Республика

Адыгея

Республика Адыгея образована 27 июля 1922 г. Столица - г. Майкоп.
Площадь: 7,8 тыс. кв. км.
Население: численность - 449,5тыс. чел., в т. ч. 53,9% - городское. Плотность - 57,6 чел. на 1 кв. км. Национальный состав - русские - 67,6%, адыгейцы - 23,0%, украинцы - 3,1%, армяне - 2,7%.
Орган законодательной власти: Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея, состоящий из 45 депутатов, избираемых на 5 лет.
Орган исполнительной власти: Кабинет Министров республики.
Географическое положение. Республика расположена на левобережье рек Кубани и Лабы, юж. своей частью захватывая отроги Главного Кавказского хребта. Граничит с Краснодарским краем. Входит в состав Северо-Кавказского экон. р-на.
Рельеф. Сев. часть республики расположена на Закубанской равнине. Абсолютная высота ее в пределах республики составляет от нескольких метров на С. -З. терри
тории до 200 м в р-не Майкопа. К Ю. от Майкопа находится низкогорный лесистый хребет и его отроги, резко расчле
ненные долинами многочисленных рек. Его высота достигает 750м над уровнем моря. В юж. части - среднегорный рель
еф, высотой до 1000м над уровнем моря, с отдельными вершинами до 1200 м и высокими горами.
Полезные ископаемые. Территория республики Адыгея располагается в геологических структурах, благоприятных для размещения разнообразных полезных ископаемых. Главными из них являются природный газ, газовый конденсат, нефть, подземные воды, строительные материалы (глины различного назначения и применения, пес
чано-гравийные смеси, пески стекольные и строительные, сырье для изготовления цемента, извести, алебастра), агро
удобрения на базе ископаемых глауконитовых песчаников, фосфоритов, цеолитов. Довольно красивы местный мрамор, известняки, доломиты, граниты, серпентиниты.
В балансе полезных ископаемых получает развитие рудное направление. Среди рудных известны проявления
золота, серебра, ртути, полиметаллов, вольфрама, барита, железа, марганца. Сегодня отрабатываются месторождения газа и газового конденсата, подземных вод и строительных материалов.
Климат. В сев. равнинной части Адыгеи климат умеренно-континентальный, в предгорьях - умеренно-теплый, влажный, в юж. горной части - холодный климат высокогорий. Преобладающие воздушные массы - морские умеренные и континентальные умеренные. Зимой континен
тально-умеренные воздушные массы поступают от мощного Сибирского антициклона и приносят похолодания, летом он обусловливает жаркую сухую погоду. Морские уме
ренные воздушные массы поступают с З. с циклонами, приносящими обильные осадки. На территорию республики вторгаются также трансформированные арктические воздушные массы. Проникновение арктического воздуха вызы
вает резкое понижение температуры, весной поздние, а осенью ранние заморозки. Континентальный тропический воздух приходит из Средней Азии, морской тропический - со Средиземного моря. Зимой этот воздух вызывает отте
пели (февральские окна), летом - жару, весной и осенью - теплую погоду. Самый холодный месяц - январь, самый теплый - август. Годовое количество осадков на территории республики увеличивается с севера на юг, с ростом к горам Кавказа. На равнинах Адыгеи годовая сумма осадков соста
Сквер в Майкопе