Американский фильм «Битва за Россию»

ВАШИНГТОН, 12 октября. (ТАСС). На-
днях в ‘присутствии представителей амери-
канской печати и военного министерства
состоялся просмотр фильма «Битва за Рос-
сию», поставленного специальным отделом
военного министерства. Этот фильм является
пятым по счёту из серии’ «Почему мы
воюем». Военное министерство об’явило, что
оно демонстрирует этот фильм в частях
американской армаи для того, чтобы она
лучше разбиралась в мировом конфликте.
Фильм «Битва за Россию», как и другие
фильмы этой серии, будет показан и на от-
крытых экранах.

Фильм начинается заявлениями Стимсона,
Нокса, генерала Маршалла и адмирала Кин-
га о Красной Армии. Приводится заявление
генерала Макартура о том, что борьба Крас-
ной Армии является «величайшим военным
достижением всей истории». Диктор, читаю-
щий текст, указывает, что этот фильм от-
ражает военные достижения народа, «кото-
рый навсегла уничтожил миф о непобеди-
мости нацистов». Фильм показывает ряд
русских исторических побел. В него вклю-
чены эпизолы из фильмов «Алексанлр Нев-
ский» и «Петр [». «700 лет, — говорит дик-
тор. — русский народ был вынужлен сра-
жаться и защищать свою землю против за-
воевателей». Об’ясняя провал неоднократ-
вых попыток завоевать Россию, фильм по-
хазывает богатства России и её много-
национальный народ. «Там живут люди
всех рас, цветов кожи и верований, гово-
рящие более чем на 100 различных языках,
но все они граждане олной страны».

Диктор указывает, что германская ар-

мия, напавшая на. СССР, столкнулась со
страной, которая. не покорилась, несмотря
на то, что вражеская тень в первые месяцы
войны нависла над Москвой. Гитлеровская
«молниеносная война» захлебнулась. В
фильме отмечается, что Красная Армия
осуществляла «оборону в глубину», исполь-
зовала такие города, как Ростов, Киев,
Смоленск, Одесса и Севастополь, в каче-
стве опорных пунктов и зашищала улицу за
улицей, дом за домом с целью истребления
немцев.

Фильм показывает героизм, самопожерт-
вование и всеобщие военные усилия совет.
ского народа в тылу, где «каждый человек
за линией фронта тоже является солдатом»,
мужество и успехи партизан, для которых
«фронтом является вражеский тыл», звер-
ства и вандализм гитлеровских’ варваров,
разрушение ими музеев Чайковского и Тол-
стого и т. д. Много места уделяется обороне
Ленинграда и Сталинграда. В заключение
перечисляются нынешиие новые победы
Советского Союза, обширные освобождён-
ные районы и огромные трофеи, взятые
Красной Армией.

Фильм ставился под руководством режис-
сёров полковника Капра и полковника Лит-
вака. По заявлению военного министерства,
в фильме использованы советская офи-
циальная информация и военная хроника.
Некоторые советские материалы были пре-
доставлены исключительно для этого филь-

ма. Музыка написана Темкиным, который
использовал ‘мелодии из пятой симфоний
Шостаковича, советские песни («Полюшко»
и др.).

i

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 14 октября. (ТАСС). Агент-
ство Рейтер передаёт сообщение алжир-
ского радио о том, что левое крыло ан-
глийской 8-й армии, продвигаясь Ha север-
ном: направлении по дороге Фоджа — Рим,
достигло пункта, расположенного в 35 км.
от Винкьятуро. В течение прошедших су-
ток американские войска продвинулись до
гор, находящихся в 22 км. к северу от
Понтеланлольфо. Оказавшись между двумя
соединениями, совершающими обходное
движение, германские части под командо-
ванием Кессельринга были вынуждены OT-
ступить по направлению к узкому проходу
у Винкьятуро.

НЬЮ-ЙОРК, 14 октября. (ТАСС). По
сообщению корреспондента агентства Юнай-
тед Пресс из Неаполя, союзники восстано-
внли железнодорожное сообшение между
югом Италии и Неаполем. прерванное в ре-
зультате налётов авиации союзников, про-
иззолившихся с июня этого года.

ЛОНДОН, 14 октября. (ТАСС). Штаб
войск союзников в Северной Африке сооб-
щает, что в ночь на 13 октября американ-
ская 5-я армия предпричяла ожесточенные
атаки позиций противника в районе реки
Вольтурно. В результате атак создано не-
сколько предмостных укреплёний. Противник
оказал сильное сопротивление, пытаясь ‹о-
хранить свои позиции у Вольтурно. В цент-
ральном и северном секторах части англий-
ской 8-й армии несколько продвинулись впе-

ред.

Нападение итальянских частей
на германские линми подвоза
в Северной Италии —

ЛОНДОН, М октября. (ТАСС). Лондон-
ское радио передает сообщение выходящей
в Швейцарии газеты «Либера стампа» о
том, что в районе Бергамо (Северная Ита-
лия) сильные итальянские части, не полчи-
нившиеся гитлеровским оккупантам, про-
изволят нападения на германские линий
подвоза. Гитлеровские оккупационные вла-
сти издают одно за другим распоряжения,
в которых угрожают смертной казнью тем
итальянцам, которые помогают союзникам
и которые уклоняются от об’явленной ок-
купационными властями мобилизации для
отбывания трудовой повинноста.

Налёты авиации союзников
на германские об’екты в Италии и Албании

щает, что средние бомбардировщики, союз-
вмков атаковали город Алифе, ‘узлы комму-
никаций в Сесса Аурунка и аэродром в Ти-
ране (Албания). Истребители-бомбардиров-
шики подвергли бомбардировке железноло-
рожные составы к северу от Пескары.

Истребители-бомбардировщики и легкие
бомбардировщики атаковали скопления тан-
ков и войск неприятеля в зоне. военных дей-
ствий 5-й армии. Ночные бомбардировщика
в прошлую чочь совершили налёт на желез-
нодорожные об’екты и базу гидросамолётов
противника к югу от Орбетелло.

Борьба французских патриотов

ЖЕНЕВА, 14 октября. (ТАСС). Швей-
царская газета «Журналь де Женев» coo6-
шает, что французские партизаны убили в
Аннемасе некоего Кальве, его жену и те-
шу, которые всячески помогали гитлеров-
ским и лавалевским вербовщикам отпра-
влять французов на принудительные рабо-
ты в Германию. Кроме того, семья Кальве
выдала властям несколько партизан и
французов, снабжавших партизан продо-
вольствием.

По сообшению лионского радио, в Ту-
лузе был убит на улице председатель ла-
валевского суда Леспинас.

Активизация деятельности французских
патриотов вызывает острую тревогу окку-
пантов и их прислужников. Террор во
Франции принимает ужасающие размеры:
Швейцарская газета «Трибюн де Женев»
сообщает, что парижские тюрьмы перепол-

нены. Так, в одной из них, рассчитанной
па 1.100 человек, сейчас томится 4.000 за-
ключенных. В женской тюрьме, рассчитан-
ной на 250 человек, сейчас заключено око-
ло 1.000 француженок. Известный гитле-
ровский лакей Марсель Деа опубликовал
в газете <Эвр» статью, в которой призы-
вает к усилению террора против француз-
схого народа. «Нужно отрешиться.. — ци-
вично пишет этот предатель, — OT много-
словных формул и длительных процедур и
совершать казни на месте, без суда и лиш-
них формальностей. В районах, которым
особенно угрожают происки террористов
(так Деа именует французских патриотов),
следует организовать подвижные ` отряды,
пра каждом из которых должен быть тря-
бунал, выносящий приговоры на месте».
Деа призывает также к расправе с семья-
ми тех французов, которые уклоняются от
мобилизации ва работы в Германии.

Казнь 19 голландских патриотов

СТОКГОЛЬМ, 14 октября. (ТАСС). Гит-
леровская газета «Дейче цейтунг ин Ни-
дерланден» сообщает, что военно-полевой

ных дорогах, а также в покушениях на
голландских фашистов, особенно усердно
помогавших оккупантам. Среди осуждённых
гвтлеровским судом — врач Кастийн, сту-

суд в Амстердаме приговорил к смертной дент-медик Катан, студент Плейте, механик
казни 19 голланджев. Им было ROSE RONA Пр НН писатель Брандлигт, журналист
обеинение в диверсиовных актах на желез-!Гирзе.

ЕР ИЕ. ee ee es

ПИСЬМА

ИЗ ГРУЗИИ

Поезд прибыл в Гори ночью. Темнота,
в которой угадываешь суровые очертания
гор. Ночь была напоенз ароматами, зво-
памй трав, листьев, плодов, ветра, непо-
вторимого `горийского ветра.

Наконец, пришел расевет. Скалы, кото-
рые вочью казались такими суровыми,
черными и таинственными, поголубели. Нал
ними летела плавноси гордо какая-то боль-
шая птица. может быть, орел? Вдруг У
птицы сверкнуло крыло, и горы тоже ста-
ли золотыми и теплыми. he

На улицах показались первые пешехо-
лы — женщины, рабочие, красноармейцы.
Промчалея грузовик. Потом протарахтела
крестьянская арба. Рядом с арбой шел
загорелый старак в маленькой черной

шапочке. Передо мной дышал маленький   воска...

советский город, веселый и свежий, как све-

Сквозь настежь раскрытую дверь я уви-
лела своими глазами то, что уже столько
раз описывали в книгах: простой стол, по-
Брытый скромной скатертью. На столе —
глиняный кувшин лля воды, медная керо-
синовая лампа. Вокруг стола — Hekpa-
шенные деревянные табуретка. В простен-
ке. у окна—широкая деревянная тахта ©
двумя выцветшими от времени рукодель-
ными покрывалами и ковровыми подуш-
ками. Небольшой сундук. «Кидобани» —
ящик для хранения хлеба. В стене —
пкафы для посуды в олежлы. Направо
маленький низко срезанный буфет, или ко-
мод, покрытый клеенкой. На нем — само-
вар, круглое зеркальце в стёринной тем-
ной деревянной. оправе © двумя. деревян-
ными подевечниками, сохранившими . слелы

В маленькие окна струилея свет утра.

жи были его зеленые сады, сверкающие Ветер чуть-чуть шевелил уголок скатерти

росой.

На широкой тахте дрожало солнечное

Я шла по улицам, жадно оглядывая все,   иятно.

что встречалось по пути, и невольно xy-

Не хотелось отеюда уходить: Тысячи лю-

мала: «Да, Гори совсем уже не тот, Ка- лей, несмотря на пламя сражений, посе-
ким описывали его древние грузинские 16- тили и посещают великую хижину. Кре-

тописпы, какям запечатлел его даже
сим Горький.

r a: Мак- стьяне, рабочие, ученые, бойцы, старики,   МаНоким
Когда-то Горький Писал:  чоти... Русские, грузины, украинцы,

бело-

«...На всем городе лежит серый колорит руссы, ‘армяне, азербайджанпы, чуваши,

какой-то обособленности и*дикой ориги-  молдаване приходят сюда, как в родной.

нальности...» Сегодня все казалось В Го- хом, и оставляют в книге посетителей тро-

роде наредкость живым,

радостным.

солнечным И гательные, волнующие строки...

«...Сегодня’ нам нечаянно пришлось (по

— [ле томик Сталина? — спрашивала  чути) проходить чёрез  Гори и зайти в лом,

я прохожих.
— fla sor xe! Вот!

Йя замечала на их лицах веселое изумле-Аронов, Манякина,
Когда немецко-фаптистские хищникл про-
тянули свои когти к Кавказу, мимо Гори

Hue: не знаешь, где этот

10M? ..

неужели ты

Вот эта улица. Вот ломик“из грузинского
кирнича. Нал ним воздвигнут из мрамора
защитный павильон, вокруг цветут вечно-
зеленые деревья и благоухают какие-то

диковинные цветы.
АДРЕС РЕДАКЦИИ
- TI 3-36-82;

Fane
we. we

Иностранного —Л 3-32-85;

В ды
и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва,

где ты родился, товари Сталин...

Дорохов, Дмитриев».

Команди-
— отвечали мне. ры Красной Армии Логвинов, Кириллов,

_ ЯР

Война на Тихом океане

об’единённого командования вооружёнными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана. сообщает, что авиация со-
юзников произвела крупный налёт на важ-
ную японскую базу Рабаул (остров Новая
Британия). Об’ектами налёта явились аэро-
дромы и суда. На земле уничтожено свы-
ше 100 японских самолётов ‘и 51 самолёт
серьёзно повреждён. Из поднявшихся в
воздух 40 японских самолётов сбито 26.
Уничтожены или серьёзно повреждены
3 эсминца и 4 торговых судна общим во-
доизмещением 17.600 тони. Кроме’ того,
уничтожено болыпое количество „мелких
судов.

В коммюнике также указывается, что в
настоящее время вся группа островов Но-
вая Георгия находится в руках союзников.
Средние бомбардировщики союзников ата-
ковали аэродром и посадочные площадки
на острове Тимор.

мы м

Налёт американской авиации
на Центральную Германию

ЛОНДОН, 14 октября. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер, в Лондоне офици-
ально об’явлено о том, что американские
тяжёлые бомбардировшяки совершили сего-
дня налёт на Центральную Германию.

Обострение продовольственных
трудностей в Германии

ЖЕНЕВА, 14 октября. (ТАСС). Гитле-
ровские газеты вынуждены признать, что
расчёты на хороший урожай в Германии
провалились. Так, газета «Мюнхенер ней-
есте нахрихтен» опубликовала речь одного
из гитлеровских «гаулейтеров» Гислера, ко-
торый заявил: «На лицах наших крестьян,
крестьянок и подрастающей деревенской
уолодёжи можно видеть отпечаток почти
сверхчеловеческого труда. Им пришлось
работать в условиях ‘бесчисленных трудно-
стей». По признанию Гислера, «во многих
местах окончание  сельскохозяйственного
года вызвало горькое разочарование».

По сведениям другой гнтлеровской газе-
ты — «Берлинер берзенцейтунг», качество
хлеба в Германии резко ухудшается, что
служит поводом к бесконечным  нарека-
ниям.

Выходящая в Эссене газета «Националь
цейтунг» поместила’ статью, в которой пре-
дупреждает, что в Германии будет ощу-
щаться острый ‘дефицит картофеля. Газета
рекомендует заменять ка’ ль кормовой
свёклой.

Loo

*

Конфискация властями Франко
имущества английской компании

редаёт агентство Рейтер, член палаты об-
шин консерватор Локкер-Лэмисон задал в
палате общин вопрос, известно ли, англий-
скому правительству, что правительство ге-
нерала Франко недавно конфисковало без
компенсации имущество, принадлежащее
«Саус Юроп лэнде энд билдингс компани»
(английская ипотечная компания для Юж-
ной Европы).  Локкер-Лэмпсон спросил, ка-
кве меры намерено принять английское
правительство.

Государственный министр Лоу ответил,
что английский посол в Мадриде обратился
к испанскому министру иностранных дел с
вотой протеста против конфискации этого
имущества, требуя расследования и возвра-
щения имущества его владельцу.

—о-

Новые успехи югославских
партизан

ЖЕНЕВА, 14 октября (ТАСС). По полу-
ченным из Югославии сведениям, югослав-
ские партизанские ‘отряды, добились в. по
следнее время новых. крупных успехов.
Партизанские части, оперирующие близ
Госпича, заняли Карлобаг, Перушич, Бу-
дак и ряд других часелённых пунктов.
Таким образомгот оккупантов очищено всё
побережье Подгорского канала, от Сушака
до Нови-Града. В Северной Далмации пар-

тизаны крепко удерживают в руках почти

всё побережье.
Партизанские части заняли остров Црес
(группа Кварнерских островов в Северной
части Адриатического моря).
Продолжаются ожесточённые Gon с
оккупантами вдоль железнодорожной ли-
нии Огулив — Карловац — ‘Загреб. Все
укрепления противника. вокруг Огулина^за-
Няты партизанами. Близ Сушака занят го-
род Чачинцы. Бои за этот город и в самом
городе продолжались 36 часов. На желез-
нодорожной станции были уничтожены два
бронепоезда ‘противника. В Словении про-
полжаются жестокие бои вдоль железно-
дорожных линий Любляна — Триест и Го-
рица — Фиуме.

«...Я! сын. трудового народа, Громов Гав-
рлил Степанович, сегодня был злесь со сво-
ей маршевой ротой и дал клятву биться
с заклятым врагом до полного разгрома
фашизма. Я уже был на фронте Отече-
ственной войны и немало уничтожил фа-
шистов. но этим еще моя месть не закон-
чена. Пока я жив, моя мечт» — бить,
бить и бить презренных галов из фапист-
ской своры. Я завтра иду с новой ротой
в бой и пусть знают немецко-фашистские
гады, что с именем Сталина мы победим!
Клянусь перех портретом моего родного
отца великого Сталина, что я не пощажу
своей жизни за побелу над врагом, за
счастье ° нашего народа, за  родяну.
Громов».

‚ Это написал русский воин.
Вот оставил запись украинец:

«...Клянусь тебе, Иосиф Виссарионович,
что до послелней капли крови булу защи-
шать свою родину. Украинец — старший
сержант Приходько, уроженеп Харькова».

Вот белорус:

«Илу в бой без всякого сомнения в сво-
ей силе. Мое посещение этого домика при-
бавляет силу и энергию для борьбы с rep-
хищником... Way в Oo 3a
родину, за Сталина, за свой народ, Пусть
этот ‘мой отпечаток останется в истории
этой книги, хотя меня, может, и не будет
в живых, но знающие меня товарищи
вопомнят и мои черты. Погибну, но со
славой за родину, как патриот... Я, сын
белорусского нарола, заверяю великого
Сталина, что как воин РЬКА буду уничто-
жать всех немцев до единого, пробравших-
вя в нашу страну в качестве оккупантов.
И с этим. иду в. бой. Комсомолец, рожл.
1917 г.. белорусе. Могилевской, обл, Вли-
мович. р., Бычанский С. — старший сер-

проходили войска и, хоть очень спешили  кант авиационной службы».

маленьким горийским домиком.

святую клятву родине.

40. Ленинградское птоссе, улица «Правды»,
Писем —Д 3-15-69; Местной сети — Л 3-15-47;

они. непременно заходили познакомиться c

Здесь, у порога этой хижины, давали  ^

Литературы, и искусства —

Вот донской казак:
«Хочется сказать;

Живи,
adie,

д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ:

BAA

ET ВЕСТА БЕЛАЯ

А

Солнечной радостью наполнилось моё
сердие, когда я прочёл Указы Президиума
Верховного Совета СССР 06 учреждения
ордена Богдана Хмельницкого и о переиме-
новании города Переяслав в город. Перея-
слав-Хмельниикий, Указы  кратки, #0
сколько в них щедрого размаха, сколько
высокого благородства по отношению Е
братскому народу! 0 нерушимом елинетве
народов Советском Союза, 0 теснейшей
дружбе и вечном союзе украинского народа
с народом русским свидетельствуют они.

Бережно, словно на приподнятых ладэ-
нях, советский народ перед всем миром вы-
соко поднимает своё историческое прошлое:
Смотрите! Проникайтесь уважением!

Да и вправду есть нам чем гордиться,
есть чем любоваться. Переяелав — город
Демьяна Куденевича, Ильи Муромца и дру-
тих богатырей древних. Богатыри старорус-
ские стояли там на страже земли родной,
грудью своей защищали её от вражеских на-
шествий, думу думали глубокую: с какими
соседями дружбу завязать, с какими наро-

Вместе с братским

ры

дух богатырей старорусских переселился. в
душу Богдана, когла он, отбиваясь от вра-
тов, думу стал думать: с кем вместе пойти,
чтобы освободить Украину от чужеземного
ига? Страдать — какзя нужда, говорил он
украиннам, если мы в сообществе с наро-

Й на исторической Переяславской
Богдан предложил: итти нам тольво с на-
ролом руееким!

Тесный союз лвух братских народов © тех
пор стал грозой для врагов украинцев и рус-
ских. Многих врагов смели они © своего
пути. Среди врагов этих особенной подло-
стью проявили себя немецкие захватчики.
Вот и сейчас они-— грязные, кровожадные
к каким только хитростям и жестокостям
не прибегают, лишь бы заставить украйн-
ский народ им покориться. Расстрелы, висе-
лицы, мученья... Но свободолюбивый укра-
инский народ не привыв покоряться! Вместе
© народом русским, вместе со всеми наро-
тами Советского Союза достойный дает он
отпор наглым чужеземцам. Славная наша

дами породниться. Не этот ли тревожный

«Гитлеровекий военный разбой
и Законы ВОЙНЫ»

На лекция ‘академика И. П. ТРАИНИНА

12 октября лекционное бюро при Коми-
тете по делам высшей школы при
СССР провело публичную лекцию академн-
ка И. П. Трайнина на тему: «Гитлеровский
военный разбой и законы войны»,

Лектор подробно останавливается Ha
реакционных представлениях ‘гитлеровцев
о праве. В основу этих представлений поло-
жена так называемая «историческая школа
права», о которой Маркс в своё время
писал, что она узаконяет «подлость сего-
дняшнего дня подлостью вчерашнего».
Стержнем всей идеологаи этой школы яв-
ляется утверждение, что только сила рож-
дает право. Основываясь на диких принци-
пах изуверской «расовой теории», предста-
вители реакционного пруссачества и их CO-
временные ‘последователи всегда излева-
лись нал всеми и всяческими договорами
межлу державами. Германская дипломатия,
отмечает академик Трайнин, излавна «про-
славилась» подлогами, вёроломством, бес-
совестным нарушением всех международных
прав и обычаев. Под прикрытием договоров
гитлеровцы коварно и вероломно напали на
Австрию, Чехословакию, Польшу, Данию,

Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксем-
бург, Грецию, Югославию,
Францию. Они организовали , величайшее в   временем.

истории человечества злодеяние — веро-
ломное нападение на Советский Союз:

Немецкие фашисты показали перед всем
миром своё лицо кровавых разбойников и
грабителей, глумяшихся над междунарол-
ными законами и обычаями. Эти изуверы
истязают военнопленных, расстреливают
мирное население. Близится час суровой
расплаты за все эти злодеяния, говорит
академик Трайнин. Советский народ требует
привлечения к уголовной ответственности
всех влохновителей и ‘исполнителей, всех
соучастников гитлеровского кровавого раз-
боя, требует возмешения убытков, которые
причинены нашей стране немецко-фашист-
скими захватчиками. ;

— Победы Красной Армии, — говорит,
заканчивая лекцию, академик Трайнин, —
вселяют в души народов, ныне порабощён-
ных фашизмом, уверенность в приближаю-
щемся освобождении. ‹ Необходимым усло-
вием для этого является уничтожение раз-
бойничьего гнезда — гитлеровского госу-
дарства и его подлой, жестокой армии фа-
шистских мародёров. За. это бьётся ^ сейчас
наш геройческий народ на фронте и в тылу.
(ТАСС).

—O—

САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ФРОНТОВИКОВ

МОЛОТОВ, 14 октября. (Корр. «Прав-
ды»). В селе Полазна, Добрянского района,
на-днях открылся санаторий ЦК ВЛКСМ
для детей фронтовиков, эвакуированных в
своё время в Молотовскую область из
Ленинграда и Сталинграла. Под санаторий
реконструировано просторное здание, в кКо-
тором оборудованы уютные спальные ком-
наты, классные комнаты для учёбы, врачеб-
ные кабинеты, столовая. Для работы в сава-
торий направлены квалифицированные врачи
и педагоги

Колхозы Добрянского района помогают
санаторию организовать своё подсобное хо-
зяйство. Они выделили для него коров,

приходят к одному решению.
станковых картин.

во всем его разнообразии. Содержательность,
острота замысла, живой юмор,
ская характеристика,

на выставке интересно и широко. Карикату-

держательностью творчества художников.

пор художники создали много острых, би-
чующих врага плакатов, «Окон ТАСС» и ли-

Брасная Армия под руководством своего

Выставка К

Кукрыниксы — коллективный
художников Михаила Куприянова, Порфи-
рия Крылова и Николая Соколова. Творче-
ская дружба соединила их ешё в студенче-
ские годы. у

Работают Кукрыниксы ` весело, дружно,
ыного: зарождается ‘тема, каждый делает
набросок; из трех набросков выбирают луч-

Es

русским народом

сказанные сегодня,

15 ОНТЯБРЯ 1943 г., Je 255 ($391)

SE

Верховного Главнокомандующеге товарища
Сталина, опрокинув немецких захватчиков,
перешла уже на правый берег Днепра ис
каждым днем всё больше и больше раеши-
ряет там плацдарм свой. На земле, где 60-
ролея с врагами и побеждал их Богдан

дом братским врагу поделом воздать можем!   Хмельницкий. вновь кипит ожесточенная
Раде   борьба за независимость и свободу украин-

ского народа.
Указы, связанные © именем Боглана
Хмельницкого, ешё болыше родят героев

на фбонте и в тылу. Богдана Хмельницкого
любит народ наш: он знает его и по устным
сказатиям, и по произведениям Шевченко,
Костомарова, Гоголя. Старипкото. Словно
звучат слова из старой
Hamel драмы, слова народа украинекого @

Borzane:

Вечной похвалы от вас есть достоин,

Храбрый на земли_и на море воин,

Войск Запорожских Хмельницкий
старейший!

: Академик Павло ТЫЧИНА.
Москва, 14 октября. (ТАСС).

укрыниксов

псевлоним ные, цинично смакующие свое гнусное през
ступление,
в остром реалистическом плане. Они беско-
нечно чужды в враждебны русским людям,
русскому пейзажу,
Кукрыниксами.

написаны ненвавидящей кистью—

любовно изображенным

.

Гневный протест против фашистских звер-

ств, чувство глубокой любви к юной героиёе

шяй. Кто-нибудь олин рисует, остальные до-   ощущаются как в русских людях, унижае-

полняют рисунок. Часто сп

все их коллективные произведения — от га-
зетной карикатуры и плаката до больших

Выставка работ Кукрывиксов в Третья.

AT, HO всегда   мых, измученных, но непокоримых, таки в
ак создаются  самой русской природе, во взволнованном
пейзаже. }

Мне кажется однако, что выбор того

момента казни, когда петля уже затянулась
на шее Тани, сузил возможность показать

KOBCKOH галлерее показывает их творчество   партизанку во всей ее героичности, показать

умение  подметить
смешное и найти в нем типическое свой-
ственны и самым ранним работам Кукры-
HHKCOB. Я

Путь Кукрыниксов-сатириков представлен

Об’ясняется это прежде. всего <о-

Первый плакат Великой отечественной

стовок, широко известных на фронте ив

выдумка отличают плакатные работы Кук-
рыниксов.

Последние работы художников — острая
графическая серия больших сатирических

Особенностью серии является новая пода-
ча’ сатирического портрета — обобщенная и
лаконичная, силой своего мастерства ху-
дожники сумели выразить ненависть и пре-
зрение советского народа к главарям `фа-
шистской банды и раскрыть их омерзитель-
ную сущность.

Выставка знакомит с индивидуальными
работами художников ‘Крылов выставил
живые портреты. лирические пейзажи рус-
ской природы. Хороши его зимние этюды
деревни Петрищево — места героической
смерти Зои Космодемьянской. Куприянов
тонкий мастер городского пейзажа, показал
также интересные этюды советского Юга и
среднерусской полосы. Запоминаются пей-
зажи Соколова, отличные. его рисункя-пор-
треты Горького, Шостаковича. А Соко-
лова.

Первые коллективные живописные рабо-
ты Кукрыниксов, сатирические по теме,
были сделаны в условном плакатном пла-
не Дальнейший рост художников как жи-
вописцев пошел по пути реализма, отказа
от условности и декоративности, глубокого
внимания к человеческому образу.

прошлом году `Кукрызчиксы создали
большую историческую картину «Таня (Зоя
Космодемьянская)». Это правдивая повесть
о злодейской казни немцами молодой пар-
тизанки, славной дочери советского народа.

Гитлеровские захватчики, тупые и. злоб-

Таню,
психологиче-   своим палачам гневные слова обличения.

никсы твердо стали
усской национальной живописной школы.

Е

бесстрашно бросившую Сс эшафота

Колорит картины — тонкий, серебристый,

она хороша по рисунку‘и написана мастер
ски. Серовато-зеленые фигуры немцев, выры-
вающиеся аз общей цветовой гаммы, усили-

Работа в газете вызодит Кукрыниксов на   вают отущение их чуждости
широкую дорогу политической сатиры. Ра-
зоблачительная острота, становится опреде-
ляющей линией их творчества, поднимаясь
в лучших вешах до высот. политического
памфлета.

чашей земле.
Это произведение показывает, что Кукры-
на исконную, дорогу

[ародчость, правдивость, патриотизм — Ha-
чертано на ее славном знамени.
В работе нал картиной Кукрыниксам по-

мог старейший русский живописец покойный
ры, плакаты, «Окна ТАСС», сделанные на   М. В. Нестеров, следивший с большим BHH-
захватили всю   злободневные темы, выдержали испытание  манием за творческим ростом художников.
Он обсудил вместе с ними эбкизы «Тани»,
помог им выбрать ‘лучший.

«Портрет дважды Героя Советского Союза

вы sels разгромим и Уничтожим  гвардии майора А. Молодчего» стоит в ряду
врага!» был сделан Кукрыниксами. С тех   лучших советских живописных портретов.
Злесь дан образ передового советского офи-
пера — волевой, простой, благородный. От-

лично выражена внутренняя динамика обра.
тылу. Боевая направле:
у направленность, неистошимая   ;„ упущение полета в этой, казалось бы,

спокойно стоящей у самолета фигуре.

Кукрыниксы-иллюстраторы прелставлены

рисунками к Гоголю, Салтыкову-Шедриву,

Горькому и Чехову. Работ.
портретов Гитлера, его клики и его лакеев. ровер 2 pennies а над «Климом

под наблюдением

Максима Горького. Особенно удался Кук-
pect самый сложный образ — Kini
MIAH.

B рисунках. к Горькому и Чехову (по-

следние закончены в 1941 году) Кукрыник-
сы отходят от карикатурного преувеличе-
HPA, свойственного их прежним иллюстра-
циям. `

Тонкостью юмора и лирикой Чехова, era’
любовью к русской природе проникнут по-
этаческий цикл иллюстраций Кукрывиксов,
а в трактовке учителя Беликова («Человек
* в футляре») и крестьянина («Злоумышлев-

ник») они сумели по-чеховски выявить тра
гаческую сущность ‘внешне комического

аза.

ыставка свидетельствует © большом
творческом росте художников, об их уме-
нии понять и преодолеть свои недостатки,
Их плодотворная патриотическая работа в
годы войны с фашизмом высоко оценена
советским правительством: Кукрыниксам
присуждена Сталинская премия и присвое-
RO звание заслуженных деятелей искусств.

Работы Кукрыниксов популярны си у ва.
ших союзников. Карикатуры и плакаты ху-
дожников широко воспроизводятся как в пе.
риодической печати, так и в антифашист.
ских брошюрах и книгах в Англии и Аме-

рике.
Ел. ПОВОЛОЦКАЯ.

свиней, лошалей, семена. Санаторий будет

работать круглый гол.. К 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского

6 ноября исполняется 50 лет со сим
о дня   ний; 6-я и 5-я фонии, 1-й фортепианвый
и А Чайковского. Столица широко! концерт, 1-й в 3-й квартеты, сюита «Щел»
ет юбилей великого русского композч-  кунчик», дуэт Ромео и Джульетты, романсы

тям я внукам Тихого Дона о том, как жил
’ тора. Комитет по делам искусств и Союз!н другие симфонические и фортепианные со-

великий
еще многие годы... Я передам де-

Справочное бюро — Д 3-15-68;
Д 3-38-73; Военного — Д

в дететве великий вождь народов. Горжуь,
что дожил до счастливого дня и увидел.
Донской казак — красноармеец Хоружин».

Вот чуваш:

«Я. сын чувашского народа... клянузь
лэ последней капли крови бороться © не-
мецкими поработителями. Да здравствует
папе Сталин! Сын чувашекого народа, уро-
женец дер. Ольдеево-Изеево, Чебоксарся:
р. Чувашии, ст. лейтенант Алексанлров».

Армянин:

«Посещение домика Сталина  вдохно-
вляет нас на решительные бои с врагами
 юлины и выполнение всех приказов люби-
мого полководца. Мирзоян,  защитниЕ
Сталинтрада». =P
Грузин:

«,..Bpar протягивал кровавую лапу к
Кавказу. Вперед, горные орлы! С именем
великого Сталина мы победим...»

Il, посетив этот родной всем домик, люди
шли в бой, и многие, может быть, отдали
свою жизнь за счастье народа...

Cola приходили эвакуированные жен-
щиены, лети, старики, ‘люли, потерявшие
свой родной кров. Я читала их записи, 38-
литые слезами горя и радости.

«..Мы. эвакуированные из Ёраенодар-
екого края, больше месяца находились в
пути. Пережили много трудностей. Но, не-
емотря па усталость и переутомленность,
первое место, куда мы пришли, — домик
Сталина... Мы забыли про усталость и
преисполнились большой силой, чтобы по-
могать фронту, Красной Армии в разгроме
германского фашизма. Группа эвакуирован-
пых красноларцев». я

Трудно было оторватьея OT записей и
хотелось передать читателям хоть неболь-
шую их частицу...

Елена КОНОНЕНКО.

Карталиния. Гори.

о Типография газеты «Правда» имени Сталина.

советских композиторов проволят науччую
конференцию на тему «Чайковский и совет-
ская музыкальная культура». Конференция
откроется в Московской консерватории до-
кладом Ю. Шапорина «Чайковский ч наша
современность». На конференции выступят
композиторы Д. Шостакови4, Н. Мясков-
ский, А. Хачатурян и др.

В залах консерватории будет открыта
большая выставка: «Чайковский в дни вели-
кой отечественной войны».

С 15 воября в столице пройдут юбилейные
концерты симфонической и камерной музыки
Чайковского. Среди исполняемых произведе-

И ЩЕ СД

КИНО,

СЕГОДНЯ И ЕЖЕДНЕВНО
на экранах кинозеатровз: УДАРНИК,
МЕТРОПОЛЬ, ХРОНИКА, НОВОСТИ ДНЯ,
РОДИНА,
демонстрируется
ЦВЕТНОЙ КИНООЧЕРК

«ТРОФЕИ ВЕЛИКИХ БИТВ».
(ВЫСТАВКА ОБРАЗЦОВ ТРОФЕЙНОГО
ВООРУЖЕНИЯ).
Цветооператоры: Р. Проворов, У. Рейсгоф.
Свят советским трехцветным методом.
Автор текста — В, ‚Шкловский.
Производство Московской ордгна Ленина
киностудии «Мосфильм» — 1943 г.

Цветной киноочерк «ТРОФЕИ ВЕЛИКИХ БИТВ»
(Выставка образцов трофейного вооруже-
ния) — Новости дня, Хроника, Родина.

Новый художественный фильм «ДВА: БОЙЦА»-—
Первый, Ударпик, Москва, Колизей, Метро-

чинения .композитора. В концертах примут
участие дирижеры Е. Мравинский, А. Мелик-
Пашаев, солисты—лауреаты Сталинской

премии В. Барсова, С. Лемешев, Л. Оборин, 1

Д. Ойстрах.

К юбилейчым дням выходит очередной тои
академического издания произведений Чай-
ковского — «Музыкальные заметки и фель-
етоны»,— в который войдет новая большая
работа академика Б. Асафьева, посвящен“
ная творчеству Чайковского.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

——: - Ser eS ee se

TEATP

утро — На всякого мудреца довольно просто“
ты, вечер — Нашествие, Начало в 7 зас. вез»
утреннего —в 12 ‘час, дня.

MXAT CCCP им. ГОРЬКОГО-—15/Хх—утро-
Синяа птица, веч. — Кремлёвские куранты,
о в 7 час. вечера, утреннего —в 12 час.

ФИЛИАЛ МХАТ — 15/X — Пиквиккский
клуб. Начало в 7 час. Па г

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИЙ
(площадь Коммуны, новое здание) — 15/Х —
На всякого мудреца довольно простоты, На
чало в 7 час. вечера.

ГОО. МОСКОВСКИЙ МУЗ. ТЕАТР им. К. ©
СТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО — 15/Х — Лола. Начало в 7 час
ee MOCKOBOKM ft

) ГОС. ТЕАТР имени ЛЕНИН-
СКОГО КОМСОМОЛА — 15/Х — Васса жЖелег
нова. Начало в 7 час, вечера.
ee ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (Б. Саде

‘ ‚ _помеш. театра Народного творче“
ства) — 15/Х — Марицда. аа в 7 ч. pew.

я  и eae. Художествен- TOM BAM KOHORPRATOPAH «187%. BT sae
Stan, рум. Таганский, Орион, Шторм, aes - Bea, — Открытие О ® о
«БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ» — им, ИЕ Ив рна-   СССР  Дирижер А; ‘Meaumtiamaen, боли
«КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТ ax Д. Ойстрах. В программе: Мясконский,

Родина. АЛЬ» Метрополь,   жак, ППостакович. Билеты ая, nat

«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Т-9
Г Интернационала, a RAMI ARN, RECN

«МЕЧТА» — Кадр.
«ВОЗДУШНЫЙ ИВЗВОЗЧИК» — Победа (веч.)
Аврора. :

«ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ»—Арктика (веч.).

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 15 Х — оп. Снегуроч-
16/Х — Иоланга и Шопениана. аа
ФИЛИАЛ АБ
T — 15/X — on. Севия
цырюльник. 16/Х — он, Риголетто, я
7. час. ам
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕ
АКАДЕМИЧЕОКИЙ МАЛЫЙ ТКАТР — пан

Партийной жизни — Д 1-52-48; Пропаганды — Д 3-11-07;
3-37-63; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений — Д 3-30-12, О Е а те

МОСКОВСКАЯ ГОСУД.

БОЛЬШОЙ ЗАЛ ФИЛАРМОНИЯ -

КОНСЕРВАТОРИИ — 161Х,

в 7 час. 30 м, веч., — Э. Гилелье. В программе: “

Вейнберг, Прокофьев. От ¢
б у кофьев, равинский, Ю. Крейн»
(ee ee a ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ —
bi B $ ч. 30 м. вечера, — Ф, М. Достоев-

— На

а. стасья Филипповна. ‘Исп. В. Н,
МОСКОВСКАЯ ГОС. ФИЛАРМОНИЯ — ЗАЛ
pen УЧЕНЫХ — 16/Х, в 7 ч. 30 мин. веч., —
усская опера (арии, дуэты, сцены из русских
опер). Исполнители: артисты ГАБТ и Московск,
гос. филармонии. 17/Х, в 7 ч. 30 м. вех.,—Рахма»
ннинов-пианнст. Лектор—локтор искусствоведче-

ских наук: Г. М. Коган. Иллюстра
у о   3 ия в граммо*
фонной записи. нм Г

ого — Д 3-10-85; Экономического —
ть по телефону Д 3-06-05. :

Изд № 673. 0

к

и

j