> Se ee a SF oe eee ==

34°
34°
me

:

A.
6°

то
бы
пу
ue
port
rons
[por
$84]
pet

13 ОНТЯБРЯ 1943 г., № 253 (9383)

Розе КА О ae ИИА EES

На Тамани. Бойцы 227-й Темрюкской стрелковой дивизии, участвовавшие в борьбе за освобождение Кубани от немцев,

салютуют на западной оконечности Таманского полуострова.

Фото военного корреспондента «Правды» С. Короткова.

\ тт о
Днепре
How, преследуя противника, вышли [Через реку пошли лёгкие пушки. Орлянко и толкнуло двинувшейся стеной горячего

в берегу Днепра. Ещб издали, проходя с0- знал, что сейчас его черед, и чувствовал   воздуха. Бомбы упали далеко. никто не был
сновых лесоч и песчаными бутрами, на себя хорошо и ‘уверенно — в тумано он ранен, Ho это было только начало, Уже но-

воторых р0е гибкий кустарник, называе-
мый нд Украине верболозом, почуветвова-

надеялся переправиться без потерь. Но каж
283 В 910 время на правом берегу зави-

ли дыхание великой реки, как чувотвуют пвлз перестрелка -— это переправившийся

в темноте дыхание близкого человека.
Низко шли облака. Типтина. беззвездяой
ночи нарушалась только позвякиванием
оружия, стуком котелков и лопаток, шур-
шанием тяжёлых сапог ‘на песке’ да сдер-
жанным Говором бойцов. Продвигалиеь не

батальон капитана ВБ

лянко, шагая по берегу к своим связи-

Хх вступил в ‹0-
прикосновение с немцами.
«Ну, теперь  началось!»—подумал Op-

стам.
Прежде чем он успел передать приказа-

вый самолёт нависал над лодками, уже елы-
малея вой новых бомб, и лейтенант Орлянко

хорошо понимал, что какая-нибудь бомба  ,

может утолить все-таки в лодку, и тогда
вея их работа пропадет и новым людям при-
дется делаль все сначала.

— Выручай катушки, если что... — уб-
пел крикнуть Орлянко и в ту же минуту
услышал адокий гром. Ето захлестнулю во-

спеша, спокойно, с какой-то особой тор- ние своим людам, начался обстрел реки и   дой, перевернуло и потатщило на дно, но он,

жественностью, которая, впрочем, была
легко об’яснима...

Многие из людей, шагавших здесь в тем-
ноте, родились Ha берегах Днепра.

из них только что прошли через свои раз-

Его людей не затронуло, они все были в
Одни   сборе, катушки © кабелем лежали Ha пе-

берега. Туман завыл и загрохотал, кое-
где послышались крики и стоны раненых..

напрягая все силы, толкнул головой воду

и вынырнул. 4
Лодок неё было. Людей теже нехватало...

Только четверо. тяжело  противоборетвуя

Che, зелёные коробки полевых телефонов  взбушевавшейся волне, находились недале-

рушенные сёла, видели родные хаты в ды-  стояли тут же. Линия - связи уже была  ко от него. Они плыли парами, держа ме-

му и огнв, останавливалиеь у колодцев,

истоптанные и выжженные поля.
родной дом был ещё впереди, 3a Днепром.

протянута к самому берегу, теперь оста-
набитых человеческими телами, миновали  валось тянуть её дальше, сидя в лодке и  матывалея, но грузил уже неё было,
других разматывая кабель © катушки... Веб это   спосило течением, и это еще больше 3a-
было бы лелом простым и несложным, но  трулняло работу пловцов. Орлянко HOMME

жду вобой катушки с кабелем. Кабель раз-
его

Вартина пройденного пути неотступно была грузить кабель в лодки приходилось под в Нехорошеву и Гатуеву во-время,— ка-
у них перед глазами и толкала виерёд. Они   слепым огнём немецких батарей, а ПЛЫТЬ бель на катушке окончился. Вее теперь по-

шли в торжественном и суровом молчании.
как подобает солдатам, которые знают, что
лучший разговор © врагом — на языке

предстояло по реке, В которую тои дело нимали друг друга 6 полуслова.

шлёпалиеь снаряды и мины.
Лейтенант Орлянко приказал грузиться

Татуев,
держа конец кабеля в зубах, отдыхал, лёжа
на спине, Нехорошев поплыл в Дроботу и

оружия. Для тех же, кто не был уроженцем   в лолки и, пока ето люди хлопотали у Взеиленко, удерживавшим на воде тяжё-

здешних мест, торжественность минуты за-
ключалась в том, что после тяжких воен-
ных трудов, пройдя в боями больше пяти-.
сот километров, они вышли к рубежу, до-
стячь которого было счаетвем их товари-
щей, а значит и их счастьем,   }

катушек и прочего имущества, снова огля-

тует захватить с собой.

— Кабель-то нужно опускать на Дно,
иначе его сносить. будет,— вдруг вепом-
нил Орлянко, и ему стало ещё лучше и

лую катушку с новым кабелем. Втроем они

дел берег, как бы соображая, что еще сле-   добрались к Гатуеву и Орлянко. При по-

мощи движений ног держась на воде,
лейтенант стал наращивать кабель. , Это
стоило больших усилий, тем более, что 6

самолетов заметили их и стали обетретя-

Старые бойцы, стоявшие на Днепре  радостнее на душе от Тото, что он не забыл   вать пулемётным отибм... Гатуев был pa-

ещё в сорок первом году, тоже молчали. этой важной необходимости.

Ония многое вспоминали в эту ночь. Было
то, что часто случается в жизни. Идёшь к
любимому человеку из великого отдаления,
которое могло быть воплощено и в верстах,
и Ро времени, и в чувстве, — всей исетра-

— Готово? — крикнул Орлянко, в п -
ue раз огляхывая берет. — Отчали-
Badt!..

Он прыгнул в лодку, старшина Нехоро-
шев оттолкнул еб от берега и вокочия

HOH в правое плече, кровь его окрасила
днепровскую воду. Товарищи  помотали
ему, они плыли к правому берегу, поддер-
живая катушку и раненого, выбиваяеь из
сил, коченея в холодной воде.

Taryes вдруг сказал угрюмому Василен-

давшейся душой стремитьея к нему и  велел за ним. Бойцы налегли на в6бла, И  ко, молча тащивнему его к берегу:

бесконечно думаепть о встрече, о тех словах,
ласковых и нежных, которые нужно ска-

3aTb... Ho вот ты пришёл, и радость ветречи
так велика, что никакие слова не в силах   лянко,
выразить ев, ни высказать то, что ты пере-

вот я пришёл...

Так думал лейтенант Орлянко, стоя в берега открывались

лодки стали медленно выходить на
провский простор.

еновило, и бойцы,

чивалсея с катушки и погружался в воду,

дне-

Лодку, в которой сидел лейтенант Op-

Сними © меня аппарат, Василенко...
Вместе мы не доплывем.

Василенко снял. через голову Татуева

я носи. сидевшие нЗ лямку полового телефона и надел её на с2-
вволах, всё время забирали против тече- 1
жил и передумал в разлуке, и ты стоишь ния. Двигались медленно, кабель раскру- ск
молча, и только глаза твои говорят за тебя:
посмотри на меня, я долго шёл в тебе, но увлекаемый на дно грузилами. Днепр был

бя... Гатуев зажмурил глаза,  прохрипел
дну...
В это время Орлянко тоже был ранен.

здоеь широк и приволен, кручи правого (п почувствовал тяжесть во вебм теле и,
вдалеке, по-обеннему прежде чем связисты успели помочь ему,

темноте на берегу Днепра. Завернувшиеь в пышные и яркие. Кай ни старались гребцы,   ушел под воду; он понимал, что тонет. гла-

плащ-палатку, он вздрагивал OT ночной
прохлады и сырости; на душе у него было
светло, как в празлние, несмотря на TO,
что вокруг была ночь, слышались унылый,
сухрачный плеск реки и однообразный шум
ветра. влруг взметнувшего береговой me-
сок и засвистевшего в кустах верболоза:

Лодки отлетилиеь от берега и бесшумно,
полталкиваемыю баграми и веслами, п0-

пльюти по реке. Векоре ‘они. иечезли . из.

гиду, словно растаяли в ночной темноте.
Бойцы и офицеры, оставшиеся на берегу
ждать своей очереди, лежали на сыром пе-
ске и, слушая мерный плеск речной вол-
ны, вглядывались в эту темноту, как буд-
то старались угадать, чем она встретит их
в следующую минуту. Вскоре лодки верну-
лись и увезли на правый берег новых лю-
лей, которые бережно погрузили 6 6060й
пулемёты и ящики с патронами, противо-
танковые ружья с боеприпасами, гранаты,
иномёты и сухой пабк в больших бумаж-

“ных мешках.

Переправа пох боком у противника про:
ходила успептно. Время и место для неё
были выбраны очень улачно. Во чув

ствовати это и радовались удаче, хотя, #0- огонь, но немцы упрямо летели к пели —
печно, ‘каждый знал, что в любую иннуту переправа была смертельной опасностью для ние.
переправа может быть обнаружена и тогла них, поэтому они бомбили каждую машину

тишина и торжественность этой ночи пре-
вратятся в кромешный ад, темнота озарит-
ся вопышками выетрелов и взрывов, &

смола. Понимал это и х

они приближались медленно, точно’ это бы-
ло в0 сне, где вов движения замедленны
и потому особенно памятны. )
( правого берега, укрытая
складках высот, непрерывно
артиллерия. Снаряды пролетали над лодка-
ми, Но к их гудению и евисту относились
в привычным спокойствием. Ясно быле,
что это не прицельный огонь: ‘снаряды
палали беспорялочно — олнако было лег-
ко угодить под случайный ‹«слетой» сна-
ряд. То, что все находивиеиеся в лодках
понимали 9710, нисколько не влияло на йх
приподнятое и торжественное настроение.
Й может быть именно реледствие TOT,
что каждый сознавал опасность и рик
предприятия и чувствовал важность того
что именно ему пришлось тянуть первый
кабель на правый берег Лнепра, эта при-
поднятость и торжественность всё возра-
стала.
`° Но вот пал

{

рекой появились немепкие

дпать, они летели низко, распластав pame-
‘лые крылья и ожееточённо гуля моторами.
 Зенитки < левого берега открыли 10 ним

на подступах к Днепру и каждую лодку,
появлявшуюся на реке.

Нужно было плыть и разматывать ка-
ласковые волы Днепра закипят, как алекая бель, и лейтенант Орлянко отдал такое при- ‘був позивного...
Орлянко.  казанне. хотя в этом неё было нужды — я ти 6 забув! Це я, Ахванасий Дробот...

Где-то В   движения, не’ мог
стреляла

за его были открыты — он видел солнеч-
ный свет, падавший на THO реки еквозь

вопротивлятьея - силе,
тянувшей его на дно.

„.Иейтенант Орлянко очнулся на берегу.
Он увидел над собой раскрзоневшееся уса-
тое липо Нехорошева, державшего его за
руки. Угрюмый Василенко больно нажимал
ему на живот. Затем они подхватили его, как
ребенка, перевернули лицом вниз и подняли
так, что голова лейтенанта повисла над
землей. Он почувствовал облегчение и
Bokope уже лежал на пебке, головой к те-
лёфонному аппарату. у которого возился
мокрый ефрейтор Дробот.

Была тишина. Снова было удивительное
краоноречивое молчание. в котором выра-
жалась жизнь во всей своей силой и стрз-

-  стью. Над собой Орлянко видел чистое не-
60, Ha кручах свиетели птины. широкая

бомбарлировшики. Взего их было - лвена-   Полоса реки лежала перед ним, а у самого

‘его тела, похожий на длинного оливкового
  ужа, уходил в воду кабель. который они
‘протянули сюда... Лейтенант хотел что-то
сказать им, но боялея нарушить молча-
В это время нал ним разлался го-
лос

ший на зубах: :
— Гаркуша, та якого ти чорта?! Я за-
Тут такого у нае було, шо

Он ходил по берегу, в нетерпении ожилая попрежнему бойпы полнимали и опускали Локладай повыщестоящих начальствах, що

своей очерели переправляться, — у пего вёсла, попрожнему разматывалась катушка,   кабеля перегягли...

Бачиш? А де ж ты

веб было наготове: и люди, и кабель на 0 Hexopomes ловко цеплял грузила к Кабе- взяв бунокля? От ловко, матер! Його ковНЪ-

катушках. и все прочее, необхохимое для
связи. Оставалось только получить приказ
и лействовать. р

туман. Правый берег не был вихен за ту-
маном, та и здесь, на левом берегу, люди
хвигались словно сорые теня. На плотах

зю, быстро ухолившему Ha дно. Самолёты
развернулись над рекой. выстроились в boe-

Ну. то скажи мен, як тебе звать?
Меркури?

Лав би ти мен! закурить, Мер-

Boll DOPAIOK, п. прежле чем люди успели „ур, бо у нае сфниви розкисли, а курить
К рассвету пад рекой поднялся густой полумать о чем-либо, послышался вой 60мб,   хочеться, аж вуха пухнуть...

‚оглушительный грохот разрывов, взметну-
‘2ECh огромвые столбы волы, лодки сильно
 качнуло, а людей облало брызгами воды

Леонид ПЕРВОМАЙСКИЙ.
Район Днепра.

> 89-я Таманская

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 октября.
(По телеграфу). Незабываемые дни пере
живает вбсь Личзый состав 89-й стрелковой
дивизии полковника Сафаряна, именуемой
ныне Таманской. Дивизия олержала замеча-
тельную победу в общей борьбе за освобож-
денне Новороссийска и, Таманского полу-
остроза,

емцы в течение года убрепляли оборону
на горных рубежах. Этими опорными пунк:
тама немцев оглурмом овладели бойцы 89-й
стрелковой дивизий — лучшие сыны армячн-
ского народа, Стремительным натиском ди-
визия овладела, нефевалом Неберлжайский,
Наступление частей было столь стремитель-

ным. что дало возмокность освободить 6бо-
лее 50.000 мирных жителей, которых немцы
собирались угнать в рабство.

Участвуя в прорывах оборонительного
пояса противника, дивизия освободила
крупные населённые пункты:  Натухаев-
скую, Гостогаевскую, Суворовско-Черкес-
ский вул и другие. Семь укрепленных ру-
бежей пришлось преодолеть дивизий Ha

жении более 100 километров.

Немефкнущей славой ee ce6a BoH-
ны-армяне з борьбе за oc ение Тамая-
ского полуострова. Бессмертен полвиг бой-
ца Аветисьяна, который первым ворвался
во вражеские укрепления на горе Долгой,

забросал гранатами дзоты противника и по

примеру прославленного Героя Советского

‘оюза Александра Матросова своим телом
закрыл амбразуру лзота противника. Герои:
ческий подвиг бойца Аветисьяна обеспечил
захват дзотов и траншей врага на этой вы-
core. \

Лучшие сыны армянского народа с че-

стью оправдали надежды своей отчизны и дагогичеоких наук
вывели свою дивизию в ряды лучших ча-  проевещения

возь зубы: «Прощай, Вето!» и пошел ко

ефрейтора Дробота, дувшего в трубку
и яростно отплбвывавитего песок, навяз-

К предстоящему совещанию a
  трех держав

В настоящее время в иностранной пе-

Чати много пишется о предстоящем сове-
  щании представителей Советекого Союза,

Великобритании и Соединенных Шаталов
Америки. Газеты союзных и нейтральных
стран нолчеркивают большое значение это-

успехи Красной Армии на советеко-герман-
воюзников на средиземноморском театре

рыли возможность решительного сокраще-
ния ее сроков и ускорения победы над вра-
  том

Шведская газета «Стокгольме тиднинтен»
‘отмечает, что в дипломатических кругах
 Мондона предстоящей встрече предетавите-
  лей трех’ великих держав, возглавляющих

сом. Корреспондент американского атентетва

щания вантингтонекими дипломатическими
обозревателями.

Но особенно много пишет о значения
предстоящего совещания английская пе-
чать. Газета «Дейли телеграф энд Морнияг

поет» заявляет, что будто бы «ни одна

встреча военного времени He могла бы
‘иметь большее значение для будущего ми-
ра». :
Газета «Санди тайме» ечитает, что трой-
ственное совещание представляет собой
«наи. возможный путь для устра-
нения предубежденности и недоразумений,

разрешения разногласий и обеспечения

полной концентрации сил для великих
щих целей Об’единенных наций»,
«Санди диспетч» 29 августа писала, что
«конференция трех основных союзников
имеет жизненно важное значение для об-
щей координации военных и политических

вопросов, а также для того, чтобы рассе-
аспространяемые 06
нглией, Америкой и

ять вредные слухи,
отношениях между
Россией...

Английская печать усматривает главное

i

значение конференции в том, что она бу-

дет содействовать укреплению сотрудниче-
ства трех стран‘ и установлению полного
взаимопонимания между ними.

«Такое взаимопонимание, — пишет лон-
донская газета «Таймс» в передовой от
30 сентября,— представляет собой проч-
ную и необходимую основу для любой
будущей международной системы, на-
правленной к обеспечению мира и благо-
состояния на всем земном шаре...»

В конце сентября в печати появилось
сообщение, что конференция трех держав
бостоится в Москве, причем английским
представителем на конференции будет ми-
нистр иностранных дел г-н Антони Иден,
американоким—тосударетвенный cers
(министр иностранных дел) г-н’ Вордэлл

Хэлл и советеким — народный комиссар)

иностранных ‘лел В. М, Молотов.

Несмотря ка отсутствие официальных
сообщений о’ порядке дня совещания и ха-
рактере прелстоящих переговоров, англий-
ские газеты лакмутируют тот круг вонро-
сов, которые с. их точки зрения следует под-
вергнуть обсуждению в Москве. Высказыва-
яеь о задачах Фовещания, английские газе-
ты непосредетвейно связывают эти залачи с
успельным наступлением Красной Атугии на
COBETCHO-TEPMAHCKOM фронте. а также с ус-
пехами наших союзников в Италии.

«Воённые круги в
2 октября лондонский корреспондент
шведской газеты «Афтонбладет»,— начи-
нают серьезно обсуждать возможность
настоящей военной катастрофы немцев
на европейском театре военных действий
в течение ближайших месяцев».

«Для ‘западных союзников, — пишет ан-
глийский журнал «Нью стейтемен энд
нейшн», — настоятельно необходимо’ оце-
нить и почять то, что происходит на Во-
сточном фронте, и‚согласовать свои планы
и политику в свете русских побел».
Однако в определении того, какие же во-

DOCH вымвитатются

оценке общего значения конференции. Так,

некоторые газеты склонны обхолить мол-

чанием такой первостепенной важности во-
‘рос, как проблема второго фронта; они
  обходят молчанием основной и главный во-
  прос,
нами решение задачи о сокращении сро-
  ков войны и об ускорений разгрома Гитлера.
 Другие газоты, как, вапример, «Ньюс кро-
ee более или Meee NOIMOIAT K при-
знанию значения этой стороны дела. 9 ок-
таября эта газета писала в переловой:

«Мошное наступление Красной Армии

имеет огромное значение... Оно является
также несомненным призывом к западным
союзникам воспользоваться предоставляю-
шейся возможностью MIA того, чтобы
проявить CBOIO стратегическую инициати-
ву и сочетать операции крупного масшта-
  ба на Запале с этими внушительными ©о-
бытиями на Востоке».

7 октября в статье своего
корреспондента Уинтертона
никл» заявила: :

«Русский народ более чем когда-либо
недоволен нашей неспособностью начать

«Ньюс кро-

Го совещания, созываемото в мемент, когда

ском фронте и успешные действия напеях

антигитлеровскую коалицию, придают 060- холжны уже сейчас определить свою поли-
бенную важность. Другая шведская газета— тику в отношений Германии после ее раз-
«Нюа даглигт аллеханда» пишет, чт ни
‚одна конференция во время этой войны не
`ожидалаеь с таким напряженным интере-

«Интернейншенел ньюс сервис» указывает
‘на такую же оценку предстоящего coBe-

Лондоне, сообщает!

на первый план в свете

зеленовато-желтую воду, но не мог сделать   русских побед. английские газеты отнюль
не проявляют такого еликолушия, как в

стоящий сейчас: перед союзными  стра-.

в болыпшом масштабе военные действия во

ренции и ждет от нее положительных pe-

Франции. Я сомневаюсь, чтобы кому-либо зультатов.

Удалось сейчас убедить какого-нибудь
русского в том, что мы неё могли открыть
второй фронт ранее... Никакие победы,
которых мы достигли в районе Средизем-
. НОГО моря, „не смогут отвлечь внимания
Советов от того факта, что мы оттяги-
ваем незначительное количество герман-
ских дивизий».

Другие английские газеты, обходя про-

обусловили перелом в ходе войны MU OT блему открытия второго фронта. полагают,

что предметом обсужиения совещания в.
Москве должны явиться главным образом,
вопросы, связанные с послевоенным ует-,
ройством Европы и политикой союзников,
в странах, освобождаемых 0т гитлеровской
оккупажии.
«Дейли теральл» считает, что союзники

грома. i : у
«Каждая миля продвижения  союзни-
ков, — писала газета в начале октя-
бря, — делает все более неотложным до-

стижение соглашения и принятае решения
по этому вопросу; Эта задача имеет ог:
ромное значение». :
В связи с вопросом о политике союзни-
вов в странах, освобождаемых от гитлеров-

ской оккупации, газета ноднимает BoTpOC
о расширении сферы леятельности созлан-
вой недавно Военно-Политической Комис-
еии союзных стран или, как ее часто н4-
зывают ипостранные газеты. Средиземно-
морской комиссии.

«Даже до того, как соберется Среди-
земноморская комиссия, — пишет «Дей-
ли геральд», = становится очевидным,
что сфера ее деятельности должна быть
распвирена. Должен быть создан постоян-
вый совет для проведения консультаций
между союзниками по всем политическим

` вопросам, вытекающим из войны. Несом-
ненно, что предстоящая конференция ми-
нистров иностранных дел лолжна быть
многократно повторена. В противном слу-
чае работе постоянного совета будет
препятствовать ‘недостаток направления в
вопросах высшей политики. Bl,
которые возникнут во время продвижения
союзников в Европу, будут сами по себе
достатозно неотложными, чтобы потребо-
вать значительно более солидного и
быстро действующего аппарата для по-
литических переговоров и для принятия
решения, чем тот, который был пока
предложен».

Примерно в том же духе высказываются
‘дипломатический обозреватель газеты «06-
есрвер»:

«Средиземноморская комиссия уже пе-
реросла свое название отчасти из-за того,
что’ военные и политические события на
Средиземном море развивались быстрее,
чем предполагалось, но в обобенности
потому, что сейчас все согласны по по-
воду необходимости создания постоянного
органа союзников, для рассмотрения и
консультации по европейским делам в
целом».

Следуее отметить, что в связи с пред-
стоящих совещанием активизировались в
союзных и в нейтральных странах также
и элементы; враждебные об’елинению сил
союзных наций. В некоторых органах печати

нейтральных и даже союзных стран находит мощь, которую

отражение провокационная камцания, ни-
точки которой тянутся в Берлин или к его
фаптистским друзьям,—кампания, имеющая
пелью посеять взаимные сомнения и недо-
верие между союзниками, Наряду © прово-
капионными слухами 110 поводу каких-то
вымышленных «неясностей» в политике
‘Советского Союза, пускаются в ход разного
рода вербии и п поволу содержания пере-
говоров на предстоящей конференции.
Давая отшюр разного рода слухам и из-
мышлениям, раепространяемым по адресу
(оветского Союза, английская газета «06-
сервер». пишет о «вражеских голосах, почти
одновременно выражающих два противоре-
чивых утверждения»:
«С одной стороны, намекается на то, что
русские готовы заключить сепаратный мир
с Германией, когда Красная Армая до-
стигнет границ 1940 г.; © другой, подни-
мается крик, что русские стремятся пер-
выми войти в Берлич, чтобы иметь возмож-
ность продиктовать условия мира и буду-
щей организации Европы. В Лондоне не
относятся серьезно к этим провокацион-
ным попыткам врага. Тем не менее, чем
скорее соберется тройственная конферен-
пия и чем скорее начнет свою работу Сре-
диземноморская комиссия, тем быстрее‘ эти
голоса будут приведены к молчанию или
вынуждены изменить свой тон».

Американская печать также уделяет
большое внимание предстоящему тройствен-
ному совещанию, оценивая его значение
прежде всего < точки зрения укрепления
‘отношений между союзными странами в9-
  обще и отношений между СССР и США,
в частности.

Известно, что в широких общественных  воснное, политическое и

«Необходимо достигнуть eKTHBHOTO
взаимопонимания с Советским по
политическим вопросам, которые, повиди-
мому, возникают по мере успешного хода
войны против Германии», — заявляет «Бал-
Тимор сэн». з

«Независимо от прочности англо-амери-
канского союза необходимо согласие с
Россией», пишет «Уоллстрит джорнел».
С друтой стороны, известная часть амери-

канской печати — газеты Херста, Мак-Кор-
мика, органы изоляционистов-— усилила в
последнее время враждебную Советскому
(.003у кампанию, пытаясь посеять подозре-
ния и сомнения среди американцев по ад0е-
су советского союзника. В связи © подго-
товкой тройственного совещания некоторые
газеты теперь специально занимаются тем,
что выдумывают веевозможные якобы
«неразрешимые разногласия» между союз-
виками, чем явно мешают укреплению ©0-
трудничества и льют воду на мельницу гит
леровцев. Некоторые досужие болтуны, етре-
мясь замутить воду, выдвигают взхорные
прелиоложения по поводу порядка дня пред-
стоящего совещания, вилоть до того, что
предсказывают, будто. предметом обсуждения
явится «вопросе о границах СССР» или
«статут Прибзлтики», хотя всякому должно
быть известно, что границы Советеюого

Союза могут быть предметом дискуссии не

более, чем, скажем, границы Соединенных
Штатов или «статут Калифорния».

Всевозможные предположения и’ со0бра-
жения по поводу содержания работ конфе-
ренции высказывают почти все газеты.
Так, вашингтонский обозреватель ежене-
дельника «Hpwe yur» Линдлей пишет:

«Первой целью койференции является
знакомство с.точкой зрения русских по
вопросу о мире и ознакомление русских
с американской и английской точками
зрения... По мнению Вашинетона, цен-
тральная проблема конференции состоит
в`том, чтобы удостовериться, желает ли
Москва участвовать в обеспечении мара
общими силами, что является целью
англичан и американцев»,

Редактор газеты «Нью-Йорк тайме»
Джейме пишет, что Лондон и Валлингтон
якобы не намерены обсуждать на конфе-
ренции Военные вопросы, следовательно,
й говорить о втором фронте. Поэтому,
дескать, главными вопросами повестки дня
будут послевоенные проблемы: Вместе
тем газета «Нью-Йорк тайме», каки
многие другие американские газеты, поеле-
довательно проводит на своих страницах
мысль о том, что главным предметом 0б-
суждения на конференции будут вопроеы
не военные, а политические, в частности
вопросы послевоенного устройства Европы.
Эти газеты упускают из вилу, что в дан-
ный момент главная задача 0б’единенных
наций — это приблизить послевоенный
период!

Отроя разного рода догадки и предполо-

жения в связи с конференцией, некоторые
американские газеты иной раз забывают
9 том, что сотрудничество между 0б’еди-
ненными^ нациями создалось на вполне
`зальной базе и имеет вполне конкретное
содержание. Широкая экономическая по-
оказывают Соединенные
Штаты, а также Англия союзным стра-
HAM,  достигнутая согласованность дей-
ствий во время переговоров © перемирии
в Италией, создание Военно-Политической
Комиссии союзных держав могут по-
служить примером развивающегося сотруд-
ничества союзных стран. Несомненно, что
перед совещанием трех держав стоят впол-
не реальные задачи распеирения и уЕрен-
ления этого сотрудничества в различных
областях, не только экономической и по-
литической, но и, прежде всего, военной,
потому что совместные действия, направ-
ленные в ускорению разгрома Гитлера, —
это необходимая предпосылка и для реше-
ния всех остальных вопросов послевоенно-
го устройства, и для длительного после-
военного сотрудничества СССР, США и
Англии в целях установления прочного
мира.
о В конце сентября американский поли-
тический обозреватель Уолтер Липиман,
призывая к установлению «фундаменталь-
ного и прочного согламения» < Советевим
Союзом, писал:

«Мы являемся союзниками России в
войне. Мы должны будем жить в одном
и том же мире с Россией после войны,
Необходимо найти способы работать co-
вмёстно над разрешением крупных вопро-
COB, имеющих более важное значение,
чем мелкие эпизоды». ae
Таким крупным вопросом, как известаю,

является стоящая перед всей антигитле-,

ровской коалицией первоочередная задача:
‘безотлагательное об’единение общих уси-
лий для сокращения сроков затянувшейся
войны. Чем полнее и эффективнее будет
экономическое

кругах США, а также среди влиятельных сотрудничество трех великих держав —

деловых американских кругов существует
мнение. что прочное сотрудничество ©
ветеким Союзом как в деле борьбы с общим

Уосковекого ВРагом, так и в обеспечении послевоенного

мира соответствует жизненно важным инте-
регам Соединенных Штатов.

\

В Совнаркоме РСФСР

O06 OPTAHIALIIN АКАДЕМИИ

Совнарком РОФСОР постановил ортанизо-
вать в 10р. Москве Академию педагоги-
  ческих наук РСФСР, подчинив её Надод-
  ному комиесариату просвещения РСФСР.

Совнаркои РОФСР возложил на Акаде-
иию педагогических наук РСФСР:

научную разработку вопросов общей
Пёлагогики, специальной педагогики, исто-
рии педагогики. пеихологии, школьной
гигиены и методов преподавания обнов-
ных дисциплин в начальных и средних
  школах;

подготовку через аспирантуру и док-
торантуру научно-педагогических кадров
для вузов и научно-исследовательских ин-
  втитутов по педагогике и поихологии.

Совнарком РСФСР:

&) утвердил президентом Ажадемии пе-
Народного комиссара
РОФСР тов. Потемкина

стей Красной Армии, отмеченных приказом   В. П.: 4

Верховного Главнокомандующего Маршала
Советского Союза’ товариша Сталина.

Подполковник Г. АКОПЯН.

6) перелал в веление Академии педаго-
гических наук журнал «Советская педа-
гогика»;

ЕПАГОГИЧЕСКИХ НАУК PCO GP

в) создал Комиссию по подготовке всех
материалов, связанных с организацией Акз-
демии, в составе Народного комиссара про-
свещения — Нотемкина В. П. (председа-
тель), академика Обнорекого С. П., mpo-
фоссоров-—Яковлева Н, Н., Светлова В, И.,
Каирова А. И., Всесвятского Б. B., Map-
кова В. Н., Рубинштейна С. 1.; }

г) обязал Комиссию представать в (ов-
нарком РОФСР к 1 декабря проект Уста-
ва, состав действительных членов и чле-
нов-кобреспондентов, смету расходов и шта-
ты Академии педагогических наук;

д) передал в ведение Академии педаго-
гических наук здания, принадлежащие
Государственному литературному музею
Наркомпроса РСФСР (Моховая, д. 6, Кро-
поткинский переулок, д. 18/26, ул. Мар-
хлевского; д. 3);

e) передал Веесоюзной библиотеке им.
В. Й. Ленина Государственный литератур-
ный музей Наркомпроса РОФСР.

Совнарком РСФСР установил срок от-
крытия Академии — 15 декабря 1943
года:

Co-   pasnpomaena
крепче будет фундамент булущего мира и

СССР. Англии и США, тем скорее бутет
гитлеровекая Германия, тем

тем успешнее будут разрешены проблемы
послевоенного устройства в интересах. всех
союзных стран. В этом свете вырисовь-

Часть американской прессы, отражая эти вается и значение совещажия представите-
взгляды. приветствует идею созыва конфе-  лей трех. держав.

Хлеб сверх плана

ВИРОВ, 12 октября. (Корр. «Правды» ).
В колхозах Кировской области развёрты-
ваелея предоктябрьское социалистическое
соревнование.

Первым в области выполнил план
хлебопоставок Дальский район. В ответ на
победы советских войск он продолжает
сдачу хлеба сверх плана.

В ряды передовых вышел в последние.

исеровский район. Волхозники этого
района досрочно, 7 октября, полностью
равсчиталиеь ¢ государством 10 хлебо-
поставкам, 8 также за работу МТО.. После
выполнения обязательных поставок район
вывёз на заготовительные пункты 10.848
пудов хлеба в фонд Красной Армии.

—o—

Производственные успехи
завода «Фрезер» имени Калинина

На заводе «Фрезер» имени М. И. Кали-
нина состоялся митинг, посвященный при-
суждению заводу в седьмой раз’ переходя-
щего Ирасного Знамени Государственного
Комитета Обороны.

Участники митинга послали привет-
ственное письмо шефу завода — Михаилу.
Ивановичу Валинину.

ДНИ