bo

„Готовы ли колхозы и совхозы
к встрече школьников?

В прошлом году наши‘ сельские и город-
ские школы оказали колхозам и совхозам
серьёзную помощь в уходе за посевами, в
уборке и охране урожая. Труд школьников
заслужил высокую оценку. Они не только
устептно выполняли свои ученические нор-
мы на полевых работах, но многие из них
даже перевытюлняли нормы взросльх кол-
хОЗНИКоОВ.

Помимо  сельокохозяйственных работ,
школьники проводили в колхозах общест-
венную работу: выпускали бюллетени, уст-
рамвали громкие читки газет, оказали по-
мощь колхозам в постановке учёта. Мно-
гие школьники помогли организовать кол-
хозные детокие ясли и детские площадки.

В этомеголу Родина жаёт от сельских и
городских школ, вобружённых опытом
сельскохозяйственного труда, ещё более
энергичной помощи колхозая и  совхозам.
Если гигантская армия наших учащихся и
педагогов поможет хорошо возделать посе-
вы, поможет без потерь и во-время убрать
хлеб. овощи, технические ‘культуры, — она
сделает большое патриотическое дело.

Сейчас илёт леятельная подготовка к
от’езлу школьников на поля. Всем отде-
лам народного образования, школам и 3е-
мельным органам надо учесть прошлогод-
пий опыт мобилизации школьников Ha
сельскохозяйственные работы, чтобы избе-
жать малейших ошибок и промахов.

Bee ли школы сформировали отряды уче-
ников для участия в полевых работах и
связались с колхозами и совхозами, куда
им придётся выехать? Крайне важно зарз-
неё знать, где и какие работы будут про-
родить учаиеся. Это предотвратит пута-
Hinty, неразбериху, обеспечит плодотвор-
ный труд школьников на полях,

Отхелы народного образования и школы
должны были закончить формирование
пикольных отрядов для участия в полевых
работах 1 апреля. Времени было достатеч-
но, чтобы хорошо подготовиться к выезду,
заранее снестись с колхозами, познакомить-
ся © их планами, рассказать учащимся ©
работах, которые они будут выполнять,
подготовить школьников к некоторым труд-
ностям, с которыми OHH столкнутся, и
помочь им усвоить требования режима я
быта, в условиях которого они будут
Жить.

Bee in земельные органы проследили и
проконтролировали, готовы ли колхозы и
совхозы в встрече юных помощников В
борьбе за высокий урожай? Большюе зна-
чение пля ‘успешного приложения CHa
шрольников на полевых работах сыграет
соолание нормальных бытовых условий. В
каждом колхозе, совхозе, куда приедут
кольные отряды, должно быть организо-
. вано общественное питание, подготовлены
жилиша = отдельные помещения для хе-
вочек и для мальчиков.

Обеспечены ли санитарно-гигиенические
условия и безопасность труда школьников?
Готовы ли трудовые книжки или листки
для учёта трудодней, выработанных уче-
никами? Бригадиры полеводческих бригад
должны заранее выделить школьным отря-

В фонд обороны и помощи освобожденным “районам

СТАЛИНАБАД, 3 июня. (Корр. «Прав-  культурам. Сейчас в районе происходит

ды»). Колхозники Таджикистана продол-
жают сверхилановый?сев в фонд обороны
и помощи освобождённым районам. В Ну-
рекском районе засеяно 70 гектаров. Члены
артели имени Сталина, Джиликульского
района, посеяли в.этот фонд три гектара
риса, три гектара кукурузы, поставили на
откорм 2 толовы крупного рогатого скота.
В 20 районах Сталинабадекой области за-
сеяно сверх плана, свышо тысячи гектаров.

УЛЬЯНОВСК, 3 июня. (Спец. морр.
«Праеды»). Радищевский район первым
в области выполнил план сева ‘по всем

Колхозы приступили
к сИлосованию кормов

КАЛИНИН, 3 июня. (ТАСС). Колхозы
области ‚начали заготовку сочных кормов
для.скота. К раннему силосованию присту-
пили в Бежецком, Лесном и других райо-
нах. В Краснохолмском районе, силосование
начали более 40 колхозов. Колхозы Кашин-
ского района используют на силос не толь-
ко травы, но и сорняки после прополки по-
севов.

продолжительности рабочего дня от 6 до

площади и т. д.), должны оставаться без

только в том случае, если мы организован-

(о

дам самостоятельные Участки для пропл-
ки посевов и других работ.

Наркомзем СООР дал указания земель-
ным органам на местах установить особые
нормы выработки для школьников. Нормы.
вырабо пля учащихся средней и не-
полной средней колы должны устанавли-
ваться правлениями колхозов вместе ©
учителями, зозглавляющими школьные ©т-
ряды. Эти кормы ниже обычных, исхоля из

8 чакюв, в зависимости от возраста уча-
щихся и характера работ:

Оплата труда школьников и педагогов
будет производиться в-трудоднях. Расцен-
ки в трудоднях, установленные в колхозе
за единицу работы (прополоть гектар льна,
проса, связать снопы на гектаре убранной

изменений и хля школьных отрядов. Праз-
ления колхозов обязаны вылавать учашим-
ся, работавшим на полях, до окончатель-
Horo расчёта аванс натурой и деньгами в
счёт выработанных ими трудодней.

Работа школьных отрядов на полях при-
несёт большой хозяйственный эффект

но подготовимея к массовому выезду уча-
щихся в колхозы и совхозы и толково ор-
ганизуем их труд и быт. Дело это rocy-
дарственное, и по-государственному к не-
му надо отнестись.

Правильная организация труда учащих-
ся на полях не только обеспечит крупный
хозяйственный эффект, но превратит пре-
бывание похростков на сельхозработах в
настоящую школу воспитания патриотизма,
воли, выносливости. социалистического от
ношения к труду.

Учащиеся неполных средних и. средних
школ Спасското района, Рязанской обла-
сти, обратились недавно в призывом ко
всем пионерам и школьникам Советекого
Союза -— соревноваться ва сельскохозяйет-
венных работах. Каждый спасский школь-
вик 5— 6-го классов обязуефся в 1943 го-
ду на полевых работах выработать не ме-
неф 75 трудодней, ученик 7—8-ло клас-
с0в—не менее 100 трудодней, ученик
9—10-м4 классов — не менее 150 трудо-
дней. Спасские ребята подготовили аги-
таторов, чтецов, певцов, танцоров, органи-
заторов  военно-физкультурной работы,
юных нянюшек колхозных яслей, которые
принесут большую пользу в колхозах.

«В Красной Армии хлорогие и близкие
нам люди -— наши отды и братья. И opa-
жаются они за самое дорогое для нас —
за нашу любимую Родину. Так поможем
им по-братски, по-сыновнему своим тру-
дом на колхозных полях... Выходите, ре-
бята, все, как один, на Всесоюзное социа-
листическое соревнование школьников!» —
Tak зовут своих сверстников спасские
ШКОЛЬНИКИ. ®

Нет сомнения, что их призыв будет го-
рячо полхвачен всей учащейся молодёжью
Советского Союза, которая вместе CO свои-
ми учителями —— орга низаторами школьных

в Поцежукаевской МТС (слева направо):
ремонтирует сенокосилку; 2. Комбайнер
машины. р

^ Соль—оборонный продукт

Среди важнейших продуктов питания!
поваренная соль занимает одно из первых
мест.

Страна наша богата солью. Разведан-
ные запасы еб исчисляются миллиардами
тонн. Даже после временной потери та-
ких богатейших соляных районов, как

Крым и Донбасс, мы располагаем мощны-

ми месторождениями, которых вполне до-

статочно, чтобы полностью удовлетворить

потребность армия и населения в пова-
ренной соли. Из одного только Баскунчак-
ского соляного озера добывают свыше
миллиона тонн соли в год. Много соли мо-
тут ежегодно давать солепромыслы Алтай-
ского края, Вазахстана, Чкаловской обла-
сти.

Соль есть почти всюду. В некоторых
районах её можно брать чуть ли не го-
лыми руками в готовом виде, прямо ©
пластов самосадочной соли; в других тре-
буется построить небольшие заводы для’
выварки соли. Не так уж много нужно’
для этого сил и материальных средств.
(Стоит ^лишь по-настоящему захотеть, п.
солью можно себя полностью обеспечить,

В сожалению, этого желания как
ий нехватает многим хозяйственникам,

Вот, к примеру, Башкирская АССР.
Редко где можно встретить ‘столь благо-
приятные условия для развития соледобы-,
qu, Kak в Башкирии. Особенно велики в03-
можности в районе Ишимбаево. Для полу-
чения соляных вод здесь не нужно бурить

Освобождённая Адыгея накануне уборки урожая. Ремонт уборочных машин

стройка

1. Темпы

Урал, превращённый мудрым сталинским
предвидением ещё задолго до отечествен-
ной войны в центр современной тяжелой
индустрии на Востоке, стал одновременно
и крупнейшей энергетической базой. За го-
ды сталинских пятилеток здесь сооружен
ряд мошных электростанций, и именно. на-
личие их позволило так быстро пустить в
ход эвакуированные на Урал предприятия.
Однако бурный рост оборонной промышлен-
ности требовал и требует дальнейшего бы-
строго ввода в строй новых мощностей, и
арсенал фронтов—Урал стал за время вой-
ны также центром крупного энергетическо-
го строительства. В течение прошлого года
на Урале введено новых мощностей в два
с половиной раза больше, чем в 1941 году,
очти в четыре раза больше, чем в/ 1940
году. Широким фронтом идёт строительство
ий в текущем году. т
Главное, чему научились уральские энер-
гетики за эти годы,—это строить быстрее
прежнего. Если раньше монтаж котлоаггре-
гата, например,
то теперь передовые стройки производят
его за три месяца и даже в более корот-
кие сроки, несмотря на то, что часто при-
ходится  восстанавлизать значительную
часть оборудования. Новые темпы достиг-
нуты в результате перехода на скоростные
методы строительства и монтажа.

На Челябинской ТЭЦ применён крупно-

1. Слесарь 64-летний Магомет Мешвез
ка А. Сергеенко за ремонтом своей
Фото С, Кероткова.

длился минимум полгода,

план

4 ИЮНЯ 1943г. № 141 (93277)

На энергетических

х Урала

f

На всём лежала’ печать  беспечности,
бесхозяйственности и технической немо-
ши, особенно ярко проявившейся в пол-
ном отсутствии механизмов. Даже то не-
многое, чем обладала стройка, — транспор-
ёр, несколько отбойных MOJIOTKOB, Haco-
сы, лебедки, — было «раздето» и разбито.
Всё базировалось на ручном труде.

Характерный факт. Когда после оконча-
ния машинного зада его надо было очи.
стить от строительного мусора, это дела-
лось при помощи носилок!.. Почти весь
коллектив, в том числе и Квалифицирован-
ные рабочие, в течение ‘трёх недель таскал
 мусор и сваливал. его тут же за воротами,
чтобы затем перетаскивать на новое место.
Между тем ‘в”распоряжении строительства
была ширококолейная железная дорога,
при помощи` которой можно было очистить
здание з4 несколько дней. Но До того на
этой стройке чурались механизмов, 4TO 06
этом никто нё хотел думать. Когда через
некоторое время на площадке появился,
наконец, обыкновенный передвижной тракс-
портер, это было настоящей диковинкой,

Не удйвительно, что при таких условиях
строительно-монтажныхй работ в
1942 г. был выполнен всего на 36 процен-

тов, а установленный срок ввода в строй

новых мощностей был сорван. Наркомат
электростанций и его органы в первое
время проявили очень мало заботы 06
этой важнейшей стройке.

оо метод монтажа котла. Отличие его
от обычных методов заключается в том, что!
отдельные детали предварительно собира-
ются в крупные узлы (блоки) и в таком
виде подаются на фундамент. Благодаря
этому монтаж всего котла удалось свести
к’ 96 под’емам вместо 252 при прежней
технологии. Новый метод позволил также
одновременно вести монтаж собственно
котла и так называемой хвостовой его ча-
сти-—экономайзеров. Применекие крупных
блоков дало экономию на монтаже в 16
суток.

Вместо того, чтобы подымать деталь за
деталью и монтировать их в камере котла
‘на -болышой высоте, в тесных и неудобных
условиях, бельшинство этИх операций про-
делывается на земле, на просторной пло-
щадке, затем блоки весом в несколько де-
сятков тонн подтягиваются к под’ёмным
механизмам, расположенным на фундамен-
те. Остается поднять блоки, поставить их
на рабочее место и связать между собой.

Крупноблочный метод применим не толь-
ко на монтаже. но и на строительстве. На
той же Челябинской ‘станции начали про-
изводитв предварительную сборку ферм  ле-
сов на земле вместо возведения их и на-
ращивания вокруг строящихся зданий. И
леньхие заводы по выварке поваренной со-   Это дет Caen, Scarpa Be, eee
ли. В Москве в прошлом году завод был! Так же можно собирать в крупные Оло-

; Е ;   ки опалубку и арматуру. Параллельность
построен, пущен и теперь дает МОСКВИЧАМ спераций вместо прежней их последова-
20 тонн доброкачественной соли В ДЕНЬ. тельности является основным условием
А вот в Йрославле, где тоже построен за-

скоростного строительства.
вод, 38 4 месяца 1943 года вместо полата-

Ценную инициативу, главным образом в
ющихся 500 тонн выдано всего 28 тонн   области восстановления оборудования, про-
соли. Что же касается Ивановского соле-

вине краевых организаций (председатель
крайисполкома тов. Буеверов, начальник
крайнищепрома тов. Гоманов) соль в Ха-
кассию, как и раньше, приходится возить
за 2 тысячи километров. Ничего или ни-
чтожно мало сделано для использования
местных соляных богатств и в Алтайском
крае, Архангельской, Ивановской, Вологод-
ской, Вурганской и ряде других областей.

Намеченная программа расширения ме-
стной соледобычи оказалась невыполнен-
ной. По системе Наркомата пищевой про-
мышленности РСФСР производственный
план местной добычи соли в [ квартале
1943 года реализован всего на 25 проц.,
апрельская программа — на 42 проц.

Срыв плана местной добычи соли Сов-
нарком РСФСР квалифинировал как игно-
рирование руководителями местных органи-
заций и Наркомпищепромом РОФСР повее-
дневных нужд населения,

В городах Москве, Иванове и Ярославле
имеются буровые скважины, из которых
можно добывать соль. Во всех трех городах
решено было на скважинах соорудить ма-

Первые сдвиги наметились лишь в мар-
те и апреле в результате принятых нар-
коматом мер, а также назначения нового
начальника строительства тов: Тарасова.

Работа оживилась. Смонтирована Турбина:
Развёртывается и монтаж котла, который
должен быть закончен в июне. Начались
работы по дальнейшему расширению
станции.

Однако на стройке и сегодня ещё ke

решены основные вопросы. Парк механиз-

мов попрежнему недостаточен» и пополне-
ние его идёт крайнё медленно. На виз
ком уровне продолжает оставаться про-
изводительность труда. В феврале crpon-
тели выполнили нормы лишь на 88 про-
центов, в марте— на 77 процентов, в апре-
ле-на 88 процентов. Выработка на одного
рабочего составила в марте 71 проц, яв
апреле — 80 проц. к плану. Количество
рабочих, не выполняющих норм, возросло
с 282 в феврале до 496 в марте и 454 в
апреле. Это можно об’яснить прибытием
большой партии новых, малоквалифициро-
ванных рабочих. Среди них много колхоз.
ников из среднеазиатских республик, впер-
вые попавших на производство. Отношение
же к ним такое, как к бывалым рабочим,
Их разбили на бригады, и этим дело огра-
ничилось. Ни. инструктажа, ни. обучения.
А факты показывают, что при более вни-
мательном отношении новые рабочиё начн-
нают довольно быстро выполнять нормы.

Среди монтажников укоренилось  вред-
ное мнение, что подготовить квалифици-
рованных рабочих в течение одного мон+
тажа невозможно, да и незачем. <

явили монтажники другой ТЭЦ, где на-
завода, то его и в помине нет. А ведь все

чальником строительства ло недавнего

ренной соли, оставалось
немного: возвести довольно несложное зда-
ние и изготавить простое оборудование.

дорогостоящие скважины.

Чтобы организовать производство пова-
сделать очень

три солезавода располагали одинаковыми
возможностями,

Специально созданное для развития ме-
стной добычи ‹оли Главное управление со-

ляной промышленности Наркомпищепрома
Строительство солезавода задумано бы- р р ae

времени был, тов. Аякасов. Там добились
ускорения сроков монтажа, смело взявшись
за изготовление многих крупных узлов. и
деталей собственными силами. Так были
изготовлены трубчатый воздухоподогрева-
тель, камеры экранов и др.

РСФСР не сумело мобилизовать местные
управления пищевой промышленности на
преодоление трудностей, а нередко высту-
пало в роли регистратора фактов грубейших

этрядов-——поможет Родине вырастить и

Ga Hoc й 1943 года ло ещё в конце 1941 годз. Вместо заводско-

го здания стоит йедостроенная коробка без
крыши, без окон, без нужного’ оборудова-
ния. При проектной мощности в 7 тысяч
‘тонн соли в тод «завод» выпустил 34
 4 месяца этого года... 132 тонны соли.

Пбзорная история с постройкой Ишим-
баевекого солезавода отнюдь не делает че-
сти ни республиканскому Наркомату пи-
щевой промышленности в лице наркома
тов. Бикметова, ни председателю Совнар-
кома Башкирии тов. Вагапову.

Башкирия. к сожалению, не предстаз-
ляет исключения. Та же неприглядная
картина наблюдается и в других 06л8-
стях, крзях и республиках. В Ераснояр-
ском крае ещё весной прошлого года дол-
жны были быть построены и пущены два
крупных солезавода мощностью в 3.000
тонн — в Абакане (Хакассия) и Варчее.
Заводы не закончены и по сей день. По

раснтирению соледобычи.

Большая доля вины за срыв плана до.
бычи соли ложится па местные советские’
и партийные организации. Трудно допу-
стить, чтобы Архангельский облисполком,
например. не в состоянии был выделить
на строительство солезавола в Неноксе 30
лолтадей с подводами и 90 рабочих.

Долг местных советских, партийных, х-
зяйственных и профооюзных организаций—
по-деловому взяться за развитие местной
добычи поваренной соли. Соль нужно до-
бывать веюду, где в этому представится
хоть малейшая возможность.

С. РОМАНЫЧЕВ.
Народный комиссар пищевой
промышленности РСФСР.

сев сверх плана в фонд обороны и помощи
колхозникам, пострадавшим от немецких
оккупантов. Важдый колхоз засевает в этот
  фонд по 3—4 тевтара. i

ВОРОНЕЖ, 3 июня. (Корр. «Правды»).
Колхозы Добринского района засеяли в фонд
обороны свыше 300 гектаров, Песков-
ского — 150, Никитовского — 138. По-
сев сверх плана продолжается. колхозники
сельхозартели имени Богучарских парти-
зан, Радченского района, засеяли своими
семенами 15 гектаров, колхоз «Передовик»,
Водопьяновского района, — 5 гектаров.

=

ee
e

Успех смоленских льноводов

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 3 июня.

(ТАСС). Колхозы области, выполнившие на

Братская помощь ростовским шахтёрам.
КАРАГАНДА, 3 июня. (Корр. ‚ «Прав- На-днях секретарь Ростовского обкома
ды»). Вскоре после изгнания немецко-фа-  партии тов. Двинский и начальник комби-

прошлой неделе государственный план сева
лына, обработали и засеяли сверх задания
ещё 4.600 гектаров льна. Льноводы Вязем-
ского и Новодугинского районов, только в
марте освобождённых от немецкой оккупа-
ции, перекрыли своё задание на 20—25

процентов, а соседние < ними гжатские и
тумановские льноводы
тора раза.

= больше чем в пол=

Лучше использовать тракторы

В нынешнем году большая часть всех
сельскохозяйственных работ должна быть
выполнена тракторами. Отсюда понятно,
какую роль играет высокопроизводительная
работа тракторного парка в борьбе за ве
сокий урожай. Чем полнее будут исполь-
зованы тракторы, тем скорее будет завер-
шен сев, тем выше будет агротехника на
колхозных полях.

Волхозы и машинно-тракторные  стан-
ции вступили в последнюю, завершающую
фазу сева. Многие области, края и
республики завершили сев зерновых куль-
тур. Машинно-тракторные станции Москов-
ской и Горьковской областей наладили чет-
кую работу тракторных бригад. Число МТС,
перевыполнивших план весенних работ,
растёт с каждым днем. Передовая в Горь-
ковской области Каменская МТС к 15 мая
выполнила план тракторных работ на 200
процентов. Вятеко-Полянская МТС, Киров-
‘ской области, к 10 мая план весеннего
сев» выполнила на 103 процента. Таких
примеров немало.

Тракториеты, бригадиры, механики МТС
трудятся на колхозных полях, не. жалея
сил. Вступив в социалистическое соревно-
вание, девушки, впервые взявиеие в руки
штурвал трактора, успешно выполняют
свои задания, производительно используют
машины. Больших успехов добилась жен-
ская тракторная бригада К. Ананко (Бело-
водская МТС, Киргизской ССР). Каждым
15-сильным тражтором бригада обработала
320 тектаров и сэкономила за время ве-
сенней сева 1.000 килограммов горючего.
Трактористки Ульяна ^ Долгополова, Анна
Соколов» и Варвара Савина уже выполни-
ли годовые задания. =

Олнако He везде ещё тракторы исполь-
зуются на полную мощность.
машины часто простайвают в борозде.

Очень велики простои тракторов в Ал-
тайском крае, Новосибирской и Пензенской
областях. Руководители многих МТС недо-
оценили того факта, что среди трактоеристов
много молодых, малоопытных.- водителей.
Необходимой помощи новички не полу-
чают, они зачастую предоставлены самим
себе. Нередки случаи, когда руководители
МТС огульно охаивают молодых трактори-
стов, а сами не помогают им быстрее озла-
деть машиной, научитьея самостоятельно
водить её в борозде. ^

Опыт передовых МТС и бригад говорит
0 том, что для правильного использования
тракторов требуется правильно расставить

шистскйх захватчиков из Ростовской обла-  ната «Ростовуголь» тов. Каган  прислази

сти горияки  Карагандинского треста!
  а имя т ровуголь» еграмму
«Кировуголь» выделили из своих ресурсов а eee

кадры опытных, квалифицированных трак-
тористов и молодых. Надо комплектовать
бригады так, чтобы на тракторе работали
и опытный, и молодой трактористы, при-
  чем в нервый период полевых работ опыт-
ный тракторист не должен оставлять ма-
шину до тех пор, пока он не убедится,
что его сменщик научился самостоятельно
работать на тракторе. Раз’ездные механики
должны. постоянно находиться возле трак-
торов и.налаживать работу машин и при-
ценных орудий.

Недопустимо, Когда в некоторых MTC
раз’ездные механики в разгар полевых ра-
бот отсиживаются на центральной усальбе
и в канцеляриях. В Колдыбанской МТС,
Вуйбышевской области, на севе около поло-
вины тракторов простаивало из-за техни-
ческих неисправностей, а механики в это
время находились на усадьбе МТС. В ряде
мест раз’ездных механиков не обеспечили
средствами передвижения, и люди вынуж-
денно занимались но тем, чем следует.

Организовать техническую помощь моло-
дым трактористам —— это значит создать

В ряде МТС  максимальную подвижность раз’ездных и

старших механиков. Транспортные средства

оборудование для одной шахты «Ростов-
угля» и послали для ее восстановления
бригаду из 20 крепильщиков и слесарей,
а также собрали 380 тысяч рублей на вос-
становление культурно-бытовых учрежде-
ний освобожденной шахты.

МТС должны быть предоставлены в первую
очередь механикам МТО. Нельзя мириться
G6 тем, что на лошадях иди на легковых
автомашинах раз’езжают большей частью
те, кто никакого влияния на ход сельеко-
хозяйственных работ не оказывает, а мё-
ханики или отсиживаются на усадьбе, или
ходят пешком, совершая переходы по не-
скольку десятков километров в сутки!
Вот пример. В Дон-Арыкской МТС, Вир-
гизской ССР, есть пять лошадей. Ими
пользуются все, только не старший меха-
ник тов. Болдышев. В Красноречинской
МТС старший механик тов. Вахтанов He
может. организовать технической помощи
тракторным бригадам: ему не на чём вы-
ехать в поле. В то же время директор
МТС исправную легковую машину пере-
даёт, по непонятным причинам, для поль-
зования различным ‘районным  организа-
циям. Не может быть такой МТС, которая
не нашла бы при всех условиях 3—4

верховых лошадей или часть автомашин

для раз’ездных механиков.
Чтобы поддерживать бесперебойную ра-

боту тракторного. парка в бригадах, нужно
регулярно доставлять трактористам залас-

ные части, инструменты и другие ремонт-
ные материалы. Многое тут могут сделать
ремонтные мастерские. Они всё время дол-
жны создаваль необходимый запас крепёж-
ного материала, полевого инструмента, з2-

пасных частей, необходимых для техниче-

ского ухода за машинами. Все материаль-
ные средства надо быстро передавать в
тракторные. бригады.

Для передвижных мастерских

нет оснований об’яенять отсутствие перё-

движных мастерских недостатком грузовых
автомашин. Опыт показал, что передвиж-
оборудованная Ha паро-
конной телеге, может оказать эффективную
техническую помощь тракторным брига-

я мастерская,

AaM.

GSE ee НЕ ee ee ee Be RE ee

могут
быть использованы любые средства, в том

числе и живое тягло. И директорам МТС

в которой они благодарят карагандинских
шахтеров за их братскую помощь.

Сейчас в тресте «Кировуголь» заканчи-
вается подготовка к отправке`в Ростов-
скую область оборудования для механиче-
ской, мастерской одной из крупных шахт.

ЕЯ

Можно привести немало примеров, когда
при достаточном количестве горючего и
смазочных материалов в области и даже
в МТС тракторы вс же простаивают из-за
недостатка горючего. Поэтому крайне важ-
но, чтобы горючее и смазочные материалы
правильно- были распределены в области

ежду МТС, а в МТС — между бригада-
ми, ‘чтобы горючее во-время завозилось в
МТС и в тракторные бригады и вепосред-
ственно отдельным трактористам.

Сейчас, как никогда, нужен тщательный
технический уход за тракторами и прицеп-
ными орудиями. Серьёзное значение имеет
ежесменный технический уход — наруж-
ные осмотры, подтяжка креплений, смена
отработанного масла в воздухоочистителе,
каблюдение за исправностью смазки, со-
держание трактора в чистоте, правильная
сценка прицепных орудий и т. д. Извест-
но, например, что неправильно прицеплен-
ный плуг или притуплённость лемехов мо-

Урал может и должен стать одним из
дентров строительства новых силовых уста-
новок. Такая задача уже поставлена перед
уральской промышленностью; в частности

нарушенаяй правительственного задания по По турбиностроению.

Уральское энергетическое хозяйство вы.
росло, возмужало, и законно требовать,
чтобы дальнейший его рост и по темпам,
И по методам соответствовал требованиям
военного времени. К сожалению, -это не
всегда так.

2. Тормозы

Расширение М-ской электростанции в
Свердловской области началось год тому
назад. Предстояло смонтировать котел в
готовом здании, мощн турбину, расши-
рив для неё машинный зал,
фундаменты для этих  аггрегатов и
ряд других сооружений. Предусмотрен-
ный для этого срок в 6—7 месяцев
был вполне достафочен. Однако лучшие
летние месяцы 1942 года были упущены
не только для строительства, но и для
подготовки к нему. И когда осенью на-
чали прибывать рабочие, развернуть
строительство оказалось невозможным. То
не было материалов, в том числе и таких,
как пебок, щебень, которые можно было
заготовить на месте, то нехватало  квали-
фицированных рабочих. Не было постро-
ено ни одного метра жилья, нё запасено
топливо, бытовые вопросы вообще забро-
шены. Прибывавшее оборудование свали-
валось гдё и как попало. Ero заносило
снегом, и впоследствии некоторые детали
так и не могли разыскать и вынуждены
были заказыватв”их вновь. ы

Юбилей поэта

УФА, 3 июня. (Корр. «Правды»).
5 июня состоится пленум союза писате.
лей Башкирии, посвящённый 30-летию ли-
тературной деятельности башкирского поэ-
та-орденоносца Сайфия Кудаша.

Много своих произведений Сайфи Кудаш
посвятил социалистической — перестройке
башкирской. деревни, победе колхозного
строя: роман в стихах «Куш каен», поэ-
ма «Письмо», поэма о Сталинской Кон-
ституции «Закон о счастьи». Близка поэту
тема дружбы народов СССР. Поэма «Кау-
шу» посвящена воссоединению Западной
Украины и Западной Белоруссии с СССР
в 1939 году. Для советских детей on Ha-
писал поэму «Салават», поэму-сказку «Клю-
чи счастья», Где воспеты великие образы
Ленина и Сталина; рассказ «Когда. были
помещики» и другие. Большую работу
Сайфн Кудаш ведет по изучению литера-
турного наследства классика башкирской
литературы Мажита Гафури. Незадолго до

гут повышать нерациональный расход войны Кудаш закончил пьесу о жизни Га-
мощности до 30 процентов, увеличивать   фури. ;

ae dea горючего и снижать качество
работ,

Велика роль старшего тракториста. Он
лично отвечает за техническое состояние
и работоспособность тракторного аггрегата,
обязан сам, особенно в первый периот ра-

боты с молодым тракториетом, показывать

пример точного соблюдения всех правил
технического ухода, обучать и прививать
навыки своему сменщику.

Местные земельные органы, МТО. рай-
онные организации. должны знать о работе
каждой бригады’ трактористов, конкретно
руководить ими, оказывать необходимую
помощь. Поднять отстающие МТС до уровня

передовых, добиться общего ‘улучшения pa--

боты тракторного парка, -—— это значит
создать важнейшее условие для увеличения
валового сбора всех сельскохозяйственных
культур в 1943 году.

Й. ВАСИН.

Заместитель наркома земледелия СССР.

построить

{руем котёл и поедем на’ другую стройку.

Зачем же заниматься `подготовкой  лю-
дей?» — рассуждают монтажники.

Нужно ли говорить, что эти рассуждеч
ния с высоты своей колокольни не вы-
держивают никакой критики, Если бы
рукозодилель котломонтажа Tos. Шемиот
с самого вачала встал на  едияственню
правильный путь — готовить кадры, мон-
тажный участок давно обладал бы доста
точным количеством газо: и электросвар-
пиков, можно было бы подготовить м ве-
которое. количество работников других
специальностей, хотя бы из учащихся фе-
месленных училищ и школ ФЗО. Однако

\у монтажников к молодым кадрам самое

пренебрежительное отношение,

Нужно сказать, ura и трест «Урал.
энергострой» не проявляя заботы о под
готовке кадров. Сейчас наметили довольно
широкую программу подготовки квалифи-
‘цированных рабочих для монтажа. Обшир-
ные планы имелись и  фаньше, но остава-
лись на бумаге.

Турбина уже вступает в эксплоатацяю,
но она не сможет работать с полной ва-
грузкой, пока не будет введен в строй в
котел. Он должен быть пущен в июне.
Сейчас дело зависит от неуклонного вы-
полнения всеми наркоматами и организа
 циями возложенных на них правитель
 ством обязанностей - по поставке метал
ла, труб, леса и других материалов и
оборудования. Несколько недель в этом
смысле прошли впустую, стройка почта
ничего не получила.

Затяжка на несколько дминих месяцев
важнейшего строительства —совершенно не
терпимое явление. Что подобное ‹ооруже-
ние можно выполнить в значительно более
короткие сроки, показывает пример других
энергетических строек. ^

jl. KOCCOB.
(Cren.: xopp. «Mpapabis).
Урал.

Сайфи Кудаша.

С. особой силой прозвучал голос позта
в дни Великой отечественной войны. Сай:
фи Кудаш ^ работает; во многих жа:
рах. Достаточно упомянуть такиё стихо:
творения, как «Ленинград», «Слово матери»
(© защите Москвы), «Думы об Украине»,
«Месть», «Яблоневый сад», «Уздечка», поэ-
ма «Ленин и боец», очерк о башкирской
гвардейской кавалерийской дивизии, диб-
ретто одноактной оперы «За родину». Bo
время войны издано три сборника его
стихов. Назднях выходят из печати сбр-
Ники стихотворений «От всего сердца» #
очерков «В степях Дона», Значительное
число произведений переведено на русский
и украинский языки.

С докладом ©’ творчестве Сайфи Кудаша
выступит на пленуме секретарь Уфимского
горкома партии Мустафин. Доклад на тему
«Башкирская литература в дни отечествев-

ной войны» сделает ноэт-орденоносец Бая-

стие русские и украинские поэты и пися-
тели братских республик.“

Г Бикбай. В работе пленума примут УЧа-

ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ

Плоды безответственности

Недавно Ивановский обком ВКП(б) был
вынужден обсудить вопрос о небрежности,
допущенной редакцией областной газеты
«Рабочнй край». В газете. при опублико-
вании важного документа была допущена
нетерпимо ды опечатка. Обком указал
редактору «Рабочего края> тов. Лифшицу

на недопустимость подобной небрежности!

в работе.

Но, как видно, это ничему He научило
работников редакции. На-днях при опу-
бликовании другого” важного документа
вновь была `допущена грубая опечатка.
Вместо слов-—«в итоге политического
крушения», в газете напечатано — «в итоге
политического решения». Бессмыслица на-
лицо. я

`Это — результат небрежности и безот-

ветственности, которую проявляют редак-
ционные раболники. Достаточно сказать,
что сверка этого ответственного материала
была поручена техническому работнику.

# ++
Небрежно ‘работают `и в редакции
саратовской областной газеты  «KoMMy-

нист>. Эта газета 2 июня поместила 6иб-
лиографическую статью о патриотизме
в русской литературе:
этой статье приводится цитата #3
важного политического документа. Цитата
приведена с произвольными пропусками
искажающими её смысл.
НеряшливосТь, брак`в газетной ‘работе
часто могут принести серьезный полити-
ческий вред. Об этом должен знать каждый
газетный работник.