_ Предупреждение Идена
по адресу германских
военных руководителей

ЛОНДОН, 9 июня. (ТАСС). Как nepe-
даёт агентство Рейтер, в английской пала-
те общин было высказано пожелание, что-
бы на германских военных руководителей,
а также нацистских лидеров была возложе-
на личная ответственность за безопасность
большого количества заложников, отправ-
ленных в Германию.

В ответ Иден сказал: «Я рад возможно-
сти публично заявить, что германские воен-
ные руководители, а также нацистские по-
литические лидеры подлежат наказанию за
все преступления в отношении траждан
Об’единённых наций, в которых они будут
изобличены».

yes

Возвращение генерала Маршалла
в США

НЬЮ-ЙОРК, 7 июня. (ТАСС). Как сооб-
шает вашингтонский корреспондент агент-
ства Юнайтед Пресс, военное министерство
об’явило, что начальник штаба американ-
ской армии генерал Маршалл вернулся из
своей заморской поездки. Маршалл сопро-
вождал Черчилля в Северную Африку, где
он имел совещание с генералом‘ Эйзенхауэ-
ром и другими американскими и англий-
скими военными руководителями.

=o

Арест оппозиционных деятелей

: в Румынии

ЖЕНЕВА, 9 июня. (ТАСС). Гитлеровсжое
агентство — германское — информационное
бюро сообщило о том, что румынской по-
лицией арестован бывший премьер-министр
Румынии Георгий Татареску, а также вид-
ный румынский политический деятель, быв-
ший член румынского парламента Констан-
тин Буршан. Оба они обвиняются «в связях
с врагами Румынии».

а

Казни в Эльзасе

СТОКГОЛЬМ, 9 июня. (ТАСС). Бер-
линский корреспондент шведской газеты
«Свенска дагбладет» сообщает, что в
Страсбурге по приговору чрезвычайного су-
да казнены четыре эльзасца в возрасте от
20 до 40 лет за «государственную измену
и содействие врагам Германии». Трое из.
казненных обвинялись Также в сборе ору-

Кия.

СТОКГОЛЬМ, 9 июня. (ТАСС). Гитле-
ровская газета «Штрасбургер нцейтунг»,
издающаяся в Страсбурге, с циничной от-
кровенностью пишет о неменком грабеже
Эльзаса. По еловам фашистской газеты,
до оккупации «Эльзас жил слишком рос-
кошно», и поэтому Германия «воспользо-
валась теми значительными запасами, ко-
торые накопил Эльзас в прошлом», Нахо-
дя подобный грабеж «естественным», га-
зета обрушивается с угрозами по адресу
эльзасцев, которые «только и говорят о
том, что немцы все вывезли и сожрали».
Фашистская‘ газета заявляет, что эльзас-
цы «должны уже быть счастливы тем, что
сни не попали еше в положение Фран-

ции, продовольственное положение кото-
рой всем хоропю известно».

—о-
Реорганизация чилийского
кабивета
НЬЮ-ЙОРК, 8 июня. (ТАСС). Как со-
общает корреспондент агентства  Ассоши-

эйтед Пресс из Сант-Яго (Чили), чилий-
ский кабинет ушёл в отставку.
НЬЮ-ЙОРК, 8 июня. (ТАСС). По сооб-
щению корреспондента агентства Юнайтед
Пресс из Сант-Яго, президент Чили Риос

are vir ere

вы OCH ведут многозначительные

очи

tae

Заявление

ВАШИНГТОН, 9 июня. (ТАСС). Рузвельт
слелал на пресс-конференции следующее
заявление:

«С момента начала нынешней
время от времени поступают сообщения о
TOM, что одна ‘или. несколько держав оси
серьезно намереваются применить отрав-
ляющие вещества, или ядовитые газы, или
другие бесчеловечные способы ведения
войны. Я испытываю отвращение при мыс-
ли, что какая-либо страна, даже наши ны-
нешние враги, могла бы или была бы на-
мерена применить против человечества та-
кое ужасное и бесчеловечное оружие. Од-
нако имеются доказательства, что держа-
приго-

товления к этому; показательно, что о та-

1ких намерениях все чаще сообщается из

различных источников. Применение такого
рода оружия признано незаконным общим
мнением всего цивилизованного человече-
ства. США не применяли такого оружия,
и я надеюсь, что мы никогда не будем
вынуждены применять его. Я заявляю ка-
тегорически, что мы ни при каких обстоя-
тельствах не прибегнем к такого рода ору-
жию, если наши враги первыми не приме-
нят его.

‹ ЛОНДОН, 9 июня. (ТАСС). Штаб о
ных войск в Северной Африке сообщает,

союзников подвергла обстрелу остров Пан-
теллерия. Результаты артиллерийского огия
были уловлетворительными. Противник ока-
зал сопротивление, однако корабли союзни-
ков не получили повреждений и не понесли
потерь.

В ночь на 8 июня и вчера днём остров
был также атакован бомбардировщиками
союзников. Кроме того, вчера были под-
вергнуты бомбардировке базы Южной Сар-
динии. В течение дня был сбит один вра-
жеский самолёт. Один самолёт союзников
не вернулся на базу.

ЛОНДОН, 9 июня. (ТАСС). В коммю-

Рузвельта об ответных мерах США
в случае применения державами оси
отравляющих веществ

войны, любому из наших врагов, намеревающемуся

что 8 июня группа крейсеров и эсминцев  8

НИЕ РО

Как президент США и главнокомандую-
щий американскими вооруженными силами,
я хочу заявить со всей  категоричностью

прибегнуть к таким отчаянным варварским
методам, что подобного рода акты, нред-
принятые против какой-либо одной из Об’-
единённых наций будут рассматриваться
как направленные против самих США, и
последние в соответствии с’ этим будут
действовать. Мы заявляем, что по отноше-
нию к любому виновнику этих преступле-

ний будут приняты в полной мере и быст-

ро соответствующие ответные ` меры, и я
считаю себя обязанным сейчас предупре-
дить армии и народы держав оси в. Европе
ив Азии, что ужасные последствия лю-
бого применения этих бесчеловечных ME-
тодов с их стороны будут обрушены Ha
их собственные головы. Поэтому за вся-
ким применением отравляющих веществ со
стороны любой державы оси немедленно
последуют по возможности наиболее пол-
ные ответные меры по отношению к цен-
трам военной промышленности, морским
портам и другим военным об’ектам на всей
территории этой державы оси».

Действия авиации и морского флота союзников

нике штаба английских военно-воздушных
сил на Ближнем Востоке говорится, что
июня днём лёгкие бомбардировщики и
истребители дальнего действия неоднократ-
но атаковали вражеские суда в Эгейском
море. Два парусных судна противника бы-
ли положжены. Кроме того, у входа в Ко-
ринфский залив были атакованы два бук-
сирных парохода неприятеля. На одном из
зих возник пожар. В ночь на 8 июня ан-
глийские тяжёлые бомбардировщики ‘атако-
вали конечную железнодорожную станцию
и сортировочную станцию острова Сарди-
ния. Возникло много пожаров, один из
них — у главного вокзала. Все самолёты
возвратились на базы.

Рост недовольства в гитлеровской Германии

СТОКГОЛЬМ, 9 июня. (ТАСС). Неменко-
фашистская газета «Мюнхнер нейесте нах-
рихтен» жалуется на то, что все большее
число немцев «поддается настроениям мало-
душия и Упадка». По мнению газеты, это
вызвано тем, что в Германии в последнее
время распространяется «слишком много
слухов», особенно в связи с воздушными
налётами. Газета признаёт, что сообщения
о разрушениях германских городов молние“
носно распространяются по всей Германии.
«Не секрет,— пишет газета.— что в четвёр-
тый год войны Германии живётся тяжело и.
что вой сирены, раздающийся и днём и
ночью, далеко не приятная музыка». Весьма
тяжело также, по словам газеты, что про“

довольственный паёк вновь сокращен и
что веобходимо платить новые налоги, яо,
указывает газета, «к чему хныкать, к чему
посылать на фронт письма, нолные жалоб,
и распространять всяческие сведения обо
всём этом». Е

Гятлеровская газета «Данцигер форю-
стен» заявляет, что многие немцы «держаг-
ся в стороне от борьбы Германии». «В на-
шем тылу, — пашет газета, — имеются вся-
кие щели и лазейки, в которые прячутся
люди, не желающие подвергать себя тя-
жёлым испытаниям». «Данцигер форпостен»
предлагает принять против таких людей
суровые меры, «охотиться за ними, раз”
ставляя им ловушки повсюду».

Подробности‘ всеобщей забастовки в Голландии

НЬЮ-ИОРК, 9 июня. (ТАСС). Бюро во-
енной информации США сообщает новые
подробности всеобщей забастовки, апроис-
ходившей в Голландии в конце апреля и
начале мая. Забастовка вспыхнула 29 аи-
реля через полчаса после того, как окку-
пационные власти об’явили о том, что все
солдаты и офицеры голландской армии
будут отправлены на принудительные ра-
боты в Германию. Забастовка охватила
всю страну. В городах прекратили работу
фабрики и заводы, закрылись магазины и

‘об’явил следующий состав нового кабине-
та: министр внутренних дел —— адмирал общественные учреждения, приостанови-
Хулно Аллард, министр национальной ©60- Лось автобусное и трамвайное движение,
роны — генерал Оскар Эскуддеро, ми- нные станции,

перестали работать телефо:
нистр иностранных дел — Хоакин Фернан- Вслел за этим прекратили работу рабочие
дес, министр финансов и народного хозяй-

железных дорог, водопровода и газовых
ства — Гильермо дель Педрегаль, министр

заводов.
просвещения — Энрике Маршалл, министр

здравоохранения Отеро дель Рио, министр
колонизации — Алехандро Лаго, министр
юстиции — Гахардо, министр ‹ обществен-

В деревнях крестьяне забивали
и прятали скот.

Огромные толпы голландцев заполнили
улицы городов. Из рядов демонстрантов
слышались антигерманские выкрики, В тот

ных работ и путей сообщения — Рикардо же вечер немецкая полиция, получив под-
Бускунан, министр труда — Маркано Бус-  крепление, приступила к массовым арестам
тс, министр земледелия — Орасио Сер- вначале в промышленных районах страны,
рано. с Тысячи

‚ Была темная южная ночь. Немецкий сол-
дат перебрался через реку. Он дополз до
навих бойцов и, протянув винтовку, ска-
зал: «Я — француз». Он оказался эльзас-
цем.

На судьбе Эльзаса мы лишний раз видим
абсурдность немецкой «расовой теории» и
торжество великого принципа народа. Гит-
леровцы строят самоутверждение  «дейч-
тум» — «неметчины» на мистике крови, на
т черепа или на свойствах пигмента.

ля них человечество делится на породы.
Делами фашисты спешат опровергнуть свои

а затем и в сельских местностях.

Голос Зльзаса

блюдателю Южную Германию. Однако на-
ция, живой народ опровергают формулы ра-
систов. Есть на другом конце Франции
другая область — Бретань, также сильно
привлекавшая внимание гитлеровцев. Бре-
тонцы говорят на кельтском диалекте, их
быт своеобразен. Гитлеровцы попробовали
об’явить бретонцев не французами. Моряки
Бреста, рыбаки Дуарнэнэ, рабочие Конкар-
но ответили выстрелами  фран-тиреров.
Эльзасец, перешедший к нам с криком
«я — француз», выразил чувства всех жи-
телей Эльзаса. Они чувствуют себя фран-

голландцев были арестованы в качестве
заложников. Полицейские грузовики, во-
оружённые пулемётами, патрулировали по
улицам, Населению было запрещено соби-
раться на улицах групнами более 5 чело-
век. Стремясь быстрее прекратить  заба-
стовку, гитлеровцы развернули массовый
террор. Поспешно созданные военные трни-
буналы выносили смертные приговоры
сотням патриотов в городах и деревнях.
Казни производились, как правило, прямо
на улицах и плошадях, причём население
в целях устрашения силой сгонялось к
месту казней. Трупы казнёниых немцы за-
прешали ‘убирать.

ЛОНДОН, 9 июня. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что голландскими патрио-
тами был убит Постум — «министр» сель-
ского хозяйства и рыболовства в марлоне-
точном голландском «правительстве» Мус-
серта. Недавно было совершено покушение
aa других членов «правительства» Муссер-
та — генерала Зейфардта и «министра про-
паганды» Рейдона. Зейфардт убит. а Рей-
дон тяжело ранен.

С того дня началась борьба эльзасцев
против поработителей. Самые непримирамые
ушли, бросив насиженные. места, дома, BH-
ноградники. Десятки тысяч ‘добрались по
Африки. В армин де Голля эльзасцы пока-
зали себя героями, и население Эльзаса гор-
дится душой Бир-Хакейма, генералом Ке-
нигом. ‘

Так были сняты сливки, но и снятое мо-
локо оказалось для немцев чересчур гу-
стым. Осенью 1940 года эльзасские фран-
цузы были торжественно’ об’явлены нем-
цами. гол спустя газета < ишер
беобахтер» писала: «Жители Эльзаса как
будто не хотят понять оказанного им доб-
ра. Они встречают нас молчанием, насмеш-
ками, а порой и более злостными проявле-

РАВДА.

Е ee ee ES

Напряженное положение
- В Италии

ЛОНДОН, 8 июня. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, марокканское ра-

янский флот получил предписание

бликован приказ Муссолини 0
военному суду всех рабочих, которые
гут #43 районов,
бомбардировкам, в более безопасные места

страны.
С:

На. Пантеллерию сброшены листовки он присоединился к разбойничьей гитле-

с требованием о сдаче

ЛОНДОН, 9 июня. (ТАСС). Агентство а

рей ны ee й. и ал. Чать все честолюбивые агрессивные замыс-

> › * С : =

‘жирбкого радио, ссылающегося на штаб /ЛЫ eat фашизма, ae
союзников в Северной Африке, на Пантел-  АКТ», поднисанны державами пр у

лерию были сброшены листовки, содержа-
щие требование о капитуляции острова.
Никакого ответа на это требование не по-

лучено.
eee

Разведывательная операция англичан Ha Cc

острове Лампедуза

ЛОНДОН, 9 июня. (ТАСС). Английское
морское министерство передает, что англий-
ские легкие суда осуществили 6 и 7 июня

Лампедуза (южнее Сицилии). Авглийские
сула потерь не имели. Из десантного от-
ряда не вернулось 2 человека.

РЕ

Повреждение итальянских
линкоров в Специи

дико. сообщило вечером 6 июня, что италь-   французскому послу Франсуа Понсе коту,
быть! гласяшую, что «с завтрашнего дня,
готовым к немедленным действиям после, ня,
получения соответствующего приказа. Опу- ны». В
предании   щаясь к толие, собравшейся перед палаццо
бе- Венеция в Риме, торжественно провозгла-
подвергающихся сильным сил;

‘оси, должен был. по мысли Муссолини,

:   меморан Геринга,
разведывательную, операцию Ha острове! рам СЫ

ja Бадеарских островов,

Три года назад, 19 июня 1940 года,
министр иностранных дел Италии, ныне
уволенный в отставку граф Чинано вручил

11 ию-
Италия считает себя в состоянии вой-
6 часов вечера Муссолини, обра-

«Настал час великих решений».
Немецкие банды были тогда под Пари-
жем. «Великие решения» Муссолини за-
ключались в том, что в расчете на лег-
кую победу. и близкий разгром Франции

ровской войне.
Успех этой авантюры должен был увен-

обеспечить планы создания новой Римской
империи, карты которой, высеченные на
мраморе, уже красовались на площадях
Рима. Осуществление своих агрессивных
замыслов Муссолини начал, как известно,
разбойничьего нападения на  Абис-
синию. Немецкие союзники обещали Мус-
солини щедрые куски французских ко-
лониальных владений в Африке. Как те-
перь сообщает турецкая газета «Тан»,
Кейтеля и Браухича
предусматривал передачу Италии Туниса
демилитаризацию
Корсики и превращение Суэцкого канала
в «общее достояние». Немцы обещали
Италии земли Албании и Югославии:
Не было предела захватническим планам
Муссолини. Средиземное море он об’явил
«нашим морем», внутренним морем Италии.

т 40 ИЮНЯ

SR.

lee a a arg np te ee epee lates atone atin tapas

38 145 (9232)

aT

1943 4,

Peo we

” Банкротство Муссолини

жать к партии вследствие отсутствия должа
ных моральных качеств и политического му+
жества». Оказывается, для тото, чтобы: но»
сить фашистский значок в Италии, нужно
с&йчас особое мужество! Новый секретарь
фашистской партин Сфорца об’явил, что оа
«перетряхнёт всю партию». Муссолини при-
шлось уже и так основательно перетрях»
нуть кадры ‘своих приспешников. Смещея
вась кабинет министров, уволены видней-
шие руководители армии, смещены руково-
дители фашистской партии сверху донизу.
Чистка продолжается, не прекращаются и
массовые аресты во всех городах, во всех
слоях населения. Эти аресты и непрерывкы\
смещения должностных лиц от министров и
начальников штабов до секретарей районных
партийных ила студенческих организаций в
провинции — показатели того глубокого
кризиса, который переживает фашистский
режим в Италии.

Усталость от войны и пораженческие
настроения проникли во все слои италь-
янского населения. Военные перспективы
Италии безрадостны. После трех лет BOH-
ны она не только стоит перед ‚обломками
своих планов создания великой Римско\%
империи, — она стоит сейчас перед ие;
пективой полного разгрома.

В последних числах мая Берлин и Рим

обменялись торжественными  из’явлениями
любви и дружбы по случаю  годов-
шины «стального пакта» и создания

оси. Но этот пакт сейчас, более чем ко-
гла-либо раньше, напоминает брак понево-
ле, потому что именно сейчас  непосред-
ственные ‘интересы двух разбойников на-
чинают расходиться. Для Муссолини сей-
час самым насущным вопросом является
оборона Италии, для которой он требует
помощи от Гитлера. А между тем весьма

) lef Риму лежит через!
НЬЮ-ЙОРК, 9 июня. (ТАСС). Бернский “ПУТЬ к великому иму   у
корреспондент газеты «Нью-Йорк “айыс»,   Ближний Восток». Балканы должны быть СОмнительно, сможет ли ЕН эту
включены во «жизненное ‘пространство   ПОМОШЬ в нужном размере о . Муссо

ссылаясь на хорошо рмированные ис-

точники, сообщает, что при налёте 5 нюня
на Специю «Летающие крепости» повредили
итальянский линкор «Рома», который, как
передают, погрузился носом в воду, а тах-
же причинила повреждения линкору «Лит-
торио» и другим кораблям,
шают, что линкоры «Рома», «Литто-
рио», «Имперо> и крейсер «Пола» прибыли
в Слепию за один час до налёта на порт.
Они имели задание сопровождать караван
судов с подкреплениями на остров Сарди-
нию и эвакуировать часть гражданского ‘на-
селензя из Сардинии в Италию.
Как ‘указывает корреспондент,
на Специю участвовало около 200 «Летаю-
щих крепостей».

Фашистские власти конфискуют
у итальянских крестьян
новый урожай

СТАМБУЛ, 9 июня. (ТАСС). Как сооб-
щает итальянская газета «Коррьера делла
Сера», фашистские власти предпясали всем
крестьянам в обязательном порядке сдать
весь новый урожай, Наблюдение за убор-
кой урожая поручено итальянской полиции
и жандармерии.

По сообщениям итальянских газет, по
всей Италии происходят массовые судеб-
ные процессы над крестьянами, скрываю-
щими продовольствие и сырьё от фашист-
ских властей. Только в окрестностях Трен-
то (на севере Италии) предано суду 130
крестьян, обзинённых В «злостном сокры-
тии урожая». Близ Турина за сопротивле-
ние властям при реквизиции урожая аре-

стованы многочисленные группы крестьян.

—O--

Иден о положении
в Танжере

ЛОНДОН, 9 июня. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, Иден заявил в палате

в палёте Лись удары с воздуха, мошь которых на-
  растает с каждым днем. Бомбардировочная
`авнация союзников прорывает передовую

Италии». Турецкая печать и сейчас ча-
стенько вспоминает, что Муссолини соби-
рался изгнать турок с берегов Средизем-
ного моря.

Нрошло три года. Муссолини все еше
время от времени кривляется перед толпою
фашистских чиновников на балконе палаццо
Венеция. Но вряд ли он осмелится подве-
сти итоги его «великих решений».

Три года разорительной войны привели
Италию к полной утрате всех её старых и
вовых колониальных завоеваний. После
разгрома в Африке на Италию ипосыпа-

линию ‘обороны Италии, линии её укреп-
ленных баз на Средиземном море. Удары
по Сицилии; Сардивии, Пантеллерии так,
основательны, что Италия стоит перед пер-
спективой перебазировхи своей авизиии
на северные аэродромы. Угроза разруши-
тельных бомбардировок нависла сейчас над
гидрозэлектростанциями. Италии, питающи-
MH её промышленность и её электрифи-
цированные железные дороги.

Разгром в Африке открыл для удара уже
непосредственно территорию Италии. Её на-
селение охвачено паникой. На улицах горо-
лов расклеены плакаты: «Атаки противника
не могут принудить нас `к капитуляции».
Внешняя бодрость этого лозунга не может
прикрыть слово «капитуляция», которое
уже произнесено и, очевидно, повторяется
тысячи раз.

В результате разрушительных бомбарди-
розок и безнадёжности военных перспектив
дезорганизованы не только работа промыш-
ленности и жизнь гражданского населения,
дезорганизована` и внутренняя‘ политическая
жизнь страны. На-днях был опубликован
новый дисциплинарный устав фашистской
партии, Этот устав специально, предусмат-
ривает изгнание из фашистской партии тех
е& членов, которые не носят значка партии;
они‘ об’явлены «недостойными принадле-

лини не может сейчас обороняться соб-
ственными силами. Военная  промышлен-
ность Италии не может работать без гер-
манского сырья и угля.

Гитлер знает зависимость своего италь-
янского- союзника, но вместе с тем он
имеет все основания не доверять его лой-
яльности. «Беспокойство немецкого коман-
дования по поводу возможной измены
итальянцев, — передает агентство АФИ, -
находит подтверждение в мерах предосто-
рожности, которые принимают немцы вдоль
итало-германской границы, где организа-
пия Тодт спешно производит  строитель-
ство укреплений».

В последние дни министры Муссолини,
особенно те, которые находятся не у дел,
как министр африканских колоний Терут
пи или отставной секретарь фашистской
партии, теперь министр без портфеля Фа
риначчи, или министр народной культуры
с опереточной фамилией Ренато Ринальди,
проявляют бурную деятельность. Они от:
крывают то «центр. по изучению средиземно-
морских проблем», то «центр по изучению я
организации нового порядка в Европе», то
переносят статую Марка Аврелия из Рима
в какое-то другое, более надежное место, то
празднуют 300-летие со дня смерти компо-
зктора Монтеверди и произносят мною
речей яа самые разнообразные темы. Этот
поток красноречия имеет целью прикрыть
тревогу и растерянность, царящие в Италии.
Он должен прикрыть то, что итальянская
печать туманно и многозначительно выра-
жает’ словами о «предстоящих Италии су-
ровых испытаяиях>».

Авантюристическая политика Муссолини
привела страну к катастрофе. Трехлетие
войны ознаменовано для Италии кразисом
фацтистского режима, углубляющейся эко-
номической разрухой, ростом и обострене-
ем  внутриполитических противоречий 1
вплотную надвинувшейся опасностью вое

ного разгрома.
eek Н. СЕРГЕЕВА,

общин, что из 200 челозек, недавно аресто“
ванных испанскими властями в Танжере
якобы за то, что они хотели вступить В
состав французских войск в Северной Аф-
рике, уже освобождено от’ 70 до 80 чело-
век. Заключенные освобождаются ежеднев-

Новые книги

Э. Гевкина. «Образование Союза Совет

Война на Тахом океане
ПОНДоОН, 9 июня. (ТАСС).

коммю-

но. В течение июня
щение о TOM,

искренне стремится ‹ найти

КИЕВЕ ТЕ ЕИЕНЕКЕЕ

палачи Страсбурга, Мюлюза,

После Сталинграда

ванных эльзасцев. Рабы должны

бывал и в
этого года

п
ндре повезли на

аресты больше не
производились. Иден сказал также, что от
испанского правительства получено с00б-
что принятые в Танжере
меры не имели цели нарущить английские
интересы и что «испанское правительство
удовлетвори-
тельное разрешение» возникших вопросов.

Сталинград, — этим словом много меся-
цев жил Эльзас. Там, на Востоке, гибли
Кольмара...
Гитлеру пришлось
отправить на восточный фронт мобилизо-
заши-
щать рабовладельцев, узники спасать сво-
их тюремщиков. Так понал в Россию и тот
молодой эльзасец Андре Х.. о котором я
упомянул в начале статьи. Андре пережил
все: он пытался перейти границу, он. по-
клятом Ширмеке. В марте
Украину.
Командующий 294-й немецкой дивизией ге-
нерал-лейтенант `Блок обратился к нович-
кам с речью. Он сказал: «Эльзасцам пре-

нике штаба  об’единенного
вооружённымн силами

Британия) и на ряд. других пунктов.

ЛОНДОН, 9 июня. (ТАСС).
коммюнике морского министерства
7 июня американские истребители
‘острова Руссель (центральная часть Соло

японскими истребителями и самолётами
торпедоносцами. Сбито 19 японских истре
бителей, ещё 6 самолетам причинены по
вреждения. Американская авиация потеря
ла 7 самолётов.

Японо-китайская война \

По данным китайского. командования, ки
тайские войска полностью

провинции Хубэй).
9 июня. (ТАСС).
—о—-

Отмена военного положения

командования
союзников в юго-
западной части Тихого океана сообщается,
что союзная бомбарлировочная авиация со-
вершила налёты на Дилли и Купанг (остров
Тимор), на мыс Глоустер (остров Новая

Согласно
вблизи

моновых островов) вступили в бой с 40—50

оккупировали
город Иду (к югу от Ичана, южная часть

ских Социалистических Республик» (Гос
политиздат, 80 стр., цена 1 рубль 25 коп).
Автор рассказывает, как Великая Октябрь-
ская социалистическая революция раскре-
постила закабалённые  царизмом народы
России, как под руководством партии
Ленина—Сталина освобождённые народы
построили свою государственность. Далее
излагаются история, политические н кон»
ституционные основы образования Совет“
ского Союза — вёликой семьи народов
СССР. Последняя глава даёт яркое пред-
ставление о том, как проявилась и как 34-
каляется дружба советских народов вгроз-
ные дни Великой Отечественной войны,

++ *

Госполитиздат выпустил ряд новых бро-
шюр‘и сборников матерналов и докумее
тов:

«Великая

битва °

под Сталинградом»,

32 стр., цена 1 рубль,

«25 лет Украинской Советской Социали-
стической Республики», 56 стр. цена
1 рубль. .

«Зверства немецких захватчиков», 48 стр.
цена 1 рубль. °
Академик М. Митин. «Философская нау

доставляется возможность доказать на де-

ниями своего исключительно неуживчивогРо
характера».

«Злостные проявления» были пулями
смельчаков, горящими цейхгаузами, сломан-

же теории. Казалось бы, гитлеровцы должны
преклоняться перед норвежцами, как перед
классическими представителями «нордиче“
ской расы». Однако чернявый пигмей Геб-
бельс преспокойно измывается над светло-

цузами. Они называют немцев «швабами»,
«пруссаками». «бошами». Они ненавидят
гитлеровцев с особенной силой: они хорошо
знают своих чванливых, злых и бессовест-

волосыми рослыми студентами Осло. Нака-
тунё падения Парижа французские фаши-
сты витиевато писали о «латинской сестре
Италии». Все помнят, как поступила трус”
ливая и шкодливая «сестра» с поверженной
Францией.

Нельзя определить народ по внешним
признакам. Нельзя подойти к тайне народ-
ной души с критериями скотовода. Народ
созлаётся в горниле испытаний, в поту и
в крови, в кипении страстей, идей, чаяний.
Это таинственнейшее дерево, его корни ухо”
дят в далекое ‘прошлое, его верхушка тя-
нется к будущему. Мы знаем, как рос,
возвышался и углублялея русский нарол.
Его рост определяют не только Калита,
Петр, Ермак или Суворов, но и Ломоносов,
Пушкин, Толстой. Путь русского народа
переплетался с путями других народов, и
русский народ создал нечто большее, не“
желн Русь: Россию, Советский Союз. Ве-
ликая держава создавалась не только на
полях битв, не только в дипломатических
кабинетах, но и на возделанных пустырях,
на стройках, в школах. Она стала делом не
одной государственной мудрости, а и боль-

ных соседей.

Эльзас пережил вместе с другими про-
винциями Франции времена роста и славы.
Эльзас впитал иден Французской револю-
ции, её принципы своболы, её понятие на-
ции. Гимн вольности «Марсельеза» впервые
зазвучал на древних улицах Страсбурга.
Скотоводам не понять, что идеи энциклопе-
дистов или «Декларация прав гражданина»
могут сыграть болыную роль в самосозна-
низ человека и народа, нежели линия пол-
бородка или абрис уха. Напрасно немцы
неизменно называли эльзасцев «братьями»:
не только Рейн — совесть народа, его ду-
ша отделяли Эльзас от Германии.

Я вспоминаю Страсбург перед войной. На
правом берегу Рейна, в Келе солдаты Гит-
лера лнхорадочно готовились к нападению.
Глядя на них, старый эльзасец сказал мне;
«Опять они... лучше умереть, чем увидеть
их здесь». По Эльзасу рыскали предстази-
тели «пятой колонны». В Штутгарте бал-
тийский проходимец Розенберг воспитывал
разноязычных диверсантов и ‘провокаторов.
Правительство Франции закрывало глаза на

ными станками, перерезанными проводами.
Для карателей нашлось новое дело: укро-
щать строптивых «братьев». Десятки Тысяч
«неуживчивых» эльзасцев были угнаны ©
семьями в Германию.

После неудачного похода на Москву Гит-
лер впервые почувствовал нехватку пушеч-
ного мяса, Было об’явлено о призыве па
военную службу молодых эльзасцев. При-
званные убегали-—одни в Швейцарию, дру-
гЕё в Южную Францию. В газетах замель-
кали краткие сообщения о расправах с се-
мьями дезертиров. Один молодой эльзасец
был пойман гестаповцами на границе Швей-
царии. На суде он заявил: «Дезертиры это
те эльзасцы, которые сражаются за нем-
цев. А я — француз и не дезертир. Я сол-
дат, я хотел добраться до французской
армии».

Концлагерь Ширмек стал ‘лагерем cmep-
ти. Там ‘немцы «перевоспитывают  эльзас-
цев». Старики, подростки, беременные жен-
щины должны с пяти часов утра до позд-
него вечера бегать, прыгать, ползти на жи-
воте; За малейшую оплошность палачи из-

ле свою привязанность к Германии». Эль-
засцев разбили: в роте не должно быть
больше четырёх рабов. Андре поспешил
доказать свою привязанность к Германии:

стрелять в русских...».

в Аргентине

ЛОНДОН, 9 июня. (ТАСС). Как передает  `

корреспондент агентства Рейтер из Монте-
видео, аргентинское правительство отменило
Декрет © военном положении в стране.

ка в СССР за 25 лет», 32 ‘стр, цена

50 кон.

Б. Быховский. «Фельдфебели в Вольтерах

ит и философия)», 40 стр, цена
коп.

он не только перешёл на сторону Крас-
ной Армии, он принёс с собой винтовку и
патроны, сказав: «Мз этой немец не будет

ры
Иностранная хроника

Проф. Н. Вейцман. «Анализ хозяйствен“
ных показателей предприятия. (Как ежеме-
сячно проверять работу предприятия 10
данным бухгалтерии и статистики)», 64 стр»
цена 70 коп.

Андре говорит: «Мы— французы, а фран-
пуз никогда не согласится жить под не-
мецким сапогом. Я не мог носить серо-зе-
леную форму: это было пыткой. Я не мог
сражаться. в рядах армии, которая осквер-
нила землю Эльзаса».

Отстаивая независимость и свободу Со-
ветского Союза, Красная Армия отстаивает
независимость и свободу далёкой Фран-
ции. Нас мало интересует грязная сделка
между вором Лавалем и бандитом Гнтле-
ром. Народ — не конь, и даже опытному
коиокраду не пёрекрасить народа. Эльзас
был, есть. и будет неот’емлемой частью
Французской республики. Французы — наши
союзники, и эльзасцы, насильно привезен-
ные Гитлером в Россию, могут увидеть
над собой самолёты эскадрильи «Норман-
дия», украшенные красной звездой и фран-

3: В Лондоне официально  об’явлено,
что в течение последних 8 дней во время
налётов неприятельской авиации на Ан-
глию огнём зенитной артиллерии было
уничтожено еще 7 самолётов противника,
помимо тех, о которых сообщалось ранее.

3 По сообщению морского министер-
ства США, в апреле бомбардировщик во-
енно-морской авиации после короткого боя
потопил в Атлантическом океане неприя-
тельскую подводную лодку.

ЗЕ Министерство путей сообщения Мек-
сики дало разрешение на организацию
авиационной линни между. Мексико, Но-
вым Орлеаном (СНА) и Центральной Аме-
рикой.

$ Mo данным канадского «фонда помо-
щи грекам в войне», со времени оккупа-
ция Грецин немцами от голода и болез-
ней умерло или навсегда утратило рабо-

витая тьме тонн A

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

ВЕ a a ЕЯ

кино, ТЕАТР

Новый художественный фильм «НЕУЛОВИМЫЙ
ЯН» — Удариик. Метроноль. Москва, Колузей,
Художественный, Родина, Таганский, Форуж%
Жентральный, Орион, Шторм, Дивамо, Rae
театр ЗИС.

«ОНА ЗАШИШАЕТ РОЛИНУ> — Им, И! Интер
национала, Октябрь, Перекоп,

«АКТРИСА» — Метрополь, Арг.

‹ОТПИБКА ИНЖЕНЕРА КОЧИНА» — Уран,

«БОГАТАЯ НЕВЕСТА» — Арктика.

«AHTOITA РЫБКИН»-—Востоккино, Кадр.

«ДЕПУТАТ БАЛТИКИ» — Наука и знание.

«ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» — Эрмитаж.

«ГОРЯЧИЕ ДЕНЕЧКИ» — Повторного фильма,

ФИЛИАЛ ГАБТ — 19/\1 — оп. Иван Сусан ь

Начало в 7 чае. вечера.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА

бивают несчастных резиновыми дубинками.
Из лагеря две дороги: в дом для умалн-
шенных или на кладбище.

Эльзас не покорился. На базарах откры-
то передают последние сообщения лон-
запрещено писать: оно неё входило в глас-  донского радио. Листовки, сброшенные ан-
ные параграфы компьенской капитуляции.   глийскими самолётами, расклеиваются на
Вор работал по-воровски — без огласки. стенах городов. Республиканцы и комму-
Происходило это в дни смятения, когла!нисты, учителя и аббаты, все честные эль-
НА ST yaa Pree kine ee ce засцы проловедуют одно: непримиримость.
кочевали по д ам ан 1é He 8
осознавал проеюше его, Народ боялись ta eta Race pes: ыы ИН
разбулить: нало было разоружить остатки давно Высился памятник отважному Кле-
французской армии. Гитлер соизволил при-   беру, Утром десятки тысяч людей увила-
нять подарок за ширмами. Так, Эльзас пе-
резл из кармана вора Лаваля в об’еми-
стый мешок немецкого грабителя.

опасность. Министр по делам Эльзаса ка-
питулянт Шотан был запят одним: он осво-
бождал арестованных немецких шпионов.

В июне 1940 года вор Лаваль преподнс
Гитлеру Эльзас. Об этом подношеним было

пюй народной совести. Так судьба грузин,
армян или казахов оказалась неразрывно
связанной с судьбой русских: их сблизнли
общие привязанности, общие горести, обитие
надежды. Для хроноса понятие советский
народ неологизм, но советский народ—это
нечто живое, органичное, конкретное, и его
единство выдержало самое страшное испыт
Tanne — огяём, *

Для гитлеровцев эльзасцы часть «немет-
чины», бесспорные и чистокровные немцы.
Эльзаспы ведь подходят к установленному
образцу германца. Зная и любя французский
язык, они в быту пользуются немец-
ким наречием. Облик эльзасских  горо-
дсз может напомнить поверхностному на-

АДРЕС. РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленивтрадское шоссе, улица «IT
д 3-38-85; Иностранного — Д 3-39-88; Писем — Д 3-15-69; Местно

на глухой стене.

сети —Д

61825.

ли слова: «Да здравствует Сталинград» —
неизвестные написали их красной краской

18-47; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-3

цузской кокарлой.

Эльзасцы знают, чем они обязаны Крас-
ной Армии. После разгрома шестой гер-
манской армин наше Верховное Главно-
командование получило много приветствен-
ных телеграмм от союзников. К этим по-
сланиям можно добавить короткую, но
полную глубокого значения записку эль-
засца» «Спасибо Сталингралу» — эта запи-
ска была приколота к’ груди убитого не-
мецкого. фельдфебеля, и e& прочитали
многие жители эльзасского города Мюн-
стера. Неизвестный французский патриот
отблагодарил доблестных защитников Ста-
линграда: не словамн — трупом гитлеровца.

ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ.

тоспособность почти 500 тысяч греков.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — 10/1 -

3+ Авглаяйская газета «Дейли экспресс»
сообщает, что командованиё английской
береговой авиацией и экипажи бомбарди-
ровщиков используют почтовых голубей
для связи в тех случаях, когда невозмож-
но или нежелательно пользоваться радио.
Американский комитет помощи Со-
ветскому Союзу в войне  об’явил, что 22
июня на одной из верфей Калифорнии бу-
дет спущен на воду парохол, названный
«Марина Раскова» в память советской ге-
роини Марины Расковой.
$k Kak передзет агентство Рейтер, сейс-
мслогическая станция в Уэст-Бромуиче
зарегистрировала 8 июня, в 2 часа 55 мин.
по Гринвичу, весьма сильное землетрясе»
ние, эпицентр которого находится, пови-
димому, в южной части Тихого океана.

„

Нашествие. Начало в 7 час. вечера.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 10/У1-бта9
воды. Начало в 7 час. вечерэз.

‚ МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — 10/УТ — 488
Каренина. Начало в 7 час. вечера,

ФИЛИАЛ МХАТ — 10/\УТ — Закрытый cue
такль. Начало в 7 час. вечера. у

ГОО, МОСКОВСК. МУЗЫК, ТЕАТР: им. К.
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЧА*
ДАНЧЕНКО — 10/УТГ— Цыганскай барон. 33%
в 7 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (улица Ге
цена, 19) — 10/Ут— Давным давно, Начало 8
7 час. вечера,

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (помет. ТЗ
Моссовета, «ЭРМИТАЖ», Каретный рял, м
10/VI — Дворянское гнезло. Нач. в 7 час. 87%

МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР и
СКОГО КОМСОМОЛА. — 10/УТ — Валенснався я!
вдова. Начало в 7 час. вечера,

ФИЛИАЛ МОСКОВОК. ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ
(сад «Эрмитаж». Веркальный театр) — 10//1-
Марипа. Начало в 7 час. вёчера.

Ч В бе и а а а а Ане АИ им А им
арды», д. 94. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справозное бюро — Д 3-15-68; Партийной жиачн — Д 1-52-48; Пропаганлы — Д 38-11-07
— J = a $ Се: died   . —
$ Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений — Д 3-30-12. О недоставке tact ре О ho О wo
И

. Типография газеты «Правда» имени Сталина,

Изд. № 381.

мени ЛЕНИН“

Го
подия
(91034
Ио
помол
(и.
уеной
иной
(Cr ал
auras
{942
(ССР
yong
spat
yon}
ров
олоВ
Догов

Я ДА

10.110
Fun,
вы

HOVE
mpa3
дело
прет

вр

ME

Ета
& ¢
Tm!
TOBY
В ус
Техн
о,
Вт
DBae

ЩИТ
 у

og
Rago}
iy
Bey
He ¢
Anny
tor

Dory
Big

ТОЛЬ

№

0p, да,
Ta
Tory