22 98 ОКТЯБРЯ 1543 <, № 255 (9391)

Oe,

Bee ke ee ee Ey

ER Seas ee ne

ЖАНОМ

а

ПРА

АЯ ОО ГАЕ де а Ee SOM See eee ИЕ РЕЖЕ ИЕ

На правом берегу Днепра. Бойцы подразделения майора С. Федоришина

Ni

ведут уличный бой в населённом пункте.
Фото военного корреспондента «Правды» Я. Рюмкина,

›апорожская битва

Дорога, как натянутая струна, убегает из
залзал, прижавиикь к железным мачтам
высоковольтной линии Зааюрожье— Донбасс. ^
Осенний разгульный ветер срывает © нака-
чанной до блеска дороги мелкую пыль и
хлещет ею в лицо, ослепляя глаза. Автома-
шины, гружённые ящиками с боеприцаеа-
ми, безудержно пожирают километр 32 кило-
метром, обгоняют окутанные пыльной пеае-
ной двигающиеся с грохотом танки и само-
ходные пушки. Местами путь преграждают
похорваленые немцами мачты, разбитьыю гро-
мадные изоляторы, но повисшие
толстые провода. По ним шла эдектроэнер-
гия большой мощности. Они, как, крозенос-
ные артерии, связывали ива крупнейших
промытиленных края -— Донбасс и Прихне-
провье < Бриворожьем. Весной, когда на
Днепре поднималась вода, Днепрогэс работал
< полной мощностью всех девяти турбин,
давая тысячи киловатт энергии в6660юз-
ной кочегарке, позволяя донецким энерге-
тикам ремонтировать в это время тепловые
электростанции. А летом, в засуху, когда
вода в Днепре убывала, Донбахе платил свой
холг. Так, взаимно помогая друг apyry, оба
промышленных района работали бооперебой-
не, давая стране утоль, руду, металл.

..Пю обочине дороги идут взводы пехеты.
Их приходится огибать разбитые и сожжён-
ные немецкие автомашины, развороченные
танки с белыми крестамн на броне. Войска
идут по пути нашего наступления. Смот-
ришь ва них и невольно вспоминаешь ок-
тябрь 1941 rola и сравниваешь его © ны-
внешним октябрём.

По этим самым дорогам ¢ боями от Днеп-

„ра мы отступали нз восток. Понуря головы,

шли тогда бойцы. На их лицах лежах скорб-
ный отиечалок горечи неудач. Тяжело было
покидать цветущий край © ето заводами,
красавцами-городалги ‘и зажиточными к0ол-
хозными селази. Да, мы многое тёряли тот-
да, теряли мощную утгольно-металлургиче-

скую базу, богатую житницу страны, но мы
ни на один миг но теряли веры, что снова
вернёмся сюда, вернём потерянное. Эта вера
ещё больше окрепла в ожесточённых боях

на Волге и Кавказе, в донских степях и из
«Курском выступе». Она лвигала миллионы
советских людей на трудовые и боевые по-
хвиги, двигала к победе. Этой верой были
охвачены полки и дивизии, вернувииие етра-
не Донбасс. Теперь они шли на Запорожье.

Сама земля безмолвно свидетельствует
здесь о ратных подвигах наших преднов. Ha
острове Хортица, что лежит против города
Запорожье, была колыбель вольного каза-
чества, был центр неустрашимых рыцарей-
залюрожцев. Там и ло сих пор сохранились
заросптие тразой валы, остатки укреплений.
Запорожской Сечи. С этими местами, овеян-
ными славой, связано имя великого полко-
водца, сына свободолюбивой Украины Бог-
хана Хмельницкого.. Не менее прекрасная
страница этого города легенд написана в
предвоенные годы -— годы стахиноких няти-
петок. Здесь усилиями всей страны была
воздвигнута величественная гидроэлектро-
станция имени Ленина, построены крупией-
игие комбинаты качественных сталей, фер-
роеплавов, алюминия и матния, авиапион-
ный и комбайновый заводы. Ha острове
Хортица находился Всесоюзный институт
электрификации сельского хозяйства, кото-
рый звнедрял в стране самую передовую
атротехнику и механизацию.

Город Запорожье приобрёл большое зна-
нение и в хни войны, как важный страте-
нический пункт. Здесь — узел железных,
нюсбсейных и волных путей. Восточные под-
ступы к городу изрезаны многочисленными
тлубокими баткалии. 0 юга торол принлыва-
ют дкопровекие плазтют, с севера — глубоко
зрезавиийся залив с’крутьми берегазеи.

Ещё залолто до развернувитихся здееь со-
бытий немцы создали вокруг Запорожья
сильно укреплённую оборонительную поло-
cy. лихоралочню ° зозволились
здесь фортификационные сообужения в дни
боев за Донбасс, когла немецкие гойска пол
нашими ‘ударами начали откатываться к
Днепру. Запорожье было опоясано тремя
уктеплёнными литиями.

Внешний обвох представлял собой цель

эокарнов, созданных по балкам, и сплошно- плаждарма,.

ким противотанковым рвом, А по ночам

(От военных корреспондентов «Правды»)

то противотанкового рва шириной в 3 ме-
тоз и глубиной в 2 метра. Ров тянул-

стуцы ко рву, но и весь его профиль. По
гребням эскарпов и ва тянулись мноторяд-
ные проволочные заградедения, а за ними —
минные поля. Дальше шла фазветвлённая
сеть траншей, ходов сообщений, дзотов, ог-
зевых позиций. В наиболее угрожаемьх ме-
стах стояли бронированные колпаки —
«кребы»,

За первым обводом, в непосредственной
близости к городу, шла вторая линия 0бо-

рода были превращены в мощные узлы ©0-
противления. Это была третья тиния о60ро-
ны. Весь предмостный укреплённый район
противник прикрывал большим количеством
зртихлерии и тяжелых минометов.
Немецкое команиование придавало исклю-
чителыное значение затюрожекому плацлат-

му. Оно стянуло сюда, кроме дивизий, уже
потрепанных в Донбассе, свежие силы пехо-

ты, танков и артиллерии © других учает-
ков фронта. захваченные пленные заявляли
В. один. голос; Что-есть. приказ Гитлера; тре-
бующий удержать Затюрожье во что бы то
ни стало. 0бороняющимея было раз яснено;
что Запорожье прикрывает всю южную
группу немецких войск, а также важней-
шие пространства южнее уступа Дненра и
решает судьбу Брыма.

Прорвать три укреплённых пояса, pas-
давить вражескую группировку и овлалеть
городом бышо нелёгкое дело. Наши воздуш-
ные разведчики кайдый день появлялись
над плацлалююм противника и произвотили
©`6мку одного квадрата зз другим. По ночам
в сторону немецких позиций уползали раз-
велчики-пластуньк-— они приводили плен-
ных, доставали веё новые и новые данные.
Шизбы работали с большим напряжением.
На картах появлялиеь дополнительные
кружки, ромбики, квадраты, полумесяцы—
вся сложная система неприятельской 06000-
ны неустанно переносмлаеь с большого уча-
стка земли на карту. И то, что было тай-
ным, становилось явных,

Противник чувствовал, что над ним сту-
щаются грозовые тучи, и ся. То
в одном, то в другом месте он предприни-
мал вылазки из своего укреплённого рай-
она, надеясь боями разведаль направление
готовящегося удара и сорвать наше насту-
пление. Однажды немцы сосредоточили на
узком участке до 70 танков и самоходных
пушек и бросили их вместе с пехотой в ата-
ку. Танкам и самоходным пушкам узалось
прорватьея через боевые порядки напюй
нехоть, но ни один боец ие покинул сво-
его окопа. Пропуетив танки, гвардейцы
отрезали немецких пехотинцев и 0тброси-
ли их назад. Недалеко ушли и танки ©
«Фердинандами», попав под. сокрушитель-
ный огонь советских танкистов и артид-
леристов. Немцы оставили на поле bos
свыше 30 подбитых танжов и самоходных
за свой оборонитель-

участке фронта наступило временное 34-
тишье. Днём здесь было ‘тихо, никаких
изменений нельзя было заметить на зеле-
HOM ковре озимкн, лежащем перед немец-

сюда неслышно подходила наша пехота ни
в непосредственной близоети от вражеской
линии обороны зарывалаеь в землю. Бой-
цы на руках подкатывали лёпкие пушки
и опускали их в искусно замаакированные
окопы, вырытые пох шум внезаиных ар-
тиллерийских налётов. Незаметно вползали
тазки в приготовленные для них ниши.
Войска со всей своей техникой ухощили в
землю, готовились к штурму зражеского

И вот наступил час решающего cpame-
ния на подступах к городу Запорожье. Бои
начались со штурма внепгнего обзода не-
мецких укреплений-—противотанкового рва
KH эскартированных скатов многочислен-
ных балок.

С началом мощной артиллерийской лод-
готовки в бой первыми вступили штурмо-
вые группы. С заранее подготовленными
лестницами они ворваликь в глубокие рвы,
Часть пггурмующих сразу же преохолевала

Жждения, обезвреживала мины и бросками
устремлялась к траншеям врага; другие

ли ступеньки для пехоты, подры-
вали взрывчаткой отвалы, готовили прохо-
хы через ров для танков и зртиллерии.
Веё это делалось с такой быстротой, таки-
ми боевыми темпами, что у наших войск
‚Не создалось никакой задержки перед столь

.  серьёзными препятствиями,

Как только кончилась артиллерийская
юбработка переднего края обороны против-
нива и огонь был перенесён в глубину, —
внешний обвод был прорван на большом
протяжении, и через рев вместе © пехотой
устремились наша артиллерия сопровожде-
ния, танки, самоходные пушки. Бои сразу
перенеслись на промежуточные простран-
ства между первым и вторым поясами 0б0-
роны, Немцы ввели в действие крупные
силы, сосредоточенные ими на` запорож-
ском плацдарме. Тут были и сильно потрё-
панные нами‘ части, и свежие дивизии,
много танков и самоходных пушек.

Врат неистовствовал, стремясь’ ‘вернуть
утраченные позиции. С каждым часом на-
раетало напряжение битвы. Чем яростнее
бросался в контратаки противник, тем
сильнее становился напор наших войск. На
широком участке сражения стоял непре-
рывный грохот канонады, повсеместно
шли упорные, кровопролитные бои с уча-
стием всех родов войск. Населённые пунк-
ты и узлы сопротивления местами пере-
ходили из рук в руки, Но отбросить наши
части за противотанковый ров немцам ни-
где не удалось,

Измотав противника в дневных боях,
советские воины усилили атаки ночью и
добились решительных успехов. Враг был
потеснён на всём протяжении этого участ-
ва фронта. Наши части овладели сильно
Уувреплёнными населёнными пунктами и
узлами сопротивления и подошли вплот-
ную ко второй линии обороны. Бои раз-
горелись в 8-—10 километрах от города.

Яростно контратакуя,
сорвать наше наступление маосированны-
ми налётами авиации. Группы вражеских
самолётов от до 70 машин
пытались нарупить, смять наи боевые
порядки. Но и здесь они натолкнулиеь на
сильное противодействие наших истреби-
телей и наземных средств противовоздуш-
ной обороны и понесли серьёзные потери.
- Преодолевая сильное опиевое сопротивле-
ние немцев, отражая непрерывные контр-
атаки вражеской пехоты и танков, наши

хотой прорвали третью линию обороны и
ворвались в город е трёх сторон-—с севера,
востока и юга, На плечах бегущего про-
тивника гвардейцы вышли на левый берег
Днешра. Немцы, пытаясь спастись, броса-
лись в воду, отчаливали от берега на лод-
ках и бобвнах, во мало кому из них уда-
лось переплыть реку. Убийственный огонь
из пулемётов, автоматов и пушек косил H
топил гитлеровцев. Дно Днепра приняло
сегодня множество немецких трупов. На
регу и в городе разгромленный втаг оставил
большое количество техники. Взяты боль-
шие трофеи.

победы. Врат потерял один из своих решаю-
щих опорных пунктов в нижнем течении
Днепра. Крупный областной и премышиен-
ный центр Украины, важнейший тране-
портный узел железнодорожных и водных
путей — город Запорожье освобожден.

Д. АКУЛЬШИН, В. КУПРИН.

г. Запорожье, 14 октября. (По телеграфу).

Танкисты в боях за Запорожье

В боях за Запорожье отличились танки-
сты-гвардейцы генерал-лейтенанта Руссия-
чова.

хе «Тигра» и окончательно вывел ето из

строя. :
В этот момент немцам удалось завести

Танииют Влатимир Шульга дрался за
Днепр, по которому до войны он плавал сна-
чала матросом и рулевым, а затем, получив

В одном из боёв восточнее Залюрожья   мотор первого «Тигра», подбитого танкиста-   опециальное образование, — вторым. помощ- H
дюжина «Типрев» открыла стрельбу по на- ми Шульги. Проковыляв < полсотни метров, ником капитана ва пароходе «Лнепровец»,   дался вопрос о посылке люлей на Елец ва
щей пехоте. В это время в засаде нахотилея  земецкий танк загорелся. Ё нему подошёл В начале отечественной войны ПТульга был   котом, были пазваны многие кандидаты.

танк гвардии лейтенанта Владимира Шуль-
та. Мололой команлир приказал открыть
олонь по переднему «Тигру», стоявшему к
my боком. i

ервыми же двумя снарятами немецкий
танк был подбит. Владимир Шульга перенёс
отонь на ходовую часть другого «Тигра».
Бронебойным снарядом разорвало гусеницу
немецкой машины, & следующий снаряд, п0-
слалный Шультй, угодил в пушку этого

другой «Т-\У», чтобы эвакуировать горя-
щую машину < поля боя. Но танкисты,
Шульги решили ле выпускать подбитых

ими «Тигров» и прикончить их во что бы.

то ни стало. Вскоре им удалось подбить

назначен команлиром одного из катеров
Днепровской военной флотилин. Немецкие
таки с берега расетреляли ето катер. To
было в 1941 году.

Сейчас, в боях за Днепр, который ему

ках.
войска неуклонно продвигалиеь вперед.
Hamm танкисты во взаимодействии с пе- С8Редино реки останавливается, пьет, от-

бе- чег.

ВДА

Борис ПАСТЕРНАК

Нас время балует победами,
И вещи каждую минуту
Все сказочнее м неведомей
В зеленом зарезе салюта,

Все смотрят, как ракета, падая,
Ударится о мостовую,

За холостою канонадою
Припоммная боевую.

На улнце светло, как в хрёмине,
И вид ее неузнагаем.

Мы от толпы в ракетном пламени
Горящих глаз не отрываем.

В пути мз армии нечаянно

На это зарево наехав,
Встречает кто-нибудь окраину
В бпистании своих успехов.

gi

ЕО SLES ete ae REN ee ОАК eee EE OR NL ee ee SRS

ЗАРЕВО
Он сходит у опушки рощицы,
Где в черном кружеве, узорясь,

Ночное зарезо попощется
Сквозь веток реденькую прорезь.

„М он сухой пиствою шествует
На пункт позерочно-контрольный
Узнать, какую новость чествуют
Зарницами пергопрестольной,
Там называют операцию,
Которой он и сам участнык,

И он столбом иллюминацим
Пленяется, как третьеклассник.
3 1
И вдруг его машина портится,
Опять с педалями нет сладу.
Ругаясь, как казак на Хортице,
Он ходит, чтоб унять досаду.

И он отходит к ветпам, стелющим
  Вдоль по лугу холсты тумана, ^

ВСТУПЛЕНИЕ К ПОЭМЕ

М остается перед зрелищем,
Прикоканный красой нежд. зиной.
Незылазной болотной гущею
Чернеют заросли заречья,

И город, яркий, как грядущее,
Вздымается мз них навстречу.

4 :
Ои думает: «Я в нем изведаю,
Что и не снилось мне доселе,
Что я купил в крови победою
И видел в смотровые щели.

Мы на словах не остановимся,
Но, словно в сновиденьм вещем,
Ewe призольнее отстроимся

И лучше прежнего заблещем».

Пока мечтами горделивыми
Он залетает в край бессонный,
Его протяжно, с перерывами
Зовел с дороги рев клаксона.

Израненная земля

Степи, леса, перелески. Овраги, высот-
ки, речки, названия которых можно уста-
новить только по карте. Всюду, куда ни
‚ поедешь, куда ни кинешь взгляд — Kpo-
‚ вавыю следы войны, следы зверя, терзав-
‚шего Украину. Иной раз по дороге попа-
даются села, ввешне как будто He затро-
нутыю звериной лапой фапгистекого дика-
ря. Но стоит поговорить е жителями, до-
статочню пристально посмотреть вокруг,
как и тут заметишь глубокие раны, нане-
сонные питлеровскими разбойникалеи,

Глубоко и тяжжо изранена украинская
земля.

Нам довелось проехать по городам и се-
лам Сумакой, Черниговекой, Полтавской и
Ёиевской областей, освобожденным от не-
мецких оккупантов. Везде остались
страшные язвы «новото порядка» гитле-
ровцев. Их путь на запад отмечен пепели-
щами, развалинами, взорвачными домами,
могилами расстрелянных и измученных
жителей. И вместе с тем повсюду уже за-
метны ростки нового, советского, свобол-
ного, штрихи -— порой малые, порой более
значительные — великото возрождения
украинской земли.

Шостка. Когда-то это был красивый,
тихий городок, привольно раскинувшийся
в зелени лесов и салов. Немецкие окку-
панты растоптали школы и учебные заве-
дения города, взорвали все лучшие здания,
вывели из строя немногочисленные пред-
приятия, ь том числе гордость совелской
кинематографическюй промышленности —
плекочную фабрику. ть

Сейчас Шюстка медленно оправляется от
трашной болезни. В городе уже работают
шесть школ, действуют коев-какме кустар-
ные предприятия, восстанавливаются элек-
тростанция, хлебозавод, функционируют
баня, столовые, парикмахерские.

Жуткую картину разрушения представ-
ляет Бороп. Расположенный на берегу Дес-
ны, в стороне от железных дорог, этот го-
родок не представляет, естественно, ника-
кой оперативной или тактической ценно-
сти. Наши части столь стремительно вы-
били оттуда немцев, что они не успели
расправиться с городом. Но примириться с

этим гитлеровцы не мотли. Спустя несколь-

ко дней на Короп была, брошена группа из
28 «Юнкерсов», которые подняли к небу
всю центральную часть городка.

Такие воздушные расправы являются,
между прочим, характерной чертой пове-
дения гитлеровцев в дни нынешних cpa-
жений. Часто под внезапными ударами
Брасной Армии они не успевают завершить
свое черное дело. Тогда немцы с воздуха
уничтожают оставленные пункты. Имен-
HO так были подвергнуты варвареким уда-
рам Глухов, Нежин, Путивль и другие го-
рода.

(От военного корреспондента «Правды»}

Иногда дикари варьировали методы раз-
рущения. Село Гамалеевка, например, бы-
Xo обстреляно из дальнобойной артиллерии
зажигательными снарядами. Только зажи-
гательнымн, ни одного фугаеного! Весь
центр села выгорел. И здесь мы наблюдали
замечательное проявление человеческой се-
лидарности и участия. Жители уцелевших
домов приютили ‘у себя погорельцев и поде-
лились с ними всем, что имели сами. Боль-
ше того, во многих домах нашли себе кров
и пищу бестризорные дети, оставшиеся без
рехителей. В одной хате я натолкнулся из
целый детский пом. Тут жило шесть ре-

иптек, старшему из них едва минуло 14
чет, младшему — не было трех. Разговорив-
пЕись © хозяйкой, я узнал, что муж ее вою-
ет, ев собственная семья состоит из двух
детей, а четверых она взяла ма воспита-
ние.

— Куда же их девать,— погибнут без
отца и матери. А вместе как-нибудь про-
кормимея,— просто об’яенила она.

Машина шаа вперёд. По сторонам доро-
ги тянулись обломки сел, бесконечные пе-
пелища, носивииие когда-то звучные и ве-
селыю названия. Казалось, ничто живое не
могло уцелеть на этих развалинах. Но жи-
вуч и крепок советский человек! В ямах,
погребах, в оставшихся кое-где сараях
ютились люди, строили из полуобторевитих
досок и погнутых огнем железных листов
временные жилища и даже обносили их
плетнем.

От села Бондаревки, Сосницкого района,
Черниговской области, не уцелело ни юд-
ной хаты. Но жители, спрятавшиеся в
близлежащем сосновом лесу, вернулиаюь.
И хотя у них не было буквально ни кола,
ни двора, — они упорно отказывались пе-
реезжать на новое место; бодро строя пла-
ны восстановления Бондаревки. От олной
халы сохранилась только полуобгоревшая,
полуразвалившаяся печь. Ганна Зотовна
Супрун деловито хлопочет (у этой печки,
готовя борщ; на растопку пошли обломки
бывших окон. Ее муж Степан Корнеевич
строит в стороне из кирпичей лачужку, в
которой рассчитывает прожить до аимыь.

— Люди бачуть, що радянська влада
лопоможе людям, що потершли вы нымець-
кого 1зверга. Побудуем 1 знову заживемо.

Дорога петлит, извивается, идет влеред.
По сторонам тянутся поля, запущенные,
невопаханные, заросшие сорняками. ©
чудесная, плолорохная почва была мертвой
при немцах. Но она оживает сейчас. Вот
колхозники села Аламовка, Борзнянекого
района, на волах подымают заждавигуюся
землю пох рожь, Сто гектаров уже засеяно
в несколько лней; остается засеять еше
пятьдесят. Крестьяне села Даниловка па-

шут под зябъ. Колхозники Ичнянсвого рай-
спа ¢ помощью вчерашних партизан, ны-
не восстанавливающих хозяйстве округи,
уже заканчивают озимый сев.

Жизнь идет, многообразная, многоликая,
новая.

В небольшом селе Пречистка, Киевской
области, Фронтовая бригада московекого
театра имени Вахтангова стзвит пьесу
«Halt корреспондент». В зале полно воен-
ных и колхозников. Несложный сюжет от-
лично доносится артистами до зрителей.
Колхозник Василий Куприенко пламет, пе-
регруженный впечатлениями.

— Двз года жили, как в темном са-
рае, — говорит ен. — Сейчас снова уви-
дели жизнь.

У домика райисполкома в городе Ичня
собрались измученные, одетые в лохмотья
женщины © детьми. зется, это
жители села Денисовка из-под Орла. Отету-
пая из орловскыю мешка, немцы угнали
€ с0бой всех денисовцев, таскали их. по
THM и, наконец, бросили вблизи Ични,
Нстерзанные, измученные вконец люди
просят отправить их домой пох Орел. Пред-
седатель райисполкома, бывший комиссар
партизанского отряда Сычев, обещает пре-
доставить им первый же загон, который
прибудет на станцию Ичня.

Машина идет дальше. Прилуки — город,
состоящий почти из одних развалин. Бо-
рисполь, в котором не уцелело, кажется, ни
одного здания. Переяслав, где немцы устро-
‘или чудовищную кровавую расправу над
населением. Чудесная Дарница, онесенная
гитлеровцаии е лица земли... Бровары...

Чем ответят гитлеровокие дикари за все
эти чудовищные разрупения, за страшные
раны, нанесенные украинской земле? На
обгорелых ‘улицах Борисполя мы встрети-
ли седого старика, бывшего плотника Ива-
на Бузыминского. Пожилой человек, мно-
гое повидавший на своем веку, участник
русско-японской, империзлистической и
гражданской войн, плакал, рассказывая об
ужаюной судьбе своего города.

— Уходя, он взорвал все. Даже рельсы
железной дороги отлетали в сторону на
полкилометра. Такие были взрывы. Он ©9-
гвал триста человек в подвал и сжег их
живыми. Он связал за косы трех женщин
и живыми утопил их в колодие. А какая
голодная и сумасшедшая жизнь была при
нем! Я, старый плотник, чтобы не умереть
с голода, чистил уборные. Да только ли в

Эта   этом Beto...

Он замолчал, вытер слезы и вдруг ска-
зал с чувством неистребимой ненависти в
голосе:

— Чем ответит эта гитлеровекая сво-
лочь за войну?

Л. ОГНЕВ.

`Киевщина, 14 октября. (По телеграфу).

В деревне под Орлом

Неделю живет скот на новом месте. C
первого часа он попал в хозяйские руки.
Но наждый вечер старик Мерцалов выхо-
дит к реке Неполодь навстречу скоту и
пастухам, Приставив ладони рупором ко

немцы  ренгили рту, он кричит на тот берег:

— Учти, Шура, корова к нашему бро-
ку еще не привыкла, не торопи ее, не по-
нукай. Да прошу тебя, Шура, спрячь из
самый этот момент кнут свой, спрячь,
пожалуйста... }

Звонкий женский голос отеликается
старику:

— Дедушка Николай, я не понукаю, да
и кнута у меня нет, я без кнута обхожусь...

Первой в воду входит корова опненно-
рыжей масти с
Она идет медлительно и степенно, на

ыркивается, грузно взбирается на крутой
leper. Kopopy обогнали телки, их одинна-
дцать. Bee они рыжие, похожие однз на
другую, Но по. каким-то неуловимым Ha
первый взгляд признакам старик отли-
чает я от «Зинки» и «Врасот-
ку» от «Малютки».

Прюпуская свое стадо, Мерцалов ворчит:

— Слышишь, Шура, что-то «Малют-
ка» сегодня невесела, пожаловаться хо-
Смотри-ка, у нее в тлазах тоска! .
Паютушка Шура, высоко подняв подол
платья, шлепают по воде и юмеется: «Как
это ты, дедушка Николай, тоску в телкиных

} b? >,
Сегодняшний день-— день радостной   494% Pasraazed: TeMHO Beabe>

—

Не глазами, девка, — сердится
старик, — я не тлазами, а чутьем вижу...

Пастушка Шура и дед Николай идут
по деревенской улице к скотному двору.
Нац рекой встает молочно-еизый туман. В
темной ‘синеве неба вопыхивает первая
звезда. Скринит журавель на колодце. Под
ветлами етоят три трактора. Черномазый
парень вылезает изчпод машины с гаеч-
ным ключом в руках. «Папаша,-— обращает
ся он к Мерпалову, —.© нашей стороны
все в порядке. Давайте сигнал ехать в
поле на зябь!».

Вечерняя тишина опускается на деревню,
тде еще недавно бушевала зоенная буря.

+ * *
Котда на еобрании колхозников обеуж-

Многим хотелось поехать за скотом. Бой-
кие сами предлагали себя, скромные, втай-
не завидуя «выскечкам», ревниво ждали,
когда выкликнут их ‘имена. Остановитись
на имени Николая Ивановича Мерцалова,

третий «Т-У», который намеревалея про-  пришлось покинуть около двух лет назад,   шестидесяти семи лет, ло войны бывшего

извести буюсировку.

Потеряв в течение нескольких минут три
тяжёлых танка, гитлеровцы отступили. Их
контратака была сорвана.

Владимир Шульга сурово и достойно рас-
плачивается с немецкими захватчиками.
Гвардии капитан М. ПОЛЯНОВСКИЙ.

сторожем в колхозе. Кое-кто возразил;
«Отароват, дело трудное, путь пеший и
дальний». Старик обиделся. На своем вё-
  у, терорил он, хажирал дальше Ельца,

белыми пятнами на 6o- -

(От специального корреспондента «Правды»з)

——.

был в Польше, в Галиции, пол Карпатами
был. ‘За боевые походы получил георгиев-
ский крест, в боях был дважды ранен.
Выходит, что у старика с немцами старые
очеты, На зло немцам старик еще крепко
держится на ногах, пусть общество ока-
жет ему доверие... —

Де Ельца старик ехал поездом, а 0б-

й путь со скотом от Ельца через
Верховье и Орел проделал пешком, В пу-
ти отвечал за тридцать лошадей, за три-
ста тридцать годов круитното рогатого ско-
Та, за четыреста двадцать одну озцу.

# х*
Животноводческой фермой колхоза за-
ведует Наталья Мерцалова. Ло войны она
была дояркой, причем не простой доярной,
& стахановкой. Она грамотная женщина.
Зоотехния для нее—-вещь вполне знакомая.
Слова «МТФ», «рацион», «кормовой ба-
Ланс», «ветналзор» Наталья произносит
как-то особенно звучно. Эти елова  в0с-
кресли, зазвучали на деревенской улице,
и Мерпаловы с радостью прибегают к лек-
сикону, выражающему их понятия колхоз-
ного общественного уклада.

Болхоз возрождается из развалин. На
местах скотных пворов — тлен и запуете-
ние, Окот еетодня стоит в двух крестьян-
ских дворах. Злесь нет ни деревянных на-
стилов, ни индивидуальных кормупек, ни
жижеприемников, ни бидонов, ни термо-
метра, ше сохранены инструкции, —словом,
нет примет, _ которые  характеризовати
раньше образповое животноволческое  хо-
зяйство в Орловской области. Но даже в
существующих условиях Наталья отарает-
ся, как она говорит, «придерживаться
культуры». Ежедневно меняется солома в
подотихках, скот получает разнообразную
нитательную пищу. Нз целый- год забро-
нированы корма: сено, яровая солома,
свекла, Дворы, где стоит скот, являются
временным пристажилцем. К холодам будут
закончены достройка и оборудоватие на-
стоящего двора, Там Наталья собирается
хержать скот «по всем старым воотехни-
ческим правилам». Там будут индивиду-
альные стойла, кормушки, таблицы ¢
кличкой коровы, термометр — всё, 4 чем
хлопочут сегодня заведующая, МТФ и ee
помощница Шура Мерцалова. К слову ска-
зать, Шура — незаурядная личность.
Захваченная немцами при отступлении, де-
вушка обманула бдительность часовых,
бежала из плена через Брянские леса и 60-
лота и через линию фронта, пробралаеь на
фодилну, }

Надо быть сегодня в деревне под Op-
лом, чтобы видеть радость крестьян, сбро-

сивигих фашистекое ярмо и возвралцаю-
щихея к колхозному строю жизни и рз-
боты на земле. В Мерцалове, ках и во
многих орловских деревнях, немцы сдела-
ли, кажется, все для того, чтобы этот
Увлад разрушить. Они начинали с ликви-
дации общественного животновохетва, 6
разгрома общественных построек. Они пре-
кали огню конюшни, скотные дворы,
OTHER. .

Ожигая и разоряя фундамент, на кото-
ром возвыпалось здание артельного хо-
зяйства, создавая на месте животноводче-
ских ферм пустыри, немцы рассчитыва=
ли на разделение, распад крестьянской
среды, на восстановление в русской  де-
ревне давно отвертнутых ею чаетнособ-
ственнических отношений, Немцы и здесь
грубо оптиблиеь. Они не поняли русской
деревни и русского крестьянина, думая
соблазнить его хлевными идеалами прус-
ского происхождения. Волхозники не толь-
ко не изявили желания признать себя
рабами немецких гостод, они не соблазни-
лись и посулами оккупантов сделать тех
мужиков, которые примут их «новый по-
рядок», ми и кулакааги.
лективные формы хозяйствования суще-
ствовали в Мерцалове и при немпах, не-
легально, подпольно, но существовали,
Колхоз жил в сознании, в памяти кре-

стьян Kak форма хозяйственного и 0бще-.

ственного ‘устройства, наиболее полно от-
вечающая не только практическим  жиз-
веяным интересам русской деревни, во м
нравственному идеалу крестьян.

Сейчас, когда благодаря помощи пар-
тии и правительства, благодаря помощи
тыловых районов возрождается колхозное
хозяйство в освобожденных районах, 0%-
бенно полно раскрываетея душа русского
крестьянина, которого немцы не сломили
силой оружия и ие замутили фаптистекой
ложью и дурманом.

++

Провохив скот на покой, Николай Мер-
цалов медлит уходить с улицы домой. На
CKOTHOM дворе доярка гремит ведрами,
Тракторист вертит рукоятку трактора,

Обычно разтоворчивый старик  смол-
вает. Он стоит на ‘утице — роелый, пото-
жий лицом и бородой на Тургенева, бро-
дивИЕго когда-то в здешних местах в
ружьем и собакой, и прислушивается к
чему-то своему, внутреннему,  сокровен-
ному. Не слышит ти Колхозный дед в час
вечерней тишины движение и рост корней
своего старото крестьянского рода, глубо-
ко и крепко связанного < родной почвой.

И, РЯБОВ.

Деревня  Мериалово, Володарского района,
Орловской области.