«НЕПРЕКЛОННАЯ СТОЙКОСТЬ
КРАСНОЙ АРМИИ»

Иностранная печать о наступлении Красной Армии
АНГЛИЯ

ЛОНДОН, 2 января. (ТАСС). Английские
газеты опубликовали сообщение Совин-
формбюро об итогах б-педельного наступ-
ления советских войск на подступах
Сталинграда на самом видном месте на
первых страницах. Газеты публикуют” это

черт, характеризующих наступление частей
Красной Армии, является его быстрота, не-
смотря ‘на то, что советские войска насту-
пают по глубокому снегу и часто в снеж-
ную бурю.

Как сообщает антлийское министерство

сосбщелие под аркими заголовками. Ан
глийское радио уделило этому сообщению
большое внимание-

Олновременно печать и радио широко
освешают занятие советскими войсками
города и железнодорожного узла Великие
Луки.

Газета «Дейли телеграф энд Морпинг
пост» пишет, что’ имеются серьезные 0с-
новапия возлагать надежды на победу в
1943 году. В первую очередь оенованием
для таких надежд являются боевые
успехи советских войск.

В передовой статьё этой газеты отме-
чают: «Совершенство организации наступ-
ления советских войск, выдержка в раз-
работке операций и решимость в’ исполне-
нии намеченных планов, что лишний раз
показывает справедливость  характеристи-
ки, данной Черчиллем премьеру Сталину,
которого он-называет. богатырским вождём.
Нужно воздать должное русским, которые
вынесли на себе основное бремя войны в
истекшем году. К восхищению, которое мы
выражали в 1942 году. прибавится co-
ревнование с русскими в  1943 году».

Военный корреспондент газеты «Таймс»
пишет, что одпой из самых замечательных

информации, английские военные обозрева-
тели с восхищением отзываются о мепре-
клонной стойкости частей Красной Армии,
которая была продемонотрирована в боях
под Великими Луками, приведших в заня-
тию этого пункта Красной Армией. Воен-
ные обозреватели отмечают большое стра-
тегическое аначению этого нового успехз
Красной Армии.

Агентетво АФИ пишет, что занятие со-
ветскими пойсками Великих Лук является
весьма важным событием, так как Великие
Луки играли большую роль в оборонитель-
ной системе немцев. Взятие Великих Лук
создаёт серьёзную угрозу немецким комму-
никациям.

Газета» «Ньюс  кронихл» поместила
статью Камхингса, который пишет; «Пока
русское наступление продолжается ‘и пока
1-я и 8-я, английские армии будут заняты
выполнением своих задач, паправленных к
ликвидации всех сил держав осн в Африке,
мы будем слышать от Москвы мало упоми-
напий о втором фронте в Европе. Но если
открытие этого фронта слиптком затянется,
мы снова услышим высказывания’ нашето
союзника на эту тему, причём отнюдь не в
перептительных толах. В этом можно не
сомневаться».

США

HbIO-HOPR, 2 яливаря. (ТАСС). Во всёх
американских газетах спубликованы на
первых страницах под крупными заголов-
ками сообщения об итогах б-недельного на-
ступления советоких войск на подступах
Сталиттрада. Газета «Ньыю-Йотх тайме» в
заголовке указывает, что советские войска
замкнули кольцо. вокруг 22 германских
дивизий и что потери немцев в боях на
подступзх к  Сталинграду составляют
312.650 челове. Эта же газета опубли-
ковала большую карту, иллюстрирующую
3 этапа наступления частей Красной Ар-
MH. *

Газета «Лейли ньюс», краме сообщения
0б итогах б-нелелыного наступления совет-
ских войск нз подступах Сталинграда, по-
местича фотопрафиго, ma которой ‘изображён
убитый гитлеровец. Под фотографией поме-
пена следующая налдтись: «Они пали, a
Оталинирах не пал. Вот в чёх. счастливый
Новый гох для Советского Союза».

Ih

Американская печать уделяет ‘также
большое внимапие сообщению 9 занятии
советскими войсками города и железнодо-
рожного узла Великие Луки. Газета «Нью-
Ops тайме»  подчёриизает, что Ве
Луки являются важной базой.

Военный ‹ обозреватель газеты «Нью-
Йстк геральдх трибюн» Элиот тишет, что
сообщение Совинформбюро об итогах 6-ne-
дельного нзступления советских войск на
подступах Сталинграда показывает, с ка-
кой тщательностью и каким большим ис-
кусством была подготовлена эта широкая
операция.

Американское рзлио уделяет большое ме-
сто сообщениям о боевых успехах Красной
Армии. Радиообозреватель Брук Темплл пи-
met, что в 1942 году заложена основа
грядущей победы над гитлеровской Гер-
манией, немецкая армия юкруже-
на и уничтожается в рзйоне Сталинграда.
«Неудачи преследуют державы оси на со-
ветско-германском фронте».

ТИЗРЦЙ.Я

АНКАРА, 2 января. (ТАСС). Турецкие
газеты продолжают уделять большое вни-
мание наступлению советских войск и пуб-
лникуют сообщепия 0б этом наступлении на
вилдых. местах и под крупными заголов-
ками.

Газета «Ени Асыр», поммелиируя ход на-
ступательных операций Красной Армии,
пишет, что положение германских войск на
советско-германском фронте непрерывно
ухудшается.

Германия и её союзники переживают тя-
жблые испытания. На Центральном фронте,

на Дону, в районе Сталинграда и на Бав-
казе инихиатива находится в руках Крас-
ной Армии. Красная Армия доказала, что
она способна не только расшатать сильную
немецкую оборону, но и`тазбить её.

«Гитлер, — пишет газета, — в прошлом
году был вынужден признаться перед нем-
цами в провале своих расчётов. В этом
тоду ему придётся повторить своё призна-
ние. Такова действительность. В то время
как германские силы слабеют, мощь союз-
HEROB Кретнет, и они проявляют реши-
мость, вызывающую восхищение».

КИТАЙ

ЧУНЦИН, 2 января. (ТАСС). Сообщения
о наступлении советских войск стоят в
центре внимания всех китайских газет.

В статье «Крах стратегии Ритлера» га-
зета «Синьшубао» пишет, что истекший год
сыграл важнейшую роль в войне антиаг-
рессивных стран против держав оси. В
1942 г. были подготовлены условия для
разгрома фашизма H для победы демокра-
тических стран. Газета отмечает особо вы-
дающуюся роль боёв за Сталинград.

Газета «Гоминьгубао» также отмечает,
что битва за Сталинград укрепила военно?
положение Советского Союза и позиции со-
юзников. Успешный ход операций на
Сталинградском фронте способствовал тому,
что весь ход войны принял более благо-
приятный оборот для антигитлеровской
коалиции. Советский (Союз занял 06060
славдое место в мировой воййе. Никогда не
ЕЯ слава армии и народа Советского

610за.

НОВОГОДНИЕ

ПРИВЕТСТВИЯ

СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ

Британский посол в СССР КЕРР

ЛОНЛОН, 2 яяваря. (ТАСС). В своё но-
вогоднем посланин посол Великобритании
в СССР сэр Арчибальд Керр, временно на-
ходящийся в Лондоне, пишет; «Из моей
страны я шлю ногогодние приветствия на-
родам Советекого Союза. За время моего
краткого пребывания в Англии произошли
крупные события на фронтах BO всем
‘мире. Вместе со всем английским народу
я с глубочайшим восхищением слежу за
всеми подробностями славного наступления
Красной Армии. Мы’ высоко ценим самоот-
верженность, самопожертвование и ге-
роизм, благодаря которым стала возможной
влохновлённая борьба Красной Армии и
всех советских народов. Нас радует осво-
бождение всё новых районов вашей страны’
от фашистских разбойников и колоссаль-
пые потери в людях и технике, которые
вы наносите захватчикам вашей страны.

Тем временем паступление союзников в
Африке ещё более приближает разгром дер-
жав оси. Боевой наступательный дух, в9-
одущевлающий армию в Африке, распро-
странился на народ самой Англии, на за-
воды, шахты и верфи. Когда я вернулся
на родину после пятилетпего отсутствия,
на меня произвела сильнейшее влечатле-
ние степень мобилизации мужчин и жен-
щин в Англии, Наступающий год потребует
тажбёлых жертв OT наших вафодов, совмест-
то идущих к победе.

Но никакие жертвы не будут напрасны-
ми, поскольку они приближают оконча-
тельный разпром Mamma»,

Президент Чехословациой республики
Эдуарл БЕНЕШ

ЛОНДОН, 1 января. (ТАСС). Лондояеким
отделением ТАСС получено следующее но-
вогодное приветствие народам Советского
Союза от президента Чехословзцкой респуб-
лики д-ра Эдуарда Бенеша:

«1942 год, несомненно; войдёт в псто-
рию Советского Союза как решающий год,
год величайшего значения для существова-
ния и развития советского государства и
ето народов. Этот год определил также
зудьбу других Народов Европы. В то
время, котла Англия и Америка но
были ещё оюталочно. подготовлены для
борьбы,  империалистическое вторжение
итальянского и германского фаптизма и на-
цизма было приостановлено Красной Армя-
ей — её мужеством, мастерством и воен-
ным искусством и советским народом. бла-
годаря его выносливости, страданиям, па-
триотизму и политической зрелости. По-
добно тому, как Англия спасла Европу от
бедствий фашизма в 1940.т., решив про-
должзть борьбу после падения Франции,
так и Советский Союз в 1941—1942 тг.
выполнил ту же миссию, взяв на’ себя
основное бремя всей борьбы. Я полатаю, что

в настоятцее гремя пет нии олного человека В
мире, который бы этого не понимал,

Красной Армии и народам Советекото
Со1оза я шлю мои пожелания повых вели-
ких побед в ближайшем будущем и, преж-
де всого, окончания войны в 1943 г. Мпе
Хотелось бы, пользуясь этим случаем, под-
черквуть те добрые и дружественные от-
ношения между СССР_и Чехословацкой рес-
публикой, которые сохраняются нерушимо,
Я с удовлетворением вспоминаю о своей
поездке в Москву в 1935 г. п надеюсь,
что буду иметь возможность повторить эту
поездку в Москву в 1943 г. Это, песом-
пенно, ешё бодее укрепит узы союза и
дружбы между народами Советского Союза
и народами Чехословакии».

Теодор ДРАЙЗЕР

Шлю свои поздравления и глубочайтую предстоящих битв в Европе,

благодарность за оказываемое вами сопро-
тивление врагу и за доститнутые вашей
подлинно демократической страной успехи.
Советский Союз мужественно завоевал себе
свободу и тем самым спас демократию для

всего мира.
Зрност ХЗМИНГУЭЙ

Вы спасли мир от сил варварства в
1942 году, оказывая сопротивление одни,
почти без помощи. ; ;

Е концу года ‘были предприняты напи
первые усилия в Африке. Это является
символом обещания. Каждый способный
мужчина в Америке будет работать и сра-
жаться вместе с рабочими WH крестьянами
Советского Союза за паше общее дело —
полное уничтожение фапгизма во всем мире
и обеспечение свободы, мира и справедли-
вости для всех людей.

Лион ФЕЙХТВАНГЕР

В теченло 18 месяцев Совотский Союз
без посторонней помощи выдерживал всю
силу натиска гарверских орх. От вас, кото-
рые столь героически остановили этот на-
THCK, весь пропрессивный мир ждёт рептато-
шей побелы. Самые торячию поздравления
Советскому Союзу и ето вождю в день Но-
вого Тода. :

Томас МАНН

Я, так же, как и миллионы свободолю-
бивых народов, восхищаюсь подлинно эпи-
ческой борьбой русского народа, нарастав-
шей изо дня в день в течение прошлого
года. Победоносная за Сталинграда яв-
ляется одним из подвигов, о которых ието-
рия всегда будет рассказывать с величай-
шим благоговением. До настоящего време-
ни русский народ и армия несли величай-
пгие жертвы в этой борьбе за свободу че-
довечества. В свобм новогоднем поздратле-
нии я могу только пожелать, чтобы 1943
год принбе освобождение русской земле от
преступного захватчика.

Выступление по радио супруги Черчилля

ЛОНДОН, 1 января. (ТАСС). Как перв-
даёт агентство Рейтер. супруга  британ-
ского премьер-министра Черчилля, высту-
пая накануне Нового года по радио с при-
зывом оказать содействие фонду помощи
Советскому Союзу, заявила, что есть все

По словам госпожи Черчилль, сумма,
собранная фондом, — составила почти
2.250.000 фунтов стерлингов, что дало

возможность фонду послать в Россию около
3.000 тонн различных товаров, в том чи-
сле медикаменты. «Сегодня я обращаюсь

основания надеяться и ожидать, что побё-  вам © просьбой, добавила госпожа Чер-

ды в России, Африке и в Тихом океане
явятся «началом той лавины, которая в

чилль,— принять вместе со мной участие
в создании нового фонда, который явится
памятником неувядаемой славе Сталинграда

своб время сметбт с лица земли Гитлерз!и данью несгибаемому и нсумирающену ду-

и его сатанинские деяния».

ху русского нарюда».

ЗАЯВЛЕНИЕ РУЗВЕЛЬТА В СВЯЗИ С ГОДОВЩИНОЙ
ДЕКЛАРАЦИИ ОБ’ЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ВАШИНГТОН, 2 января. (ТАСС). Руз-
вельт в свобм заявлении в связи с годов-
щиной декларации  об’единённых наций,
подписанной 1 ливаря 1942 г. в Ва-
прингтоне, заярил, что ©б’единёнитые стразы
достигли единства в области ведения звой-
ны и сейчас стремятся к единству в отно-
шении послевоенных проблем и продолже-
ния общих усилий в мирный период.

Далее Рузвельт заявил, что в настоящее

время предстоит решить три задачи: про-
должать натиск до тех пор, пока бандит=
ское нападение на цивилизацию He будет
полностью сокрушено; организовать отно-
щения между странами так, чтобы  поме-
шать силам варварства когда-либо снова
развязаться; сотрудничать с целью предо-
ставить человечеству возможность пользо-
ваться в условиях мира и свободы благами
цивилизации.

ПОЛОЖЕНИЕ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

НЬЮ-ЙОРК, 2 января. (ТАСС). Боль-
шинетво американских газет отмечает, что
назначение Жиро преемником. Дарлана бу-
дет способствовать установлепию француз-
ского единства. Обозреватель газеты «Нью-
Йорк теральд трибюн» Липиман пишет,
что в настоящее время Жиро и де Голль
могут об’единить свою власть. Сейчас». пи-
шет автор, можно забыть мелкие разногла-
спя и подготовить освобождение Франции,
когда она сумеет свюболно ‘избрать по-
стоянное правительство. Липпман призы-
вает к скорейшему образованию временно-
то Французского правительства ма основе
об’единения власти де Голля и Жиро.

Известный французский журналист
Пертинаксе пишет в газете «Нью-Йорк
тайме», что большииство франдузского на-
рода ‘стоит па стороне де Толля, потому
что он всегда занимал непримиримую 10-
зицпию по отношению к Виши: Де Гоаль x
Жиро смогут легко достигпуть едипетта,
Однако неудача миссии эмиссара де Гол.
ля генерала д’Астье де ла. Вижери, пыичз-
шегося убедигь енерала Тюгесл заставить
других членов Совета фратузоких mrage-
ний-—Пателя, Буассона и Бержере пойти
ла компромисс, свидетельствует о том, что
указанные члены Софета пе хотят возрод-

дения французских республиканских ин-

На такой же позиции стоит обоорователь
тазеты «Вашингтон пост» Новер. Он пи-
шет, что назначение Жиро верховным ко-
миссаром Французской Африки позволяет
установить сотрудничество со Сражающей-
ся Францией, что будет весьма полезно
для завершения борьбы в Тунисе и для

ститутов и отмены декретов Петана. Эти
лица выступают против требований до Год-
ля и Жито о ликвидации учреждений Вл-
ши в Северной Африке, связывая cron
личную безопасность с существованием
правительства Виши.
___—_———Ф—Ы—=—ыщ—ы—

ПРИБЫТИЕ В СССР АВСТРАЛИЙСКОГО ПОСЛАННИКА
г. В. СЛЕЙТЕРА

2-то января 1943 г, в г. Куйбышев при- ь а
7 J з
был Чрезвычайный Посланник и Полномоч- ВИД ae я ей а
ный Министр Австралию в ООСР г. Вильям  Секретарби Посольства Великобритании
Слейтер. . г. Д. Г. Ламбртом.

ПО НОВОЙ ТРАССЕ

НАЧАЛОСЬ ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ МЕТРОПОЛИТЕНА
ПО ЗАМОСКВОРЕЦКОМУ РАДИУСУ

Чудесный подарок получили москвичи   портрет Иосифа Виссарионовича Сталина н
к Новому году —1 января началось дви- реющие вокруг знамена, о Военно-
жение поездов ‘по ‘новой трассе Замоскво-  Воздушных Сил и Вюанию-Морского Флота
рецкего радиуса. СССР. Этот плафон работы художников
В. Бордиченко и Б. Покровского.

Из мелких частиц. редчайших пород мра-
мора сделано панно в круглом зале, Не-
мало ‘пришлось ‘потрудиться над ним

-мраморщика А, Шмидта;

Одной из самых способных его ученид
Зоря

оказалась 18-летняя комсомолка
Михайлова.

Трудящиеся, работающие и живущие в
крупнейшем индустриальном районе столи-
цы, получили °` возможность пользоваться
услугами самого совершенного вида город-
ского транспорта. За 23 минуты можно. ло-
ехать от завода имени Сталина ло посёлка
«Сокол» — пересечь город из одного конца
в другой.

Поезда метро перевезли уже по новой
трассе свыше тридцати тысяч человек. Од-
ним из пассажиров был артист  госцирка
Виталий Лазаренко. Свои впечатления тов.
Лазаренко изложил в стихах:

Мы говорили: «От стыда

Я рад сквозь землю провафиться!»
Теперь же в боевой столице
Такая фраза — ерунда!

Теперь иначе говорится:

«Я рад сквозь землю провалиться»,
Чтоб восхищаться и гордиться
Плодами общего труда.

Вестибюль станции Метро «Завод >

имени Сталина»,

На станции «Площадь Свердлова» со-
бралось много пассажиров. К перрону по-
дошёл поезд. Он украшен флажками, На
толовном вагоне — портрет товарища
Сталина.

Начальник метрополитена И. Новиков
об’являет посадку. Пассажиры занимают
места в вагонах, и дежурный по станции
даёт отправление, {

Машинист Егоров ведёт голубой поезд.
Он мчится по только что отделанному
туннелю. Дважды пересекает Москва-
реку. Через 8% минут после отправления
поезд подходит к станции «Завод имени
Сталина». Первый рейс закончен. Нача-
лась нормальная эксплоатация новой линии
протяжением в 6,2 километра,

Москвичи задерживаются на новой стан-
ции «ЗИС». Этот великолепный подземный
дворец вызывает чувство восхищения и
гордости. Мраморные колонны, мозаичные
панно, сделанные в осаждённом Ленич-
граде художником В. Фроловым. Много
воздуха, света.

Эскалаторы поднимают пассажиров на-
верх. Перед их глазами огромный плафон—

Станция метро «Завод имени Сталина».
Фото ВБ. КУДОЯРОВА.

На аэродроме г. В. Слейтер был ветре- ^

Великих Луках

От военных корреспондентов «Комсомольской правды»

Путь на Великие Луки идёт по местам,  Прорваль такую сильную оборону было
тд» всё живёт наступлением. 0 наступле- делом нелегким, и потому борьба за Вели-
ини говорят крестьянки, расчищающие до-  кие Луки была упорной и длительной.
рогу после бурана. 0 наступлении щколь- Нащи войска блокировали город,
ники спрашивают учительницу перед нача- пути к нему, и затем начали методически
лом уроков. О наступлении толкуют  сле-  сжимать кольцо, ведя наступление  одно-
саря походно-ремонтной базы, где ремонти-  временно < нескольких направлений.
руются автомашины. Зарево пожаров в Ве-! Решающий штурм тотовилсея тщательно.
аиких Луках видно издалёка. За холмами
вспыхивают зарницы. орудийных  выстре-
лов. Не умолкает гром канонады.

Немцы отчаянно цепляются за каждый
метр земли. На искалеченных насыпях
стоят остовы разрушенных вагонов. Поле
изрыто воронками. Под сугробами снега
погребены остатки. деревень. Здесь, на под-
ступах к Великим Дукам, немцами был
создан сильнейший укреплённый район.
Мощные оборонительные полосы немцы на-
чали возводить ещё в декабре прошлого
года. Они их непрерывно укрепляли. Город
был опоясан глубокими траншеями, мин-
ными полями, противотанковыми рвами,
эскариами, проволочными заграждениями,
тустой сетью блиндажей и дзотов. Восточ-
нее города были сооружены многочислен-
ные дополнительные узлы сопротивлетия.

В самом городе немцами были сооруже-
ны сильные укрепления. Траншеи тяну-
лись вдоль тротуаров. От городской гости-
ницы, через улицу Карла Либкнехта, к бе-
лому каменному дому на площади шёл под-
земный ход. Лабиринт подземных ходов со-
единял и другие крупные здания. Враже-
ские огневые точки были снабжены сталь-
ными щитами, благодаря чему немцы в
критическую минуту могли вызывать свой
артиллерийский и миномётный огонь на
себя. Этим огнём. по мыели немецких ин-
женеров, должны были наверняка уничто-
жаться советские блокировочные группы;
а гарнизоны дзотов в это время оставались
в полной безопасности.

можные варианты Oo.

принят с
ждали.

82 и 83. 06 исполнении довести.

Майору докладывал капитан Вронский:
— Москва открыла огонь... = -

Немцы, прячась
пать-шесть  накатов
стальными щитами,

брёвен,

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
4 стр. 3 января 1943 г.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Лениптралское поссе, улица «Правлы», дл. 24,

реплениям и расправлялись C ABM,

и пнонеров — Л 8-31-39; отлел крестьялской молодежи — Д 3-38-33; отдел ante

528697.

отрезав   в белый, маекировочный халат,

Были предусмотрены все детали, вое воз-

В 9 часов 50 минут в блиндаже майора
Яевнева зазвонил телефон. Эте был при-
каз — через десять минут начать артил-
лерийское наступление. Приказ был Boc-
воодушевлением: его давно

Майор немедленно вызвал по телефону:
— Москва... Москва... Вронский! Через
восемь минут открыть огонь по квадратам

Томительно долги эти последние минуты
перед боем. С наблюдательного пункта мы
вглядывались в раскинувшийся впереди
город, очертания которого расплывалиеь в
синеватой дымке тумана. Но вот трянул
выстрел, и снаряд тяжёлой гаубицы с
трозным пулом пролетел нал нами. Дрогнул
воздух, застонала земля, и в ту же мину-
ту слабо и тоненько зазвонил. телефон.

Артиллеристы прямой наводкой paspy-
шали узлы сопротивления — блиндажи
и окопы, били по крепости, в которой за-
сели фалписты и где находились их скла-
ды боеприпасов. Немцы огрызались. Оже-
сточённая артиллерийская и миномётная
луэль продолжалась долго. Наконец, впе-
pil двинулись наши штурмовые группы.
Преодолевая проволочные заграждения и
минные поля, опи подходили вплотную к
укреплённым немецким огневым точкам.
под перекрытиямн в
укрываясь
вызывали огонь на
себя, как это было предусмотрено планом.  тыла. Манёвр удался. Нашим бойцам, во-
Тогла штурмовые грушты уходили вперёбд,  гремя поддержавиим  Чувякова, удалось
заставляли миномёты врата умолкнуть, а  захватить кухню и несколько комнат Ha
потом возвралцались к блокировавным ук   втором этаже. Тогда немцы отступили на

6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕЛАКЦИИ:

Вечером через бреши, пробитые артил-
лерией в немецкой обороне, прорвались на-
пи танки. Они проскочили с запала на
окраины и к пептру города, выпили к ре-
ке, заняли мост, который немцы, отсту-
пая, не успели подорвать. За тапками спе-
шила наша пехота. Штурмовые отряды ве-
ла по знакомым улицам отважная комсо-
молка-партизанка Тамара Парщаго, одетая

который наши бойцы дрались уже два ча-
сл. Выбить немцев из него’ не удавалось.
Чувяков и его товарищи наблюдали за
ходом этой борьбы со второго этажа.

— 9х, пушечку бы вашим сейчас!—
сказал кто-то с сожалением.

Пушка у наших бойцов была, её не бы-
ло видно из-за угла дома. Правда, это бы-
ла старая трофейная пушка. Осколком у
неё сорвало прицел, нехватало ещё кое-
каких деталей, но стрелять из пеё пря-
мой наводкой можно было. Мешал лишь
дряхлый деревянный домишко, загоражи-
вавший собой немецкий дзот. Выдвинуть
же пушку вправо или влево было невоз-
кожно: немцы вели из дзота непрерывный
orolb. i

Боец Самсонов вызвался на смертельно
рискованный шаг. Привязав к ногам пуч-
ки соломы, он пополз к деревянному до-
мигу через зону, простреливаемую из дзо-
та. Пули свистели нал ним, но он полз и
полз. № счастью, ему удалось благополуч-
но добраться к домику. Отвязав солому от
валенок, он полжёг полуразбитый домиш-
ко. Сухов дерево быстро загорелось, вепых-
нуло пламя. Немцы заметили Самсонова и
открыли пе. нему огонь. Он пополз обрат-
но по снегу, стараясь слиться с ним. Нем-
цы ранили смельчака, шинель его была
пробита в-пяти или шести местах, но он
вса же добралея к своим.

Крыша домика провалилась, стены сто-
рели, и теперь»перед напям артиллерий-
ским расчётом, почти рядом с ним, возвы-
шался немецкий даот.

Первый же снаряд разворотил настил
дзота, второй разбил немецкий пулемёт.
Быпустлв несколько снарядов, бойцы-ар-
тиллеристы подтащили пушку ещё бли-
же, потом ворвались в дзот, перебили
оставшихея там фашистов и сразу же по-
или” лальше,

Вот так, в ближних боях, непрерывно,
днём и ночью бойцы, штурмовавшие Ве-
ликие Луки, теснили врага, отбивали дом
за домом, квартал за кварталом. Артилле-
ряя била по немецкому гарнизону день за
днём, словно тяжёлый молот, Чуть про-
яеснится, палетала наша авиация. В раз-
ных концах города по сигналу факеты
похрималтиеь и шли вперёд бойцы.

Вот ещё один очаг сопротивления нем-
цев. Второй этаж дома, деревянный, сго-

справочтый — Д 3-30-56:

Поздним вечером по всему участку фрон-
та разнеелось радостное известие о том,
что более двадцати кварталов города уже
занято нами, что переправы через реку
Ловать в наших руках, что превняя кре
пость, в которой ещё держатся фашисты,
блокирована. Но это было только начало
разгрома великолукского гарнизона. Он
сопротивлялся с отчаянием зверя, попав-
wero в западню. Бои продолжались. Их
приходилось вести на два фронта: против
немецких частей, пытавитихея пробиться
к городу извне, и против гарнизона, пред-
принимавшего^ непрерывные контратаки.

К вечеру следующего хня уличные бои
разгорелись с новой силой. Город дрожал
oT канонады. ‘Орудия и миномбтные 08-
Tapen били прямой пазодкой. Великие Лу-
ки горели уже вторые сутки, и ночью в
городе было светло. Кажлый ‘дом теперь
‘был превращён в пулемётное гнездо, либо
в позицию для стрелка, каждое крупное
здание — в опорный пункт © орудиями и
миномётами. Бои шли на лестпичных про-
лётах и даже в отдельных квартирах,

С восточной, паиболее укреплённой сто-
роны наши подразделения тоже вклипи-
лись в город. Велись атаки п с севера;
здесь местность ниже и много болот, но
советские воины шли вперёд, невзирая на
трудности.

В разгаре уличных б0бв случилось так,
что группе наших бойцов удалось про-
рваться в первый этаж гостиницы, а в
верхних этажах сщб оставались немцы.
Весь день шла перестрелка внутри здания.
Вечером старший сержант Чувяков вы-
звалея подняться вверх, пройти через лест-
ничную площадку и ударить по немцам с

тротий этаж.

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

секретариат — Л 3-37-65 и Д3З-35-64; отлелов
ратуры и искусства — Д 3-31-94: военно-физкультурный отдел — Д 3.39.24; нисем — Д 3-31-63;

камня. Немцы ведут из-за них беспорядоч-
пый огонь. На минуту внимание бойцов
привлекает гул мотора. Немецкий транс-
пертпый самолёт кружит низко над до-
мами. Раскрываются параппоты, и какие-
то мешки опускаются в квартал, только
что захваченный нами. Артиллеристы pac-
крывают мешок. В нём 12 снарядов.

— Огонь!-командует лейтенант. И,
глядя, как нал кирпичными стенами взле-
тает коричневая пыль, ‘он говорит, улы-
баясь: «Вот мы и поквитались’ немецкие
снарялы достались нам, а мы утгостили их
нашими снарядамни...».

На трубе больтюто лома, кольшиетел на
ветру красный флаг/—ето поставил сер-
ант Винатовсвий, очистивишй со своими
бойпами этот дом от немцев.

Неподалёку отеюда, в блиндаже, постро-
еннои ещё пемцами, расположился ко-
манлиый пункт полка. Беспрерывно разда-
ются телефонные звонки, звонят из ба-
тальонов, которые уже переправились на
тот берег Ловати. Входят и выходят евяз-
ные. Ящики из-под консервов, поставлен-
ные друг на друга, заменяют стол. На
ящиках — машинка. Краспоармеец Кры-
мов печатает в` нескольких экземплярах
сведения о бойцах и командирах, отличив-
шихся во время штурма города и пред-
ставленных к правительственным награ-
дам. `

— Ваша фамилия здесь есть?—<пра-
шиваем у Крымова.

— Ecrs,—e радостной улыбкой гово-
рит он’ продолжая стучать по клавишам
машинки.

Выходим из блиндажа, идём mo ropo-
ду. Разрушенные дома, битое стекло на
мостовой.  Озлобленные неудачей,  нем-
цы весь день вели интенемвный отонь
по ‹ерерной и запалной частям  то-
Рода, Сейчас орудия бьют прямой навод-
кой. Бризантный спаряд разорвалея где-
то в центре, и десятки осколков, проше-
лестев по крышам, рассыпались вокруг,
Наши ‘орудия отвечают,

Послелите очами сопротивлетеия немцев
подавллются. ПГитлерваы сопротивляются,
Их беспощадию истребляют. Межлу дома-
ми полвляются люди, измученные, ис-
страдавигиеся за долгие месяцы хозяйни-
чания немцев в городе.

пропагавдь и агитадии — Д 3-37.
иллюстрации — Д 3-30-22; р о омоифльсвай жизни — Д 3-39-10; школ

Рядом с гостиницей находился A30T, 3a рел, но стены первого этажа сложены из Вот две женщины с детьми. Только что

паши бойцы вывели сих Из-под опия.

Женщину зовут Мария Васильевна Сми]-
нова. [6 сын Григорий погиб от руки 1е-
мецких палачей. Ей хочется рассказать
069 всем пережитом, и поло длится ©
рассказ. Оботупившие её бойцы слушают
< суровыми, сосредоточенными лтазии,

‚ Мы идём дальше, У старинного двух:
тажного особняка вдруг слышим звуки
вальса. Это так необычно для города, в ко-
тором идут бои, что мы с педоумениех
переглядываемся:

Посмотрим, в чём здесь лело,—Гово-
PUT потолки,

Н\ифавляемся вслед за них, Полуразру”
шенная лестница ведёт на второй этаж.
Проходих чефез пескольгю кохмиат. Выби-
тыо ралгы, на полу остатки разбитой м
бели — следы недавнего боя. По кори”
Там тямутел провода, навалены какие-то
брёвна., Музыка прекратилась.

— Здесь никого нет,—говорит кто-то,

Спускаемея вниз и снова слышим звуки
вальса. Мритлушанньыю аккорды рояля №
носятся из полвала. Отускаясь 6©щб ниже
и с. трудом открывая дверь, мы видим

большую комнату, слабо освещённую огар-
ком свечи.

— №10 там?

Навстречу выходит капитан с орденок
Красного Знамени.

‚ Большая группа бойцов и командиров
окружает рояль, за которым сидит стар-
ший лейтенант. Он играет. Кто-то под-
певает низким басом:

В звуках вальса всё плывет,
Весь огрохный небосвод.

Капитан знакомит нас:

— Старший лейтенант Грибков. (оску-
чились, ° знаете ли, по музыке. А ТТ
рояль, Чудесный беккеровский рояль!..
казывается, это подразделение только
что вышло из боя, ему дали несколько
часов на отдых, Восемь паших бойцов пох
огнём вынесли рояль из соседнего дома #
сейчас в подвале идёт импровизирован-
ный концерт.

Бой в ropore залвф Велльле Луки
снова стали советскими.

К. НЕПОМНЯЩИЙ.
С. КРУШИНСКИЙ,

Великие Луки.
ERT ET RE Se

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Изд. № 33. =“

*