В экспедиции должен быть твердый календарный
план работ. Нельзя допускать излишне накручен-
ной пленки. (Тут я должен оговориться, что из-
лишне накрученная пленка—не дубли, как думают
многие, а сюжетные выброски или „куски для пе-
ребивки“). Это все сохранит время в экспедиции
и даст экономию.

Каждая экспедиция должна возглавляться ответ-
ственным лицом, отвечающим за успех экспедиции
и экономию в работе.

Все участники экспедиции должны до выезда
еще понять, что они едут на трудовую усиленную
работу, а не в увеселительную поездку, или на ве-
селый пикник.

Наконец, экспедиция должна тесно связываться
с местными общественными силами. Места с охо-
той идут на помощь, нужно только к ним подой-
ти с тактом.

В заключение приведу те недостатки, которые мне
	удалось выявить из своего опыта, во время экспеди-
ции на Байкал с картиной „Избушка на Байкале“.
		Коснемся теперь экономики наших экспедиций.

Вне всякого сомнения, что если натуру и мас-
совки, заснятые в экспедиции, заснять в ателье, то
они стоили бы много дороже, а качество их было
бы ниже. В своих ателье мы не можем строить
Кавказских гор, Сибирских лесов, Черное море,
Ледовитый Северный океан. Наш ампераж — капля
в море по сравнению с амперажем южного солнца.
Мы не имеем возможности шить специально на
одну картину сотни и тысячи бытовых костюмов.

Все эти предметы, взятые не в натуре — кроме
того, что они были бы не верны,—стоили бы больших
денег. Каждая массовка, в которой бесплатно, с
охотой принимают участие рабочие массы на мес-
тах, обходилась бы втридорога здесь в Москве.
	Например, в одной картине Госкино принимали
	участие 12.000 человек в одной массовке. 110 ценам
Москвы это стоило бы не менее 36.000 рублей
в один день. Между тем вся экспедиция по этой
картине в продолжении 21/» мес. стоила 21.000 руб.

Можно бы привести десятки примеров целесо-
		„Генеральная линия“
	Реж. Эйзенштейн.
Реж.-сопостановщик Александров.
	Картина эта целиком, включая павильонные съем-
ки, заснята в экспедиции,
	Состав этой экспедиции был 11 человек, вклю-
чая автора — Сибиряка, державшего тесную связь
между нами и Сибирью и оказавшего большую по-
мощь экспедиции по консультации природы, быта,
костюмов и т. д. Экспедиция недостаточно была тех-
нически вооружена, что уменьшало возможность
заснять труднейшие, но красивые в своей дикости
некоторые места Байкала. Режиссер не имел твер-
цого сценария, не был знаком с местом, где дол-
жна была работать экспедиция, почему пришлось
потом на месте вносить’ коррективы.
	База наша, удобная как центр, оказалась очень
невыгодной по климатическим условиям, что удлин-
нило время съемки.
	Столкнувшись с сибирскими крестьянами, мы
выяснили, что очень немногие из них носят окла-
дистые бороды и поддевки.
	образности экспедиций, однако, надо указать, что
на деле некоторые экспедиции все же стоят доволь-
но дорого, причем удорожание наших экспедиций
происходит только от нашей неорганизованности.
Прежде, чем посылать эксиедицию, мы должны точ-
но определить места съемок в экспедиции. Пусть
лучше режиссер один заранее смотрит и, подгото-
вит все для съемок, чем всей экспедицией ездить
и искать то, что только одному режиссеру известно,
а иногда и ему даже еще неизвестно. До выезда
у режиссера должен быть проработан твердый (же-
лезный) сценарий. Нет никакой надобности орга-
низовывать экспедицию в 25-50 человек. Экснеди-
ция должна быть не более 10-12 человек. Все под-
собные неответственные работники должны быть
найдены на месте.

Сценарий должен быть так построен, чтобы сце-
ны увязывались между собой и не заставляли бы
привозить в Москву доснимываться тех людей, ко-
торые, как натура, использованы в экспедиции.