация. Большими группами она вне-
запно налетает на расположение немецких
БОЙСК, на колонны машин. на укрепления,
блиндажи и поражает их метким огнём сво-
их бомб, пушек и пулемётов. Молодые
пилоты Александр Гашенко—рабочий Кон-
стантиновского стекольного завола, Павел
Новиков — повар из ресторана «Интурист»
гор. Шахты, Иван Битюков—коногон соля-
ных рудников Донбасса, Михаил Астахов—
студент Московского инженерно-строитель-
ного института, Корсун Воретин, Канатни-
ков, Лопатин—вот они, славные наши
мовики, сбросившие уже много тонн ee
гасных бомб на головы немцев, разбившие
много фашистских ‘укреплений, истребив-
шие тысячи врагов.

Активность нашей штурмовой и бомбар-
дировочной авиация с каждым днём увеля-
чивается. Оборона Hamel истребительной
авиации с каждым днём крепчает.

Немецким воздушным пиратам ещё удает-
ся иногда пикировать на районы располо-.
жения наших войск, удаётся отдельными
самолётами прорываться в тылы к нашим
коммуникациям, к нашим мирным горолам,
но платят они за это очень большой ценой.

* *

День угасает. Беспрерывный гул неба
утихает, но на аэродроме жизнь ещё кипит.
Наконеп, над полем встаёт суровая тёмная
ночь, По чёрному полю ходят, как тени,
зёрные фигуры в кожаных пальто и шле-
Max, ползают гружённые бомбами авто-
мобили. Командир полка деловито обходит
экипажи и наставительно предупреждает о
важности сеголняшних полётов.

Ещё мгновенье, и по условному сигналу
бомбардировщики уходят в НОЧЬ. Жизнь в
воздухе продолжается. Гулят моторы, где-
то далеко мелькают красные разрывы зе-
нитных снарядов, вилен цветной путь трас-
сирующих пуль, и длинные руки прожек-
торов деловито шарят в ночи.

М. МЕРЖАНОВ.
Кубань, июнь. :

ПОДАРОК ЭСГОНСКОГО НАРОДА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 июня. стью выполняют свой долг перел  роди-
(Воен. корр. «Правды»). Вчера состоялась   ной. :

Приказом по полку гаубичная батарея
передается сводным расчётам, составлен-
ным из лучших артиллеристов. Команли-
ром батареи назначен старший лейтенант
Кэйфман, кавалер ордена Красной Звезды,

Расчёты занимают свои места у орудий.
Гремит орудийный салют в честь Верхов-
ного Главнокомандующего Маршала Co-
ветского Союза товариша Сталина.

Под звуки оркестра лвижутся мимо три-
буны моторизованные орудия — прекрас-
ный дар эстонского народа своей родной
Красной Армии. Проходят перемониальным
маршем артиллеристы. На их суровых, за-
горелых лицах — уверенность и решимость
беспощадно истреблять немецких оккупан-
тов в новых грядущих сражениях.

ОТКРЫТИЕ ОФИЦЕРСКОГО КЛУБА

дем еше теснее сплачивать свою фронтовую
офицерскую семью.

В плане работы клуба — лекции и локла-
лы о международном положении, о тактике
немецкой армии, разбор боевых операций,
товарищеские вечера, вечера художествен-
ной самодеятельности, шахматные турниры,
консультации.

Вечер, посвящённый открытию офицерскх
го клуба, закончился ‘болыним коннерто
в котором приняли участие коллективы
красноармейской художественной самодея-
тельности.

/

оборону Севастополя»

му сбору Предселатель Презилиума Bep-
ховного Совета Крымской АССР тов. Мен-
бариев вручил медаль командиру крейсе-
ра — гвардии капитану первого ранга Зуб-
козу. Затем медали были вручены замести-
телю командира крейсера по политической

«Красный  части — гвардии капитану третьего ранга

Бут, командиру орудия — гвардии старшине
первой статьи Кравченко и другим.