Eee

—s

A

251 (9387)

Se a a ГЕЕЕЕИЕЕ ЕЕАЕЕ x

{0 OKTABPA 1943 r., №

eae eee

На Кубани. Отделение в разведке.

ПРАВДА

Фото военного корреспондента «Правды» С, Короткова

Освобождение.

С OIbHHM  H. лением Красная (От военных корреспондентов «Правдыз)
Армия полностью ‘очистила от фашистских
захватчиков Кубань. ‘Сегодня части Крас-
ной Армии зажоняиши лликвиюдащию остат- ствие на позиции и коммуникации немецких
ков войск противника на Таманском полу-  войск боями местного значения, дерзкими
острове. ‚  вымазками мелких групп, налётами авиации,
Отступая с Северного Кавказа, немец-  ейлами боевых кораблей, опибм артиллерии.
кие войска к концу февраля  оказа-  В плавнях, гдо фронт прошёл по топи, по
лись Ha линии Новороссийск — Крых-  ТИМанам, заросшим камышом, советские
ская—Темрюк. Здесь у немцев был заранее   бойцы приспособились уничтожать немцев,
подготовленный оборонительный рубеж, по- пои на плотах, лодках, по пояс
следний на подступах к Таманекому полу-  8 8046. За это время многие немецкие дивя-
острову. Германское командование, серьезно  ЗИИ понесли такие потери, что вынуждены
обеспокоенное тем, что его войска на Кубани   были по два—-три раза пополнять свой со-
могут быть сброшены в море, начало энер-   Став. И котда, наконец, немцы начали емут-
тично укреплять свои позиции. Таманская   Но понимать, что пребывание на Кубани не
труппировка была усилена переброшенными   Улит им в будущем ничего хорошего, они
сюда частЯми из Западной Европы. Оенова-   3аскулили. ы
тельно потрепанные в зимних ‘боях, ‘части «Наши позиции проходят по окраине на-
срочно были пополнены, Из Крыма на Та-  селённого ‘пункта, ‘которого нет ни Ha
мань было завезено большое количество ‘ap-  ОДНОЙ карте, —писал своему дядющке ефрей-
тиллерии. На аэродромах Крыма, Тамани и  ТОР Иоганн Герзен.— Справа от нас распо-
северного побережья Азовского моря бази-  Ложены высоты, за которые шли упорные
ровались сотни самолётов противника. бои, слева—болышие непроходимые плавни.
Используя чрезвычайно выгодную пля  Однако русские с помощью деревьев и <о-
обороны теотрафию местности на этом уча- ломы вее время прокладывают здесь дороги
стке фронта (горные кряжи, высоты, плав- для своих разведчиков.
ни), немцы в дополнение к уже существо-  Русские с0 своей артиллерией находятся
вавшим здёсь сооружениям начали поспеш-   в четырёх—пяти километрах от наших пози-
HO строить новые, > ций. Когда наша артиллерия производит ие-
“Немецкая оборонительная линия, опираз-  сколько выстрелов, то они буквально накры-
шаяся .Флангами на побережья Азовекого вают нас своим огнём. Их тяжёлые мино-
и Черного морей. была эшелонирована в глу-  меты, стреляющие днем и ночью, прелстав-
бину на 30—40 километров и только на  ляют ©обой страшнсю оружие, которому мы
переднем крае насчитывала не’ менее 30  здесь почти ничего не можем противопоста-
опорных пунктов и узлов сопротивления, вить. В’нащей роте осталось меньше два-
Здесь были непрерывные траншеи, окопы  дцати человек...»
полного профиля, доты, дзоты и даже же-  «От огня артиллерии, «Катю» и авиация
лезобетонные огневые точки. Передний край! из 130 человек в первой роте осталось 30
был усилен большим количеством противо-  человек. Командир роты капитан Теодореску
танковых и противопехотных минных по-  после отневого налёта «Катюш» сошёл ©
лей, проволочными затраждениями в два—  ума, командир 1-го взвода подпоручик Бу-
четыре кола, слиралями «Бруно», рогатка-  кутэ убит»,—показывал пленный сержант
ми; завалами. В населенных пунктах боль-  23-го румынекого пехотного полка Аким.
шинство построек бышю приспособлено NOX) Когда же вражеские полчища потерпели
огневые позиции. Многочислениая и ра3ЗИ-  поражение под Орлом и Велгородом и стало
тая сеть инженерных сооружений прикры-  ясно, что ни о каком наступлении на Куба-
валась мнотослойным артиллерийским, ми-  ти не может быть и речи, чувство безнадеж-
ВЕ И: ПУТИ OTM: ности, опасение, что они попали в мыше-
‚Если первое время противник совертел-  зовку, овладело’ многими гитлеровцами, И
соображениям местного порядка, то в В6се- итись, продолжала писать о том, что «удер-

ив-летние месяцы немцы продолжали УЕ-  зуание Таманского полуострова имеет исклю-
реплять оборонительные рубежи, исходя из  т:

чительно важное значение, так как на нём
несколько иных раючетов.. Тотовя наступ- решается по существу <удьба Врыма и даже
ление на Центральном фронте, терманское   Украины» и что поэтому. мол, «занимаемые
командование измеревалееь использовать рубежи нужно удерживать, Но считаясь с
‚Кубанский плацдарм для ииироких наступа- потерями и невзирая ни на какие трудно-
могли примириться © мыслью 0, ТОМ, 910   зому’ укреплению прозвище «позиция
Враеная Армия выбросила ‘их с_Кавказа. смерти»,

Вроме того, свои позиции на Кубани нем-   Чтобы поддержать дух своего воинства,
цы Гасоматривати как предметное УКРеп- офицеры говорили, ‘что через Керченский
ление на подступах к Крыму, как КЛЮЧИ пролив выстроен специальный мост © авто“
= Черному и Азовскому морям. Их бы20 вы- страдой и что в тылу стоит ваготове талто-.
тохно также удерживать Кубанский плац-  вый полк, задача воторого-— ине дать русских
AAPM и потому, что этим они отвлекали ©- спрокинуть немецкие войска в море. Но, как
ДВ ити СИЛЫ; можно судить по письмам, найденным у уби-
скрывали. Немецкие тазеты. журналы й

о a ид.
Тадио 0ез конца трубили о большом стра- р

тегическом значении кубанского предмост-  веб более дерзким,—писал солдат Фридрих
ного укрепления. Немецкое командование   олдер— Видимо, нам предстоят тяжёлые
хвастливо заявляло, что его оборона на Ву-  пи, Дорогая Луиза! Если бы дело оберну-
бани неприступна, непреодолима, и дало ей   лось плохо, то существуют только три воз-
название’ «толубая линия», категорически   уодоности: утонуть в море, быть убитым или
р от своих солдат и офицеров Удер- попасть в плен. Это не случится, лишь вели

ать ее любой ценой. бог пошлет чуло».

Бак показал пленный солдат Бертольд Чудо не Я
Гиденрат — из первой роты 500-го штраф- С захватом нашими войсками Новороссий-
ного батальона, немецкие офицеры НеоДНо- ского укрепленного узла ‘для немцев с03ла-
кратно угрожали солдатам раестрелом, еелИ  ле весьма угрожающая обетановка, › Их
КТО-НиОудь ИЗ НИХ отступит © передовой   «тодлубая линия» теперь уже не предотав-
зинии обороны. Пленные рассказывали, ЧТо   удуд собой стройную систему обороны. Наши
таманокая группировка мемцев должна 10- части, продвигаясь к Анапе, создали угрозу
полниться, еще одной-ИвУМЯ дивизиями, плантового обхода немецкей оборонительной
И Как только появатея надлежащие пере- линии. Затем оборона немцев была прорвана
правочные средства, из Керчи на Тамань B центре, в одном из её самых прочных мест,
oray? доставлены тяжелые Тани ТИПа „ позже треснула она и на левом фланге—
en в районе Темрюка,

Еще зимой южнее. Новофоссийска — на
т з аманском
Мысхако черпомюрцы высадили небольшой! Сражения на подетупах к Там у
полуострову и на самом полуострове. пока-

десант. Отроуные усилия прилагал иро- зали отличное умение наших бойцов и

АА и К м командиров осуществлять маневр и вести
БА аист : бои в самых сложных условиях.

б0%0, епарялов, ливень огня обрушили нем-
НН В холе наступления войскам Северо-Кав-

цы на Мысхако, прозванный бойцами
«Малой землей». Здесь все было перепаха-  Казского фронта и морякам Черноморского

но, переворочено ‘ураганом смертоносного флота приходилось действовать в тылу У
огня ‘и металла. Но десантники выдержали   Врата, на горной лесистой местности, на
напор и, закрепивитись, навиели над пра-  Равнинте, в населбиных пунктах, в плавнях,
вым флангом вражеских позиций. па узких иврешейках земли, окружённых

В весение-лепние месяцы текущего года   В0дой и толью. BI
Rpacnas Apvna-1 Uepnomopexnit garor ngva-  MCWKUX BaXBATIMKOB действия всех родов
тывали врага ударами по отдельным узяам BOMCK были слаженными, согласованными,
сопротивления, коммуникапиям, портам ч И 910 способствовало уснеху боевых опера-
базам. ций. -

В первых числах мая наши части нанесли  Во время пятидневной битвы за Новоро-
узар по немешкой обороне в районе станицы   сийск десантники, ломая вражескую оборону
Крымской, Наземные войска во взаимо-  изнутри, имели перед собой сильно воору-
действии < артиллерией ‘и авиацией заняли   жённого противника, & позади — море. Де-
Брымекую и ещё ряд населённых пунктов,   сантные отряды, которыми командовали. Ге>
Немцы оставили na поле: боя: свыше: семи   рои ‘Советского Союза капитам-лейтенант
тысяч убитых солдат и офицеров. Ботылев и подполковник Каданчик, пехот-

В ‘дальнейшем пе прекращалось воздей- ным <ружием отбили ряд танковых контр-

«Противник с каждым часом становится.

В очищении Кубани от пе-.

атак. Днём и ночью ведя тяжёлые уличные
бои, десантники отвоевывали у немцев дом
За домом, улицу за улицей, квартал за квар-
талом..

Когда передний край немецкой обороны,
проходивший в районе новороссийских це-
ментных заводов, был сокрушея, в прорыв
Надо было ввести наши танки и полки
твардейской дивизии, которой командует
генерал-майор Аршинцев. Под убийствен-
ным артиллерийским и минометным огнем
саперы старшего лейтенанта Енязева в
сжатые сроки построили мост, открыв тем
самым дорогу танкистам, Пехотинцы диви-
зии Аршинцева умело просочились в го-
род по узкому коридору шириной в 250
метров, который немцы простреливачи а)-
тиалерией, минометами, пулеметами и ав-
томатическим оружием. fe

В самый разгар боев за Новоросевйск
противник подтянул шестиствольных
минометов, огнем которых намеревался
сдержать наступление наших частей. Ко-
мандование немедленно выделило специ-
альный артиллерийский полк для борьбы с
миномотами. Как только они начинали стре-
лять, наши артиллеристы обрупгивали н\
позиции вражеских минометчиков вею ои-
лу огня своих пушек. Этот поединок. -за-
кончился тем, что минометы немцев пере-
стали подавать признаки жизни.

Отетупая к Тамани, враг бешено сопро-
тивлялся, Немцы цеплялись за каждую
высоту, за каждую складку местности,
минировали н@ только дороги, HO и тро-
пинки, Но наши части неустанно пресле-
довали противника, не давая ему ото-
рваться,

В многодневных боях личный состав
показал образцы героизма, ‘отваги и о до-
блести. Во время выполнения боевого за-
дания был подбит самолет старшего лей-
тенанта Сивкова. Не будучи в состоянии
Ховости машину до своей территории, лет-
чик совершил посадку в расположения
врага. Его ведомые младшие лейтенанты
Калинин и Марков решили спасти своего

командира. Невзирая на сильный обетред, 3

Калинин повел свой самолет на посадку,
предварительно сделав восемь заходов, BO
время которых выпущенными нгасси’ по-
рвал провода, мешавшие ему приземлить-
ся. Приземливитись, высадил

своего стрелка Татаренко, который поджег

подбитый самолёт. Затем, передав управле-
ние своим сзмолетом старшему лейтенанту
Сивкору, Калинин и Татаренко размести-
лись в кабине стрелка, м шх самолет вамых

в воздух. Все время, пока Калинин нахо-

дилея‘ на земле, младший лейтенант Марков
прикрывал отважных. летчиков огнем пу-
леметов, разгоняя немцев, пытавшихся
приблизиться к подбитому самолету. —
Исключительную стойкость проявил
экипаж танка пох управлением техника-
лейтенанта Еременко в составе гвардия
сержантов Орловского, Шакалова и Тата-
ринова. Прорвав оборону противника, танх
успешно-действовал в тылу у немцев. Два
раза немцы его поджигали, но экипаж
сбивал огонь и внозь шёл в бой. На тре-
тий раз танк был подбит, но танкисты
продолжали в течение 36 часов отбивать
немецкие оатаки, Когда вышли вее боепри-
пасы, танкисты в последний раз передали
‘по радио: «Танк охвачен огнем. Погибаем
как верные сыты родины», Rona mama
пехота заняла место, где находился танк,
около него валялись десятки трупов гит-
леровцев, лежали убитые старшие сержан-
ты Орловский и Татаринов, а также тя-
жело раненые Еременко И Шакалов.
Мужественно и мастерски действовали в
наступательных боях наши инженерные
воска, на чью долю выпала ответетвен-
ная и тяжелая работа— прокладывать пути
пехотинцам, артиллеристам и-тавкиетам,
С самой лучшей стороны показали себя
летчики авиационных  часлюй фронта и
Черноморского флота. Ови непрерывно
птурмовали и бомбили передний край про-
Тивинитка, отходящие вражеские колонны,
артиллерийские позиции, сосредоточение
Живой силы и техники немцев. Можно ека-
зать, что врат ни днем, ни ночью не знал
покоя от ударов натей ариащии. Слежиаль-
ные самолеты морской  бомбарлировочной
аваации тгромили  плаворедлства, порты и
базы, находивщиеея в руках у титлеров-
цев, Бомбовые и штурмовые удары во не-
мецким переправам нанесли врагу тяже-
лый урон.
Так, ломая сопротивление врага, воины
ЁЙраснюй Армии. настойчиво  теонили про-
тивника к морю, пяль за пялью освобождая

мпогострадальную  кубанскую землю от

немециих захватчиков, И вот настал долго-
жданный день, когда войска Северо-Кав-
казского фронта вышли к Керченекому
проливу. Впереди, овеянный голубой дым-
кой, виден берег Крыма.
И. ЗОЛИН, И, ПАВЛОВСКИЙ:
Севёро-Кавказский фронт, 9 октября,
(По телеграфу).

DO: a pee

Дорога долго бежит ровной бескрайней
степью. Милю полей, на которых сереет пе-
пел сожжённых стогов; мимо выжженных

украиноких сёл, мимо пожелтевших яблонь,

на которых висят сморщенные, спеклгиеся

плоды, раэдутых трупов коров и ло-
шадей, по кровавым следам врага. взбесив-
шегося от злобы,

Когда глаз привыкает к бесконечной
панораме пожарищ и разрузцений, как-то
совсем неожиданно из-за крутого поворота
дороти появляется ‹ широкий серебристо-
сверкающий Днепр.

Сколько чувств поднимается в дутие при
виде этой тысячи раз воспетой, непереда-
ваемо прекрасной реки! Вот он, Днепр,
© котором и в дни горячих схваток, ив бес-,
сонные, ночи у станков думали миллионы
советских людей. Сколько потребовалось
беззаветной воинской отваги и боевого на-
пряжения, сколько нужно было одержать
волыших и малых побед на всём огромном
фронте, чтобы прорваться к твоим берегам,
великая река! г

Я понимаю майора Плешакова, опытяого
и осторожного воина, который, прорвавшись
со сроими бойцами на этот вот низкий пес-
чаный берет, бросился к Днепру, зачерпнул
шлемом студбную прозрачную `воду и на
‚Глазах вражеских батарей, бивших с того
берега, медленно и жадно пил воду до по-
следней капли. Я ‘понимаю святое нетерпе-
ние сатброз из батальона гвардии калитана
Гильдулина, которые, пройдя в этот зной-
ный день 45 километров, усталые, в сби-
тых. сапогах, в просоленных гимнастёрках,
увидев Днепр, позабыли усталость и, ни
минуты не отдыхая, бросились к отоявлгим
в ракитнике рыбачьим челнам и лодочкам,
вывели эту, юркую флотилию из протока в
основное русло и стали переправлять пе-
XOTY Ha лесистый остров, лежавший у Upa-
вого берега.

Впрочем, в, этот знаменательный день

] каждый превосходил сам себя и без труда
совершал то, что вчера ему бы м самому
казалось бы невероятным. Старые днеприув-
ские рыбаки, седоборолые диды атлакали от
радости, вновь увидев. красноармейцев. на
берегу древнего Днипро. Эти хиды, знавшие
в реке каждый камешек, единогласно под-
тверждали, что «поганые» (так именуют
на Днетрю немцез) имеют сизьные укреп-
ления там, где места особенно удобны для
переправ, где испокон веку ходили паромы,

а здесь, в широком, изобилующем косами и
мелями месте, немцы атаки не ждут и у них
на том берету только батарея да заелоны
на острове. Диды, перебивая друг друга,
брались, сумерками незаметно  провеети
челны с десантом на остров. Они замысело-
вто божились, бросали о землю бараньи
шацки и доказывали, что именно тут мож-
но переправиться без потерь.

Командира роты сапёров гвардии капита-
на Николая Максименко долго уговаривать

}

(От военного корреспондента «Правдь»)

—

не пришлось. Он сказал дидам: «добре», и
люди его, обмотав тряпками вёела, чтобы
можно было плыть без пгума, подвели чел-
ны к берегу, где в чих молча сели первые
трупиты автоматчиков.

богом! — сказал старый рыбак
Степан Трофимович Невинчанный, сидев-
ший на носу первого челна, и перекрестился
на тёмный восток.

— Внербд! — добавил майор Пленгаков.
Челны оторвались от берега и иочезли в бе-
лом тумане, тянувшемся над птирокой вод-
ной гладью. Потекли томительные минуты.
Где-то на перекатах плескалаеь щука, по-
осеннему грустно плакали кулики, буль-
кала У берега волна да тде-то далеко гре-
мела канонада. os

Внизу у кустов зашуршал песок, и хрип-
ловатый взволнованный голос доложил:

— Подчалили благополучно. Выгрузи-
лись на косе. Окапываются, Давай следую-
щие,

Так в темноте, в абсолютном молчани
флотилия рыбачьих челнов совершила не-
сколько фейсов и на утлых плосколонных
судёнышках, едва поднимающих` 5 человек,
перебросила через Днеир на‘ остров; заня-
тый врагами, стрелковую часть с четырь-
мя лёгкими пушками. -

Переправиюнись, люди ложились ‘на пее-
чаной отмели, маскировались за бурунами,
окапывались, и 86 это без шума, без
огонька папироски, без тромко сказанного
слова. Когда бойцы скопились ‘на острове,

—

майор отдал две команды: артиллеристам и М

пулемётчикам — « ь!» и пехоте —
«За мной в атаку; ура».

Гром выстрелов и разрывов, неожиданно
разорвавигих речную тишину в самый глу-
хой час ночи, русский воинский клич, выф-
вавитийся разом из ‘сотен грудей, цепи на-
ших стрелков, внезапно возникшие из се-
дого тумана, ‘ошеломили немецкий  гар-
низон острова. Немцы бросили свои окопы,
блиниажи, бросили пулемёты, запасы пат-
ронов и гранат, кухни с взрящимея к утру
завтраком и побежали к западной частая
острова. Беспорядочно стреляя в лесную
тьму и сбрасывая на ходу салюги, мунди-
ры, пилотки, они пробежали остров и
бросились в воду, перебегая узкое горло
протока. В то время как наши пулемётчики
с берега били вылезавших из воды мокрых
немцев, автоматчики бежали за ними вброд.
Проскочив ниэкую часть берега, немцы
стали карабкалься по глиняных лесенкам,

сделанным в крутом и высоком правом 66-

рету.

Теперь всё решала быстрота. Сидя на
глинистых неприступных кручах, несколь-
ко пулемётчиков могли без труда отра-
жать штурм целой пивизии. Командир ча-
сти прекрасно это понимал. Он знал, что
Бак только немцы ‘подбросят сюла пол-

крепление, нечего будет и думать нова
форсировать здесь реку. Это понимали и его
бойцы. Несмотря на крайнюю усталость,
мокрые, они по пятам немцев вбежали на
выховий берег, заняли лестницы и, посте-
пенно накапливаясь наверху, захватили
прибрежную часть деревни и прилегающие
в ней баштач и кукурузник.

Немцы тоже понимали. как велика для
них опасность. Русские за Днепром! Pye-
ские прорвали великий водный барьер, ко
торым немцы хотели прикрыться, за кото
рым они думали отсидеться! Немецкая пе-
хота и артиллерия контратаковали этот ма-
ленький, ещё не закреплённый нами кусок
земли. Одновременно сильный немецкий де-
сант был высавен в северной части остро
ва. Немецкие десантники перерезали
остров, прервали подход подкреплений. ©

Но налпи сапёры ‘уже провели к острову
паром. Затем подоспели понтонники ‘с9
своим парком: На воде заколыхалиеь rpo-
мадные резиновые баркасы, поднимавшие
по 20 человек. Связь с островом етанови-
лась всё более и более прочной. Через Днепр
уж перетянули орудия: Эти силы ударили
по вражескому десанту, отбросили его, при-
жали к Днепру и уничтожили на прибреж-
ном песке целиком.

Немцы, стянув силы, били по переправе
й по маленькому KYCKY земли, захвачен-
ному нами на правобережье. Я прибыл на
знаменитую переправу, котда бой’ достиг”
своего наивысшего напряжения. Оба берез
га великой реки грохотали и взлративали
от непрерывных разрывов. Снаряды падали
в воду, взиётывая вверх фонтаны брызг.
ины перелетали реку и зарывались в при-
брежном пебке. Но переправа уже работала
без перебоя. На резиновых лодках, ецеплен-
ных между собой помостом, стоял тяжелый
талк. Громадный трактор трулолюбиво пых-
тел на острове, уволакивая в лесок вазну-
щую в прибрежном песке пушку, а на той
стороне, над деревней, в прозрачном осен-
нем воздухе стояли столбы разрывов и
пыли. Гром канонады перекатывалея над
Днепром. с

Борьба шла за маленький клочок земли
на правобережье, борьба напряжённая, не
на жизнь, & на смерть. И хотя немцы под-
тягивали сюда новые и новые части, хотя
было видно простым глазом, как «Тигры»
и «Фердинанды» бродят по лысым при-
брежным высотам, готовясь к атаке, никто
из нае, очевидцев этой борьбы, не комне-
вался, что этот. маленький и драгоценный
кусок земли на правом берегу мы уже
не уступим.

Днепр величаво двигалоя в своём широ-
ком, извилистом русле. И через его воды
Hal героические полки несли свои знамё-
на в просторы правобережной Украины.

Б. ПОЛЕВОЙ.
Днепра, юго-восточнее _

Правый берег
Кременчуга,
9 октября. (По телеграфу). Айан

ея

‘Борьба за Днепр

_ Конец сентября и начато октября на Киев-
ском направлении ознаменовалиеь борьбой
за Днепр и за плацдармы на его западном
берегу. :

Показаниями пленных германских офице-
ров и иными документами с полной очевид-
ностью установлено, что ставка Гитлера’
рассматривала рубеж Днепра как крайний
предел допуетимого отступления. Предпола-
TaLOCh сдержать натиск советских войск ©
помощью предмостных укреплений Ha BO-
сточном берегу и не лопустить их непосред-
ственно к самому Днепру, Поэтому терман-
ское командование в первую очередь было
озабочено созданием предмостных оборони-,
тельных линий.

В то ме время немцы продолжали co-
давать укрепленную ‘линию на высо-
тах правого берега Днепра. Река имеет.
здесь ширину 500-—600 метров, а поспод-
ствующие над местностью высоты правого
берега позволяют держать под наблюдением
й опнем не только переправы, но и все под-
ступы к ним с востока. Население Придне-
провья было мобилизовано на рытьё укрен-
лений на правобережных выюотах. Работа-
1 ми руководили офицеры и соллаты саперных
и строительных батальонов. Дело двигалось
  медленно. Несколько тысяч колхозников и
колхозниц, насильно согнанных сюда поли-
  цейокими, работали только тогда, когда над
‚ними стоял надемотрщик. Стоило немцу
удалиться, как работа прекращалась. C,
каждым днем число занятых на отроитель-
стве людей уменьшалось — многие разбе-
тались и прятались в степи, в днепровских
нлавнях. Многим удавалось по ночам про-
‘бираться к выкопанным траншеям и проти-
ротанковым рвам и засыпать их землей. ,

зая

Бойцы моторизованной бригады вышли
из’ Переяслава. Дорога спускалась в при-
брежные луга. Шла высокая, вымощенная
булыжником и обсаженная ракитами дамба.
Бойцы двигались по ео песчаным откосам.
  Дамба обрывалась над самой водой. У самых
ног плескался Днепр. В сумеречной мгле
ватил он темные, вопененные волны,

Понтонеры ожидали наступления’ темно-
ты, чтобы пристутить к наведению пере-
правы, но разведчики и передовые олраз-
деления уже плыли в лодках, на плотах и
 из бревнах. «Юнкерсы» кружились стаями
 над рекой, пикируя над переправами и пре-
следуя каждую появившуюся на воде лод-
ку. Командир части под огнем © во0з-

Днепру,

(От военного корреспондента «Правдыз)

чйсла добровольцев, зызвавшихся первыми
пересечь Днепр, были отобраны четверо:

сталинтрадский рабочий Иван Семенов, пер-

уяк Василий Сысолятин и друзья-вологод-
цы Николай Петухов и Василий Иванов.
Четверо комсомольцев переправились на

рыбачьем челноке на правый берег и бы-

стро пересекли узкую песчаную полосу,
отделявшую их от подножья холма, По бал-
ке стали они пробираться кверху, углубля-
ACh B фасположение противника. Немцы
заметили их. Завязалюь перестрелка.
Смельчави отвлекли на себя внимание
передовой цепи фатистов. Тем временем
одно за другим переправлялиесь: подразде-
ления наших стрелков. и автоматчиков. Co-
средоточив бойцов на затадном берегу,
командир батальона Пишулин повел их в
атаку. Семенов, Сысолятин и Иванов шли

впереди, а Петухов ползком, в обход под-

бирался к немепкому пулеметчику. Он по-
гиб, когда был уже у пели...

Батальон опрокинул немецкую цепь и

занял село. Стремительный порыв советеких
роинов застал немцев врасплох. Многие

‘высоты, а местами и довольно обширные

платдармы ‘на правой стороне реки были
уже захвачены нашими частями.

Чтобы оборонять днепровский рубеж,
германское командовайне перебросило В
район Киева воздушную эскадру. Как толь-
KO COBCTCKHG наземные войска вышли Е
немецкие бомбардировщики и
истребители повиели над руслом реки, стре-
мясь обнаружить и уничтожить наши пере-
правы.

В эти дни небо Днепра напоминало про-

шлогоднее небо Сталинграда. Фашистская

авиация действовала группами до 100 ха-
молетов. Были дни, когда над Днепром, на
относительно небольшом отрезке отмечалось
до 2.000 пролетов вражеских бомбардиров-
щиков ‘и истребителей. _

Завязались ожесточенные воздушные

юного офицера ‘Александра Слабкова. Он
атаковал свою цель, и в это мгновение фю-
зеляж и плоскость его самолета были’ про-
биты зенитными снарядами; Слабков довел
атаку до конца и обрушил свой горящий
самолет прямо на пель. Он погиб, похо-
ронив вместе с собой много врагов.

Наниг истребители сопровождали штур=
мовиков и эффективно прикрывали пере-
правы от налетов неприятельских бомбар-.
дировщиков и разведчиков.

v * * F

Операция по форсированию Днепра при-
 обретала тем временем все более широкий
размах. Если на первых порах шли в де-
10 так называемые подручные перепра-
вочные средства, то теперь по многочис-
ленным штурмовым мостикам, на плотах,
надувных лодках, катерах и баржах пере-
правлялись полки, бригады, дивизии, пере-
правдялась боевая техника.

В то же время усиливалось сопроти-
вленио врата.  Вражеские контратаки
о учащались. ‘Фашисты предпринимали
контратаки силою ло полка пехоты при под-
Держке большого количества танков и само-
  ходных пушек. Разгорелись упорные и 9же-
еточенные бои. Некоторые населенные пуне-
ты неоднократно переходили из рук в руки.
Советские бойцы твердо стояли на правобе-
режье, отбивая натиск фашистов. Они бы-
  стро окатывалиюь и укрепляли свои пози-
ции, вотречая полчища неменких танков
огнем орудий и. противотанковых ружей,
гранатами и бутылками с горючей жидео-
стью. Они обрушивались на идущую за тан-
ками пехоту, уничтожая множество гитле-
  ревцев, а остальных обращая в бегство.

В течение дня немцы тесть раз зтажо-
вали закрепившийся на правом берегу ба-
тальон калатана Ванина. Бойцы выдержали
натиек. Измотав врага, ани перептли в атаку
и продвинулись вперед, улучшив свои пози-
кии. Бывали моменты, когда напор немцев
достигал отчаянной силы. Но ничто ужо не
‘могло изменить основного и решающего по-

духа лично руководил переправой. Из

Немцы яростно защищали Тамань, Сен-
ную я косу Чушку — евои главные пере-
правы через Керченский пролив. Они
стремились выиграть время, чтобы -епасти
большое количество техники и остатки
своих разгромлениых частей, скопившихся
на узком клочке земли, и переправить и
в Крым, ‘

В эти дни наша черноморокая авиация.
оказала неоценимую услугу настулающей
пехоте, нанося непрерывные удары по
скоплению вражеских войск, штурмуя и
разрушая переправы, сбрасывая на немец-
кие. транспорты в Керченском проливе
свой бомбовый груз,

Отлично поработали на переправах лёт-
чики 11-й Новорозсийской штурмовой
авиационной ‹ дивизии Героя Советского
Союза подполковника А. Губрий,

‘Korda в воздухе. появлялись HOCEM EDIT
«Ильюшиных» ‘и © грозным: гулом уходи-
ли в сторону переправы,— над Керчен-
ских проливом вставала плотная стена за-

°

бои. Осенние, долго стояшие туманы оку- ложения: война шла но на левом, а на прз-
тывали долину реки и затрудняли патру-  вом берегу; немцам не удалось использовать
лирование. Высота облачности часто не Днепр в качестве оборонительного рубежа»,
превышала 300 метров, Но, невзирая на который можно было бы удерживать отно-
это, штурмовики непрерывно сопутствова- сительно небольшими силами. В иных ме-
ли нашей пехоте и наносили удары WO сетах глубина захваченного нами правобе-
переднему краю вражеской обороны. Силь- режного плацдарма такова, что германские
ный зенитный огонь и неприятельские снаряды уже не долетают до Днепра.

истребители не могли преградить путь от- П. ЛИД
важным и настойчивым штурмовикам,
Примером их мужества служит подвиг

Правый берег Днепра, южнее 4
Переяслава, 9 октября, (По телеграфу).

’ Над Керченским проливом

градительного огня. Вся немецкая зенит-
ная артиллерия, Тазбросанная в ‘разных
частях Таманокого полуострова, екотилась
в эти дни у переправ, Чтобы пробиться
через эту огневую преграду, каждому лёт-
чикюу нужно было проявить и мужество,
й высокое мастерство.

районе Ахтанизовского лимана лбтчиков
встретил `° сильяейний  затралительный
огонь. Мастероки проводя противозенитные
манёвры, они стали пробиваться вперёх п
над причалами снизились до 100 метров.
При первой же атаке Кузьменко. пото-
пил большую десантную баржу, а лётчики
‚ Герой Советского Союза гвардии майор Рябцев и Воловодов пустили ко дну тру-
Ф. Тургенев вёл групиу «Ил’ов» на, Сен- жённый войсками транспорт, уже успевитий
ную. С первого же захода его машина выйти в море. Оставитиеся ‘бомбы лётчики
была подбита. Но на пристани скопилось   сбросили при повторной атаке на прича-
большое количество неприятельских судов, лы. Выйтя к берегу, они подавили отонь
одна десантная баржа уже горела, и Тур- вражеской. зенитной батареи, а затем вся
TeHeB решил сделать на подбитой машине росьмёрка 63 потерь возгратилась на
еще один заход. Он прошёл низко над  своло\ базу,
баржей, расстреливая немецких солдат из  Мужество и высокое лётное мастерство,
пушек и пулемётов, и только после этого умелое сочетанию своих действий с на-
лог на обратный ‘курс.  втушающей пехотой обеспечили лётчикам-
В лругой раз разведка донесла, что в   черноморцам заслуженный успех в их
порт Сенная прибыло 12 болыших десант- боевых действиях над Корченским проли-
ных барж, На, этот раз восьмерку штурмо-   вом.
PHKOB возглавил кавалер пвух орленов В. ВЕРХОВСКИЙ, Б. ГАЛАНОВ.
Ерасного Знамони майор Кузьменко. В] Тамань, 9 октября. (По телеграфу).

i