Весь мир следит за успешным наступле-
нием Красной Армии в Венгрии. Это и по-
нятно, ибо нынешние ‘операции Красной
Армин на венгерском участке советско-гер-

манского фронта имеют очень важное зна-

чение в деле развития дальнейшего насту-
пления на гитлеровское логово.

Сегодня под прямым ударом Красной Ар-
мин оказалась венгерская столица: Буда-
пешт на трн четверти окружен советскими
войсками. Потеря немцами Будапешта.
крупнейшего. опорного пуыкта вражеской
обороны в Юго-Восточной Европе, будет оз-
начать, что перед‘ гитлеровцами встанут но-
вые огромные трудности в деле обороны
южных подступов к. «третьей империи».
ВоЁна вплотную приближается и к Авст-
рии: части Красной Армии находятся сего-
дня менее чем в восьмидесяти километрах
от австрийской границы.

Касаясь военных событий, развертываю-
щихся в районе Будапешта, американский
обозреватель Поль Шуберт заявляет: «Го-
род осажден, фактически окружен, и его
паление представляется близким».

результате успешного продвижения
войск маршала Толбухина в Южной Венг-
рии угроза ‘нависла также над балканской
армейской группировкой германского гене-
pana Вейхса;, у которой все более сужи-
ваются пути отхода из Югославии. К то-
му же эти пути, пролегающие главным 0б-
разом через Северную Югославию и Авст-
рию, находятся, как известно, пол непрерыв-
ными бомбовыми ударами союзной авиации.

Успешные действия Красной Армии и На-
родно-освободительной армии Югославии
срывают также попытку генерала Вейхса
сосредоточить свои войска в районе Загре-
6a ¢ тем, чтобы оказать давление на со-
ветские войска, наступающие к югу от озера
Балатон. «Балканские войска немцев,
пишет американская газета «Нью-Йорк ге-
ральд трибюн», — стараются выкарабкать-
ся отдельными группками. Однако это мед-
ленный и весьма дорогостоящий процесс...».:

О том, какое значение придает гитлеров-
ское’ командовамие венгерскому предполью,
свидетельствует тот факт, что немцы вы-
нуждены были перебросить ‘в  Вевгрию
44-ю и 71-ю пехотные дивизии из Ита-
лии, 271-ю пехотную дивизию с Запад-
ного фронта и ряд частей из Германии. Эти
меры немецкого командования свидетельст-
вуют о сильнейшем кризисе людских резер-
вов, который испытывает гитлеровская Гер-
мания.

Прямым следствием военных поражений
гитлеровцев в Юго-Восточной Европе ‘яв-
ляется обострение внутриполитического по-
ложения в Венгрии и Аветрии. Немцы и их
венгерские лакеи прилагают сейчас отчаян-
ные усилия к тому, чтобы укрепить свое
положение. Гитлеровский холуй Салаши,
«премьер-министр» Ммарионеточного венгер-
ского «правительства», пытается ныне, опи-
раясь на гестапо; сколотить венгерские
птурмовые отряды наподобие немецкого
«фольксштурма». Создакие этих отрядов
должно, по замыслу гитлеровцев, не толь-
KO помочь германскому командованию затк-
нуть огромную брешь в людских резервах
нл этом участке фронта, но и обеспечить
фашистский контроль над известной ча-
стью венгерского населения. Однако даже
те скудные сведения, которые просачава-
ются из Венгрии через рогатки гитлеров-
ской цензуры, свидетельствуют о том, что
многочисленные меры Салапи, предприня-
тые. для укрепления венгерской армии, тер-
пят полный крах. Как сообщала на-днях
американская радиовещательная станция в
Европе, в результате многочисленных пора-
жений и дезорганизации воинских частей,
дезертирство из венгерской армии приняло
значительные размеры.

Уже теперь гитлеровцы в Венгрии и Ав-
стрии предпринимают спешные меры для
того, чтобы своевременно спасти свою шку-
ру и имущество. Генерал Мальяроши уже
организует «по решению правительства» не-
ревод венгерских военных и гражданских
учреждений в Германию. В Будапеште ца-
рит паника. «Правительство» Салаши пы-
тается < помощью оголтелого террора- из-
бавиться от «лиц, деятельность которых
вызывтает ослабление боевого духа сражаю-
шейся венгерской армии».

Сам Салаши со своим  марионеточным
«правительством» уже успел сбежать из вен-
герской столицы. Как сообщало лондон-
ское радио. Салаши обосновался пока что
в городке Шопрон, ваходящемся около ав-
стрийской границы. Но и по ту сторону

Военные действия

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). В. сообше-
нии штаба верховного командования экспе
дициенных сил союзников говорится:

«В Германии союзные войска, продвигаю-
жшиеся к реке Рур в секторе Юлих—Дютен,
заняли Пир, Меркен и Гофен. Союзниха
встречают упорное сопротивленае в Мариз-
вейлере. Продолжаются уличные бои в Де-
‘рихвейлере. Несколько южнее илут бои в
Гее и в районе, расположенном юго-восточ-
нее этого пункта. -

Части   союзчиков, переправившиеся ‘через
реку Саар, отразили многочисленные конт?-
атаки противника вблизи Диллингена и. ве-
дут ожесточенные бои в Фраулаутерне (в2-

в Западной Европе

Международный обзор

австрийской границы гитлеровцы не чувст-
вуют себя в безопасности. Высокопоста-
вленные фашистские чиновники спешно пз-
ребираются из южных районов Австрии на
‚север. Уже ‘идет эвакуация фабрик ‘круп-
ного австрийского города Граца.

Венгрия — последний сателлит гитле-
ровской Германии — быстро идет к ката-
строфе. Нет сомнения, что сокрушительные
удары Крадной Армии в близком будущем
выведут из строя и этого «союзника» фа-
шестской Германии. $

хх = *

На-диях в Софии состоялся большой
митинг, на котором, по сообщению софий-
ского радио, «более 150 тысяч граждан
продемонстрировало свою волю, потребовав,
чтобы Отечественный фронт сохранил. свое
боевое единство». Участники митинга при-
няли резолюцию, в которюй оки заявляют,
что народ ‘требует усиления чистки госу-
дарственного аппарата и армии от фашист-
ских элементов; народ требует от прави-
тельства Отечественного фронта таких .ме-
роприятий, которые гарантировали бы про-
ведение программы Отечественного фронта.
Митинг призвал всех болгарских патриотов
сплотиться вокруг Отечественного posta
для окончательного уничтожения фашизма
в интересах экономического и культурного
развития болгарского народа.

Болгарская ‘печать подчеркивает наобхо-
димость укрепления Отечественного `фрон-
та. Газета «Народ» (орган социал-демокра-
тической партии) пишет, что. фашиствекие
элементы, которым удалось укрыться после
свержения наролом пронемецкой правящей
клики в сентябре 1944 г., пытаются ныне
помешать наказанию предателей, чистке
университетов и государственных учрежде-
ний от фашистов и т. д, ‘

«Каждая уступка реакции, — пишет да-
лее газета, — в момент. когда все силы
народа мобилизованы на борьбу, может вы-
звать отрицательные последствия». Газета
призывает все’ политические организации
страны, входящие в Отечественный фронт,
повести решительную борьбу < происками
реакции. .

Болгарский Народ сознает, что OH ло-
стигнет успехов в борьбе против внешнего
н внутреннего врага и сможет занять до-
стойное место среди свободолюбивых наро-
дов только в том случае, если он сило-
тится вокруг Отечественного фронта, до-
бьется единства в своих рядах.

жж &

Война на Тихом океане вступила в чет-
вертый год своего развития. К концу тре-
тьего года войны, 20 октября нынешнего
года, американские военно-морской флот в
армия осуществили, как `известно, первую
высадку на остров Лейте (Филиппины).

В районе Филиппин`в то время впервые
за время войны вступили в бой протиз
американского флота главные силы япон-
ского флота. В результате развернувшихся
морских сражений японский флот понес зна-
чительные потери и был‘ вынужден отойти.
По сообщениям печати, японцы потеряли
тогда два линкора. четыре авианосца,
шесть тяжелых крейсеров, два легких крей-
сераги другие корабли.

На-днях американцы произвели высадку
HOBOrO десанта на остров Лейте. Части 7-й
американской дивизии при поддержке авиа-
ции и флота высадились к’ югу от города
Ормок, зайдя таким образом в тыл япон-
ским войскам, расположенным на. острове.
   декабря американские. войска заняли
ОЭрмок. Части 7-й американской  дивизни,
тесня японские войска, продолжают ныне
дальнейшее продвижение на сезер острова.

Базируясь на Филиппины, ‚ американские
военно-морские силы получают дополни-
тельные возможности для активных опера-
ций на морских коммуникациях, связываю-
шах Японию < оккупированными ею терри-
ториями в юго-западной части Тихого оке-
ана. А из этих оккупированных районов,
в частности с островов Индонезии, Япония
черпает важнейшее стратегическое сырье.
сно, что нарушение американским флотом
морских коммуникаций японцев не может
не отразиться’ на военных усилиях Япо-
НИИ. :

Война на Тихом океане продолжается
ныне в условиях, когда инициатива перешла
в руки союзнаков. Мальнейшие успехи со-
юзников в районе Филиппин могут оказать
серьезное влияние на развитие тихоокеан-

с&ой войны. - т
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ;

сточная окраина-Саарлаутерна). В 4 милях
сезеро-восточнее Сааргемюнда союзные вой
ска переправились через реку Banc (по ко-
Торой в этом! районе проходит франко-гео-
манская граница) и вступили в Габкирхен.
Сезеро-восточнее Xarenay союзные части
преодолели сопротивлелие вражеских арьер-
гардов и продвинулись вперед по лоличе

Заявление

Cmemmunuyca

ЛОНДОН, 12 декабря. (ТАСС). Как пере:
дает агентство Рейтер, гобударственный сек-
ретарь США Стеттиниус, выступая в комис-
сии сената по иностранным делам, наметил
следующие пять задач ‘американской внепе’
ней политики: у

«Во-первых, проведение такой внешней  по-
литики, которая оказала бы максимальную
помошь нашим вооруженным силам с тем,
чтобы победоносно и.как можно скорее за-
кончить войну; во-вторых, принятие эффек-
тивных Мер, направленных на то, чтобы пос-
ле победы Об’единенных наций помешать
Германии и Японии снова накопить силы для
ведения агрессивной войны; в-третьих, соз-
дание как можно скорее организации Об’еди-
ненных наций, способной установить и под-
держивать, если нужно с помощью силы,
мир для грядущих поколений; в-четвертых,
достижение соглашения относительно мер,
способствующих значительному расширению
нашей внешней торговли и производительно-
сти, а также торговли во всем мире с*тем,
чтобы мы могли попрежнему полностью ис:
пользовать рабочую силу в нашей собствен-
ной стране и вместе с другими Об’единенны-
ми нациями вступить в эру неуклонно рас-
ширяющегося производства, потребления и
повышающегося жизненного уровня; в-пя-

тых, укрепление всех условий международ-
ной жизни, благоприятствующих повсемест-

ному развитию институтов свободного и де-
мократического уклада в соответствии с
обычаями и желаниями народов».

а.
Паника в Будапеште

ГЕТЕБОРГ, 13 декабря. (ТАСС). Газета,
«Гетеборгс-постен» пишет: «Четыре шведа,
приехавшие из Буданешта, рассказывают,
что положение там ужаеное. Среди мест-
ного населения, а ‘также среди солдат ца-
par паника. Шведская массия-в Будапеш-
те получила приказ о возвращении на ро-
дину. Другие иностранные миссии также

эвакуируются». а
о

Казни в Германии

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Агезтст-
во АФИ сообшаег с германской границы,
что в Германии продолжаются казни. Во-
поеки распространявшимся ранее сообщени-
ям, одий из узастников заговора против
Гитлера бывший бургомистр Лейпцига Гер-
делер не был повешен, он подвергается в
настоящее время «впрыскиваниям», в pe-
зультате которых ослабевает воля. Геста-
повцы, видимо, заставили таким способом
Герделера дать ‘мохазания, вследствие чего
последовал арест нескольких десятков про-
мышленников и директоров крупных пред-
приятий. Была устроена очная ставка этих
людей с Герделером: :

Бывший мизистр финансов Попиц пове-
шен. Германского адвоката доктора Ланд-
берга, который служил в разведке и был
близким другом и юридическим советником
Гиммлера, постигла та же’ участь, ибо он

Рейна на расстояние 8°миль. Они проникли
8 зону оборонительных сооружений линчп
Мажино и достигли Зельца. нео встретив
сколько-нибудь решительного сопротивле-
ния. В нескольких пулктах союзные части
находятся в 5 милях от франко-германской
границы».

БОЙ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 13 декабря. (ТАСС). Верхов-
ный штаб Народно-освободительной армии
в Югославии сообщает, что в Восточной
Боснии ликвидирован  немецко-усташсхий
опорный пункт Пурачич на линии Тузла —
Добой. Продвигаюнеиеся югославские чзсти
угрожают в настоящее время Зворнику. На
дороге Рогатица—Соколат продолжаются
ожесточенные бои © крупными немецкими
колоннами, пытаюзимися пробиться к Са
раеву. :

В секторе рсекя Дрины ликвидирован не-
мецкий плацдарм на поавом берегу реки
близ Любовии и заняты 4 пункта. Югослав-

Сбор средств в фонд танковой колонны
имени генерала Баграмяна

БУХАРЕСТ, 12 декабря. (ТАСС). Армя-
не горола Бухареста ‘проводят сбор
средств в фонд танковой колонны именм
генерала Баграмяна. 7 декабря. тов. А. Я.
Вышинского посетила делегация союза
армян-патриотов в Румынии, а также
представители румынских граждан армяч-
ской национальности, не входящих в этот
союз. Делегация выразила благодарность
товарищу Сталину и Советскому Союзу 32
помошь Советской Армении в ее политиче-
ском, экономическом и культурном разви-
тия и вручила чек на 40 миллионов лей,
собранных армянами, проживающими вРУу-
мынии, на постройку танковой колонны
имени генерала Баграмяна.

—o—

Налет американской авиации
на Японию

ТОКИО, 13 декабря. (ТАСС). Агентство

Домей Пусин передает сообщение импера-
торской ставки о том, что сегодня после
полудня около 80 бомбардировщиков
«, базирующихся на Марианские
острова, произвели налет на Японию: Не-

ские части выили па важную немецкую
коммуникацию и ‘уначтожили мост в 90 ки-
лометрах южнее Любовии. Все контратаки
немецках частей с целью отбросить юго:
славские войска и освободить эту комму.
никацию, отбиты с большими потерями для
противника;

.B долане Западной Моравы после. много-
дневных боев освобожден город Пожега.
Югославские части, преследуя разбитые не-
мецкие войска, продвинулись до Ужице и
ведут бои на подступах к городу. Югослав-
скими частями перерезана дорога Ужице—

Нова Варош.

Японская газета о широком
распространении в Токио °
сенсационных слухов

ТОКИО, 7 декабоя. (ТАСС); (Запержа-
но доставкой).   Газета «Токио симбун» по-
местила статью, в которой пишет о широ-
ком распространения в Токио сенсацион-
ных слухов.

«Нас’ бекпокоит, говорится в статье—
зто жители Токио все еще распространя:
ют   повсюду неверные и сенсационные
слухи. Везде — на заводах, в мастерских
и даже в местах, где наюеление рассрелс-
точено, — распространяются эти преувели-
ченные слухи. В. связи с участившимися
налетами авиации противника на столицу
тенденция к распространению слухоз воз-
растает». й

Газета пишет, что лица, распространяю-
щие слухи, «фактически более опасны, чем
зажитательные или бугасные бомбы; для
этих людей нет слишком сурового нака-
зания».

Далее газета критикует власти, обвиняя
их в том, что они, замалчивая Ущерб от
воздуиных налетов, тем самым способет-

знал слишком ‘много о гитлеровских гла-
варях.

Гиммлер повесил 200 других лиц, в том
числе адвокатов, представителей интелли-
генции, профессоров. Главные помощники
Гиммлера — Кальтенбруннер и обергруп-
пенфюреры Шелленберг и Мелле, такие же
кровожадные, как и их начальник, руково-
NAT так называемой «елужбой безопасно-
сти», штаб которой находится в южной ча-
сти Берлила. ; :

ОЕ:

Выступление тегеранских газет
против решения меджлиса

ТЕГЕРАН, 10 декабря. (ТАСС). Не
только газеты, вхолящие во «Фронт сво-
болы»; но ин Многие другие тегеранские га-
зеты резко критикуют меджлис за утвер-
ждение им закона о запрещении членам
правительства вступать в переговоры m0
вопросу: о предоставлении нефтяной кон-
цессии.

Так, газета «Панл» заявляет, что  депу-’
тат Мосалдык, но прелложению которого
ыл принят упомянутый закон, лейство-
вал в сговоре с политаческими интриганз-
ми. Газета считает принятие закона неуме.
стным и He соответствующим сложившей-
ся обстановке и выражает протест. протиз
TORO, STO он был принят внезапно и без
всякого. обсуждения. ее

Газета «Ираке ма», не называя  Мосад-
дыка по имени, пипет, что люди, именую-
щие себя народными\ избоанниками, совео-
ззают поступки, протязоречащие интересам
страны.

По сообщению газеты «Эгдам», депутат’
меджлиса от Тавриза Алль внес предло-
жение о том; чтобы в меджлисе был офи-
циально зачитан список депутатов, подпи-
савшихея пол проектом, внесенным Мосад-
дыком для того, чтобы доказать; что ол,
Адль, не подписывал этого проекта.
УХУ $$ 5555

‚ чали

.Толое шольекого шарода.

На многочисленных митингах в Польше единодушно принимаются
резолюции, требующие преобразования Польского Комитета Националь-
ного Освобождения во Временное национальное правительство

ЛЮБЛИН, 11 декабря, (ТАСС), С разных
концов. освобожденной территории Польши
продолжают поступать сообщения оз мно-
гочисленных митингах и собраниях тру-
дящихся, требующих преобразования Поль-
ского Комитета Национального Озвобожде-
ния во Временное национальное правитель-
в.

На митинге рабочих и служащих в Меле-
це принята резолюция, в которой отме-
цается, что Крайова Рада Народова и Поль-
ский Комитет Национального Освобожде-
ния созданы польским народом, который
последовательно и неустанно боролся за
освобождение Польши от ига немецких
оккупантов, а сегодия на освобожденной
территории приступил к работе по созданию
нового о демократического государства.
Пользкий Комитет Национального Озвобо-
ждения руководил нашей борьбой, говорит-
ся в резолюции, и выполняет функции, при-
‹ущие правительству. Поэтому: рабочие и
стужащие, собравшиеся на митинг. обрана-
ются с ходатайством к Крайовой Раде Нз-
родовой о преобразовании Польского Коми-
тета Национального Освобождения во Вре-
менное национальное правительство Полья
ской республики. ’

Аналогичная резолюция принята на со-
брании крестьян Ярославской гмины (воло-
сти) Ярославского уезда. Свыше 400 при-
сутствовавших на собрании крестьян еди-

нодушно поетановили просить Крайову Ра-
ду Народову о преобразовании Польского
Комитета Национального Освобождения BO
Временное правительство.

На митинге рабочих, крестьян и интелли.
генции гор. Лукова собравшиеся в приня-
той резолюции ‘отметили достижения Поль-
ского Комитета Национального Освобожде-
ния в государственной работе и полное
банкротство польской реакции и польского
эмигрантского так называемого правитель-
ства. В резолюции указывается на необхо-
димость немедленного преобразования
Польского Комитета Национального Осво-
бождения во Временное правительство.

‚ Состоявшийся в Люблине <’езд уездных
старост Любельского воеводства в приня-
гой резолюции заявил, что, хорошо зная
большую организующую роль Польского
Комитета Национального Освобождения `В
деле создания государственных органов и
в налаживании хозяйственной и культуриой
жизни ‘страны, с’езд считает, что теперь
уже само название Польский Комитет На-
ционального Освобождения не отвечает вы-
полняемым им функциям. С’езд обратился

По первому санному пути ненец из ста-
новаща Мезенского района вместе с дру-
гими колхозниками приехал в Архен-
гельск с обозом рыбы,

Фото А, ПТЕСТАКОВА. (ТАСС),

к Крайовой Раде Нароловой с просьбой о

преобразовании Польского Комитета На-
ционального Освобождения во Временное
национальное правительство Польской рес-
публики.

ПОЛОЖЕНИЕ В ГРЕЦИИ

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Как
сообщает агентство Рейтер. из Афин, се-
годня части ЭЛАС цодвезли более крупные
орудия и возобновили обстрел района,
где расположен английский штаб. Снарч-
ды падали каждые 5 минут. В ночь на
12 декабря в направлении западных окра-
ин города наблюдалось передвяжение  от-
радов ЭЛАС численностью в несколько
сот человек. Они были обстреляны анг-
лийской авиацией,

Об’явленою, что целью визита фельдмафр
шала `Александера, приехавшего в Афины
в сопровождении английского министра-
резидента Макмиллана, является «кон
сультация с генералом Скоби о необхода-
мых мерах». Александер, прилетевший на-
самолете, выехал в Афины в’ броневике,

который двигался под охраной танка
«Шерман». Александер выехал из Афил

утром 12 декабря, пробыв в Греции менее
30 часов.

НЬЮ-ЙОРК, 13 декабря. (ТАСС). Афич-
ский корреспондент радиовещательной
компании «Нэйшнл бродкастинг систем»
сообщил вчера, что отряды ЭЛАС осущест-
вляют контроль над всей Грецией, за ис-
ключением южной половины Пирейского
полуострова, где 11 декабря продвигались
английские ‘части.

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, английское мини-
стерство иностранных дел опубликовало
вечером 12 декабря коммюнике штабэ
командующего английскими войсками Е
Греция генерала Скоби относительно визи-
та представителя ЭЛАС с целью обсужде-
ния возможных Условий окончания воен-
ных действий в Греции.

«По просьбе представителя ЭЛАС Порфи-
рогениса, говорится в коммюнике, он был
принят генералом Скоба в штабе послед-
Чего утром 12 декабря. Порфирогение за-
явил. что он представляет комитет ЭАМ,
руководящий ЭЛАС (военной организацией
«Н2ролно-освободительного фронта»). Ге-
нерал Скоби заявил. следующее: во-первых,
часта ЭЛАС должны выполнять его прика-
зы, как войска, находящиеся пол ero
командованием, в соответствия с соглаше-

—_—_ до

нием в Казерте. Эти приказы предписыва
ют эвакуацию Аттики. Во-вторых, должны
быть отданы приказы всем сторонникам
ЭЛАС в Афинах и в Пирее прекратить со-
протавление и одать оружие. Будут изда-
ны специальные приказы относительно то-
го, каким образом это следует сделать.
Имена ряда сторонников ЭЛАС хорошо из-
вестны, и если оружие не будет сдано пол-
чостью, ‘то не будет считаться, что это
условие выполнено. В-третьих, как только
эти Условия будут выполнены, генерал
Скоби обязуется информировать об этом
главнокомандующего войсками союзников
на Средиземноморском театре операций
фельдмаршала Александера, который преп-
примет необходимые шаги для того, чтобы
положить конец нынешним беспорядкам в
Греции и вновь создать для всех греков.
езависимо от их убеждений, возможность
мирно ‘пользоваться своими демократиче-
скими свободами. Первым шагом к. этому
должен явиться роспуск всех частных а?-
мий».

Выслушав условие генерала Скоби, Пог-
фирогенис поканул штаб для того, чтобы
сообщить о них руководителям ЭЛАС.

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). Агентст.
во Рейтер передает сообщение штаба гене-
рала Скоби, в котором говорится, что «об-
шее положелие мало изменилось.

В ночь на 13 декабря прибыли новые под-
крепления, вступившие в ‘действае сегодня

рано утром. Английская авиация, под-
держизая наземные войска, подазила 75-
миллиметровое  орудае,  обстрелававшее

пезтр города. Во время другого вылета са-
молеты атаковали склад с боеприпасами;
имеются попадания. В других районах Гое-
цаи положение не изменилось. В Салочиках
и Патрах положение остается напряжен-
ным. По всей стране происходят актизные
перелвяжения партизанских частей».
Агентство Рейтер передает из Афин, что
«всю ночь на 13 декабря в центральном
районе продолжались тяжелые бои, сопро-

вождавшиеся сильной перестрелкой. Части
партизан ворвались в английские казармы,
где сейчас идут бои».

От’езд генерала де Голля из Баку

= \

BARY, 13 ‘texafpa. (TACC). Ceroana &
Баку спепиальным поездом прибыли, в03-
вращаясь из СССР во Францию, Глава
Временного Правительства  Франпузской
Республики генерал ле Голль, Министр Ино-
странных Дел г-н Ж. Било п сопровождаю-
щие их липа. Ча вокзале прибывних встре-
представители Правительства Азер-
байлжанской ССР и представители местных
властей г. Баку. \

В 12 чае. 30 мин. генерал ле Голль и г-н
2%. Бидо с сопровождающими их лицами вы-.
летели на советском самолете в Тегеран.

Генерал де Голль в Тегеране

ТЕГЕРАН, 13 декабря. (ТАСС). Возвра-
шающийея из СССР. Глава Временного Пра-\
вительства Франпузской Республики rene-
раз ле Голль и Миниетр Иностранных Дел
г-н Ж. Било и сопровождающие их лица се-
голня в 15 часов прибыли на самолете в
г. Тегеран.

^.

НВИД СССР. Ф. Ф. Молочков, А. Г. Кула-

ветник Ноеольства И. И. Авалов, Номощинк

«ГОРОД МАСТЕРОВ,

Спектакль г Центральном детском театре

Это не худосочная аллегорая, это пол-
нокровная сказка. Настоянгая волшебная’
сказка, со всеми ее затеями. Тут и чудо:
действенный ‘меч, который одним своим
прикосновением может погрузить человека
в мертвый сон м может пробудить его сно-
ва; тут и старая гацалка, темно и много-
слозно возвещающая судьбу; тут и весе-
лый метельшик/ Караколь, горбатый телом,
но прямой душою, друг всякому зверю и
птице. Тут и звери собственными своими
персонами — какая же настоящая сказка
обойдется без мелведя, или льва, или зай-
ца? я

Горбун Караколь великодушен, смел и
честен, зато в последнем действии ‘он и
женится на самой красизой девушке горо-
да — Веронике; М горб у него исчезает:
Караколь становится строен и красив, под-
стать своей прекрасной невесте. А злой
герцог — горбун, теавшийся в старом зам-
ке, побежден и убит. Вот он валяется на
земле — He TO паук, не то коршун,— не. бу-
дет он больше мучить честных горожан,

большая часть. этих. самолетов. совершила
налет на предместья Токио и район Сикоку: вуют распространению слухов.

АДРЕС РЕДАКПИИ: Москва, 137. Улица «Правды», д. 24,

трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи—Д. 3-87-43; отдел крестьянской молодёжи Д 3-38-38 и Д 3-34-23;

_ 6511582.

6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКНИИ: справочный — Д 3-30-56; секретариат — Д 3
отдел литературы и искусства—Д 3-31
стенографии — Д. 1-94-76 и Д 3-35-00

Типография газеты «Правда» имени Сталина. —
\

мешать искусным пирожникам, мастерам
сдюбы и слойки, печь сзои пироги, гра-
нильщикам — гранить камви, вышивальщи-
пам —вышивать пунцовые розы. Тщетно
пытался он поработить вольный Город ма-
стёров и погубить веселого метельшика:
оружейники, рыбаки и портные не дали город
в обиду, и даже звери явилась из леса на
помощь веселому Клраколю. Козни злого
герцога рушились. Не достанется ему в
жены красавица Вероника. Волыный Город.
мастеров снова пляшет вокруг майского
дерева на площади Болышого’  Мартина,
справляя день своего избавления и свальбу
Караколя и Вероники. Зло ваказано, добро
торжествует — все, как и полагается в по-
рядочной сказке.

Дети смотрят спектакль Центрального
пдетекого театра, то и дело вскакивая со
стульев от радости или тревоги. Всякий,
кто бызал в детских библиотеках или в

театрах для детей, знает, с какой неутоли-
мой жадностью тянутся подростки к тем
спектаклям, рисункам, юнигам — будь то
«Три мушкетера» или «Роланд-оруженот
сец»,— где борьба между злом и добром,
между благородством и низостью имеет
романтическое облачье. Как всегда, их со-
зувствие и негодование проявляются бурно.
«Не ври, не ври, не ври!» — кричит во вре-
мя сцемы суда маленькая девочка, когла
чичтожный болтунинка Клик-Кляк, науш-
чик герцога, свидетельствует на суде про-
Tas благородного Караколя, Весь зал ру-.
коплещет, когда Караколь вонзает кинжал.
з грудь горбатого злодея. Но восторги и
поучения ребят, читающих или смотрящих
на сцене пьесу Т. Габбе, вызваны не од-
вой только внешней эффектиостью фабу-
HS и тралициозным ее романтизмом. Под-
JIHHWOH CKa3ke, если она искренна и поэ-
тична, прикуще, среди прочих волшебств,
еще одно волшебное свойство: говорит она
о том. чего никогда не бывает, но в ee He-
былицах мы уэнаем жизую  действитель-
ность. Такова и «Сказка о двух горбунах»,
почерщнузая прелесть и разнообразие
своих мотивов из богатого фламанлекого
фольклора. Она заставляет в благородстве
своих героев узнавать благородотво героев
наших дней, а в злодеяниях — те эзлодей-
ства, которые ненавидит. в наше время
каждый советский ребенок. Сказка расска-
зывает, будто в гербе злого герцога изо-

бражен трехглавый змей, но мальчики и де-
вочки явно подозревают, что герб ненавист-
ного герцога должен селыно смахивать на
свастику. Вот почему они вдвойне счастли-
вы, когда герцог валится на землю мерт-
вым.

‚Исполнитель роли герцога де Manax-
рон — артист М, Нейман — дает зрителям
увидеть воочию, что такое настоящее урод-
ство, физическое и душевное. В его наро-
чито бесстрастном голосе сльшна черная

Вместе с генералом ле Голлем вылетел Посол
СССР во Франции А. Е. Богомолов.

На аэродроме от’езжающих провожали
представители Правительства Азербайджан-
ской CCP ‘и местные власти г. Баку.

При проводах был выстроен почетный
вараул и были исполнены французский я
советский гимны: Аэродром был украшен
французскими и советскими флагами.

От. Москвы ло Баку генерала де Голля п
г-на sh. Било провожали представители

женков и представитель НКО генерал-майор
М. П. Бутузов.

На аэродроме генерала де Голля встреча-.
ли Посол СССР в Иране М. А. Максимов, Co-

Военного Атталне Иванов, французекий по-
сланник в Иране, французский военный

атташе, генерал-губернатор Тегерана и пред-

Восстановление
Севастополя

Немецко-фапгистские захватчики причи-
нили огромные разрушения Севастополю.
Совет Наротных Комиссаров СССР IDHER]
постановление. ‘направленное к быстрейше-
му восстановлению героического города. (-
ответствующим наркоматам поручено по-
ставить значительное количество материа-
лов и оборудования для восстановления ce-
вастопольского городского хозяйства, д-
строить жилые дома и культурно-бытовые
учреждения. Комитет по делам архитектуры
при’ СНВ СССР должен к маю 1945 года
предетавить проект планировки Севаето-
поля. .

В связи с этим постановлением Нарком-
хоз РОФСР утвердил план восстановления
жилищно-коммунального хозяйства (ева-
стополя. В 1945 году предетойт воестано-
вить и сдать в эксплоатацию 15 тыс
квадратных метров жилой площади. Уже в
третьем квартале севастопольский водопр-
вод сможет ежесуточно подавать до 15 ты-
сяч кубометров волы. Полмиллиона рублей
затрачивается на восстановление дорог и
мостов. Отстраиваются причалы, восетаназ-
ливается энергосеть протяжением в 57 ЕгР-
лометров, начнется строительство Черноре-
ченского водопровода. (ТАСС).

Е
`Встреча с поэтом

Вчера в Военном институте иностранных
языков состоялась встреча с поэтом
ксеем Сурковым. Курсанты с интересом вы-
слушали содержательный доклад поэта о
работе советских писателей на фронте. 3а-
тем Алексей Сурков прочитал свой стихи,
поделился творческими планами.

И
Начал действовать вулкан
на Намчатке

ПЕТРОПАВЛОВСК-на-КАМЧАТКЕ, 13
декабря. (ТАСС), 11 декабря около. 17 ч2-
сов местного времени впервые после 7-лег-
него покоя стал проявлять активность
вулкан — Ключевская -comka. Над крате-
ром вулкана ночью показалось огненное
освещение от выступившей там раскален-
HOH asp.

За вулканом наблюдает сотрудник Кам-
затокоЯ вулканологической станции Ака’
демии наук СССР кандидат геолого-миче-
ралогических наук Б. И. Пийп.

сы
`Шахматный ‘чемпионат

столицы

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР.

В четвертом туре наибольший интерес
вызвала партия гроссмейстера Смыслова с
Алаторцевым, которая после острой игры
закончилась победой Смыслова. Гроссмей:-
стер Котов, игравший белыми с Араманови-
чем, разыграл ферзевый гамбит, получил
несколько лучигую ‘игру, пожертвовал фи:
гуру и вскоре ‘принудил противника к сда-
че. Партия Верлинский — Панов закончи-
лась победой Панова. Рагозин выиграл у
Люблинского. Партия ’Константинополь-
ский — Фридштейн закончилась ( вничью.
Остальные. партии отложены,

Сегодня в Синем зале ИДКА будет про:

ставители французской колонии,

вается. сила хищника, недаром во второй
картине первого действия, когда герцог
вчезанно ‘хватает за горло Клик-Кляка,
маленькие зрители замирают от ужаса.
Горбатый герцог, полупаук, полукоршун,
похож в эту минуту на самое ‘страшное из>
всех ‘сказочных чудовищ: Ha упыря, на
вампира. А ничтожество Клик-Кляка, хва-
стуна, болтунишки, предателя, искусно сы-
гранного актером 3. Сажиным, встает в
этой сцене перед зрителем во всей своей
сущности.

К сожалению, постановщики, режиссеры
спектакля (В. С. Колесаев, Л. А. Волков)
Ч многие актеры как-бы побоялись дове-
риться сказочной сущности пьесы, развить
сказочную” ее основу и не воспользова-
лись всеми возможностями, которые давала
им сказка. Вот, например, на сцене звери:
лев, медведь, заяц. Неподвижные в гербе
Города мастеров, изображенном на’ зана-
весе, они внезапно живыми выходят на
сцену. В сказке появление зверя — всегда
праздник мудрости, лукавства или добро-
ты. К тому же, звери это не простые —
это те самые звери, которые так дружны
с Караколем и платят ему, по_сказочному
обычаю, услугой за услугу. Неужели ре-
жиссеру и актерам нечего с ними делать?
Новидимому, нечего. Актеры, одетые в ко-
стюмы зайца, медведя и лыва, безо всяких
звериных затей бродят ‘среди’ красивых
лесных декораций, отлично написанных
художником И. Федотовым. Про этих зве-
рей можно сказать разве, что они добро-
душны — и только. Характерности, особой
повадки — львиной, заячьей, медвежьей —
в них нет никакой. Сказочной таинствен-
ности — тоже.

Пьеса Т. Габбе была выпущена в свет
издательством «Искусство» в 1943 году.
Если сравнить книгу ео спектаклем. мы
увидим, что театр придал ее ролям и поло-
жениям излишнюю прямолинейность, что

некоторые роли и эпизоды театр не только

исходить доигрывание отложенных партий.

простодушие, шаловливость, нежность. Так,
Тимолле-меньшой (С. Саиди)-— маленький
мальчик, выбивающий меч из рук велика-
на. защитника герцога, —в пьесе: не только
смел, HO и смешон и ребячлив, настолько
ребячлиз, что накануне своего подвига
поручает Караколю передать дедушке,
чтоб дома получше смотрели за его голу-
бями. да чтоб не беспоковлись © старой
собаке: она в лесу! В спектакле же Тимо-
лле-меньшой с воодушевлением деклами-
рует о своей любви к родному городу — и
только. Характера ему не дали, на него воз-
ложили одну только сюжетную нагрузку—
нагрузку эту он честно несет, но обаяния
лишен...

Центральная сцена спектакля—вала су-
да тоже подверглась некоторой
щенной операции, стала беднее: Gaines
чувствами, напряжением. В пьесе красави-
ца-Вероника, пленница коварного  герцо-
Ta, CHUIMT ta балконе рядом с ним, и бед-
няга Караколь глазам своим ше верит, вне-
запно увидя возлюбленную в стане врагов.
В театре же’этот мотив устранен, и артист
И. Воронов, играющий Караколя, вместо
того. чтобы выразить сложное фавнообра-
зие чувств: смятение, надежду, горе, вы-
нужден выражать в этой сцене нечто го-
раздо более элементарное: ‘одно только
несправедливо ° попранное  благородктво.
и сделалось проще и много бед-

1. а
«Учителю кажется легким самое про-
стое и общее,—писал Лев Толстой в одной
из педагогических статей— а для ‘ученика
только сложное и живое кажется легким».

Разумеется, сложное не следует пони-
мать как запутанное. — это мно-
гостороннее, содержательное, оно НН:
сколько не противоречит ясности. Настоя-
щая сказка сложности не боится; не сле-
дует бояться ее причудливого многообра-
зия и театру для детей. Драгоценный эти-

ческий смысл, заложенный в сказке, пи-
тается не прямолинейной аллегорией, а 60-
гатетвом обравов, положений и чувств.

Алексей УГЛОВ.

не расцветил, не разукрасил, но слегка
обеднил. Так, актриса И. Викторова, игра-
ющая Веронику, очень звонко, Чисто и
увлекательно доносит до зрителя всю пз-
тетическую, протестующую сторону роли,

злоба, сквозь беззубую хилость проры-   но утрачивает лукавство,

Я

-36-89 и Д. 3-31-79; отдел пропаганды и агитации —Д 3-37-22; комсомольской жизни —

кокетливость, (

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

д 3-31.39: отдел р.

34; отдел информации—Д 3-38-49; военный . отдел — Д 3-36-24; писем — Д 3-30-69;

le

абочей молодёжи—Д 3-31-96; отдел
иллюстрации — Д 3-30-22; бюро

Изд. № 693.

`

<
Ss
fa?

Mel