КИНО. ФРОНТ
		Рабочие промысла, которые нам надо было за-
снять, в летнее время очень слабо работают. Не-
преодолимое препятствие мы встретили при засъемке
южного берега Байкала, а не заснять его обрывов и
грозных, висящих над морем, скал это все равно,
что не снять Байкала.

Мы встретили массу всяких неожиданных пре-
пятствий, которые не были бы у нас, если бы за-
ранее была сделана на Байкал рекогносцировка.
Только большая помощь, оказанная нам партийны-
ми и советскими организациями Сибири, дала нам
возможность довести раб ту до конца.

Сибирь считала нас „своей“ экспедицией, и это
нам сильно облегчало работу.

Партийные органы оказывали нам всяческое со-
действие, профсоюзы организовали для нас трудо-
вой субботник, органы ГПУ снабдили нас оружием,
помогали людьми, Красная армия предоставила нам
роту с комсоставом в полном снаряжении, одев ее
в форму 21-го года. Бурятская республика радуш-
но приняла нас и дала возможность заснять свои
празднества. Железная дорога давала нам за мизер-
ную цену составы поездов.
	ЗАДАЧИ ЭКРАНОВ КНУЛЬТУРФИЛЬШЫ
	(Тезисы доклада т. Николая Лебедева, сделанного на заседании секции культурфильмы АРК‘а
. 15 февраля 1927 года).
	ривать кино, как легкую забаву, как место отдыха,
рассеяния, полного мозгового бездействия. И те-
перь уже—-обратно—зритель требует от кинемато-
графистов этой забавы: протестует против „про-
блем“, трагических развязок, требует легких коме-
дий, счастливых концов и т. д. Массовый зри-
тель знает только развлекательный
кинематограф, привык к нему.

3. В силу этого все попытки сколько-
нибудь систематического использо-
вания существующей сети кино-теат-
ров для внедрения в массы культур-
фильм осуждены наполную неудачу.
Зритель илет в „свой“ кинематограф отдыхать и
развлекаться, а ему——неожиданно —предлагают на-
учную фильму, предлагают запоминать факты,
обобщать их в определенные системы, - делать вы-
воды, словом, „ворочать мозгами“. Если такая фильма
преподносится сверхпрограммно, в виде короткомет-
ражного приложения к основной развлекательной
картине, зритель прощает насилие, пассивно про-
пускает короткометражку через свое сознание и
только искренне удивляется, кому нужна эта бес-
полезная трата времени (периодическая кино-хро-
ника, если она подается своевременно, сюда не от-
носится; пропуск ее — сверхпрограммно — предста-
вляет интерес для самого широкого зрителя; но
такая хроника не культурфильма, а нечто иное).
Если же зрителю, вместо обычной драмы, препод-
носят полнометражную научную филь-
му — он психологически оказывается не подго-
товленным к ней, вместо отдыха он устает,
и совершенно справедливо считает себя обманутым.
В результате, как правило, культурфильма дает
резкое понижение посещаемости кино-театра, и кино-
администраторы, независимо от их культурного
уровня и благих намерений, принуждены конста-
тировать убыточность сеансов культурфильм
на развлекательных экранах. Ссылка на исключе-
ния в виде немногих медицинских и географиче-
ских фильм, успешно обошедших сотни коммер-
ческих экранов у нас и за границей, нисколько не
убедительна и не опровергает общего правила
	1. Прежде всего условимся о самом термине
„культурфильма“. Вопрос о точном содержании,
вкладываемом в это понятие, очень спорен и едва
ли в ближайшее время получит твердое разреше-
ние. Поэтому для практических целей примем не-
которое условное определение, более или ме-
нее ириближающееся к истине. Под „культурной“
или „научной“ фильмой (и тот и другой эпитет прихо-
дится, конечно, брать в кавычках), я лично пони-
маю всякую фильму, которая ставит своей основ-
ной задачей воздействие на мыслитель-
ные участки нашего мозга при помощи фак-
тов, в отличие от фильмы художественной, воздей-
ствие которой направлено на чувственные
участки нашей нервной системы при помощи
образов. (Определение это, разумеется, очень
кустарно. Работы академиков Павлова, Бехтерева и
их учеников в перспективе ведут к уничтожению
грани, установленной старой психологией между от-
дельными видами деятельности нашей нервной си-
стемы. Но поскольку в марксистской литературе эта
грань условно еще признается или по крайней мере
еще не заменена другими, более четкими опреде-
лениями, постольку и мы считаем возможным в
нашей практике пользоваться этой устаревающейтер-
минологией). Итак, культурфильмой яна-
зываю всякую фильму, имеющую сво-
ей задачей воздействие на нашу
мысль и ее организацию, (вне зависимо-
сти от форм и методов этого воздействия).

2. Господствующая сейчас ветвь кинематографа,
так называемая, „художественная“ или „театраль-
ная“ кинематография является полным антиподом
кинематографу культурфильмы, так как (как ска-
зано выше) основной задачей ее является обраще-
ние к иным центрам нашей нервной системы. В том
же виде, как она исторически сложилась при капи-
тализме, и без больших изменений унаследована
и существует в советских государствах, „художе-
ственная“ кинематография является в первую го-
лову и почти исключительно средством раз-
влечения. Рыцари первоначального кинематогра-
фического накопления приучили зрителя рассмат-
	Если бы не было такой помощи, если бы все это
делать в ателье и близь Москвы, то, кроме отсутст-
вия жизненной правды, это обошлось бы не в
30.000 рублей, а 100.000 рублей и более. Для ил-
люстрации приведу пример. Состав поезда в Мо-
скве предоставляется за 500-1000 рублей, нам же
состав обошелся в 1 р. 60 коп., 30 верховых ка-
заков за две недели, ло соглашению с профсоюзом,
стоили нам 840 рублей, а в Москве это обошлось
бы тысячи.

Все это говорит за то, что экспедиции не могут
быть Убыточны. Их только надо правильно орга-
низоваль и работу их вести в плановом поряд-
ке.

Делаю вывод: если экспедиции преследуют не
только засъемку красивых мест, а заснимают быт,
исторические места и т. д., то они целесообразны.
Если они правильно организованы и работают по
твердому сценарию и плану, то они обязательно
должны быть недороги и не могут не принести
экономию при постановке картины.