Юбилей

советского

цирка

Вот первые страницы истории советского цирка! Почти двадцать лет на
зад, в начале 1918 года в некоторых городах нашей страны продолжали еще по инерции существовать частные цирки. В других работали коллективы цирковых артистов. В Москве было национализировано два цирка: Соломонского и Никити
ных. Объединение государственных цирков располагало тогда всего только двумя по
луразрушенными зданиями. Руководители и артисты дореволюционного цирка, преимущественно иностранцы, оказались за рубе
жами РСФСР. После Октября 1917 года одни бежали за границу, другие — на тер
ритории, занятые белыми. Цирковое искусство приходилось создавать заново. К работе были привлечены театральные режис
серы, балетмейстеры и художники. Это привело к решительному изменению репер
туара, к коренным реформам циркового искусства.
Цирковое представление стало все больше приобретать характер театрализованного зрелища. Гимнастам, акробатам, дрессировщикам, конным номерам стали отводить лишь самое малое место. Пантомима и клоунада занимают центральное место в про грамме цирка.
В 1923 г. начала расширяться сеть государственных цирков, открылся госцирк на Нижегородской ярмарке. В 1924—1926 гг. открываются государственные цирки в Ленинграде, Киеве, Ростове, Орле,
В годы первой пятилетки цирки строятся в наиболее крупных промышленных центрах и на новостройках: в Сталинграде (на территории Тракторного завода), Свердловске, Сталино, Иванове, Грозном, Тагиле, Днепропетровске, Днепрострое, Молотове, Челябинске и др.. Впервые в истории цир
кового искусства его актеры становятся активными участниками общественно-политической жизни. Культпоходы, выезды бригад на фабрики, заводы, в части Красной армии — вот характерные стороны работы цирка этого периода.
Советский цирк прокладывает себе дорогу к деревенскому зрителю. Первая деревенская пере
движка возникла в 1927— 1928 гг. В настоящее вре
мя уже существует шесть передвижных колхозных цирков и 8 групп «цирк
на колесах», которые обслуживают деревни, села и аулы нашей великой страны.
Но с расширением цирковой сети все больше давал себя чувствовать недостаток артисти
ческих сил. В дореволюционном русском цирке 80 проц. артистов были иностранцы. Советский цирк начал воспитывать своих актеров.
В 1927 г. в Москве была организована первая в мире школа циркового искусства, уже выпустившая свыше 200 артистов разных жанров.
При крупных цирках стали возникать производственные мастерские. В них рекон
струируют свои номера старые цирковые артисты и обучается молодежь.
Таким образом, новые советские цирковые актеры теперь не уступают в технике и мастерстве исполнения иностранцам.
На арене и под куполом цирков рука об руку работают старшие поколения мастеров циркового искусства и приходящая ему на смену молодежь.
В двух полуразрушенных зданиях начал свое существование советский цирк. Теперь, через двадцать лет, у нас 68 стационарных, 13 городских пе
редвижных, 6 колхозных цирков и 8 групп «цирк на колесах». Таков итог октябрьского двадцатилетия.
В программе 1924 года 75 проц. иностранных номеров. Программа 1937 года составлена исключительно советскими артистами.
В системе госцирков работает 2 000 человек. В 1937 г. артисты цирка выступали в 130 городах, по
сетили тысячи деревень, дали 15 385 представлений, обслужили 15632 700 зрителей.
В систему Управления госцирков входят, помимо цирков, зверинцы и аттракционы У них свои зрители. Их количество в 1937 г. —13 млн. человек.
А. ДАНКМАН