иныя препятствія въ провинціи, то оно могло свободно работать въ Москвѣ, гдѣ лицъ, имѣющихъ право быть дѣйствительными членами общества, можно считать сотнями...
И правъ былъ одинъ изъ членовъ собранія, который бросилъ правленію упрекъ въ этой малодѣятельности и указалъ, что оно поставило общество въ такое положеніе, что оно считается quantite negligeable, съ кѣмъ никто и ничто не считается.
И вотъ является вопросъ жизнеспособно ли само общество? Виновато ли въ неуспѣхѣ дѣла только бывшее у кормила власти правленіе или можетъ быть общество само по себѣ не жизнеспособно!
Вопросъ этотъ чрезвычайно важенъ.
И мы старались найти на него отвѣтъ въ самомъ собраніи.
И вотъ результаты нашихъ поисковъ.
Мы не склонны перенести всю вину въ не успѣхѣ общества на правленіе и съ другой стороны мы не можемъ считать, что общество не жизнеспособно.
Правленіе сдѣлало, можетъ-быть, много ошибокъ, можетъ-быть оно даже и ничего не дѣлало, но даже при максимальномъ напряженіи своей энергіи, мы увѣрены, оно бы ничего не могло сдѣлать, дѣйствуя только въ направленіи, указанномъ уставомъ.
Прежде всего надо считаться съ тѣмъ матеріаломъ, надъ которымъ правленію надо было работать.
Намъ не разъ приходилось говорить объ общемъ составѣ нашихъ кинематографическихъ дѣятелей и намъ не разъ приходилось констатировать малую культурность этого состава, правда, мы указывали, что въ нашу среду съ каждымъ днемъ идетъ все больше и больше культурныхъ силъ, но въ общей-то массѣ процентъ некультурности нашихъ театровладѣльцевъ великъ. А между тѣмъ пересмо
трите еще разъ уставъ общества и вы увидите, что онъ составленъ такъ, что только вполнѣ культурный человѣкъ можетъ понять его пользу, но что некультурному онъ ничего не говоритъ.
И эту ошибку устава должно было или вѣрнѣе теперь должно исправить новое правленіе общества.
Общество по цѣлямъ своимъ и по задачамъ вполнѣ жизнеспособно и можетъ и должно быть въ рукахъ театро
владѣльцевъ тѣмъ орудіемъ, которое позволитъ вступить имъ въ борьбу съ каждымъ, кто посягнетъ на ихъ права.
Но надо умѣть показать некультурному театровладѣльцу эту пользу.
И задача правленія и должна свестись къ этому. Правленіе должно найти такой способъ нагляднаго толкованія общества, чтобы каждому театровладѣльцу было ясно, на
сколько необходимо ему вступить членомъ въ него и какъ важно для него держаться его.
И если къ некультурной части нашихъ театровладѣльцевъ надо подойти съ точки зрѣнія нагляднаго толкованія значенія общества, то и къ культурной слѣдуетъ также подойти съ чѣмъ-ниб. реальнымъ.
Каждому, кто знаетъ провинцію, извѣстно, насколько такъ называемый русскій интеллигентъ засасывается этой провинціей, засасывается настолько, что онъ забываетъ самое значеніе словъ общественной пользы. Поэтому и для этой части нашихъ театровладѣльцевъ недостаточно только дать имъ прочесть уставъ общества съ подчеркнутымъ первымъ параграфомъ, гдѣ указаны цѣль и значеніе об
щества. Недостаточно потому, повторяемъ мы, что они, по всей вѣроятности, давно забыли значеніе тѣхъ словъ, что тамъ приведены.
Общество, на знамени котораго поставлено: благо всѣхъ театровладѣльцевъ и лицъ, прикасающихся съ ними, не можетъ и не должно быть не жизнеспособно!
И задача вновь избраннаго правленія и есть разъясненіе всѣмъ и каждому значенія существованія общества.
И мы увѣрены, что при исполненіи своей задачи оно встрѣтитъ широкое сочувствіе и со стороны кинематографической прессы всѣхъ направленій. Сочувствіе и помощь.
Если до сихъ поръ пресса могла только вскользь говорить объ обществѣ, то въ этомъ всецѣло вина стараго правленія, которое, какъ мы это указали въ прошлый разъ, слишкомъ конспиративно вело свои засѣданія.
Ошибку эту, надѣемся, новое правленіе исправитъ и объявитъ свои засѣданія открытыми, по крайней мѣрѣ, для представителей прессы.
Оно должно это сдѣлать, такъ какъ только въ такомъ случаѣ пресса сможетъ помочь правленію въ его пропагандѣ.
Возвращаясь къ Общему Собранію, мы должны вывести слѣдующее заключеніе: если оно отвѣтило на вопросъ, что представляетъ собой общество въ настоящее время, впол
нѣ отрицательно, то оно вмѣстѣ съ тѣмъ дало возможность судить о самой идеѣ общества и показала, что, какъ мы выше сказали, идея общества жизнеспособна.
Чтобы убѣдиться въ этомъ, достаточно вспомнить съ одной стороны, что спеціально на собраніе пріѣхали про
винціальные члены общества. Правда, ихъ было только двое, но, вѣдь и провинціальныхъ членовъ-то, какъ намъ кажется, насчитывается не больше двухъ-трехъ человѣкъ. Съ другой стороны доказательства жизнеспособности идеи общества можно усмотрѣть въ теченіе преній и въ тѣхъ резолюціяхъ, которыя были приняты на этомъ собраніи.
Мы не станемъ вдаваться въ подробный анализъ этихъ резолюцій. Отмѣтимъ лишь, что они отвѣтили на нѣкоторые изъ проклятыхъ вопросовъ современной кинематографіи.
Чтобы дать исчерпывающій обзоръ Общаго Собранія, мы должны еще упомянуть о докладѣ г. Когана, прочитанномъ на немъ. Сущность доклада, составленнаго, правда, нѣсколько туманно и, очевидно, очень спѣшно, сво
дится къ тому, чтобы отстранить отъ рынка посредниковъ между фабрикантами и театровладѣльцами и самому занять ихъ мѣсто.
Этотъ докладъ не обсуждался, онъ станетъ предметомъ обсужденія чрезвычайнаго собранія. Поэтому мы сейчасъ воздержимся отъ критики его.
Кромѣ указанной нами центральной идеи, докладъ содержитъ въ себѣ массу другихъ пріемлемыхъ и весьма цѣнныхъ предложеній.


О нихъ мы также поговоримъ въ свое время.


На Общемъ Собраніи г. Тиманъ, какъ представитель фабрикантовъ, указалъ, что Россія въ настоящее время играетъ очень незначительную роль, какъ покупательская единица, на міровомъ кинематографическомъ рынкѣ, на
столько незначительную, что фабриканты нисколько не будутъ считаться съ пожеланіями русскихъ театровладѣльцевъ, какъ относительно метража картинъ, такъ и относительно остальныхъ вопросовъ, связанныхъ съ производствомъ и выпускомъ картинъ.
Г. Тиманъ, къ крайнему сожалѣнію, правъ. Дѣйствительно, покупательская способность Россіи доведена сейчасъ до минимума.
Но онъ правъ только въ отношеніи заграничныхъ лентъ. Что же касается русскихъ картинъ, то, намъ ка
жется, дѣло обстоитъ не такъ. Какъ только появляется хорошая русская лента, лента, которая можетъ дать сборъ, то она находитъ въ Россіи превосходный сбытъ, путемъ ли продажи, путемъ ли проката.
Такъ хорошо прошли и „Покореніе Кавказа , и, ми
нуя массу другихъ картинъ, и „Ключи Счастья .