Витебское направление. Танки с десантом автоматчиков выдвигаются на исходный

рубеж. Фото Б. Вдовенко.

Месть

(От военного корреспондента «Правды»)

Село Весело-Вознесенка, Ростовской обла- былю необычно: немецкой артиллерии там
сти, сегодня -—— глубокий тыл. Здесь We He могло быть, танки стояли в центре села.
слышно даже сильных отзвуков артиллерий-Отреляли советские танки. Колхозник Петр
ской каноналы. А ещё недавно оно было   Вакуленко. живигий на окраине, первый за-
ареной ожесточённого боя. Теперь об этом  метил их. Не обрашая внимания на отонь,
напоминают только брошенные на площади! Вакуленко побежал наветречу напним тан-

ПР.

Обращение «Национального совета
‚ американо-советской дружбы»

НЬЮ-ЙОРК, 30 сентября. (ТАСС). Пред-
седатель «Национального совета американо-
советской дружбы» Корлисс Ламонт опу-
бликовал сообщение о созыве в Нью-Йорке
6—8 ноября «Конгресса созетско-американ-
ской дружбы», посвящённого празднованию
10-й годовщины установления дипломатиче-
ских отношений между Советским Союзом
и США. Одновременно Ламонт об’явил, что
Совет и его отделения проведут подобные
же митинги по всей стране. В программу
конгресса включены вопросы америжано-
советского сотрудничества во время войны
и мира, о состоянии советской науки, меди-
цины. техники и просвещения, о советском
планировании и послевоенной реконструкции,
о советских профсоюзах, положении нацио-
нальностей и их роли в военное MA, CO-
ветской музыке и т. д Конгресс закончит-
ся массовым митингом в крупнейшем зале
Нью-Йорка —в Медисон Сквер Гарден.

В состав комитета по созыву конгресса
входят министр внутренних дел Икес, сше-
циальный помошник Рузвельта Лимэн, быв-
ший посол США в Москве Дэвис, сенаторы
Кэппер, Грин, Гаффей, Мэррэй, Tlemnep,
Томас, губернаторы ряда штатов, председа-
тель Американской Федерации Труда Грин,
председатель независимого профсоюза же-
лезнодорожников Уитни, председатель
профсоюза автомобильных рабочих Томас,
председатель профсоюза швейников Хилл-
мэн, председатель профсоюза моряков Кэр-
рен, председатель профсоюза металлургов
Робинсон, епископы Мултон, Оконэм, Пибо-
ди, Таккэр и Уоллс, чученые Эйнштейн,
Кэннон, Комптон, ректоры ряда универси-
тетов, драматурги, писатели, артисты, музы-
канты, журналисты и т. д.

Приём в советском посольстве в Англии
в честь советской профсоюзной делегации

BAA = - eg

Сессия Совета

=

Вчера в Москве открылась сессия Совета
филиалов и баз Академии наук СССР, посвя-
щенная основным итогам научной деятель-
ности ученых Армении, Узбекистана, Азер-
байджана, Казахстана, Таджикистана, Турк-
мении за время отечественной войны.

Сессию открыл председатель Совета фи-

В обрашении Совета указывается, что
дипломатические отношения между Совет-
ским Союзом и США были установлены
в 1933 году «под мудрым руководством
президента Рузвельта» и что «сегодня наши
две страны ведут вместе с другими Об’е-
динёнными нациями и великими народами
войну, от исхола которой зависит всё буду-  ЛАалов и баз Академии ваук СССР прези-
шее человечества». В обращении говорится   Дент Академии В. Л. Комаров. Он подчерк-
далее, что «глубокая заинпересованноюкль  НУлЛ, Что ученые союзных республик подчи-
потребовала сотрудничества, начатого 10 НИЛИ всю свою работу нуждам фронта и их
лет тому назал, которое принесло взаимные труды каждодневно помогают нашей герои-
выгоды. Сегодня это сотрудничество, пре- ческой Красной Армии в борьбе против не-
вратившееся в боевой союз, стало крае- мецко-фашистских захватчиков. В. Л. Ко-
угольным камнем самой победы», маров отметил быстрый рост научных кал-

В обращении приводится следующее за- Р0в В союзных республиках, тесное твофче-
явление Рузвелыга: «Мир никогда не видел ское содружество республиканских научных
большей преданности, решимости и самопо-  Учреждении Академии с крупнейшими про-
жертвования, чем те, которые были проде- мышлейными предприятиями, расширение
монстрированы русским народом и русскими   СРЯЗ6И Академии наук СССР < производ-

ственно-технической интеллигенцией.
армиями под руководством  Маршала  Доклад о роли филиалов и баз Академии
Сталина. С нацией, которая, спасая себя,

наук СССР в развитии народного хозяйства
тем самым помогает спасти весь мир от

и культуры братских республик, краев и
нацистской угрозы, с такой страной мы   областей Советского Союза сделал академик
всегда рады быть добрыми соседями и

С. Г. Струмилин.
искренними друзьями в будущем мире». В В настоящее время, как сообщил доклад-
обращении указывается, что толыко наибо-   ЧИК, В системе Академим наук имеется 8 фи-
yee тесное блинетво с Советовам. Соховом. . ЛИАЛОВ И баз, об’единяющих 39 институтов,
обеспечит победу и что без такого един- 28 научных станций, 3 астрономических о6б-
серватории, 8 ботанических садов, 3 запо-
ства невозможно мирное и стабильное поло-  ведника и 17 другмх чаучно-исследователь-
жение в мире. «Сегодня это единство долж-   ских учреждений. :
но быть осуществлено и укреплено в форме
развертывания полной коалиционной войны,

За пять лет число научных работников
филиалов Академии наук увеличилось в два
этого единственного пути к победе Об’еди-
нённых наций. За полным сотрудничеством

с половиной раза. Сейчас в филиалах и ба-
зах работает свыше 1.500 научных работчи-

в пользу победы должно последювать пол-

ное сотрудничество в пользу мира».

ков. Среди них много молодых талантливых
ученых — армян, азербайджанцев, узбеков,
казахов, таджиков, туркмен, защитивших в
годы войны докторские и кандидатские дис-
сертации.

Болыную работу по мобилизации сырьевых
ресурсов Казахстана ча нужды обороны ве-

немецкие танки. немецкое к ep-
Hoe орудие, могилы, в KOTOPHIX sapbiTo 60-
лее 1.000 немецких еолдат, да развалины
домов, разбитых во время боя.

Сейчас колхозники села приводят в по-
рядок свои дворы, имущество колхоза.

Еще 14 октября 1941 года в селе обос-
новалея немецкий комендант. В его раепо-
ряжении находился кафательный отрях в
сто человек. Фапгистские бандиты ycTaHo-
вили в cele режим полного бесправия. Важ-
лый день все взрослые обязаны быми соби-
раться в определённом месте для посылки
на работу. :

Однажды комендант приказал построить
всех мужчин я произвел какой-то отбор.
Всего было отобрано 46 ‘человек. Отобранных
подвели пол окна ломов. Никто ничего не
понимал. Влрут раздался треск автоматов.
Тюли начали падать. Многие были только
ранены, они бились в агонии. Тотпла палачи
начали их добивать прикладами, железны-
ми пешнями.

В числе расстрелянных были колхозники
Боженко. Пишенко. Васильев, Погорелов,
Орлов, Коломийцев. Закутный. Кутаненко и
другие. Но этот расстрел ни в чем нено-
винных людей был только началом.
` Население трепетало. Расстрелы, истяза-
ния, поборы были обычным явлением. Роди-
тели < тоской жлали вечера, когда прихо-
лил соллат и требовал. чтобы лочь шла уб-
рать комнату комендатту или почиетить
одежду. Причем родителей беззастенчиво
предупреждали, что лочь может залержать-
ся допоздна. Но это ещё не всё. Комендант
часто собирал мололых девушек лля рабо-
ты. а когда приходил вечер, он приказывал
построить их около своего дома, затем вы-
холил ‘вместе со своими полручными и CIDA;
пивал их: сколько вам левутеж? Один мер-
завец называл число, а другой отечитывал
названное количество.

Никто не знает. какими путями, но вести
@ победах Красной Армии проникали в се-
ло. Да и нервозность немцев зыцавала WX.

Её в первые тни оккупации из Мариу-
поля в село прибыли коммунисты Усти-
менко, Дорофеев, Голубов. Осторожно дей-
ствовали они, ко вскоре нашли общий

язык с населением и начати омелей вы-

сказывать сомнения в правдивости немец-
ких сообщений, говорить правду о победах
Красной Армии.

В конце августа, когда все население Ве-
<ело-Вознесенки было на таботах, на окта-

ине вдруг раздался пушечный выютрел. 9то  Действующая армия.

Митинг в освобожденном Новороссийске

Недавно на улицах Новороссийска еше
рвались немецкие снаряды и мины. Но
сегодня Новороссийск уже стал тыловым
городом. Фронт отодвинулся далеко на се-
вер. Первые мирные граждане, возвратив-
шиеся ‘на родное пепелище, с энтузиазмом
принимаются за восстановление разрушен-
ного и разграбленного немцами города.

На-днях граждане Новороссийска прямо
с воскресника пришли к зданию гориспол-
кома на митинг, посвященный освобожде-
нию города от немецкого рабства.

Этот митинг нельзя было назвать много-
людным. Слово «многолюдный» сейчас не
подходит для корреспонденции о Новорос-
сийске. В городе, насчитывавшем до войны
103 тысячи жителей, к моменту вступления
Красной, Армии оказалась олна жительни-
ца — Мария Ткаченко. Притворивщись
больной сыпным тифом, она избегла. на-
сильственной эвакуации. Всех остальных
немцы угнали с собой. И только теперь в
город постепенно начинают возвращаться
люди,

Секретарь городского ‘комитета ВКП(б)
и бывший руководитель
партизан тов. П. Н. Васев подробно  рас-
сказал на митинге об этой страшной тра-
гедии разореннюго и опустошенного нем-
цами города.

— За год  хозяйничанья в Новороссий-
ске, — сказал он, — фашисты превратили

кам. Он сообщил советокому офицеру 0б-
jorsnioniy, рассказал, где находятся немцы,
и, взобравиииюь на танк, взялся проводить
к центру села. Велед за танками начала при-
бывать мотопехота. Крестьяне тоже решили
действовать. Вакуленко обезоружил трех фа-
пиестов. Отовсюду стало появляться затря-
танное оружие. № вечеру среди бойцов, при-
бывших на бронетанках, уже дралосв 12.
колхозников.

На площади села разгорелся бой. Совет-
ский танк первым же выстрелом разбил не-
мецкую Mammary. Остальные, избегая боя,
поспешно скрылись за бугром. Немецкая пе-
хота начала покидать село велел за танка-
ми. Все больше колхозников принимало уча-
стие в схватке.

Коммунисты Дорофеев. Голубов. Устимен-
ко с первых же шагов возглавили это дви-
жение:

Немцы в первый же день были изгнаны
из села. Но на следующий лень на оборо-
нявшихся советских танкиютов. и местных
партизан повели наступление немецкие ча-
сти, бежавшие из Таганрога. Село лежало
на пути отетупления немцев. Но советские
люти прочно перехвалили дорогу. В рядах
бойцов было около 60 местных колхозников.
Они вели разведку, конвоировали пленных.
В последующие лни количество участников

ЛОНДОН, 30 сентября. (ТАСС). Вчера! На приёме присутствовали члены Генераль-
в посольстве СССР состоялся приём в ного совета Конгресса британских тред-
честь товарища Н. М. Шверника и других   юнионов, члены парламента, представители
членов советской профсоюзной делегации, союзных правительств, работники  совет-
находящейся в настоящее время в Англии. ского посольства.

и “

Военные действия в Италии

Войска союзников заняли Неаполь

_ ЛОНДОН, 1 октября. (ТАСС). Штаб круг Капуа, Беневенто, Пиана и Аморози.
союзных войск в Северной Африке сооб- Истребители-бомбардировщики
щает, что американская 5-я армия продол- атаке мост в районе Аузонии. Истребители
жает развивать успех. Занят город Авел-  дальнего действия совершали патрульные,
лино (к востоку от Неаполя). Войска союз- ‚полёты в районе Бастии. Прошлой ночью
ников продолжают продвигаться к Неаполю ночные бомбардировщики снова атаковали)

в трудных условиях местности. Противник жкелезн я
Z ю дорогу и узел коммуникаций
всё в большем масштабе производит разру-   в aie Формий 7

шения. Продвижение английской 8-й а! .
Еее согласно плану. fe ЛОНДОН, 1 октября. (ТАСС). Как сооб-
ЛОНДОН, 1 октября. (ТАСС). По сооб- Чщает агентство Рейтер, штаб войск союз-
щению штаба воздушных сил союзников ников в Северной Африке официально об’-
в Северной Африке, вчера средние бомбар-`
дировщики ‘атаковали мосты и дороги во-

‘Неаполь.

Борьба населения Северной Италии против
гитлеровских оккупантов

\ ЖЕНЕВА, 1 октября. (ТАСС). Швейцарская!
газета «Газетт де Лозанн» сообщает, что

дет Казахский филиал Академии наук. Науч-
ный коллектив его разработал такие пробле-
мы, как строительство заводов черной метал-
лургии в Казахстане, использование местных

углей и т. д.

2 ОКТЯБРЯ 1943 г., № 244 (9380)

филиалов и 623

Академии наук СССР

Узбекистанский филиал Академии наук

зработал проект орошения поймы реки
ыы ценных меро-

приятий, рационализирующих энергетическое

Сыр-Дарья, предложил. ряд

хозяйство рестублики.

Туркменский филиал Академии, организо-
ванный уже в период отечественной войчы,
< освоения

успешно работает над проблемами

{4
нежследованных песчано-пустынных райо-/*

нов Туркмении.

Особого внимания заслуживает, деятель-
Академии наук,
проходившая в тесном кочтакте с коллекти-
вами металлургических предприятий Урала.
За выдающиеся труды в области науки и
техники 9 научных сотрудников Уральского
филиала были удостоены в

ность Уральского филиала

ской премии.

Заканчивая доклад, академик Струмилин

подчеркнул, что перед филиалами и базами
Академии наук СССР’ стоит сейчас важней-
шая задача всемерного содействия восста-
новлению народного хозяйства в районах,
освобожденчых Красной Армией от фашист-
ских захватчиков.

Затем сессия заслушала доклад о дея-^

тельности Азербайлжанского филиала Ака-

демии наук СССР. С докладом выступил

заместитель председателя президиума фили-
ала Г. Н. Гусейнов.

Азербайджанский филиал — одно из круп-

нейших научных учреждений страны — про-

делал болыную работу по изучению геологии
нефтяных и рудных месторождений, энерге-
тики, экономики, географии, истории и лите-
ратуры Азербайджана, его фаучы и флоры.

Филиалом издано 350 трудов по различным
областям знания, проведено 5 крупных науч-
ных сессий.’ Докторскую и кандидатскую
аспирантуру филиала непрерывно пополняют
кадры молодых ученых-азербайджанцев.

В прениях ‘по докладам приняли участие
академики В. Л. Комаров, Б. А. Келлер,
А. М. Терпигорев, С. С. Наметкин, Н. ИП.
Чижевский и другие.

Сегодня сессия продолжается.

(ТАСС).

’ Старшеклассники

`
Старшие пришли вчера в свою школу И ная пойма», в 120 километрах от Москвы, они

попали в обжитой дом — маленькие начали
учебный год еще месяц назад, и все этажи
полны тепла и уюта.

труда

увидели простирающиеся ‘далеко вокруг 30-
лотые поля. Поля ждали человека. Громада
нужза была, чтобы взять © тучных

В младилх классах знали, что старшие  нив богатый урожай. И девушки решили—

жая,
нетерпением, — без них нельзя
школьный клуб. И вот онио вернулись
Москву.

До уроков директор школы Екатерина

подвергли товарищи работают в совхозе на уборке уро-  надо сделать. Они взялись за работу смело

и дели дожидались их приезда с и с охотой, и теперь они вернулись домой,

открыть   в школу загорелые, поздоровевшие, согретые

в чувством внутреннего удовлетворения: дело
сделано! ;

Сейчас они снова взялись за учебники. На

Васильевна Мартьянова пригласила старше-  перзом же уроке определился чёткий ритм

классников на митинг. Она говорила недолго.

школьных занятай. Преподаватели вели себя

Это была речь старого, строгого и взыска-   так, будто только вчера расстались со свои-

тельного педагога о культуре и моральном

ми, ученицами. Первый школьный день был

кодексе советского молодого человека в су- обычным, нормальным днем труда. Учителя

явил о том, что войска союзников заняли ровые дни войны:

— Вы помните нашего ученика Мишу
Ястребова? Школа выпустила его окромным
юношей; он так любал трул, книги; он был
так предан своей семье, так трогательно
ухаживал за больной матерью... Миша пал
за фронте смертью героя. Немецкие изверги

По сведениям той же газеты, германское   схватили его и ‘люто пытали — звезды на

боя из местного накеления увеличилось ле
ста человек. Пали емертью храбрых колхоз-
ники Однокоров Иван, Закуров, некоторые
были ранены. Но павигих заменяли живые.
Мололые колхозники, впервые взявшие ору-
жие в руки, вели себя героически. Нена-
висть к немцам придавала им силы. Шест-
налцатилетний Иван Вакуленко вместе с
Погореловым забросал гранатами немецкую
маптину и Убил ехавших в ней офицеров.

Немцы лезли упорно. Их полпускали на
близкую дистанцию и в упор раестреливали.
После трехлневных боев гитлеровцы репи-
ли обойти cexo стороной. Но и это им He
удалось. Более тысячи немецких трупов 0с-
талось на поле боя.

Когла окончилея бой, танкисты начали
собираться на лрутой участок фронта.

— А куда же денемея мы? — спровили
колхозники майора.

Италии, наталкиваются на’большие трудно-
сти вследствие растушего сопротизлечия

рабочих мероприятиям немцев. Болыное чис-
ло рабочих в городах, расположенных в до-
лине реки По, присоединилось к итальян-
ским частям, продолжающим борьбу против
германских войск. Остальные рабочие де-
зорганизуют транспорт в тылу немецких
войск, разрушают коммуникации, совершают
вооружёнчые нападения на немецкие патру-
ли, срывают работу предприятий. Газета под-
чёркивает, что это сопротивление итальян-
ских рабочих носит массовый характер.
Болышинство предприятий в долине реки‘ По,
пишет она, прекратило свою работу.

германские войска, находящиеся в Северной

ди города.

Неуклюжие попытки румынской пропаганды помешать

командование и фашистские марчюонеточные теле вырезали, полосовали, но человек вы-
власти пытаются восстановить анотову ны сокой нравственности, воли и чести, он стой-
милицию, ибо германским войскам прихо- ко боролся до конца. Немцы не добились от
дится воевать против итальянских частей, чего ни слова, не слышала его стонов. Раз’-

ит Е ных!   7)
‘альянскых промышленных и транспортных   и оня не в силах справиться одновременно   яренные, сни сожгла его живьем на костре.

с саботажем в тылу. Население, пишет га- Так погиб ваш товарищ, питомец нашей
зета, разрушает немецкие коммучикации, школы. Так погиб и его сверстник Гриша
уничтожает и портит всё оборудование, Ко- Соколов. Вечная им слава! Я учительствую
торое может оказаться полезным для немцев. 49:й год и 16 лет — директор вашей школы
Охрана Бреннерского прохода, через кото- и знаю о многих свомх учениках — воинах-
рый производится переброска военных гру-  орденоносцах. И я хочу, чтобы мы начали
зов для немецких войск в Италии, возложена учебный год с похвалы их мужеству, их
на итальянских фангястов—чернорубашечни-  верности, их доблести.

ков. Трое итальянских патриотов. пытавших-   Взволнованную речь директора слушали
ся взорвать железнодорожное полотно в рай-  ученицы, советские девушки, —29-я школа
оче Больцано, были схвачены и расстреляны   на Смоленском бульваре \6 этого года жен-
чернорубашечниками на центральной площа- ская школа, и они понимали, что когда

дисциплине, о правилах поведения школь-

ника. она имеет в виду не муштру, не «пону-

кательную педагогику», а нечто большее:
«Обширные знания, привычку мыслить,

сказала лиректор,—что
лишь за
о семейном вашем уюте. На-днях ко мне
призхали из Ржева две учительницы. Они
только чуть старше вас — они тоже годятся
мне во внучки, но в разоренном немцами,
возникающем на пепелище новом городе они `^
стали... директорами школ. Мы хотим, чтобы
домоводство позволило вам точно так же
стать во главе и детского сада, и диэтиче-
ской столовой, чтобы в великом созидатель-
ном труде восстачовления, исцеления всех

новороссийских

—- Пойлемте © нами, зачислю ваю в мо-
топехоту.

Большинетво © тамостью согласилось.
Семьдесят человек немелленно были зачи-
слены в часть и ушли на Фронт.

И. ЗОЛИН.

повинные граждане были вывезены геста-
 повцами за город и расстреляны в Цемдо-
лине, на косе, в районе Абрау-Дюрсо.

Они хотели превратить мирных советских
граждан в своих рабов. Но им это не уда-
  лось. Новороссийск не покорился. Верные
славным революционным традициям своего
города; традициям своих отцов — новорос-
 сийских рабочих и моряков, дравшихся в
‘годы гражданской войны е полчищами бе-
логвардейцев, — тысячи граждан Новорос-
сийска ушли в армию, во флот, в парти-
занские отряды и там с беззаветной храб-
ростью сражаются сейчас за честь и неза-
висимость нашей родины.

— Товарищи  новороссийцы, — говорит
 в заключение тов. Васев, — наша священная
задача в кратчайший срок / восстановить
городскую промышленность, порт, желез-
‘нодорожный узел, наши цементные заволы
и стахановской работой в тылу приблизить
час окончательной победы над вфагом. -
  Председатель Новороссийского гориспбл-
‚кома тов. М. М. Осипов дает слово пред-
ставителям армии, освободившей Новорос-
сийск. Долго не смолкавшие аплодисменты
в честь славных Новороссийских дивизий
гремят на плошади. Заместитель начальни-

распространению паники и пораженческих настроений

СТАМБУЛ, 1 октября. (ТАСС). Румын-  заявлением газета «Акциуня» пишет о «по-
ская печать своими статьями выдаёт обес: разительно быстром отходе германских
покоенность клики Антонеску ростом па:  войск на Восточном фронте».
нических и пораженческих настроений в  Однако все ухищрения румынской про-
стране и распространением неверия в побе-  наганды не оказывают влияния на населе-
ду. Румынские газеты из кожи лезут вон, ние Румынии, о чём свидетельствуют при-
чтобы как-нибудь внушить населению, что знания самих румынских газет. Так, газета
ход событий на советско-германском фрон-  «Порунка времий» с огромной тревогой пи-
те складывается «уж не’столь мрачно» для шет об угрожающем распространении пора-
Германии, как O06 этом заявляют‘ «мало- женческих настроений. Повсюду, пишет га-
веры». Газета «Курентул» пытается уте- зета, распространяются антиправительствен-
шить население тем, что наступление рус- ные листовки, отпечатанные в тайных ти-

ских развивается «уж не столь стреми-‘ пографиях, «пораженческая атмосфера сгу-
тельно». В полном противоречии с этим щается», 4

Норвежские квислинговцы спасают свои шкуры

Квислинг угрожает членам своей банды суровой расправой

СТОКГОЛЬМ, 1’ октября. (ТАСС). Раз- рует он, в партии появилось много «пани-
вал квислинговской банды в Норвегии про- Керов», которые «не умеют твердо держать
грессирует под влиянием новых поражений Данное слово». «Пораженческая. болтовня
германских войск на советско-германском ЛЕГКО распространяется, особенно в связи

а оо бой Ко Камен О ОИ, sane, pm
А . a ходи-

нуж В

See coe был вновь выступить с УГРо    мость «очистить гражданскую администра-

жающим предупреждением по адресу своих цию от нелойяльных элементов». Главарь

сторонников, массами покидающих квислин-  норвежских лакеев Гитлера предупредил.

говские организации. что по его. приказу созданы специальные
На-днях Квислинг выступил в Осло с суды для борьбы с дезертирами, которые
речью, в которой он заявил, что обста- будут рассматриваться как «изменники» и
новка требует максимального укрепления «подвергаться соответствующему  обраше-
единства его «партии». Однако, констати-! нию». s

Стимсон о потерях
американской армии

Результаты налётов английской
авиации на Берлин
ЛОНДОН, 1 октября. (ТАСС). Как пере-

ЛОНДОН, 1 октября. (ТАСС). -По сооб-

благородство чувств» (Чернышевский) —вос-
питание людей сильного характера, умель-
цев. способных серьезно работать, преодоле-
вать трудности и подавлять в себе всё, что
не выносит солнечного света и людской
молвы.

Когда три месяца назад ученицы Екате-
рины Васильевны приехали в совхоз «Крас-

об’ясняли математические задачи и химиче-
ские формулы, рассказывали о Пушкине и о
Кровавюм воскресенье. Многие ученяцы по-
бывали уже у доски, и по ее черному полю
водили мелом руки, только что вязавшие
свопы и ссыпавишие зерно.

Женская школа занялась вчера и военным
делом. Старшие классы будут изучать воен-
ную радиотелефонную технику. Старшие
классы жечской школы будут учиться также

домюводству. `

— He думайте, пожалуйста, девочки, —
это предполагает
у о вашем личном домашнем быте,

ран войны вы заняли достойное место уме-

Екатерина Васильевна говорит о железной  лых, знающих, культурных организаторов.

Вспомните, как к майским дням вы сшили
для сирот героев войны красивые платья,
как приходили сюда матери девочек, полу-
чивших ваши подарки женщины плакали
от умиления: «Отец так любил свою умни-
цу... Спасабо вам!» Для такой минуты стоит
учиться шить!
< # =

Вчера старшие классы приступили к заз
нятиям во всех школах нашей страны.

В. ХАНДРОС.

° В честь. 25-й` годовщины комсомола

Всесоюзный показ художественной самодеятельности учащихся ремесленных,
железнодорожных училищ м школ ФЗО

20—22 октября в Москве в честь 25-ле-
тия комсомола состоится Всесоюзный по-
каз художественной самодеятельности уча-
щихся ремесленных, железнодорожных учи-
лищ и школ ФЗО.

ЦК ВЛКСМ и Главное управление тру-
довых резервов уже провели во многих
областях, краях и республиках отборочные
смотры участников.

В программе выступлений 20—22 октяб-
ря: русские народные песни, танцы, музы-
  кальные номера, песни ”и пляски народов
  СССР, классические музыкальные и лите-
  ратурные произведения и произведения со-

ВВтских композиторов, поэтов, писателей.

Для участия в показе художественной
’ самодеятельности из Хабаровского края,
Грузии, Азербайджана и других республик

ЕЕ ИЕ ИЕ ioe Go Semone Ee КЕ

В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ
НА ЭКРАНЫ КИНОТЕАТРОВ
выпускается ^
новый ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ
«ДВА БОЙЦ А».

КИНО, ТЕАТР

ка политотдела армии майор Пахомов гово-
put об успехах войск Северо-Кавказского
фронта, преследующих сейчас врага на Та-
мани, и от их имени передает дружеский

ков, произведенных после последнего налё-

последних ночных налётов на этот город,

даёт ‚агентство Рейтер, ивучение фотосним-,

та на Берлин, показало, что за время трёх,

шению агентства Рейтер из Вашингтона,
военный министр Стимсон заявил вчера на
пресс-конференции, что потери американ-
ской армии вплоть до 15 сентября включи-
тельно составили в том

Сценарий — лауреата Сталинской премии
Е. Габриловича (по повести Л. Славина). ~
Постановка — лауреата Сталинской премии,
режиссера Л. Лукова.
Главный оператор — А. Гинцбург.

боевой привет гражданам освобожденного

85.042 человек,

Я произведенным 23 и 31  августа, а также   10.682 Уба 666 Главные роли в фильме исполняют: М. Бер-

город-порт, наш цветущий Новороссийск в ГОРОДа. si . ми : убитыми, 26. ранеными,   нес, Б. Андреев, В. Шершие

yar ana, $ — Скорейшее восстановление Новорос- 3 сентября, было повреждено около’ 100 23743 пропавшими без вести и 20.451) й И Sern
В городе полностью разрушено 65 про- сийска, говорит он, — лучший памятник  Фабрик и промышленных предприятий, пленными. В указанную общую цифру! Производство Ташкентской Кивостудии

центов всех сооружений. Требуют  капи-
тальнс+восстановительного ремонта 20 про-
центов сооружений, а остальные 15° про-
центов — преимущественно мелких жилых
построек — требуют текущего восетанови-
тельного ремонта. Взорваны и разрушены
все порфовые сооружения, цементные 3a-
волы «Октябрь» и «Пролетарий», холодиль-
нак, рыбозавод и крупнейший в Советском
Союзе элеватор. Фашисты не пощадили и
культурно-просветительных учреждений го-
рода. За время своего хозяйничанья они

тем, кто отдал в боях с врагом свою жизнь в том числе 30 машиностроительных и
за счастье и своболу Новороссийска. электротехнических заводов. Данные фото-

Затем выступают представитель Новорос- с’ёмки показывают также, что второму по
 сийской базы Черноморского флота майор величине газовому заводу в Берлине причи-
(A. И. Кулешов, командир 290-го Новорос- нён особенно сильный ущерб. Отмечены
йо НКВД Герой ee Govan  e ee в 3 других газовых за-
‘подполковник Пискарев, секретарь горкома  3074 В а
ВЛКСМ Таисия Белогай, командир парти-
занского отряда «За Родину» В. Трусов,
лейтенант Попков, железнодорожник Зязев.

В заключение митинга собравшиеся с ог-
ромным под’емом приняли приветствие на
имя Главнокоманлующего

Выпуск офицерского училища
в Тегеране
ТЕГЕРАН,   октября. (ТАСС): Состоялся

включены также потери в битве при Са- 1943 года.

лерно, которые составили 3.500 человек.
——->>-—

Новый художественный фильм «ПОДВОДНАЯ
eal eee Ударник (веч.), Москва (веч.),
холизе етрополь, Родина, Центральный
Обстрел шведского Художественный, Форум, Taranexai, Орион
веч.), Шторм, Динамо. c
теплохода немцами Художественный фильм «МЕЧТА» — Сад имени
т умана, Эрмитаж, Кинотеатр- ЗИС.
СТОКГОЛЬМ, 1 октября. (ТАСС). Сток нический ПКО. р^ЗИС, Соволь-
гольмские газеты сообщают, что 24 сентя- «СТЕПАН РАЗИН» — Первый (днём:
Opa был обстрелян из орудий береговой обо- oe Наввый (веч.),
вЫ близи немецкого -нобережья iiaaneaud Удо ный исторический фильм «БОГДАН

. : ХМЕЛЬНИЦКИЙ» Метрополь, Авангард,
теплоход, шедший из Германии в Швецию.

Экран жизни (днём), Юный зритель (веч.).

уничтожили 4 больницы, 6 поликлиник, 15 Верховного

клубов, 5 кинотеатров, драматический те-, Маршала Советского Союза товарища

атр имени Луначарского, разрушили и раз- И. В. Сталина.

грабили краеведческий музей. т
Они учиняли зверские расправы над В. ВЕРХОВСКИЙ, Б. ГАЛАНОВ.

мирными жителями, Многие ни в чем HE

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды»,
Д 3-36-82; Иностранного —Д 3-32-85; Писем —Д 3-15-69; Местной сети —

Б1992. ,

Новороссийск, 1 октября. (По телеграфу). [офицеров принял шах Ирана.

Д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-

двадцать! первый выпуск офицерского учи-  еплоход полвергся обстрелу, несмотря на
лища. Выпущено 515 офицеров, в том числе То, что он придерживался курса, указанного
182 пехотинца, 98 кавалеристов, 36 артил- Немецкими властями, и несмотря на` то, что
леристов, 23“лётчика и другие.. Молодых на нём были ясно видны шведский на-
циональный флаг и опознавательные знаки.

д. 94. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 5-15-68; Партийной жизни —Д 1-52-48; Пропаганды — Д 3-11-07.
38-73; Военного — Д 3-37-63; Секретариат — ДЗ-15-64; Отдел об’явлений — Д 3-30-12. О недоставке

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

МузыкаЛьная кинокомедия «ВОЗлУШНнНыЫйЙ ИЗ-
ВОЗЧИК» — им. ПТ Интернационала, Экран
жизни (веч.).

«СЕМИКЛАОССНИКИ» — Кадр.

«БЕСПРИДАННИЦА» — Арктика (веч.)»

«ТРАКТОРИСТЫ» —- Востоккино.

«ВО ИМЯ РОДИНЫ» — Ленинградский ПКиО.

уже выехали в Москву бригады   молодых
исполнителей.
Руководить показом художественной са-

модеятельности будут коллективы Большо-

го театра Союза ССР, МХАТ’а, народные
артисты СССР В. И. Качалов, М. М. Тар-
ханов, заслуженный артист республики

. В. Свешников, лауреат Сталинской пре-
мии Игорь Моисеев и др. (ТАСС).

Иж

ХРОНИКА

С 3 октября вечерние спектакли во всех
театрах Москвы’ будут начинаться в 7 ча-
сов вечера. (ТАСС).

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

«ИРАН» — Наука и знание.

«КОТОВСКИЙ» — Экспресс, Орион (днём).
«КОГАТАЯ НЕВЕСТА» — Ударник (днём).
«ОШИБКА ИНЖЕНЕРА КОЧИНА» — Диск.
«ВСАДНИКИ» — им. ИТ Интернационала (днём).
«АРИНКА» — Уран. ‘

БОЛЬШОЙ ТЕАТР —2/Х — оп. Сказка о царе

Салтане. Начало в 6 час. вечера.

ФИЛИАЛ ГАБТ — 2/Х — бал. Тщетная предо-

сторожность. Начало в 6 час. вечера. ^

ГОСУДАРОТВЕННЫЙ ОРДЕНА’ ЛЕНИНА

АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — 2/X —

Правда хорошо, а счастье лучше. Начало в 6 ч,
речера,

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — 2/X — Ha дне.

Начало в 6 час. вечера.
ФИЛИАЛ МХАТ — 2/Х — Дядюшкин coi,
т 6 час. вечера.

‹ОвСКИй ГОС. ТЕАТР имени ЛЕНИН-
СКОГО КОМСОМОЛА — 2/Х — Сирано де Берже-
а час. вечера.

ae ВОКИЙ МУЗ. ТЕАТР dee MO
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. ИО ВИЧА:

ДАНЧЕНКО — 2/Х — Цыганский барон. Начало
в 6 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (Болышпая

Ордышка, 69) — 2/Х — Дворянское гнездо. На-

чало в 6 час. вечера.
ГОО. ОПЕРНО - ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ

им, К. С. СТАНИСЛАВСКОГО (Зеркал В
«Эрмитаж», Каретный ряд, 3) oe Mame

Беттерфлей (Чио-Чио-С

enone и 2 Начало в 6 ч. 30 м.
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАР-

МОНИЯ — БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИЙ

2/Х, в 7 час. веч., — В. Дав
исп. А. Макаров. о о

МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ — 5/Х, в

7 час. вех, — первый ко
камерная uyauraa, яцерт цикла Русская

$ Сельскохозяйственного — Д 3-10-85; Э
газет в срок сообщать по телефону it 3-06-05. ен

Изд. № 662.

Е

1942 году Сталин-

}

fh,

==

и