Марья глупа, она сболтнет родным или соселям.
А там, в тюрьме, седой и строгий человек сразу
угадает, куда махнул Иван. Он пошлет за ним
погоню... Jloromit, схватят, снова бросят за’ ре-
шетку... Надолго, может, навсегда...

В эту минуту почти над самой головой Ивана
раздался чей-то безумный хохот...

Иван вздрогнул и < ужасом распахнул во
мрак глаза. Из тьмы на него в упор взглянула
дикая, хмельная в безумном весельи’ рожа...

Иван едва не закричал от охватившего его
отчаяния. Холодный пот, как роса, выступил у
него на лбу. Хмельная рожа -— был Чумак. Ехид-
но улыбаясь, он кивал головой Ивану из-за со-
седнего куста...

Иван вскочил, метнулся, обезумев от страха,
в сторону, и сейчас же вверху, в черных ветвях
развесистой сосны, у которой он сидел, тяжело
взмахнула крылами ночная птица.

Облегченно вздохнув, Иван перекрестился и
прошептал:

— Филин... Напужал, чорт...

Немного успокоенный, он снова опустился на
траву. Но в мыслях, навеянная минутным кошма-
ром, ярко рисуется тюрьма. Звериный хохот Чу-
мака снова звенит в ушах...

Иван старается прогнать эти тяжелые мысли.
Он начинает думать о той светлой, далекой жиз-
ни, что ждет его в Сибири...

тут дорогу заступает Марья... Ивану ка-
жется, что на его светлое будущее она легла чер-
ной тенью, стала непреодолимой преградой к
желанной воле и снова толкает в тюрьму.

Дикая злоба и ненависть закипает в сердце
Ивана. Он с бешенством вскакизает. Сделав два-
три шага, он режет воздух злобно сжатым кула-
ком и с ненавистью шепчет:

— У, змея!.. Убью...

На лице его, когда он выползает из оврага —
суровая решимость. Руки его скользят по мок-
рой, холодной траве, и почему-то ему чудится,
что это не роса легла, ‘а пролилась и застыла
Марьина кровь...

Впотьмах он осторожно, наугад, направляется
к деревне,

lv.
	Вором чувствует себя Мван, пробираясь к
своей избе. Обошел по задворку и, подкравшись,
заглянул в окно. Темно и тихо внутри. Посту-
uaa. Ответа мет. Еще постучал... Сквозь тьму
мелькнуло бледное лицо в окне. Шепчет. Иван
едва слышию:

— Открой, Марья!.. Это я, Иван. Аль не опо-
знала?..

Ахнула тихо Марья за окном. Через минуту
скрипнула дверь. Из груди Марьи вырывается не
то вопль, не то стон, когда она в темных сенях
обнимает за плечи Ивана..

— Тм-ши..—шепчет Иван.— Нишкни... Идем в
избу. a
— Отпустили?.. Ванюша,” родной, отпусти-
Ли?.—как во сне повторяет Марья, и голос ee
полон радостной дрожи.

Торопливо отыскав в темноте спички, она хо-
чет вздуть огонь, но Иван судорожно хватает ее
за руку.

— Не надо... Слышишь, не надо... шепчет
он, вырывая у Марьи спички.

— Отчего?.. Ванюша, милый, я тебя не. вижу,
темно... Отпустили, господи батюшка...

— Не хнычь, дура!- грубо обрывает ее Иван.

И вту же минуту думает, как ему лучше рас-
правиться с Марьей: задушить, или стукнуть чем-
либо по голове... :

«Топор бы... мелькает мысль.—Короче будет,
чтобы не крикнула...».

— Деньги-то мои целы, аль прожила? — спра-
шивает он строго Марью, а сам шарит рукой у
печки, где всегда раньше клал он топор.

темноте на что-то спотыкается. Что-то тя-
желое с грохотом падает ему под ноги, И прежде,
чем Марья успела ответить, слабый писк раз-
дался где-то тут, рядом. Вздрогнул Иван.
	Марья что-то говорит, а Иван уже не слышит
ее слов. В ушах его. треплется, как подстрелен-
ная птица, детский надрывный плач.

Несколько секунд стоит Иван без движения,
точно окаменев. Потом нащупывает. ногами по-
валенную -скамью, поднимает ее и грузно са-
дится... Ему вдруг кажется все это сном— и ночь,
и Марья, и крик ребенка... Он слушает машиналь-
но, как Марья ласковым хныкающим голосом
успокаивает ребенка: .

— Не плачь, не плачь, дурачок... Тятька твой
приехал... Ей-богу, правда... У, глупый!..

Визгливый, судорожный плач обрывается и
переходит в довольное заглушенное хлюпанье.
Иван ловит звуки, угадывает, что ребенок сосет
грудь. И неожиданно спрашивает Марью:

— Девка, аль малый?..

— Мальчик!.. Весь в тебя, чисто вылитый. А
ты разве не ждал? Ведь, я ж тебе писала, что на
чижале хожу... Аль письма мои не получал?..

Иван припоминает, что, действительно, Марья
писала ему об этом месяца два или три назад.

Он глухо говорит:

— Забыл я...

Потом встает, наугад подходит к Марье и
спрашивает тем же глухим голосом:

— Спички-то куда девала?.. Лампу надо
вздуть. Посмотреть на него хочу...

„. Через час, ворочаясь с боку на бок на по-
стели, Иван никак не мог уснуть. Мучила тяжелая
дума...

Наконец, повернувшись к Марье и обняв ее
ласково, он прошептал:

— На работу меня, Марья, отпустили... He
совсем... Хлеб вот тебе уберу, засею и опять в
тюрьму сидеть пойду... з

Марья разревелась. Захныкал, проснувшись,
и ребенок. :

Иван толкнул Марью слегка в бок и сказал:

— Ладно... Не скули... Иди к малому-то, ревет
ОПЯТЬ... .

И когда Марья, укачав ребенка, всхлипывая,
	легла снава на кровать, Иван уже мирно похра-
пывал.