Суворовиы

Как знать — Не будущий ли полководец
в этом мальчишке с кричащими веенушками
вокруг курносого носа, с упрямым вихром
на голове? Не засверкает ли славой’ в ле-

\ толкисях отечества его имя, известное ныне
лишь его сверстникам из Полмонастырекой
слободы города Ельца? Пока же мальчишка
стоит. обнаженный по пояс, перед. доктоо-
пей Анной Акимовной и сконфуженный до
слез бинтом на левой руке. Докторша кача-
ет головой — рука подводит кандидата в
военное училище.

— Не надо было, Якунин, гоняться за
голубями. С крыши слетел?

— Я нес крыши, — говорит Якунин. —
Я не за голубями.

Ребята из слободы, прошедшие медицин-
скую комиссию без сучка и задоринки, пе-
ребивают товарища: ©

— ОН не с крыши, он с баррикады упал.
В уличный бой играл. Он отряд вел, первый
выскочил на баррикаду, но’ поскользнулся...

Ребята ходатайствуют перед комиссией:

— Не обращайте внимания на руку, она
заживет. примите его, пожалуйста...

Тихий, утопающий в яблоневых и вяш-
невых садах городок остро и горячо пере-
живает злобу своего лня — в Ельце откры-
вается Орловское Суворовекое военное учи-
лище. Училище занимает целый квартал в
лучшей части города. Под помещение его
рот и учебные корпуса отведены здания пе-
датогического училища и большой дом Гое-
банка — архитектурная гордость елецких
жителей. № этим зданиям примыкает про-
сторный — в-три гектара — парк © дуба-
ми, ясенями и кленами. Плотники и печни-
ки, штукатуры и маляры, волопроводчики и
монтеры трудятся сеголня в «Суворовеком
городке». Елец пострадал от войны, каждый

< 2

бованиям анкеты, по и требованиям стро-
гого суворовокого-отбора.

Владимиру Ярлыкову двенадцать лет,
размер его грудной клетки — 67, рост 135.
Это так называемые 0б’ективные данные.
Их достаточно для комиссии. Но, кроме
об’ективных ланных, у Ярлыкова есть не-
пререкаемое ‹уб’ективное желание быть
военным. Он очень любит историю. Деяния
и подвиги полководцев ве дают покоя вооб-
ражению Ярлыкова. Он знает, где, когда и на
каких реках и полях ветречался Димитрий
Донской с татарскими ханами, кого и как
бил Пегр-Т, он безгранично любит Суворова и
Кутузова. Его просят назвать любимое сти-
хотворение.

—- «Бородино». ;

Искры вопыхивают в голубых глазах
мальчика. когда он читает лермонтовекие
стихи: :

Недаром помнит вся Россия
Про день Беротина.

Бородино для мальчика не только истори-
ческое место. Оно вошло в его личную
жизнь. в жизнь его семьи — в окрестно-
стях Бородина осенью 1941 года пал в 601
брат Владимира Ярлыкова. На войне нахо-
дятея и два других его брата. Сам мальчик
хочет быть военным, и только военным!
Прощаясь © нами, он деловито освелом-
ляется:

— Скажите, если откажут здесь, куда
обращаться — в Орел или в Москву?

В глазах его ровесника Юры ЁКрикунова
Bek нынешний затмил век минувший. И
дела давно минувших дней заслонила ‹о-
временность. Не о Куликовском поле и реке
Калке говорит он; он называет железноло-
рожные станции. города, реки Орловщины,
где еше ‘летом ‘проходила линия фронтз.

мастеровой человек пенится на вес золота,  Он велет переписку с отцом и дядей фронто-

но для военного училища нашлись и <ред- виками. Отеп в пехоте, дядя в кавалерии.

ства, и материалы, и мастера всех нужных   Юр» отдает должное этим родам войск. Но

специальностей. , больше всего он тяготеет в танковым вой-
В приемной начальника училища полно скам.

людей. Майор экзаменует женщину, пришех-  Семилетние Володя Рыков и Юра Виш-

шую наниматься в поварихи: Tak пришли на комиссию в сопровождении
— Какая разница между флотским бор- матерей. Матери боятся. что сыновья He

щом и боршом украинским?.. Не видите
большой разницы? Представьте, разница
есть и весьма существенная... Теперь ска-
жите: какие бывают каши?..

сумеют отстоять право»на прием в школу.

Итальянское правительство
об’явило войну Германии

‘Декларация маршала Бадольо

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Глава
итальянского правительства маршал Ба-,
дольо через правительственную радиостан-’
цию в Бари огласил следующую деклара-,
цию:

«Итальянцы! Декларацией от 8 сентября,
1943 года возглавляемое мною правитель-
ство, об’явив, что главнокомандующий ан-
гло-американскими вооруженными силами
на Средиземном море согласился на ‘нашу
просьбу о перемирии,” приказало итальян-
ским войскам оставаться с оружием в ру-
ках, в бездействии, но в готовности отра-
зить любой акт насилия, с какой бы сто-
роны он ни. последовал. Предприняв одно-
временно действия, ясно свидетельствую-
щие о том, что какая-то высшая власть
отдала им соответствующий приказ, гер-
манские войска вынудили некоторые из на-
ших частей разоружиться, в то время как
в большинстве случаев они начали совер-
шать нападения на наши войска Однако
германская наглость и жестокость на этом
не остановились. Мы уже видели некото-
рые примеры их варварства, выразившиеся
в злоупотреблении силой, в грабежах и на-
силиях всякого рода, совершенных ими в
Катании, в то время как они все еще были
нашими союзниками. Даже еще более ди-
кие инциденты в отношении нашего без-
оружного населения имели место в Калаб-
рии, в Апулии, в районе Салерно. Однако!

ДЕКЛА

Правительств Союза Советских Социалистических
Республик, Великобритании и Соединенных Штатов
Америки о признании Италии совместно

воюющей

В связи с тем, что сегодня, 13 октября,
Италия об’явила войну Германии, Прави-
тельства Союза Советских Социалистиче-
ских Республик, Великобритании и Соеди-

в Неаполе зверства врага превзошли вся-
кие пределы человеческого воображения.
Героическое население этого города, в те-
чение недель терпевшее все виды мучений,
активно сотрудничало с англо-американ-
скими войсками, обрашая ненавистных нем-
цев в бегство. Итальянцы! В Италии не
будет мира до тех пор, пока ‘хотя бы один.
немец останется на нашей земле. Мы дол-
жны итти вперед плечом к плечу с нашими
друзьями — с Соединенными Штатами, Ве-
ликобританией, Россией и всеми Об’еди-
нёнными нациями. Где бы ни находились
итальянские войска — на Балканах, в Юго-
славии, Албании, Греции, ‘они были свиде-
телями аналогичных актов агрессии и
зверств и они должны бороться против
немцев до последнего человека. Возглав-
ляемое мною правительство будет в скором
времени пополнено. Для того, чтобы оно
могло явиться подлинным демократическим
правительством Италии, к участию в нем
будут\ приглашены представители всех по-
литических партий. Настоящее соглашение
ни в коем случае не ущемляет неограни-
ценного ‘права’ народа Италии выбрать са-
мому свою собственную форму демократи-
ческого правления, когда мир будет вос-
становлен. Итальянцы! Уведомляю вас, что
его величество король поручил мне об’я-
вить сегодня, 13 октября, войну против
Германии». А

РАЦИЯ

Бержерак» героической комедией.
в посвяшении Коклену, первому исполни-
телю роли Сирано, он называет ее поэмой.
«Душе Сирано хотел я посвятить эту поэ-
му», — пишет он.

центре ее — образ Сирано;
поэта и мужественного воина, горячеге, пат-

14 ОКТЯБРЯ 1943 г., № 254 (9390)

Подробности событий на Корсике
Заявление Андрэ ФИЛИПА

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что вернувшийся недавно
из поездки на Корсику комиссар внутрен-
нах дел Французского Комитета Нацио-
нального Освобождения Андрэ Филип .B
речи по лондонскому радио сообщил неко-
торые подробности борьбы за освобождение
острова от оккупантов
Своам освобождением, заявил
Корсика обязана инициативе действовавших
на острове франиузских патриотов. После
капитуляции Италии организации сопротив-
ления на Корсике взяли власть в свои руки,
захватили поефектуру, мэрии и государ-
ственные учреждения. Их отряды начали
борьбу с германскими частями, Муниципа-
литеты, назначенные «правительством»
Виши, были свергнуты и вместо них была
учреждена временная администрация. Всё
население острова поддерживало единодуш-
но эти мероприятия.

Филип,

80)

Когда на Корсику. прибыл назначенный
Французским Комитетом Национального
Освобождения префект, он встретил под-
держку всего населения. Филип сообщил,
что положение населения Корсики тяжёлое,
В течение длительного времени OHO BbIHO-
сило гнёт оккупации, осуществлявшейся
тыс. итальянских, солдат, которые всё
разграбили. довели Корсику до голода, со-
вершали зверские расправы нал патриотами.
Филип заявил, что все предатели, которые
выдавали французских патриотов, оккупан-
там, арестованы и будут судимы. Создана
комиссия для расслелования деятельности
всех лиц, сотрудничавших с оккупантами.
«Необходимы, — сказал Филип, — санкции
против изменников и следовавших за ними
подлецов. Эти санкции должны быть спра-
ведливыми, энергичными И безотлагатель-

ными».

« Сирано де

‚Новая постановка в театре

Ростан назвал свою пьесу «Сирано де
Однако

Ростан прав в обоих случаях. Его «Си-

рано» — лучшее из- того, что он создал как
поэт и драматург. Чудесный стихотворный   решение
текст, сверкающий всем богатством красок
французского языка, отточенный,
меткий, как шпага Сирано, успешно <сопер-
ничает с, поистине блестящей драматурги-
ческой формой этого произведения.

гибкий и

Главная сила пьесы в содержании.

впечатление от появления Сирано —
го забияки, бреттера с уродливым носом —
В быстро рассеивае
вдохновенного  волнение за судьбу Сирано, любовь к не-
му. Актер правильно сделал, подчинив лич-
ный мотив героическому. Не

Бержерак»
им. Ленинского комсомола
материал для театра, решившего’ ее поста-
вить. Но именно богатство пьесы диктует
театру необычайную к себе требователь-
ность, ибо неиспользование возможностей,
предоставляемых пьесой, грёзит обедне-
нием спектакля.

Театр им. Ленинского комсомола, поста-
вивший «Сирано де. Бержерака», взялся за
é очень трудной задачи. Надо
признать, что в основном он © этой задачей
справился. _

Сирано Берсенева убедителен. Первое
буйно-

тся. На смену приходит

жная, затаен-

риота, пронесшего через свою жизнь неза- ,
пятнанной честь борца за справедливость. за   ная с суровым мужеством любовь делает
высокое звание человека, за прогресс. Но  образ воина и поэта еще более обаятель-
этим не исчерпывается образ Сирано. С его   ным

трагедией олинокого борца за свои идеалы В чем можно упрекнуть Сирано Берсе-

>.
стороной переплетается личная трагедия, трагедия нева? Пожалуй, в несколько чрезмерно
ским Правительством на этой основе. Три неразделенной большой любви, такой. ‘же   подчёркнутой подаче текста и излишней
Правительства признают обязательство незапятнанной, как. и его честь. суетливости. Суетливость не в характере

Фигура Сирано не вымышленная. Во Фран- Сирано. Против нее предостерегает и текст

Итальянского Правительства подчиниться ы
ps ции в первой половине XVII Beka действи- Ростана.

Рыков-сын стоит голый перед комиссией. ненных Штатов Америки решили опубли-
 божа его от нервного озноба покрылась, как   ковать следующую Декларацию о призна-
у гуся, пупырышками. Рыкова-мать проти-   нии Италии совместно воюющей стороной:

воле итальянского народа после того, как
немцы будут изгнаны из Италии, и подра-
зумевается. что ничто не может ущемить
абсолютного и неот’емлемого права народа

Кстати сказать, некоторая суетливость

и поэт, участвовавший в войне против Ис-

тельно жил, боролся и страдал подлинный

Сирано де Бержерак, мыслитель, драматург вообще характерна для спектакля. Соз-

даётся впечатление, что подчас суетливость
эта. должна подменить недостающую жи-

Италии принять конституционными сред-

пании и раненный при осаде Арраса.

Поварихе кажется, что майор чересчур скивается к столу комиссии с одеженкой
придирчив. Ее самолюбие уязвлено. «Неуже-   кандидата:
ли у вас будут такие тонкие блюда, о ко-  — Он ходит © солдатокими нашивками.
торых я © моим стажем и опытом понятия не, Во сне войной бредит. Без военного учили-
пиею?» — «Возможно, — отвечают ей, — ща ему будет жизнь не в жизнь. Хотя бы
возможно, что вашего опыта будет недоста- в приготовительную группу его приняли.
точно. В училище кухня будет разнообраз-  В городе уже появились счаетливцы, за-
пая и богатая».   несенные в списки училища. Врикуновы и,
Преподаватели, воспитатели, медицинские Ярлыковы восхищенным и завистливым
работники — десятки их предлагают свои оком следят за Федором Митрофановым, за,
услуги новому учебному заведению. Что же Юрием Ивановским, Александром Кружко-
касается кандидатов в воспитанники, 40 они ВЫМ, Петром Зигунеким, когда ‘Te проходят
исчисляются сотнями. Типичная картинка:   городской улице. i у
B ранний утренний часе У крыльца таб Мальчики прибыли сюда из Действующей.

училища со взмыленной лошади соскаки-   армии. Мальчики носят красноармейскую
форму. а Федор Митрофанов имеет звание
сержанта. Попав в зону войны, они стали
участниками войны. Отец Митрофанова,
тульский оружейник, служит в армии, мать
погибла от фашистекой бомбы. В октябрь-
ские дни 1941 гола мальчик помогал взрос-
лым  оборонять родную Тулу. Потом, при-
бившись к авиационному полку, он полтора
года делил с летчиками вее трулности фрон-
товой жизни. В училище он прибыл с 3а-
палного фронта. Командир части отправил
его сюда с наказом:

— Учись. стань образованным офицером
доблестной русской армии.

Сержант Митрофанов, молодой герой на-
шего времени, красноармеец, Зигунекий, вос-
питанник воинской чакти, красноармеец
Ивановский. сын погибшего летчика, крае-
ноармеец Кружков, сын крестьянина-парти-
зана. — таковы лети войны, прошелитие
ве суровый и славный путь от разоренного
родного гнезда до порога военного училища.
Они первыми входят в его просторные и
светлые классы.

В добрый час, Товарищи суворовцы!

И. РЯБОВ.
, (Спец. корр. «Правды»).

Елец, Орловской области,

вает деревенский паренёк. Прерывающимея
от волнения голосом спрашивает лежурного:

— В Суворовское еще не поздно?

— Откуда? о

—- Из-под Задонска...

Да что Задонск. Заявления © приеме при-
ходят в Елец из Орла и Брянока, из Смо-
ленской области, из далекой Вологды и да-
же с берегов Белого моря, из самого Архан-
гельска. Удовлетворить все просьбы невоз-
можно. Очень многим придется отказать в
приеме. К тому же есть определенные ус-
довия приема в учебное заведение нового
типа.

Военная профессия — сложная прюфес-
еия. Не всякому лано овладеть этой про-
фессией. Суворовец —— обязывающее зва-
ние: образ великого полководца, пример его
жизни, его поведения, порою аскетически
сурового, — должен стоять перед взором
каждого суворовца. Начальник училища
полковник Кузьмин, отбирая будущих Boc-
питанников, руководится не только инет-
рукцией по приему. «Училишу нужны ребя-
та целеустремленные»,— говорит он. Из
того человеческого материала, который про-
ходит через комиссию, есть возможность
выбрать людей, отвечающих не только тре-

pa

i

Заявление Рузвельта

06 использовании баз

на Азорским островах

‚ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Как nel]
редает вашингтонский корреспондент агент-
ства Рейтер, по заявлению Рузвельта, США
и Англия заверили Португалию в том, что
у них нет никаких замыслов, направленных
против Азорских островов. Рузвельт ука-
зал, что США будут пользоваться базами
на Азорских островах вместе с Англией.
Президент добавил, что в случае возникно-
ьения чрезвычайных обстоятельств другие

нации, ведущие войну против держав OCH,

По словам Рузвельта, решение © ТОМ, попадания на взлётно-посалочную дорожку

чтобы добиваться права пользоваться эти-
ми базами, было принято в мае на конфе-
ревции в Вашингтоне, в которой участво-
вали. Черчилль и он сам. На вопрос о
том, идет ли также речь об островах Зе-
леного Мыса, Рузвельт ответил, что в на-
стоящее время речь о ‘них не идет.

Азорские острова
„(Справка)
Среди архипелагов Атлаятики Пора Общая’ плошадь архипелата. — около
{Ястребиные) острова примечательны  тем,  2.400 квадратных километров. Примерно

что они расположены в центральной части
океана, отделяющего Старый
Свет, являются центром пересечения крат-

чайших трансатлантических путей и чрез-  имеется гавань Хорта и на острове Тер-
вычайно удобной базой для судоходства в цейра — гавань

Америку, Европу и Африку.

Азорский архипелаг ‘отстоит от Европы “Азорская кабельная станция, располагаю-

на 1.700 километров и от Северной Аме-
раки примерно на 4.000 километров. В со-
ставе архипелага — 9 больших и малых
островов и много рифов, растянутых длин-
ной полосой от Европы к Америке.

Архипелаг распадается на три более или
менее обособленные группы островов. Во-
сточнее расположены Санта-Мария и Сан-
Мигузль. В центре архипелага — Терцейра,
Грасиоза, Сан-Жорже, Пико и Файяль. На
западе архипелага находятся острова Фло-
рес и Корво. у

Архипелаг — вулканического  происхож-
ления. Здоровый горный климат и плодо-
родные земли позволили акклиматизировать
здесь богатую культурную флору: вино-
град, апельсины, миндаль, бананы.

и Новый мый крупный остров

третью часть этой площади занимает са-
Сан-Мигуэль с га-
ванью Понта Дельгаде. На острове Файяль

Ангра,
лага. В Хорте оборудована

столица архипе-
центральвая

зая пятью кабелями на Европу и тремя —
на Северную Америку.

Азорские острова известны были еще
карфагенянам, нормандским и арабским мо-
реходам. С середины ХУ столетия архипе-
  лаг принадлежит Португалии. Население
островов составляет свыше 250 тысяч че-
ловек и состоит преимуществевно из пор-
тугальцев. Живут на архипелаге также ан-
гличане, негры и мулаты.

Географическое местоположение Азор-
ских островов в центральной части Атлан-
тики, на пересёчении океанских путей, оп-
ределяет их выдающееся стратегическое
значение в Атлантическом океане. -

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Штаб
0об’единённого командования вооружёнными
силами союзников в юго-западной частая
Тихого океана сообщает, что на Новой
Гвинее войска союзников продолжают на-

ступление в чаправлении Малданга, нанося
В районе
северо-западнее гавани Финша уничтожено
более 400 японцев. Авиация союзников про-
извела налёт на Уэйвейк. Сбито 8 и вероят-

японцам значительные потери,

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА; Москва, 40, Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24.
Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-32-85; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства —

62002.

во сбито 2 японских самолёта. Японская
авиация произвела три безуспешных налёта
на Лае.

Авиация союзников

атаковала японские

суда у островов Гвадалканар, Бука, Шуа-

зель, а также японские позиции в южной
части острова Бугейвиль,

ве Амбоина.

Средние американские бомбардировщики
произвели налёт на япопскую базу на остро-

«Правительства Советского Союза, Вели-
кобритании и Соединенных Штатов при-
знают позицию. Королевского Итальянского
Правительства, как это было сформулиро-
вано Маршалом Бадольо, и принимают ак-
тивное сотрудничество итальянской нации
и вооруженных сил в качестве совместно,
воюющей стороны в войне против Герма-
нии. Военные события после 8 сентября и
жестокое обращение немцев с итальянским
населением, достигшие своей кульминаци-
онной точки в об’явлении Италией войны
Германии, фактически сделали Италию со-
вместно воюющей стороной, и етское,
Британское и Американское Правительства
будут продолжать сотрудничать с Итальян-

>

Сообщение о декларации правительств

СССР, Великобр

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Лондон-
сое радио передало текст декларации
правительств ССР, Великобритании и!

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер сообщает, что продвижение
английской 8-й армии после победы у Тер-
моли к северу и к западу создаёт все обо-
стряющуюся ‘угрозу германским войскам
под командованием Кессельринга. 8-я армия
осуществляет в настоящий момент а воз
обхолное ‚движение, которое ставит под.
угрозу линию обороны противника у Воль-
турно. Эта угроза обостряется продвиже-
нием английских частей на запад по доро-
ге, ведущей к важному узлу коммуникаций
Винкьятуро. Если противник потеряет эту
дорогу. он должен будет отойти на 5—6
километров. Вчера каирское. радио сообщи-
ло о том, что передовые части английской
8-й армии уже заняли дорогу, ведущую к
Винкьятуро.

ЛОНДОН, 13 октября: (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Африке сооб-
щает, что в районе Термоли английские
войска вновь продвинулись вперёл. На цен-

вость игры, недостаточную быстроту разви-
тия спектакля. Диалоги, ла подчас и игра,
идут в несколько замедленных темпах, а
французская речь не любит медлительно-
сти. Текст Ростана должен сверкать с та-
кой же быстротой, как и клинок Сирано.

Т. Окуневская играет очень трудную
роль Роксаны. В романтической головке
«причудницы» живет ею же созданный об-
раз Кристиана, обогащенного душой и поэ-
зиёй Сирано. Роксана, несмотря на свою
кокетливость и лукавство,— женщина еди-
пой любви на ‘всю жизнь. Искренность игры
Т. Окуневской приближает ее к созданию та-
кого образа Роксаны. Следует, однако, ска-
зать, что Роксана Ростаня более сложна,

ствами решение о демократической форме Сирано ne Бержерак умер в безвестно-
правительства, которую он в конечном сче- сти. Однако Мольер заимствовал из его
те будет иметь. «Обманутого педанта» сцены для своих

Основанные на совместном ведении вой- «Проделок Скапена», материалами его про-
НЫ а между Правительством  изведений пользовались также Вольтер и
Италии и Правительствами Об’единённых   Свифт. Ростан взял не литературное на-
Наций не могут сами по себе повлиять на  следство Бержерака, а его жизнь, чтобы
недавно подписанные условия, которые со-   Создать нового Сирано. Он вернул извест-
храняют свою полную силу и могут быть ность забытому. поэту и и атил француз-
наценаны лишь спо’ соглааналию  междм. Со-  КУ. ЛИтеРАТУВУ: НОВЫМ аятельным  0б-

> азом:
юзными Правительствами в свете тои по- P

Первое представление «Сирано де Вер-
мощи, которую. Итальянское Правительство   жерака» состоялось в Париже 28 декабря
сможет оказывать

делу Об’единённых   1897 года, т. е. почти полвека назад. И тем
Наций». не менее пьеса звучит свежо и сейчас. И
не только в силу того общечеловеческого,

итании и США
Соединенных Штатов Америки о признании
Италин совместно воюющей р

тральном участке ‘фронта войска союзников
непрерывно продвигаются по труднопрохо-
димой местности. Патрули американской
5-й армии вновь вели активные действия.
Части 5-й армии закреплялись на завоё-
ванных позициях.

ЛОНДОН; 13 октября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передаёт сообщение предста-
вителя штаба союзных войск в Северной
Африке о том. что американская 5-я армия
заняла Санта-Кроче, а английская Sa ap-

мия — Бонефро и Ричча, .
(ТАСС). Как пе-

ЛОНДОН, 13 октября.
елаётг агентство Рейтер, сегодня, 13 октя-

бря; каиоское ‘радио сообщило, что в Са- турно вылеплены, Ато она дает богатейший

лерно прибыли новые подкрепления для
войск союзников. В районе реки Вольтур-
но немцы понесли тяжёлые потери.
ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). По со-
общению агентства Рейтер, каирское радио

что заложено в трагедии Сирано, но и по-
тому, что в ней говорит неумирающая, не
могущая умереть Франция, страна велико-
го, богато одаренного народа. Так и
думается, что, если бы были живы сейчас
Сирано и его гвардейцы-гасконцы, которые
без раздумья шли на смерть за свою родн-
ну, они были бы в рядах Сражающейся
Франции, в рядах партизанских отрядов —
народных мстителей за поруганную и ис-
терзанную французскую землю.

Сирано тем и обаятелён, что в нем во-
площены лучшие черты французского на-
рода. 7

«Сирано де Бержерак» едва ли мог бы
найти сейчас более восприимчивого зрите-
ля, чем советский. Советским людям близ-
ки и повятны, как никому, мотивы величай-
шего патриотического  пол’ема, мотивы
большой любви — на всю жизнь, мотивы
могучей мужской дружбы, ‚ме останавли-
ваюшейся перед самопожертвованием.

Пьеса Ростана настолько сценична, обра-
зы ее героев и героинь настолько “скульп-

Библиотеки для освобождённых
районов
КИРОВ,: 13 октября. (Корр. «Правды»).

сегодня передало, что порт Неаполя вос-  Библиотечные работники Кировской области

становлен и уже используется.

Бомбардировка германских об’ектов в районе Эгейского моря

военно-воздушных сил союзников на Ближ-
нем Востоке сообщает, что в ночь на
12 октября тяжёлые бомбардировщики,
входящие в состав английских военно-воз-
душных сил, атаковали аэродром в Марит-

и в район сосредоточения самолётов. Воз-
ник пожар.

Минувшей ночью средние и лёгкие бом-
бардировщики атаковали вражеские
вблизи острова Кос. Было отмечено прямое
попадание в торговое судно-ередних разме-

проводят большую работу по сбору книг и
формированию библиотек для освобожден-
ных от немецких оккупантов районов. Ки-
ровская библиотека имени Герцена‘ уком-
плектовала и отправила в город Нальчик

суда   библиотеку в количестве 20.000 томов. Из

литературы. собранной в области, скомплек-
товано три районных библиотеки для Кур-
ской области по 2.000 томов каждая, пять

ов. Английские самолёты подвергли так-   биб; С.
смогут также пользоваться этими базами. р лиотек для Сталинградской области.
у   це (остров Родос). Были отмечены прямые   же бомбардировке гавань острова Кос.

Из этих и других операций не возвра-
тился на базу один самолёт.

ho
‚

Гитлеровские варвары произвели в Неаполе огромные разрушения

—O—-

Тиражи выигрышей
15 октября в Москве, в Октябрьском зале
Дома союзов, состоятся 2 тиража выигры-
ней—29-й тираж Займа Второй Пятилетки

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). Лондон-,теку. Она горела 4 дня, причём гитлеровцы   (выпуск четвертого года) и 24-й тираж Зай-
запрещали пожарным принимать меры к ТУ-  ма Укрепления Обороны Союза ССР.
Тираж продлится один день.

ское ралио сообщает, что гитлеровцы во
время их пребывания в Неаполе разрушили
в городе много ценнейших памятников ста-
рины. За несколько дней до своего отступ-
ления из города‘ гитлеровцы согнали на
площадь перед университетом 300 итальян-
цев — мужчин, женшин и детей — и рас-
стреляли их. Затем гитлеровские солдаты
облали нефтью здание университета и со-
жгли его. Незполитанский университет был
одним из старейших в мире. Германские вар-
вары сожгли также неаполитанскую библио-

Очищение судебного аппарата
в Северной Африке
от прислужников Виши

ЛОНДОН, 13 октября. (ТАСС). По сооб-
щению агентства Рейтер, Французский Ко-
  митет Национального Освобождения об’явил
вчера о том, что принимаются меры к очише-
Halo судебного аппарата во Французской
Северной Африке от чиновников, сотрудни-
чавших с «правительством» Виши. По ре-
шению Французского Комитета Националь-
ного Освобождения отстранены от должно-
ста постоянный заместитель прокурора в
Алжире и один судья.

—O—

Массовые аресты в Словакии

ство АФИ, ссылаясь на сообщение буда-
пештского корреспондента шведской газеты
  «Дагенс нюхетер», передаёт; что в Словакии
в течение последних 4 дней были произве-
дены массовые аресты среди населения.
  Приказ об арестах был отдан «министром»

шению пожара. В огне погибло более 200

тысяч книг, в том числе много уникальных.

По сообщению специального корреспон-
дента агентства Рейтер в Неаполе, сейчас
стало известно, что перед своим отступле-.
нием из города гитлеровцы взорвали стале-
литейные заводы и один из самых крупных
в Италии ‘хамических заводов, на котором
работало около 4 тыс. человек. Немцы за-
кладывали мины в зданиях заводов в тече-
ние 15 дней, и теперь на месте предприятий
остались лишь груды развалин.

Новые аресты в Румынии

СТОКГОЛЬМ, 13 октября. (ТАСС). По
сообщению цюрихского корреспондента га-
зеты «Дагенс нюхетер», в Румынии опубли-
ковано официальное сообщение о том, что
румынское правительство постановило за-
ключить в концентрационный лагерь около
ста румын. Речь ядет о румынских интел-
лигентах; среди которых много известных
журналистов. Передают, что эти аресты на-
правлены против оппозиции, стремящейся
к свержению правительства Антонеску.

—о-—-

Американская газета
о положении в Испании

НЬЮ-ЙОРК, 13 октября. (ТАСС). Газета
«Вашингтон стар», комментируя сообщение
испанского радио о широко распространив-
` шейся в Испанич оппозиции режиму Франко,
  заявляет, что, когда гитлеровцы потерпят
окончательный крах, «только чудо сможет
\ спасти Франко». Победы Красной Армии,
  капитуляция Иташии, воздушные налеты на
  Германию и другие события, свидетельству-
  ющие о растущей сяле Об’единенных наций,

\внутренних дел марионеточного словацкого! вынуждают Франко в тревоге искать воз-

«правительства» по требованию гитлеров-

\кого посланника в Словакии Людина. Это Однако известно, что до сих пор Фравко
требование было вызвано тревогой’ гитле-

ровцев перед растущим в Словакии антигер-
манским движением.

Д 3-38-73; Военного —

можности перемены курса, пишет газета.

шпионскую деятельность Против США, по-

играл на руку странам оси, осуществляя
  могая их врагу всяческими способами.

Е ЕЕ

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО
ПРИ КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ _
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПРИ СНК СССР

15 октября 1943 года в Колонном зале
Дома союзов состоится публичная лек-
ция доктора исторических наук про-
фессора М. В. Нечкиной на тему:
«ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ
ПОЛКОВОДЕЦ КУТУЗОВ».

План лекции: 1. Кутузов — ученик Су-
ворова. 2. Первая «встреча» Кутузова
с Наполеоном. 3. Кутузов, как госу-
дарственный деятель и. дипломат, 4. На-
значение Кутузова  главнокомандую-
щим в Отечественной войне 1812 г.
5. Бородинская битва и Кутузов
6. Оставление Москвы и марш-маневр
Кутузова. 7. Кутузов и партизанское
движение. 8. Фланговый марш Кутузова.
Разгром Наполеона. 9. Основные черты
военного мастерства Кутузова.

Начало лекции в 7 ч. 30 м. вечера. Пены

билетов от. ® до 5 руб. Билеты про-
даются в кассе Колонного зала Дома
союзов (Пушкинская . ул., лом № 1,

под’езд № 3).

^^)

СЕГОДНЯ И ВЖЕДНЕВНО
на экранах кинотеатров: НОВОСТИ ДНЯ,
ХРОНИКА. РОДИНА
демонстрируется
ЦВЕТНОЙ КИНООЧЕРК ‘

«ТРОФЕИ ВЕЛИКИХ БИТВ» г
(ВЫСТАВКА ОБРАЗЦОВ ТРОФЕВНОГО
ВООРУЖЕНИЯ).
Цветооператоры: Ф. Проворов, Г, Рейсгоф.
Снят советским трехцветным методом.
Автор текста — В. Шкловский.

Производство Московской ордена Лепнина
  киностудии «Мосфильм» — 1943 г.

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справоэное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни ых 1-52-48; Пропаганды — -11- ны еда
д 3-37-63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об`явлений — Д 3-30-12. ph SA 07 Овинсвоховяйствениоко. =, 21 8-16-35;

ственно

О недоставке газет в срок сообщать по телефону Д 3-06-05.

чем в спектакле театра им. Ленинского ком-
сомола. ‘

Кристиана де Невильет играет артист
В. Щеглов. Его Кристиан, пожалуй, даже
больше простоват, чем этого требует автор.
Очень хорошо играет Рагно артист, И. Ло-
бызовский. Не удовлетворяет Ф. Заслав-
ский в роли де Гиша. Слишком мелок в его
исполнении. будущий герцог де Граммон —

один из властителей Франции. Хорош артист

А. Пелевин в роли капитана гвардейцев-
гасконцев.

Нельзя не отметить отличного исполне-

Иния таких небольших ролей, как буфетчи-

цы и. сестер-послушиниц.

Пьеса поставлена С. Бирман, художе-
оформлена Ю. Пименовым и
В. Сахновским. Постановка свидетельствует
о том, что театр не пожалел труда и уси-
лий, и они оправданы успехом спектакля.

Переводчик Вл. Соловьев стремился со-
хранить остроту ростановского текста. Это
ему удалось, но ценой снижения музыкаль-
ности стиха, его гибкости и блеска.

Я. ВИКТОРОВ.

Открытие зимнего
концертного сезона

15 октября в Москве открывается зимний
концертный сезон. В концерте Государ-
ственного’ симфонического” оркестра СССР
под управлением А. Мелик-Пашаева будут
исполнены 5-я симфония Дм.. Шостаковича,
снмфониетта Н. Мясковского и скрипичный
ковцерт А. Дворжака (солист Д. Ойстрах).

В первых концертах участвуют пианисты
Э Гилельс и В. Софроницкий, трио:
Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий.
С новой программой русских песен выступит
Государственный хор под художественным
руководством А. Свешникова.

В начале ноября состоится первое испол:
нение 8-й симфонии Дм. Шостаковича,
Исполнитель — Государственный  симфони-
ческий оркестр под управлением Е. Мра-
винского.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

КИНО, ТЕАТР

Цветной киноочерк «ТРОФЕИ ВЕЛИКИХ БИТВ»
(Выставка образцов трофейното вооруже-
ния) — Новости дня, Хроника, Родина.

Новый художественный фильм «ЛВА БОЙЦА»—
Первый, Ударник. Москва, Колизей. Метро-

поль, Родина. Центральный, Художествен-
ный, Форум, Таганский, Орион, Шторм,
Динамо.

«БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ» — им: 1 Интериа-
ционала, Ураи.

«КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ» — Метрополь,

Родина. .

«ПОЛВОДНАЯ ЛОДКА Т-9» — Перекоп, Аван-
гард. Дворец культуры им. Сталина, Дом
ры им. Горького, им, ИТ Интернацио-

«МЕЧТА» — Смена,

«ВОЗДУШНЫЙ  ИЗВОЗЧИК» — Кадр, Победа

(веч.).

BONBON ТЕАТР — 14/Х—ои Иван Сусания,
15/Х — оп Снегурочка. Начало в 7 чи вечера.

ФИЛИАЛ ГАБТ — 14/Х — он. Тоска, 15/Х —
оп. Севильский цырюльник. Начало в 7 час. веч,

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТКАТР — 14/Х —
На всякого мудреца довольно простоты, Назало
в 7 час. вечера.

МХАТ СССР имени ГОРЬКОГО — 14/Х`—
утро — Синяя птица, веч. — Русские люди. Нах.
в 7 час. вечера. г :

ФИЛИАЛ МХАТ — 14/Х — Вишневый сад,
Начало в 7 час. вечера.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИЙ
(площаль Коммуны, новое здание) — 14/Х-—
Ночь ошибок. Начало в 7 час, вечера,

ГОС. МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР им. К. 0.
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО — 14/Х — Цыганский барон. Начало
в 7 час, вечера,

МОСКОВСКИЙ ГОО. ТЕАТР имени
СКОГО КОМСОМОЛА — 14/Х — Сирано де Берже.
рак. Начало в 7 час. вечера.
  МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (В. Сало-
  вая, 18, помен, театра Назолного творчества) —

14/X — Сильва. Начало в 7 ас. вечера.

MOC  КОВСКАЯ ГОС. ФИЛАРМОНИЯ — БОЛЬ-
ae ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ — 1Б/Х, в 7 чяс.
a мин., — Открытие концертного сезона 1943—

44 г. Гос. симфонический оркестр ОССР. Ди-
Dae тии Conner Ji, Ойстрах.

aMMe: HCKOBCKI 7 ка: wr
вич. Билеты продаются. РР ОЕ

Экопомического —

Изд. № 672. _

i

ЛЕНИН. ^

Я