\

<

#

пыльнике — балахоном, в сапогах, от ко-

Непокоренные

В концу третьего хня он пришел, важо-
Hel, Ha шахту Свердлова — в первый
пункт своего маршрута. Осторожно пошел
по поселку — здесь его знали. На площади
на него вдруг упала огромная, мрачная тень

Х унселицы. Он невольно вскрикнул и поднял
глаза. На виселице стыли трупы и <реди
чих человек. к которому он пришел, —
Вася Пчелинцев, кучерявый комсомольский
вожак.

— А давайте-ка споем, товарищи! —
говаривал он; бывало, на заседаниях, когда
все осовело клевали носами от усталости,
& ворох дел все не иссякал. — Вель, как
это-гововится: «Песня и строить. и заседать
помогает? Ну?» — и, не обращая внимания
на неодобрительные взгляды солилных т9-
варищей, первый подымал песню.

Вот он висит, кучерявый Вася Пчелинцев,
екорчившийся. синий, непохожий на себя...

— Как он попался? — спросил Степан у
старика Мчелинцева, которого тем же вече-
ром нашел.

—- Выдали...
ветил старик.

—- Кто выдал?

— Предполатаю — Фихиков.

— Как. Филиков! — чуть ne закричал
Степан.

— тряся седой головой, от-

— Больше некому. Филиков у них те-
верь служит.

— У немцев? Филиков?

Степану показалось, что покачнулея

мир... Филиков. Предшахткома. Еще бород-
ка У него лопаточкой? Когда, бывало, Вася
запевал, Фаликов первый подтягивал до-
бродушных, дребезжащим баском. Вот Пчеу
линцев висит, а Филиков саужит немцам...

Это была первая виселица, которую ви-
хел Степан, и первая измена, о которой он
слышал. Потом их было много. Он шел че-
рез рудники и села, и на всем его пути ка-
чалиеь на виселицах его товарищи, глядели
на него стеклянными глазами... i

— Запомни, Степан, запомни! — expa-
пели виселицы. — Отомсти!

— Запомню! — отвечал он в душе ево-
ей — И лица, я имена... запомню!

Ему рассказывали 06 изменниках, о тех,
ЕТО отрекся от партии и от народа, выдал
товарищей, пошел служить немцу... Он
хмурил брови и переспрашивая:

— Как фамилия? — и повторял имя про
себя: запомню! ie

— Bul Mammrorny у нас в рике помни-
те? Клаву Пряхину?

Он напрягал память, морщил лоб. Вепо-
миналось что-то тихое, безответное. Дей-
ствительно; когда приезжал он в этот рик,
какая-то девица была... Он слышал, как она
стучит на своем Ундервуде. Голоса ее он не
слышал никогда.

— Кома ее вешали — рассказывали
ему, — ona кричала: «Не’ убить, не пове-
стть вам, черные вы гады, нашей правды.
Нарол бессмертен». reese

— Клава Пряхина... — удивленно шеп-
тал Степан. А он и вспомнить ее не может.

— A Никита Богатырев... >: 2

— Ч10, что Никита? — беспокойно спро-
сил он. Никиту он знал. Огромный, в сером

торых всегда пахло дегтем, он, бывало, шу-
мел в кабинете Степана: «Не боюсь я тебя,
секретарь, никого не боюсь! А как правду-
матку резал, так булу резать!» — Степан
предполагал поставить Никиту командиром
партизанского отряда.

— Кома Никиту притапили в геста-
го, — рассказывал, шютирая очки суту-
ловатый Устин Михалыч, — он по полу
ползал. офицеру сапоги целовал, плажал...
Никита?!

_ Значит, плохо ты люхей знал. Степан
Яценко. А ведь жил < ними, ел и пил, ра-
ботал... И повадки их знал. и характеры, и
капризы, и кто какой любит табак. А глав-
ного в них не знал — души их. А может
быть, они и сама о себе главного не знали?
Клава считала себя робкой тихоней, а Ни-
кита Богатырев — бесстрашныем бойцом. On
нашей власти не боялся — ее бояться не-
чего! — а перед врагом залрожал. Клава

(Семья Тараса)*

Ф®®
Борис ГОРБАТОВ
o°o°¢

ee зарыл? Уж раз отрекся — так порви,
порви его, сожги... f
Цыпляков опустил голову.
— А-а! — зло расхохотался Степан.—
Смотрите! Да ты и нам и немцам не веришь?

He веришь, что устоят они на нашей‘ зем-.

ле? Так кому же ты веришь, Каин?
‘ -— A Кому верить,

ступает. Гле ona? За Доном? Немцы ве-
шают. А народх— молчат. Ну, перевешают,
перевешают всех нас, & пользы что  А я
жить хочу! — вскрикнул он и вцепился в
плечо Степана, жарко дыша ему в лицо. —
Ведь я никого не выдал... не изменил...
шептал он. ища глаза Степана.— Й слу-
жать я у них не буду... Я хочу только, пой-
ми меня, пережить! Пережить! Переждать!

— Падло! — Степан ударил ето кула-
кем в грудь. Цыпляков упал на диван.—
Чего переждать? А-а? Дождаться, пока на-
ши вернутся? И тогда ты отроешь партбя-
лет, грязцу © него огородную счистишь и
выйдешь вместо Hat, повешенных, встре-
чать Красную Армию? Так врешь, подлю-
га! Мы с виселиц придем, про тебя народу
расекажем!..

Он ушел, сильно хлопнув за 0060й
хверью, и в ту же ночь был уже далеко от
поселка. Где-то впереди и для него уж была
припакена намыленная веревка и для него
уж сколотили виселицу. В ymax ве
ных и ныл пюпоток Цыплякова: «Переве-
шают нас без пользы; а верить во что?»

Он шел дорогами и проселками истерзан-
ной Украины и видел: запрягжи немцы
мужиков в ярмо и пашут.на них. А народ
молчит. Только шеей туго ворочает. Гонят
по дороге тысячи оборванных, измучен-
ных пленных, — падают мертвые, а живые
бредут, перешагивают через труп товарища
и покорно бредут дальше на каторгу. Пла-
чут полонянки в вагонах с решетками, пла-
чут так, что душа рвется, а едут. Мол-
чит народ. На виселицах качаются лучшае
люди... Может, без пользы?

On Mex теперь придонскими степями...
Это был самый мирный угол его круги.
Злесь Украина встречалась с Россией, rpa-
ницы не было видно ни в степных ковылях,
одинаково серебристых по ту и по другую
сторону, ни в людях...

Но прежде ‘чем повернуть на запад по
кольцу области, Степан, усмехнувиюинсь, рё-
шил нанести еще один визит. Blech, B CTO-
рене от больших дорог, в густой и тихой
балке. спряталась пасека деда Панаса, и
Степан, бывая в этих краях, обязательно
заворачивал сюда, чтоб поесть хущистого
иеда, поваляться на пахучем сене, услы-
Wath тишину, подьмтать запахами леса н
OTIOXHYTE—H душою и телом — от забот.

А сейчас надо было передохнуть Сте-
_пану. От вечного ожидания погони. от л10я-
гого пути пешком. Распрямить спину.
Полежать пох высоким небом. Полумать
© своих сомнениях и тревогах. А может, и
не думать о них, просто поесть золотого
меда на пасеке.

— Да есть ли еше пасека-то? — усом-
нился он, уже поххоля к балке.

Но пасека была. И душистое сено бы-
ло, лежало конною. И, как всегда, сладко

пового цвета, мяты и почему-то квашенымя
грушами. как в детотве. Или эта показа-
лось Степану? А вокруг дрожала тонкая,
прозрачная тишина. — только ‘ичелы гуде-
ли дружно и деловито. И, как всегда, зачуяв
тостя, вперех выбежала собака, Серко, а за
ней худой. белый, маленький дед Панас в
полотнянюй рубахе < голубыми заплатами
на плече и лопатках.

—_ А! Доброго злоровъя! — закричал он
голосом, похожим на пчелиное гуденье, —
Пожалуйте! Пожалуйте! Давно не были у

Налеты нашей авнации на железнодорожный узел
Жлобин, станции Рогачев, Васильевка и Мелитополь

кому верить? —— ким и чутким оном, а также о тех, кто 34-
  взвизгнул Цыпляков. -— Наша армия от- пирал перед ним двери; гнал его от бвоего

пахло здесь шемящими запахами леса, ли-,

pou. И еще требую я от вас, чтоб вы в pa-
дости победы и в суете строительных дел не
забыли покарать измевников — Михаила
Филикова, Никиту Богатырева и всех тех,
0 ком-я выше написал. И если явится к
вам < партийным билетом Матвей Цыпля-,
ков — не верьте его партбилету, он грязью
запачкан и нашей кровью».

Нало было еще прибавить, — подумал
‚Степан, — © тех. кто. не щаля себя, хавал
приют ему, подпольщику, и кормил ero,
вздыхал нал ним, когда он засыпал корот-

порога, грозил спустить пов. Но всего не
напишешь,

От задумался и прибавил: «Что же кд-
саетея меня, то я продолжаю выполнять
возложенное нз меня задание». Ему захоте-
лось вдруг приписать еще несколько слов,
горячих, как клятва, что, мол, не боится он
ни виселицы, ни смерти. Что верит он в
напгу побелу и рад за нее жизнь отдать...
Но тут же подумал, что этого писать не на-
‘до. Это и так все про него знают.

Он подписался, сложил письмо в трубку
и сунул в бутылку.

— Hy, sor! — усмехаясь, сказал он. — \

Послание в вечность. Давай лопату, дед...
ТИ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ
ГЕРОИЧЕСКОГО ЛЕНИНГРАДА

Действующая армия. На Украине. Бой-
цы железнодорожных войск подразде-
ления капитана М. Карасева восстана-
вливают путь. :

Фото военного корреспондента «Правды»
С. Коршунова.

у молоденькой липки.

— Запомнишь место, старлк?
— А как же! Мне тут все места памят-

as «От ленинградского корреспондента «Правды»?)
ром, на за Степан простился © пз-
Е ой г Сохранить для истории как можно боль-

ше фактов, живых свидетельств, докумен-
тов героической борьбы Ленинтрада — та-
кова задача, поставленная перед иетори-
ками и всеми организациями города и 06-
ласти ленинтрахскими областным и город-
ским комитетами ВКЛ(б). Для руководет-
ва этой большой и сложной работой созда-
на комиссия, возглавляемая секретарём
городского комитета партии тов. Махано-
вым. Сбор материалов, их хранение и на-
учную обработку взял на себя Ленинград-
ский институт истории ВЁП(6) (филиал
ИМЭЛ). з

..В комнате старинного дворца, зани-
маемого институтом, уже собраны огром-
ныв исторические богатства. На стеллажах
сложены комплекты газет и журналов,
шкафы заполнены книгами и брошюрами.
Между большими листами фанеры бережно
склальваются плакаты, изданные во фрон-
товом Ленинграде. На тысячи карточек
хроникальной картотеки заносятся записи
9 всех больших и малых событиях в жиз-
ни города, области и ФЛенинградского
фронта.

Институт но ограничивается собиранием
и хранением малериалов. Часть из них он
обобщает в научных трудах.

На столе диреклора института ‘тов. Ав-
вакумова лежит об’бмистая книга, выпиед-
Wad злесь несколько месяцев назад. Ha
перенлёте её золотом вытиснено «Героиче-
ский Ленинград. 1917—1942». Енига рас-
сказывает о борьбе и`трудовых подвигах
ленинтрадцев.

Сдан в_ печать сборник документов
и матеряалов «Ленинград в Великой оте-
чественной войне». Эта книга, составлен-

— Хороший у тебя мед, дед,— сказал он
и пошел навстречу своей одинокой гибели,
навстречу своей виселице.

Эту вочь он решил перебыть в селе, в
Ольховатке, у своего дальнего родственника
IAIBER Савки. Савка, юркий, растрепан-
ный. бойкий мнужичонка, всегда гордился
своим знатным родственником. И сейчаю,
когда в сумерках заявился к нему Степан,
дядько Савка обрадовался, засуетился и стал
хам тащить на стол все ‘из печи, словно по-
прежнему почетным гостем был для него
Степан из города. 4 =

Но они н сесть за стол не успели, как без
стука отворилась дверь и в хату вошел
BLICORHH, грузный, пожилой мужик с се-
деющей бородой и с глазами острыми и
мудрыми.

— Здравствуйте; — сказат он, в Упор
гляля на Степана.

Степан встал.

— Это кто? — тихо спросил он Савку.

— Староста... — прошептал тот.

— Здравствуйте, товарищ Яценко! —
усмехаясь, оказал староста и шагнул к ©то-
лу. Степан побледнел. — Смело вы по селу
ходите! Я из окна увидел, узнал. Ну, еше
раз здравствуйте, товариш Яценко! — и
староста спрятал насмешливую улыбку 5
усы.

_ «Вот и все! — подумал Степан. — Вот и
виселица!» Но он попрежнему спокойно,
не двигаясь, продолжал стоять у стола.

_ Староста грузно опустился на лавху под
нконами, положил на стол большие узло-
затые руки с черными пальцами, посмотрел
на Степана.

— Сидайте! — сказал он, усмехаясь.—
Чего стоять? В ногах правды нет.

Степан полумал немного и сел. .
Tax! — сказал староста—А вы меня
не узнали?

Степан посмотрел на него. «Где-то видел,
конечно,— мельБнуло в памяти.-— Должно
быть, раскулачивал я его... Не помню».

— Ta rie там! — засмеялся староста. —
Нас, мужиков, много, а вы-— один. Нас где ж
упомнить! Як колосьев во ржи. BEI
даже беседы со мной имели, правда; в оп-
честве,— напомнил он,— наедине не прихо-
дилось. Агитировал меня в колхоз; Шесть
лет меня агитировали! А я шесть лет не
шел. Несогласный я — кажу — и всё тут.
Так меня < тех пор Игнатом Несогласным

сотрудника тов. Шарикова, охватывает
двухлетний период с первого дня войны до
22 июня 1943 года. Часть документов
булет в ней опубликована впервые. Заме-
ститель директора по научной части тов.
Волкова подготовляет к изданию сборник
«Люди города Ленина».

Эти книги отнюль HS претендуют на
исчерпывающую полноту описания и исто-
рического анализа, ибо они писались по
горячим слелам истории. Но в них содер-
жатся пеннейнгие материалы, которые на-
ряду в фондами, имеющимися в институте
и пополняемыми в ходе борьбы, лятут в
основу дальнейших трудов над созданием
величественного полотна истории Ленин-

В ночь на 5 октября наша автамия
бомбардировала немецкие воинские  эше-
 лоны и военные склады протявника” на
  железнодорожном узле Жлобин, станциях
  Рогачев, Васильевка и Мелитополь. Нря-
 мыми попаданиями бомб взорваны 6 же-
  лезнодорожных составов. Вознавли десят-
 ки пожаров, горели вагоны,  цастерны и
военные склады противника. Пожары co-
провождалиеь сильными взрывами.

В ту же ночь наша авиация произвела
налёт на большой аэродром противника.
Разрывы бомб наблюдались в местах ето-
янки немецких самолётов, на лётном поле
я в районе складов, прилегаютщих к &эро-
дрому. Произошло несколько вэрывов и
возник большой пожар складов  мрю-
чего.

i Олин каш самолёт не вернкулея ка с30ю
a3y.

Народные герои

Указом Президиума Верховного Совета
CCCP за образцовое ‘выполнение боевых
‘заданий Командования в борьбе против
` немецко-фашистских захватчиков в тылу
  противника и проявленные при этом отва-
  гу и теройство и особые заслуги в разви-
  тии партизанского движения в одной из
областей Белоруссии присвоено звание
Героя Советежого Союза комантирам соеди-
нений белорусских партизан Федору Фоми-
чу Дубровскому и Владимиру Елисеевичу
Лобанок.

Высоки и благородны подвиги этих
славных сынов Белоруссии; горячо любя-
щих свою родную землю, свой непокорён-
ный, героически борютщщийся с немецкими
оккупантами белорусский народ.

Тов. Дубровский, до войны ‘директор
МТС, и тов. Лобанок, ‹екретарь райкому
партяи, в тылу врага развернули
огромную политическую и организатор-
окую. работу. Они нашли  широчайшую
Поддержкд местного населения. № ним при-
мкнули сотни белорусских рабочих, кол-
хозников и представителей интеллигенции.

Их отряды вначале насчитывали всего
по 30—38 человек. Это были небольшие,
но активно действующие группы смелых
мстителей. Но с первых же шагов их 60е-
вой деятельности население окрестных сёл
увидело в партизанах своих надёжных за-
щитников, примкюнуло к ним и стало им
помогать всеми силами.

С каждым днём росли отряды, ‘укреп-
лялся их авторитет среди населения. Всё
шире разгоралось пламя народной войны.
Территория почти трёх районов Белорус-
сии стала зоной деятельности падутизан-
ских отрядов, руковолимых бесстраштными
командирами тт. Дубровским и Лобанок.
Десятки крупных операций, проведённых
этими отрядами; —— наглядное свидетель-
ство боевого мастерства партизан, парти-
занок и их руководителей.

В 50 боях с немецкими захватчиками

партизаны тт, Дубровекого и Лобанок унич-
тожили свыше 3.000 гитлеровцев. Против-
ник избегал открытых столкновений, но
паргизаны настигали и громили его нещал-
но. Громили всеми средствами своего ору-
жия. Партизанокие пушки, автоматы, пуле-
мёты, винтовки не давали врагу покоя в его
тлубоком тылу. Территория, временно захва-
ченная немцами, всё чаще и чаше оглалиа-
лась взрывами. Мужественные партизаны
разрушали тыл противника. Рвались мины,
взлетали на воздух мосты и склады, базы и
автомашины. Так было уничтожено 96 же-
лезнодорожных и пюсеейных мостов, 16 во-
енно-ремонтных мастерских, склалы и базы
в двух районных центрах — местах разме-
щения крупных немецких гарнизонов; раз-

автомашин, сотни мотоциклов. .

Борьба прололжается. Партизанские от-
ряды Героев Советекого Союза тт. Дубров-
ского и Лобанок наносят особенно ощути-
тельные удары по железнохорожным комму-
никациям немецких войск. Партизаны пу-
стили под откос 2 немецких бронепоезда я
15 воинских эшелонов с войсками. техни-
кой. боеприпасами. горючим и различным
военным имуществом. При крушениях унич-
тожено огромное количество вражеской тех-
ники и боеприпасов, отправлявитихея на
фронт; тол обломками разбитых составов но-
гибли сотни гитлеровских солдат и офице-
ров.
В борьбе на железнохорожных коммуни-
кациях противника партизанские отрялы

нас. Обижаете! и зовут.

И поставил перех гостем тарелку меда в

трада за время отечественной войны.

боялась председательского взгляда. А врага   сотах и решето лесной ягоды.
не испугалась, плюнула ему в лицо... — Тут еще бутылка ваша осталась! —

— Веллкая людям проверка идет! —
Устин Михалыч качал головой.— Великая
огнем очистка! — *

— Что Цыпляков?

— Пою Цыплякова не знаю, — ocropox-
чо сказал Устин Михалыч. — Цыпляков
2060 живет. i

— Е тебе не ходит?

‚ —_ Онни Е кому не ходит... Запершись
CHIET...

В тог же вечер’ Степан пошел к Цыпля-
вову и лолго стучалея в ставни и двери.

— #10? Вто? — испуганно спрашивал
Цыпляков через лверь.

— Я это. Я. Отвори.

— то — я? Я никого не знаю! ‘

Да а это, Степан.

— Какой Степан? Никакого Степана не
знаю. Ухолите! г

— Да отвори! — яростно прохрипел
Степан и услышал, как испуганно звякну-
ли и упали запоры. ЖИ ИЗО,

— Ты? Это ты?—Цыллякюв попятился. Так. так... — ничего не понимая, с9-
увидев Степана, и свеча в его руках задро-   гласился tel. ;
Hala... — А кома наши вернутся. ты им эту

Степан медленно прошел в комнату. бутылку и перелай.

— Чо ж неласково встречаешь? —горь-  — Ara. Xopomo, xopomo...
ко усмехаясь, спросил он. — Гостю не  «Да, напиать надо!»— подумал Степан,
рад? доставая из кармана каранлашт и тетрал-

— Ты зачем?.. Ты зачем же пришел? —
простонал Пыпляков. хватаясь за голову.

— По лушу твою пришел. Матвей, — не останется. Цыпляковы паш елел заме-
сурово сказал Степан. — Шо Teo ДУШУ. тут.

Есль еще у тебя луша? Й он стал писать, Он старалея писать

— Hayero нет, нечего нет!.. — исте- сдержанно и сухо, чтоб не заметили наши
гически закричал Цыпляков и, повалив-  в его строках и слела сомнений, не приняли
шигь на зиван, заплакал. 6 горечь за панику, He покачали б насмеш-

Степан брезгливо. поморшился: ливо головой нал его тревогами. Им все но-

ла. цела.

Ну, бутылку хавай!

‘рая < нее рукавом пыль, и чарки.

зал он, осторожно принимая из рук Степана
зал чарку и закашлялся. — Ох, вкусная!
Панас расеказал Степану, что нынче выхда-

всем — и в пчеле, и в яголе, — а немпы
сюда, на пасеку, еще не заглядывали. Бог
бережет, ха и дороги не знают.

А Степан хумал про свое.

— Вот что, дед. — сказал он вдруг. —
Я тут бумагу назтиту. в эту бутылку вло-

торопливо прибавил он. — Цельная бутылка   СТа.— Эт0 так. А на седьмой гол я сам
чимтеичюкюго. Тах вы не сомневайтесь. Це-! пришел в колхоз.

— А-а! грустно усмехнулся Степан. —   Пожал плечами.
Стари принес бутылку, по дороге сти-  Меня сагитировать немыеленно. Убедился я,
  ютому и нришея. Сам убедился. И так ки-

— Hy, чтоб вернулась хорошая жизчь нул, и так положил — выходит в колхозе
наша и все воины домой злоровые! — ска-  выгоднее. И я согласился, пришел.

Они выпили вдвоем всю бутылку, и дед! рвусь. Рук вязать не дам».

лось лето богатое, шедрое, урожайное во п

ку. — Пусть хоть весть ло наших дойлет о  Вил, что тона Степана не понял. — И я так
том, как мы зтегь... умирали. А то и слела  прикидываю: такому, как я. даст, А я не

применили такую тактику. Имея батарею

Савка подобострастно хихикнул. Степан 5
теперь. вспомнил этого мужика. ев! л н. ВОРОНОВ. противотанковых пушек, тт. Дубровский и
— Нееогласный я! — продолжал старо- ей а Лобанок располагали её вхоль железнохорож-
ного полотна. Часть сил они оставляли IAA
  асадах
А отчего пришел? Га?! Автол, керосин и машиниосе масло   охраны флангов. часть помещали в 3 ‚
; ставя перед собой залачу захвата, воинскях

— итировали, 3: —Отеп из смолы

Ну, саг вы = A ЛЬ 5 (K эшелонов. При прохождении поездов желез-
РХАНГЕЛЬСК, октября. РР- нодорожное полотно в нескольких местах

«Правды»). В области построен и сдан в
эксплоатацию первый завод по выработке
из смолы автола, горючих и масел. На за-
воде из сосновой смолы получена первая
партия автола, керосина, бензина, солидола
и нефти.

Степан не понимал, к чему ведет свой! Аналогичные заводы строят в Архангель-

— Не-ел!——Игнат покачал  головой—

полную чарку. Закрыв глаза, выпил. обли- расюказ староста. и нетерпеливо ерзал По’ ской области предприятия промкооперации

лавке. «Бутут селом вести — удеру, вы- \и государственной промышленности. Всего
намечено пустить в эксплоатацию 21 завод

— Теперь немец нам листки кидает, —

в вечное и еддноличное пользование. Вак

1.260 тонн машинных масел.
думаешь, -— он прищурилея,— даст?

— Не даст... — ответил Степан. о es
— He даст? Гм... Игнат пожевал Выпуск спецподразделений
усы.—Й я так думаю: не даст. Обманет. всевобуча

Цомещикам своим отдаст. Ну, & может кой-
кому,/— он снова хатро прищурился,—кой-
кому и даст, га? Для близира? Ну. стара-
тельным мужикам... Опять же старостам...
Даст, а?

— Ну. такому, как ты, даст, — ответил
Степан 0 злостью. — За усерлие.

— Даст! Ага! — подхватил Игнат, делая

В Москве: состоялся первый выпуск спец-
подразделений всевобуча дорожно-эксплоа-
тационных войск и местных стрелковых ча-

для Красной Армии 12 районов столицы.

Куйбышевский район готовил подразделение
возьму! — вдруг торжествующе закричал он
и хлопнул! лалонью . по столу. — Не возьму
я! Га?

Степан оторопело посмотрел на него.

— Не возьму! Ты это понять можешь?
9,/— он вдруг махнул рукой,/— где тебе
понять? Ты, товарищ, — городской чело-

Пускников.

листов. (ТАСС).

взрывалось, паровозы расстреливались из
пушек, и партизаны, нападая на эшелоны,
громили их до конца.

Только в одной из таких операций One
захвачено свыше 4 тыс. комплектов обмун-
дирования, более 3 тыс. валенок. 2.500 по-
лушубков. Экипировав себя, партизаны зна-

чительную часть захваченного имущества”

роздали местному населению.

Немцы прибегали к самым разнообразных
средствам защиты своих коммуникаций:
усиливали охрану. вырубали леса вхоль же-
лезнодорожных линий, сжигали посевы. Но
ничто не могло предотвратить могучих уха=
ров партизан по вражеским эшелонах, сле-
довавшим к фронту.

Наряту < борьбой на коммуникациях п2о-
тивника партизаны успешно громят Kpyi-
ные немецкие гарнизоны. Отряды тт. Дуб-
ровского и Лобанок отбили < боями у немцев
районный центр и больше года ‘удержи-
вают его в своих руках. Под их полным
контролем находится свыше 600 сёл и дере-
вень. На территории. гле действуют парти-
заны, целиком восстановлены советские
порядки, и там нет ни прохода, ни проезда
немецким захватчикадле,

В трёх районах, где отряды тт. Дубров-
ского и Лобанок яваяются хозяевами поло-
жения, немцы вытеснены из сельских мест-
ностей. Только в двух районных центрах и
в некоторых крупных населённых пунктах
противник ещё имеет свои гарнизоны. Но
эти гарнизоны лишены возможности поху-
чать какие-либо сельскохозяйственные про-
хувты и вынуждены держать круговую 0б0-
рону, ежеминутно опасаясь напаления.

Нежегкое команлование несколько раз пы-
талось разгромить партизан. Оно бросало
против них регулярные части, оснащённые
большим количеством техники. В этих боях
партизаны проявили исключительное муже-
ство и стойкость. Они нанесли немпам круп-
ные потери и, сохранив свои отряды Kak
боевые елиницы, продолжают действовать и
наносить сокрушительные удары по вражл+
ским тыладв.

Партизаны и партизанки, руководимые
тт. Лобанок и Дубровоким, проводят также
большую политическую работу среди нахеле-
ния. В городах и ‹ёлах, находящихся в зоне
действай этих отрядов. работает более 150
агитаторов и пронагандистов. Ортанизованно
проводятся собрания, беседы; налажено из-
дание трёх подпольных районных газет и
листовок, которые регулярно распространя-
ются в сотнях и тысячах экземпляров.

Проведена большая работа по таситире-
нию партизанского движения в других рай-
онах. 10 партизанских групи в результате

активных боевых действий и тесной связи в

местным. населением выросли в самостоя-
тельные, сильные отряды. Новые отряты,
созданные при помощи тт. Дубровокого и 19=
банок. наносят ощутительные удары 10 TH

ная под руководством старшего научного   биты и сожжены 12 танков, 3 самолёта, 156   лам противника.

=

Своей самоотверженной работой тт. Дуб=
ровокий и Лобанок добились крепкой спло-
ченноети, твёрдого порядка и дисциплины
среди партизан своих соединений. И ‹ами,
показывая пример доблести и отваги, они
всодушевляют своих бойцов на славные лод-
виги. Владимир Елисеевич Лобанок непос-
редственно участвовал во всех боевых опе-
рациях. Он лично уничтожил 17 немецкях
соллат и офицеров. взорвал 3 воинских эше-
лона, 5 автомашин, 5 укреплённых точек
противника и 11 мостов. На личном боевом
счету Федора Фомича Дубровокого—18 уни-
чтоженных гитлеровцев, крушения четырех
воинских эшелонов. 4 взорванных дзота и
12 шоссейных мостов.

Сейчас. когда Красная Армия уже всту+
пила в пределы Белоруссии, партизанские
соединения, руковолимые Героями Советско-
то Союза тт. Дубрювеким и Лобанок, усилиз
вают свои улары по немецко-фаптистеким
захватчикам. Их славные боевые дела вооду=
шевляют всех партизан Белоруссии. весь
народ на мужественную и самоотверженную
борьбу за полный разгром ненавистного воа-
та, за полное очишение советской земли о
гитлеровских разбойников.

Стрелок Петр Чиженко

Грохот орудий и миномётов гулко разно-
\сится по плавням. Огненная сталь яростчо

по переработке смолы. Они обеспечат pe рвёт землю. В камышах беспрерывно свистят
в будущем году выработку из смолы 1.450  пули, словно кто-то растревожил гнездо
родолжал староста, — обещает землю Дать   т,нн автола, 630 тонн керосина-лигроина и злобных ос. По узкой дороге, меж °двух

стен камыша, идут бойцы м офицеры; они
несут на руках мины и цинковые ящики с
патронами и, что ни шаг вперёд,— то неи-
стовый бешеный хаос огневого поединка.
Здесь почти негде укрыться от ‘огня. Коп-
нёшь землю на полштыка, — вода. 3
Ефрейтор Петр Чиженко, тридцатипяти-
летний дюжий воин, идёт рядом с ладно
скроенным, совсем юным рядовым Василием

стей. Новые отряды специалистов готовили Марковым.

Марков молчит. Только лицо его как-то

Экзамены по боевой, физической, строевой   напрягается и темнеет. Сегодня — его пер-
и специальной подготовке ‘прошли успешно.   вый бой. Где-то поблизости раздаётся про-
83 процента бойцов подразделения дорожно-   тяжный свист, и вслед за ним — разрыв.
эксплоатационных войск Первомайского ‘рай-  Бойцы припадают к земле. Осколки проно-
‚она получили хорошие и отличные оценки.   сятся над их головами.

— Вперёд! За Родину!—звуУчит хриплый,

местных. стрелковых войск. Здесь хороших и  но громкий голос командира. И рота бро-
отличных оценок добились 90 процентов ВЫ-   сается в атаку.

Чиженко бежит, держа в руках по гранате.

К 1 ноября в Москве заканчивают учёбу   Винтовка у него за плечами. Он бережет
полразлеления стрелков, миномётчиков, бро-  её, — именную, со снайперским прицелом.
небойщиков. автоматчиков и других специа-  Вот он падает на землю, поднимается и сно-
ва бежит сквозь рой пуль, в грохоте мин и

снарядов. И когда до немецких траншей
остается десять метров, Чиженко швыряет

— Бачу! — спокойно отвечает ефрейтор.
Он прикладывается к винтовке и стреляет.
— Готов, — говорит старшина. — А теперь

снайпера тотчас упираются в немца, выгля-
дывающего из-за угла сарая. Мгновение —
и гитлеровец вываливается оттуда.

В грохоте огневого боя теряются короткие
одиночные выстрелы снайперской винтовки»
Но они делают своё дело.

Но что это затевают гитлеровцы? Они под+
жигают сарай. Дым густо застилает их по-
зиции. В просветах дыма видно, как перебе-
гают немецкие солдаты. Вот выскакивает
вперёд их офицер. Он машет револьвером.

Чиженко нажимает на спусковой крючок.
Офицер падает и тотчас же приподнимается
На четвереньках. К нему бросаются два сол-
дата. Чиженко трижды стреляет. Офицер и
солдаты теперь лежат рядом. К ним больше
никто не подбежит...

— Одиннадцать, — коротко отвечает снай-
пер на вопрос старшины роты. :

— Het,  двенадцать.— поправляет его
Марков. — Я тоже считал. :
— Нехай буде tax,—cornamaetca Чи-

женко.

Немцы бросаются в контратаку. Они бегут
слева и справа. И отовсюду их косят наши
  пулемёты, рвут в клочья мины, дырявят вин-

В. МАЛИН. $}.

другого.
Рука старшины указывает влево. И глаза.

— Что ж ты плачешь, Матвей! Я УЙлУ.   кажется элесь иных, когла они вернутся.

= Ja, да...

Ухоли. Ухоли,. прошу те- А в том, что они вернутся, ни на минуту

век. А я—мужик. Я в эту землю корнями,

Со всех концов СССР

туда одну за другой две гранаты и прыгает товочные пули. Чиженко`спокойно целится и

бя..— заметалея Цыпляков. — Bee погиб- не сомневался он. Может. и костей наших
‘10! Сам видишь. Корнакова повесили... Бон-   во рвах не отышут, а вернутся! И он писал
даренко замучили... Ая Корнакову говорил,   им строго и сдержанно, как воин воинам, 9
говорил: сила солому ломит. Что прячещь- том, как умирали в застенках и на висели-
ся? Или. Или в гестало... Об`явись! Простят.   цах лучшие люди, плюя врагу в лино, как
И тебе, Схепан, скажу, — бормотал он, —   ползали перед немцами трусы, как выдава-
как другу... Потому что любаю тебя... Вто  ли, проваливали подполье изменники и как
k BUM CaM приходит своею волей и стано-  молчал народ. Ненавилел и — молчал, И
Витя на учет — того OHH не трогают. каждая строка его письма была завещанием.
тоже стал... Партбилет зарыл, а сам встал...  «И но забудьте. товарищи, — писал он,—
на учет... И ты зарой. прошу тебя... немед-   прошу вас, не забудьте поставять памятники
лено... Спасайся, Стелан. комсомольцу Василию Пчелянцеву и шах-
— Постой, постой! — Степан гадливо   теру-стараку Алисиму Беспалову, и тихой
оттолкнул его. — А зачем же ты партби- левушке Клавдии Пряхиной, и моему другу;
см. «Правлу» от 25, 26,   8КРетарю горкома партии Алексею Тихоно-
вичу Шульженко — они умерли, как ге-

*) Продолжение.
27, 30 сентября, 2, Зи 4 октября,

душою врое. Сухота моя эта земля. Й вся
моя жизнь в ней же. И отпов моих, и ле-
дов, и праделов. Мне без земли нельзя. А
только. — внезапно успокоившись, докон-
чил он— единоличной земли мне не надо.
Невыголно мне. Не подходит. Морока. И мач-
таб не тот. Моей хозяйской душе без колхо-
за теперь жизни нема.

— Постой! — ничего не понимая, про-
бормотал Степан. — Нет, ты постой! Ты за
что же стоишь?

— Я за колхоз стою! — твердо ответил
староста. ,

— Ну, значит, и з& Советы? За нашу
власть?

това открыт памятник С. М. Кирову.
ВЯЗЬМА. Здесь в течение 16. дней рабо-

тала группа профессорско-преподаватель-
ского состава Ивановского медицинского

института, которая провела курсы усовер-
шенствования врачей городов и районов

квалификации
ских. работников, обследовзла школы, ясли,
прочитала много лекций. ;

ИВАНОВО. В Шуйское отделение Гос-
банка поступило в, фонд сбороны сто руб-
лей золотом. Вклад сделала
деревни Чижова Д. Кормалицыша.

ЧЕЛЯБИНСК. В Златоусле создан сим-
фонический оркестр. ‘

(Продолжение следует).

Рядом слышится чье-то тяжёлое дыха-
ние. Он оборачивается и видит Маркова. Ли-

САРАТОВ. В Кировском районе г. Сара- в траншею вместе со своим командиром... стреляет. Про себя он тихо бормочет:

— Четырнадцатый... Пятнадцатый...
Немцы уползают назад. Наступает корот-

цо юноши — какое-то озорное, веселое. кое затечпье. Затем снова начинает греметь
— Живой? { артиллерия. Опять её стальные кувалды сту-
— Двух прикончил! чат в груль стонущей земли. Бой вспыхивает
— Чиженко! — окликает ефрейтора стар-  с новой силой.

Смоленской области и декадник повышения шина роты.—Что ж ты зеваешь? Видишь,—
санитарно-эпидемиологиче- немец.

А. ФАРОВ.
Действующая армия.

Танки имени Александра Ма
КИРОВСКИЙ ЗАВОД, 5 октября. (ТАСС).
лодёжь завода взяла обязательство выпу-

стить в сентябре сверх плана 10 боевых ма-
шин. Молодые патриоты сдержали слово.

тросова и героев Краснодона
Вчера в торжественной обстановке 10 танхов

гражданка   Готовясь к 25-й годовщине комсомола, мо- были переданы экипажам, На первом танке

надпись-—«Александр Матросов», на втором-—-
«Олег Кошевой», на остальных — имена дру-
гих героев Краснодона.

я