КИНО.ФРОНТ
	КУЛЬТУРФИЛЬМА И НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ
	С началом мирного строительства в нашей стране,
особое внимание стало уделяться самому тщатель-
ному и всестороннему изучению всей территории
нашего Союза. В связи с этим ежегодно снаряжа-
ются и работают во всех его концах десятки науч-
ных экспедиций.

Государство отпускает на это дело большие
средства.

Концентрируется и направляется основная экспе-
диционная работа, главным образом Всесоюзной
Академией Наук, Геологическим Комитетом, Гео-
графическим Обществом и т. д.
	Работа большинства экспедиций дает богатейший
материал для кино-съемки — это само собой оче-
ВИДНО.

За границей большинство экспедиций производит
кино-съемки. Кино-съемочный аппарат становится
обязательной частью экспедиционного снаряжения.
	Как обстоит дело у нас? Конечно, многие экспе-
диции мечтают, именно мечтают о кино-съемке, но
в большинстве случаев мечты остаются мечтами.

Для того, чтобы осуществить у нас кино-съемку
при экспедиции, существуют два пути: 1) обратиться
к существующим кино-организациям с просьбой
прикомандировать оператора с соответствующим
снаряжением и 2) обзавестись кино-аппаратурой,
пленкой и своими силами произвести съемку. В боль-
шинстве случаев после длительных переговоров
с кино-организациями — отказ. В лучшем случае
предложение выполнить эту работу для экспедиции
в „порядке заказа“, причем ставятся очень тяжелые
материальные условия. Обзаводиться собственной
аппаратурой при крайне ограниченных средствах
больщинства экспедиций немыслимо и экспедиции
попрежнему обслуживаются только фото-аппаратом.
	Как на разительный пример, можно указать на
Монгольскую экспедицию П. К. Козлова, . одну из
крупнейших и интереснейших за последние не-
сколько лет—кино в ней отсутствовало.

В 1926 году все-же двумя экспедициями были
организованы кино-съемки „хозяйственным спосо-
бом“: Медико-антропологическим отрядом Казак-
станской экспедиции Всесоюзной Академии Наук.
Под руководством проф. С. И. Руденко заснято
около 500 метр.; съемка производилась кустарным
способом врачем отряда С. Ф. Бароновым.   .ony-
чилась весьма удовлетворительная фильма, довольно
полно охватывающая жизнь и быт казак-киргизов.
Помимо того, что фильма представляет большой
научный интерес, этнографическим отделом Госу-
дарств. Русского Музея эта лента широко исполь-
зована для лекционно-экскурсионной работы в ра-
бочих организациях.

Печорской лесо-экономической экспедицией НКЗ
была организована кино-съемка с привлечением
профессионального оператора В. А. Воротчилова,
заснято около 1700 метр. в Печорском крае. По-
мимо того, что эта фильма является иллюстрацией
к отчету о работах экспедиции, она может быть
широко использована для культурно-просветитель-
ной работы. В частности, весь охотничий промысел
заснят с тем расчетом, что будет демонстрироваться
во время занятий со студентами при кафедре охото-
ведения при Ленинградском Лесном Институте.

Обоим экспедициям стоило большого труда и
длительных хлопот достать негативную пленку, при
том по очень высокой цене, и еще большего труда—
отпечатать позитив.

Теперь как-будто намечается в этом отношении
некоторый поворот. Совкино’ „принят ориентиро-
	вочный план, включающий 6 экспедиций в различ-
ные места СССР. Часть экспедиций предприни-
мается самостоятельно, часть—совместно с другими
организациями“ (см. жур. „Кино-Фронт“ № 1—1927 г.
стр. 9). Если дело поставить на должную высоту,
экспедиционная работа в деле производства культур-
фильм должна занять крупное место.
	То, что мы теперь получаем под видом экспедицион-
ной фильмы-— представляет из себя обычно отдель-
ные отрывки тем, в большинстве случаев случай-
ного характера. Наша экспедиционная фильма
гораздо больше туристическая, чем научная.
Прежде по этой системе снимались „видовки“. Какой-
нибудь фирмой просто командировался оператор,
часто вовсе не разбирающийся в особенностях той
или иной местности; он „накручивал“ подряд все
то, что ему попадалось на глаза.
	От такого метода мы должны самым
решительным образом отказаться. —
несостоятельность его при современном подходе
к культурфильмам очевидна.
	Прежде всего, исходя из возможностей той или
иной экспедиции, нужно составить себе отчетли-
вое представление о том, что должно быть за-
снято. Должна быть ясно определена тема и в
связи с ней составлен ориентировочный
сценарий. Тут возможны два варианта. 1. Марш-
рутный (напр. „Восхождение на Эверест“), 1. Т е-
матический (напр. „Нанук“). В первом случае
дается общая картина и отдельные детали работы
экспедиции. Во втором случае разрабатывается, в
связи с работой экспедиции, какой нибудь отдельный
вопрос. В „Нануке“— жизнь и быт эскимосов. Могла
быть разработана зоологическая или какая-либо
другая тема. Конечно, на практике чаще всего пе-

реплетаются тот и другой способ изображения
материала.
	Но одного сцанария, даже самого лучшего, ко-
нечно, не достаточно. Необходимы предварительная
ориентировка на месте и выбор наиболее характер-
ных эпизодов для съемки. Сценарий же поможет,
главным образом, сосредоточиться на выборе нуж-
ных моментов и не даст отвлекаться от основной
темы — это очень важно. Всякая экспедиция имеет
всегда ограниченный запас пленки. Большие откло-
нения от темы часто приводят к тому, что к концу
работы запас ее может иссякнуть и ряд интерес-
ных, а главное необходимых, моментов останется
не снятым, что нарушит целость картины.
	В нашей экспедиционной работе приходится учи-
тывать длинный ряд обстоятельств, в особенности
же ограниченность наших материальных средств.
Чтобы при небольших затратах достигнуть макси-
мума результатов, необходимо сотрудничество кино-
организаций с научными экспедициями. Для Сов-
кино, например, было бы гораздо рациональнее
отказаться от организации самостоятельных экспе-
диций по съемке культурфильм и провести эту
работу целиком совместно с экспедициями научных
учреждений. Нужно помнить, что с какой бы точки
зрения мы не подходили к культурфильме, она дол-
жна быть прежде всего научно-правильной,
документальной,
	Всякая экспедиция должна быть организована
опытной рукой, а проведение экспедиционнбй ра-
боты требует большой сноровки, являющейся ре-
зультатом многолетней практики. Снаряжение
отдельной кино-экспедиции требует, кроме того,